ПРОПОВЕДИ
Как избавиться от лени.
2Фес.3.6,8 «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. … Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас».
Лень противоречит христианскому учению. Бог не любит и не терпит ленивого человека. Вспомним слова из Библии: Пс.7.12 «Бог – Судия праведный, и Бог – всякий день строго взыскивающий». Самый лучший и действенный способ избавиться от лени – изучать Библию и запоминать Божьи наставления по данному вопросу и жить в соответствии с ними. Апостолы сознательно оставили нам пример трудолюбия. Вернемся к нашему эпиграфу. Похвалив адресатов своих за их послушание в прошлом, и выразив свою надежду на их послушание в будущем, ап. Павел переходит теперь к наставлениям и указаниям относительно тех, кто поступал неправильно, чтобы устранить имевшиеся беспорядки среди них. Даже в самой лучшей христианской общине могут быть плохие люди, и могут случаться беспорядки, требующие исправления. На Земле среди людей не найти совершенства. Существовавшие среди фессалоникийцев беспорядки, о которых стало известно апостолу, послужили поводом для добрых наставлений. Они остаются полезными и для нас, и для всех, кого они касаются.
В общем, там были «поступающие бесчинно, не по преданию, которое они приняли от» апостола и его помощников. Законы эти были повеления апостолов Христа. Некоторые из них жили не по правилам христианства, не в соответствии со своим исповеданием. Не по преданиям жили, переданным апостолом, которые они приняли и притязали на их уважение. В частности, среди них были такие, которые ничего не делали, а суетились (ст.11). Ап. Павел был так хорошо осведомлен об этом, что имел достаточно оснований для того, чтобы дать указания относительно таковых. Среди них были праздные люди, которые не трудились. Они были ленивыми. Никто не может оправдаться тем, что не делает никакого зла, каждый человек должен делать добро в тех обстоятельствах, где провидение поставило его. Быть усердными в нашем частном звании гражданина есть долг, требуемый от христиан. Это воистину катастрофа, не думать о цели, ради которой мы созданы и не устремлять к ней свою жизнь. Хотя жизнь наша упорядочена лишь тогда, когда мы живем по предписанию Божьему. Вне этого в человеческой жизни нет ничего, кроме сумятицы. Значит тот, кто живет только для себя, ни в чем не полезен роду человеческому. Больше того, не помогая никому, он обуза для остальных. Как следует из контекста, были также среди них и суетливые люди. Суетливые люди – это те, которые склонны к любопытству, любят вмешиваться в то, что их не касается. Порой так бывает, что люди, не занимающиеся своим собственным делом или пренебрегающие им, склонны вмешиваться в чужие дела. Если мы праздны, то сатана и наше собственное развращенное сердце быстро найдут, чем нас занять. В качестве конкретного примера апостол приводит его трудолюбие и его помощников, которое было так отлично от поведения бесчинных фессалоникийцев (ст.8). Ап. и помощники его усердно трудились в своем служении и в добывании средств к существованию.
Вспомним несколько наставлений из Библии, чтобы знать, к чему нам стремиться. Христиане не должны выставлять напоказ свое рвение, но вместе с Духом Святым воспламенять его в служении Господу. Рим.12.11 «В усердии не ослабевайте; Духом пламенейте; Господу служите». Эта заповедь дается нам, во-первых, потому, что христианская жизнь должна быть деятельной. Во-вторых, потому, что нам надлежит заботиться о братьях, даже оставляя собственную выгоду. И притом не только когда люди бывают добрыми, но и тогда, когда они недостойны и неблагодарны. В большинстве случаев нам надо забыть о самих себе. И если мы не перестанем смотреть на себя и требовать возмещение за каждое оскорбление, никогда не сможем стать пригодными к Христову служению. Добавляя «Духом пламенейте», апостол говорит, каким образом мы должны к этому стремиться. Плоть, подобно ослу, всегда ленива. Один лишь Дух Святой пламенен настолько, чтобы исправить нашу лень. Апостол требует от нас в благотворительности, в служении Богу и людям усердия, которое Дух Святой возжег в нашем сердце. Но почему ап. Павел призывает нас к такому служению? Хотя это и дар Божий, нечто предписывается здесь и самим верующим. Чтобы, отбросив лень, они приникли к пламени, воженному в них Духом. Ведь бывает и так, что побуждение Духа Святого подавляется и заглушается проступками нашими. К этому же относится и третья часть: «Господу служите». Поскольку жизнь наша коротка, возможность творить добрые дела быстро уходит от нас. Так что мы еще ревностнее должны ее использовать. Итак, мы должны уметь приспосабливаться к обстоятельствам, какое качество весьма важно.
Христиане должны служить Богу своим новым духом, правильно распоряжаться своим временем. Рим.7.6 «Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, освободились от него, чтобы нам служить (Богу) в обновлении духа, а не по ветхой букве». Ап. Павел следует доказательству от противного: если узы закона до сих пор были бессильны обуздать плоть, и скорее являлись побуждением к греху, отсюда следует, что нас надо было освободить от этих уз, чтобы перестали мы грешить. Мы для того были избавлены от рабства закону, чтобы служить Богу. Значит, гнусно поступают те, кто выводит отсюда позволение грешить. Мы только тогда освобождаемся от закона, когда, избавившись от его суровых требований и проклятий, надеемся на Бога Его же Святым Духом, чтобы ходить нам Его путями. «Умерши для закона». Мы избавляемся от закона, когда он упраздняется для нас настолько, что мы не тяготимся его нестерпимым игом. И его неумолимая суровость не насылает уже на нас проклятия. «В обновлении духа». Наша воля будет преобразована Духом Святым, чтобы соответствовать воле божественной. Дух заступает на место ветхого, неверующего человека.
Множество разных неприятных обстоятельств заставляют нас неправильно распоряжаться временем. Важно не забывать об этом и избегать обстоятельства эти.Еф.5.16 «Дорожите временем, потому что дни лукавы». Эта метафора заимствована из жизни коммерсантов, старающихся использовать благоприятное для торговли время. Христиане должны быть хорошими распорядителями своего времени, и заботиться о том, чтобы использовать его наилучшим образом. Необходимо бодрствовать против искушений и творить добро, пока есть для этого силы и возможности. Это является хорошим средством против греха. Мы должны наилучшим образом использовать время благодати. Время дается нам Богом для доброй цели, и если мы не используем его согласно Божьему замыслу, значит, теряем его, растрачиваем впустую. Причина, почему необходимо так дорожить временем, потому что дни лукавы, дни с искушениями. Время, когда апостол писал это послание, было временем гонений, каждый час христиане подвергались опасности. Если дни лукавы, мы особенно должны дорожить временем и выполнять наши обязанности, потому что не знаем, когда дни станут лучше. Люди склонны жаловаться на плохие времена. Было бы хорошо, если бы это побуждало их дорожить временем.
Краткость жизни человека должна поощрить нас к мудрому использованию времени. Пс.89.12 «Научи нас так счислять дни, чтобы нам приобрести сердце мудрое». Научи нас, Господи, так относиться ко времени, чтобы мы оплакивали прошлое, потраченное на угождение плоти, прилежно использовали настоящее, которое есть время благоприятное и день спасения, а также не откладывали ни одного важного дела (такого, как молитва) на будущее. Понимая, что оно может для нас не наступить. Чтобы сосчитать верно свои дни, лучшие люди нуждаются в наставлении Самого Бога. «Чтобы нам приобрести сердце мудрое». Размышляя над быстротечностью жизни, человек начинает больше задумываться над вечностью, он смиряется духом. Перед лицом вечности обычно страсти его остывают, он передает себя в руки премудрого Бога. Но это возможно лишь тогда, когда Сам Господь учит человека. Только Он один может умудрить человека во спасение. Сердце человека должно руководствоваться высшей мудростью.
Мы должны делать всё, что в состоянии делать. Еккл.9.10 «Всё, что может рука твоя делать, по силам делай». Пока жизнь продолжается, пользоваться будем ее радостями. Но не для того, чтобы душа твоя успокоилась, а чтобы могла прилагать больше усилий для выполнения своего гражданского и христианского долга. И ее силой была радость от Господа. Наш отрывок указывает на то, что не только что-то нужно получить, но и что-то сделать в этой жизни. Основное благо, о котором нас будут спрашивать, хорошее, которое мы должны были бы делать. Этот мир – мир служения; грядущий – мир воздаяния. Этот мир – мир приготовлений к вечности. Чтобы нас направлять и побудить к долгу, нам даются возможности. Должно быть сделано то, «что может рука твоя», чего требуют обстоятельства. Активная рука всегда может что-то сделать, что обращается во благо. Если у нас есть возможность сделать что-то хорошее, то мы должны это сделать, пока есть возможность. Мы должны делать добро по силам, с усердием и старанием. Служение Богу и труд ради своего спасения должны совершаться со всей духовной силой.
Мы должны помнить, что Бог предназначил нам совершать добрые дела. Еф.2. 10 «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Апостол доказывает сказанное, отрицая противоположное мнение. Мы спасены по благодати, значит, нет никаких дел, которыми можно заслужить спасение. Ибо все наши добрые дела суть плод возрождения. Отсюда следует, что сами дела представляют собой часть Божьей благодати. Говоря «мы – Его творение», ап. Павел не имеет в виду обычное творение, по которому мы рождаемся людьми. А утверждает, что мы – новые творения, созданные Духом Святым. Это относится лишь к истинно верующим. Всё, что в нас имеется благого, является сверхъестественным делом Божьим. В самом стихе содержится и толкование. Мы потому дело Божье, что созданы не в Адаме, а во Христе. Созданы не для любой жизни, а для добрых дел. Апостол учит: мы – творение Божье, и всё, что есть в нас благо – Его дар. Он говорит: весь человек, чтобы быть добрым, творится Богом. Не только способность к доброй воле, но и сама правая воля – дело Божье. Он хочет сказать: человек обретает спасение не сам, но получает его даром от Бога. «Созданы … на добрые дела». Апостол учит: даже творимые нами добрые дела происходят от Бога. Мы что-то представляем из себя только по Его щедрости. Мы созданы для добрых дел, причем по Христовой благодати. «Которые Бог предназначил нам исполнять». Апостол утверждает: добрые дела были уготованы Богом для нас еще до нашего рождения. Мы не своими способностями приготовились к правильной жизни, а созданы рукой Божьей. Вывод: Бог ничего не должен нам за добрые дела, потому что они происходят из Его сокровищницы. В которой они находились задолго до того, как пришли к нам.
Мы должны с усердием исполнять наши обязанности. Кол.3.17 «И всё, что вы делаете словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». Всё делайте согласно Его повелению, в силе, полученной от Него и с целью Его прославления. Чтобы всё доброе могло быть принято Богом. А всё сделанное неправильно – прощено. Мы Бога благодарить должны за всё, что бы мы ни делали. Господь Иисус является Посредником не только в наших молитвах, но и в нашем благодарении.
В заключение вспомним о том, что усердие человека вознаграждается. Прит.13.4 «Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится». Этот стих говорит о бедственном положении и позоре ленивых людей. Они хотят иметь ту же прибыль, что трудолюбивые, но не желают прилагать те же усилия. Желание ленивца, которое должно побуждать, является его мучением. И еще один стих: Прит.12.27 «Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многочисленно». Этот стих говорит о том, что может побудить нас возненавидеть лень. Ленивый человек жарит дичь, но не добывал его мясо на охоте. Человек этот живет плодами других людей. Слова «а имущество человека прилежного многочисленно» побуждают нас любить труд. Имущество приходит в результате Божьего благословения, но человек видит, что Бог дал его.
Боже, просим, дай нам осознать, что прилагающие усилия в служении Богу и людям имеют от этого выгоду и наслаждение. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы в Библии видим, что лень противоречит учению христианскому. И что Бог не любит и не терпит ленивого человека. Просим, помоги нам не ослабевать в усердии, а пламенеть духом. Дай нам помнить, что жизнь наша коротка, что возможность творить добрые дела быстро уходит от нас. Помоги нам приспосабливаться к обстоятельствам. Научи нас правильно распоряжаться своим временем. Научи бодрствовать против искушений и творить добро. Научи нас так относиться ко времени, чтобы мы оплакивали потраченное на угождение плоти время, прилежно использовали время настоящее, а также не откладывали ни одного важного дела на будущее. Ибо оно может для нас не наступить. Дай нам осознать, что мы нуждаемся в Твоем наставлении. Просим, дай нам возможность и силу избавиться от лени: изучать Библию, запомнить Божьи наставления по данному вопросу и жить в соответствии с ними. Жить в соответствии со своим исповеданием. Аминь.