ПРОПОВЕДИ
И изумлялись все и недоумевали. (на Пятидесятницу)
Деян.2.1,2 «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились».
В стихах 1-4 мы читаем об излиянии Святого Духа на учеников Христа. Для придания данному факту большей достоверности подробно описываются время и место этого события. Оно произошло при наступлении дня Пятидесятницы – ветхозаветного праздника. В Библии сказано: Лев.23.15 «Отсчитайте себе … семь полных недель» … от того дня, в который приносили начаток жатвы, т.е. через день после Пасхи … Святой Дух излился во время священного праздника, ибо тогда в Иерусалим прибыло множество людей со всех концов святой земли, а также из других стран. Отчего данный праздник должен был быть многолюдным. А молва об этом событии должна была разойтись скорее и дальше, во многом содействуя широкому распространению Евангелия среди народов. Нынешний иудейский праздник, а также предваряющий его праздник Пасхи, послужил набатным колоколом, возвещающим о начале евангельского периода. Этот праздник Пятидесятницы отмечался в годовщину обретения Закона на горе Синай, по подсчетам некоего богослова 1447 лет тому назад. Тогда была образована иудейская церковь. Данный праздник выпал на первый день недели, что еще больше утвердило этот день в качестве христианского дня отдыха. Бог для Своей Церкви избрал день отдыха в постоянную память о двух величайших благословениях: воскресении Христа и нисхождении Святого Духа, которые оба пришли на первый день недели. Господи, дай нам уделять особое внимание этим благословениям, как в молитвах, так и в восхвалениях. Это событие произошло тогда, когда они были единодушно вместе. Что это было за место, не уточняется, но нет никаких сомнений в том, что это событие происходило в Иерусалиме. Иерусалим оказал Христу величайшее из мыслимых бесчестий, а Он, несмотря на это, воздает Иерусалиму такую честь. Ученики пребывали в одном месте, ведь до сих пор их насчитывалось не так много. Так что одного места было достаточно для всех. В последнее время ученики больше времени проводили в совместной молитве, и это побуждало их крепче любить друг друга. Так Своей благодатью Господь приготовил их к принятию дара Святого Духа. Этот благословенный Дух устремляется к тихим водам. Приведем аналогию бл. Августина, утверждающего: подобно тому, как Закон был дан древнему Израилю на пятидесятый день после Пасхи, так и Святой Дух, служение Которого написать Закон в нашем сердце, был дан через такое же время после воскресения Христова, нашей истинной Пасхи. Чудо совершилось в праздничный день, когда в Иерусалим обычно сходилось множество народа. Так совершилось для того, чтобы стать еще заметнее для всех. По этой причине молва о нем распространилась до краев Земли.
Ветхий Завет часто говорит о Боге, сходящем в облаке. Это символизировало тьму прежнего мироустройства. Также и Христос вознесся в облаке, чтобы дать нам тем самым понять, как непостижимы для нас небеса. Однако Святой Дух нисходит не в облаке, поскольку Ему предстояло просветить мир, рассеять и разогнать тучи, затуманившие разум человека. Громкий сигнал, который должен был вызвать в учениках чего-то великого, прозвучал внезапно. Его звучание не усиливалось постепенно, как бывает обычно, когда поднимается ветер, а тотчас же приобрело свою наивысшую силу. Это событие произошло раньше, чем они ожидали, и потому заставило вздрогнуть даже тех, которые сообща ожидали это. Этот видимый знак должен был символизировать силу влияния Духа Святого на человеческий разум. А через него и на весь мир. Этот шум, вероятно, встревожил весь город. Ветер, наполнивший дом, должен был привести учеников в священный трепет. Как вера открывает нам доступ к Богу, так и смирение и страх открывают Богу дверь в наше сердце. У Бога нет дела с самоуспокоенными, гордыми и угождающими себе людьми. Дуновение означает здесь, как обычно, Дух Святой. Ведь и Христос, собираясь дать ученикам Духа, дунул на них. Образы же языков относились к текущей ситуации. Бог разделил языки, почившие на апостолах, чтобы они во всех народах распространили вверенное им Евангелие. Ведь для чего имеется множество языков, если не для того, чтобы разрушить преступные и нечестивые замыслы людей. Ныне же Бог наделил апостолов разными языками, чтобы призвать в блаженное единство рассеянные по Земле народы. Бог дал апостолам разделенные языки с той целью, чтобы ни один народ не лишился проповеди вверенного им учения. Слыша, что в спустившихся языках обитал Дух Святый, мы понимаем, что учение это не человеческое измышление.
Далее скажем о том, что означал огонь. Нет сомнения, что это был символ действенности, сопровождавшей проповедь апостолов и других евангелистов. Итак, Господь показывает, что проповедь их будет огненной, зажигающей сердце людей. Выжигая и истребляя суетность мира, она обновит всё вокруг. Иначе, если бы Господь не уверил их в силе их проповеди, апостолы никогда не решились бы приступить к столь тяжкому и ответственному служению. Отсюда вышло так, что учение апостолов не только сотрясает воздух, но и проникает в людские умы, зажигая в них небесное пламя. Сила эта была явлена не только в устах апостолов, она проявляется каждый день. Кроме того, Господь дал ученикам Духа Святого видимым образом, чтобы мы твердо верили: Его видимая и тайная благодать никогда не покинет Церковь.
Деян.2.3 «И почили по одному на каждом из них». По словам Луки (автора Книги Деяния …) полнотой Духа были одарены все апостолы. Дух Святой почил на каждом из них так, как почивал на пророках древности. Это был не пожирающий все огонь. Это говорит не о равной степени даров, но об их значительности, подобающей будущему служению. Зримое, воспринимаемое органами чувств знамение было явлено с тем, чтобы утвердить в вере самих учеников, а прочих – убедить. Предназначение пророков в прошлом также вначале удостоверялось знамениями, чтобы весь Израиль знал, что им доверено Богом пророческое служение. Это знамение было огненным и во исполнение пророчества Иоанна Крестителя о Христе: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», т.е. крестить Святым Духом как огнем. Тогда, в день Пятидесятницы, отмечалась очередная годовщина обретения Закона на горе Синай. Закон Моисеев был дан из огня (Гора Синай вся была в огне), в огне дается и Евангелие. Дух Святой, подобно огню, расплавляет сердце, отделяет и превращает в шлак нечистоту души, производя благоговейные и благочестивые чувства в душе человека. Этот огонь и пришел низвести на Землю Христос. Лк.12.49 «Огонь пришел Я низвести на Землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся». Действие Духа Святого проявлялось многоразлично. И говорение языками было одним из таких проявлений. На это самое дарование и указывало знамение огня в виде языков. Христос говорит миру и Духа тоже посылает ученикам, чтобы они приобрели не только знание, но и силу возвещать и свидетельствовать миру о том, что было открыто им. Ибо «каждому дается проявление Духа на пользу». Языки были раздвоены в знак того, что Бог разделит познание своей благодати между всеми народами. Языки разделились, составляя между тем одно большое пламя. Ибо единство духовной жизни, проводимой в сердечной чистоте, не может противоречить многообразию ее частных проявлений. Смешав языки в Вавилоне (в начале существования людей на Земле), Бог отринул их. Люди совершенно утратили познание Бога и исповедание веры, и впали в идолослужение. Это пламя на какое-то время задержалось на апостолах в знак того, что Святой дух отныне будет пребывать с ними навсегда. В прошлом Бог наделял пророческими дарами ограниченное число людей и только в определенные времена. Ученики Христа пользовались даром Духа постоянно, хотя само знамение, надо полагать, вскоре исчезло. Т.к. это пламя наблюдали при дневном свете и т.к. был день, оно должно было быть сильным и ярким.
Деян.2.4: «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им изрекать». Нам сказано о наличии немедленного результата сошествия Святого Духа. Потом Лука говорит, что пришельцы из разных мест были поражены, слыша, как апостолы вещали на их собственном наречии. Язык был один, но каждый воспринимал его так, словно слышал речь на родном языке. Все исполнились дарами Святого Духа и больше, чем когда-либо, испытали на себе Его освящающее влияние. Они были уже духовными творениями, более отстраненными от мира сего, и глубже познавшими мир иной. Теперь они имели больше утешений от Духа и больше, чем когда-либо, наслаждались любовью Христа и небесным упованием. Причем это упование поглотило все их тревоги и печали. Еще одним доказательством излияния на них Святого Духа было также то, что Бог наделил их дарами Духа, в том числе говорением на иных языках. Этот дар был дан им для содействия благовествованию. Полагаем, что не только 12 апостолов, но и все 120 учеников в то время исполнились Духа Святого. Все, которым надлежало проповедовать Евангелие. Об этом имеется четкое указание в Библии. Проповедники часто переходили с места на место. Под словом «все» здесь следует понимать тех, которые были единодушно вместе. Они начали говорить на отличных от родного языках, хотя никакого иностранного языка они не изучали. Оставив повседневные дела, они стали возвещать Слово Божье и славить Его имя так, как Дух давал им. Здесь получилось не то, что было при строении вавилонской башни, что один человек говорил на одном языке, а другой – на другом. Скорее, дело обстояло так, что каждый евангелист, в зависимости от обстоятельств, мог разговаривать на разных языках. Они не бросались иностранными словами, не запинались, а выражались легко и грамотно, как если бы разговаривали на родном языке. Не о плодах своих размышлений говорили они, а как «Дух давал им изрекать». Он давал им означаемое и означающее, содержание и форму языка. Это было чудо: они никогда не изучали этих языков, у них не было никакого представления о них. Когда Моисей пожаловался на то, что он «тяжело говорит», Бог ответил ему так: «Я буду при устах твоих». Но для этих новозаветных посланников Бог сделал больше: он переделал их уста. Это было чудо своевременное, целесообразное и необходимое. Родным наречием учеников был арамейский язык (диалект еврейского). Так что говорение языками был им нужен для того, чтобы понимать древнееврейский язык Ветхого завета, на котором были написаны Писания. Более того, они были призваны проповедовать Евангелие по всей Земле. Браться за изучение языков – значит потратить на это много времени. В доказательство того, что Христос мог наделить учеников властью проповедовать народам, Он наделяет их способностью проповедовать каждому народу на его собственном языке. Принимая во внимание всё вышесказанное, можно утверждать, что это знамение было большим чудом, нежели все чудесные исцеления, совершенные Христом.
Деян.2.12 «И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?» Необыкновенный дар, внезапно исполнивший всех учеников, приковал к себе всеобщее внимание. Пришельцы дивятся и с изумлением взирают на это знамение. «И изумлялись все», переживались, если переводить дословно. Они недоумевали, что бы это значило. Этому чуду полагалось предварить наступление Царства Мессии, Которого многие люди ожидали с нетерпением. Происходящее должно было придать ученикам достоинства и отличить их как небесных посланников. А если это так, то пришельцы захотели разобраться в этом великом знамении.
Господь, просим, дай нам способность узнать самые очевидные Твои дела и помоги сделать соответствующие выводы. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! В гл.2 книги Деяния апостолов написано о сошествии Духа Святого, наставляющего Церковь во всем, чему учил Христос. Господь обращается к Своим детям, но нужно различать Его голос. Просим, научи нас слушать голос Духа и повиноваться. Научи сверять то, что кажется господним водительством, с Библией и мнением других, зрелых христиан. Бл-м, что как Божьи возлюбленные дети, мы можем слышать Его голос, говорящий слова жизни. Боже, всё возможно Тебе. Силой воскресения Христа помоги нам сделать первый шаг навстречу жизни большего посвящения Тебе. В Библии сказано: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями». Бл-м, что сила Пятидесятницы не дается исключительно успешным и одаренным. Она доступна всем, верующим во Христа и желающим служить Ему. Бл-м, что силой Своей Ты верных наделяешь, в скорби и труде всегда им помогаешь. Дай, Господь, всем нам жажду слушать слов Господа и получать радость от их постижения. Аминь.