ПРОПОВЕДИ
Разумно использовать отпущенное Богом человеку время.
Еф.5.15,16 «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы».
Нигде времени не придают такого значения, как в библейском учении. Время – это сотворенная Богом сфера Его деятельности, а также арена ответственного решения человека на пути к его вечной судьбе. Рассмотрим более подробно наш эпиграф. Т.к. верующие должны своим светом, своим поведением рассеивать тьму окружающего мира, тем более, им подобает поступать разумно в своей жизни. Как могут сокрыться во мраке те, которым воссиял Христос, Солнце праведности? Они должны жить, как будто находятся у всех на виду. Ведь живут они под взором Бога и ангелов. Если могут скрыться от людей, то пусть устыдятся от небесных свидетелей. Апостол велит нам быть разумными в обустройстве жизни тем, кто обучен Господом в истинной школе премудрости. Ведь разумение наше в том, что учителем иметь Бога, обучающего нас Своей воле. Апостол подтверждает свое наставление, ссылаясь на внешние обстоятельства. Дни он называет лукавыми, т.е. полными соблазнов и порчи. Так что благочестивым трудно оставаться невредимыми, проходя столь тернистым путем. Поскольку же мир так испорчен, можно полагать, что власть дьявола не даст посвятить время Богу. Человек должен отойти от соблазнов, способных с легкостью нас испортить. Человек должен избавиться от забот и похотей мира, отказаться от всех помех. Многие для извинения своей лени ссылаются на многочисленные препятствия, но всё это еще больше должно обострить наше усердие.
Некоторые люди решают с нового года или со дня рождения начать новую жизнь. Они обещают себе, а порой и Богу, что изменят привычки и начнут делать то, о чем давно думали. Такие обязательства бывают полезными в качестве стимула для самодисциплины и духовного роста. Но у большинства обещавших людей рвения и усердия хватает на несколько месяцев. Один христианский служитель, живший в 18-м веке, тоже принимал на себя обязательства. Вот, запись в его дневнике: «Бедный я человек! Я не изменил ни одной привычки, не выполнил ни одного обязательства. … И всё же надеюсь, что буду преображаться и не потрачу жизнь на ничтожное». Такие заявления делают те, которые не включают Бога в свои планы и намерения. Ведь христианин способен увидеть, благодаря Божьей милости, что любым событием управляет рука доброго Бога, во славу Ему и во благо Его народу. А человек, который не полагается на Бога, теряется в путанице и неуверенности от того, что может принести каждый новый день. Насколько мы полагаемся на нашего всемогущего любящего Бога, Который безошибочно направляет нашу жизнь, настолько здесь, на Земле, мы обретем духовное спокойствие и удовлетворение. Насколько мы забудем нашего всемогущего Бога или засомневаемся в Нем, настолько мы преисполнимся разочарованием, тревогой, страхом и отчаянием.
В Библии утверждается, что Бог предопределяет и направляет всё существующее. Мудрый царь Соломон пишет: Еккл.3.1-2 «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться и время умирать. …». Екклесиаст (проповедник) царь Соломон делает в прочитанном нами отрывке широкое обобщение. Он не говорит «некоторым вещам» или «большинству вещей». Он утверждает: «Всему свое время», и «время всякой вещи под небом». Он не исключает ничего изо всей Вселенной и нашей жизни, и наименьшие события и наиважнейшие явления. И каждое свободное человеческое действие. Каждое движение каждого атома во Вселенной; каждый шаг каждого из созданий этого мира; каждое малейшее дуновение ветра; все землетрясения, ураганы и торнадо; всё от самых злобных человеческих мыслей или поступков, до каждой праведной мысли, слова или поступка чада Божьего. Каждой вещи и каждому движению положено свое определенное время. И всемогущий Бог определяет, когда именно должно произойти то или иное событие.
Итак, мудрый Соломон убеждает нас, что всему, что существует и совершается в нашей жизни, Бог назначил свое время. Это может быть испытание, дар, но всё равно не случайность. Бог назначает время для всех этих событий в нашей жизни ради Его славы и нашего блага. Потому что Он нас любит. Не потому, что Он хочет обратить нас в бегство и рабский страх, а потому, что Он хочет, чтобы мы бежали к Нему с детской верой и любовью. Соломон не учит нас фатализму. (Фатализм – мистическая вера в неотвратимость судьбы. В религии Востока фатум (судьба) слепа, непостижима, неизбежна. В христианстве восточные представления о судьбе уступают место учение о провидении или промысле Божьем.) Мы будем верить и помнить, что Бог определил всё это ради нашего блага. Рим.8.28 «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу».
Некий проповедник писал: «Однажды я беседовал с человеком, который опасался будущего. Он был уверен, что на бирже скоро произойдет крах. Он думал, что страной овладевают силы зла, а церковь будет побеждена мирским влиянием. И хотя он утверждал, что верует в Иисуса Христа, тем не менее, боялся, что в результате какого-то недоразумения или недосмотра он окажется в аду». Бог через псалом 124 говорит, чтобы мы не боялись будущего. Пс.124.1 «Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек. Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек». Также и ап. Павел сказал, что ничто не может отлучить нас от любви Божьей (Рим.8). Это ни в коей мере не означает, что мы поэтому вольны грешить. Ап. Павел особо подчеркивает, что недопустимо вести жизнь греховную, если мы «умерли для греха». Когда мы в своей жизни не воспринимаем грех серьезно, это значит, отрицать, что Христос пришел на Землю, прежде всего для того, чтобы умереть за грехи Своего народа, чтобы Он уничтожил грех и все дела дьявола.
Согласно результатам исследований, в течение своей жизни человек 2 года тратит, пытаясь дозвониться куда-либо. Далее, в среднем 6 месяцев своей жизни он проводит перед красным светом светофора. А сколько времени мы проводим в очередях? Эти данные заставляют нас более серьезно подойти к правильному планированию к использованию своего времени. Осознав, сколько времени у нас отнимают повседневные дела, мы захотим более разумно тратить его, чтобы не суетиться напрасно. Пс.38.7 «Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится». Псалмопевец Давид здесь же обращается к Богу: Пс.38.6 «Вот, Ты дал мне дни, как пяди и век мой, как ничто перед Тобою». Он имел в виду, что для вечного Бога время нашей жизни ничтожно мало, и Он не хочет, чтобы мы растрачивали его напрасно. «Убивая время», мы безответственно распоряжаемся бесценным даром Божьим. В современном мире человеку никуда не деться от необходимости время от времени куда-либо звонить или останавливаться на красный свет светофора. Но, что касается остального времени, всегда ли мы используем его для того, чтобы двигать вперед Божье дело и свою связь укреплять с Господом? Не тратим ли мы свое время зря? Потраченное зря время не прожито, а потеряно. Одному поэту принадлежат следующие строки: «Ушедшее время назад не вернешь, только настоящее в твоей власти. Поэтому дорожи им и используй каждый час». Мы должны научиться не терять время даром. Нам не дано знать, сколько еще времени нам отпущено. Это одна из причин, по которой ап. Павел учит нас дорожить временем. Дни наши, а вместе с ними и возможность жить для Бога, так быстротечны, что мы просто не можем позволить себе терять ни минуты.
В своей жизни мы должны учитывать один факт: редко выпадают большие возможности служить другим, мелкие же окружают нас ежедневно. И мы должны воспользоваться ими. Есть рассказ об одном старом раввине из маленького израильского местечка. Когда народ собрался в синагоге на вечернее служение праздника Йом Кипур (День искупления), раввина на месте не оказалось. Его нигде не могли найти. Воспользовавшись паузой в служении, одна молодая мама забежала домой проведать своего ребенка, которого она оставила спящим. Каково же было ее удивление, когда она обнаружила в доме раввина, сидящего на стуле и качающего ее дитя на руках. Он шел в синагогу мимо ее дома и, услышав плач младенца, зашел помочь. Он держал ребенка на руках до тех пор, пока тот не уснул. При нашем лихорадочно торопливом и суетном образе жизни мы настолько бываем поглощены своими проблемами, что теряем чувство сострадания к другим. Нам следует оглянуться и помочь тем, кто находится рядом – будь то малые дети, взрослые или пожилые.
Некоторые люди полагают, что каждый человек – хозяин и господин собственной судьбы. Ошибочность этой философии доказывает уже тот факт, что человек не сам решил, когда ему родиться. Существует определенное время для каждого рождения, и даже врач или акушерка не знают точно, когда оно наступит. А Бог от зачатия до рождения предопределил все подробности развития каждого ребенка. Пс.138.15-16 «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». Если мы не властны даже над первым событием, которое принесло нас в этот мир (т.е. над временем нашего рождения), то нам должно быть очевидно, что в нашей жизни есть множество событий, которые находятся вне нашего контроля. Бог назначил это первое событие, и Он точно так же назначает все последующие события согласно Своей собственной цели. С той же точностью, с которой Бог определил момент рождения каждого человека, Он определяет время его смерти (Пс.138). Если первое и последнее событие в жизни человека определяются Господом, то значит и всё, что лежит между ними, также совершается согласно Его святому и мудрому замыслу.
Некий журналист-издатель, ревностный поборник здорового питания, в возрасте 72 лет объявил, что намерен дожить до 100 лет. В ту же неделю, когда его заявление появилось в газете, он объявил об этом и по телевидению, добавив, что его кости прочны, как и раньше. А спустя несколько минут он умер от сердечного приступа. Доктор, специалист по питанию, объявил, что знает, как прожить свыше ста лет. Может быть, он открыл этот секрет и многих убедил следовать его советам, однако сам умер во сне в возрасте 40 лет от ожирения. Писатель ратовал за «бег трусцой от инфаркта» (Лидьярд «Бег ради жизни»). И всё же он скончался именно от инфаркта в возрасте 52 лет. По иронии судьбы он умер, когда бежал. Здравый смысл подсказывает, что мы должны делать всё возможное, чтобы быть здоровым. Но, в конечном итоге, всем нам надлежит молиться примерно так, как молился автор псалма: Пс.30.15-16 «А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих». Т.к. каждый день может стать нашим последним, нам следует быть уверенными, что мы готовы к этому.
И напоследок, христианину смерть больше не должна казаться страшным врагом. Поднявшись из могилы, Господь Иисус победил смерть и сделал для нас возможным обрести вечную жизнь. Благодаря Искупителю нашему мы получили бессмертие и возможность вечно пребывать с Богом. Для тех, кто верует в Иисуса Христа, Спасителя нашего, смерть не является концом всего, а только воротами в рай. Где неизмеримая, неописуемая вечная слава ожидает детей Божьих. Вместе с Иисусом Христом мы будем живы во веки веков.
Господь, мы любим жизнь, которую Ты дал нам, но ждем того времени, когда мы увидим Тебя воочию. Помоги нам доверить Тебе свое будущее. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, научи нас не терять время понапрасну. Помоги нам с верой и пользой провести короткое время путешествия из нашего земного дома в Твой дом на небесах. Бл-м, что Ты ободряешь наше сердце. Когда мы страдаем от переживаний, направь наш ум снова к Тебе. Ибо Ты самый мудрый помощник для нашего сердца и самый понимающий наш Отец. Помоги нам увидеть, что Ты больше любой проблемы, которая может возникнуть. Бл-м за Твое вечное присутствие. Воды глубоки, и мы порой не знаем, как нам через них пройти. Бл-м, что Ты обещал быть с нами и перенести нас. Просим, излей в наше сердце Твою любовь, чтобы мы могли пролить ее на других. Даже на тех, кто не может ничем отблагодарить. Аминь.