ПРОПОВЕДИ
Одно из предпринятых врагами нападений на Иисуса Христа.
Мф.22.17 «Итак, скажи нам: как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю или нет?»
В отрывке Мф.22.15-22 описано одно из нескольких предпринятых врагами нападений на Иисуса Христа в последние дни Его земной жизни. Его заклятые враги не могли пережить той популярности, которую имел Господь. Ее заработал Он Своими чудесами и проповедями. Поэтому враги решили любым способом заставить Его замолчать, не исключая даже убийство. В данном случае фарисеи попытались уловить Его в словах, послав «к Нему своих учеников с иродианами», чтобы те задали Ему провокационный вопрос. Фарисеи хотели, чтобы Господь сказал что-то такое, что потом можно было использовать против Него. Но как мы видим из этого отрывка, их план провалился. Они не добились ничего своими агрессивными действиями, им пришлось удалиться в полном замешательстве.
В дни этого события, в пасхальные дни, у клириков бывало много забот. Но, тем не менее, Синедрион не оставил попытки расправиться с опасным для них пророком Иисусом Христом. Было только решено: во избежание смуты отложить это дело, пока не минует праздник. Сам Господь Иисус, удалив базар, торговлю из храма, больше не проявлял Себя. Это успокаивало духовных руководителей, позволяло им не спешить. Однако группа лиц, настроенных непримиримо, продолжала плести политику вокруг Господа. Удобнее было спровоцировать Его на какой-нибудь политический шаг или высказывание, чтобы привлечь к Нему внимание прокуратора Пилата. Тогда Пилат сам займется Христом, а церковные власти останутся в глазах народа неповинны.
Что произошло в ту неделю? Что случилось с Господом Иисусом? В воскресенье (в вербное воскресенье) Он въехал в Иерусалим победоносным Царем. И Его почитатели не скупились на славословия. Что же пошло не так? Восклицание «Осанна» быстро сменилось на ожесточенные крики «Распни Его». Всё началось с того, что Спаситель начал говорить не то, что люди хотели услышать. Вначале Он выгнал из храма торгующих и меняющих деньги (Мф.21.12). Затем объявил, что мытари и блудницы войдут в Царство Небесное впереди религиозных вождей (21.31). Народу Он предписал платить подати (22.21). И провозгласил семикратное «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (23.13-31). Таким был Иисус Христос: праведный и совершенный Бог. Он прибыл в Иерусалим не для того, чтобы снискать всеобщее признание, но чтобы провозгласить истину и открыть путь к спасению людей. И это стоило Ему жизни. Задумаемся о взлете и падении, произошедших со Спасителем в ту неделю. И прославим Его за любовь, ту любовь, которая возвела Его на Крест.
Мы читали о фарисеях и иродианах, пришедших вместе, чтоб уловить Господа в слове и поставить Его в тупик трудным вопросом. Фарисеи были суеверными формалистами, которых не интересовало ничего, кроме выполнения религиозных обрядов. Иродиане были мирскими людьми, презирающими всякую религию и стремящимися больше угождать людям, нежели Богу. Однако когда перед ними появился знающий Учитель, одинаково критикующий заблуждения обеих групп, Христос становится их общим врагом. И они объединяются в попытке заставить Его замолчать. До сих пор противники Господа объединялись, главным образом, с первосвященниками и старейшинами, людьми, облеченными властью. Которые больше полагались на свою силу, чем на хитрость, когда допрашивали Господа Иисуса относительно Его миссии: Мф.21. 23 «»И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть?»
Приступаем к более подробному разбору нашего текста. Мф.22.15 «совещались, как бы уловить Его в словах». Это было предсказано о Мессии еще в времена ветхозаветные. Пс.2.2 «князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его». Они заметили, как Он смело выражает Свои мысли. Надеялись захватить Его врасплох, если им удастся поставить Ему тонкий и щекотливый вопрос. Путем закона враги Господа не могли избавиться от Него иначе, как сделав Его виноватым перед гражданскими властями. Ибо им «не позволено было предавать смерти никого» (Ин.18.31). А римские власти не желали заниматься их спорами о религиозном учении. Путем насилия враги могли бы осуществить свои намерения и в том случае, если бы сумели настроить против Него народ. Но народ считал Господа Пророком. Итак, они вознамерились поставить Его перед дилеммой: оказаться неугодным либо римской власти, либо иудейской толпе. (Дилемма – положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднительно.) Он Сам Себя загонит в ловушку, а они погубят Его с помощью Его собственного языка.
Для осуществления своего намерения фарисеи не пошли сами, чтобы Господь не заподозрил заговора и не стал бы более осторожным. Но послали учеников своих, менее похожих на искусителей и более похожих на желающих поучаться. Само по себе такое обращение к учителю казалось естественным. На Востоке мудрость наставников измерялась тем, как они разрешают спорные проблемы, предложенные на их рассмотрение. Вместе с учениками своими фарисеи послали иродиан, представителей иудейской партии, которая выступала за полное подчинение римскому императору, и Ироду как его ставленнику. Она ставила своей задачей примирить иудейский народ с римским правлением и принудить всех платить ему подать. Некоторые считают, что они пришли с фарисеями к Господу под тем предлогом, что подати фарисеи отвергали, а иродиане требовали. Согласно хартии о суверенитете Ирод обязан был заботиться о сборе податей. И иродиане, содействуя ему в этом, тем самым помогали ему стать великим другом Рима. Фарисеи же были ревностными поборниками свободы иудейского народа. И делали всё, чтобы сделать для него нетерпимым римское иго. Итак, если Господь выскажется одобрительно относительно уплаты подати кесарю, то фарисеи сумеют возбудить против Него народ. Если же Он не одобрит или не признает ее, то иродиане восстановят против Него римские власти. Если Господь скажет, что платить дань следует, значит, Он враг Израиля. Если же нет, Его можно будет изобразить перед Пилатом как одного из врагов Рима.
Свое выступление враги начали комплиментом Спасителю. Ст.16: «Учитель, мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь». Это обычное явление, когда наиболее коварные, злобные намерения прикрываются самыми благовидными предлогами. Иуда Искариот, целуя, предавал Христа. Иоав, военачальник царя Давида, целуя, убивал своих конкурентов. То, что они сказали о Господе, было совершенно верно. Господь был опытным и верным Учителем и знал Божий путь. Верный учитель преподает истину и ничего, кроме истины. Он не замалчивает и не извращает никакой истины из желания угодить кому-то или из боязни обидеть кого-то. Он был смелым Обличителем. Хотя комплимент, сказанный пришедшими к Христу, был верным по своему содержанию, однако, кроме лести и коварства, ничего не скрывалось в их намерениях. Они называли Его Учитель, тогда как замышляли поступить с Ним как с последним из злодеев. Воображая, будто смогут обмануть Его этим притворством, они оскорбляли Его мудрость как человека и, еще более, Его всеведение как Бога. Которое Он так много раз доказал с неопровержимостью. Это самая большая глупость, думать, что Господа, Который испытывает мысли человека, можно обмануть.
Они поставили вопрос: ст.17 «Как Тебе кажется?» Они как бы хотели сказать: «Сколько умов, столько и мнений по этому вопросу. Позволь нам узнать Твое мнение». Из этого вопроса вытекал следующий: «Имеет ли кесарь право требовать подать?» Около ста лет назад иудейский народ оказался под римским игом. В соответствии с этим от них требовалась уплата подати, а иногда и подушного налога. Из всего этого явствовало, что «скипетр отошел от иуды», Быт.49.10, настало время прихода Мессии. Если бы они следили за знамением времен, то пришли бы к заключению, что пришел Примиритель. Но они спорили с Божьим провидением, тогда как должны были принимать наказание за свое беззаконие. Но Господь разорвал Своей мудростью поставленную Ему сеть. Ст.18 «Но Иисус, видя лукавство их, …». Раскрытое искушение уже побеждено, ибо самую великую опасность для нас представляют змеи, скрывающиеся в зелени травы. Господь видит всякого лицемера насквозь. Его нельзя обмануть, как часто обманывают людей лестью и благовидными предлогами. Господь дает полный ответ и приводит достаточный для его подтверждения аргумент. Делает это ради того, чтобы дать правило для Своей Церкви.
Он показал им, прежде чем они смогли это осознать, что они уже признали власть кесаря. Римляне требовали уплаты подати их собственными деньгами, которые были в обращении среди иудеев того времени. И которые поэтому назывались монетами для уплаты податей. Господь не называет, какую монету Ему принести, но просто просит: ст.19 «Покажите Мне монету, которою платится подать». Они принесли Ему римский серебряный динарий. На монете штамповались изображение императора и его подпись как гарантия стоимости. На монете того времени был профиль императора Тиберия и слова: «Тиберий, кесарь, сын Августа бога». Господь спрашивает их: «Чье это изображение?» Они признали, что изображение кесаря. Иудейский Талмуд гласит: «Царем страны является тот, чьи деньги находятся в обращении этой страны».
Этим ответом Господь никого не мог соблазнить. К собственной чести и чести Своего учения, Он не вмешивался как Судья в дела этого мира. Он оставлял всё в том виде, в каком было до Него. Ибо Его Царство не от мира сего. Этим самым Он дает пример Своим служителям не вмешиваться в споры о земных вопросах. Но предоставить решать их тем, чье это дело. Служители, которые хотят заниматься своим делом и угодить Господу Богу, не должны связывать себя житейскими делами. Господь не обсуждает вопроса о титуле императора, а просто повелевает подчиняться существующим властям. Поэтому у власти не было никакого основания обижаться на ответ Христа. Но, наоборот, она должна была быть Ему благодарна, ибо этот ответ укреплял интересы кесаря в народе. Что же касается народа, то фарисеи не могли обвинить Его перед ним. Потому что они сами, не сознавая того, вынуждены были согласиться с Его аргументом, и не могли предотвратить неизбежные выводы. Ответ изумил врагов. Они поняли, что Христу устроить ловушку не удалось. Поскольку иудеи употребляют императорские динарии, то для них нет лучшего применения, чем отдавать их язычникам. А что же принадлежит Богу? Это явствует не только из учения Христа, но из всех книг Ветхого Завета. Богу человек должен отдавать всего себя.
Своим ответом Господь дал наставление для учеников и правила для церкви, действительные на все времена. Христианская религия не враг гражданским властям. Царство Христово не должно входить в конфликт с земными царствами и не вмешиваться в не духовные дела. Рим.13.1 «нет властей не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». Обязанность каждого подданного – воздавать должное правителям, согласно законам их страны. А высшим властям доверено попечение о народном благосостоянии. Поэтому они имеют право на определенную часть государственного дохода. Если закон государства и закон Бога приходят в противоречие, то христианин не должен колебаться в своем выборе: он должен повиноваться Богу более, нежели людям.
Приведем отрывок из комментарий бл. Августина (354-430гг.) к Книге псалмов, иллюстрирующий наш вопрос. «Юлиан (361-363) был безбожным императором. Он был отступником, злым человеком и идолопоклонником. Среди его солдат … служили и христиане. Когда дело касалось Христа, они не признавали другого владыки, кроме небесного. Когда император пожелал, чтобы они поклонились идолам, они отказались. Но когда он говорил: «Выстройтесь в боевой порядок и выступите против того врага, они слушались». Обратим внимание на то, как поразил врагов ответ Господа. Ст.22 «Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли». Они удивились той проницательности, с какой Он расставленную сеть обнаружил и избежал ее. Сеть, так искусно, по их мнению, раскинутую ими.
Боже, просим, помоги нам помнить ответ Иисуса Христа, правильно понимать и применять его. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы бл-м Тебя, что в Библии описано это событие. Бл-м, что не дал уловить Спасителя в словах, что враги Его не добились ничего своими агрессивными действиями. Бл-м, что лестными словами они не притупили бдительность Христа. Просим, помоги нам быть бдительными и не поддаваться лести. Ибо сатана знает, как можно отравить душу человека соблазнительной добротой, если ее нельзя напугать. Помоги нам обратить внимание на примеры, которые Ты явил нам в Библии для нашего назидания. Ибо часто сладкое оказывается опаснее горького. Дай нам понять, что христиане должны подчиниться власти во всех вопросах, которые не касаются духовной сферы. Они должны подчиниться гражданским законам. Просим, помоги нам понять, где кончается дело государственное и начинается духовное, Божье. Аминь.