ПРОПОВЕДИ
Что Бог дал и продолжает давать людям.
Иак.1.17 «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».
Истина, которая в Иисусе Христе, утверждает, что Бог не является и не может быть инициатором и покровителем никакого зла, но должен быть признан первопричиной и источником всякого добра. В нашем эпиграфе сказано, что Бог есть Отец светов. Благодаря Ему исходит видимый свет Солнца и небесных тел. Он сказал: «Да будет свет. И стал свет». Бог остается неизменным, и все наши изменения происходят не от изменения в Нем, а от самих. Чем Солнце является в природе, тем является Бог в благодати, провидении и славе. Ибо всякое доброе дело происходит от Него. Как Отец светов, Он дает и духовный свет – свет разума. Иов 32.8 «Дыхание Вседержителя дает ему (человеку) разумение». Он дает ему и свет познания. Мудрость царя Соломона в познании природы и во всех его достижениях, всё дано было ему Богом. Свет божественного откровения еще более непосредственно посылается свыше. Свет веры и всякого утешения – от Него. Так что мы не имеем ничего доброго, чего не получили бы от Бога. Как нет ничего злого и греховного в нас, или сделанного нами, чем бы мы ни были обязаны самим себе. Мы должны признать Бога источником всех совершенств и сил, существующих в творении. И Даятелем всех благ, которые мы имеем в них и посредством их. Но ни за какие их несовершенства мы не можем обвинять Бога. От Него исходит только всякое даяние доброе и всякий дар совершенный, как для этой жизни, так и для жизни будущей.
На окраинах Парижа, как и некоторых других городов мира, люди приходят на помощь бездомным. Напр., они вывешивают на заборах пакеты с одеждой. Любой человек, идущий по улице, может взять, что ему нужно. На пакетах написано: «Меня не потеряли. Я здесь для тебя, если тебе нужно». Эти добрые дела учат людей, как важно заботиться о нуждающихся в своем окружении. Библия подчеркивает важность заботы о бедных. Она учит нас: Втор.15.11 «Повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему и нищему твоему на земле твоей». Иногда, когда появляется объект благотворительности, мы начинаем думать, дать ему что-нибудь или нет, много дать или мало, в то время как в нашем стихе содержится повеление: «Я (Господь Бог) повелеваю тебе не только давать, но и отверзать руку твою и давать щедро». Мы должны быть бдительны ко всем тайным предложениям, которые могут смутить нас и отвратить от нашего долга. Страшно, если бедные возопиют против нас, ибо ухо Бога открыто для их вопля. И из сострадания к ним Он будет наказывать, чтобы воздать тем, кто сурово обращался с ними. То, что нам кажется собственным благоразумием, порой оказывается грехом. Но Бог побуждает нас осознать, что вокруг нас всегда будут нуждающиеся и к ним нужно проявлять щедрость. При этом «не должно скорбеть сердце твое» (ст.10). Господь Иисус сказал, что если мы помогаем бедным, то собираем себе сокровище на небесах (Лк.12.33). Может быть, нашу щедрость никто не увидит, кроме Бога. Но если мы с открытым сердцем помогаем людям, то не только восполняем их нужды, но и испытываем радость, которую Бог дает в награду за нашу заботу о других.
Вспомним текст из Библии про любовь Христову: Еф.3.18,19 «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли … уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божией». Чем лучше мы познали любовь Христову к нам, тем больше мы будем любить Его и Его детей (других верующих) ради Него. Мы должны достичь более ясного понимания Его любви и твердо верить в нее. Христиане должны не стремиться превзойти в познании всех святых, но довольствоваться тем, что Бог относится к ним так же, как и ко всем тем, кто любит Бога и благоговеет перед именем Его. Обращаем внимание на то, как возвышенно говорит апостол о любви Христа. Мы должны стремиться постигнуть эту любовь. Желание постичь эту любовь присуще каждому истинно верующему, ибо все они уверены в Его любви. Но возникает вопрос: «Если она превосходит наше разумение, то как мы можем уразуметь ее?» Хотя никто не может познать ее в полной мере, тем не менее, надо жаждать познания ее всё более. В полном объеме она превосходит наше разумение. Бог окружает Своих Собой каждый миг жизни, поддерживает и хранит их, хотя они этого чаще всего и не замечают. Он распростирает Свои руки, достигая всех Своих на Земле. Он возносит нас в небеса. Ничто не может отделить нас от Него.
В Книге пророка Осии Бог говорит, что не может отказаться от Своего избранного народа Израиля, Его драгоценного владения. Как любящий муж, Бог обеспечил Израиль всем необходимым: землей, едой, одеждой и защитой. Но, подобно неверной супруге, Израиль ушел от Бога и стал искать счастья в других местах. Чем больше Господь стремился вернуть израильтян к Себе, тем упорнее они сопротивлялись. Ос.11.2 «Звал их, а они уходили прочь от лица их; приносили жертву Ваалам и кадили истуканам». Несмотря на глубокое оскорбление, Бог не отказался от Израиля (ст.8). Он воспитывал Свой народ, чтобы восстановить отношения с ним. Сегодня все Божьи дети могут быть уверены: Его любовь к ним никогда не прекратится. Если Господь станет нас наказывать, то и это послужит утешением. Значит, Он хочет нас вернуть, а не отвергнуть. Мы – Его достояние. Он никогда от нас не откажется.
Господь Иисус Христос, будучи неслыханно богат, обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой. 2Кор.8.9 «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, чтобы вы обогатились Его нищетою». Самыми лучшими доводами для исполнения христианином его долга являются доводы, взятые из любви Христовой, которая объемлет нас. Христос, богатый всей славой и блаженством горнего мира, не только стал человеком ради нас, но бедным человеком. Он был рожден в бедной обстановке, жил в бедности и умер в бедности. И всё это ради Своих людей, чтобы им обогатиться благоволением и любовью Бога, благословениями и обетованиями Нового Завета, надеждой на вечную жизнь. Вот, почему мы должны быть милосердными к другим, отдавая из того, что имеем. Мы сами живем за счет милосердия Христа.
Господь убеждает Свой народ не бояться и не смущаться, после чего говорит: Ис.41.10 «Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей». Дети находят поддержку, держась за руку родителя. Так и Бог обещает поддержать нас Своей могучей рукой. В этом отрывке Господь еще раз обещает защиту и помощь: ст.13 «Я Господь, Бог твой, держу тебя за правую руку твою». Обстоятельства могут меняться, а Бог неизменен. Он обещает нам поддержку и говорит те слова, которые мы хотим услышать: «не бойся».
Во Второй книге Паралипоменон (Хроника) прозорливец (Божий пророк) Ананий сообщил иудейскому царю Асе, что все его действия находятся под царственным взором Бога. Он сказал: 2Пар.16.7 «Ты понадеялся на царя сирийского и не уповал на Господа, Бога твоего». И прозорливец добавил: «Очи Господа обозревают всю Землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (ст.9). Из-за ложной надежды царь Аса был обречен всю жизнь вести войны. При чтении этих слов может сложиться обманчивое впечатление, что Бог следит за каждым нашим движением, чтобы наброситься на нас, как хищник на добычу. Но слова Анания свидетельствуют о другом. Бог смотрит на нас, ожидая, что мы позовем Его во время нужды. Божьи глаза обозревают мир, ища верность в Своих людях. И Он обязательно пошлет помощь и утешение.
Читая Библию, многие обращают внимание на слова Бога из Книги пророка Исаии: Ис.55.1 «Жаждущие! Идите все к водам». Мы осознаем, что жажда, т.е. неудовлетворенность – это скорее правило нынешней жизни, чем исключение. Ничто в этом мире, даже самое хорошее, не может нас полностью удовлетворить. Мы никогда не достигнем полного удовлетворения здесь и сейчас, как бы ни старались. Вместо этого Исаия призывает нас снова и снова приходить к Богу, в т.ч. и через Писания, чтобы услышать, что Он хочет нам сказать. Что же мы услышим? Бог говорит о Своей неизменной милости: Ис.55.3 «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне! Послушайте – и жива будет душа ваша». Призыв пророка распространяется и на нас.
Спустя двадцать минут после взлета спокойствие на борту самолета сменилось хаосом. Взорвался один из двигателей. Его обломки пробили иллюминатор, салон разгерметизировался. Несколько пассажиров пострадали, один погиб. Если бы не опытный пилот (военный летчик) за штурвалом, всё могло бы закончиться гораздо хуже. В газете появилась статья с заголовком: «В удивительных руках». В Псалме 30 Давид показал, что ему знакомы удивительные, заботливые руки Бога. Поэтому он мог уверенно сказать: Пс.30.6 «В Твою руку предаю дух мой». Он верил, что Богу можно и нужно доверять, даже когда жизненный путь становится неровным. А жизнь его порой была сложная из-за множества недоброжелателей. Хотя он и находился в опасности, но не терял надежды. Даже в таких случаях он ощущал мир и радовался, потому что верный, любящий Бог был источником его уверенности (ст.6-8). Возможно, и вы переживаете время, когда со всех сторон сыплются неприятности. Среди неопределенности и смущения одно остается абсолютно неизменным: истинно верующие находятся в руках всесильного Бога.
«Что ты думаешь о мире в сердце?» - спросил христианина его друг. «Ну, сразу так и не скажу». Друг задал вопрос более конкретно: «Ты заешь о мире в сердце, который Бог дает тем, кто любит Его?». После этого случая христианин стал искать в Библии, как Божий народ получает этот мир даже в самые тяжелые времена. Читая Послание ап. Павла к колоссянам, мы поймем, что в сердце христианина должен владычествовать Божий мир: Кол.3.15 «да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле». Апостол предлагает подчиниться владычеству мира Божия. Да будет мир Бога с вами, т.е. сладостное сознание Его благоволения к вам. Или: да будет в сердце вашем склонность к взаимному миру между вами, миролюбивый дух который хранит мир и творит его. Он называется миром Божьим, потому что Сам Бог производит его во всех принадлежащих Ему людях. Вспомним стих Рим14.17 «Царство Божие есть праведность и мир». Пусть этот мир господствует и правит в вашем сердце. И, как посредник, пусть разрешает все спорные вопросы между вами. Мы призваны к этому миру – к миру с Богом, как нашей привилегии и к миру с братьями и сестрами по вере, как нашему долгу. Объединенные в одно Тело, в Христово Тело, мы призваны жить в мире друг с другом, подобно членам физического тела. Чтобы сохранить в себе мирное настроение, мы должны быть дружелюбными. Ап. Павла беспокоило, что колоссяне, попав под влияние лжеучения, начали терять мир Христа. Но апостол не начинает их учить, а побуждает довериться Христу. У всех нас бывают времена, когда нужно выбрать: принять или отвергнуть господство Божьего мира в сердце. Если мы обратимся к Христу с просьбой пребывать в нас, Он освободит нас от беспокойства и забот. Мы верим, что Он с любовью принимает нас, когда мы ищем Его мир.
Согласно легенде, человек по имении Николай (родился в 270г. по Р.Х.) услышал об отце, который был настолько беден, что не мог прокормить троих дочерей и тем более дать им приданое. Николай бросил в открытое окно кошелек с золотом и попал в носок, который сушился над очагом. Этот человек стал известен как святой Николай. В некоторых странах он стал образом для Санта Клауса. Эта легенда напоминает нам о подарке, упавшем сверху, т.е. о Боге Отце, Который из любви сострадания к людям послал на Землю величайший дар – Своего Сына. Как бы ни был прекрасен дар Николая, дар Иисуса Христа намного прекрасней. Он – Бог, живущий с нами. Когда мы страдаем или печалимся, Он посылает утешение. Когда мы падаем духом, Он поддерживает и ободряет. Когда нас пытаются обмануть, Он открывает истину.
Господь Иисус, мы благодарим, что Ты оставил прекрасное Царство Отца, чтобы родиться и жить в скромных условиях. Просим, помоги нам никогда не принимать Твое присутствие в своей жизни как должное. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам иметь открытые глаза и открытые руки, чтобы мы с открытым сердцем помогали людям. И чтобы мы не только восполняли их нужды, но и испытывали радость, которую Ты даешь в награду за нашу заботу о других. Бл-м, что ничто и никто не может отделить нас от Твоей любви. Помоги нам подражать Тебе и силе Твоей благодати. Бл-м Тебя за любовь, которая никогда не отвергнет нас, Твоих. Помоги и нам любить Тебя всем сердцем. Помоги нам осознать, что если Ты начнешь нас наказывать, то и это послужит утешением. Т.к. Ты хочешь нас вернуть, а не отвергнуть. Мы одни из множества людей в огромном мире. Мы бл-м, что Ты видишь нас с высоты, и что мы тоже можем видеть Тебя, истинного и живого Бога. Бл-м, что мы можем видеть в Тебе нашу вечную надежду, ободрение, спасение и радость. Аминь.