ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 17 Мф.
17.1 «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних». В ст.1-13 описывается преображение Христа. Перед этим Он сказал, что некоторые вскоре увидят Его, грядущего в Царствии Своем. Все евангелисты связывают это обещание с данным событием, как если бы преображение Христа предназначалось в качестве залога и образца Его Царства. Положение Христа во время Его земной жизни было, в основном, униженным и бедным, но иногда оно освещалось проблесками славы. В данном случае Его общественное служение, которое было самоуничижением, вдруг прерывается явлением Его славы. «По прошествии дней шести» после совещания с учениками (гл.16.21). Это произошло на высокой горе. Он избрал для Своего преображения уединенное место по той причине, что являться во славе перед многими людьми не соответствовало Его тогдашнему положению. Кроме того, Он желал показать, что уединение содействует нашему общению с Богом. «Он взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна». Он взял с Собой троих, достаточное число для свидетельства о том, что они должны были увидеть. Он берет этих троих, потому что они выделялись особыми дарами и достоинствами.
17.2 «И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». Здесь читаем, как произошло преображение. Его внешний вид чрезвычайно изменился. Он не превратился в духа, но тело Его, которое являлось до этого в немощи и уничижении, теперь явилось в силе и славе. До этого Он набросил завесу на славу Своего Божества, но теперь, при преображении, Он снял эту завесу и явился в образе Божьем. Мы исповедуем истину, заключающуюся в том, что «Бог есть свет» (1Ин.1.5), что Он «обитает в свете» (1Тим.6.16) и «одевается светом» (Пс.103.3). Поэтому Христос, пожелав явиться в образе Божьем, явился в свете. Преображение Его заключалось в следующем: 1) «просияло лицо Его как солнце». 2) «одежды Его сделались белыми как свет».
17.3 «И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие». Умершие дети Божьи не погибли, но существуют отдельно от тела и явятся, когда придет время. Моисей и Илия – люди, знаменитые в свое время. Иудеи весьма чтили память о них, поэтому, полагаем, именно они пришли, чтобы о Христе свидетельствовать. И чтобы принести известие о Нем горнему миру. В их лице Закон и пророки оказали честь Ему. Ученики либо из их разговора, либо от Христа узнали, что это Моисей и Илия.
17.4 «При этом Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Ученики чувствовали восторг при созерцании славы Христа. Петр, по своему обыкновению, говорит за всех. Этими словами он выражает чувство, которое они испытывали, а также желание продлить это общение. Петр выражает не только свои чувства, но и чувства товарищей, он говорит: «Хорошо нам здесь быть». Он ревновал о том, чтобы продолжилась беседа, чтобы насладиться созерцанием славы Христа. Поэтому говорит: «Хорошо нам здесь быть». То, что он хотел построить кущи только для Христа, Моисея и Илии, доказывает его великое почтение к Учителю и Его небесным гостям. Ради такого прекрасного общества он готов был остаться под открытым небом. Предложение Петра осталось без всякого ответа; вернее, ответом на него было исчезновение видения славы.
17.5. «Пока он еще говорил, вот, облако светлое осенило их; и вот, голос из облака говорит: Это Мой Сын, возлюбленный, в котором Я нашел отраду. Его слушайте». Относительно этого свидетельства о Христе обратим внимание на то, как оно пришло, и каким образом было введено. Появилось светлое облако. Мы часто читаем в Ветхом Завете о том, что облако было видимым знаком Божьего присутствия. В облаке Он спустился на гору Синай (Исх.19.9), в облаке являлся Моисею (Исх.34.5, Числ.11.25). В скинии Он присутствовал в виде облака, а позже – в храме. Это облако было светлое. В дни Закона Бог обычно делал знаком Своего присутствия плотное и темное облако, а теперь – светлое. И ветхозаветное и новозаветное строительство Церкви имеют знаки Божьего присутствия. Но первое было полно мрака, ужаса и рабства; а второе – света, любви и свободы. Это облако должно было уменьшить силу света, который мог бы повредить ученикам, будучи нестерпимым для их глаз. Оно играло роль покрывала. Бог, являя Себя людям, учитывает их немощь. «И вот, голос из облака говорит». Это был голос Божий. Однако здесь не было ни грома, ни молний, ни трубного звука, как было, когда Бог давал Закон через Моисея. Это был голос тихий, спокойный. Свидетельство с небес состояло в следующем: «Это Мой Сын, возлюбленный, в Котором Я нашел отраду». Это были те же самые слова, которые прозвучали с небес при крещении Христа. Повторение слов, прозвучавших при крещении Господа, было предназначено для подтверждения сказанного. Бог еще раз произнес эти слова, чтобы укрепить Сына перед ужасами Креста, а учеников – перед соблазном Креста. «Его слушайте». Божье благоволение во Христе лишь на тех распространяется, кто послушен Ему. Но недостаточно просто слушать Его, надо и верить Ему как Спасителю человеческого рода. Надо слушать Его и быть внимательным к Его словам. Ибо Бог в Нем говорит нам в последние дни.
17.6 «И, услышав это, ученики пали ниц и сильно испугались». Ученики были повержены в страх голосом Бога Отца. С тех пор как человек согрешил в Эдемском саду, явления Бога всегда страшат его. Он знает, что у него нет никаких оснований ожидать чего-то хорошего. Хорошо, что Бог говорит с нами, чаще всего, через подобных нам людей, не могущих вызвать у нас страха.
17.7 «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь». Он милостиво поднимает их. Утешительно сознавать, что и в Своем прославленном состоянии Он сочувствует самым ничтожным из истинных верующих и снисходит к ним. Его прикосновение уничтожило их страхи. Страх из чувства благоговения, испытываемый нами при общении с Небом, угоден Христу, но не страх от ужаса – его мы должны преодолевать.
17.8 «Подняв глаза свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса». Моисей и Илия ушли, лучи славы Христовой скрылись. Ученики надеялись, что это был день открытого появления Господа в том внешнем великолепии, о котором они мечтали. Теперь они были разочарованы.
17.9 «И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Он повелевает им хранить пока в тайне виденное ими. Если бы они рассказали об этом раньше, то доверие их свидетельству сильно поколебалось бы в час Его страданий, который неотвратимо приближался. Пусть народ узнает об этом видении после Его воскресения, тогда и факт Его воскресения и Его слава будут свидетельством его достоверности. Поэтому это явление славы Христовой, хотя оно и произошло раньше воскресения, не следовало приводить как доказательство до тех пор, пока религия, для утверждения которой оно предназначалось, не достигла должного состояния и зрелости.
17.10 «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» Ученики возражают на слова Христа. Суть их возражения: «Если Илия явился на такое короткое время и сразу удалился, и мы должны молчать об этом, то почему тогда нас учили, что он явится непосредственно перед установлением Царства Мессии? Должен ли приход Илии, которого ожидали многие иудеи, оставаться в тайне?» Или второй вариант: «Если воскресение Мессии, и вместе с ним начало Его Царства, близко, то где тогда то славное введение к нему, которое мы ожидали увидеть в приходе Илии?» Ученики называли истины Писаний словам книжников. Когда они не смогли совместить сказанное Христом с тем, что было им известно из Ветхого Завета, они пожелали от Него объяснения. Когда нас смущают трудные для понимания места Библии, мы должны просить в молитве Бога (Духа Святого), чтобы Он отверз нам ум к уразумению неясного текста.
17.11,12 «Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них». Имеется в виду Иоанн Креститель, он пришел в духе и силе Илии. Пророчества ветхого завета истинны и полезны, мы должны принимать и использовать их. Иоанн пришел, чтобы вернуть вещам их духовное значение, возродить веру отцов, пришедшую в упадок. Он проповедовал покаяние. «Илия уже пришел, и не узнали его». Не узнали, что это Предтеча Мессии. Если бы они узнали его, то не распяли бы Христа и не обезглавили бы Иоанна Крестителя. Книжники разбирали Священные Писания, но не понимали знамений времени, свидетельствующих об исполнении Писаний. «Поступили с ним, как хотели». Духовные руководители Израиля над Иоанном смеялись, его преследовали и убили. Иоанна убил царь Ирод, но здесь обвиняется всё поколение неверующих иудеев, и в частности, книжники. Они хотя и не преследовали его сами, однако были довольны тем, что сделал Ирод. «Так и Сын Человеческий пострадает от них». Не стоит удивляться тому, что Предтечу убили и обесчестили те, кто воображал о себе, будто они с благоговением ждут Его прихода, если с Самим Мессией они обойдутся так же.
17.13 «Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». Ученики удовлетворились ответом Христа. Он не назвал имя Иоанна, но так описал его, что они вспомнили прежде сказанное им о нем. Это успешный метод обучения. Так знание легче запоминается человеком.
17.14,15 «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя перед Ним колена, сказал: Господи! Помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает. Ибо часто бросается в огонь и часто в воду». В этих стихах и ниже мы встречаем исцеление мальчика, страдающего лунатизмом, и был мучим нечистыми духами. Спустившись с горы, Христос не стал более важным, был так же доступен и открыт для нуждающихся, прост в общении с народом, как и всегда. Просьба этого отца была настоятельной, но почтительной. Люди, сознающие свою нужду во Христе должны с ревностью обращаться к Нему. Господу угодно, когда так обращаются к Нему. Отец ребенка жалуется Христу на бедственное положение своего сына. Родители должны представлять плохое положение своих детей Богу в искренних молитвах. Болезнь этого мальчика была тяжелой. Лунатик – это человек, страдающий помрачением ума, которое повторяется в каждое новолуние. Дьявол, с Божьего позволения, усугублял эту болезнь. Он мучил ребенка, делая его болезнь более тяжелой, чем она бывает обычно. Злоба дьявола заставляла отрока бросаться в огонь или в воду.
17.16 «Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». Христос дал Своим ученикам власть изгонять бесов (гл.10.1,8). И они имели успех в этом деле (Лк.10.17). Однако на этот раз, в присутствии большого скопления людей, они потерпели неудачу. Христос допустил это с тем, чтобы они не возгордились, чтобы увидели свою полную зависимость от Него.
17.17 «Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне сюда». Христос сделает сначала укор народу. Это было сделано не ученикам, а, возможно, особенно относилось к книжникам и фарисеям, упоминаемым в стихе Мк.9.14. Полагаем, что они оскорбляли учеников, не справившихся с задачей. Он укоряет их за то, что Ему долго приходится быть с ними. Неужели вы всегда будете нуждаться в Моем телесном присутствии. Господь укоряет их и за то, что Ему так долго приходится терпеть их. Он Бог, а не человек, иначе не мог бы так долго терпеть их, как Он это делает. Он проявил заботу об отроке.
17.18 «И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час». Хотя отец говорит о сыне, что он – лунатик, но Господь Иисус, исцеляя его, обращается к сатане, и таким образом устраняет причину болезни. Он запретил ему как власть имеющий. Исцеление было немедленным и совершенным. Это должно побуждать родителей приводить детей, душа которых находится во власти сатаны, к Христу. Он силен избавить их. Причем Он не только может, но и желает исцелить их. Привести к Христу не только в молитве, но и к Его Слову.
17.19 «Тогда ученики, приступившие к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгонять его?» В стихах 19-21 мы находим беседу Христа с учениками по поводу исцеления отрока. Служители Христа должны без посторонних глаз оплакать перед Ним свои немощи, трудности, ошибки и недостатки, проявленные в служении. И просить Его избавить от всего этого. Мы должны задавать себе вопросы: «Почему мы так мало достигли в исполнении своего долга?» Только когда мы обнаружим свои ошибки, то можем их исправить.
17.20 «Иисус же сказал им: по неверию вашему. Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет. И ничего не будет невозможного для вас». Он указывает на две причины их неудачи: неверие и особый род болезни. Беседуя с отцом ребенка и с народом, Христос обвиняет их в неверии. И, разговаривая с учениками, их тоже обвиняет в неверии. Вера – это ключ к победе на поле битвы духовной, а неверие – верная дорога к поражению. Мы должны заботиться о том, чтобы услышать о собственных недостатках, а не о других, и обвинять себя, а не других. Хотя ученики имели веру, однако если вере не достает должной силы, то можно сказать: «Это неверие». Господь использует этот случай как повод показать ученикам возможности веры. Некоторые считают, что сравнивая веру с горчичным зерном, Он имел в виду свойство горчичного зерна, заключающееся в том, что в растолченном виде оно обладает сильным проникающим действием. Но, скорее всего, Он имел в виду размеры горчичного зерна. Вера, которая требовалась от учеников в данном случае – это вера в откровение о данной им власти совершать именем Христа чудеса для подтверждения проповедуемого ими учения. Они сомневались в действительности данных им полномочий. Либо опасались, что они закончились с первой их миссией и не сохранились при их возвращении к Учителю. Возможно, отсутствие их Учителя и трех главных Его учеников могли заставить их усомниться в собственной силе. Если вы имеете хотя бы немного искренней веры, если вы действительно полагаетесь на дарованную вам силу, то вы скажете горе этой: «Перейди отсюда туда» и она перейдет. Ученики имели полную власть изгонять бесов, всех без исключения, но поскольку этот бес был необыкновенно злобен и очень прочно обосновался в душе этого ребенка, то ученики не надеялись на дарованную им силу и потерпели неудачу.
17.21 «Сей же род изгоняется только молитвой и постом». Исцеление делало особенно трудным то, что болезнь эта или этот род бесов изгоняется не обычным путем, но особыми духовными упражнениями, а в них ученики были еще несовершенны. Пост и молитва являются средствами низвержения силы сатаны, действующей против нас. Польза поста состоит в том, что он является доказательством и проявлением смирения, необходимого для молитвы. Он является средством умерщвления некоторых порочных привычек, дополнением к молитве, усмиряющим тело.
17.22 «Во время пребывания их в Галилее Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие. Христос предсказывает Свои собственные страдания. Он уже говорил о них раньше (гл.16.21), но, увидев, что ученики с трудом воспринимают это слово, счел необходимым повторить его еще один раз. Он предсказывает здесь о Себе, что Он должен быть предан в руки человеческие и убит. Он в совершенстве знал наперед всё, что должно было произойти с Ним. И Он взял на Себя дело нашего искупления, что чрезвычайно возвеличивает Его любовь к нам. Более того, ясное предвидение этих страданий было для Него своего рода предварительным страданием. «Предан будет в руки человеческие». Это означает, что Он будет предан Богом Отцом «по Его определенному совету и предведению» (Деян.2.23, Рим.8.23). Полагаем, что Христос имел в виду и то, что иудеи предадут Его римлянам.
17.23 «И убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились». «Убьют Его». Ничто меньшее убийства не могло удовлетворить ярости иудейских духовных руководителей. Вспомним стих из притчи о хозяине, ждущем плодов от своего виноградника. Мф.21.39 «вывели вон из виноградника и убили». Ничто меньшее не удовлетворяло Божьей справедливости и не отвечало намерениям Его. Т.к. Ему надлежало быть жертвой искупления, Он должен был быть убит. Без пролития крови не бывает искупления. «В третий день воскреснет». Говоря о Своей смерти, Он говорит и о Своем воскресении, радости и славе, предлежащей Ему. Это было ободрением, как для Него, так и для учеников. Ученики «весьма опечалились». В этом проявилась их любовь к Учителю, но вместе с тем и всё их невежество и ошибочные понятия относительно Его дела искупления.
17.24 «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм (две драхмы – определенная дань на храм) и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» Христос находился в это время в городе, который Он чаще всего посещал. Подать эта была не гражданская, выплачиваемая римским властям, взимаемая мытарями, а церковная. Она полагалась с каждого человека как на само служение в храме, так и на покрытие расходов, связанных с этим служением. Сборщики настолько почитали Господа Иисуса, что не осмеливались заговорить об этом с Ним Самим и обратились к Петру, проживающему в Капернауме. Они имели в виду, что если Христос имеет особую привилегию, освобождающую его от уплаты подати, то они не станут настаивать на ней. Христос уплатил ее, чтобы «исполнить всякую правду» (гл.3.15). Если Он уплатил подать на храм, то кто может претендовать на освобождение от нее?
17.25 «Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: «Как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних?» Христос обсудил этот вопрос не с самими сборщиками, чтобы не раздражать их, а с Петром, чтобы тот уразумел, почему Он хочет уплатить эту пошлину. Петр пригласил сборщиков в дом, но Христос опередил его, желая дать доказательство своего всеведения. И показать, что от Него невозможно утаить никакие намерения. Итак, Христос обращается к обычаю земных царей, которые берут подать только с посторонних – со своих подданных и с иностранцев, имеющих какое-то дело в его царстве. Но не со своих детей, членов своей семьи. Затем Он применяет этот принцип к Себе.
17.26 «Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны. Христос есть Сын Божий и Наследник всего, и храм есть Его храм, дом Его Отца. Христос так утверждает Свои права, чтобы уплата Им подати на храм не была понята неправильно и не послужила поводом для ослабления Его прав как Сына Божьего.
17.27 «Но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми. И, открыв у нее рот, найдешь статир (четыре драхмы). Возьми его и отдай им за Меня и за тебя». Христос отказался от Своей привилегии, решил уплатить подать, хотя Он имел право на исключение – «чтобы нам не соблазнить их». Выдвигать истину, сокрытую от многих, что Он – Сын Божий, для оправдания неуплаты подати повредило бы ее чести. Поэтому Христос откладывает в сторону этот аргумент, считая, что отказ от уплаты подати только увеличит предубеждение народа против Него и Его учения. Поэтому Он решает уплатить подать. Он добыл монету для уплаты подати изо рта рыбы. Было ли это проявлением Его всемогущества, вложившего монету в рот рыбы, или Его всеведения, знавшего, что во рту этой рыбы лежат деньги, так или иначе, это доказывало Его божественность. Все творения находятся в Его распоряжении. Ап. Петр должен поймать эту рыбу удочкой. Даже чудеса Христос обычно совершает таким способом, чтобы поощрить человеческое усердие и старание. Петр должен был что-то предпринять, чтобы добыть деньги, причем должен был употребить для этого свое рыбацкое мастерство. Это учит нас усердию в своем труде. «И, открыв у нее рот, найдешь статир». Денег было ровно столько, чтобы уплатить подать за Христа и Петра. Христос заплатил за Себя и Петра, хотя только от Него требовали уплаты подати. Остальные апостолы, возможно, уплатили ее раньше, или должны были заплатить где-то в другом месте. Петр рыбачил ради этих денег, и поэтому часть их принадлежала ему. Евангелист Матфей записал повеление, поручение, данное Христом Петру. Но ничего не пишет о его исполнении, т.к. оно вполне справедливо считается само собой разумеющимся.