ПРОПОВЕДИ
Настоящая жертвенность приводит к последствиям.
2Кор.9.7 «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог».
Этот стих содержит указания апостола относительно того, какие правила надо соблюдать в деле благотворительности, чтобы оно совершалось должным образом. Очень важно, чтобы мы не только исполняли требуемое от нас, но исполняли так, как нам предписано. Апостол утверждает, что даяние должно быть обдуманным. «Каждый уделяй по расположению сердца». Дела милосердия, должны совершаться обдуманно. В то время как некоторые делают добро по случаю. Они уступают чьей-то назойливости, без всякого рассуждения. И дают больше, чем намеревались, а потом сожалеют об этом. Или, наоборот, если бы они заранее всё тщательно обдумали, то могли бы дать больше. Рассмотрение своего собственного положения и положения того, кому мы хотим помочь, нам подскажет, насколько щедрым должно быть наше пожертвование. «Доброхотно дающего». Сколько бы мы ни давали, много или мало, мы должны давать доброхотно, а «не с огорчением и не с принуждением». Люди иногда милостыню дают только для того, чтобы отстали от них назойливые просители. И то, что они дают, как бы выжато из них силой. Такая не расположенность губит всё, что они делают. Мы порой должны давать больше, чем скромность некоторых людей позволяет им просить. Мы должны радоваться тому, что имеем средства и возможность быть милосердными. Апостол говорит коринфянам, что дающие милостыню люди не потерпят ущерба. Это напоминание может устранить тайное возражение, могущее возникнуть против этого дела в умах некоторых, склонных опасаться, что они потерпят ущерб, если отдадут что-то. Но таковые должны учесть, что Бог всё видит. Поскольку апостол заповедал давать щедро, надо было также добавить: Бог оценивает щедрость, смотря не столько на сумму, сколько на душу дающего. Человек, дающий щедро и доброхотно, может ожидать такого же хорошего прироста. «Доброхотно дающего любит Бог». Апостол отсылает нас к Богу. Богу угоды только добровольные жертвы. Человека, дающего вынужденно, Бог отвергает. Ведь Он не хочет править нами подобно тирану. Разве есть такое благо, на какое не мог бы рассчитывать тот, кого любит Бог? Может ли человек, делая угодное Богу, понести ущерб? Более того, разве благоволение и любовь Божия для него не дороже всего?
«Что с вами случилось?» спросил нигерийский бизнесмен, склонившись над больничной койкой в Лагосе. «В меня стреляли», ответил молодой человек с повязкой на бедре. Хотя уже его можно было выписать, его не отпускали, пока не будет оплачен счет. Такой политики придерживались многие государственные больницы в этом регионе. Проконсультировавшись в местной социальной службе, нигерийский бизнесмен оплатил счет через благотворительный фонд, который он основал как способ выражения своей веры в Иисуса Христа. Он надеется, что в благодарность те, кто получил от него помощь, однажды помогут другим. Тема жертвования от благ, данных Богом, проходит через всю Библию. Напр., когда Моисей учил израильтян жить в Земле обетованной, он велел им, прежде всего, жертвовать Богу (Втор.26). Они так должны были являть Божью любовь нуждающимся. Мы тоже можем распространять Божью любовь, делясь своими материальными благами, большими и малыми. Может быть, у нас нет возможности помогать так, как сделал это нигерийский бизнесмен. Однако мы можем просить Бога показать нам, как жертвовать, или направить нас к тем, кто нуждается в помощи.
Если мы имеем желание поддерживать христианскую жертвенность, мы угождаем Богу, совершаем духовную жертву. Евр.13.5-6 «Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя». Так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек»». Грех, противоположный христианскому довольству, есть сребролюбие, т.е. чрезмерное стремление к обогащению. И чувство зависти к тем, кто имеет больше, чем мы. Мы не должны давать места этому греху в нашей жизни, ибо, хотя он может быть тайным, скрывающимся в сердце, но если его не подавить, то он проявится в поведении нашем: как в разговорах, так и в поступках. Мы должны стараться не только подавить этот грех, но искоренить его из нашей души. Желая устранить сребролюбие, апостол правильно и разумно приказывает нам довольствоваться тем, что есть. Христианский долг, быть довольным тем, что есть, противоположный сребролюбию. Ибо великодушие в правильном употреблении состоит в том, чтобы довольствоваться данным от Господа, будь то много или мало. Ведь редко случается, чтобы сребролюбец был удовлетворен чем-то. Скорее те, кто не довольствуется средним достатком, даже обладая великим богатством, всегда будут желать большего. Ап. Павел умел терпеть и изобилие, и нужду. Значит тот, кто обуздывает свою алчность и в спокойствии сердца довольствуется своим уделом, тот изгнал из сердца любовь к деньгам. «Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя». Эти слова были сказаны Иисусу Навину (И.Н.1.5), но они относятся ко всем верующим. Ветхозаветные обетования применимы и к новозаветным верующим. Эта истина утверждена из общего Божьего учения. Ап. как бы говорит: Господь повсеместно обещает, что всегда будет с нами. Из этого обещания он выводит сказанное в Псалме 117: нам дается возможность для победы над страхом, если мы уверены в помощи Божьей. А это необходимо, если мы хотим, чтобы Бог воистину очистил человеческую душу. Несомненно, что источник сребролюбия – неверие. Ведь всякий человек, твердо уверенный в том, что Господь никогда его не покинет, не будет беспокоиться сверх меры, но положиться на Божье провидение. Итак, апостол, желая излечить нас от болезни сребролюбия, разумно отсылает нас к обетованиям Божьим, которыми Он свидетельствует, что Бог всегда будет с нами. Лишь вера может успокоить человеческие души, беспокойство которых в ином случае более чем известно.
Мы можем и должны заметить, что Бог посылает нам взамен намного больше, чем мы даем. 2Кор.9.8 «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело». Ап. Павел и здесь упреждает превратную мысль, внушаемую нашим неверием. У нас в голове могут возникнуть мысли: «Разве не надо прежде заботиться о себе? Разве, после дарения, у тебя не остается меньше прежнего?» Для отвержения таких мыслей апостол вооружает нас обетованием: всё, что мы жертвуем, обращается нам во благо. Мы по природе более чем скупы, склонны к отчаянию, толкающему нас цепко держаться за свое имущество. Для исправления этого порока нам дается это обетование: люди, благотворящие, одновременно помогают себе. Они милостыней проводят к себе благословение Божье. Благотворительность ни в чем нас не обедняет. Бог сделает так, чтобы вам выпадает еще большее изобилие. Апостол говорит о силе Божьей по обычаю Библии, которая приписывает Ему силу вовсе не праздную, но именно в самом действии, последствия которого мы в настоящее время ощущаем. «Имея всякое довольство». Апостол представляет двойной плод обещанной коринфянам благодати. Они будут иметь достаточно и для себя, и для подаяния другим. Под «довольством» он имеет в виду ту меру, которую Господь считает полезной для нас. Ведь не всегда нам полезно насыщаться до предела. Господь дает нам в зависимости от нашей пользы. Но так, чтобы было достаточно.
Однажды на автозаправке христианка встретила женщину, которая забыла дома свою банковскую карту. С ребенком на руках она просила у проезжающих помощи. Христианка в то время сама была без работы, однако пожертвовала незнакомке на бензин. Несколько дней спустя она нашла у себя на крыльце корзинку с подарками. Друзья незнакомки отблагодарили христианку за доброту. Эта история служит иллюстрацией к словам Иисуса Христа: Лк.6.38 «Давайте и дастся вам: мерой доброй, утрясенной, нагнетенной и переполненной отсыплют вам в лоно ваше, ибо какой мерой мерите, такой же отмерится и вам». Господь говорит о том, что Его ученики лучше должны относиться к своим ближним, чем это делает мир. Он напоминает Своим ученикам, что любить тех, кто любит их, отвечать добром на добро, значит вести себя не лучше грешников, которые не знают Евангелия (требования к христианам). Христианину надлежит по-другому относиться к людям. Он должен любить и творить дела милосердия так, как и его Господин Христос: бескорыстно. Люди должны видеть, что любовь христиан не вызвана желанием получить взамен что-то. Любой человек может стать добрым и любящим, когда надеется выгадать что-то от этого. У нас может возникнуть искушение думать только о воздаянии за свою доброту, но перед этим стихом Христос сказал: Лк.6.35: «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным, и к злым». Мы даем не для того, чтобы что-то получить. Мы даем, потому что Богу нравится наша щедрость. Если мы любим других людей, то отражаем Его любовь к нам.
Посредством пожертвований Бог поддерживает нас самих, ибо пожертвование, как и другие добрые дела, подтверждает истинность нашей веры. Также является знаком того, что Божья благодать действует в нас. 2Кор.8.1 «Уведомляем вас, братия, о благодати Божьей, данной церквам Македонии». Чтобы вдохновить христиан Коринфа и Ахаии на доброе дело милосердия, апостол использует добрый пример церквей Македонии, т.е. городов Фессалоника, Верия, Филиппы и других. Он уведомляет коринфян о великом радушии этих церквей, называя его благодатью Божьей или дарами от Бога. Апостол полагает, что они исходили от Бога, как их источника и сопровождались искренней любовью к Богу, таким образом выраженной.
Люди, получающие пожертвование, благодарят Бога за него, и тем самым Бог прославляется. 2Кор.9.13 «Ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому нами Евангелию Христову». Слово «опыт служения» здесь означает доказательство или свидетельство. Вера коринфян подтверждалась тем, что они проявляли щедрость к своим далеким незнакомым, нуждающимся в Иерусалиме братьям. Но ап. Павел идет дальше – к послушанию, выражающему согласие с Евангелием. Этим служением мы истинно доказываем, что слушаемся евангельского учения. Согласие здесь явствует из того, что милостыня дается по общему согласию всех (или большинства) членов церкви.
Жертвуя так, как угодно Богу, мы заботимся о своем будущем в вечности. 1Тим. 6.18-19 «Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны. Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни». Тимофей должен убеждать людей богатых употреблять богатство на добрые дела. Ибо в чем состоит превосходство богатства, как не в том, что оно дает человеку возможность больше делать добро? Истинно богат тот, кто богат добрыми делами. Они должны быть щедры и общительны, т.е. не только делать добро, но делать его охотно. Тимофей должен был убеждать их помышлять о небесном, и делами милосердия готовить доброе основание для будущей жизни. Таким путем богатые люди достигнут вечной жизни. Каждый служитель является доверенным лицом Бога и должен тщательно держаться истины Божьей. Служители обязаны предостерегать богатых людей против гордости и тщеславного упования на свое богатство.
Боже, мы бл-м, что Ты даешь Своим служителям благодать и славу, не лишаешь никаких благ того, кто ходит в правде. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы бл-м, что Ты заботишься о нуждающихся людях. Бл-м Тебя за напоминание, что оказывать помощь – это привилегия и замечательный способ поблагодарить Тебя за всё, что Ты дал нам. Помоги нам доверить Тебе всё, что мы имеем, зная, что Ты можешь из малого сделать многое. Бл-м Тебя за радость, которая появляется в нас при доброхотном жертвовании. И бл-м за то, что Ты с избытком восполняешь наши нужды. Даруй нам щедрое сердце и обнови надежду на Тебя. Покажи, когда и как нам жертвовать. Помоги нам щедрым быть к людям, потому что Ты был очень щедр к нам. Дай нам помнить: жертвование не только для богатых, оно для всех. Открой нам глаза на материальные и духовные нужды людей, близких и далеких. Помоги нам поступать правильно. Аминь.