ПРОПОВЕДИ
Иисус Христос воскрес из мертвых в славе и величии.
Мф.28.5-6 «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал».
Основная тема главы 28 Евангелия от Матфея – воскресение Иисуса Христа из мертвых. Его воскресение лежит в основе христианства, поэтому это событие записано во всех четырех Евангелиях. Каждый из четырех евангелистов подробно описал распятие Христа и Его воскресение. В главе 28 содержатся свидетельства ангела Божьего, а также Самого Христа, доказывающие истинность воскресения Его. В предыдущих главах мы видели, как Вождь нашего спасения сражался с силами тьмы, как они наступали на Него. И победа склонилась на сторону врагов, а наш Спаситель пал пораженный ими. Пс.77.61 «И отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага». Но как бы от сна воспрянул Господь Иисус. Пс.77.65, 66 «Но как бы от сна воспрянул Господь,… И поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их». Он вновь набирает силы, выходит из гроба Победителем. Даже более чем просто Победителем. Никто не может устоять перед Спасителем нашим. В этой главе мы находим следующие свидетельства воскресения Христа: свидетельство ангела о Его воскресении, явление воскресшего Христа женщинам, признание воинов, охранявших гроб (ст.11-15) и явление Христа ученикам в Галилее (ст.16-20).
Глава 28 начинается с прихода добродетельных женщин к гробу. Они пришли на рассвете первого дня недели. Он воскрес на третий день после Своей смерти. Это было то время, которое Он неоднократно предсказывал и соблюл. Погребен Он был вечером шестого дня недели, а воскрес утром первого дня следующей недели. Он находился в гробе около тридцати шести или тридцати восьми часов. Он пробыл в гробе такое время с тем, чтобы доказать, что Он действительно был мертв. Но пролежал в нем не дольше этого времени, чтобы Ему не увидеть тления. Он воскрес на третий день, чтобы подтвердить знамение пророка Ионы (гл.12.40) и исполнить предсказание пророка Осии: Ос.6.2 «в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицом Его». В седьмой день недели (в субботу) Он покоился. А затем, в первый день следующей недели, Он как бы начал творить новый мир и приступил к новому труду. В первый день первой недели сотворения мира Бог повелел свету воссиять из тьмы. Поэтому Христос, Тот, Кто должен был стать светом миру, на первый день недели восстал из тьмы могилы. Поскольку Христос воскрес в первый день недели, поэтому этот день был назван днем Господним. С этого времени никакой другой день недели не упоминается во всем Новом Завете как день покоя. И этот день часто упоминается в нем как день, который христиане благоговейно соблюдали в торжественных собраниях в честь Христа (Ин.20.19; Деян.20.7; 1Кор.16.2).
Он воскрес, как только наступил третий день – время, предпосланное для Его воскресения. После того, как Он был взят от Своего народа, от Своих учеников, Он возвращается со всякой поспешностью. Он сказал Своим ученикам еще раньше, что, хотя вскоре они не увидят Его, всё же опять вскоре увидят Его. И потому Он совершил это вскоре настолько поспешно, насколько это было возможно. Его страдания начались ночью. Когда Он висел на Кресте, солнце померкло: Мф.27. 45 «От шестого же часа (соответствует нашим 12-и часам дня) тьма была по всей Земле до часа девятого». Его положили в гроб, когда сумерки опустились на землю. Но из гроба Он восстал, перед самым восходом солнца, через день. Ибо Он есть «звезда светлая и утренняя», истинный свет. Вспомним стих Отк.22.16 «Я, Иисус, послал ангела Моего засвидетельствовать вам это в церквах. Я есть корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».
В первый день другой недели ко гробу пришли те самые женщины, которые присутствовали при Его погребении, сидели против гроба. Мк.16.1-2 «По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти – помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца». Они и теперь пришли, чтобы выразить свою любовь к Христу, всё еще осведомляясь о Нем. В Библии не сообщается, была ли с ними Дева Мария. Вероятно, что возлюбленный ученик (ап. Иоанн, который взял ее в свой дом), не позволял ей ходить к гробу. Другие евангелисты отмечают (в т.ч. и Марк), что они пришли помазать Тело. Ап. Матфей указывает на то, что они пришли посмотреть гроб и убедиться, всё ли было в таком виде, в каком они оставили его. Возможно, они слышали, что первосвященники поставили у гроба стражу, но не были в этом уверены. Возможно, они пришли не без мыслей о Его воскресении. Ибо они не могли совершенно забыть всё то, что Он говорил Своим об этом.
Далее в Евангелии от Матфея описывается воскресение Господа Иисуса Христа, приводятся те обстоятельства, которые нам необходимо знать. Ст.2 «Сделалось великое землетрясение». Когда Он умер, «земля потряслась» (Мф.27.53), т.е. земля содрогнулась от ужаса. Теперь же, когда Он восстал, земля, отдавшая Его, прыгала от радости, видя, как Он возвеличился. Это был сигнал победы Христа над смертью. Далее читаем Мф.28.2 «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». В книге Александра Меня «Сын Человеческий» этот факт уточняется. Там написано, что ангел взял камень, который весил около тонны, и поставил выше по склону перед входом в гроб. Ангелы часто служили Господу Иисусу: во время Его рождения, в Его искушении в пустыне, в Его предсмертном борении. Но когда Он оказался на Кресте, мы не находим того, чтобы ангел служил Ему. Когда Отец оставил Его, они тоже удалились от Него. Теперь же, когда Он восстал во славе, ангелы Божии поклоняются Ему. Ангел отвалил камень от входа в гроб и сел на нем. Если бы он ушел, можно было подумать, что кто-то похулиганил и ушел. А так ангел выразил, что делал это он, и нежелающие с этим мириться будут иметь дело с ним. Христос мог бы отвалить камень и Сам, Своей собственной силой, но пожелал, чтобы это сделал ангел. Взявшись расплатиться за наш грех, который был вменен Ему в вину, Он оказался под арестом вследствие этого вменения. А теперь не Он разрушил Свою темницу, а получил честное и законное освобождение с небес. Камень наших грехов был привален к двери гроба Господа Иисуса, но, чтобы показать, что Божье правосудие удовлетворено, ангелу было поручено отвалить этот камень. Враги Христа (первосвященники), приложили к этому камню печать, приняв, подобно Вавилону, решение «не отпускать пленников своих». Но все силы смерти и тьмы находятся под контролем Бога. Ангел с небес имеет власть сорвать печать, хотя бы это была большая печать Израиля. Тот факт, что ангел сидел на камне, который он отвалил от гроба, достоин внимания. Он сидел на нем, не давая всем силам ада придвинуть его обратно к входу в гроб. Спугнув стражу врагов, ангел сидел у гроба, подобно некоему стражу. Он сидел, ожидая женщин, готовый дать отчет о воскресении Господа.
Ст.3 «Вид его был как молния, а одежда его была бела как снег». Это был видимый образ славы Божьего мира, которой не присущи оттенки. Его взгляд на охранников, поставленных первосвященниками, был подобен вспышке молнии. Белизна его одежды было символом чистоты. Ст.4 «Устрашившись его, стерегующие пришли в трепет и стали как мертвые». То были воины, думающие о себе, что они ничего не боятся. Но один только вид ангела привел их в ужас. Охранники стали как мертвые, когда ожил Тот, Кого они охраняли. Когда они поняли, что понесли полное поражение в том деле, на которое были поставлены, это привело их в ужас. Они были поставлены здесь для того, чтобы стеречь мертвого человека в его гробу. Эта была самая легкая задача из всех, какие когда-либо ставились перед ними. Им было сказано, что следует ожидать появления напуганных учеников. Но они пришли в трепет, когда увидели, что им противостоит сильный ангел, которому они не отважились даже взглянуть в лицо. Так Бог наводит страх на Своих врагов.
Что-то неприятное, страшное таит в себе приближение к гробам и могилам. Но еще страшнее было для этих женщин увидеть у гроба ангела. Но ангел ободряет женщин и развевает их страхи. Он тут же успокаивает их, говоря: «не бойтесь». Пусть нисколько не удивляет вас та весть, которую я вам принес. Ибо вам заранее было сказано, что Учитель ваш воскреснет. Не бойтесь, я не причиню вам никакого вреда и не сообщу вам никакой недоброй вести. Ст.5 «не бойтесь, ибо я знаю, что вы ищете Иисуса распятого». Ангел напоминает им о том, что Он был распят, чтобы еще более подчеркнуть их любовь к Нему. Слова ангела означают: «Вы всё еще ищете Его, хотя Он был распят, т.е. умер смертью злодеев. Несмотря на это, вы по-прежнему продолжаете оказывать Ему благодеяния». Ангел заверяет женщин в том, что Христос воскрес. Этого должно быть достаточно для того, чтобы их страхи развеялись. Он указывает им на два факта, могущие укрепить их веру в воскресение Господа. Во-первых, на то, что Его слово, которое они могли помнить, теперь исполнилось: «Он воскрес, как сказал». Ангел ссылался на слово Христа, как на достаточное свидетельство, подтверждающее неизменность Его святого характера. Во-вторых, ангел указал на то, что гроб, в который они могли заглянуть, был теперь пуст. Суть слов ангела: «Сопоставьте то, что вы слышали, с тем, что вы видите. Вы видите, что Его невозможно было украсть оттуда (гроб охраняли солдаты первосвященников), а потому вы должны будете заключить, что Он воскрес».
Ангел повелевает им сообщить эту новость ученикам Христа. Ст.7 «пойдите скорее, скажите ученикам Его». День этот был днем радостной вести. Женщины были первыми обладателями этого утешения, первыми вкусили его благость. Но они не должны были одни пользоваться этой благой вестью, не должны были удерживать при себе обретенную ими радость. Ангел не сказал: «Пойдите, скажите первосвященникам и фарисеям, чтобы они пришли в смущение»; но, «скажите ученикам, чтобы они утешились». Бог предвкушает радость Своих детей более, нежели позор Своих врагов. Это время было гнетущим для учеников, объятых скорбью и страхом. Поэтому, каким утешением должно быть для них услышать сейчас, что их Учитель воскрес. Полученное известие должно побудить их искать Христа и приготовиться к Его явлению. Им было велено пойти скорее с этим поручением. Зачем нужна была такая спешка? Ученики теперь были исполнены печалью и страхом, а Господь хотел поскорее утешить их.
Женщинам было дано указание сказать ученикам, чтобы они встречали Господа в Галилее. Были и другие явления Господа прежде Его явления в Галилее, явления неожиданные и удивительные. Но Он пожелал, чтобы одно явление было торжественным и публичным, и заранее известил их о нем. Эта встреча была назначена в Галилее по следующим причинам: во-первых, из сочувствия к немощи Своих учеников, которые находились сейчас в Иерусалиме, но боялись иудеев и не осмеливались показываться при народе. Во-вторых, ради тех из Его учеников, которые оставались в Галилее и не восходили в Иерусалим (возможно, они не могли прийти). Словами «вот я сказал вам» ангел как бы снимает с себя ответственность, если они не примут сказанного им слова, и возлагает ее на них.
Женщины отправились от гроба, чтобы возвестить о случившемся ученикам. И вот, Господь Иисус встретил их. Они были объяты одновременно и страхом и радостью. И то, что Он сказал им «радуйтесь» имело целью прибавить им радости и успокоить их страхи. Вспомним эпизод встречи Господа с женщинами: Ст.9 «И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему». Так они выразили, во-первых, благоволение и почтение к Нему. Они поклонились Ему в смирении и благоговейном страхе как Сыну Божьему, ныне прославленному. Во-вторых, так они выразили любовь и привязанность к Нему. В-третьих, этими своими действиями они выразили торжество радости, которое они переживали теперь. Эти ревностные женщины не только первыми услышали весть о воскресении Христа, но и первыми увидели Его воскресшего. Господь Иисус всегда ближе к Своему народу, чем он думает.
Слава, честь и благодарение нашему воскресшему Спасителю. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Иисус Христос пришел в наш мрачный мир, чтобы Своим принести свободу и жизнь. Слава никогда не была Его целью. Будучи Сыном Божьим, Он смиренно и послушно принес Себя в жертву за грехи мира. Его воскресение – это торжество того, что Он исполнил Свое предназначение. Просим, помоги нам праздновать воскресение Спасителя Христа и делиться радостной новостью, что Он жив. Помоги нам праздновать и нашу новую жизнь, которую мы имеем в Нем. Спаситель наш достоин наивысшей славы, Он высок и превознесен, Его имя выше всякого имени. Однажды всякое колено преклонится перед Ним, и всякий язык исповедует, что Он – Господь. Просим, помоги нам увидеть Тебя, когда Ты придешь к нам в контексте или совершенно неожиданным образом. Когда нас посещают мысли о своей ничтожности и одиночестве, нам некуда бежать, как только к Тебе. Ты показал, как много мы значим для Тебя и мы бл-м Тебя. Господь Иисус, помоги нам лучше узнать Тебя, помоги возрастать в любви к Тебе и следовать за Тобой. Аминь.