ПРОПОВЕДИ
Новый Завет о христианских пожертвованиях.
Мф.6.1-4 «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Отметим, что Иисус Христос настаивает, что все Его ученики должны давать милостыню. То, что милосердие обязательно, не подлежит обсуждению. Помочь другим в нужде – обязанность верующего, но как должен верующий относиться к своей обязанности? Господь отвечает на этот вопрос. Он осуждает эгоистические мотивы, которые оскверняют подаяние. Сколько людей заботятся о себе, и не заботятся о Боге! Сколько людей пожалели рубель от нищих. Могут ли называться они христианами? У доброхотно дающего Учителя (т.е. Христа) должны быть доброхотно дающие ученики.
Господь учил, чтобы мы не выставляли свою праведность «перед людьми». Добрые поступки должны быть выражением поклонения, исходящего из сердечной благодарности за всё, что Бог сделал для нас. Щедрость, проявленная напоказ с надеждой или ожиданием, что нас похвалят, может отвлечь внимание от Подателя всех благ – Иисуса Христа. Бог знает, когда мы жертвуем с добрыми намерениями: «и Отец твой, видящий тайное». Он хочет, чтобы мотивом нашей щедрости была любовь, и мы воздавали славу, честь и хвалу Ему одному.
Ап. Павел в 2Кор. вдохновляет христиан на дело благотворительности. 2Кор.8. 15 «Как написано (Исх.16.18): «кто собрал много, не имел лишнего; а кто – мало, не имел недостаток». Полагаем, что значение этого факта заключается в следующем: Провидение (Бог) распределяет материальные блага так, что одни имеют больше, а другие меньше – с той целью, чтобы те, у кого избыток, могли восполнить недостаток у других, т.е. чтобы была возможность для милосердия. Учитывая изменчивость материального положения человека в этом мире, и то, как скоро может произойти его изменение, следует проявлять милосердие, когда мы в состоянии это сделать. Воля Божья такова, чтобы мы, восполняя нужды друг друга, обеспечивали некоторую равномерность. Имеется в виду при этом не абсолютное равенство, уничтожающая частную собственность. В таком случае дела милосердия становятся мало возможными. Этот стих напоминает, как собиралась и распределялась манна в пустыне.
Мы жертвуем в соответствии с нашим достатком, по мере того, сколько нам даровано Богом. 1Кор.16.2 «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволяет ему состояние». Это означает, что следует регулярно сделать сбережения и таким путем накапливать определенную сумму для благотворительных целей. Самый лучший способ для этого – выделять часть своих доходов на это, делать запасы для бедных наряду с запасами для самих себя. В таком случае мы всегда будем готовы к доброму делу, когда представится для этого случай. Те, кто трудится своими собственными руками, должны трудиться так, чтобы было из чего уделить нуждающимся. Простые труженики не могут иметь больших запасов для благотворительности, поэтому самое лучшее для них – время от времени откладывать понемногу, насколько им позволяют их возможности. Все наши дела благотворительности должны делаться добровольно и необременительно для нас. «Сколько позволяет ему состояние». Т.е. в той мере, в какой Бог благословил его, дал успех его трудам и усилиям. Во всех наших делах и трудах мы всецело зависим от того, чем Бог наделит нас по Своему благоволению. Без Его благословения никакое усердие не может сделать нас богатыми. Его щедрости и благословению мы обязаны всем, что имеем. Когда Его щедрость изливается на нас, мы не должны удержать ее только для самих себя. Мы можем распространять Божью любовь, делясь своими материальными благами. Мы можем просить Бога показать нам, как жертвовать, или направить нас к тем, кто нуждается в помощи.
Христианская религия учит, что важно научиться делиться с другими людьми. А еще давать то, что у нас есть, даже если кажется незначительным. В Евангелии от Иоанна в гл.6 рассказывается о мальчике, который оказался единственным среди множества людей, у кого было немного еды: пять хлебов и две рыбы. Но когда он отдал ее, Господь Иисус совершил чудо и накормил тысячи голодных людей. Некий проповедник сказал: «Вы не должны кормить пять тысяч. Вам лишь нужно принести свой хлеб и рыбу». Христос примет и употребит ваши усилия, таланты и служения. Он просто хочет, чтобы мы были готовы принести Ему из того, что имеем.
Жертвуя, христианин не должен ожидать немедленно вознаграждения за это. Христос говорит: Лк.14.12-14 «Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных». Это не значит, что нельзя приглашать родственников и соседей. Для этого может быть поводом стремление развивать дружеские отношения между родственниками и друзьями. Но расходуйте на пиры со своими друзьями как можно меньше, чтобы не лишать себя возможности тратить свои средства на лучшие цели – на дела милосердия. Мудрый царь Соломон сказал: Прит.22.16 «кто дает богатому, тот обеднеет». Многие делают пиры только для того, чтобы показать себя. Они считают позорным для себя, если за их столом не сидят уважаемые люди. Т.о., угождая своим прихотям, они обкрадывают собственную семью. Не стремись, чтобы вас отблагодарили таким же угощением, каким вы потчевали своих друзей. Стремись облегчать участь бедняков. Расставь на своем столе побольше простой и здоровой пищи, не требующей больших расходов. И приглашай тех, кому не на что жить, кто не может заработать себе на пропитание. Они нуждаются в милосердии, помоги им. Они воздадут тебе своими молитвами. Они уйдут, благодаря Бога за тебя. Не говори, что ты останешься в убытке. Нет, всё это потрачено с самой большой выгодой, ибо воздастся тебе в воскресение праведности. Может быть, дела милосердия не получат воздаяния в этом мире. Ибо блага этого мира – не самые лучшие блага. Поэтому Бог порой не воздаёт Своим самым лучшим людям этими благами. Однако они не потеряют награды своей, они будут вознаграждены в вечности. Они узнают, что люди милосердные окажутся в огромном выигрыше.
Ап. Павел призывает коринфян к тому, чтобы их милосердие послужило к похвале и славе Божьей. 2Кор.9.11 «Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через вас производит благодарение Богу». Многие благословят Бога, Который осчастливил их быть орудием в этом добром деле и дал им успех в нем. Кроме того, многие другие будут также благодарны: бедные, чьи нужды были восполнены этим служением, не преминут возблагодарить и благословить Бога за них. Все те, кто доброжелательно настроен к Евангелию, прославят Бога за них. Апостол учит, что это истинное благочестие: с готовностью отдать всё, что имеем, на заповеданное Богом использование. Вручив Богу заботу о своем пропитании, они не сомневаются благотворить другим. Не без причины зовет апостол это богатством щедрой души. «Которая через вас …». Ап. Павел хвалит будущую милостыню коринфян, указывая и на другое ее следствие. Эта милостыня будет во славу Божию. Затем он более подробно объясняет это следующим образом: кроме обычного плода любви милостыня порождает также благодарение Богу. Эффект усиливается, ибо многие будут благодарить Бога. И не только за щедрость дарителей, но и за их благочестие.
В Послании к ефесянам ап Павел предостерегает против греха воровства, который является нарушением 8-й заповеди, и призывает к честному труду и благотворительности. Еф.4.28 «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающимся». Апостол говорит не только об открытых хищениях, за которые карает закон, но и о тайных, не подпадающих под человеческий суд. Но мы должны не только остерегаться этого греха, а изобиловать в совершенно противоположных делах, не только не красть, но трудиться. Ты, раньше бравший чужое, должен добывать пропитание праведным трудом. Причем не только себе, но и другим. Никто не должен жить отдельно, пренебрегая другими, но следует помогать друг другу в нужде. Люди должны быть усердны в честном труде. Это удерживает людей от искушения к злодеяниям. Но существует и другая причина, почему люди должны трудиться – чтобы иметь возможность творить добро, «чтобы было из чего уделять нуждающемуся». Они должны трудиться не только для того, чтобы обеспечить себя и жить честно, но чтобы восполнить и нужды других. Апостол считает, что даже зарабатывающие на жизнь своим трудом, должны из того малого, что имеют, жертвовать тем, кто не может трудиться. Долг благотворения бедным так обязателен, что даже простые труженики и малоимущие должны жертвовать на это дело. Причем только та милостыня будет угодна Богу, которая добыта честным путем. Бог ненавидит жертвоприношение из награбленного. Апостол как бы говорит: «ты не должен отказываться от любого сколь угодно тягостного труда, чтобы не только не быть никому в тягость, но и помогать другим в нужде». В тексте Еф.4.28 мы встречаем слово «полезное». Поскольку имеется много видов ремесла, служащих нечистым вожделениям, ап. Павел особо настаивает на том, чтобы мы избирали вид труда, приносящий пользу ближним. Распутные виды деятельности даже некоторые язычники (Цицерон) подвергли презрению.
Христианка пробиралась по узкому проходу между рядами в самолете с 17-и месячной дочерью и ее кислородным аппаратом. Девочка нуждалась в лечении хронической болезни легких, за этим они и летели. Вскоре после того, как христианка с дочкой устроились на своем месте, к ней подошла стюардесса и сказала, что пассажир из первого класса предложил поменяться местами. Со слезами благодарности христианка села в просторное кресло, а неизвестный благодетель перешел на ее место. Этот пассажир проявил ту самую щедрость, к которой побуждает ап. Павел в Послании к Тимофею: 1Тим.6.18 «Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны». Апостол убеждает их употреблять свое богатство на добрые дела. Ибо превосходство богатства состоит в том, что оно дает человеку возможность больше делать добра. Истинно богат тот, кто богат добрыми делами. Они должны не только делать добро, но делать его охотно, ибо «доброхотно дающего любит Бог». Апостол предлагает Тимофею убеждать их помышлять о горнем, и делами милосердия готовить доброе основание для будущего. Из этого мы должны сделать для себя выводы: Верующие не должны робеть пред богатыми, они должны и богатых вещать. Они обязаны предостерегать их против гордости и тщетного упования на свое богатство. Должны побуждать их к делам благочестия и милосердия. Таким путем богатые соберут себе сокровище, доброе основание для будущего. Поэтому такие люди должны уделять особое внимание щедрости. Но каждый человек должен быть готов делиться тем, что имеет.
Боже, просим, помоги нам не поддаваться влиянию человеческого красноречия, которое можно назвать негодным пустословием, или человеческих знаний, часто противоречащих истинам Божьим. Помоги нам тщательно держаться Священного Писания. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы бл-м Тебя за напоминание, что оказывать помощь – это привилегия и замечательный способ поблагодарить Тебя за всё, что Ты дал нам. Бл-м, что Ты хочешь, чтобы мотивом нашей щедрости была любовь. Бл-м, что Ты заботишься о нуждающихся. Открой нам глаза на материальные и духовные нужды людей, близких и далеких. Помоги нам поступать правильно. Дай понять, что жертвование не только для богатых, оно для всех. Даруй нам щедрое сердце и обнови надежду на Тебя. Помоги нам собрать себе «сокровище», доброе основание для будущей жизни. Бл-м Тебя за радость, которая появляется при доброхотном жертвовании. И бл-м за то, что Ты с избытком восполняешь наши нужды. Просим, помоги действовать щедро и от души, потому что Ты щедр к нам. Господь Иисус, просим, помоги нам доверить всё, что мы имеем, Тебе, зная, что Ты из малого можешь сделать многое. Аминь.