ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 21 Мф.
21.1 «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников». Этот торжественный въезд Христа в Иерусалим, имевший место за 5 дней до Его смерти, описывают все четыре евангелиста. Пасха праздновалась в 14-й день месяца, а это был 9-й день, в который, согласно Закону, полагалось выбрать пасхального агнца. И сохранять его для этого праздника. Поэтому Пасха наша, Христос, Который должен был стать жертвой за нас, был явлен открыто именно в этот день. Он много путешествовал, у Него был обычай ходить пешком. Однажды в Своей жизни Он с триумфом ехал верхом. И это было то время, когда Он вступал в Иерусалим с целью пострадать и умереть там. Тогда Он посчитал нужным привлечь к Себе внимание людей. Здесь описываются приготовления, сделанные для этого торжества. Они были очень простыми и скромными, что свидетельствовало о том, что Его Царство не от мира сего. В день Его 2-го пришествия, на который откладывается Его величественное явление, всё будет иначе. Всё будет намного торжественнее, славные ангелы будут Его великолепной свитой. Они приблизились к селению Виффагия, которое было пригородом Иерусалима и считалось частью самого Иерусалима. Он послал двух Своих учеников (Петра и Иоанна), чтобы они привели Ему осла.
21.2 «Сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне». Ослы широко использовались в той стране для путешествий. Кони были только у великих людей и употреблялись для войны. Некоторые толковники считают, что поступив так, Христос имел в виду обычай израильских судей, которые ездили верхом на ослицах (Суд.5.10,14). Т.о., Христос хотел въехать в Иерусалим не как Победитель, а как Судья Израилев. Он мог бы иметь собственного осла, чтобы он возил Его повсюду. Но Он в этом мире имел только то, что Ему дарили или давали во временное пользование. В заимствовании ослов мы видим, во-первых, пример всеведения Христа. Он мог сказать ученикам, где они найдут привязанную ослицу с ее осленком. Его всеведение простирается вплоть до низших творений. Повелевая ученикам привести к Себе ослицу с молодым ослом, Христос тем самым заявляет о Своем праве воспользоваться ими. Земля и всё, что наполняет ее, принадлежит Богу.
21.3 «И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их». Ученикам, которые были посланы привести ослицу и молодого осла, велено было сказать: «они надобны Господу». Тот, кто живет в нужде, не должен стыдиться своей нужды. Господь предвидит и препятствия, которые могут встретиться ученикам при исполнении Его поручения. Они должны брать животных не тайно, а с согласия хозяина. Он ручается, что он их получит. Обратим внимание на следующее: если Христос что-то повелевает нам сделать, то Он же и поддержит нас при исполнении этого дела. И преодолеть их, как было здесь. Здесь мы видим пример честности и справедливости Христа, проявленной Им в том, что Он не хотел воспользоваться ослами без разрешения хозяина даже для такого пустячного дела, как проехать на нем верхом одну или две улицы. «И тотчас пошлет их», т.е. позаботится, чтобы они благополучно вернулись к своему хозяину сразу, как только будут Ему не нужны.
21.4 «Все же это было, да сбудется сказанное через пророка, который говорит:» Во всем, что творил Христос и что претерпевал, он стремился к тому, чтобы исполнилось Писание. В данном случае должно было исполниться написанное о Нем у пророка Захарии (Зах.9.9), где провозглашается о пришествии Царства Мессии: «Скажи дочери Сиона: вот, Царь твой грядет к тебе». Иисус Христос есть Царь – помазанный над Церковью (Пс.2.6), принятый Церковью. Как Царь Своей Церкви, Он пришел к ней в этот низший мир. Он приходит и к Своим, чтобы править ими, править для них. Церковь была заранее предупреждена о приходе ее Царя: «Скажите дочери Сиона».
21.5 «Скажите дочери Сиона: «Вот, Царь твой идет к тебе кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Христос хочет, чтобы Его пришествие ожидалось, чтобы Его подданные были исполнены этого ожидания. Предупреждения о Его приходе обычно начинаются со слова «вот». Т.е. смотри и принимай Его. Нрав Христа кроток. Он приходит не в гневе, чтобы отомстить, но чтобы в милосердии Своем совершить спасение. Он был доступен людям и был прост в обращении с ними. То, что вход Христа в Иерусалим на осле предсказан был задолго и что для соблюдения его в точности было приложено столько стараний, указывает на его особое значение как имеющего целью поощрить бедных людей в их обращении к Христу. Царь Сиона приходит, сидя не на гарцующем коне, к которому робкий проситель не осмелился бы и приблизиться, и не на коне, несущемся галопом, с которым не мог бы приравняться пеший проситель. Но пришел Он на спокойном осле, чтобы самый бедный из Его подданных не убоялся приблизиться к Нему. В пророчестве упоминается молодой осел, сын подъяремной, поэтому ради исполнения Писания Христос послал за ослицей с молодым ослом.
21.6 «Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус». Ученики пошли за ослицей и ослом. Они нисколько не сомневались в том, что найдут их и что хозяин позволит взять их. Повеления Христа не следует ни оспаривать, ни обсуждать, их следует выполнять. И те, кто искренне подчиняется им, при их исполнении не встречают препятствий и помех.
21.7 «Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их». Ученики привели ослов, но у них не было даже седла. Поэтому за отсутствием лучшего ученики положили на них свои одежды. Нам не следует быть требовательными, слишком зависимыми от внешних обстоятельств. Нам подобает иметь святое безразличие или пренебрежение по отношению к ним. И это будет доказательством того, что наше сердце не занято ими, что мы усвоили апостольское правило довольствоваться малым. Ученики не пожалели своих одежд, когда они оказались надобны Господу. В Его свите не было ничего величественного или важного. Царь Сиона приходит на Сион, и дочерям Сиона давно было сказано об этом, однако Его не сопровождали знатные люди страны. И городские власти не устроили Ему торжественный прием.
21.8 «Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Процессия была лишена мирской пышности, но сопровождалась духовной силой. За Ним следовало множество сопровождающих, но это были простые люди. Только они украшали торжество Его победоносного шествия. Никого из первосвященников и старейшин не находим здесь примкнувшими к народу, чтобы воздать Ему почести. Он более прославляется численностью Своих последователей, нежели их знатностью. Ибо Он ценит душу людей, а не их звания или почетные титулы. Относительно этого множества сказано, что они сделали всё, что было в их силах, чтобы почтить Христа. Они постилали свои одежды по дороге в знак своей покорности Ему. Другие резали ветви с дерев и постилали по дороге, подобно тому, как это делалось в дни праздника кущей в ознаменование свободы, победы и радости. Христос принял их расположение.
21.9 «Народ же, предшествовавший и сопровождавший восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Народ был охвачен возвышенным настроением. Во время праздника кущей, когда люди несли ветви, они имели обыкновение кричать «осанна», почему и называли эти пучки ветвей своими осаннами. Слово «осанна» означает «О Господи, спаси же». «Осанна Сыну Давидову», т.е. мы делаем это в честь Сына Давидова. Осанна, с которой народ встречал Христа, свидетельствовала о том, что они приветствовали Его воцарение. Духовный смысл слова «осанна» то же самое, что выражения «благословен Грядущий во имя Господне». Относительно Сына Давидова (Мессии) было предсказано также, что «все народы ублажат Его» (Пс.71.17). Здесь было положено начало этого прославления. Мы должны прославить Его, чтобы получить благословение в Нем. Мы должны следовать за Христом с нашими благословениями, а Он встречает нас благословениями Своими. «Осанна» народа свидетельствовала также о том, что они желали процветания и успеха Его Царству. Христос принял их благорасположение к Его Царству. Наш долг – ревностно желать и молиться о том, чтобы Царство Христово преуспевало и распространялось в этом мире. Надо молиться, чтобы интересам его в этом мире сопутствовал успех. Это мы должны подразумевать, когда молимся «Да приидет Царствие Твое». К восклицанию своему народ добавил: «Осанна в вышних». Пусть всё благоприятствует Ему в высшей степени, пусть имя Его будет превознесено выше всех имен и престол Его – выше всех престолов.
21.10 «И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорили: кто Это?» Когда Он вошел в Иерусалим, многие обратили внимание на Него. Некоторые из чувства удивления, другие же – из чувства презрения к Его убожеству. Некоторые, из числа «ожидавших утешения Израилева», испытывали радость, а другие, из сословия фарисеев – зависть и возмущение. По поводу торжественного прихода Христа жители города спрашивали: «кто Это?» Хотя Он был славой народа Израилева, тем не менее, Израиль не узнал Его. Помазанный Святой не был известен в святом городе, хотя Он прославился многими чудесами, сотворенными среди них. Они заинтересовались Им. Кто Это, Которому народ восклицает, чьему приходу уделают так много внимания?
21.11 «Народ же говорил: Это есть Иисус, Пророк из Назарета галилейского». Простой народ знал Его лучше, чем многие жители Иерусалима. Давая о Нем сведения, они говорили правду, когда называли Его пророком, тем великим Пророком. До сих пор Христос был известен как Пророк, научающий и творящий чудеса. Теперь они прислуживали Ему как Царю. Но они ошибались, прибавляя при этом, что Он был из Назарета. Это могло способствовать утверждению некоторых в их предубеждении против Христа.
21.12 «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей». Придя в Иерусалим, Христос отправился не во дворец, хотя пришел как Царь, но в храм. Ибо Его Царство – духовное, а не от мира сего. Он изгнал из храма покупающих и продающих, удалил беззаконие, которое не Бог насадил. Он уже делал это однажды (Ин.2.14,15). Купля, продажа и обмен денег в храме – беззаконие. Животные продавались для жертвоприношений, ради удобства тех, которым легче было принести с собой деньги, чем привести животное. Обмен денег совершался ради тех, кому нужны были пол сикля, составляющие ежегодную подать на храм, или серебро выкупа. А также для тех, кому необходимо было сделать денежное возмещение. Так что всё это можно было считать внешними делами дома Божьего. Однако Христос не хотел позволять делать это в храме. Некоторые видят чудо в том, что Христос смог очистить храм таким образом и не встретил сопротивления от тех, кто добывал себе средства к существованию таким образом. И в этом деле пользовался поддержкой со стороны священников и старейшин. Это было проявлением Его власти над духом людей. Это было единственное, в чем Христос проявил Свою царскую власть во дни плоти Своей. Предания повествуют, что лицо Его сияло, глаза Его метали лучи света, и всё это поразило торговцев и менял и заставило их подчиниться Его повелению.
21.13 «И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали это вертепом разбойников». Основываясь на пророчестве Священного Писания (Ис.56.7), Христос показывает, каким должен быть храм и для чего он предназначен. Храм был специально посвящен на то, чтобы быть домом молитвы. Ибо он был не только местом поклонения, но и путем, посредством которого это поклонение достигало цели. Молитвы имели особое обетование, что они в храме будут приняты. В настоящее время нет дома или места молитвы в таком смысле, как древний храм, т.к. Христос есть наш храм. Основываясь на Священном Писании, Христос показывает, как они осквернили это святое место и извратили его назначение: «А вы сделали его вертепом разбойников». Это взято из книги пророка Иеремии – Иер.7.11. Когда лицемерная набожность делается покровом для беззакония и зла, тогда можно сказать, дом молитвы становится вертепом разбойников, в котором они укрываются. Базары на территории храма были вертепами разбойников, ибо там грабили Бога, лишили Его подобающей Ему чести, что является наихудшим грабительством.
21.14 «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их». Хорошо приходить в храм, когда в нем пребывает Христос, Который не только проявляет ревность о святости Своего храма, изгоняя из него всех, кто его оскверняет, но и оказывает великодушие к тем, кто смиренно ищет Его. Когда храм становился лечебницей, то это честь и слава для него. Исцеления Христа в храме были ответом на вопрос: «Кто это?» Дела Его свидетельствовали о Нем. А Его исцеления в храме были исполнением обетования о том, что «слава этого последнего храма будет больше, нежели прежнего».
21.15 «Увидев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову!», вознегодовали». Там же в храме Христос отразил нападки первосвященников и книжников на шумные приветствия, которыми народ сопровождал Его. Те, кому следовало бы первыми выразить Ему свое почтение, оказались Его злейшими врагами. Они не могли отрицать того, что это были истинные чудеса, и поэтому разрывались от гнева. Если бы духовные вожди имели хоть сколько-нибудь здравого смысла, то не могли бы не признать в них чудес. А если бы были хоть сколько-нибудь добрыми по природе, то не могли бы не полюбить их за милосердие. Но они были настроены противодействовать Ему, и Его добрые дела вызвали у них зависть и злобу. Они открыто выступили против детского славословия «осанна», считая, что Ему воздается честь, не принадлежащая Ему. Гордые люди не в силах переносить, когда честь воздается кому-то, а не им. Чем больше прославляется Христос, тем сильнее недовольство Его врагов.
21.16 «И сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! Разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» Христос встает на защиту детей против священников и книжников. Дети находились в храме, возможно, играли там. Но возможно и то, что они пришли поклониться Богу. Хорошо, если мы своевременно приводим своих детей в дом молитвы. Они кричали «осанна» Сыну Давидову. Полагаем, что научились этому от взрослых. Малыши чаще всего говорят то, что слышали от других. И делают то, что видели, как делают другие. Они с легкостью подражают, поэтому мы должны позаботиться о том, чтобы подавать им только добрые примеры. Иудеи учили своих детей во время праздника кущей нести в руках пальмовые ветви и кричать «осанна». Теперь Бог научил их сделать это для Христа. Господь Иисус не только позволил детям чествовать Его, но и одобрил их действия, процитировав место Священного Писания (Пс.8.3). Он был далек от того, чтобы стыдиться служения (хвалы) малых детей. Он обратил на них особое внимание и выразил Свое довольство ими. Когда великое дело совершается посредством слабых орудий, Бог прославляется особым образом. Следующие слова этого псалма (Ради врагов Твоих) можно отнести к священникам и книжникам, но Христос не делает этого.
21.17 «И оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь». Заставив таким образом умолкнуть врагов своих, Христос покидает их. Наше негодование на прославление Христа удаляет Его от нас. Он удалился туда ради того, чтобы отдохнуть и помолиться без помех. Вифания находилась в нескольких милях от Иерусалима. Туда Он отправился пешком, желая показать, что Он ехал на осле только ради того, чтобы исполнилось Писание. Он не вознесся от людского восхваления.
21.18 «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал». В Иерусалиме Христа ждал труд, и Он возвратился туда. Хотя Он знал, что в этом городе Его ждут страдания и смерть, тем не менее, это не пугало Его. По дороге Он взалкал. Он был Человек и был подвержен немощам человеческой природы. Он был сосредоточен настолько на Своем труде, что забыл о пище и вышел из дома голодным. Он взалкал, чтобы иметь повод совершить чудо, прокляв и иссушив смоковницу. И таким образом Он оставил нам пример Своей силы.
21.19 «И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». Это чудо, как и все прочие Его чудеса, имело свой смысл. Его предыдущие чудеса совершались Им ради блага людей и были свидетельствами силы Его благодати. (Переселение нечистых духов в стадо свиней было всего лишь допущением.) Он не делал ничего для устрашения или наказания Своих врагов. Теперь же Он, желая показать, что всякий суд отдан Ему и что Он силен не только спасать, но и истреблять, проявляет силу Своего гнева и проклятия. Однако не на людях, но на неодушевленном дереве. Проклятие этой смоковницы учит нас тому, что: (1) От смоковницы, имеющей листья, ожидается плод. Христос ожидает найти пользы от имеющих вид верующих. (2) Справедливые ожидания Христа увидеть плод от тех, кто красиво исповедует веру в Него, порой оказываются неоправданными. Он подходит ко многим, ища плода, но порой находит только листья. Некоторые люди кажутся живыми, но на самом деле они не имеют жизни, имеют только вид благочестия. (3)Грех бесплодия справедливо наказывается проклятием и обречением на вечное бесплодие. Самым большим благословением является плодовитость, а самым печальным проклятием является бесплодие. (4) Неискреннее, лицемерное исповедание веры обычно засыхает уже в этом мире. Это является результатом Христова проклятия. Эта смоковница представляет состояние иудейского народа того времени. Христос пришел к ним, ожидая от них хотя бы некоторого плода, хотя бы чего-то угодного Ему. Но Его ожидания были обмануты. Они называли Авраама своим отцом, но не творили дел Авраамовых. После того, как они отвергли Христа, они становились всё хуже, духовная слепота и ожесточение становились все сильнее.
21.20 «Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?» Христос намеревается научить учеников пользоваться своей силой. Ученики был удивлены результатом Христова проклятия. Никакая сила не могла совершить этого, кроем Его силы, силы Творца. Не было никакой видимой причины для того, чтобы дерево засохло.
21.21 «Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницей, но если и горе сей скажете: «поднимись и бросься море – будет». Христос учит совершать подобные дела посредством веры. Сомнения в силе Божьей и в Его обетованиях сильно вредят действенности веры. Наша вера должна быть уверенной настолько, насколько определенными являются Божьи обетования. «Если и горе сей» – имеется в виду Елеонская гора. «Скажете: поднимись и бросься в море – будет». Возможно, была особая причина говорить так об этой горе, ведь именно о ней пророчествовал Захария: «и раздвоится гора Елеонская» (Зах14.4). Что бы ни имелось здесь в виду, того же самого может ожидать и вера, каким бы невероятным ни казалось это нашему разуму. Это образный язык, означающий, что мы должны верить Богу, что для Него не существует ничего невозможного. И поэтому обещанное Им обязательно исполнится, даже если это будет казаться нам невозможным. Иудеи, любившие хвалиться своими раввинами, говорили, что они могут передвигать горы, т.е. справиться с самыми большими трудностями. Так и вера, действующая на основании Слова Божьего, может совершать великое и удивительное дело.
21.22 «И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». Здесь сказано о путях и средствах, которыми вера совершает то, что она должна совершать. Вера и молитва, соединенные вместе, делают человека пригодным для служения. Вера, когда она правильна, побуждает к молитве. А молитва, которая не исходит из веры, не может быть правильной. Таково условие получения просимого – мы должны «просить в молитве с верой».
21.23 «И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть?» В ст. 23-32читаем разговор Христа с первосвященниками и старейшинами израильского народа. Они, узнав о том, какой фурор произвел Он Своим входом в Иерусалим и очищением храма, окружили Его, пытаясь найти повод обвинить Его. Его главными противниками были первосвященники и старейшины: первосвященники возглавляли церковный суд, как призванные судить все дела Господни. А старейшины народа возглавляли суды гражданские. В нападках на Христа они объединились. Они надеялись найти либо в одной, либо в другой области нечто, заслуживающее Его наказания. Они сами не желали и другим препятствовали получать наставление от Него. «Пришел Он в храм». Придя в Иерусалим, Христос отправился в храм, несмотря на то, что там Его ожидали враги и подстерегала опасность. Он всё-таки пошел именно туда, ибо там Он имел более благоприятную возможность потрудиться для блага душ, чем в любом другом месте Иерусалима. В храме Он учил. Теперь, когда Он учил в храме, исполнилось Писание (Ис.2.3): «Взойдем в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям». В то время как Христос учил народ, правители от Него потребовали отчета. В этом видна рука сатаны, который хотел помешать Христу в Его труде. В то время как враги надеялись силой заставить Его замолчать, Он мудростью заставил умолкнуть их. Враги приступили к Нему с дерзким требованием: «Какой властью Ты это …?» Если бы они должным образом отнеслись к Его чудесам и к той силе, посредством которой Он совершал их, то не задавали бы Ему такого вопроса. Он неоднократно говорил и доказал, что Он «Учитель, пришедший от Бога» (Ин.3.2). После Его торжественного въезда, когда это было так основательно выяснено и подтверждено, они пришли к Нему с таким вопросом. Этим самым они хотели уловить и запутать Его. Если бы Он отказался ответить на их вопрос, то они могли бы начать против Него процесс на основании: «Он ничего не говорит». Они осудили бы Его за отказ отвечать на вопросы суда. И внушили бы народу, что Его молчание равносильно признанию в незаконном присвоении Им власти. А если бы Он стал утверждать, что получил Свою власть от Бога, то они, как и прежде, потребовали бы от Него знамения с небес или обвинили бы Его в богохульстве.
21.24 «Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю». 21.25 «Крещение Иоанна откуда было: с небес или от человеков? Они же рассуждали между собой: если скажем «с небес», то Он скажет нам: «почему же вы не поверили ему?» Христос отвечает первосвященникам и старейшинам встречным вопросом, который должен был бы помочь им найти ответ на свой собственный вопрос. От прямого ответа Он уклонился, чтобы лишить их преимущества. Мы должны давать отчет в своем уповании не только с кротостью, но и с благоговением (1Пет.3.15 «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».). Мы так должны поступать, чтобы не повредить истине и не подвергать опасности себя. Христос предлагает обсудить служение Иоанна Крестителя в целом. Либо всё, что он делал, было его выдумкой, либо его послал Бог. Этот вопрос вовсе не был уловкой, предпринятой с целью избежать ответа на их вопрос. Но: (1) Если бы они ответили на вопрос Христа, то тем самым ответили бы и на свой вопрос. Если, вопреки своей совести, они сказали бы, что крещение Иоанна было от человека, то на это можно было бы легко ответить. Можно было ответить словами ап. Иоанна: Ин.10.41 «Иоанн не сотворил никакого чуда», а Христос сотворил много чудес. А если бы они сказали, что крещение (служение) Иоанна было с небес, то нужно было вспомнить, что Иоанн много раз свидетельствовал о Христе, как о Мессии. (2) Если они откажутся отвечать, то это будет основанием для Христа не давать никаких доказательств Своей власти этим людям, упорно противящимся самым убедительным свидетельствам. Те, кто не желает убеждаться в самых очевидных Божьих истинах, будут признаны виновными в злобе против Иоанна, далее – Христа и Бога. Первосвященники и старейшины знали истину, но не хотели признавать ее, поэтому попали в ловушку, для Христа им приготовленную. Обратим внимание на то, как они рассуждали между собой. Их не интересовала сущность вопроса – доказательства божественности крещения Иоанна. Они заботились лишь о том, как одержать победу в состязании с Христом, как им сохранить свой авторитет и обеспечить безопасность.
21.26 «А если сказать: «от человеков» – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка». Оказалось, во-первых, что народ имел более правильное понятие об Иоанне Крестителе, нежели первосвященники и старейшины. Или, по крайней мере, был более свободен и правдив в своих высказываниях о нем. Тот самый народ, о котором духовные руководители, по своей гордости говорили, что «он невежда в законе» (Ин.7.49). Во-вторых, то, что первосвященники и старейшины испытывали страх перед простым народом, свидетельствовало о том, что не всё у них было в порядке. Они были объяты завистью, а народ ненавидел и презирал своих правителей. Таким образом, исполнилось Писание: Мал.2.9 «Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, т.к. вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона». Если бы они добросовестно исполняли свой долг, то сохранили бы свой авторитет среди народа и не имели бы причины бояться его. В-третьих, обычно простой народ, проявляющий равнодушие в других вопросах, ревнует о чести того, кого считает святым. Т.к. они почитали Иоанна Крестителя за пророка, то не потерпят, чтобы говорили, что его крещение от человеков. В-четвертых, обратим внимание на то, что первосвященники и старейшины воздерживались открыто отрицать истину не из страха перед Богом, но исключительно из страха перед народом. Многие плохие люди вели бы себя гораздо хуже, если бы могли осмелиться на это.
21.27 «И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю». Отвечая так нашему Спасителю, они прекратили допрос. Они честно признались: «не знаем», т.е. не хотим говорить. Это был позор для них, т.к. они претендовали на то, что являются вождями народа. Занимаемое ими положение обязывало их разбираться в таких вопросах. Т.о., Христос избежал расставленной ими сети и оправдал Себя в отказе их требование удовлетворить. Т.к. они либо не верили, либо не желали говорить, что крещение Иоанна было с неба, то с ними не стоило обсуждать вопрос о происхождении власти Иисуса. Ибо людей с таким характером невозможно убедить в истине. Больше того, истина только вызывает у них раздражение.
21.28 «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын, пойди, сегодня работай на винограднике моем». Христос не только Своих учеников наставлял притчами, делавшими более понятным смысл Его наставлений. Он иногда и Своих противников убеждал с помощью притч, чтобы лучше довести до их сознания обличения, чтобы они сами себя могли осудить, как только поймут смысл притчи. То, что Христос преследовал именно эту цель, видно из Его первых слов: «А как вам кажется?». В ст.28-32 мы читаем притчу о двух сыновьях, посланных трудиться в виноградник. Цель этой притчи – показать, что тех, кто не знал (или не хотел признать), что служение Иоанна Крестителя было от Бога, посрамили даже мытари (сборщики налогов) и блудницы, которые знали это и признавали. Сама притча представляет два типа людей: тех, которые оказались лучше, чем можно было ожидать от них – в образе первого сына. И тех, которые обещали быть лучше, чем оказались на самом деле – в образе второго сына. Они оба имели одного и того же отца. Это означает, что Бог является Отцом для всего рода человеческого. Существуют блага, которыми Бог наделяет всех людей. Существуют также обязанности, которые Он возлагает одинаково на всех людей. Два сына получили одно и то же повеление. Родители не должны воспитывать своих детей бездельниками, нет ничего более вредного, чем праздность. Божье повеление трудиться относится к каждому человеку. Духовная работа, к которой мы призываемся, подобна работе в винограднике: это почетная, полезная и приятная работа. Евангельский призыв к труду в винограднике требует немедленного послушания: «сын, пойди сегодня работай!». Сегодня, потому что может прийти время, когда нельзя будет работать. Поэтому, если мы намереваемся сделать что-нибудь для Бога и для своей души, то почему бы не сделать это сейчас? Призыв пойти сегодня работать в винограднике обращен к нам как к детям: «сын». Это повеление Отца, которое заключает в себе и власть и любовь.
21.29 «Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел». Один из двух сыновей поступил лучше, чем обещал. Ответ его был плох, а действия его были хорошими. Ответ «не хочу», данный им своему отцу, выражал непокорность и своенравие. Всякие отговорки, извинения не хороши, но прямой отказ еще хуже. Одних наслаждения, других заботы мира этого удерживают от исполнения того великого труда, ради которого мы посланы в этот мир. В мыслях и поведении первого сына произошла счастливая перемена. Отец, как и Бог, не гневается на сына за оскорбление, которое он нанес ему своим отказом, хотя он мог бы разгневаться. Бог наш медлит, чтобы помиловать нас. И, несмотря на наше прошлое безумие, благосклонно принимает нас, если только мы покаемся и обратимся. Благодарность Господу, что мы живем под таким заветом, который оставляет место для такого покаяния.
21.30 «И, подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь»; и не пошел». Ответ другого сына был хорош, а поступок плохой. Отец ему «сказал то же». Евангельский призыв может быть разным, но, по сути, он одинаков для всех людей. И осуществляется с одной и той же целью. Обратим внимание на то, как хорошо обещал этот второй сын: «иду, государь». Он почтил своего отца высоким титулом «государь». Он изъявляет готовность к послушанию: «иду». Такой ответ от всего сердца мы должны давать на всякий призыв и всякое повеление Слова Божьего. Но этот сын уклонился от исполнения обещания: «он не пошел». Много таких людей, которые произносят хорошие слова, дают прекрасные обещания, но на этом останавливаются. Их обещания ни к чему не приводят. В частности, в Библии фарисеи обвиняются в этом (гл.23.3). Многие на словах доказывают обилие любви, а сердце ведет их другим путем. У них могут быть добрые намерения быть благочестивыми, но они сталкиваются с чем-то, что трудно выполнить или для них слишком дорого то, с чем следует им расстаться. В результате их намерения оказываются тщетными.
21.31 «Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Здесь мы видим общее применение притчи: который из двух сыновей исполнил волю отца. Они оба имели свои недостатки: один был грубым, а второй – лживым. Но вопрос поставлен так: который из двух был лучше, менее виновен? Ответ ясен – первый, потому что его действия были лучше его слов. Здравый смысл учит нас, что лучше иметь дело с тем человеком, кто делает лучше, чем говорит. А не с тем, кто неверен своему слову. Вся Библия учит нас тому, что исполняет волю Бога тот, кто сокрушается о своих упущениях в ее выполнении и исправляется. Первичное назначение притчи состояло в том, чтобы показать, что мытари и блудницы, которые не говорили о Мессии и Его Царстве, приняли учение Иоанна Крестителя, Его предтечи, и подчинялись его дисциплине. Тогда как священники и старейшины, которые ожидали Мессию, пренебрегли им и препятствовали целям его служения. Однако применение этой притчи еще дальше распространяется – на язычников, которые долгое время оставались сынами противления, как первый сын. Однако после того как им было проповедано Евангелие, многие из них покорились вере. В то время как иудеи только устами льстили Богу.
21.32 «Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему. Вы же, и видевшие это, не раскаялись после, чтобы поверить ему». В том, как Христос применил эту притчу, следует заметить: 1. Каким образом Он доказывает, что крещение (служение) Иоанна Крестителя было с небес, а не от человеков. Христос как бы говорит: если вы не знаете, то можете узнать. (1) Можете узнать, исходя из цели его служения: «Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности». Если вы хотите знать, с неба ли получил Иоанн свое поручение, то обратитесь к правилу испытания: «по плодам их узнаете их», по плодам их учения, по плодам их дел. Понаблюдайте за их путями, и вы сможете выявить, откуда они берут свое начало и куда устремлены. Было очевидно, что Иоанн пришел «путем праведности». Он учил покаянию и делам праведности. Его жизнь была великим примером служения ради блага других. Т.к. Иоанн пришел путем праведности, они должны были делать вывод, что его служение было с неба. (2) О служении Иоанна можете узнать из успеха его служения. Он сделал много добра среди людей наихудшего сорта, и они поверили ему. Если бы не Бог послал Иоанна Крестителя, то Он не увенчал бы его труды таким успехом, не сделал бы его инструментом для обращения душ. Польза, получаемая людьми от служителя, является для него наилучшим свидетельством. Христос упрекает священников и старейшин за их пренебрежение служением Иоанна Крестителя. В чем они, боясь народа, не желали признаваться. Чтобы пристыдить их, Господь ставит им пример веру, покаяние и послушание мытарей и блудниц, усугублявшие их ответственность за их неверие и нераскаянность. Мытари и блудницы были подобны первому сыну в притче, от которого нельзя было ожидать большого благочестия. Нравы у них были грубые, а жизнь распутная и, тем не менее, на многих из них произвело свое действие служение Иоанна. Иудеи ставили их на один уровень с язычниками. Более того, они изображали язычников как блудников, рожденных блудницей (Ин.8.41). Духовные руководители Израиля в целом походили на второго сына, который хорошо ответил отцу. Они лицемерно исповедовали веру, но когда Царство Мессии приблизилось к ним через Иоанна Крестителя, то они пренебрегли им.
21.33 «Выслушайте другую притчу. Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился». В стихах 33-46 изложена притча о хозяине, ждущем плодов от своего виноградника. Эта притча иллюстрирует грех и гибель иудейской нации. Народ и его вожди представлены здесь в образе виноградарей. То, что говорится для их убеждения, говорится в предостережение всем, обладающим привилегиями видимой церкви, чтобы они не надмевались, но боялись. Виноградари, получившие в аренду виноградник, представляют привилегии иудейской церкви. Они были как бы арендаторами, находящимися в зависимости и подчинении у Бога, великого «хозяина дома» (виноградника). Обратим внимание на то, как Бог насаждал для Себя Церковь в этом мире. Церковь на Земле сравнивается с виноградником, обеспеченным всеми нужными средствами для успешной обработки и возделывания его. Сам Бог насадил этот виноградник. Созидание Церкви – это огромный труд, он требует огромных затрат средств и сил. Он «обнес виноградник оградой». Церковь Божья в этом мире пользуется Его особой защитой, ограждена как бы огненной стеной со всех сторон. Завет обрезания и обрядовый закон были стеной разделения вокруг иудейской церкви. Христос разрушил ее, но установил вокруг Своей Церкви ограду евангельского порядка и дисциплины. Он «выкопал в нем точило, построил башню». Жертвенник всесожжения был точилом. Бог установил определенные порядки в Церкви для должного надзора над ней и обеспечения ее плодовитости. Он доверил эти привилегии видимой церкви иудейскому народу и особенно – священникам. Бог назначил их виноградарями потому, что желал испытать их и убедиться в их почтении к Нему. «Затем он отлучился». После Своего явления на горе Синае, когда насаждалась иудейская церковь, Бог как бы удалился, и больше не являлся им так открыто.
21.34 «Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды». И от служителей церкви и от народа Бог ждет соответствующих плодов. «Приблизилось время плодов». Это имело место, когда Иоанн Креститель проповедовал о том, что приблизилось Царство Небесное. Его ожидания не были чрезмерно повышенными. Но он послал слуг своих к виноградарям, чтобы напомнить им об их обязательствах. Этими слугами были пророки Ветхого Завета, которые посылались к израильскому народу. Требования хозяина не были жесткими. Он требовал от них только плодов, не больше того, что те могли сделать. Бог требует соблюдения законов и уставов, данных Им.
1.35 «Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного убили камнями». Когда хозяин послал к ним своих слуг, они оскорбили их, хотя те были представителями его самого и говорили от его имени. Израильтяне поступали с пророками Божьими, как с последними злодеями.
21.36 «Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же». Хозяин виноградника послал к ним других слуг, больше прежнего, хотя посланные прежде не имели успеха. Мы видим, как Бог продолжал проявлять Свою благость к израильскому народу. Видим также, как велико долготерпение Бога и низость иудеев – как упорствовали они в своем нечестии.
21.37 «Наконец, послал он к ним Своего Сына, говоря: постыдятся сына моего». Мы уже видели низость виноградарей, жестоко поступающих со слугами хозяина. Но в этом последнем случае они превзошли самих себя. Благодать Божья никогда не проявилась такой силой, как в послании Сына. Это выражено словом «наконец». Все пророки были предвестниками Христа. Вполне резонно было ожидать, что когда Сын Божий придет к Своим, они встретят Его с глубоким почтением. Он придет с большей властью, чем слуги. Никогда не совершалось более ужасного греха, чем убийство Сына.
21.38 «Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его». Когда пришел сын, тот, который хотел либо получить ренту, либо описать имущество в обеспечение долга, что задевало их интересы как арендаторов, они решились, ради сохранения своего богатства убрать его со своего пути. Когда пришел Тот, Кого народ признал Мессией и последовал за Ним, Кто был лишь помехой и соперником для духовных руководителей Израиля, они решили убить Его. Многие не познали Его. 1Кор.2.7,8 «Но проповедуем премудрость Божью, … которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы». Некоторые из духовных руководителей знали, что это Мессия, Посланник Бога (напр., Никодим). Главное, почему они завидовали Христу и за что ненавидели Его, заключалось в Его влиянии на народ и в той славе, которую Ему воздавал народ. Этой славой они сами рассчитывали завладеть, если уберут Его. Они думали, что если только сумеют расправиться с Христом, то завладеют полной властью в церкви. Тогда они смогут принуждать народ повиноваться всему, чему им захочется. На самом деле Христос шел путем Креста к Своему венцу, а они были поражены жезлом железным, и наследство их было захвачено.
21.39 «И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили». Мы видим, как был осуществлен этот заговор. Хотя судила Христа римская власть, тем не менее, ответственными за этот суд были первосвященники и старейшины. Деян.2.23 «Сего, по определенному совету и предведению Божью преданного, вы взяли и, руками беззаконных убили». Они «его вывели вон из виноградника и убили». Христа тоже вывели вон «из виноградника», из святой Церкви и святого города, ибо Он распят был «вне врат». Те, кто преследовал слуг, преследовал и сына.
21.40 «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» 21.41 «Говорят Ему: злодеев этих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои». В стихах 40-41 священники и старейшины выносят приговор себе своими же устами. Христос им самим предлагает ответить на этот вопрос, чтобы они лучше убедились в своей греховности. Они быстро сумели ответить (смотри ст.41). Многие легко могут предсказать последствия греховных поступков других людей, но в то же время не предвидят последствий своих собственных грехов. Господь дал им понять, что Хозяин виноградника придет и рассчитается с ними. Бог дает это понять тем, кто ныне господствует над Его наследием. Злодеи могут убедиться, что хотя Он долго терпит, но не вечно будет терпеть. Оскорбляемых святых и служителей Божьих утешает то, что Господь близок. Они, отвечая Христу, предполагают, что расплата будет ужасной. Пусть злодеи не рассчитывают на то, что им всё сойдет с рук. Эти слова исполнились на иудеях в тот самый день, когда римляне произвели ужасное опустошение Иерусалима, приблизительно сорок лет спустя. Это разрушение сопровождалось зловещими отягчающими обстоятельствами. Они исполнятся и на всех тех, которые идут по следам их нечестия. Вечная гибель будет особенно ужасной для тех, кто обладал наибольшей долей церковных привилегий, но не воспользовался ими. Говорят Ему, что «виноградник он отдаст другим виноградарям». Бог имеет и будет иметь в этом мире Свою Церковь, невзирая на противодействие и недостойное поведение тех, кто злоупотребляет привилегиями Церкви. Неверие и своеволие человека не сделают Слово Божье недейственным. Если один не захочет, то другой будет делать. Гонители могут уничтожить служителей, но не Церковь. Иудеи воображали, что если они будут отвергнуты, то у Бога не будет Церкви в этом мире. Но в том, что Бог делает для имени Своего, Он никогда не потерпит неудачи.
21.42 «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главой угла: это от Господа, и есть дивно в очах ваших?» То, что они правильно рассудили, Христос иллюстрирует, ссылаясь на место Священного Писания, которое нашло в этом свое исполнение. «Неужели вы никогда не читали в Писании?» Несомненно, они часто читали и пели этот псалом, но не задумывались над его словами. Мы его читаем без всякой пользы, если не размышляем над прочитанным. Цитируемое Христом место (Псалом 117.22,23) – это тот псалом, из которого дети пели свою «осанну». Отвержение строителями камня – это то же самое, что отвержение виноградарями сына, посланного к ним. Первосвященники и старейшины были строителями, надзирателями над иудейской церковью. Они не хотели в этом строении давать место Христу, не хотели допускать Его учение или Его Закон. Они отвергли его как камень, служащий лишь для преткновения и попирания ногами. Поставление этого камня во главу угла строения равнозначно предоставлению виноградника другим виноградарям. Тот, Кого отвергли иудеи, был принят язычниками. И для этой Церкви Христос есть всё во всем. Его управление ею в качестве Главы (краеугольного камня) всё это суть великие знаки Его возвышения. Т.о., Он получил «часть между великими». «Это от Господа». Во всём этом была рука Божья. Даже отвержение Христа иудейскими строителями произошло по определенному совету и предведению Божьему. Он допустил это и руководил этим. Тем более это можно сказать о возвышении Христа до краеугольного камня. Сам Бог вознес Его высоко и дал Ему «имя превыше всякого имени». Удивительно нечестие иудеев, отвергнувших Христа, насколько люди могут быть предубеждены против того, что служит их собственной пользе. Удивительно и то почтение, какое оказали Христу язычники вопреки оскорбительному обращению с Ним иудеев. И это тоже «от Господа».
21.43 «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божье и дано будет народу, приносящему плоды его». Христос применяет их слова к ним самим. Он берет тот приговор, который они вынесли злым виноградарям – об отдаче виноградника другим. Иудеям долго принадлежали усыновление и слава, им было вверено Слово Божье. Они удостоились откровений свыше, знали имя Бога в мире. Но они не только не были верными в использовании привилегий своих, но, прикрываясь ими, противились Евангелию Христову. Поэтому Царство Божье было взято от них и дано народам, приносящим плоды его.
21.44 «И тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит». Теперь Христос применяет цитированное Им выше место (ст.41) к ожидающей их погибели. Этот Камень, Который отвергли строители, лежит на падение многих в Израиле. Здесь описывается гибель двух категорий людей, на падение которых был поставлен Христос. (1) Некоторые, по недостатку ведения, претыкаются на Христе, на Его уничиженном состоянии. Камень, отодвинутый строителями, лежит на земле. И они, из-за своей беспечности и слепоты, падают на Него и разбиваются. Претыкающийся о камень упадет, разобьется и попадает в сеть. Неверие грешников приводит их к погибели. (2) Другие по злобе своей противятся Христу и оказывают открытое неповиновение Ему в Его превознесенном состоянии, когда уже этот Камень поставлен во главу угла. Он падает на них, ибо они навлекают его на себя, как иудеи, взявшие на себя ответственность за кровь Христа Мф.27.25 «И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших». Царство Христа будет тяжелым камнем для всех, кто попытается свергнуть его или сдвинуть с места. Этот камень, оторвавшийся от горы без содействия рук, раздробит все противодействующие силы. Дан.2.34,35 «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда всё вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них. А камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю Землю». Христос уничтожит всех, противоборствующих Ему. Никто, ожесточавший сердце против Бога, никогда не устоит.
21.45 «И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит». Мы видим, как восприняли эту беседу Христа первосвященники и фарисеи, слышавшие Его притчу. Они «поняли, что Он о них говорит» и что они своими собственными словами вынесли приговор самим себе. Отметим, что человеку с нечистой совестью прокурор не нужен.
21.46 «И старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка». Если слово обличения не приносит никакой пользы тем, кто слушает его и сознает, что оно относится к ним, то оно принесет им великий вред. Если сознание греховности и чувства раскаяния не терзают сердце человека, то он будет разрываться от ярости и негодования. Они не осмелились схватить Христа, т.к. боялись народа, который почитал Его за пророка. Хотя народ почитал Его не за Мессию, но и это внушало страх фарисеям. Страх перед народом не позволил им дурно выказаться об Иоанне Крестителе, а здесь – о Христе. У Бога имеется много средств и способов для обуздания гнева человека. Он обращает гнев человеческий во славу Себе.