ПРОПОВЕДИ
Греховность лени.
Пс.7.12 «Бог – судия праведный, и Бог – всякий день строго взыскивающий».
Бог не только поступает праведно, но и заботится о том, чтобы люди, творения Его, поступали праведно. Он отомстит и накажет всякую неправду. Автор этого псалма Давид уверен в погибели всех своих последователей, если только они не покаются и не воздадут славу Богу. Давид идет в святилище и там осознает, что преследователи его – чада гнева. Им не нужно завидовать, ибо Бог гневается на них. Он – Бог, всякий день строго взыскивающий. Бог не просто ненавидит грех, Он строго взыскивает за него с тех, кто в нем упорствует. Наш Бог не бесстрастен и не безразличен к греху. Он гневается на безбожных и нераскаявшихся грешников. Грешники могут пировать каждый день, однако каждый из этих дней несет в себе угрозу. Бог накажет их и за злоупотребление временем. А Его милости к Своему народу обновляются каждое утро. Так и Его гнев против нечестивцев обновляется каждое утро в соответствии с их новыми злодеяниями. Гнев Божий пребывает на них и постоянно добавляется.
Лень заставляет человека неправильно распоряжаться временем. Коротко время человека, оно должно быть использовано верно. 1Кор.7.29 «Я вам сказываю, братия, время уже коротко». Мы живем в этом мире совсем недолго. Очень короткое время мы пользуемся и наслаждаемся этим миром. Он скоро пройдет. Поэтому христианин не должен прилепляться своим сердцем к мирским удовольствиям. Не отягощайте себя мирскими заботами и волнениями. Владейте тем, что вы вскоре должны будете оставить, и не допускайте, чтобы оно овладело вами. Ст.31: «Ибо проходит образ мира сего».
Кол.4.5 «С внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем». Апостол призывает колоссян вести себя благоразумно и благопристойно и с внешними, т.е. находящимися вне христианской церкви. С теми, среди которых проживают они. Будьте осторожны при всяком обращении с ними, чтобы вам не потерпеть какого-нибудь вреда от них, не оскверняться их обычаями. И чтобы вы не повредили им, т.е. не вызвали у них предубеждения против христианской веры. Не дали им повода для отвращения к ней. Более того, делайте для них всё доброе, что вы можете, всеми находящими у вас средствами. Во всякое удобное время старайтесь расположить их в пользу христианской веры. «Пользуясь временем», т.е. либо используя каждую возможность сделать им доброе, и стараясь наилучшим образом употреблять свое время для исполнения ваших надлежащих обязанностей. Либо поступая осмотрительно и осторожно, чтобы не дать им возможности причинить вам вред. Не подвергнуть себя их злобе и недоброжелательности. Еф.5.15,16: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». Умение дорожить временем очень способствует доброму мнению окружающих.
Ленивый человек забывает, что Господь сотворил каждый его день для добрых дел. Пс.117.24 «Сей день сотворил Господь; возрадуемся и возвеселимся в оный». Пусть этот день будет торжественно отмечен и Бог прославлен с радостью. Каждый день евангельского периода – это время благоприятное, это день спасения, который сотворил Господь. Это постоянный праздник, который нужно праздновать с весельем. Или здесь подразумевается христианская суббота (воскресенье). Сей день сделал Господь выдающимся, святым, отличил от других дней. Обязанности дня субботнего и дела, которые мы должны совершать в этот день: «возрадуемся и возвеселимся в оный». Будем радоваться не только его учреждению, что такой день назначен. Но и поводу, которому он посвящен: Бог Христос стал нашим Спасителем. Мы должны радоваться, видя в этом славу, воздаваемую Ему, и видя блага для нас. Посмотрите, какому доброму Господину мы служим. Он учредив день для служения Ему, указал, чтобы он проводился в святой радости.
Человек обязан трудиться и приносить пользу. Флп.1.22 «Если же жизнь в плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать». Ап. Павел считал, что его труд хорошо вознаграждается, если он содействует успеху Царства Христова в этом мире. Верным христианам и служителям стоит жить в этом мире до тех пор, пока они способны трудиться во славу Божию и на благо своей церкви. «Не знаю, что избрать. Влечет меня и то и другое». Затруднение, испытываемое ап. Павлом, было благословенным, ибо он выбирал не из двух зол, но из двух благ. Он должен был избрать между двумя благословениями: жить для Христа на Земле или быть с Ним на небесах. Его влекло к смерти. Но он рассудил, что лучше остаться еще на некоторое время в этом мире ради служения Церкви.
Ап. Павел повелевает христианам через Послание к колоссянам: Кол.3.23 «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков». Верующие должны всё делать от души, с усердием не небрежно и не с ленью. Они должны делать с радостью, не сетуя на провидение Божье, поставившее их в такое положение. Труд верующих освящается, когда они исполняют его как для Господа, для Его славы и ради исполнения Его заповеди. А не просто для людей, или из уважения только к ним. Мы исполняем свой долг перед Богом, когда мы верны в своем долге перед людьми. Ленясь, мы не служим Богу от всего сердца, хотя только так Его можно удовлетворить. Вспомним слова Иисуса Навина, ученика и помощника Моисея: И.Нав.14.7-9 «Я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня … осмотреть землю; и я принес ему ответ, что было у меня на сердце. Братья мои, которые ходили со мною привели в робость сердце народа; а я в точности следовал Господу, Богу моему. И клялся Моисей в тот день и сказал: «земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим навек; ибо ты в точности следовал Господу, Богу моему».
Бог Отец всегда трудится. Ин.5.17: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Обратим внимание на то, Христос каким способом защиты воспользовался. Он не говорит, что Закон о субботе был временным и теперь подлежит отмене. Скорее, Он отрицает, что нарушил Закон, ссылаясь при этом на дело Бога Отца. Христос настаивает здесь на том, что совершив в субботу (наше воскресенье) дело Божье, Он не нарушил священный покой, заповеданный в Законе Моисея. Т.о., Он оправдывает не только Свой поступок, но и поступок исцеленного человека, понесшего свою постель. Это было как бы приложением к чуду, его подтверждением. Кроме того, если среди дел субботних числится благодарение Богу и возвещение Его славы, то свидетельство о благодати Божьей не может быть нарушением субботы. Но Христос говорит о Самом Себе, т.к. именно на Него ополчились иудеи. Восстановив здоровье больному, Христос засвидетельствовал Свою божественную силу. Он проповедует Себя Сыном Божьим и утверждает, что делает то же, что и Отец. Соблюдение субботы нисколько не мешало совершению дел Божьих. Скорее, оно заповедало только ими и заниматься. Для чего Закон предписывает людям воздерживаться в субботу Божью от своих дел, если не для того, чтобы человек обратился к совершению дел Божьих. День Божьего покоя есть не полное бездействие. Бог освятил день (ветхозаветная суббота или новозаветное воскресенье), который люди должны посвящать размышлениям о Его делах. Кроме того, Бог и в день покоя не перестает поддерживать сотворенный Им мир Своей силой, управлять им Своим советом и благостью. И всё на небе и на Земле производить по Своей воле. Итак, Бог непрерывно хранит и поддерживает мировой порядок. Ап. Павел учит этому так: Деян.17.28: «В Нем мы живем, движемся и существуем». Бог следит за Своим творением, особенно когда хранит и защищает верных Своих. Словами «и Я делаю» Христос объясняет цель о пользе Своего поступка. Цель состояла в том, чтобы признать Его Сыном Божьим. Также Он утверждает, что пришел с неба, дабы все знали, что Он – обещанный Богом Мессия. В земной жизни Господа Иисуса тоже не было места лени. Даже Его пищей было творить волю пославшего Его Отца. Ин.4.33,34 «Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».
Ленясь, мы не служим своим ближним с усердием, как то должно делать. 2Кор. 8.16,17 «Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно». В этих стихах апостол дает характеристику Титу, посланному к ним для сбора пожертвований. Он называет Тита вдохновенным от Бога. Это важное обстоятельство. Ведь его посольство будет тем действеннее, чем лучше поймут коринфяне, что он пришел к ним по божественному вдохновению. Из этого места, как и из многих других, мы выводим: благочестивые устремления происходят только от Духа Святого. Далее ап. Павел поправляется, сказав, что Тит не столько слушался внешних советов, сколько добровольно воодушевлялся собственной любовью. Апостол дает, так сказать, рекомендательное письмо, чтобы, если у коринфян возникнут сомнения или подозрения в отношении Тита, они могли знать, что это за брат. И были уверены, что ему можно доверять. Он хвалит Тита за его усердие, за его готовность содействовать их благополучию. Об этом он упоминает с благодарностью Богу. Если Бог вложил в чье-то сердце усердие сделать нечто доброе кому-то, то это хороший повод для благодарности Ему. Апостол хвалит Тита и за его готовность к данному служению. Он принял это поручение и отправился ревностно выполнять его. Просьба об оказании помощи многими воспринимается как неблагодарное дело, однако, это доброе служение. И когда нас просят исполнить его, нам не следует уклоняться от него.
Ленясь, мы порой забываем, что наше духовное состояние требует усердного труда. 2Пет.1.5,8,9 «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, … Если это у вас есть, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих». В этих стихах апостол приступает к главной цели своего послания – побудить и обязать читателей к преуспеванию в благодати и святости. Поскольку они уже получили драгоценную веру и сделались причастниками Божеского естества. Это хорошее начало, но не стоит останавливаться на нем, как если бы уже было достигнуто совершенство. Апостол призывает их стремиться к получению большей благодати. Он шаг за шагом прослеживает путь верующего. Верующий должен обрести добродетель (праведность), а затем рассудительность, воздержание и терпение. Верующие должны обладать всеми вышеупомянутыми характеристиками, а иначе не будут пригодными для всякого доброго дела. Те, у кого это есть, не останутся без успеха и плода. Под этим следует понимать, что они сделают нас ревностными, активными и энергичными в практической христианской жизни. Таковые приносят много славы Богу через принесение обильного плода среди людей. Они плодовиты и в познании Иисуса Христа, доказывают обилие плодов в порученном им деле. Как желательно иметь такое состояние, апостол показывает дальше. Он описывает жалкое состояние тех людей, у кого отсутствуют эти животворящие и плодоносящие характеристики. Они слепы к духовным и небесным вещам. Такой человек окружающий мир может видеть и любит его, но совершенно не в состоянии узреть грядущего мира. Они не способны видеть не только то, что впереди, но и то, что позади них. Их память неспособна хранить прошлое.
Боже, просим, помоги нам прилежно использовать дары, данные нам Богом. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы бл-м, что через Библию Ты даешь нам наставления, как жить угодной Тебе, праведной жизнью. Бл-м, что говоришь нам и о греховности лени. Ибо лень заставляет человека неправильно распоряжаться временем. А время, которое является даром от Тебя, мы должны использовать разумно, так мы должны использовать каждую минуту нашей жизни. Христианин должен с пользой использовать время, дарованное ему Тобой. Бл-м, что Ты слышишь наши молитвы. Мы славим Тебя, потому что наши молитвы драгоценны для Тебя. Бл-м, что Ты всегда был верен к нам. Это напомнит нам о Твоей доброте и Твоих неизменных обещаниях. Помоги нам довериться Тебе во всем, что с нами происходит. И полагаться на Твою силу и Твои обетования. Бл-м, что Ты даешь нам дыхание и надежду. Просим, помоги нам в жизни держаться Тебя. Помоги нам понять христианское учение и избавиться от лени. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.