ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 16 Мф.
16.1 «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба». В ст.1-4 описывается, как на Господа вновь напали фарисеи и саддукеи. Эти партии враждовали между собой (Деян.23.7,8), но объединились в преследовании Христа. И сегодня люди самых разных взглядов объединяются в своей неприязни к Евангелию. Учение Христа ниспровергало как заблуждения саддукеев, не признавших существование духовного и загробного мира, так и гордость, и лицемерие фарисеев, которые требовали соблюдения преданий старцев. Здесь они требовали знамения с неба. Делали вид, будто сильно желают убедиться в Его силе, а в действительности искали лишь оправдания своему упорному неверию. Знамений было множество. Каждое совершенное Христом чудо было знамением, ибо ни один человек не мог бы сделать то, что делал Он, если бы с ним не было Бога. Но их не удовлетворяло это. Им нужно было такое знамение, какое они скажут. Они пренебрегали знамениями, которые служили на пользу нуждающимся и больным. И настаивали на таком знамении, которое удовлетворило бы прихоти их гордого сердца. Данные Христом доказательства не предназначались для угождения капризам. Они хотели видеть в подтверждение Его мессианского назначения чудеса, подобные тем, какие происходили на горе Синай, когда Бог давал Закон: громы и молнии, голос Бога. Такие видимые и устрашающие знамения не соответствовали духовному и утешительному характеру евангельского строительства Церкви. Они хотели не поучаться у Него, но уловить Его. Если бы Христос показал им знамение с небес, то они приписали бы его союзу с сатаной. Если же Он не смог бы дать им такое знамение, то это послужило бы для них оправданием их неверия.
16.2,3 «Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: «будет вёдро, потому что небо красно». И поутру: «сегодня ненастье, потому что небо багрово». Лицемеры! Различать лицо неба вы умеете, а знамений времен не можете?» Он осуждает их за то, что они не замечали данных им знамений. Царство Божье было уже среди них, а они искали его знамений. Чтобы доказать это, Господь обратил внимание на умение и способности, проявляемые ими в житейских вопросах. Перефразируем слова Господа: «Вы знаете, что красное небо на закате предвещает хорошую погоду. А красное небо утром – плохую». Естьзаконы, с помощью которых можно с большой вероятностью предсказать погоду. Но они не могли различать знамений времен. Они не видели, что Мессия пришел. Скипетр отошел от Иуды, седмицы пророка Даниила уже истекали, а они не видели этого. Они не желали принять Евангелие спасения и не видели то, что этим навлекают погибель на свои собственные головы.
16.4 «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел». Христос говорит: «Род лукавый и прелюбодейный … не дастся ему». Если мы вернемся к гл.12 ст.39, то найдем там те же слова. Это повторение показывает, что Господу было мало сказать один раз о чем-то. Некоторые истины Он повторял снова и снова для того, чтобы Его ученики как можно лучше поняли и запомнили их. Он знал, что память человеческая слаба, когда имеет дело с духовными понятиями. Поэтому Он вынимал из Своей сокровищницы не только новые мысли, но и старые. Он отказывается дать им какое-либо иное знамение. Он называет их родом лукавым и прелюбодейным, потому, что называясь народом Божьим, они вероломно отступили от Бога и нарушили свой завет с Ним. Господь отсылает их к знамению Ионы пророка, которое всё-таки дано будет им, т.е. к воскресению из мертвых Своему и проповеди язычникам через апостолов. Это будет величайшим доказательством Его божественной миссии. Т.о., можем сказать, что хотя прихоти их не будут исполнены, но искренние души получат поддержку для своей веры. «И, оставив их, отошел». Христос не желает долго задерживаться с теми, кто искушает Его, кто настроен спорить с Ним. Он оставляет их как неисправимых.
16.5 «Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов». В стихах 5-12 содержится беседа Христа со Своими учениками о закваске. В этой беседе Он рассуждает с ними о духовных вещах на языке притч. Они неверно поняли Его, помышляя о плотском. Поводом к беседе послужило то, что ученики забыли запастись хлебом для своего путешествия на другую сторону озера.
16.6 «Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Христа беспокоили лжеучения, распространившиеся среди иудеев, и то влияние, которое они оказывали. Он предостерег учеников: «смотрите, берегитесь …». Здесь Он предостерегает людей, которые оставили всё ради Евангелия. Даже их Он предостерегал. Не думайте, что эти слова «смотрите, …» к вам не относятся. Фарисеи были самоправедными формалистами, а саддукеи – скептиками и наполовину неверующими. Господь называет лжеучения их «закваской».
16.7 «Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли». Они полагали, что Христос укоряет их за беспечность и забывчивость, за то, что они забыли о собственных делах. Может быть, они поняли слова Христа как предостережение не общаться близко с фарисеями и саддукеями, не есть с ними хлеба. Тогда как опасность заключалась не в их хлебе, но в их учении.
16.8 «Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?» Он укоряет их за недоверие Его способности восполнить их нужды. Почему вы так обеспокоены тем, что хлебов не взяли с собой? Т.о., Он их упрекает не в беспечности и недосмотре. Он легко простил Своим ученикам их беспечность, даже в таком важном вопросе как обеспечение хлебом. Он укорял их – за маловерие. Он хотел, чтобы они доверялись Его попечению.
16.9,10 «Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?» «Ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?» Вина их маловерия усугублялась тем, что они недавно познали на опыте силу и благость Христа в насыщении большой толпы. Та пища для их тела должны была стать пищей для их веры.
16.11 «Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?» Христос укоряет Своих учеников за непонимание сказанного Им. Они вполне заслужили этот упрек за медлительность и тупость в понимании духовных истин. Тем более что они уже давно пользовались плодами благодати. «Не о хлебе сказал Я вам» В этих словах Господа плохо было для учеников то, что они думали о Нем, будто Он также озадачен мыслями о хлебе, как и они. В то время как «пищей Его было творить волю Отца Своего».
16.12 «Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского». Христос показывает нам наши немощи и глупость для того, чтобы возбудить в нас желание понимать вещи правильно. Он не объяснял ученикам, что имел в виду под словами: «берегитесь закваски …». И т.о. заставил их дойти своим собственным умом до смысла сказанного. Так же учит Господь и нас, посылая в сердце наше Духа Святого, чтобы мы могли уразуметь Слово Его. Те истины, которые мы искали и нашли после некоторых заблуждений, особенно драгоценны для нас. Несмотря на то, что Христос не сказал ученикам прямо, что Он имел в виду, тем не менее, теперь они поняли, что под закваской фарисейской и саддукейской Он подразумевал их учение.
16.13 «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Христос с учениками находился в окрестностях удаленной северной части земли Ханаанской. Т.к. в этом далеком краю вокруг Него не собирались такие толпы народа, как в других местах, Он имел возможность для уединенного общения со Своими учениками. Он спрашивает их о том, какие были мнения о Нем среди народа. Он называет Себя Сыном Человеческим. Это можно принимать: 1) Как титул, приобщающий Его к роду человеческому. Или 2) как титул, присущий Ему как Посреднику между Богом и человеком. Полагаем, правильно было был понимать Его вопрос так: «Признают ли Меня за Мессию?» Христос имеет в виду простых людей, которых книжники и фарисеи презирали. Он задает этот вопрос не потому, что не знал ответа на него. Ему известны все человеческие мысли. И не потому, что хотел услышать похвалу в Свой адрес. Но для того, чтобы заставить учеников заботиться об успехе их проповеди (они могут сказать, что являются учениками Мессии).
16.14 «Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков». Были и такие, которые говорили, что Он – Сын Давидов (гл.12.33) и великий пророк (Ин.6.14). Т.к. Он был выдающейся Личностью, то многие были готовы высказать свое мнение о Нем. Мнения о Нем были довольно высокие, и это свидетельствовало об уважении людей к Нему. Все сходились на одном – Он был воскресшим из мертвых. Основанием для такого мнения могло послужить их чрезмерное уважение к древности. Учение и чудеса Христа свидетельствовали о том, что Он был экстраординарной Личностью. Но внешность Его была очень скромной, не походящей на ту Мессию, которого они ожидали увидеть. Поэтому многие не признали в Нем Мессию. «Одни за Иоанна Крестителя». Оно подкреплялось представлением о том, что люди, умершие мученической смертью, воскреснут раньше других. «Другие за Илию». Поводом к этому послужило пророчество Малахии: Мал.4.5 «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка». Могли вспомнить и тот факт, что Илия творил много чудес и сам стал чудом, когда вознесся на небо на огненной колеснице. «А иные за Иеремию». Бог «поставил его над народами и царствами» (Иер.1.10), что согласовывалось с их представлением о Мессии. «Или за одного из пророков». Это показывает, что они придерживались высокого мнения о пророках.
16.15 «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?» Ученики были научены лучше других. От тех, кому дано больше средств познания и благодати, чем другим, справедливо ожидать более ясного понимания божественных истин. Они учились в школе Христа для того, чтобы потом учить других. Поэтому необходимо было, чтобы они правильно понимали истину.
16.16 «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого». На предыдущий вопрос относительно мнений других о Христе отвечали несколько учеников, соответственно тому, кто что слышал от народа. На этот вопрос отвечает Петр от имени всех остальных, т.к. все они были согласны между собой. Их мнения о Христе совпадали. Петр часто опережал остальных в подобных случаях. Однако мы находим в Библии, что иногда и другие апостолы высказывались от лица остальных. (Иоанн – Мк.9.38; Фома, Филипп и Иуда – Ин.14.5, 8, 22). Так что это не является доказательством превосходства Петра над другими апостолами, которое римско-католическая церковь приписывает ему. Ответ Петра был кратким, но полным и точным: «Ты – Христос (Мессия), Сын Бога живого». Это исповедание веры христианина лично перед Христом. В стихах 17-19 Христос одобряет ответ Петра.
16.17 «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах». Христос показал, что Он остался доволен исповеданием Петра. Он открывает ему, из какого источника он получил познание этой истины. Петр имел эту блаженную веру. Не от рождения имел он это достоинство, но был удостоен его по Божьему благоволению. Правильное познание Христа сопровождается блаженствами. Христианская религия дается по откровению, она берет свое начало на небе. Откровение Христа нам и в нас – это отличительный признак благоволения Божьего и основание истинного блаженства. Возможно, что Христос разглядел в свидетельстве Петра некоторое тщеславие и решил открыть ему истину.
16.18 «И Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». То, что написано в этом стихе, привело к разделению между христианами. Люди так долго и упорно сражались с его значением, что, в конце концов, потеряли всякую любовь друг к другу, так и не придя к общему заключению. Петр от имени Церкви исповедал Христа, поэтому ему адресуется обетование, предназначенное для всей Церкви. Бог имел Церковь на Земле от начала, и она была построена на камне обетованного Семени (Быт.3) (Христа). Но теперь, когда обетованное Семя явилось, было необходимо, чтобы Церковь получила новую хартию, т.к. она стала христианской и вступила в связь с уже пришедшим Христом. К сожалению, сатана извратил ее в собственных целях. Цель этой хартии состоит в том, во-первых, чтобы положить основание Церкви. «И Я говорю тебе». Основанием является Сам Христос, Тот, кто является Главой Церкви. И от Которого исходит всякая власть. Христос строит Свою Церковь на скале. Это собрание людей под названием Церковь Христова, избранных от мира и посвященных Христу. Петр помнил об этом, когда предостерегал служителей «не господствовать над наследием Божьим». Мир и все его обитатели принадлежат Богу, но Церковь – это избранный остаток, который через Христа как Посредника усыновлен Богом. Строителем и Создателем Церкви является Сам Христос: «Я создам Церковь Мою». Проповедью слова и действием Духа Святого Он прибавляет к ней новые души. И т.о., созидает ее из живых камней (1Пет.2.5). Основание, на котором она строится, есть «этот камень». Как бы архитектор ни старался сделать всё наилучшим образом, строение не устоит, если фундамент плохой. Поэтому этим основанием должен быть Христос, «ибо никто не может положить другого основания» (Ис.28.16). Христос не желает строить Свой дом на песке, ибо знает, что будут бури. «Ты – Петр», что означает в переводе «камень» или «скала». Это имя Христос дал Симону, когда впервые призвал его (Ин.1.42). И теперь Он подтверждает его. Во-первых, некоторые понимают под этим камнем самого Петра как апостола, старшего среди апостолов, хотя и не стоящего выше их. В стихе Еф.2.20 сказано, что Церковь утверждена на основании апостолов и пророков: Еф.2.19,20 «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу; бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем». Кифа (Петр) был одним из тех, кого называли столпами (Гал.2.9). Однако нелепо называть человека, который всего лишь положил первый камень здания, основанием, на котором всё здание строится, т.к. это строительство – длительный процесс. Во-вторых, другие под этим камнем понимают Христа. Они слова Господа понимают так: «Ты – Петр, твое имя камень, но Я создам Церковь Мою на этом камне», и при этом указывал на Самого Себя. Имя Петра дало Ему повод сказать о Себе как о камне. В-третьих, некоторые под этим камнем понимают то исповедание, которое сделал Петр о Христе. И это, по существу, совпадает с пониманием под камнем Самого Христа. Далее Христос обещает, что будет хранить и защищать Свою Церковь на протяжении всего ее строительства: «и врата ада не одолеют ее». Не одолеют ни истину, ни Церковь, которая возводится на ней. Это означает, что у Церкви имеются враги, которые сражаются против нее и стараются разрушить ее. Но сила Христа гарантирует нам, что ее враги не достигнут своей цели.
16.19 «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». При организации какого-то сообщества назначаются старейшины, которым дается власть действовать в его интересах. Учреждение власти Церкви представляется здесь как передача ключей и с ними – власти связывать и развязывать. Этот ключ принадлежит Христу. Эта власть дается всем апостолам и их преемникам, власть руководить и управлять Церковью Христовой. Христос, созидая Свою Церковь, назначил должность служителя для охраны порядка в Церкви и управления ею. И для надзора за тем, чтобы Его законы исполнялись должным образом. Только после Своего вознесения дал Христос эту власть, причем не только Петру, но и всем остальным апостолам. Он не говорит: «Будут даны ключи», но «Я дам ключи», ибо служители получают свои полномочия и власть от Самого Христа. И должны пользоваться этой властью от Его имени. Власть, которая дается служителю Бога, есть власть, имеющая отношение к той части Церкви, которая находится на Земле. Это не светская, не гражданская власть, ибо «Царство Христа не от мира сего». Это есть власть «связывать и разрешать», т.е. запирать и отворять. Ключи Царства Небесного – это проповедь Евангелия и Церковная дисциплина, которыми небо открывается для верующих и запирается для неверующих. Верующим учению Христа, публично возвещается о том, что им прощаются все грехи ради заслуг Христовых. Неверующим же возвещается, что они будут подлежать гневу Божию и вечному осуждению, доколе не оставят своих беззаконий.
16.20 «Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос». Если бы иудеи убедились в том, что Он Иисус Христос, «то не распяли бы Господа славы» (1Кор.2.8). И мы не имели бы Искупителя. Он не хотел, чтобы апостолы проповедовали о божественности Его, прежде чем сами не получат самое убедительное удостоверение в этом, на которое могли бы ссылаться для подтверждения этой истины. Великие истины могут понести ущерб, если провозглашаются раньше, чем будут иметь достаточное подтверждение. Самым великим доказательством того, что Иисус есть Сын Божий и Бог, было Его воскресение, через которое Он «открылся Сыном Божьим в силе». Поэтому божественная мудрость не допускала проповедовать эту истину до тех пор, пока она не получила этого подтверждения. Проповедники такой великой истины нуждались в большей мере Святого Духа, чем они имели тогда. Поэтому открытое заявление о ней было отложено до излияния на них Духа Святого.
16.21 «С того времени Христос начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убит, и в третий день воскреснуть». В стихах 21-23 евангелист передает беседу Христа с учениками относительно Своих собственных страданий. С этого дня Он начал говорить о Своих страданиях и смерти. До сих пор Он лишь слегка касался этой темы, ибо ученики были еще слабы. Теперь, когда они стали более зрелыми в познании и более сильными в вере, Он начал говорить им о Своих страданиях прямо. Он дает им столько света, сколько они могут воспринять. Он начал открыто говорить им об этом с того времени, как они исповедали Его Сыном Божьим. Если бы они не были хорошо утверждены в вере во Христа как Сына Божьего, то это откровение было бы для них великим потрясением. Не всегда и не всем можно говорить все истины сразу, но лишь тем из них, которые соответствуют их состоянию на данный момент. Он предсказал относительно Своих страданий следующее: 1) Место, где Ему предназначено пострадать. Он должен идти в Иерусалим и там пострадать. Хотя большую часть Своей жизни Он провел в Галилее, умереть Он должен был в Иерусалиме, где совершались все жертвоприношения и где поэтому должен был умереть и Он, великая жертва. 2)Кто будут люди, от которых Он страдания понесет: старейшины, книжники и первосвященники, составляющие синедрион, который заседал в Иерусалиме. 3) Какие страдания должно Ему перенести: много пострадать и быть убит. Ничто меньшее, чем смерть, не могло удовлетворить Его врагов. 4) Каким славным будет конец всех Его страданий и смерти: Он в третий день воскреснет. Он говорит обо всем этом, чтобы утвердить веру учеников. Говоря о Кресте и позоре, Он в то же время говорит о славе, предлежащей Ему. Т.о., мы должны смотреть на страдания и смерть Христа за нас как на Его путь к славе. И так же мы должны смотреть на свои страдания: Рим.8.17 «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». Свои страдания и смерть Он предсказал с целью, чтобы: 1) показать, что они были определены вечным планом и советом пресвятой Троицы. 2) освободить учеников от ошибочных представлений о Его Царстве как о земном царстве с его внешней славой и видимой силой. 3) подготовить учеников к печали, которую им предстояло пережить во время Его страданий и смерти.
16.22 «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» Петр соблазнился на этом предсказании. Вероятно, он выразил настроение всех остальных учеников, ибо был их лидером. Петру не прилично было перечить Господу, брать на себя смелость советовать Ему, заявлять безапелляционно: «да не будет этого с Тобою». Когда Божьи действия либо приводят нас в смущение, либо противоречат нашим планам, нам надлежит молчаливо согласиться с ними, а не диктовать божественной воле. Бог знает, что Ему делать, без наших поучений. Мы склонны смотреть на страдания с точки зрения земной жизни.
16.23 «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Эти слова Петра сильно огорчили Господа. Он не стал обдумывать это предложение, но немедленно дал ответ на искушение, показав этим, каким злым Он посчитал его. Христос ответил Петру так же, как некогда ответил самому сатане (гл.4.10). В том и состоит лукавство сатаны, что он посылает нам искушение через самых близких нам людей. Мы должны не столько обращать внимание на то, кто говорит, сколько на то, что он говорит. Нам необходимо научиться распознавать голос сатаны, через кого бы то он ни говорил. Всякий, кто отвращает нас от нашего долга и хочет, чтобы мы боялись сделать слишком много для Бога, говорит языком сатаны. Мы должны обличать наших друзей, когда они говорят неправильно. Что бы ни искушало нас к греху, мы должны противостать ему. Рассмотрим, что было причиной недовольства Христа: 1) «Ты Мне соблазн», ты Мне препятствие. 2) Ты «думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».
16.24 «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною». Сообщив им, что Ему надлежит пострадать и что Он готов страдать, Христос теперь говорит им, что они тоже должны страдать и должны быть готовы к этому. Он сказал это им для того, чтобы они на основании этого правила испытали свою собственную верность. Истинный ученик Христа – это тот, кто следует за Ним в исполнении своего долга, а потом последует за Ним во славу. Он стремится к той же цели, что и Христос: к славе Божьей, к славе Царства Небесного. «Если кто хочет идти за Мною». Эти слова означают сознательный, добровольный выбор, а также решительность последовать своему выбору. Христос желает иметь добровольцев. Рассмотрим условия следования. «Отвергнись себя». Ап. Петр советовал Христу пощадить Себя и готов был и сам в подобном случае последовать собственному совету. Но Христос говорит Своим последователям, что им следует забыть всякую жалость к себе. У Него всё было непрерывным актом самоотречения и самоуничижения. Мы должны полностью отвергнуть себя: не должны любоваться собственной личностью; не должны потакать собственным прихотям; опираться на свое разумение; искать своего, преследовать свои личные цели. Мы должны отречься от себя ради Христа, ради Его славы, ради исполнения Его воли и служения Ему в этом мире. «И возьми крест свой». Под крестом здесь понимаются все трудности в жизни христианина, в т.ч. страдания, как общечеловеческие, так и христианские. Страдания, постигающие нас либо за то, что мы творим доброе, либо за то, что не делаем зла. И также все скорби, посылаемые нам свыше и все преследования за правду. Каждый ученик Христа имеет свой собственный крест, каждый имеет свой долг, который он обязан исполнять. Каждый ученик Христа должен взять тот крест, который премудрый Бог приготовил для него. Мы не только должны нести свой крест, но должны извлечь из него определенное благо. «И следуй за Мной», следуй в несении креста. В своих страданиях последователи Христа должны взирать на Него, подчиняться Его водительству и от Него ожидать ободрение. Следовать за Христом значит творить добро и терпеть зло.
16.25 «Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». Представлены аргументы, побуждающие нас подчиниться вышеприведенному призыву Христа. Терпение в страданиях и самоотречение – трудные уроки. Мы никогда не сможем их усвоить, если будем советоваться с нашей человеческой природой. Посмотрим, Бог какой совет дает нам. Он говорит о значении вечности, зависящей от нашего выбора в настоящее время. Он говорит о том, к какому бедствию приводит самое благовидное отступление. «Кто хочет душу свою сберечь» в этом мире (если это достигается посредством греха), «тот потеряет ее» в ином мире. Тот, кто оставляет Христа, чтобы сохранить земную жизнь и избежать земной смерти, тот лишается жизни вечной и вечно будет во власти вечной смерти. Нет более законного оправдания для отступничества, чем спасение собственной жизни – закон самосохранения неоспорим. Но даже это есть безумие: жизнь, которую мы спасаем таким путем, скоротечна. А смерть, которой мы так боимся – всего лишь сон. Жизнь же, которой мы при этом лишаемся, есть жизнь вечная. А смерть, которая постигает нас – это вечное отделение от Бога, от всего доброго. «А кто потеряет душу свою ради Меня» в этом мире, тот обретет ее в вечности. Многие потеряли жизнь ради Христа, предпочитая лучше умереть, чем отречься от Него, или от Его истины и Его пути. Святая вера во Христа запечатлена кровью тысяч. Уверенность в жизни, которую они обрели вместо той, которой рисковали, делала их способными торжествовать над вечной смертью со всеми ее ужасами.
16.26 «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» Это ссылка на главный принцип: что бы ни приобрел человек, он не получит пользы от приобретения своего, если при этом теряет вечную жизнь. Душа может быть потеряна, это реально существующая опасность. Она теряется, когда она лишается Божьего благоволения и подпадает под Его гнев. Человек теряет свою душу, когда делает то, что разрушает ее. И пренебрегает тем, что может спасти ее. Наша душа представляет для нас большую ценность, нежели все богатства, удовольствия и честь этой временной жизни. Обладание этим миром часто обходится ценой потери души. Многие губят свои вечные интересы чрезмерными заботами о временных интересах. Не существует никакого выкупа, который мог бы человек дать за душу или который был бы приемлем.
16.27 «Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его». Размышления о втором пришествии Христа побуждают нас хранить верность нашей вере. Когда мы взираем глазами веры на Спасителя, грядущего в Своей славе, то это вдохновляет нас. И никакой труд для Него не кажется нам слишком трудным, никакие страдания за Него – слишком тяжелыми. В Его первое путешествие Его сопровождали ученики, а во второе пришествие Его будут сопровождать ангелы Божьи. «Тогда воздаст каждому по делам его». Христос придет как Судья. Страх перед человеческим судом изгоняется, когда мы взираем глазами веры на славу Христова суда. Награждение людей сообразно их дел откладывается до этого дня.
16.28 «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Отдельные проблески Его славы были явлены Им по прошествии нескольких дней, во время Его преображения. «Увидят Сына Человеческого, …» Имеется в виду пришествие Христа в излиянии Духа Святого, в устроении Церкви.