ПРОПОВЕДИ
Как обращается человек к Богу.
Еф.2.8-10 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
«Ибо благодатью вы спасены через веру». В данном послании ап. Павел до сих пор рассуждал об избрании и незаслуженном призвании. И делал он это для того, чтобы достичь вершины: ефесяне обрели спасение одной лишь верой. Он утверждает: спасение ефесян – дело одного Бога, и притом незаслуженное. Они приняли эту благодать верой. Апостол отрицает, что Бог нам чем-то обязан. Итак, то, что Он спасает – благодать, а не награда или воздаяние. Спрашивается: как предложенное спасение люди принимают из руки Божьей? Ап. Павел отвечает: верою. Отсюда он заключает: значит, ничего в этом деле людям не принадлежит. Ведь если со стороны Бога только благодать, а мы ничего не вносим, кроме веры, дарованной нас Богом, отсюда следует, что спасение не от нас. Разве не должны умолкнуть от этого свободная воля людей, и благие намерения, и заслуги? Разве апостол говорит, будто что-то из перечисленного частично заслуживает похвалу за спасение человека? Ведь тогда спасение не было бы (как он учит) в похвалу одной лишь благодати. Поскольку же со стороны человека ап. Павел видит лишь принятие спасения через веру, ап. Павел отбрасывает все прочие средства, на которые обычно надеются люди. Каждый обращенный грешник – спасенный грешник. Он избавлен от греха и гнева Божьего, и благодать дает ему право на вечное блаженство. Как вера, так и спасение, основанное на ней, являются дарами Божьими. Тем, что мы уверовали к спасению и получили спасение через веру во Христа, мы всецело обязаны Божьей помощи и Его благодати. К Богу вера приводит человека духовно пустым, чтобы наполнить его Христовыми благами. Поэтому апостол добавляет: «и это не от вас», чтобы ефесяне, не приписывая себе ничего, лишь Бога признавали автором своего спасения. Наша вера, наше обращение и наше вечное спасение не являются продуктами наших природных способностей или каких-либо заслуг.
«Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Спасение не может быть совершено никакими усилиями, и поэтому исключается всякая похвальба. Хвалящийся должен хвалиться не собой, но Богом. Вместо сказанного ранее, что их спасение происходит от благодати Божьей, апостол утверждает теперь, что оно – Божий дар. Вместо сказанного «не от вас» теперь говорится «не от дел». Мы видим, что апостол ничего не оставляет людям в деле спасения. Сам Бог является автором этой великой перемены в жизни спасенных людей. Его великая любовь есть источник и первопричина ее. Любовь – это Его склонность делать нам добро как Своим творениям, милость же Он проявляет к нам как к отступникам, как к погибшим творениям. Здесь апостол коротко охватывает то, что долго обсуждал в Посланиях к римлянам и к галатам: праведность приходит к людям только по милосердию Божию, предлагается нам во Христе, через Евангелие, принимается одной верой без заслуги дел. Т.о., апостол отбрасывает всю состоящую в делах человеческую праведность. Больше того, он отбрасывает всего человека со всем ему принадлежащим. Он приписывает здесь всю славу за наше спасение божественной благодати. Он исключает человека со всеми его способностями от всего спасения. Вывод апостола: «чтобы никто не хвалился». Человек всегда пытается найти место для собственной славы, пока кроме благодати что-то значат заслуги. Плохо толкуют этот отрывок те, которые относят слово «дар» к одной лишь вере. Апостол просто повторяет иными словами предыдущее положение. Он хочет сказать не то, что вера – дар Божий, но то, что спасение даруется нам от Бога или обретается по Божьему дару.
«Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Это означает, что всё исходит от благодати, потому что все наши духовные благословения от Бога. Все наши добрые дела суть плод нашего возрождения. Верующие являются Его творениями не только как люди вообще, но и как святые. Верующий человек – это новое творение, а Бог – его Творец. Всё, что в нас имеется благого, является сверхъестественным делом Божьим. Апостол не говорит, что Бог нам помогает, что Бог приготовляет нашу волю, чтобы дальше она действовала собственными силами. Но он говорит, что Бог дает нам способность желать добро, чтобы мы избирали потом то, что хотели. «Во Христе Иисусе», т.е. благодаря тому, что Он сделал и претерпел ради нас. И через воздействие Его благословенного Духа (Святого Духа). «На добрые дела». Чтобы не могло показаться, будто апостол против добрых дел, он отмечает здесь, что хотя эту перемену нельзя приписать ничему, исходящему от нас (ибо мы – Его Творение), однако Бог предназначил и приготовил нас для добрых дел. Он с той целью приготовил нас, чтобы приносить плод добрых дел. Бог в нас насаждает Свои принципы для того, чтобы иметь от них добрые плоды. «Которые Бог предназначил нам исполнять». Бог предназначил, т.е. предписал нам исполнять. Апостол утверждает: добрые дела были уготованы еще до нашего рождения. Он имеет в виду: мы не своими способностями приготовились к правильной жизни, а созданы и уготовляемся десницей Божьей.
Узнав о пути спасения, некоторые повернули навстречу к Богу. Подошли к тому, что мы называем верой. Среди великих людей веры, перечисленных в гл.11 Послания к евреям, назван и Моисей. Выбор перед ним стоял нелегкий. Он вырос в семье египетского царя – фараона, в роскоши и комфорте, привычный к власти и почету. Но раскроем Библию, что там сказано об этом: Евр.11.24-25, 27 «верою Моисей … отказался называться сыном дочери фараоновой и лучше захотел страдать с народом Божьим, чем иметь греховное наслаждение… Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского; ибо он, как бы видя Бога невидимого, был тверд». Отказался …, оставил… Те самые глаголы, которыми описывают покаяние. При этом в Библии сказано, что Моисей действовал верою. Действовал не по капризу, не по настроению, не впопыхах. И не потому Моисей избрал Божий путь, что ему чего-то не хватало. Он был из еврейского народа, а евреи в то время страдали в жестоком египетском рабстве. Он решает покончить с беспечным прошлым и разделить тяготы с родным народом – народом Божьим. В результате обдуманного, зрелого решения Моисей променял богатство и славу на жизнь веры. Веры в живого Бога. Он тщательно взвесил, что ему вера будет стоить. Знал он и то, что назад дороги нет. Как только он выйдет из дома фараона, обратный путь для него закрыт.
Когда здравомыслящие люди не хотят, чтобы Христос стал их Господом и Властелином, то это не от того, что им трудно поверить в то или иное положение христианства. Их пугает другое: те требования, которые выдвигает христианская жизнь. Они боятся отдать Богу свою жизнь, свое достояние, большое оно или нет. А Бог хочет всего человека без остатка.
Сотни лет назад римские войска напали на Британию. Только вражеские корабли показались у берегов, как британцы стали готовиться к обороне. Когда римляне высадились, то первым делом, на глазах у изумленных британцев, они подожгли свои корабли. Этим они отрезали себе путь назад, их путь был только вперед. Такого рода решимостью обладал в своей вере и Моисей. Такая вера нужна и нам. Кто покаялся и обратился к Христу, тому нет пути назад. Перед нами новая прекрасная жизнь, новая дорога: к Богу. Господь Иисус говорил: Лк.9.62 «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия». Этот новый путь вперед и называется в Библии верой.
Говоря о вере, мы должны знать ответ на несколько вопросов. Во-первых, мы должны четко знать: верить в кого? Ведь христиане верят не в религиозные ритуалы или в великие идеи нравственного обновления. Их вера – в Личность, по имени Иисус Христос. Он жил на Земле около двух тысяч лет тому назад. Всё в Нем было необыкновенно. Слова Его изумляли людей, ибо в них звучал авторитет Самого Бога. Но поражал Он людей не только учением. Он исцелял больных, усмирял на море бурю, накормил огромные толпы людей несколькими рыбками и лепешками. Но Он был не просто необыкновенный человек. Он был и Бог-Сын. Он родился от девы, поэтому Он не унаследовал греховной природы, присущей человеку, и был совершенен. Он пришел в мир, чтобы справиться с грехом. После трех с небольшим лет служения Он был схвачен, Его пригвоздили к Кресту. И с тех пор этот символ Его смерти стал христианским символом надежды и новой жизни. Казнь Его была незаслуженной. Но случайной она не была. Она входила в Божий замысел спасения человеческого рода.
Есть в смерти Христовой тайна, которой нам не понять до конца. Нам надо или принять ее верой, или самим нести бремя вины за свою греховность. Только смертью Христовой приходит к нам прощение и вечная жизнь. Говоря о смерти Его, мы должны добавить: из гробницы Он воскрес. А раз Он восстал из мертвых, и мы можем не сомневаться, что будем вечно жить в Его Царстве. Нет вернее способа обрадовать Бога Отца, чем уверовать в Его единородного Сына. Он сказал: Ин.14.11 «Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам». Христос сначала требует от учеников, чтобы они верили Его свидетельству о том, что Он – Сын Божий. Далее расширим Его слова: «Если Мои слова не вызывают у вас веры, если вы так мало их цените, и не хотите им верить, по крайней мере, признайте Мою силу, зримый образ присутствия во Мне Бога». Весьма абсурдно не полагаться на слова Христовы. Надлежит принимать без колебаний, что бы Он ни сказал. Повторение слов «Я в Отце и Отец во Мне» далеко не излишне. Мы на собственном опыте знаем, как часто наша природа подталкивает нас к пустому любопытству. Вне Христа у нас будут лишь вымышленные нами же идолы.
Вера – единственный путь к обретению мира с Богом: Ин.1.12 «а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими». «А тем, которые приняли Его». Чтобы кто, узнав, что многие иудеи презрели и отвергли Христа, не преткнулся о сей соблазн, евангелист возносит благочестивых людей, уверовавших в Его имя. Он говорит, что верою во Христа они достигли такой славы. Иудеи словно швырнули от себя Евангелие, и оно рассыпалось по всему свету. Так иудеи лишились отличавших их привилегий. Христу не помешало их нечестие. Он призвал к надежде спасения те народы, которые прежде казались отвергнутыми Богом. «Верующим во имя Его». Апостол кратко упоминает о принятии человеком Христа. Его принимают тогда, когда веруют в Него. Привитые верою к Христу, мы получаем право на усыновление, чтобы нам быть детьми Божьими. Хотя для евреев слово «имя» часто означает силу и доблесть, здесь оно относится к евангельскому учению. Христос предлагает нам Себя в Евангелии, мы принимаем Его верой. «Дал власть быть чадами Божьими». Слово «власть» переводится и как «достоинство». Ап. Иоанн добавляет, что чадами Божьими становятся не по воле плоти, но родившись от Бога. Христос в том явил пример Своей чудесной благодати, что удостоил таковых людей чести усыновления.
Вера упразднится, если праведность ищется в делах. Потому что душу человека будет тогда мучить вечное беспокойство: достаточно ли добрых дел я сотворил. Ап. Павел учит тому, что покой и мир утверждаются там, где мы верой достигли праведности. Рим.5.1 «Итак, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». Это особый плод праведности по вере. Если кто хотел бы успокоить свою совесть делами (что наблюдается у невежественных и мирских людей), напрасными были бы его усилия. Либо исполнена душа пренебрежения о суде Божьем, либо исполнена она трепета и страха, пока не успокоится во Христе. Ибо Он один есть наш мир. «Мир» совести означает здесь спокойствие, которое рождается от ощущения того, что Бог с нами примирился.
Господь, просим, дай нам успокоиться в благодати Христовой, не испытывать страх за свое спасение. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам непоколебимую уверенность во всем, что Бог совершил во Христе Иисусе ради нас. Господь Иисус велел нам быть как дети. Маленькие дети во всем доверяют родителям. Помоги и нам доверять нашему Спасителю Господу Иисусу. Ныне Бог говорит с нами со страниц Библии. Чтобы обрести веру в Христа, нам надо знать, что говорит Бог в Своем Слове. Дай нам желание и силы, чтобы читать ее. Помоги нам сказать вместе с апостолом Павлом: «Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.2.20). Дай нам осознать, что без веры в Спасителя Христа мир с Богом остается непостижимым. Без этой веры, без исповедания Иисуса Христа Спасителем от греха и Господом всей нашей жизни нам никогда не узнать, что такое христианская жизнь. Аминь.