ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 19 Мф.
19.1 «Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы иудейские, за иорданскою стороною». Христос покинул Галилею. Он вырос в этой части Палестины и здесь провел большую часть Своей земной жизни. Только на праздники Он ходил в Иерусалим. Он всегда являлся в облике галилеянина. Большую часть Своих проповедей Он произнес в Галилее и большую часть чудес Он совершил там же. Теперь Он вышел оттуда. Он никогда более не возвращался в Галилею, пока не воскрес из мертвых. Христос не покидал Галилею до тех пор, пока не совершил там весь труд. Он «пришел в пределы иудейские», чтобы и они могли иметь свой час посещения, ибо и они принадлежали «к погибшим овцам дома Израилева». Галилея называлась языческой, за Иорданом жили сирияне. Т.о., Христос намекал, что хотя Он и держится границ иудейского государства, однако не забывает и язычников. Его Евангелие предназначено и для них.
19.2 «За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там». Когда Христос уходит, самое лучшее для нас – последовать за Ним. То, что народ постоянно толпами следовал за Ним, было знаком уважения к Нему. Он не искал покоя для Себя и не искал Своей чести. Он не смотрел на то, какой жалкой и презренной была эта толпа в глазах мира. Он шел, творя по пути добро: «Он исцелил их». Из них многие следовали за Ним ради исцеления своих больных. И они убеждались, что Он может и хочет им помочь. «Он исцелил их там», не желая, чтобы они шли за Ним в Иерусалим.
19.3 «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» В ст.3-12 мы имеем заповедь Христа по вопросу о разводе. Фарисеи спрашивали Его о разводе с целью искусить Его, а не получить от Него наставление. Некоторое время тому назад Он выразил Свое мнение по этому вопросу, отличное существующей практике (гл.5.31,32). И если бы Он подобным образом опять высказался против развода, то они могли бы извлечь из этого повод для того, чтобы настроить и ожесточить против него жителей той страны, которые ревниво относились к попыткам ограничить для них свободу. Они надеялись, что это предписание Христа, как и всякое другое, лишит Его любви народа. Либо они намеревались этим искушением достичь следующего: если Он скажет, что разводы противозаконны, то они заклеймят Его как врага Закона, который разрешал развод. Если же Он согласится с разводом, тогда можно будет представить Его учение как лишенное того совершенства, какое ожидалось от учения Мессии. Хотя разводы и допускались, однако наиболее строгие люди не одобряли их. Брачные проблемы были многочисленными не по причине Закона Божьего, а по причине человеческих похотей и безумия. Люди часто сами разрешали их, прежде чем спросить, как им поступать. Вопрос заключался в следующем: «по всякой ли …». То, что развод допустим по некоторым причинам, напр., по причине прелюбодеяния, считалось само собой разумеющимся. Но допустим ли он по любой причине, какую человек посчитает справедливой, что-то не нравится в жене, или чем-то она не угодила.
19.4 «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?» Несмотря на то, что вопрос был задан Христу с целью искусить Его, Он, учитывая важность этого вопроса совести, дает на него полный ответ. Ответ не совсем прямой, но исчерпывающий. Он изложил принципы, доказывающие, что произвольные разводы, которые были тогда в обычае, не были законными. Христос обычно не давал никаких законов, не подкрепленных разумными доводами, и не высказывал Своего суждения, не подтвердив его Священным Писанием. В данном случае, Его аргумент звучал следующим образом: «Если, согласно воле Божьему, муж и жена связаны таким строгим и тесным союзом, то они не должны легкомысленно разводиться; священные узы нельзя легко развязывать». Чтобы доказать существование такого союза между мужем и женой, Христос ссылается на следующие три фактора: 1. На сотворение Адама и Евы (мужа и жены). 2. На фундаментальный закон брака, состоящий в том, что мужчина должен оставить своих родителей и прилепиться к своей жене (ст.5). 3. На природу брачного договора – это есть союз двух личностей. Бог сотворил мужчину и женщину, одну женщину для одного мужчины, так что Адам не мог развестись со своей женой и взять другую, ибо другой не было. Нерасторжимость союза между ними определялась также тем, что Ева была сотворена из ребра Адама: Быт.2.22 «создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». Адам не мог отправить ее от себя, не оторвав при этом часть самого себя и не выступив против ясных указаний относительно сотворения. Фарисеи читали об этом, поэтому Христос отправляет их к первоисточнику. Хотя все остальные живые существа тоже были созданы мужского и женского рода, однако ни о ком из них не сказано ничего подобного, но только относительно человеческой расы. Потому что связь между мужчиной и женщиной разумная, она предназначена для более возвышенных и благородных целей, чем простое удовлетворение плоти и сохранение рода. И поэтому она более тесная и прочная, чем между животными. Животные не способны быть такими помощниками друг другу, какими были Адам и Ева. Поэтому сказано в Библии: Быт. 1.27 «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил, мужчину и женщину сотворил их». Слово «его» заменяется на «их», как если бы это было одно и то же. Будучи сотворены как одно целое, прежде чем их стало двое, они снова соединились в одно целое посредством брачного союза. Поэтому их единство стало еще более тесным и нерушимым.
19.5 «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью». Фундаментальный закон брака состоит в том, что мужчина должен оставить своих родителей и прилепиться к своей жене. Родство между мужем и женой ближе, чем между родителями и детьми. Может ли ребенок оставить своих родителей или родители покинуть своих детей? Нет, никоим образом. Тем более супруги не могут развестись, т.к. между ними, хотя и не по природе, но по Божьему определению, существует более близкое родство и крепкая связь, чем между детьми и родителями.
19.6 «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Дети человека являются частью его, но супруг или супруга – это он сам. Брачный союз тождественен союзу одного члена тела с другим. Никто не отсекает от тела части, но делает всё, что может, ради его сохранности. Бог сочетал мужа и жену, запряг их вместе, такого значение слова «сочетал». Брак и суббота – это самые древние Божьи установления. Хотя брак не ограничивается только рамками церкви, но является общим законом для всего мира, тем не менее, будучи установлен Богом и подтвержден Господом Иисусом, он должен устраиваться по правилам благочестия и освящаться Словом Божьим и молитвой. Муж и жена, соединенные вместе согласно Божьему установлению, не должны разлучаться. Бог никому не давал на это право. Брак – это символ мистического союза между Христом и Его Церковью, отношения между которыми может прекратить только смерть. В брак нельзя вступать безрассудно и необдуманно, надо всё трезво обдумать и взвесить. Безрассудно заключенные браки чаще всего являются причиной несчастья или даже греха.
19.7 «Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» Здесь мы находим возражение, выдвинутое фарисеями против слов Христа. Моисей заповедал давать разводное письмо в случае, когда муж отпускает свою жену. Христос привел аргумент против развода из Писания, и они ссылаются на авторитет Священного Писания в поддержку развода. Отметим, что кажущиеся противоречия в Слове Божьем представляют собой большие камни преткновения для людей превратного ума. Моисей не давал никаких заповедей кроме тех, что получал от Бога. Относительно развода фарисеи называли заповедью то, что было всего лишь разрешением (Втор.24.1). Слова Моисея предназначались, для ограничения разводов, чем для их поощрения. Иудейские книжники сами соблюдали такие ограничения в законе, чтобы не допускать разводов без серьезных причин. При разводе должны были указываться конкретные причины, должно было быть написано разводное письмо, должны были соблюдаться все формальности при написании документа, при исполнении решения и регистрации, как при отправлении любого акта правосудия. Разводное письмо следовало вручать самой жене. Всё это заставляло людей, имевших рассудительность, серьезно обдумывать свое решение.
19.8 «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так». Христос исправляет ошибочное понимание фарисеями закона Моисея. Они сказали, что Моисей «заповедал», а Он употребляет слово «позволил». Поскольку строгость брачных уз основана на правовом законе, то в некоторых случаях Бог допускал разводы без ущерба для Его святости. Он говорит им, что для этого позволения есть причина: по жестокосердию вашему. Моисей порой жаловался Богу на народ израильский, говоря, что они жестоковыйны. Нет в этом мире большего жестокосердия, чем жестокое отношение мужа к своей жене. Полагают, что иудеи пользовались в этом отношении дурной славой. И поэтому им было позволено отпускать своих жен. Лучше дать им развод, чем допускать делать что-то худшее. Закон Моисея учитывал жестокость человеческих сердец, а Евангелие Христово исцеляет их от нее. Его благодать забирает каменное сердце и дает сердце плотяное. «А сначала было не так». Он отсылает их к первоначальному установлению. Истина была от начала, поэтому мы должны исследовать пути древние, где путь добрый и исправляться, руководствуясь добрыми законами.
19.9 «Но Я говорю вам: кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». В заключение Христос дает четкий закон. «Но Я говорю вам» - это согласуется с тем, что Он говорил прежде (гл.5.32). Тогда Он говорил в проповеди, теперь – в беседе, но говорит то же самое. В обоих изречениях Своих Он допускает развод только в случае прелюбодеяния. Причина, на основании которой отвергается развод: «они уже не двое, но одна плоть». Если жена совершает прелюбодеяние, то они сделается одной плотью с прелюбодеем. По закону Моисея блуд наказывается смертью (Втор.22.22). Господь смягчает суровость этого закона и определяет в качестве наказания развод. Во всех иных случаях Он не допускает развода: «Кто разведется с женою …». Из этих Его слов можно понять, что развод – это беззаконие. Если мы поймем, какое зло семье и государству наносит произвольный развод, то увидим, как много закон Христа содействует нашему благу. Т.о., по закону Господа Иисуса от христиан ожидается мягкосердечие вместо жестокосердия. Никакой необходимости не возникает в разводе, если муж и жена живут вместе как сонаследники благодатной жизни.
19.10 «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». И сами ученики не склонны были расставаться со свободой развода, полагая, что развод целесообразен с точки зрения сохранения радостей брачной жизни. Если они не имеют права отпустить свою жену, когда захочется им, то лучше совсем не жениться. Наша природа не терпит ограничений и готова отвергнуть все ограничения Христа относительно развода. Но это безрассудство, когда человек отказывается от радостей брачной жизни из-за трудностей, с которыми она неизбежно сопряжена. Каково ни было наше положение, нам надо смиряться с ним, быть благодарными за утешения, которые оно дает нам, и терпеть страдания, которые оно включает в себя. И мы должны наилучшим образом использовать то, что имеем. Хотя мы и не можем сбросить ярмо брачных уз, когда нам захочется, из этого не следует, что мы не должны брать его на себя. Из этого лишь следует, что, взяв его, мы должны решаться нести его с любовью, кротостью и терпением. И тогда развод будет ненужным.
19.11 «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано». Он признает, что для некоторых лучше не жениться. Он допускает, что лучше не жениться, но не как возражение против запрета разводиться, что подразумевали ученики, а как правило для имеющих особый дар воздержания и не нуждающихся в браке. Для них лучше оставаться одинокими. Потому что это дает им больше возможности заботиться о Господнем (1Кор.гл.7). Одинокие меньше обременены житейскими заботами, их мысли и время более свободны, чтобы размышлять о духовном. Возрастание в благодати лучше, нежели увеличение семьи.
19.12 «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так. И есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». Христос говорит здесь о двух случаях, когда человек не пригоден для брачной жизни. 1) Когда он оказывается скопцом либо от рождения, либо в результате человеческого вмешательства. Но, чтобы возместить это несчастье, пусть они противопоставят ему возможности, которые дает им одинокое состояние для лучшего служения Богу. 2) Когда благодаря действию Божьей благодати человек сам себя делает скопцом ради Царства Божьего (Он решает не жениться или она – не выйти замуж). В этом случае причина кроется не в телесном недостатке, но в решении их воли. К таковым скопцам относятся те, кто достиг святого равнодушия ко всем наслаждениям брачной жизни, и твердо решил с помощью благодати Божьей воздерживаться от них. Склонность к одинокой жизни должна быть дана от Бога. Воздержание от брачной жизни – это особый дар Божий, который Он дает одним, а другим не дает. Если человек решил никогда не вступать в брак ради того, чтобы избежать семейных обязанностей, или ради удовлетворения своему суровому эгоистическому нраву, или ради большей свободы служить другим прихотям и удовольствиям, то это не добродетель, а злой порок. Если это делается ради благочестивых целей, ради полного посвящения себя на служение Богу и на дела милосердия (благодаря свободе от забот о семье), то такое решение одобряется и принимается Богом.
19.13 «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбранили им». Мы видим здесь, как благожелательно принял Христос детей, приведенных к Нему. Отметим веру взрослых, приведших детей. Взрослые тем самым засвидетельствовали о том, что они почитают Христа и ценят Его благословение. Кто прославил Христа, придя к Нему, должен еще больше прославить Его, приведя к Нему всех, на кого он имеет влияние. Мы не можем прославить Христа больше, чем получая от Него. Некоторые приносили своих больных детей к Христу, чтобы Он исцелил их, а родители этих детей для них желали только благословения. Господу приятно, когда мы приходим к Нему не потому, что нас подгоняет горе, но из сознания своей полной зависимости и ожидания блага от Него. Возложение рук употреблялось при родительском благословении. Ничего лучшего для своих детей мы не можем сделать, как передать их Господу Иисусу. «Ученики же возбранили им». Ученики не одобряли этого прошения, возможно, считая его несерьезным. Может быть, они считали недостойным их Учителя обращать внимание на детей, за исключением случаев, когда они больны. Или они не хотели, чтобы Его отвлекали этим делом. Или же думали, что если поощрять такие обращения, то со всей страны приведут детей к Христу, и этому не будет конца. Обратим внимание на то, что у Христа гораздо больше любви и нежного сочувствия, чем у Его учеников.
19.14 «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Иисус дает заповедь заботиться о детях и Сам исполняет ее. «Приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился». Полагаем, что это были маленькие дети, которые еще не понимали Божьих наставлений, но они не были слишком маленькие для того, чтобы молитва принесла им пользу. Ученики посчитали их недостойными внимания своего Господина. Но, увидев это, Иисус сказал: «пустите детей и …». То, что сказал и сделал здесь Иисус, представляет для нас большой интерес. Мы знаем, что малые дети слабы и умственно и физически. Но Господь обратил на этих младенцев внимание, хотя и был занят служением взрослым людям. Многие богословы видели в этом отрывке доказательство в пользу крещения младенцев. Из этого стиха видно, что Господь нежно заботится о душе маленьких детей. Хоть они и маленькие, они в Его мыслях, Он обращает на них Свое внимание. Он знает, что в теле каждого малыша бессмертная душа заложена. Этот отрывок дает нам надежду на то, что дети, умершие в младенчестве, спасены. «Таковых есть Царство Небесное». Им принадлежат привилегии видимой церкви. По этой причине они приглашаются к Христу, а Он всегда готов принять их. Дети, находясь под проклятием греха первого Адама, должны иметь свою часть в богатстве благодати Христа, второго Адама. А иначе как понимать слова: 1Кор.15. 22 «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». И еще Рим.5.14,15 «Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо, если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих». Христос учитывал веру приносивших к Нему детей. Родители являются попечителями над волей своих детей, им дана власть вести их дела во имя их блага. Поэтому Христос принимает родительское посвящение детей как акт и дело самих детей. Он осуждает тех, кто запрещает приводить к Нему детей, кто отвергает тех, кого Он принял. Этот стих показывает нам, что многого можно достичь, наставляя детей в вере. Может погибнуть их душа, но может и спастись. Надо стараться привести их к Христу уже с самых ранних лет. Познакомьте их с Библией, как только они начинают что-то понимать, молитесь за них, учите их молиться. Вы можете быть уверенными, что Христос с удовольствием смотрит на ваши старания и готов благословить их. Посеянное в младенчестве семя часто всходит через долгое время.
19.15 «И, возложив на них руки, пошел оттуда». Христос исполнил просимое от Него. Он возложил руки на детей, т.е. благословил их. Верующий живет не столько тем, насколько он достиг Христа, сколько тем, насколько Христос достиг его. Не столько тем, насколько он познал Бога, сколько тем, насколько его познал Бог. А это доступно самому малому ребенку. Если они не могут даже простирать руки свои к Христу, то Он может возложить руки Свои на них. И таким образом сделать их Своими. После этого Христос ушел оттуда. Он посчитал, что отстояв права агнцев Своего стада и обеспечив преемственность подданных Его Царства, Он сделал вполне достаточное.
19.16 «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» В стихах 16-22 повествуется о том, что произошло между Христом и подающим надежды молодым господином, который обратился к Нему с серьезным вопросом. О нем говорится, что он был юноша. Мы назвали его господином, ибо он не только владел большим имением, но был из начальствующих (Лк.18.18). Он честно домогался заслужить небо. На примере этого юноши мы видим, что человек может желать спасения и не получить его. Он не фарисей предубежденный, он может спастись. Но в конце мы узнаем, что он отошел с печалью. Юноша обращается к Христу с серьезным вопросом, лучшего и более серьезного вопроса не может быть. Он почтительно называет Его «Учитель благий». Это выражение означает человека не правящего, а наставляющего. Называя Его Учителем, он тем самым выражает свое желание учиться у Него. Говоря «благий», обнаруживает свою любовь и особое почтение к Учителю. Это было благородно с его стороны, что он дал такой почетный титул Христу, несмотря на его скромный внешний вид. Он приходит не искушать Христа (как книжники и фарисеи), но с желанием научиться у Него. Из его вопроса явствует, что он твердо верил в загробную жизнь, он не был саддукеем. Он был уверен, что в потустороннем мире уготовано блаженство тем, кто подготовил себя к нему в этом мире. Редко человек его положения и возраста проявляет такую заботу о будущей загробной жизни. Богатые склонны думать, что ниже их достоинства интересоваться этим вопросом. А юноши думают, что у них еще довольно времени впереди. Но этот юноша сознавал, что ему нужно что-то сделать, чтобы достичь этого блаженства. Юноша считал, что желает сделать всё необходимое для приобретения вечной жизни.
19.17 «Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Не в обычаях Христа отсылать без ответа того, кто приходит к Нему с серьезным вопросом, ибо ничего более угодного Ему не может быть. «Что ты называешь Меня благим?» Полагаем, что Господь хотел найти в его словах ту веру, которую сам юноша не сознавал. Юноша почтил Его как благого человека, а Христос хотел привести его к признанию и почитанию Его как благого Бога: «никто не благ, как только один Бог». Он хочет научить нас отдавать Богу всякую хвалу. Только Бог благ по сути Своей. Далее Христос обращается к его практической жизни. Он начал с мысли о том, что если Он благ, значит Он – Бог, но не останавливается на этом, чтобы юноше не показалось, будто Он уклоняется от главного вопроса. И не хочет оставить его без ответа, как делают пустословы. Юноша желал знать, как можно иметь вечную жизнь, а Христос говорит ему о том, как он может войти в нее. Мы можем иметь жизнь вечную только на основании заслуг Христа. В то время эта тайна не была полностью открыта, и поэтому Христос не касается ее. Путь к достижению этой цели – соблюдение заповедей. Христос освободил нас от власти Закона судить нас, но осталась власть Закона повелевать нами, служить для нас эталоном. Поэтому мы подзаконны Христу (1Кор.9.21), находимся под Законом как правилом жизни. Недостаточно только знать заповеди Божьи, надо соблюдать их, держаться их как своего правила и как своего пути.
19.18,19 «Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». Юноша как бы говорит Господу: «В Законе Моисея много заповедей, скажи мне, благий Учитель, соблюдение которых из них обязательно для получения спасения?» В качестве примера Христос приводит некоторые из заповедей. Во-первых, заповедь, касающуюся нашей собственной жизни и жизни другого человека: «Не убивай». Во-вторых, заповедь о целомудрии, которое мы должны ценить. Подразумевается наше собственное целомудрие, так и целомудрие другого человека: «Не прелюбодействуй». В-третьих, заповедь, охраняющую имущество и положение как наши собственные, так и другого человека: «Не кради». В-четвертых, заповедь, охраняющую истину и доброе имя, и наше и другого человека: «Не лжесвидетельствуй». В-пятых, заповедь, касающуюся родственного долга: «Почитай отца и мать». В-шестых, тот закон любви, из которого проистекают и в котором суммируются все эти обязанности, на котором они основываются и в котором они исполняются: «Люби ближнего своего как самого себя». Под этим подразумевается, что помышлять о каких-то выгодах и приобретениях для себя за счет других, причиняя им ущерб и вред, является противозаконным. С другими я должен поступать так же, как хотел бы, чтобы другие люди поступали со мной. Наш Спаситель ограничивается здесь заповедями 2-ой скрижали Закона не потому, что заповеди 1-ой скрижали были менее важны. Но потому что: 1) Религиозные лидеры того времени либо совсем пренебрегали ими в своих проповедях, либо сильно искажали их. Их проповеди касались только обрядов и совершенно не затрагивали вопросов нравственности. Поэтому Христос больше всего подчеркивал то, чему они менее всего уделяли внимания. Справедливость требует поддерживать то, чему грозит наибольшая опасность быть упущенным, забытым. Мы призваны свидетельствовать не только о том, чему противятся, но и о том, чем пренебрегают. 2) Христос хотел научить юношу, и нас вместе с ним, что нравственность составляет необходимую часть истинного христианства. Благодать Христа учит нас жить праведно, и не только благочестиво.
19.20 «Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне». Мы узнаем, почему притязания юноши на вечную жизнь не увенчались успехом. Этому были две причины: 1. Тщеславное упование на свои собственные заслуги и силу. В этом заключается причина гибели многих людей. Мы полагаем, что юноша, согласно своему пониманию Закона, сказал правду, говоря: «Всё это сохранил я от юности моей». Закон запрещает только внешнего проявления греха. Христос знал это, поэтому Он не возразил ему. Более того, как сказано у Марка, «Он полюбил его». Отметим: человек может быть свободен от грубых грехов, и, тем не менее, находиться вне благодати. Человек может быть чист от внешней нечистоты, но погибнуть от внутреннего нечестия. Похвально, что юноша желал знать больше о своем долге: «Чего еще недостает мне?» Он чувствовал, что ему еще недостает чего-то, чтобы выполнить свой долг перед Богом, и хотел знать, чего еще именно. Он готов был исполнить свой долг до конца. Он желал знать некие особые заповеди религии Христа.
19.21 «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Любовь к миру, к мирским удовольствиям были роковым камнем, на котором юноша преткнулся. Христос оставил в стороне его притязания на то, что он исполнил Закон, т.к. хотел разоблачить его более эффективным способом, чем прением относительно широты Закона. Христос предписывает здесь не сверхсложные добрые дела, но совершенство. Он предписывает только то, что составляет наш обязательный долг, с точки зрения главной цели. То, что Христос сказал юноше, он сказал и нам всем, а именно: если мы хотим доказать на деле, что являемся истинными христианами и желаем быть наследниками вечной жизни, то должны выполнить два условия. 1) Показать на практике, что мы предпочитаем небесные сокровища всем богатствам этого мира. И небесную славу мы должны предпочесть земной и ценить ее выше. Если появилась нужда в милосердии, то продай свое имение, чтобы было что уделить нуждающимся, как делали первые христиане. 2) Нам следует отдаться полностью под контроль и руководство Господа. Слова «и приходи и следуй за Мной» означали постоянное и непосредственное следование за Христом и служение Ему. Поэтому распродажа всего имущества для него была столь же необходима, как для Его учеников – оставление своего ремесла. Что же касается нас, то следование за Иисусом надо понимать в смысле соблюдения Его заповедей. И это из любви к Нему. Продать всё и раздать нищим недостаточно, если мы не последуем за Христом.
19.22 «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Мы видим на примере этого юноши, что один возлюбленный идол сердца может уничтожить душу навеки. Господь, Который видит человека насквозь, показал юноше его главный грех. Оказалось, что, несмотря на его желание достичь вечной жизни, богатство он любил больше, чем свою душу. Эта история еще раз показывает, что «корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим. 6.10). Люди, имеющие большое богатство в этом мире находятся в искушении полюбить его и прилепиться к нему сердцем. По этой причине постоянно гибнут тысячи людей. В этом юноше была изрядная доля честности. Ему не понравились эти условия, и он ушел. Притворяться он не захотел, притязать на то, чего не нашел в своем сердце, чтобы ответить на строгие условия Христа. Он не смог быть истинным христианином, и не хотел быть лицемером. Заканчивая разбирать этот отрывок, проверим себя, не трогает ли он нашу душу? Честны и искренни ли мы в своем желании быть настоящим христианином? Разрушили ли мы всех своих идолов? Нет ли у нас тайного греха, от которого мы не желаем избавиться? На все эти вопросы нужно нам ответить.
19.23 «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное». В стихах 23-30 содержится беседа Христа с учениками по поводу ухода от Него богатого юноши. Он использует этот повод, чтобы показать, как трудно спастись богатым людям (ст.23-26). Богатство часто причиняет большой вред душе и вводит человека в искушение, завладевает человеческими мыслями, чувствами и возлагает бремя на сердце, усложняя и без того трудный путь к небесам. Берегитесь любви к богатству, в т.ч. к деньгам. Их можно использовать праведно и приносить с их помощью пользу. Но на одного правильно использующего богатство человека приходятся тысячи, которые не умеют распоряжаться им верно. Христианин, который исповедует, что имеет сокровища на небесах, пусть сделает свое сердце каменным в вопросе любви к богатству. Христос говорит это ученикам, мало имевшими в этом мире, желая примирить их с положением: чем меньше они имеют, тем меньше у них препон к на пути в небо. Свое высказывание Христос усиливает словами: «истинно говорю вам, что трудно …». Он, Кто знает путь человека в небо, потому что Он открыл его, говорит нам, что богатство – одно из самых великих препятствий на этом пути. Он говорит, что богатому трудно быть добрым христианином и спастись. Требуется большая мера Божьей благодати, чтобы сделать человека способным пробиться сквозь все преграды, созданные богатством.
19.24 «И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Это образное выражение для обозначения трудностей, непреодолимых для человека со всеми его искусством и силой. Ничто, кроме благодати всемогущего Бога, не может сделать богатого человека способным преодолеть эти трудности. Спасение любого человека является трудным делом. А спасение отступников и закоренелых грешников настолько трудно, что представляется как невозможное. Чтобы богатый человек не прилепился к своему богатству – это редкое явление. А прилепившемуся к своему богатству невозможно достичь неба.
19.25 «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так, кто же может спастись?» Учеников эта истина изумила. Когда мы размышляем о том, как благ Бог, то кажется удивительным, что так мало принадлежащих Ему. Когда же мы подумаем о том, как негоден человек, становится еще более удивительно, что так много существует Его детей. Если богатство является препятствием для богатых людей, то для тех, кто не богат, не является ли таковым препятствием присущее им стремление к роскоши?
19.26 «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно». Хотя богатым и трудно спастись, но не невозможно. Христос с печалью посмотрел на учеников за их представления о преимуществах богатых людей в духовной сфере. Он воззрел на них как уже преодолевших трудности и стоящих на верном пути к небу. «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно». Бог способен сделать то, что выходит за пределы возможностей творения, для Него нет ничего слишком трудного. Полагают, что Христос намекает здесь на возможность вернуть юношу и изменить его к лучшему.
19.27 «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобой; что же будет нам?» В стихах 27-30 написано о положении апостолов в будущем Царстве. Ап. Петр, воспользовавшись случаем, спрашивает, что же будет им, исполнившим те самые условия, из-за которых богатый юноша ушел. Ведь они всё оставили и последовали за Ним. Мы видим здесь, что ученики чего-то ожидали от Христа и что Он хочет им что-то дать. Петр говорит об ожидании учеников. Он от имени остальных учеников заявляет, что они надеются получить от Христа нечто значительное взамен того, что оставили ради Него. Петр желает знать, достаточно ли они удовлетворили требованиям Христа? Они не раздали всё нищим, но отказались от всего, что могло помешать им в служении Христу. Петр говорит об этом так, как будто это было что-то значительное: «Вот, мы оставили всё». Как мы склонны придавать большое значение тому служению и тем страданиям, тем затратам и лишениям, которые переносим ради Христа. А также воображать, что сделали Его своим большим должником. Христос не укоряет ап. Петра за эти слова. Хотя то, что они оставили, было ничтожно, однако это было всё, что они имели. Христос принимает соответственно тому, что имеет человек. Петра интересует, могут ли они надеяться на то сокровище, которое получил бы богатый юноша, если бы продал всё. Все люди стремятся получить что-то, и последователям Христа не возбраняется заботиться о своих интересах. Сам Христос побуждает нас спрашивать, что мы приобретаем, оставляя ради Него всё, чтобы последовать за Ним. Он хочет, чтобы мы убедились в том, что Его призвание принесет нам не ущерб, а, напротив, невыразимое преимущество. Прошло уже много времени с тех пор, как ученики оставили всё и посвятили себя служению Христу. Но они до сих пор не спрашивали: «Что мы будем иметь?» Они настолько были уверены в благости Христа, что знали: с Ним они будут в выигрыше. Они предоставили Ему решать, каким образом Он возместит их потери. Когда богатый юноша ушел от Христа к своему богатству, настало время подумать и им, что они приобретут, на что им рассчитывать.
19.28 «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». (Старинное русское слово «пакибытие» означает и будущую загробную жизнь и духовное возрождение.) Христос дает обетование ученикам, а также всем тем, которые пойдут по следам их веры и послушания. Он не заостряет внимания на тщеславии и тщетных надеждах, какие могли проявиться в словах Петра, т.к. Он не был придирчив, но пользуется этим поводом, чтобы дать обетование. Они выразили свое почтение Ему, став первыми Его учениками, и Он обещает им, что они получат на небесах не только сокровище, но и славу. Ученики последовали за Христом, когда Церковь была еще в зачаточном состоянии. Они несли служение апостолов, но не имели власти и славы, принадлежащих этому званию. Они некоторое время будут оставаться в неизвестности, но «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей», тогда и они будут возвеличены. Пока задерживается явление славы нашего Господа, до тех пор задерживается и наше прославление. Мы должны ожидать его с верой, надеждой и терпением. Слава наша будет частью славы Христа. Кто страдает со страдающим Христом, тот будет царствовать с царствующим Господом. Даруемая им честь состоит в следующем: «Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». Трудно определить конкретное значение этого обетования. Полагаем, что оно имеет многократное исполнение. Во-первых, когда Христос вознесется и сядет одесную Отца на престоле славы, тогда апостолы примут силу от Духа Святого. Они будут распространять Евангелие по всей Земле, возвысятся над своим настоящим положением, что почувствуют себя сидящими на троне. Они будут судить Израиль по плоти, упорствующий в неверии. Во-вторых, некоторые считают, что это обетование относится к обращению иудеев, которое должно еще произойти в последнее время. В-третьих, оно исполнится при втором пришествии Христа, когда святые будут судить мир, а двенадцать апостолов особо, как советники Христа. Но главное намерение этого обетования состоит в том, чтобы показать, что на небесах святых ожидают слава и величие. Наивысшей чести там удостоятся те, кто более всех потрудился на Земле.
19.29 «И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Обетование Христа распространяется и на всех последователей Христа, которые, подобно первым ученикам, оставят всё, чтобы последовать за Ним. Ради Христа здесь подразумеваются лишения. Он уже говорил им, что Его ученики должны отвергнуть себя и приоритет дать небесным ценностям. Теперь Он конкретизирует, от чего именно надо отказаться. Они оставили дома, покинули их. И дорогих сердцу родственников, которые не хотели (или не могли) вместе с ними следовать за Христом. Особо упоминается, что самое трудное для человека – оставление отца, матери, братьев, сестер. И добавляется: «или земель», т.к. доходы с земли были средством материального обеспечения семьи. При этом предполагается, что всё это оставляется ради имени Христа, в ином случае Он не обязуется возмещать потери. Некоторые оставляют братьев, жену или детей ради своего удовольствия. Такое оставление греховно. Но если мы не можем сохранить их, оставаясь последователем Христа, то всё это будет возмещено нам. Взгляните на жестокость гонителей, которые наказывали невинных людей за их верность Христу. Взгляните на терпение гонимых, на силу их любви к Христу. Тысячи людей получат больше утешения в Боге Отце и в Христе, чем могли бы получить его в жене и в детях. А, в конечном счете, они получат жизнь вечную.
19.30 «Многие же будут первые последними, и последние первыми». В этом стихе Спаситель исправляет ошибку некоторых людей, думающих, будто превосходство во славе обеспечивается предшествованием во времени, а не мерой и степенью благодати. Небесное наследство дается не так, как земное, не по старшинству, не по праву первородства, но по благоволению Божьему. С этой темой мы встретимся в следующей главе.