ПРОПОВЕДИ
Бог есть источник любви в людях.
1Ин.4.7-8 «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
Начнем с ответа на вопрос: «Какая любовь от нас требуется?» Требуемая от нас любовь – это любовь совершенно неэгоистичная, охватывающая и волю и действие. Она выражается в служении даже тем, кто этого не заслуживает в такой же мере, как и тем, кто этого достоин. Дух истины, дух христианский узнается по учению, но также и по любви. Поэтому ап. Иоанн призывает верующих к святой христианской любви: «Будем любить друг друга». Апостол хотел бы объединить читателей послания своей любовью, чтобы помочь им объединиться в любви друг к другу. Перефразируем его слова: «Возлюбленные! Умоляю вас своей любовью к вам, облекитесь истинной взаимной любовью». Этот призыв усиливается и подкрепляется несколькими аргументами. 1. Любовь имеет высокое небесное происхождение, «потому что любовь от Бога». Бог есть источник, инициатор и Отец любви. Он оставил заповеди о любви, в этом состоит сущность Его Закона и Евангелия. «Всякий любящий» человек, чей дух способен к святой чистой любви, «рожден от Бога». Дух Божий, Дух Святой – это Дух любви. 2. Любовь показывает истинное и верное познание божеского естества: «всякий любящий рожден от Бога и знает Бога». Сюда же можем добавить отрывок из ст.8: «Кто не любит, тот не познал Бога». Мудрость творения, величие, гармония и полезность бесконечной Вселенной полно свидетельствуют о существовании Бога. И в то же самое время обнаруживают и доказывают Его любовь. Естественный разум, делая заключение о природе совершенного Бога, должен прийти к заключению, что Он в высшей степени благ. Бог есть любовь, т.е. Он любит людей по Своей природе. А «кто не любит», кого полученные знания о Боге не побуждают к чувствам любви и проявлениям ее в делах, «тот не познал Бога». 3. Божья любовь к верующим обязывает и нас любить их: Ст.11 «Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга». Итак, здесь идет речь о том, каким образом Бог ощущается нами.
Заканчивая 2Кор., ап. Павел от всего сердца желает им духовного благополучия. Он пишет: 2Кор.13.11 «братия, радуйтесь, совершенствуйтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, и Бог любви и мира будет с вами». Коринфянам не хватало любви и недоставало мира. Потому что их беспокоили отвлекающие учения и запутывающие представления. Апостол пожелал, чтобы Бог любви и мира был с ними для их исправления. Им нужно было наполняться этой любовью и миром. И быть в мире друг с другом. Бог возлюбил людей и желает быть в мире с нами. Он повелевает нам примириться с Ним и любить Его, а также любить друг друга и быть в мире между собой. Он будет с теми, кто живет в любви и мире. Он возлюбит тех, кто любит мир. Он обитать будет с ними на Земле, а они с Ним – в вечности. Здесь они будут пользоваться Его благодатным присутствием, а там будут допущены в Его славное присутствие.
Отношением Бога к Его народу руководит любовь. Бог уже через ветхозаветного пророка говорит своему народу: Ос.2.19,20 «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа». Истинная любовь человека основывается на той любви, которую Иисус Христос открыл на Кресте. Рим.8.32 «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за нас, как с Ним не дарует нам и всего?» Поскольку для нас важно быть убежденным в отеческой любви к нам Бога Отца, апостол указывает на цену нашего искупления, которой подтверждает, что Бог благоволит к нам. Свидетельство этой бесценной любви богато. Состоит оно в том, что Бог Отец не усомнился отдать для нашего спасения собственного Сына. Ап. Павел из этого выводит доказательство: поскольку Бог не имел ничего ценнее Своего Сына, то Он позаботится и обо всем остальном, что только может принести нам пользу. Будучи залогом безмерной любви Бога Отца к нам, Христос был послан к нам не с пустыми руками, но наделенный небесными сокровищами. Чтобы тем, кто Им обладает, всего доставало для полного счастья. Слово «предал» означает здесь «отдал на смерть».
Бог Отец проявил величайшую любовь, позволив нам, верующим, называться и быть детьми Божьими. 1Ин.3.1 «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими. Мир потому не знает нас, что не познал Его». Показав достоинство верных последователей Христа, что они рождены от Него, и потому являются близкими родственниками Богу, здесь апостол предается восхищению благодатью Божьей. Благодатью, являющейся источником Его удивительного снисхождения. Бог делает людей Своими детьми, тем самым дарует им власть и достоинство. Только удивительно снисходительная любовь могла сделать и называть людей Своими чадами. Нас, наследников греха по нашей природе, виновных перед Богом, непослушных и неблагодарных. Удивительно, что святой Бог не стыдится называть Себя нашим Отцом, а нас – Своими детьми. Апостол здесь же заключает, что честь, которой удостоены верующие, превосходит понимание этого мира. Но неверующие плохо знают их. Мир не понимает преимущества и блаженства истинных верующих. Верующие подвергаются всеобщим бедствиям, их постигает всё то, что и других. Но они имеют основание говорить: 1Кор.15.19 «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Нехристианский мир, живущий видением глаз, не знает того достоинства, тех привилегий и наслаждений, какими христиане уже обладают. Ни того звания, которое они носят. Мир плохо себе представляет, что эти смиренные, порой и бедные люди – избранники неба и скоро будут его обитателями.
Верующие знают о любви Бога к ним и полагаются на нее. 1Ин.4.16 «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, а пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Апостол использует эти слова как стимул, побуждающий к святой любви. Христианское откровение есть откровение Божьей любви, что должно делать его для нас особенно дорогим. Догматы нашей веры в основном относятся к догматам божественной любви. История Господа Иисуса Христа – это история Божьей любви к нам. Все Божьи дела, явленные в Сыне и посредством Сына, свидетельствуют о Его любви к нам. И представляют собой средства, возвышающие нас до любви Божьей. «И мы познали … и уверовали в нее». Апостол как бы говорит: «Мы познали, уверовав». Ибо такое знание воспринимается только верой, верою познаем мы любовь Божью к нам. Отсюда явствует: во Христе мы постигаем отеческую любовь Бога Отца к нам. И во Христе твердо веруют лишь те, кто признает себя чадом Божьим по Его благодати. Бог Отец для того предлагает нам Сына, чтобы в Нем усыновить нас Себе. «Бог есть любовь». Апостол выводит из веры любовь и рассуждает так: Бог обитает в нас через веру, но Бог есть любовь. Следовательно, везде, где пребывает Бог, надлежит процветать и любви. Отсюда следует, что любовь необходимо соединена с верою. «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Существует большое общение между Богом любви и любящей душой. Тот, кто пребывает в святой любви, имеет печать Божью на своем духе, живет и размышляет о любви Божьей. И вскоре будет вечно пребывать с Богом.
Бог даровал нам Духа любви, Который живет в нас. 2Тим.1.7 «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия». Познав на себе страдания и мучения за веру, ап. Павел считает необходимым напомнить Тимофею о том, какого духа дает Бог Своим. Верующий человек не должен испытывать страх или робость. Бог вооружает нас против духа боязни, часто напоминая нам, чтобы мы не боялись. Он дал нам духа силы или мужества и твердости, чтобы мы могли противостоять всем трудностям и опасностям. Он дал нам также духа любви к Богу, чтобы мы могли преодолевать все препятствия, встречающиеся на нашем пути. Дух любви к Богу ставит нас выше страха перед человеком и тем вредом, какой он может нам причинить. Именно наша любовь к Богу помогает верующим преодолевать страх и вселяет стремление всецело отдавать себя делу служения Христу, чего бы то ни стоило. Именно наша любовь к ближнему (другим людям) помогает нам переносить все препятствия и отвечать нашим гонителям добротой. Бог дает Своим детям и духа целомудрия, или уравновешенности, внутреннего покоя. Часто нас обескураживают на нашем пути мысли, являющиеся плодами нашего собственного воображения. Тогда здравый и рассудительный ум отвергает их и находит ответы на них.
Любовь Божья изливается в сердце человека Духом Святым. Рим.5.5 «надежда не постыжает, потому что любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». «Надежда не постыжает». Т.е., надежда, несомненно, приведет к спасению. Откуда явствует, что Господь с той целью упражняет нас противными обстоятельствами, чтобы шаг за шагом продвигать наше спасение. Несчастья не должны сделать нас несчастными, ведь они некоторым образом способствуют нашему блаженству. У благочестивых людей есть повод хвалиться во всяких скорбях. «Потому что любовь Божия …». Для того скорби приучают нас к терпению, а терпение порождает опыт божественной помощи, чтобы еще больше воодушевить нас к надежде. Как бы мы ни скорбели, не перестаем чувствовать Божье к нам благоволение, которое поставляет обильное утешение. Это знание Божьей любви к нам внушается сердцу нашему Святым Духом. Ибо сокрыто от слуха, взгляда и помышления человеческого, какие блага приготовил Бог Своим почитателям. Один лишь Дух способен это открыть. Слово «излилась» означает такое обильное откровение любви Божьей, что сердце человека как бы переполняется ею. Кроме того, сердце нам говорит, что нам дан Дух Святой, т.е. дарован по незаслуженной благости, а не воздан по нашим заслугам. Апостол учил здесь тому, что верующие убеждены в любви к ним Бога.
Наша любовь к Богу – это благодарность за Его любовь к нам. 1Ин.4.19 «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас». Божья любовь является побуждающим средством, мотивом и нравственной причиной нашей любви. Поскольку Бог предварил нас Своей незаслуженной любовью, нам надлежит ответить Ему взаимностью. Мы не можем не любить такого благого Бога, Кто был первым в проявлении любви и первым принял дело любви. Он возлюбил нас, когда мы еще не могли любить и были недостойны Его любви. Божественная любовь запечатлена в нашей душе. Апостол добавляет, что Бога следует любить в людях и свидетельствовать людям, какую мы испытываем к Богу любовь. Любовь эта не может существовать без того, чтобы породить в нас любовь к людям. Поэтому апостол говорит, что лгут те, кто хвалится любовью к Богу, ненавидя при этом ближних. Апостол говорит: если мы не любим ближних, с которыми живем, мы, тем более, не можем любить невидимого для нас Бога.
Проявляя любовь, мы показываем миру, что мы дети Божьи и ученики Иисуса Христа. 1Ин.3.14 «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий братьев пребывает в смерти». Здесь апостол расхваливает добродетель любви. Ибо она – свидетельство нашего перехода из смерти в жизнь. Отсюда следует: мы счастливы, если любим братьев, и несчастны, если их ненавидим. Нет глупее человека, который, лелея в себе ненависть, добровольно способствует своей вечной смерти. Апостол рассуждает здесь о том, что, поскольку любовь – главный плод Святого Духа, она также является надежным признаком возрождения человека.
Господь, просим во имя Иисуса Христа, даруй нам, членам нашей церкви, Твою святую любовь, чтобы мы могли перейти из смерти в жизнь. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы бл-м, что Ты никогда Своих не забываешь. Когда мы чувствуем себя покинутыми людьми, помоги нам помнить о Твоей бесконечной, постоянной любви и находить в ней покой. Помоги нам лучше понимать значение истины о том, что Ты наш любящий Небесный Отец, знающий каждый наш шаг. В нашу жизнь часто приходит хаос. Но мы можем быть спокойны: Ты знаешь наш каждый шаг. Дай нам осознать Твою заботу. Помоги довериться Твоей заботе при любой проблеме или внезапной неудаче. Очисть наше сердце, дай нам смелость просить о Твоей небесной помощи и верить, что Ты услышишь и ответишь нам. Помоги нам видеть, как сильно Ты нас любишь. Открой наше сердце для людей, нуждающихся в нашей помощи, чтобы помочь им материально и помочь им встретиться с Тобой. Помоги нам увидеть, как наши слова влияют на других людей, покажи нам, как их ободрять. Просим, наполни нашу жизнь совершенной, очищающей любовью, чтобы мы могли отдавать ее другим. Аминь.