ПРОПОВЕДИ
Так возлюбил Бог человеческий род.
Ин.3.16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Христос открывает здесь главную причину и источник спасения человека. Ибо наша душа не обретет состояния спокойствия, в котором могла бы обрести отраду, доколе не познает незаслуженную любовь Бога к себе. Наше спасение следует искать в одном только Христе. И надо знать, от Кого Он был нам послан и почему Он был предложен нам как Спаситель. Иисус Христос пришел на Землю спасти Своих посредством прощения, чтобы им не умереть вечной смертью по приговору Закона. Это поистине Евангелие, самая лучшая весть из когда-либо сходящих с неба на Землю. Когда речь заходит о причине нашего спасения, по врожденной нам нечестивой мнительности всплывают дьявольские измышления о собственных заслугах. Мы думаем, что Бог милостив к нам потому, что счел достойными тех, на кого Он призрел. Но Библия превозносит чистое милосердие Бога, отвергающее заслуги. Христос сказал эти слова так потому, чтобы отвлечь людей от самих себя и привлечь их взор к одному лишь милосердию Божью.
Этот стих содержит Слова примирения Бога с человеком в миниатюре. Мы обнаруживаем любовь Бога к людям. Бог ненавидит грех, как же мы говорим, что Он любит нас, пока наши грехи не заглажены? Те самые грехи, взирая на которые Бог нас заслуженно ненавидит. Кроме того, Бог отдал на смерть Своего Сына из-за любви к нам. Бог отдал единородного Сына, чтобы всякий верующий в Него не погиб. Нашей вере предлагается только Христос, в Котором она видит открытое в любви сердце Бога. Итак, поскольку Бог вполне достаточно засвидетельствовал нам о Своей любви, всякий, кто не довольствуется этим свидетельством и продолжает колебаться, немало оскорбляет Христа, словно Он неосмотрительно предал Себя на смерть. Скорее надо принять во внимание, сколь сильно ценит Бог Отец Своего единородного Сына. Отсюда мы можем сделать вывод, что столь же ценным было для Него и наше спасение, за которое Он пожелал заплатить смертью Своего Сына.
Мы можем заметить здесь три момента. 1) Откровение евангельской тайны. Любовь Бога является источником нашего возрождения от Духа Святого и нашего примирения с Богом посредством голгофской жертвы Иисуса Христа. Христос есть единородный Сын Божий. То, что Бог Отец отдал Его за нас, возвеличивает Его любовь. Т.к. Он отдал за нас Сына Своего единородного, то мы можем быть уверены, что Он действительно любит людей. Слово «единородный» не только указывает на достоинство Христа, но и на то, как дорог Он был Отцу.
2) Любовь Бога Отца к людям проявилась и в том, что Он решил искупить и спасти человека. Он не только послал Сына в мир, наделив всей полнотой власти, необходимой для установления мира между Небом и Землей, но и отдал Его на страдания и смерть за нас, сделал Его великой жертвой умилостивления, т.е. искупительной жертвой. Таков был замысел пресвятой Троицы. Христос был отдан именно для этой цели. Его земные враги не смогли бы взять Его, если бы Отец не отдал Его. Он был отдан по определенному совету Божьему уже тогда, когда еще не был распят. Кроме того, Бог Отец отдал Его еще и в том смысле, что предложил Его для спасения всем истинно верующим во исполнение замыслов и целей Нового завета. Бог Отец отдал Сына для того, чтобы Он был нашим пророком, свидетелем для народов, первосвященником нашего исповедания, главой Церкви и главой над всем, в чем мы нуждаемся. Теперь Божьи творения могут убедиться, что Бог любит их и желает им добра. 1Ин.4.10 «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». Бог возлюбил наш нечестивый мир, выражая Своей любовью благоволение к нему в такое время, когда Он не мог смотреть на него с довольством. Христос говорил, что Он пришел с любовью, обращенной ко всему миру, как к иудеям, так и к язычникам. 1Ин.2.2 «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Через Христа жизнь вечная и спасение предложены всем. Великая обязанность людей – верить в Иисуса Христа, Которого Бог отдал за нас. И принять дар, и соответствовать намерению Даятеля. Мы должны искренне согласиться с тем, что Бог записал в Библии в отношении Своего Сына. И мы должны отдать Ему себя, чтобы Он нами управлял, учил и спасал нас.
Великое евангельское благо: «всякий, верующий во Христа не погибнет». Эти слова являются великой похвалой вере, спасающей нас от вечной погибели. Итак, вечной смерти, представляющей для нас великую угрозу, можно не бояться. Христос выставлен перед всеми людьми, но лишь избранным открывает Бог глаза, чтобы те искали Его с верой. Через веру мы принимаем Его таким, каким Он дан нам от Отца. Необходимо придерживаться следующего убеждения: мы спасаемся лишь потому, что Бог, не вменяя нам грехи, совершенно ни за что нас полюбил. Блаженство всех истинно верующих, которым они навеки обязаны Христу, состоит в том, что: 1) Они спасены от ужасов ада, они не погибают. Бог удалил их грех, цена прощения уплачена, смертный приговор отменен. 2) Они наследуют радости неба, они будут «иметь жизнь вечную». Человека, грешника не только простили, но и возвысили, он стал чадом Божьим.
В Библии сказано, что человеческое общество накрыто покрывалом невежества и зла. Оно не дает людям увидеть Божью любовь. Поэтому Библия говорит: Ис.25. 7 «(Бог) уничтожит на этой горе покрывало, покрывающее все народы». Эгоизм и зависть, самонадеянность и стремление к власти и славе – это закрывает наш взгляд и лишает способности увидеть Бога. Один из переводов Библии называет это покрывало «облаком мрака». Предоставленные самим себе, мы ощущаем лишь темноту, смущение и безысходность. Мы часто впадаем в отчаяние, спотыкаясь и падая, не в состоянии видеть, что впереди. К счастью, пророк Исаия приводит Божье обещание, что Бог однажды уничтожит покрывало. Бог не оставит нас в состоянии безнадежности. Его любовь удаляет всё, что нас ослепляет, удивляя нас красотой счастливой жизни и обильной благодати.
Некий проповедник рассказывает: «Сын с заднего сиденья спросил меня: «Папа, сколько времени?». Отец ответил; «Пять тридцать», точно зная, что будет дальше. «А вот и нет! Пять двадцать восемь», просиял он. «Попался», говорила его довольная улыбка. Я тоже был доволен. Так бывает, когда вы так знаете своего ребенка, как его могут знать только родители. Как внимательный родитель, я знаю своих детей. Знаю, как они поведут себя, если их разбудить. Знаю, что им захочется на обед. Знаю их бесчисленные интересы, желания и предпочтения. Но при этом я никогда не узнаю их совершенно, как знает людей Господь. Пример того, что Господь Иисус совершенно знает каждого из Своих, можно увидеть в главе 1 Евангелия от Иоанна. Когда Нафанаил, которого позвал к Господу Иисусу его товарищ Филипп, приблизился к Господу, Тот сказал: Ин.1.47 «Вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил в изумлении спросил: «Откуда Ты знаешь меня?» Господь таинственно ответил: «Когда ты был под смоковницей, Я видел тебя» (ст.48). Мы не знаем, почему Господь Иисус решил сказать именно об этом. Но, похоже, Нафанаил знал, почему. В изумлении он воскликнул: ст.49 «Равви! Ты Сын Божий». Точно так же Господь знает каждого из нас – полно и совершенно. И Он принимает нас, приглашая быть не только Его последователями, но и друзьями (Ин.15.15).
Читая Библию, мы порой, словно без очков смотрим на некоторые ее книги. В них не видим ничего особенного. Но когда начинаешь обращать внимание на подробности, обнаруживаешь удивительную красоту, казалось бы, в скучных текстах. Ап. Павел писал: Рим.1.20 «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы». Чтобы увидеть величие и мудрость Бога, нам порой нужно посмотреть на Его творение. А также на Библию по-новому.
В книге Библии Бытие рассказывается, как Лия хотела добиться любви своего мужа патриарха Иакова. Это выразилось в именах ее первых трех сыновей. Они отражают ее одиночество. К сожалению, в Библии мы не находим упоминаний о том, что Иаков стал любить ее больше, чем прежде. После рождения четвертого сына Лия обратилась уже не к мужу, а к Богу. Она назвала ребенка Иуда, что значит «хвала». Похоже, Лия решила найти свою значимость в Боге. Она вошла в историю спасения человечества. Иуда стал предком царя Давида, а впоследствии – Иисуса Христа. Мы можем искать свою значимость в разных областях. Но только во Христе мы становимся Божьими детьми, сонаследниками Христа.
Псалом 102 – поэтическая песнь, в которой Давид славит Бога и одновременно размышляет о том, как быстро проходят радостные мгновения нашей жизни. Он пишет: Пс.102.15-16 «Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер – и нет его». Хотя Давид признает кратковременность жизни, он описывает человека как распустившийся цветок. Каждый цветок быстро отцветает, но его аромат, цвет и красота дарят людям радость. И хотя отдельный цветок может быть скоро забыт, «и место его уже не узнает его» (ст.16), мы всё же имеем уверенность в том, что «милость … Господня от века и до века к боящимся Его» (ст.17). Подобно цветам, мы можем радоваться и цвести в отведенное нам время. И также мы можем утешаться истиной, что мгновения нашей жизни не забываются навек. Бог помнит каждый момент нашего пути, и Его вечная любовь всегда с Его детьми.
Обращаясь к верующим в Колоссах, ап. Павел пишет, как должны выглядеть взаимоотношения между христианами. Нам нужно облечься «в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол.3.12). Мы должны не только перестать делать зло, но и научиться делать добро. Не только не вредить никому, но всем делать добро, какое можем. Аргумент, используемый апостолом, очень трогателен: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные». Мы должны во всем вести себя как подобает таковым, так, чтобы не потерять репутацию святых, ни утешения избранных, возлюбленных. Тем, кто свят перед Богом, подобает быть смиренными и любящими всех людей. Кто очень многим обязан милости Божьей, тот должен быть милостивым ко всякому, «как и Отец ваш милосерд» (Лк.6.36) Христиане должны облечься в благость по отношению к тем, кто любит их. Им подобает быть учтивыми, вежливыми, благосклонными к людям. Они должны быть и смиренномудрыми, т.е. покорными тем, кто выше их. Не только наше поведение, но и наше настроение должно быть смиренным. Мы должны быть кроткими по отношению к раздражающим нас или причиняющим нам какой-либо вред. Христиане не должны допускать ничего непристойного в своем поведении под давлением чувства негодования на унизительное, пренебрежительное отношение к ним. Они должны благоразумно обуздывать свой гнев и терпеливо сносить гнев других.
Мы призваны прощать друг друга и жить в мире как члены одного тела. Не всегда легко жить в мире с родственниками и друзьями. Но когда Святой Дух дает нам силу проявлять смирение и прощение, наша любовь друг ко другу указывает окружающим на Христа и приносит славу Богу.
Служанка жены Авраама Сары Агарь убежала от притеснений своей госпожи. В то время Агарь была никем – одинокая беременная женщина, безнадежно бредущая по пустыне. Но ее видел Бог и Он дал ей возможность увидеть Его. Бог перестал быть для нее абстрактным понятием, а стал настолько реальным, что она дала Ему имя «Эл Рои», что значит «Ты Бог, видящий меня» (Быт.16.13). Бог видит каждого из нас. Вы чувствуете себя одиноким и никому не нужным? Бог видит вас и знает ваше будущее. Давайте, и мы будем видеть в Нем нашу вечную надежду, ободрение, спасение и радость – как в настоящем, так и в будущем.
Господь, бл-м Тебя за дар зрения, за способность видеть Тебя, живого и истинного Бога. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты знаешь нас в полноте, внутри и снаружи, а также любишь, прощаешь и принимаешь нас такими, какие мы есть. Благодарим, что призываешь нас следовать за Иисусом Христом. Бл-м, что Ты создал нас по Своему образу и этим сделал нас ценными. Просим, помоги нам помнить о своей ценности, потому что мы сотворены похожими на Тебя. Помоги нам найти свою ценность в Тебе. Только в Тебе мы находим настоящего себя и жизнь, не сравнимую ни с чем. Бл-м, что для Тебя нет слишком трудных и слишком незначительных просьб. Бл-м, что даже в трудные времена Ты обещаешь наполнять наше сердце и уста радостью. Господь Святой Дух! Просим, наполни нас милосердием, добротой, смирением, кротостью и терпением друг к другу, чтобы мир увидел Твою любовь в нас. Просим, помоги нам постоянно молиться за тех, кто еще не знает Господа Бога. В этом мире столько мрака, так трудно увидеть Твою истину и любовь. Просим, помоги нам, ибо без Тебя у нас нет надежды. Аминь.