ПРОПОВЕДИ
Если кто не родится свыше.
Ин.3.3 «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
В Библии мы находим, что немногие обратились к Христу в Иерусалиме. Однако среди них оказался один важный человек, «один из начальников иудейских» Никодим. Среди призванных Богом не много благородных, однако встречаются и такие. И вот перед нами один из них. В Евангелии от Иоанна мы находим беседу Христа с Никодимом. Христос переходит к новой для Никодима теме полнее уместно. Ибо, как напрасно сеять семя в невозделанную почву, так и напрасно предлагать евангельское учение, если слушатель не будет прежде приведен к послушанию и не возымеет желание учиться. Христос видел: душа Никодима была полна терний.
Господь говорит ему о необходимости и сущности возрождения. Этот ответ Господа выражал порицание того, что, по мнению Христа, было неправильно в обращении Никодима. С его стороны недостаточно было только восхищаться чудесами Христа и признавать Его посланничество с Неба. Он должен был родиться свыше. Ясно, что он надеялся на скорее наступление Царства Небесного, Царства Мессии. Он уже предвидел рассвет этого дня и, в соответствии с общими для всех иудеев представлениями ожидал, что это будет явлением внешней силы и внешнего великолепия. Никодим не сомневается в том, что Иисус Христос, творивший такие чудеса, является либо Мессией, либо Божьим пророком. Он говорит Господу: Ин.3.2 «Равви! Мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Никодим надеется этими словами заслужить себе право на привилегии этого Царства. Но Христос говорит ему, что он не может получить никакой пользы для себя от перемены положения, если не произойдет перемена в духе человека, т.е. в его принципах и наклонностей. Перемена, о которой говорит Господь Иисус, равносильна новому рождению.
Когда Никодим признал Христа «Учителем, пришедшим от Бога», Тем, Кому была дана сверхъестественная сила и сверхъестественное откровение с Неба, он тем самым выразил свое желание узнать, что это за сила и откровение. И выразил свою готовность принять его. И Христос открывает ему. Обратим внимание на то, как решительное заявление Господа. Решение данного вопроса непреложно: «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Выразим другими словами наставление Господа, сказанное Никодиму: «Говорю тебе это, хоть ты и фарисей, хоть ты и учитель Израилев, что требуется родиться свыше». «Увидеть Царства Божия» означает то же, что и войти в Царство Божье. Однако ошибаются те, кто принимает Царство Божье за небеса. Скорее оно означает духовную жизнь, которая начинается уже в этом мире. Т.е.: во-первых, мы должны начать жить новой жизнью. Жизнь начинается с рождения. Родиться свыше – значит начать жить заново, как начинают те, кто до сих пор неправильно или бесцельно жил. Не следует пытаться подновлять ветхое знание, необходимо начинать с фундамента. Во-вторых, мы должны получить новую природу: новое мышление, новые чувствования, новые цели. Мы должны родиться «снова» (это слово использовано в Гал.4.9). При нашем первом рождении мы получили тленную природу, порабощенную греху и беззаконию. Поэтому мы должны пережить новое, второе рождение. Наша душа должна быть заново сотворена и оживлена. Это новое рождение имеет свое происхождение с Неба и направление к Небу. Оно означает рождение для божественной жизни, для общения с Богом и горним миром. А для этого нужно носить образ небесного.
«Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». «Если кто», т.е. всякий, причастный человеческой природе и ее испорченности. «Не может увидеть Царствия Божия», которое начинается с благодати, а оканчивается славой. Если мы не родимся свыше, то не можем увидеть его. Т.е., во-первых, мы не можем понять его природу. Природа вещей, принадлежащих к Царству Божьему (в чем Никодим как раз и желал получить наставления), такова, что душа должна полностью обновиться, заново сформироваться. Душевный (греховный) человек должен стать духовным, прежде чем он станет способным принять и уразуметь Божьи истины (1Кор.2.14). Во-вторых, невозрожденные люди не могут наслаждаться радостями Царствия. Не могут надеяться получить какую-либо пользу от Христа и Его Евангелия. Не могут иметь в нем какую-либо часть или жребий. Возрождение является обязательным условием нашего блаженства, как на Земле, так и в потустороннем мире.
Возможно, некоторые люди воскликнули бы: «Если бы можно было начинать жизнь с начала! Уж тогда бы я …». Если такая мысль к вам приходила, поспешу вас обрадовать. Можно начать жизнь сначала и прожить ее достойно. В Библии это так и называется – второе рождение. Пережив его, можно избавиться от того греховного «я», которое вы в минуты искренности с самим собой презираете. Можно стать новым человеком, отмытым от греха. Сколько бы дров вы ни наломали в прошлом, сколько бы неприятностей ни окружало вас сегодня, каким бы мрачным ни представлялось будущее – выход есть. Даже счастливая жизнь станет несравненно счастливее, если ее направит Христос. Способ, каким можно такую жизнь обрести, только один: родиться свыше. Если вы еще не решились прийти к Христу, просим вас, не откладывайте. Бог хочет дать вам новую жизнь, но начаться она может только с покаяния и веры во Христа.
Стать новым человеком. Странно звучало это высказывание Господа Иисуса для Никодима много веков назад. Никодим пришел к Господу Иисусу ночью. Он хотел поговорить о Боге. А Господь высказал ему самый важный вопрос спасения: «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Ребенок в утробе матери не принимает решение: рождаться или не рождаться. Так и грешник: сам он переродиться, родиться свыше не может. Переродить его может только Бог. Другое сравнение: в Библии написано, что человек мертв по преступлениям и грехам своим. Его природа испорчена грехом. В Царство Божие она не вхожа. Но Библия учит и другому: эту старую природу, с которой рождается человек, можно заменить. Можно не подлатать как изношенную одежду, а совсем выбросить и заменить новой. Уверовать во Христа – не значит, обратиться к Богу за починкой. Это значит получить от Него совершенно новую природу. Рождение свыше – это не улучшение, не регенерация, это – перерождение, коренная переделка. Вот почему Господь называет это событие рождением свыше.
В Библии мы находим слова Господа Иисуса: Ин.3.6 «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Иными словами: мы не можем войти в Царство Божие, если не будем духовными. Однако от материнской утробы мы не заимствуем ничего, кроме плотской природы. Отсюда следует, что все мы по природе изгнаны из Царства Божия и находимся в рабстве духовной смерти. Под плотью Христос здесь разумеет всего человека, не только тело, но и душу. Иными словами, греховная наша природа («плоть») в духовное общение с Богом не может. Об этом говорит и ап. Павел: Рим.8.8 «Живущие по плоти Богу угодить не могут». Угождение Богу есть высочайшая цель человека, которой не могут достичь живущие по плоти. Они не могут угодить Богу, более того, они не могут не огорчать Его. Поэтому для жизни с Богом требуется родиться заново, в новую духовную жизнь. Рождение свыше – это действие Святого Духа. Вечная жизнь не передается по наследству тем, кто рожден в христианской семье. Даже принятое человеком решение, его искренняя молитва и полная отдача Христу – всё это не достаточно, всё это само по себе человеку нового рождения не принесет.
Никодиму слова Господа были непонятны. Он дважды спрашивал: «Как это может быть?» Ответ простой: второе наше рождение зависит не столько от нас, сколько от Бога. Он дает его нам не по нашим заслугам, а по Своей милости. Он зажигает в нас эту жизнь, и она делает нас Его детьми. Вспомним слова ап. Иоанна из его Евангелия: Ин.1.12,13 «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть (достоинство) быть чадами Божьими. Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Когда мы принимаем эту жизнь Божью, в нас вселяется Сам Дух Святой. (Так называем мы Бога, когда речь идет о Его действии в нас.) Мы на всю вечность соединяемся с Богом. В своем новом рождении вы можете не сомневаться, потому что Бог обещает эту новую жизнь каждому, кто приходит к Нему верой в Иисуса Христа.
Когда произошло рождение свыше, перемены в жизни человека неизбежны. Вспомним три аспекта личности, которые участвовали в обращении, покаянии и уверовании: углубится знание, изменятся чувства, переменятся побудительные мотивы. И здесь не обойдется без них. Но будут еще и другие перемены. Итак, изменится образ мышления рожденного свыше человека. Мысли его будут сосредоточены на Боге. 2Кор.4.6 «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божьей в лице Иисуса Христа». В Евангелии Христа заключена огромная сила, способная просвещать разум, пробуждать совесть, давать радость сердцу. Но вся эта сила – от Бога, а не от человека, т.к. он является лишь инструментом в Божьих руках. Поэтому Бог должен быть прославляем во всем.
Рожденному свыше человеку Бог дает новую систему чувств. Читаем слова Бога из Книги пророка Иезекииля: Иез.36.26 «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам». Новая природа человека теперь любит Бога и то, что Он любит. Такой человек стремится к доброму в жизни, а плохого избегает. Даже к невзгодам окружающих у него появляется новое, сочувственное отношение.
Рожденному свыше человеку Бог дал новую природу, поэтому ему хочется исполнять волю Божью. Желание угождать Богу и соответствующие этому желанию поступки придут естественно. Вам хочется встречаться с другими христианами. Вам хочется быть в хорошей церкви, где верующие любят Христа и друг друга. Вы стремитесь служить Богу и жить по Библии. Захочется читать Библию и молиться Богу. А если вдруг желания эти по-человечески остынут, вступит в действие воля. Надо просить у Бога помощи преодолеть это. Надо быть ближе к Богу и дальше от греховного прошлого.
В рожденном свыше человеке ненависть к людям постепенно растает. Ему бросится в глаза, что он всё меньше печется о себе и всё больше о других. Если раньше ему ничего не стоило приврать, переменится и это, вы станете правдивым человеком. Если вы легко поддавались низменным страстям, Бог даст вам сил противостоять соблазнам и стремиться к возвышенному. Вы возненавидите грех. Вам захочется повиноваться Богу во всем. 1Ин.2.3 «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди». Ученикам Христа подобает быть людьми мудрыми и разумными. Они должны знать, что для них самих полезно соблюдать Божьи заповеди. Но что делать, если доведется оступиться (а это бывает)? У возрожденного человека в таком случае сразу возникает чувство сожаления, раскаяния. Тогда нужно признаться Богу в совершенном грехе и попросить у Него прощения. И Он обещает простить вас, если раскаяние искреннее. 1Ин.1.9 «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
Тогда, когда вы уверовали в Иисуса Христа и родились свыше, вы в глазах Бога оправданы. Это означает, что Бог видит меня таким, как если бы я никогда не грешил. Оправдание есть признание нас невиновными в наших многочисленных грехах. Потому что наши грехи и наказание за них принял на Себя Христос. Так что не позволяйте дьяволу напоминать вам о прошлых грехах. Рим.8.33 «Кто будет обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их». Все ваши грехи прощены. Недавно вы были Богу врагом, ныне вы Его дитя, Он принял вас в семью Божью. Он примирил вас с Собою, благодаря голгофскому подвигу Иисуса Христа.
Боже, просим, дай нам жить в мире с Богом во веки веков. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! В Библии сказано, что если мы оставляем греховное прошлое и идем за Богом, то следуем призыву Спасителя принять новый образ жизни. Наше прежнее «я» истлевало в обольстительных похотях. Но теперь мы можем каждый день облекаться в нового человека, созданного по Богу. Все верующие проходят через этот процесс. Просим, Святым Духом делай нас похожими на Спасителя Христа. Господь Иисус, Ты живешь и действуешь в мире и в нашей жизни. Просим, помоги нам с каждым днем становиться больше похожими на Тебя, оставляя прежнего себя позади. Отец наш Небесный! Мы бл-м за спасение во Христе, которое так ясно показано в Библии. Помоги нам чтить Тебя и помнить о Спасителе и Его любви. Какой великий удивительный дар наш Пастырь. Помнить предложенное Им спасение и то, как жить, будучи Божьими детьми. Ибо Он предлагает нам решение самого важного вопроса нашей жизни. Пусть мы будем хвалиться только знанием Тебя и Твоей вечной любви. Аминь.