ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 18 Мф.
18.1 «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?» Стихи 1-14 указывают на необходимость обращения, которое должно выразиться в детском смирении и доверии. Поводом к этой беседе о смирении послужил не подобающий ученикам спор между ними – спор о превосходстве. Они думали, что теперь пришло время занять свои места в этом Царстве. Христос много говорил о Своих страданиях, и мало – о Своей славе. Тем не менее, они зацепились за последнее и пропустили мимо ушей первое. И, вместо того, чтобы спросить Его, как они могут обрести больше силы для участия в Его страданиях, они интересуются, кто будет большим в Его Царстве. Они полагают, что они будут великими и что существуют различные степени этого величия. Хотя все дети Божьи будут прославлены, но не все в одинаковой мере. 1Кор.15.41 «Звезда от звезды разнится в славе». Кого захочет почтить Царь Иисус, если не их, оставивших ради Него всё. Они соперничают за обладание этими местами.
18.2 «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них». Христос учит их быть смиренными посредством наглядного примера. Поэтому Он призвал дитя. Урок смирения весьма труден. Чтобы научить нас смирению, понадобятся разные способы и средства. Глядя на малое дитя, мы должны вспомнить, что Христос хотел сказать нам через него. Он «поставил его посреди них» не для того, чтобы они могли поиграть с ним, но для того, чтобы поучиться у него. Взрослые люди не должны считать детей недостойными своего внимания.
18.3 «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Христос учит их быть смиренными и посредством проповеди, основанной на этом примере. «Если не обратитесь». Он хочет, чтобы ученики имели другой ум, другой нрав и характер. Они должны переменить свои мысли о самих себе, о Царстве Небесном, только тогда станут достойными быть в нем. Они должны покаяться в гордости и честолюбии, в стремлении к почестям и власти, которые обнаружились в них. Они должны «стать как малые дети». Обращающая благодать делает людей подобными малым детям, которые ни о чем не заботятся. Мы должны довериться Небесному Отцу и предоставить Ему возможность заботиться о нас. Мы должны быть безобидными, незлобивыми, покорными. И, что главным образом имеет здесь в виду Христос, мы должны быть смиренными. Дети, которые не важничают, не щепетильны в отношении почестей: дети богатых родителей могут играть с детьми бедных. Они не строят планы, как им возвыситься в этом мире. Такой нрав ведет к другим добрым качествам. При этом Христос подчеркивает: без этого «не войдете в Царство Небесное». Ученики, ставя свой вопрос, были уверены в том, что они войдут в Царство Небесное. Но Господь считает, что их необходимо держать в страхе перед угрозой не «войти в Его покой», побуждает их проявлять заботу о себе. Они стремились стать наибольшими в Царстве Небесном. Христос же говорит им, что если они не изменятся к лучшему, то не войдут в него. Господь хотел этим показать, как опасны гордость и честолюбивые амбиции. Что бы ни исповедовал человек, если он терпит в себе этот грех, то будет отторгнут от Божьего Царства. Тот, кто возносится в своей гордыне, подпадет под одно осуждение с сатаной.
18.4 «Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Христос указывает на преимущества, какие несет с собой смирение. Самые смиренные христиане – это самые лучшие христиане, они более всех похожи на Христа и пользуются наивысшим Его благоволением. Они лучше всего подготовлены к принятию божественной благодати, наиболее пригодны для служения Богу в этом мире. Они должны быть самыми уважаемыми людьми в церкви, хотя они меньше всего стремятся к этому.
18.5 «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает». Мы видим заботу, которую Христос проявляет о смиренных: Он поддерживает их, защищает, интересуется их нуждами, следит, чтобы им не причиняли зла, и права их не попирали. Смиряющие себя могут опасаться того, что их никто не примет. Но Господь с радостью принимает их. Всякое милосердие, оказанное таковым, Он принимает как оказанное Ему лично. Кто принимает кроткого и смиренного христианина, оказывает ему моральную поддержку, не позволяет ему потерпеть в чем-то урон из-за своей скромности, тот служит Христу и принимает Самого Христа. А также тот, кто делает смиренного человека своим другом и заботится о нем, старается делать ему добро и делает всё это ради Христа, ради Его имени, потому что он носит Его образ, Всё это будет принято и вознаграждено как проявление почтения к Христу. Запомним: даже если всего лишь малое дитя будет принято во имя Христа, это будет расцениваться как принятие Его Самого. Чем незначительнее человек, которому мы оказываем милосердие, тем больше мы делаем для Христа. И Он соответственно принимает это.
18.6 «А кто соблазнит одного из малых этих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской». Смиренные люди могут опасаться, что каждый станет обижать, оскорблять их. Плохие люди любят оскорблять смиренных. Христос устраняет это опасение, Он предупреждает всех людей, чтобы они не причиняли никакого вреда ни одному из малых Христовых, т.к. поплатятся за это своей погибелью. Это предупреждение возводит вокруг этих малых как бы огненную стену. Во-первых, запомним, в чем состоит главное преступление против малых: в соблазне верующих во Христа. Их вера во Христа объединяет их с Ним. Как они принимают участие в Его страданиях, так и Он разделяет причиненное им зло. Во-вторых, мы видим, какое наказание определил Христос за это преступление: «тому лучше было бы, если бы …». Этот грех настолько отвратителен, наказание за это так велико, что лучше бы такому человеку подвергнуться самому суровому наказанию, которое налагается на худших злодеев, могущему убить только тело. Гордые гонители, в конце концов, услышат: проклят ты.
18.7 «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». В стихах 7-14 Спаситель говорит о соблазнах, или преткновениях. В ст.7 сказано о соблазнах вообще. Соблазнить – это значит: дать повод к греху, увлечь обольщением или запугиванием от добра к злу, а также опечалить другого человека. Христос предсказывает, учитывая злобу и коварство сатаны и порочность человеческого сердца, что человек неизбежно должен соблазниться. Соблазны несут несчастье, и последствия их губительны. Что касается тех, кого Бог избрал и вывел из этого мира, они охраняются силой Божьей от преткновения на этих соблазнах. Хотя необходимо соблазнам прийти, но это не извиняет тех, через кого они приходят.
18.8,9 «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть брошенным в огонь вечный. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть брошенным в геенну огненную». Христос говорит о соблазнах, которым подвергаемся мы сами. Он уже говорил об этом прежде – гл.5.29-30, относя эти слова против 7-ой заповеди. Здесь Он придает им более широкое значение. Он говорит о необходимости обращения, повелевает нам расстаться с рукой, ногой или глазом, т.е. с тем, что дорого нам, если оказывается, что они служат нам поводом к греху. Если бы не было дьявола, искушающего нас, мы увлекались бы своими собственными похотями. Более того, то, что само по себе хорошо и может быть использовано как орудие добра, может стать, вследствие испорченности нашего сердца сетью для нас, склонить нас к греху. И помешать нам исполнять свой долг. Т.о., мы должны, насколько это будет законно, расстаться со всем, что не можем сохранить, не впадая при этом в грех. Во-первых, живущие внутри нас прихоти мы должны умерщвлять, даже если они дороги нам, как рука, нога или глаз. Плоть с ее страстями и прихотями должна быть распята (Гал.5.24). «Тело греховное должно быть упразднено». Греховные наклонности следует сдерживать и пресекать. Во-вторых, следует избегать внешних поводов к греху, даже если при этом приходится совершать над собой насилие, равносильное отсечению руки или вырыванию глаза. Когда Авраам оставлял свою родину из страха быть уловленным в сети идолопоклонства и Моисей покинул дворец фараона из страха быть увлеченным его греховными удовольствиями, это было отсечением правой руки. Мы не должны считать ничего слишком дорогими для себя, если с этим надо расстаться ради сохранения доброй совести. Такое требование основано на следующих словах Господа: «Лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть брошенным в огонь вечный». В качестве аргумента Христос приводит будущее место пребывания человека: небо или ад. Отсюда берутся самые убедительные доводы против греха. Тот же самый довод приводит и ап. Павел в Рим.8.13. Если мы духом умерщвляем дела плотские, то живы будем. Это и значит «войти в жизнь без рук и без ног», т.е. без рук и ног тела греховного. Если отсечена правая рука греховного человека, вырван его глаз, если его силы подорваны и его власть сокрушена – это хорошо. Но еще и после этого остаются другой глаз и другая рука, с которыми предстоит бороться. Те люди, которые Христовы, пригвоздили свою плоть к Кресту, ей нанесена смертельная рана, но она еще не умерла, ее жизнь продолжается.
18.10 «Смотрите, не презирайте ни одного из этих маленьких людей; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего небесного». Это предупреждение говорит, что Христос не благоволит к людям, если они причиняют вред членам Церкви, даже наименьшим из них. Он не станет благоволить к великим в Церкви, если они будут презирать маленьких людей. Бог ценит даже самого малого верующего. Эти слова предназначены для того, чтобы ободрить всех истинных верующих. Эти слова Христа связаны с притчей о сотне овец и одной заблудшейся. Они показывают нам, что Господь – Пастырь, нежно заботящийся о каждой данной Ему душе. Исполнятся Его слова: Ин.18.9 «Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого». Дети верующих родителей к семье Христовой принадлежат, их презирать нельзя или унижать в своих мыслях. Мы не должны смеяться над их слабостями, смотреть на них с надменностью, держаться с ними высокомерно, не заботясь о том, как это может повлиять на них. Мы не должны легко смотреть на свои поступки, которые могут привести их в смущение, поставить в затруднительное положение. Мы не должны оказывать давление на совесть других, навязывать им свои нравы. Мы обязаны уважать совесть каждого добросовестного человека. Мы должны быть внимательными к тому, что мы говорим и делаем, чтобы по своей небрежности не соблазнить малых, верующих во Христа, чтобы не проявить презрения к ним, не сознавая этого. Доводы Христа, подкрепляющие это предостережение: мы не должны относиться к этим малым как к презренным людям, потому что в действительности они являются Божьими, уважаемыми людьми. Бог оказывает им честь как Своим возлюбленным. Ангелам поручено служить им во благо (Евр.1.14).
18.11 «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Сказано о благих намерениях Христа относительно этих малых. Он хочет спасти их. Это объясняет, почему нельзя презирать тех, которые считают себя погибшими (Ис.66. 2). Целью прихода Христа в этот мир было «спасти погибшее», восстановить нас в наших привилегиях и поставить нас на истинный путь. Спасти от вечной гибели тех, кто погиб духовно. Это есть причина, почему нам не следует презирать самых малых и слабых в вере. И почему мы не должны подавать им повода к соблазну. Если Христос высоко ценит их, то мы не должны унижать их. Больше того, т.к. Христос пришел в мир спасти души и приложил к этому Свое сердце, то Он строго взыщет с каждого, кто препятствует этому.
8.12 «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» Нежная забота, проявляемая Богом об этих малых, иллюстрируется путем сравнения. Хозяин, потерявший одну из своих ста овец, усердно ищет ее и доволен, когда находит заблудшую. Он радуется о ней больше, чем об остальных девяноста девяти не заблудших. Страх за потерянную овцу и неожиданность ее обнаружения увеличивают радость. Это можно применить, во-первых, к состоянию падшего человека вообще. Он заблудился, подобно потерявшейся овце. Христос находит его, это доставляет Ему радость. Во-вторых, к отдельным верующим, которые соблазняются, сбиваются с пути, увлекаясь уловками обольстителей.
18.13 «И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся». Хотя потеряется только одна душа из сотни, подобно одной заблудшей овце, она будет разыскиваться с большими стараниями. И ее возвращение вызовет большое удовлетворение. Поэтому и зло, причиненное этой душе, вызовет у Бога гнев. Господь заботится не только о Своем стаде в целом, но и о каждой овце, которая принадлежит к этому стаду. Он не смиряется с потерей даже одной овцы, ибо Он «добрый Пастырь».
18.14 «Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых этих». Во-первых, воля Отца Небесного состоит в том, чтобы эти малые были спасены. Он замыслил это и осуществит это. И заповедь Его такова, чтобы все делали всё возможное с их стороны для содействия этому и не препятствовали ему. Мы считаем, что если соблазнятся или попадутся в сети искусителя только один или два человека, то не велика беда, не стоит думать об этом. Но Божьи мысли выше наших. Во-вторых, всякий человек, делающий то, что приводит одного из этих малых в положение, грозящее ему гибелью, противодействует воле Божьей и вызывает Его гнев. Даже если они не преуспеют в этом, но ответят за это перед Богом. Перед Тем, Кто ревнует о Своей славе, и не потерпит, чтобы ее попирали. Обратим внимание на то, что Христос здесь называет Бога Отца «Отец ваш Небесный», а в стихе 19 – «Отец Мой Небесный». Это означает, что Он не стыдится называть своих учеников братьями, т.к. у Него и у них один Отец. Это также есть основа безопасности Его малых. Бог есть Отец их, Он в тяжелую минуту приходит к ним на помощь. Бог видит всё, Он силен отомстить за них. Это является утешением для оскорбленных малых.
18.15 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Предупредив Своих учеников, чтобы они не подавали повода для соблазна другим, Христос переходит к указаниям о том, что им делать, когда их соблазняют другие. Это можно понимать либо в отношении личных обид, и тогда данные указания предназначаются для сохранения мира в церкви, либо в отношении грехов. В таком случае они предназначаются для сохранения чистоты и святости в церкви. Применим это к случаю ссор, происходящих среди христиан по какому-либо поводу. Когда твой брат согрешает против тебя, оскорбляя или унижая тебя; когда он порочит твое доброе имя ложным свидетельством или сплетней; когда он покушается на твои права или наносит каким-то образом ущерб имуществу твоему и т.п., то он совершает грехи против тебя. Такие грехи встречаются среди христиан и иногда, из-за недостатка благоразумия, приводят к печальным последствиям. Рассмотрим, какое правило применимо в таком случае. «Пойди и обличи его между тобою и им одним». Если ты разгневан на брата, обидевшего тебя, то не позволяй своему недовольству превращаться в тайную злобу, но дай ему выход в спокойном обличении. Не брани его за его спиной, но обличи ближнего твоего. Если он действительно сделал тебе зло, постарайся, чтобы он осознал это. Но выскажи ему свой упрек наедине с ним. Если желаешь убедить его, то не разоблачай его перед всеми. Ибо это только рассердит его, и твое обличение будет похоже на месть. Это подтверждается в притче Прит.25.8,9 «Не вступай поспешно в тяжбу, но обличи его между тобою и им одним». Убеждай его спокойно, и если он послушал тебя, то распре положен конец.
18.16 «Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово». Если он не пожелает сознаться в своей ошибке и прийти к согласию, не отчаивайся. Ты выслушай, что он скажет тебе, когда ты возьмешь с собою еще одного человека или двух. Не только ради того, чтобы иметь свидетелей случившегося, но и для того, чтобы еще раз, вместе с ними, обсудить это дело. Может быть, он охотнее выслушает их, как незаинтересованных лиц. Если он будет руководствоваться здравым смыслом, то разумные слова в устах двух или трех свидетелей лучше убедят его. Это поможет ему признать свою ошибку и сказать: я раскаиваюсь.
18.17 «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Если же не послушает их и не пожелает выносить дело на их рассмотрение, то скажи церкви – служителям, старейшинам или наиболее уважаемым членам твоей общины. Обратись к ним, чтобы они уладили дело между вами, но не обращайся к судье, не возбуждай дела против него. Этот вопрос освещен в 1Кор.6.1, где ап. Павел укоряет тех, которые судились перед неверными, а не перед верующими. «А если и церкви не послушает», не захочет выполнить ее решение, но станет упорствовать во зле, какое сделал, «то да будет он тебе как язычник или мытарь», воспользуйся Законом против него. Но пусть это всегда будет последним средством. В суд не обращайся, прежде чем не испытаешь все другие пути, чтобы прийти в этом вопросе к соглашению. Хотя ты никоим образом не должен стараться отомстить ему, однако можешь выбирать, стоит ли тебе продолжать иметь дело с ним.
18.18 «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». В этом стихе сказано о том, что решения церкви, принимаемые в соответствии с правилами Христа, будут иметь подтверждение на небесах. Сказанное выше ап. Петру теперь Христос говорит всем ученикам, а в их лице – всем верным служителям во все века. Пока служители верно преподают Слово Христово и в управлении церковью строго придерживаются Его законов, они могут быть уверены, что Он признает их Своими, поддержит их и одобрит то, что они говорят и делают. Во-первых, рассмотрим связывающие приговоры церковного суда «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе». Если церковный суд будет точно следовать указаниям Христа, Он одобрит справедливый приговор церкви. Ибо Он не может не одобрить праведный суд. Как бы легкомысленно гордые насмешники ни относились к решению церкви, они должны знать, что на небесном суде оно утверждается. Христос не признает Своими и не принимает к Себе тех людей, кого церковь справедливо предала сатане. Но если, по ошибке или по зависти, решения церкви окажутся неправильными, то Он великодушно примет изгнанных несправедливо (Ин.9.34,35). Во-вторых, рассмотрим разрешающие приговоры: «и что разрешите на земле, то будет разрешено на небесах». Приговоры церкви не связывают так прочно грешника, чтобы они не могли быть развязаны. Они должны быть развязаны после покаяния и исправления грешника. Наказания, достигшего своей цели, достаточно, а виновного следует простить и утешить (2Кор.2.6). Непроходимая пропасть установлена только между адом и небом. Те, кого церковь после покаяния вновь принимает в свои ряды, могут утешаться тем, что получили разрешение на небесах, если их сердце право перед Богом. Как связывание предусмотрено для устрашения упрямого грешника, так разрешение – для ободрения раскаявшегося.
18.19 «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». Христос здесь оказывает огромную честь Церкви тем, что обещает не только обращать внимание на ее постановления, но и подтверждать их. В ст. 19 и 20 излагаются два обстоятельства, служащие основанием для этого. 1) Ст.19 – готовность Бога отвечать на молитвы церкви. Это можно применить к молитвам вообще, ко всем прошениям детей Божьих. Им не придется тщетно искать лица Божьего. Мы имеем в Библии много обетований, гарантирующих великодушные ответы на молитвы веры. Но данное обетование дает ободрение объединенным молитвам. Молитвам, которые согласились возносить двое, и, тем более, много людей. Ограничения на число участвующих в молитве людей небеса не налагают. Если верующие объединяются в одной молитве, чтобы вместе придти к престолу благодати по какому-то особому делу или, будучи разделены расстоянием, соглашаются просить об одном и том же деле, то успех им обеспечен. Бог слышит все молитвы Своих, но особенно Он благоволит к их совместным, объединенным молитвам. Обратим внимание на то, что вопросы церковной дисциплины доверяются здесь не власти одного человека. Но, по крайней мере, двое должны принимать в этом участие. Когда необходимо было отлучить от коринфской церкви человека, виновного в кровосмешении, то собиралась вся церковь (1Кор. 5.4). Это было наказание от многих. Молитва всегда должна сопутствовать церковным взысканиям. Не выносите решения, на которые вы не можете с верой просить у Бога подтверждения. Христос не говорит: «Если вы согласитесь вынести приговор или постановление, то, что бы вы ни решили, будет исполнено». (Как если бы служители были судьями.) Но сказано: «Если вы согласитесь просить у Бога, то будет вам от Него». Т.к. Христос сказал: «Будет им», то мы можем быть уверены, что будет, даже если мы не видим исполнения своей молитвы в том виде, в каком ожидали увидеть. Бог благоволит к нам, когда мы молимся о тех, кто согрешил против Него или против нас.
18.20 «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Здесь сказано о присутствии Христа на собраниях христиан, собравшихся во имя Его для поклонения Богу и для любого другого христианского общения. Это обетование поощряет собрания, имеющие святые цели. Воля Его, чтобы богослужебные собрания были установлены и проводились постоянно для славы Божьей, для назидания людей и для сохранения религии в мире. Когда Бог хотел дать особый ответ на молитву, Он призвал народ к торжественному собранию (Иоиль 2.15,16). Если нет возможности для больших и многолюдных собраний, тогда, согласно воле Божьей, должны собираться хотя бы двое или трое. Когда мы не можем сделать для Бога то, что хотели бы, то должны делать то, что можем. И Бог принимает это. Верующие должны собираться во имя Христа (1Кор.5.4). Это означает, что мы должны собираться на основании Его повеления, исповедания нашей веры в Него и общения со всеми призывающими имя Его. Собираясь вместе для поклонения Богу, мы делаем это во имя Христа, если взираем на Него как на путь к Отцу и как на нашего Ходатая перед Отцом. Слова «там Я посреди них» обещают Его особое присутствие. Он посреди них, чтобы ободрять и укреплять их. Здесь имеется в виду духовное присутствие, общение Духа Христова с нашим духом. Это присутствие Христа равнозначно Шехине, т.е. особому Божьему присутствию в скинии и в храме в древности. В том, что даже если двое или трое пришли на собрание и Христос среди них, заключено великое утешение для малочисленных общин. Иногда бывает необходимо собраться вдвоем или втроем для совместного обсуждения того или иного вопроса или для совместной молитвы. И в таких случаях Христос присутствует с ними. Такие собрания могут быть также вызваны либо необходимостью, когда нет более двух или трех верующих, чтобы собраться вместе. Либо хотя и есть больше двух, но они не могут собраться вместе. Однако Христос и тогда посреди них. Ибо не численность, но вера и искренность поклонения и поклонников обеспечивают Его присутствие.
18.21 «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» Ст.21-35 следует отнести к личным обидам, которые в нашей власти простить. Перефразируем вопрос ап. Петра: «достаточно ли прощать до семи раз?» Он признает свой долг прощать как само собой разумеющейся. Господь уже преподал им этот урок (гл.6.14), и он его не забыл. Он знает, что не должен испытывать недобрых чувств к другому человеку, замышлять против него месть, должен забыть о причиненной ему обиде. И сохранять дружеские отношения с ним, как и прежде. Он думает, что это великий подвиг прощать до семи раз. При этом он подразумевает семь раз за всю жизнь. Он полагает, что если человек каким-то образом обидел его семь раз, то, даже если тот пожелает примириться с ним, он может отвергнуть его и более не иметь с ним дела. Полагаем, что ап. Петр в данном случае руководствовался словами из Прит.24.16 «Семь раз упадет праведник». Наша испорченная природа склонна ограничивать себя в добрых делах.
18.22 «Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи раз», но до семидесяти раз по семь». Христос дает прямой ответ на вопрос ап. Петра. Нам не подобает подсчитывать обиды, причиненные нам нашими братьями. Подсчет прощенных нами обид содержит намек на то, что мы собираемся отомстить своему брату, когда мера его прегрешений исполнится. Бог – Судья и поэтому Он ведет учет прегрешений. Ему принадлежит отмщение. Но мы не должны этого делать, чтобы не оказаться посягающими на Его престол. Ради сохранения мира внутри нас и вне, следует не подсчитывать обид, но прощать и забывать о них.
18.23 «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими». В продолжение Своей беседы Христос приводит притчу о необходимости прощения причиняемых нам обид. Эта притча является своего рода комментарием на пятое прошение в молитве Господней: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Только те могут ждать от Бога прощения, кто прощает другим. Каждый грех, который мы совершаем, это наш долг Богу. Это долг не равному нам человеку, но Тому, Кто выше нас. Он подобен долгу слуги его господину за невыполнение обязанностей. Мы являемся должниками, все скоро мы должны будем рассчитаться за долги.
18.24 «Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов». Долг составлял огромную сумму денег. Талант – это самая большая величина, которая когда-либо использовалась для оценки денежных сумм или измерения веса. И долг нашего греха так велик, что мы не в состоянии уплатить его. Мы являемся несостоятельными должниками. Библия – это акт о нашем банкротстве, мы не можем помочь себе. Правосудие требует удовлетворения. Раб оказался должником в результате своего сознательного расточительства, поэтому по справедливости он подлежал суду.
18.25 «А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить». Обратим внимание на то, что заслуживает грех. Раб должен что-то сделать, чтобы расплатиться. Хотя и невозможно, чтобы продажа такого раба могла покрыть такой великий долг. Осуждением грешников Божье правосудие никогда не удовлетворится.
18.26 «Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: «государь, потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Грешник, осознавший свои грехи, не может не смириться перед Богом и не молить Его о милости. Обращение раба к государю было смиренным. Он знал, что был много должен, но не беспокоился об этом, пока не был призван к отчету. Грешники обычно не беспокоятся о прощении своих грехов, пока не окажутся под воздействием пробуждающего Слова Божьего, и тогда они вопиют: Мих.6.6 «С чем предстать мне перед Господом?» Этот раб не отрицает свой долг, не ищет лазеек, чтобы увернуться от него, не собирается скрыться от своего государя. Он просит отсрочки. Неразумно полагать, что этого достаточно для спасения. Отсрочка – это еще не прощение. Бог многих терпит и, тем не менее, это не приводит их к покаянию. Многие ошибаются, когда, осознав свои грехи, воображают, что они могут рассчитаться с Богом за свои преступления.
18.27 «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его, и долг простил ему». Государь того раба, который мог бы по справедливости погубить его, милостиво отпустил его. И решил прославить себя прощением его. Бог, по Своей безграничной милости, готов из чистого сострадания простить грехи тем, кто смиряется перед Ним. Причины Его милосердия заключены в Нем Самом. Он с жалостью смотрит на кающихся грешников и принимает их в возлюбленном Сыне. Хотя долг раба был весьма велик, государь простил ему весь. У Бога есть прощение и для величайших грехов, если грешники в них раскаиваются.
18.28 «Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». В стихах 28-30 мы видим безрассудную жестокость раба по отношению к своему товарищу, несмотря на милость, проявленную к нему со стороны его государя. Здесь представлен грех тех, которые слишком строги и немилосердны в своих требованиях на принадлежащее им. И их настойчивость иногда превращается в настоящее зло. Древнеримская пословица гласит: «Законные требования, до крайности доведенные, становятся беззаконием». Удовлетворить требование за причиненный ущерб, не с целью возмещения и не ради собственного блага, но из желания мести и по причине жестокосердия, чуждо христианскому духу, даже если закон позволяет это. Как мал был долг его товарища по сравнению с суммой, которую государь его простил ему! Мы должны снисходительно относиться к согрешениям других людей против нас, не преувеличивать их, не мстить за них. Обратим внимание на то, как сурово он требовал уплаты долга: «и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен». Злые люди думают, что их действия оправдывает справедливость их требований, даже если они очень жестоки и немилосердны. Злоба часто заставляет человека быть более суровым и жестоким, чем того требует необходимость.
18.29 «Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Должник оказался покорным, хотя и был равным ему по положению. Сознавая свою зависимость от его милосердия, он унизился перед ним из-за такого ничтожного долга до такой же степени, как тот унижался перед своим государем из-за громадного долга. Должнику не следует ни сердиться на тех, кто требует своего, ни злословить их, даже если они очень суровы с ним, но предоставить защиту своего дела Богу. Этот несчастный честно признает свой долг. Он только просит об отсрочке уплаты долга. Не следует быть ни слишком жесткими, ни слишком поспешными в своих требованиях, но всегда надо помнить о том, как Бог долготерпелив к нам.
18.30 «Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга». Каким неумолимым и безжалостным оказался этот кредитор. Не захотел поверить в честное обещание своего товарища, и без всякого милосердия посадил его в темницу.
18.31 «Тогда его товарищи, увидев происшедшее, сильно опечалились и, придя, подробно объяснили своему государю всё, что произошло». Товарищи его скорбели о жестокости заимодавца и бедствии должника. Грехи и страдания наших товарищей должны стать для нас предметом скорби и огорчения. Товарищи должника не осмелились укорять заимодавца за его поступок, он был слишком неразумен. Но пошли к своему государю и просили его вступиться за притесняемого. Будем же приносить Богу и передавать Ему все наши жалобы, как на злые дела плохих людей, так и на огорчения обиженных ими.
18.32,33 «Тогда государь его призывает его и говорит: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» Видим справедливый гнев государя на своего раба, виновного в жестокости. Обратим внимание на то, как он укоряет своего раба за жестокость: «Злой раб!» Немилостивое отношение к другим людям есть великое зло. Обратим внимание на слова «весь долг тот», т.е. весь тот огромный долг. Мы должны помнить о том, как много нам прощено Богом. Государь говорит рабу, что оказанная ему милость обязывала и его быть милостивым к своему товарищу. Справедливо ожидать, что обретший милость и сам будет милостив. Государь показывает рабу, что, во-первых, он должен был с большим сочувствием отнестись к беде своего товарища, потому что сам испытал то же самое. Во-вторых, ему следовало бы подражать милосердию своего государя, после того как испытал его на самом себе и поимел от него выгоду.
18.34 «И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». Государь отменяет свое прощение. Тех, кто не хочет подниматься до евангельских условий, ожидает наказание попасть в руки Закона. Здесь наказание соответствует греху: кто не прощает, тот не будет прощен. Самое большое, что раб мог сделать своему товарищу – это бросить его в темницу. Сам же он был предан истязателям. Сила Божьего гнева, обрекающего нас на гибель, превосходит самую крайнюю степень человеческого гнева. Раб был отправлен в тюрьму до тех пор, пока не выплатит весь долг. Бог не пойдет на компромисс с нашими грехами: либо нам всё прощается, либо с нас всё взыскивается. Дети Божьи на небесах прощены полностью благодаря совершенной жертве Иисуса Христа. А проклятые грешники в аду платят за всё, т.е. несут наказание за каждый грех. Совершенный против Бога грех – это оскорбление Его чести, которое не компенсируется путем компромисса. Поэтому либо сам грешник, либо его Поручитель должен дать полное удовлетворение.
18.35 «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Имя, которым Христос называет здесь Бога Отца, в стихе 19 использовалось в утешительном обетовании: «чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». А здесь оно звучит в грозном предостережении. Мы должны прощать «от сердца своего брату своему согрешений его». Если мы не простили его от всего сердца, то прощение наше неприемлемое, ибо Бог смотрит на сердце. Никакое зло и никакая вражда не должна таиться в нем. Никакие мстительные замыслы не должны в сердце вынашиваться, как это бывает с некоторыми, примирившимися только внешне. Мы должны желать благополучия даже тем, кто согрешил против нас. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами». В Библии имеется много указаний об отмене прощения в качестве предупреждения самонадеянным людям. И в ней содержится достаточно гарантий прощения для утешения тех, кто искренен, но робок. Т.о., обязательное условие для получения прощения и мира – не только творить правду, но и миловать. Христиане, которые упорствовали в жестоком обращении со своими ближними, навлекают на себя проклятие каждый раз, когда произносят Молитву Господню.