ПРОПОВЕДИ
Погребение Господа Иисуса Христа.
Мф.27.59-60 «И взяв Тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею (полотном). И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и привалил большой камень у двери гроба, удалился».
Есть церкви, которые собираются в Страстную пятницу и вспоминают о страданиях и смерти Христа. А в воскресение (в Пасху) говорят о великой славе Господа, о Его воскресении. Может показаться удивительным, что погребение Господа Иисуса включено в наш Символ веры: «верую в Иисуса Христа …, умершего и погребенного». В это следует верить, если человек хочет спастись. Важно верить, что смерть и воскресение Иисуса Христа относились к Его телу, но не к душе. Это Его тело умерло и было похоронено в гробнице, и поэтому Его воскресение было телесным воскресением.
Погребение Господа тоже говорит о славе, о величии нашего Господа Бога и, в частности, о том, что, для Бога нет мелочей, Он всё предусматривает в Своих действиях. Во-вторых, Он следит за исполнением Своего Слова, за библейскими пророчествами. В соответствии с Библией погребение составляет часть Евангелия. Может быть, не все обратили на это внимание, поэтому прочитаем отрывок из 1Послания к коринфянам ап. Павла: 1Кор.15. 1-4 «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши, по Писанию. И что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию».
Вспомним пророческие слова о страданиях, смерти и погребении Иисуса Христа из книги пророка Исаии: Ис.53.7-9 «Он истязаем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих. Как овца, веден был Он на заклание, не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых. За преступления народа Моего претерпел Он казнь. Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах его». Несомненно, что прочитанный нами текст усердно изучали и члены иудейского Синедриона (Верховный Суд) Иосиф Аримафейский и Никодим, похоронившие Господа Иисуса. Притом того самого Синедриона, который постоянно выступал против Господа. И, в конце концов, приговорил Его к смерти.
Библия описывает первую встречу Никодима с Господом Иисусом (Ин.,гл.3). История встречи начинается словами: Ин.3.2 «Он (Никодим) пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Обращаем внимание на слово «мы». В Библии не уточняется, кто это «мы», кто кроме Никодима знал, что Господь нисшел от Бога. Это был, вряд ли весь Синедрион. Но одним из этих «мы» мог быть и Иосиф Аримафейский, товарищ Никодима. Возможно, уже тогда начал их готовить Бог к выполнению их миссии: похоронить Христа в гроб богатого. На этой же встрече Никодим услышал от Христа следующие слова: Ин.3.14,15 «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». История с медным змеем написана в книге Чис.21.4-9. Бог послал ядовитых змей на израильский стан в пустыне, при выходе их из Египта, в наказание за их роптание. Когда израильтяне молили Моисея о спасении, он обратился к Богу. Бог повелел Моисею выставить на знамя (шест) медного змея. Каждый, кто посмотрел на этого змея, не умер от укуса, но исцелился. Медный змей служил спасением для погибающих. Господь Иисус сказал, что подобным образом Он Сам должен умереть на Кресте, неся наши грехи, чтобы каждый человек, кто верит в Него, был навсегда спасен от наказания за грех. Будучи «учителем израилевым» (так назвал Никодима Господь в стихе 3.10), он должен был понять это.
Здесь Христос рассуждает о великой цели Своего прихода в мир и блаженстве верующих в Него. Он пришел спасти людей путем исцеления подобно тому, как медный змей исцелял израильтян. Христос объясняет, почему сказал ранее, что лишь Ему открыт доступ на небо. Он открыт Ему для того, чтобы привести туда всех прочих, кто захочет следовать за Ним, как за наставником своим. Христос свидетельствует, что Он открыто выставлен перед всеми, чтобы всех наполнить Своей силой. «Вознес змею» здесь означает быть помещенным на видное место, чтобы явиться взору всех. Это и происходит через проповедь Евангелия. Смысл слов Христа: проповедь Евангелия, подобно знамени, возносит Христа над Землей, дабы обратить к Нему очи всех. Образ этого вознесения Христос видит в медном змее, которого выставил Моисей в пустыне. Взгляд на него спасительно врачевал тех, кто был ранен смертельным змеиным укусом. Христос учит: евангельская доктрина выставляет Его перед взором с той целью, чтобы всякий, взглянувший на Него с верою, получил спасение. Отсюда следует, что Христос ясно предлагается нам в Евангелии. Он выставлен перед всеми людьми, и взгляд веры видит Его так, как будто Он Сам предстоит перед человеческим взором. Ап. Павел также говорит (Гал.3.1), что во время проповеди Христос представляется со Своей крестной жертвой. Уподобление это не искусственно. Змей, искусивший Еву в Эдемском саду, выглядел змеем чисто внешне, внутри же он был смертелен и ядовит. Так и Христос облекся в образ греховной плоти, но на самом деле чистой и свободной от греха, чтобы исцелить нанесенную нам грехом рану. Видя, что Его презирают как отверженного человека, Христос не мог предложить лучший образ, чем образ вознесенного змея. В этом прообразе содержится великое ободрение для тех, кто верой взирает на Христа. Он был вознесен для того, чтобы Его последователи могли быть спасены, и Он достиг Своей цели. Спасение, предлагаемое во Христе, является всеобщим: всякий верующий в Него без исключения имеет право быть спасенным через Него. Предложенное Им спасение является совершенным. Они не погибнут от язвы греха и в беззакониях своих. Но это еще не всё: они будут иметь жизнь вечную. Они будут наслаждаться обещанным покоем.
Господь Бог увеличивал в Никодиме веру. Первый раз он пришел к Господу Иисусу ночью. Второй раз он уже открыто защищает Христа перед священниками и фарисеями. Об этом свидетельствует ап. Иоанн: Ин.7.51,52 «Никодим, приходивший к Нему ночью, … говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк». Никодим высказался против их судопроизводства. Услышат от самого обвиняемого и не узнают, что он делает. Ни один закон цивилизованного государства не разрешает этого ни при каких условиях. И это было в то время как они укоряли простой народ, и особенно последователей Христа в том, что они были невеждами в законе. Никодим тактично обращает их обвинение на них самих. Факты, а не лица должны быть известны суду. Можно предположить, что после этого Никодим внес на заседании суда следующее предложение: Христос должен прийти для сдачи показаний о Себе и Своем учении. А они должны удостоить Его беспристрастного выслушивания. Однако никто не поддержал его. Прямого возражения не было. Не сумев противостать силе аргументов Никодима, они обрушились на него. Некоторые считают, что ему досталось за то, что он не сказал: «Я знаю, что Он Учитель, пришедший от Бога, и вы, противясь Ему, враждуете против Бога». Они думали, что Христос из Галилеи, но это не соответствовало действительности. Если бы они взяли на себя труд провести расследование (в это время уже записывали рождения), то убедились бы в этом. С другой стороны, два библейских пророка Иона и Наум были из Галилеи. Т.о., их доводы против Христа были позором для Синедриона и фарисеев.
В нужное время Никодим уже был подготовлен Богом к более смелым и решительным действиям ради Иисуса Христа. Ин.19.39 «Пришел также и Никодим (хоронить Христа) … и принес состав из смирны и алоя, литр около ста». И дальше описывается погребение Господа. Об Иосифе читаем следующее: Лк.23.50-52 «Тогда некто, именем Иосиф, член совета (Синедриона), человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и деле их, из Аримафеи, …пришел к Пилату и просил Тела Иисусова». Мы уже говорили о том, что Никодим и Иосиф могли узнать, как произойдет искупление человечества, как из слов Самого Господа, так и из книги пророка Исаии и других мест Библии. Вспомним отрывок из библейских пророческих слов: Ис.53.9 «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» указывали на то, что Его гробница будет вблизи того места, где казнили и хоронили преступников, т.е. на холме Голгофа. И она будет как-то связана с богатым человеком. Иосиф, должно быть, понял, что Бог предназначил ему осуществлять это пророчество, что ему следует подготовить гробницу для тела Христа. Мы не можем не прийти к выводу, что Бог открыл Никодиму и Иосифу предстоящее распятие и роль, которую они должны сыграть в связи с ним. Иосиф купил кусок земли и подготовил сад и гробницу в ожидании ее первого и единственного обитателя. Затем они купили для Христа погребальные одежды и благовония, и спрятали их в гробнице. После суда они спрятались в этом месте, откуда могли наблюдать ужасную сцену на Кресте без опасения быть обнаруженными.
Есть несколько факторов, объяснимые нашим предположением. Иначе как объяснить, что Иосиф сделал гробницу в таком месте, как Голгофа, рядом с местом казней. Где стоны и крики умирающих преступников создавали невыносимую атмосферу. Он был состоятельным человеком, вполне способным приобрести гроб в более удобном месте, в том числе и в своем селении. Однако в Библии сказано, что он сам «высек в скале … новый свой гроб» (Мф.27.60) в этом странном месте. Иначе как объяснить, как тем, о чем сказано было выше, что не успел Господь Иисус испустить Свой Дух, Иосиф уже пошел просить Его тело у Пилата. Мк.15.43,45 «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царства Божия, осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисусова. И узнав от сотника (что Он уже умер), отдал Тело Иосифу». Иначе как объяснить смелость Иосифа, члена совета, что не побоялся просить Тело Иисуса у Пилата, как тем, что Бог именно его избрал похоронить Своего Сына и укрепил его для этого. Еще раз вспомним библейский текст (Мк.15): «Пришел Иосиф из Аримафеи, ….осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисусова». Удивляет не только смелость Иосифа, но Никодима тоже. Они проявили смелость в то время, когда ученики Его были сильно испуганы. Мк.14.15 «Тогда, оставив Его (Господа) все бежали». Бог Сам приготовил Иосифа и Никодима для оказания единственной в своем роде, совершенно необходимой услуги Господу Иисусу. Иначе как объяснить, как тем, о чем сказано было выше, то, что у Никодима и Иосифа было всё необходимое для погребения Христа, не так, как у женщин, приходящих рано воскресение к гробу с благовониями.
И похоронили Никодим и Иосиф Господа Иисуса так, как этого требовали иудейские обычаи. Ин.19.41,42 «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко». Вместо того чтобы опустить Господа Иисуса в общую яму, как обычно хоронили преступников, Он был положен в новый гроб богатого. Событие это было неожиданным и для иудейских начальников и вызвало у них переполох.
Боже, мы благодарим, что так хорошо организовал погребение Своего единородного Сына, а нашего единственного Спасителя Иисуса Христа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Это непостижимо, что Ты не только спасаешь нас от вечного огня, но даруешь нам жизнь вечную. Дай нам довериться Тебе, стремиться к Тебе. Просим, приди, направь нас на путь спасения. Бл-м, что Ты открылся нам и примирил нас с Собой через Иисуса Христа. Ты говоришь, что Ты освобождаешь узников греха. Просим, помоги нам поверить в это и пережить это. Помоги стать членом Твоей семьи и чтить Тебя во всем, что Ты сделал для нас. Мы хотим быть свободными, хотим быть в Твоем прекрасном вечном Царстве. Яви нам Свое спасение и исцеление. Любой призыв Христа включает в себя призыв отказаться от чего-то мирского. Просим, дай нам понять, что нужно оставить, чтобы ответить на Твой призыв. Господь Иисус, нас изумляет Твоя власть и сила. Просвети наши глаза и открой Себя больше, чтобы мы могли прославить Тебя. Бл-м, что Ты не оставляешь нас в самые тяжелые времена. Бл-м, что Ты любишь нас больше, чем мы того заслуживаем. А также напоминаешь, что Ты ценнее всего и всех в этом мире. Аминь.