ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 20 Мф.
20.1 «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». В стихах 1-16 изложена притча о работниках в винограднике. Цель притчи: дать нам представление о путях и методах евангельского домостроительства (строительства церкви). И чтобы представить нам тот аспект Царства, которого Христос коснулся в заключение предыдущей главы, сказав, что «многие будут первые последними, а последние первыми». Законы Царства не облекались Христом в форму притчи, но излагались ясно, как, напр., в Нагорной проповеди. Но тайны Царства передаются в притчах, символах, как это делается здесь и в гл.13. Важнее знать христианские обязанности, чем понятия о христианстве. Последние более, нежели обязанности, нуждаются в иллюстрациях, для чего и предназначены притчи. Фраза: «многие будут первые последними, а последние первыми» требовала объяснения. Нет большей тайны в евангельском домостроительстве, чем отвержение иудеев и призвание язычников. Ничто так не раздражало иудеев, как намек на это. Главная цель данной притчи состоит в том, чтобы показать, что иудеи должны быть первыми призваны в виноградник, что многие из них придут, но, в конце концов, Евангелие будет проповедано язычникам. Они примут его и получат наравне с иудеями евангельские преимущества и привилегии. Однако эта притча допускает и более общее применение. И тогда она показывает нам, что: 1. Бог не является должником человека. 2. Многие, начинающие путь веры последними и мало подающие надежды на благочестие, иногда достигают, по милости Божьей, более высоких результатов в познании, полезной и добродетельной жизни, нежели раньше обратившиеся на путь благочестия. Так многие последние будут первыми. Некоторые видят в этом предостережение ученикам, которые гордились тем, что так своевременно и ревностно приняли Христа. Они оставили всё, чтобы за Ним следовать. Но им надо наблюдать за собой, чтобы сохранить свою ревность. Иначе их доброе начало мало принесет им пользы. Порой те, кто к Богу позже обратился, опережают тех, кто обратился раньше. Напр., ап. Павел, которому Христос явился позже всех, «ни в чем не имел недостатка перед высшими апостолами». 3. Вознаграждение святым будет даваться не в соответствии со временем их обращения к Богу, но их поступками. Верные служители наших дней получат ту же награду, что и первые отцы Церкви. В притче отмечаются два момента: договор с работниками и расчет с ними. Нанял их хозяин дома. У Него есть работа, которую Он хочет, чтобы выполнили. У Него есть работники, которых Он хочет для этого использовать. Бог уподобляется здесь великодушным хозяевам, которые держат работников только из сострадания к ним, чтобы их избавить от праздности и бедности. Они нанимаются на труд в его винограднике. Церковь является Божьим виноградником, Он ее насадил, Он ее поливает и ограждает. И плоды этого виноградника должны служить к Его чести и славе. Бог призывает нас трудиться в Своем винограднике. Труд благочестия – это труд в Божьем винограднике. Мы должны охранять свою собственную душу. Мы не должны лениться в этой работе, должны совершать свое спасение. Работа для Бога не допускает небрежного отношения, пустой траты времени. Тот, кто хочет идти в небо, должен быть усердным, деятельным.
20.2 «И, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой». Динарий – плата за день работы, достаточная для покрытия потребностей одного дня. Это говорит не о том, что награду за свое послушание Богу мы зарабатываем, что Он платит нам за него как должник. Это означает лишь то, что нам предлагается награда, и эта награда вполне достаточная.
20.3 «Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно». Душа человеческая представлена стоящею в ожидании, готовой наняться на ту или иную работу. Она была создана для труда и является либо рабом беззакония, либо праздности. Дьявол своими искушениями нанимает работников на свое поле. Бог же, посредством благовестия, нанимает работников в Свой виноградник. До тех пор, пока мы не наймемся на работу в виноградник Божий, мы остаемся в положении стоящих целый день праздно. Греховное состояние может быть названо праздным, ибо грешники делают пустое дело. Пустое в смысле цели, пустое в сравнении с тем великим трудом, который они должны совершать в этом мире. Пустое и в том смысле, что оно не будет нам зачтено. Торжище – это место скопления людей.
20.4 «И им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли». 20.5 «Опять пошел около шестого и девятого часа, сделал то же». 20.6 «Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?» 20.7 Они говорят ему: «никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите». Бог никогда не останется должником перед теми, кто трудится для Него, никто никогда не останется в убытке, работая для Бога. Нанимались они всего лишь на один день. День здесь символизирует всю нашу жизнь, в течение которой мы должны совершать труд. Награда вечная, а работа длится всего лишь один день. То, что мы должны исполнять свой труд за короткий срок, должно заставлять нас работать быстро и усердно. Если мы не успеем сделать свой труд сейчас, то не сделаем его уже никогда. Это должно также и ободрять нас в тяжелой и трудной работе: еще немного остается сохранять веру и терпение. В притче отмечаются часы, в которые были наняты работники. Апостолы были посланы в виноградник рано поутру и около третьего часа евангельского дня. Когда Христос был на Земле, их труд заключался в призыве иудеев. После вознесения Христа, т.е. около шестого и девятого часа, они вышли на то же самое дело – проповедовать Евангелие иудеям. Сначала тем, кто жил в Иудее, а затем живущим в рассеянии. Но около одиннадцатого часа они стали призывать язычников к тому же труду и тем же привилегиям, к каким призывали иудеев. Это можно применить и к различным возрастам, в которые души обращаются к Христу. Некоторые призываются и начинают трудиться в винограднике, будучи совсем юными. Другие спасаются в среднем возрасте. Бог имеет работу для всех возрастов, не существует не подходящего времени для обращения к Богу. Бог не отвергает никого, кто желает наняться к Нему на работу. Третьи нанимаются в виноградник Божий в преклонном возрасте. Остается надежда и для старых грешников. Если они искренно обратятся к Богу, то будут приняты Им. Истинное покаяние никогда не бывает слишком поздним. Есть надежда, что старые грешники будут приведены к истинному покаянию. Нет ничего, что было бы слишком трудным для Бога, для Его благодати. Тем не менее, никто не должен на этом основании откладывать свое покаяние до тех пор, пока не состарится. В нашей притче никто не предлагал до того работы тем, которые пришли в одиннадцать часов.
20.8 «Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начинай с последних, до первых». Расчет производился с работниками, когда наступил вечер. Каждый должен будет дать отчет, когда жизнь его склонится к вечеру. Служители призывали их в виноградник, чтобы потрудиться, смерть отзывает их из виноградника, чтобы они получили свой динарий. Для тех, кто откликнулся на призыв работать в винограднике, призыв выйти из него будет радостным. Работникам платят начиная с последних и до первых. Те, кто пришел в виноградник в одиннадцать часов, не оставляются на последнюю очередь. Чтобы не обескуражить их, они приглашаются первыми.
20.9 «И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию». 20.10 «Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию». Те, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, получат жизнь вечную (Рим.2.7). Получат не как награду за свой труд, а как дар Божий. Хотя в небесах будут различные степени славы, тем не менее, все будут иметь полноту блаженства. Люди, которых Христос накормил чудесным образом, были разные – мужчины, женщины и дети, но все ели и насытились. Выдача полной дневной платы тем, кто только час работал, показывает, что Бог распределяет Свои награды по благодати, суверенно, а не по долгу.
20.11 «И получившие стали роптать на хозяина дома». Состоялся особый разговор с теми, кто был недоволен таким равным распределением платы. Общая цель разговора – показать, что последние могут стать первыми. На небе не будет и не может быть какого-либо недовольства или ропота, ибо они возникают из обиды и огорчения. А на небе нет ни того, ни другого. Но в этом мире порой случаются недовольства и ропот против неба. Здесь подразумевается ревность иудеев, вызванная принятием язычников в Царство Небесное.
20.12 «И говорили: эти последние работали один час, а ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Эти работники спорили с работодателем своим и придирались к нему не потому, что им мало заплатили, а потому, что их уравняли с другими. Они хвастаются своими заслугами. Последние работали один час, причем в прохладное время дня, и ты сравнял их с нами. Язычники, недавно призванные в виноградник Божий, получили те же самые привилегии Царства Мессии, что трудившиеся в винограднике ветхозаветного периода при обрядовом Законе. Мы очень склонны думать, что Бог проявляет к нам мало благоволения, а к другим – слишком много. А также, что мы очень много трудимся для Бога, а другие – очень мало. Мы склонны недооценивать заслуги других и сильно преувеличивать свои собственные. Возможно, Христос дает здесь намек ап. Петру, чтобы тот особенно не хвалился тем, что он сделал много, оставив всё, чтобы последовать за Христом. Тем, кто трудится или страдает за Христа более других христиан, трудно воздержаться от превозношения и ожидания за это особой награды. Ап. Павел бодрствовал именно против этого.
20.13 «Он же в ответ сказал одному из них: Друг! Я не обижаю тебя. Не за динарий ли ты договорился со мною?» В ответ на обвинение работника хозяин дома приводит три убедительных аргумента. (1) Недовольный работник не имел причины говорить, что его обидели. Хозяин утверждает, что справедливо с ним поступает. Он называет работника «друг». Убеждая в чем-то другого человека, мы должны употреблять мягкие слова и твердые аргументы. Если подчиненные нам люди недовольны и раздражены, мы должны не давать воли своим эмоциям, но спокойно поговорить с ними. Бог не обижает нас. Если Он дает другим дары, в которых отказывает нам, то делает это потому, что Он добр к ним, а не потому, что несправедлив к нам. Он может быть щедр к другим, но Его щедрость не является несправедливостью в отношении нас. Желая убедить недовольного работника в том, что он не обидел его, хозяин напоминает ему об условиях их договора: «Не за динарий ли ты договорился со мною?» Ты получил то, о чем мы с тобой договорились, у тебя нет оснований кричать о несправедливости. Хотя Бог никому ничего не должен, тем не менее, Он великодушно соблаговолил сделать Себя нашим должником, дав нам Свои обетования. Ради благословений, этими обетованиями даруемых, верующие через Христа заключают с Богом договор, и Бог соблюдает Свою часть договора. Люди, мыслящие о плотском, за динарий договариваются с Богом в этом мире. Они хотят иметь свои утешения в земных благах, которые отторгают их от духовных, вечных благословений. Бог не обижает их, т.к. они имеют то, что сами избрали. Верующие договариваются с Ним за динарий в другом мире. Они не желают довольствоваться ничем, что ниже неба.
20.14 «Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе». Хозяин обязывает работника поступить согласно договору: «Возьми свое и пойди». Под словом «свое» следует понимать то, что принадлежит нам по дару благодати, не заслуженному нами. Вместо того, чтобы жаловаться на то, что мы не получили больше, примем то, что нам дано. Если Бог в чем-то лучше относится к другим, чем к нам, то и тогда у нас нет причины жаловаться, ибо Он относится к нам намного лучше, чем мы того заслуживаем. Хозяин говорит недовольному работнику, что тем, которым он завидует, он хочет дать столько же, сколько ему.
20.15 «Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр?» Хозяин дома приводит 2-ой убедительный аргумент, что работник не имел никакого основания пререкаться с ним. То, что он давал, было исключительно его собственностью. Выше он защищал справедливость своих действий, теперь защищает свое суверенное право: «Разве я не властен …» Бог есть хозяин всех благ. Поэтому Он может дать или удержать Свои благословения, как Ему угодно. Если Бог отбирает от нас то, что нам дорого, даже тогда нам не следует роптать. Он дает или удерживает средства и Духа благодати, как Ему угодно. Мы себе не принадлежим, мы в Его руках, как глина в руках горшечника. И нам не подобает указывать Ему или спорить с Ним. 3-й убедительный аргумент – работник не имел причины завидовать своему товарищу или сердиться на него из-за того, что тот пришел в виноградник позже его, ведь раньше его никто не звал. Сущность зависти определяется как злой глаз. Зависть есть нарушение заповеди любви к Богу и к ближнему.
20.16 «Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных». Здесь дается применение притчи к тому, что послужило поводом к ней: «Так будут …». Христос, не желая, чтобы Его ученики хвастались, говорит им, что: (1) возможно, что их преемники по вере превзойдут их в познаниях, добродетелях и святости. (2) Они имеют все основания опасаться, как бы им самим не оказаться лицемерами. Это относится к иудеям. Истина, что все, избранные от вечности призваны, не относится к внешнему призыву.
20.17 «И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних и сказал им:» Уже третий раз говорит Христос Своим ученикам о Своих приближающихся страданиях. Он шел в Иерусалим для того, чтобы праздновать там пасху и предложить Самого Себя в качестве великого пасхального Агнца. Там Он должен был умереть, потому что там заседал синедрион, разбиравший дела такого рода. Это предсказание было сделано наедине. Эта была одна из тех тайн, о которых ученикам возвещалось в темноте, но впоследствии им надлежало говорить о ней при свете. Это были суровые слова, и если кто-нибудь мог их вместить, то это они. Они тоже подвергались опасности, угрожавшей Христу, поэтому им следовало знать об этом. Знать, чтобы, будучи предупрежденными, они могли заранее подготовиться. Этого не следовало пока говорить открыто. Во-первых, так как многие из тех, которые холодно относились к Христу, могли окончательно отвернуться от Него, оставить Его, испугавшись Креста. Во-вторых, другие же, которые горячо любили Его, могли взяться за оружие, чтобы защитить Его. И это могло послужить поводом к народному возмущению, что поставили бы Христу в вину. Он никогда не поощрял ничего, что имело тенденцию страдания Его предотвратить. Этот разговор происходил «дорогою», когда они шли. Это учит нас во время путешествий и прогулок со своими друзьями вести разговоры для назидания в вере.
20.18 «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть». 19 «И предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет». Это всего лишь повторение того, о чем Он уже не однажды говорил ученикам (гл.16. 21, гл.17.21-23). Это свидетельствует о том, что Он ясно предвидел страдания Свои. Мысли о страданиях наполняли Его не страхом, но чувством томления и ожидания. Он именно через страдания должен был войти в Свою славу. На этот раз Он подробнее описывает предстоящие Ему страдания, чем прежде. Он и прежде говорил, что должен быть предан первосвященникам и книжникам, а здесь с тем, чтобы Его лучше поняли, добавляет, что они предадут Его язычникам. Первосвященники и книжники не имели власти осудить Его на смерть, к тому же распятие на кресте не было принято среди иудеев. Христос пострадал от злобы и иудеев, и язычников, ибо должен был пострадать ради спасения и тех, и других. Он должен был примирить и тех и других посредством Своего Креста (Еф.2.16). Как прежде, так и теперь, Он добавляет к предсказанию Своих страданий и смерти предсказание Своего воскресения и последующей славы. Он каждый раз упоминает об этом, чтобы ободрить Себя и Своих учеников. Итак, Он предвидел, что воскреснет на третий день. Этим высказыванием Он хотел ободрить и утешить Своих учеников, которых Его страдания и смерть ошеломят и повергнут в ужас. Христос хочет научить нас во всех нынешних, временных страданиях взирать очами веры на славу, которая должна открыться. Это поможет нам воспринимать наши страдания как легкие и кратковременные.
20.20 «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него». .21 «Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы эти два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем». Здесь говорится о том, как мать двух Его учеников обратилась вместе с сыновьями к Христу с просьбой, и как Он исправил ошибочные понятия, на которых основывалась эта просьба. Сыновья Зеведеевы – это Иаков и Иоанн, двое из трех первых учеников Христа. Вместе с Петром они были Его любимыми учениками. Иоанн был особенно любим Им. Просьба их была продиктована честолюбивыми побуждениями. Их уверенность в Царстве Христовом свидетельствовала о великой вере, т.к. Христос находился еще в уничижении. И свидетельствовало и о большом невежестве, ибо они всё еще мыслили о Царстве Христа как о земном, с внешним блеском и видимой силой. В этом-то Царстве они желали быть великими. Они интересуются не своими обязанностями в этом Царстве, но только почестями. И никаким иным местом в этом Царстве они не удовлетворяются, кроме как самым высоким, рядом с Христом. Вероятно, слова Христа о том, что Ему предстоит на третий день воскреснуть, послужили поводом для этих притязаний учеников. Они вывели заключение, что Его воскресение будет Его вступлением на Царство. И поэтому решили позаботиться о самом лучшем месте. Желая обратиться к Христу с этой просьбой, они использовали для этой цели свою мать. Порой люди имеют о себе высокое мнение, однако они не хотят, чтобы их считали гордыми. Матерью Иакова и Иоанна была Саломея, которая Его сопровождала и служила Ему, и браться полагали, что Он не сможет ни в чем ей отказать. В основании прошения этого было гордое мнение о собственных заслугах, гордое пренебрежение другими учениками и гордое желание почестей и привилегий. Когда мы стремимся превзойти других в благодати, это святое стремление. Но жаждать превосходства над другими в важности – это стремление греховное.
20.22 «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем». Ответ Христа был кротким: хотя учениками владели честолюбивые помыслы, но Он исправляет их в духе кротости. Он укоряет их за неведение: «не знаете, чего просите». Они не знали, что значит сидеть по правую и по левую сторону от Него. Мы можем лишь просить о благе на основании обетования. Каким будет Царство, не видел того глаз и не слышало ухо. Они были также в большом неведении и относительно пути к этому Царству. Иаков и Иоанн полагали, что, оставив всё то малое, что имели, ради Христа и путешествуя по стране с Ним, они тем самым завершили всё свое служение и страдание. И теперь настало время спросить: «Что мы будем иметь за это?» В то время как им предстояли трудности, больше тех, с которыми они столкнулись уже. Мы не знаем, чего мы просим, когда, прося о венце славы, не просим о благодати для несения креста на пути к ней. Он направляет их к размышлению о страданиях и ничего не говорит о славе. Он посчитал необходимым напомнить им об ожидающих их трудностях. Чтобы они не удивлялись и не ужасались, когда столкнутся с ними. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?» Способны ли вы выстоять до конца? Во-первых, страдать за Христа – это значит «пить чашу и креститься крещением». Под «чашей», которую придется пить, подразумевается горькая чаша, чаша ужаса, но не огня и серы, которая является уделом нечестивых. Под «крещением» понимается очищение, омытие в водах скорби. Хотя мы порой и глубоко погружаемся в воды, но не утопаем. Хотя мы попадаем в большое замешательство среди затруднений, но не в безнадежном положении. Во-вторых, это значит пить чашу страданий, как пил Христос. Он предварил нас в страданиях и оставил нам в этом пример. Хорошо, если мы почаще будем ставить перед собой вопрос: «Способен ли я пить эту чашу и креститься этим крещением?» Чтобы достойно встретить страдания, мы должны ожидать их и не смотреть на них как на нечто жестокое и странное для нас. Иаков и Иоанн смело ручаются за себя, они говорят: «Можем». Как прежде они не знали, о чем просили, так теперь не знают, что отвечают. Они не знали, что такое чаша Христова и Его крещение, поэтому так ручались за себя.
20.23 «И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим». Обратим внимание на то, как ясно предсказывает Христос их страдания: «Чашу Мою будете пить …». Страдания, которые предвидишь, легче переносятся, особенно если понимаешь, что это значит пить из Христовой чаши и креститься крещением Его. Он первый пострадал за нас и ожидает, чтобы, при необходимости, мы были готовы пострадать за Него. Он желает подготовить нас к худшему, чтобы мы могли мужественно перенести всё на нашем пути к небу. Иаков первым из всех апостолов выпил кровавую чашу (Деян.12.2). Иоанн, умерший последним из апостолов, причем в собственной постели (если верить церковным историкам), тем не менее, пил горькую чашу. Напр., когда был выслан на остров Патмос; когда (как сообщают те же историки) в Эфесе его опустили в котел с кипящим маслом, но он был чудесным образом спасен. Как и остальные апостолы, он часто бывал на пороге смерти. Христос оставляет их в полном неведении относительно того, какая степень славы ожидает их. Господь Иисус, распределяя плоды Своего собственного искупления, действует в точности с намерениями Отца.
20.24 «Услышав это, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев». Десятью учениками овладело раздражение. Овладело не потому, что их желание превосходства было греховным, и вызвало недовольство Христа, а потому, что эти два брата желали превосходства над ними, что оскорбляло их. Вознегодовали эти ученики на двух честолюбивых братьев, хотя и сами были такими же честолюбивыми. Именно потому, что сами были такими.
20.25 «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими». 26. «Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою». Христос останавливает их, причем деликатно, не путем порицания за то, какими они были, а путем указания, какими они должны быть. Отрывок «Иисус же, подозвав их, сказал» свидетельствует о Его нежном и дружеском отношении к ним. То, что Он намеревался сказать, касалось как Иакова и Иоанна, так и всех остальных учеников. Он говорит им, что хотя ученики интересовались, кто из них будет господствовать в будущем Царстве, однако такого господства никто из них не получит. Они не должны уподобляться князьям народов. Быть князьями не подобает христианам, особенно служителям. Князья господствуют над своими подчиненными. Они основываются на том, что являются великими людьми, а таковым, думают они, всё позволительно. Князья народов хотят всех покорить себе, чтобы все раболепствовали перед ними. Воля Христа такова в этом вопросе: «но между вами да не будет так». Вы должны учить подчиненных, граждан этого Царства, наставлять и увещать их, давать им советы и утешать их, за них переживать, страдать вместе с ними, а не господствовать и не властвовать над ними. Вспомним слова ап. Петра: 1Пет.5.3 «не господствовать над наследием Божьим». Это есть запрет не только на тиранию и злоупотребление властью, но даже на такое употребление мирской власти, какое является законным для князей языческих. Не только тщеславным, но и добрым людям трудно воздержаться от превозношения, когда в их руках находится власть. От нее бывает больше вреда, чем пользы, поэтому Христос посчитал необходимым совершенно исключить ее из Своей Церкви. Ап. Павел отказывался брать власть над чьей-либо верой (2Кор.1.24). Итак, если в церкви не должно быть господства и первенства, то как бессмысленно состязаться за право обладания ими.
20.27 «И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». Христос допускает некоторое превосходство между ними и объясняет, в чем оно состоит. «Кто хочет между вами быть большим, первым», кто действительно хочет быть признанным таковым, «да будет вам слугою, да будет вам рабом». Долг учеников Христа – служить, помогать друг другу. Ап. Павел был слугою всем (1Кор.9.19). Достоинство учеников Христа состоит в том, чтобы верно исполнить этот долг. Путь к величию и превосходству лежит через смирение и услужливость. Те достойны наибольшего уважения и почтения в церкви, кто наиболее смирен и самоотвержен, кто более всего отдает себя на добрые дела, унижая при этом себя. А не тот, кто величается именем или заслугами, кто присвоил себе власть. И люди, правильно понимающие суть вещей, окажут им свое почтение. Ап. Павел был великим примером такого служения. Он потрудился более всех, и разве он не стал больше всех? Разве мы не называем его великим апостолом, хотя он называл себя наименьшим из всех святых? Возможно, Господь Иисус именно его имел в виду, когда говорил, что последние будут первыми.
20.28 «Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Ученики должны уподобляться Самому Учителю. Находясь в этом мире, они должны быть такими же, каким был Христос, когда находился в нем. Ибо как для Христа, так и для них жизнь на Земле есть состояние унижения, а в будущем и Христу и им готовится венец славы. Господь Иисус ставит Себя Самого в пример ученикам Своим как образец смирения. Он указывает на те самые качества, которые выше рекомендовал им. Можно было подумать, что когда Сын Божий, Посланец Божий придет в мир к людям, то все будут Ему служить. Что Он явится со свитой, приличествующей Его личности (так представляли и иудейские духовные руководители), но это было не так. Его не сопровождала пышная свита важных сановников, Он не был облачен в царские одежды, ибо принял на Себя образ раба. Однажды Он вымыл ноги Своим ученикам, но мы нигде не читаем, чтобы ученики когда-нибудь мыли ноги Ему. Он сделался слугой больным и немощным. Он был внимателен к нуждам людей. Не было такого примера полезности и благотворительности, какой мы находим в смерти Христа, отдавшего Свою жизнь для искупления многих. Он умер как жертва, совершив самое великое из всех Своих благодеяний. Христос, отдав Свою жизнь, совершил искупление наших грехов. Итак, причиной того, почему мы не можем бороться за первенство, является то, что крест – это наше знамя, а смерть Христа – это наша жизнь. Это также причина того, что мы должны учиться творить добро. Чем ближе мы соприкасаемся со смирением и уничижением Христа, тем более продвигаемся в познании их, и будем проявлять готовность в подражании им.
20.29 «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа». В ст.29-34 описано событие, произошедшее с Господом, как Он исцелил двух слепых, сидевших у края дороги из Иерихона. Этот город, восстановленный с печатью проклятия на нем, Христос покидал с благословением. У Христа была многочисленная, хотя и не пышная свита, хотя и не принимал на Себя важного вида. Из этого множества одни следовали за Ним из любопытства, другие – из любви. Лишь немногие желали научиться у Него тому, какой их долг. Ради этих немногих Он подтверждал Свое учение чудесами, совершая их в присутствии множества людей. И, тем самым, Он сделал более неизвинительными тех, кого не убеждали эти чудеса.
20.30 «И вот двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов». Два слепых объединились в общей просьбе. Объединенная молитва угодна Христу. Хорошо, когда переживающие одни и те же трудности или страдающие от одной и той же немощи, телесной или духовной, объединяются для общей молитвы к Богу о помощи, чтобы подогревать усердие друг друга и ободрять веру друг друга. У Христа довольно милости для всех, кто обращается к Нему за помощью. Эти двое слепых сидели у дороги, где обычно сидят слепые нищие. Хотя они были слепы, но не были глухи, они услышали, «что Иисус идет мимо». Они немедленно закричали. Надо уметь пользоваться имеющимися возможностями, потому что однажды упущенная возможность может никогда не возвратиться. Слепы так и поступили. Обратим внимание на обращение слепых к Христу: «помилуй нас, Господи, Сын Давидов». Оно повторяется еще раз в стихе 31. В этом их обращении мы имеем четыре примера, достойных подражания. Хотя телесные очи этих двоих были слепы, духовно они были хорошо просвещены относительно того, что есть истина, каков их долг и в чем их интерес. Они показывают пример настойчивости в молитве. Они кричали, т.е. обращение их было ревностным. Холодные желания порой вызывают отказ.
20.31 «Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов». Препятствия заставили слепых еще сильнее кричать. Борение с Богом в молитве делает нас достойными милости, ибо, чем более мы за нее боремся, тем с большей благодарностью и признательностью принимаем. Мы видим в их молитве и пример смирения: «помилуй нас». Они не указывают Христу и не предписывают Ему, какое благодеяние Он должен оказать им. И, тем более, не ссылаются на свое состояние, но полностью отдают себя на Его милость. И с радостью полагаются на то, как Ему угодно явить Свою милость. Так должно быть настроено и наше сердце, когда мы приступаем к престолу благодати. В их молитве мы видим пример веры, который мы находим в том имени, каким они назвали Христа: «Господи, Сын Давидов». Они исповедали, что Иисус Христос есть Господь и поэтому имеет власть дать им избавление. Назвав Его Господом, они, несомненно, делали это Духом Святым. Называя Его Сыном Давидовым, они признали, что Он является Мессией. Слепые показывают пример неотступности в молитве, проявляемой, невзирая на все обескураживающие обстоятельства. Шумных, крикливых и дерзких людей народ заставлял молчать и не беспокоить Учителя, Который, кажется, Сам не обратил на них внимания. Обстоятельства, заставляющие нас замолчать, допускаются и в нашей жизни, чтобы испытать нашу веру и усердие, терпение и настойчивость.
20.32 «Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?» Господь Иисус шел в Иерусалим и был полностью поглощен тем делом, которое там должно было совершиться. Однако Он остановился, чтобы исцелить этих слепых. Когда мы слишком торопимся на какое-то дело, мы тоже должны быть готовы остановиться, чтобы сделать доброе дело. Он «подозвал их» не потому, что не мог исцелить их на расстоянии, но потому, что хотел это сделать самым любезным образом. Он интересуется их делом: «чего вы хотите от Меня?» Эти слова включают в себя великодушное предложение: «Вот Я, позвольте Мне узнать, что вы желаете, и вы всё получите». Эти слова включают в себя и условие: они должны сказать, чего они хотят от Него. Кто-нибудь посчитает этот вопрос странным. Всякий мог бы сказать, чего они хотят. Христос хорошо знал об этом, но Он желал услышать от них самих: ожидали ли они только милостыни от Него как от простого человека или исцеления как от Мессии.
20.33 «Они говорят Ему: Господи, чтобы открылись глаза наши». Они тотчас открыли Ему свое желание. Физические недостатки и немощи мы хорошо ощущаем. Хорошо, когда человек является таким же чувствительным к духовным болезням, особенно на духовную слепоту.
20.34 «Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним». Он исцелил их. Сделанное Им для этих слепых было, во-первых, проявлением Его жалости: Он умилосердился над ними. Несчастье представляет собой объект милосердия. Мы не в состоянии помочь таким несчастным так, как делал это Христос, но мы должны сострадать им и переживать о них. Во-вторых, исцеление Им было проявлением Его силы. Он не только доказал, что послан Богом, но и показал, с каким поручением послан – дать зрение духовно слепым людям. Получив зрение, слепцы эти последовали за Господом Иисусом. Никто вслепую не следует за Христом. Прежде Он открывает, посредством благодати, человеку глаза, а потом привлекает Его сердце к Себе. Они последовали за Христом как Его ученики, чтобы свидетельствовать о Нем: о Его силе и благости. Самым лучшим доказательством духовного прозрения является преданная верность Иисусу Христу, как своему Господу и Спасителю.