ПРОПОВЕДИ
Волхвы пришли поклониться младенцу Христу.
Мф.2.1-2 «Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском в дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему».
Появления посланника неба ожидали во всем известном мире еще до того, как Иисус Христос пришел на нашу Землю. Поэт Вергилий предсказал Его рождение, с которого начнется новая эра Сатурна. Буддисты ждали Будду Майтрейю, индуисты – очередное воплощение бога Вишну, персы – спасителя Саошинта, иудеи – Мессию. Многие думали, что Он будет великим воином, который сокрушит языческие царства. Другие же верили в конечное торжество добра над злом, света над мраком, бессмертия над смертью. Когда всё было уже исчерпано, над темным горизонтом истории зажглась утренняя заря. В 20-й год правления римского императора Августа (Октавиан) в маленьком селении Назарет дева Мария услышала весть: Лк.1.31-33 «Ты родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь престол Давида, отца Его. И будет царствовать,… и Царству Его не будет конца».
Известный астроном делал сообщение о последних научных открытиях. Факты поражали воображение. Когда выступление астронома закончилось, кто-то из публики спросил: «Профессор, принимая во внимание всё, что вы рассказали нам о том, как необъятна вселенная и как сложно устроен мир, думаете ли вы, что Создатель всего этого великолепия может быть обеспокоен и судьбой такой песчинки, как человек?» Подумав, профессор ответил: «Ответ будет зависеть от того, насколько велик ваш Бог». Планета Земля подобна маленькому комку материи вселенной, а мы, ее обитатели, и вовсе не больше крохотных насекомых. Но Бог всемогущий любит нас, и милости Его нет предела.
Хотя Господь Иисус был желаемым многими народами, тем не менее, Его приход в мир был мало заметен. Он был низкого происхождения и не был удостоен почтения. Т.о., Он уничижил Себя Самого, отказался от славы. Если Сын Божий должен был прийти в мир, то справедливо было бы ожидать, что Его примут со всей возможной торжественностью. И великие правители будут Его покорными рабами. Именно такого Мессию ожидали иудеи. Но ничего подобного мы не находим в Библии. Там читаем: Ин.1.10,11 «В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли». Однако как при рождении Его, так и позднее, среди величайшего унижения блеснули лучи Божьей славы. Первыми, кто увидел божественного Младенца после рождения Его, кроме родителей, были пастухи. Позднее Симеон и Анна, по вдохновению Святого Духа, свидетельствовали о Нем всем, кто был расположен внимать их словам. Казалось бы, иудеи должны были принять эти свидетельства и с распростертыми объятиями встретить долгожданного Мессию. Но, насколько нам известно, еще в течение двух лет Он оставался в Вифлееме, не замеченный никем. Пока не появились эти волхвы.
Волхвы – так называется в Библии существовавшая в древности на востоке священническая каста. Волхвы, или маги, или мудрецы у мидян и персов были одновременно жрецами, учеными, астрономами и пророками. Главный из них назывался Раб-маг, т.е. начальник магов. Пророк Даниил был назначен на эту должность в Вавилоне. Древние толкователи Библии объяснили появление этой звезды как сверхъестественное явление. Которое было видимо, возможно, на малой территории и поэтому не могло быть предметом астрономических наблюдений. Но со времени астронома Кеплера стали предполагать, что напали на след этой звезды. Кеплер наблюдал в 1603г. совпадение планет Юпитера и Сатурна, которое весной 1604г. стало еще заметнее, благодаря тому, что к ним присоединилась также планета Марс. 10-го октября того года он заметил вблизи них неподвижную звезду необыкновенного блеска, которая некоторое время сияла как «ослепительно яркий факел, раздуваемый сильным ветром, пламенеющий и испаряющийся». Всё это явление дало ему повод для продолжительных исследований и исчислений. Этим путем он пришел к тому результату, что подобное совпадение Юпитера с Сатурном и Марсом и еще с какой-то необыкновенной звездой, действительно имело место в 747-748гг. по римскому исчислению. Это время рождения Иисуса Христа. В новейшее время это подтверждено знаменитыми астрономами.
Мудрецы, пришедшие в Иерусалим в поисках родившегося царя иудейского, могли быть хорошо знакомы не только с пророчествами Ветхого Завета о грядущем Искупителе и Спасителе. Даниил, напр., предсказал, что Мессия придет в Иерусалим как его Владыка (торжественный въезд Христа) 483 года спустя после указа царя Артаксеркса о восстановлении Иерусалима и городской стены (Дан.9.25,26). Они понимали, что Мессия родится примерно за 30 лет до Его прихода в Иерусалим. Т.о., они должны были знать, что приближается время Его рождения и искали различные знаки, указывающие на него.
Католическая церковь считает, что в этом караване было три мудреца: Мелхиор, Гаспар, Валтасарь. Позже они стали христианами. Есть мнение, что волхвов было даже больше. Персия была великой страной, непокоренной Римской империей. Жители Иерусалима, привыкшие, что их город часто посещают пилигримы из разных стран, вероятно, не обратили внимание на караван чужеземцев, который двигался по его улицам зимой 750г. от основания Рима. Но когда эта свита появилась во дворце Ирода великого, требуя показать им новорожденного «царя иудейского», то в Иерусалиме встревожились и испугались. Это произошло много месяцев спустя (возможно, даже два года) после появления звезды. А волхвы предположили, что к этому времени такого выдающегося ребенка уже должны были доставить во дворец царя. Но вместо этого царь Ирод послал их Вифлеем. За время их путешествия созвездие Волосы Вероники, в котором они увидели яркую звезду, переместилось со своего заметного места на небе. И они потеряли след яркой новой звезды. В Вифлееме они неожиданно увидели ее вновь. Существует древнее предание, что когда они отдыхали в полдень у колодца Давида в Вифлееме, они увидели в воде отражение звезды, которая находилась в зените над колодцем и стоящим рядом с ними домом, где был ребенок.
История о поклонении волхвов свидетельствует, что истинные верующие есть в странах, в которых мы не ожидаем их встретить. Об этом полезно помнить. Ни в коей мере недопустимо говорить о каком-либо месте, как о языческом. Благодать Божья не привязана ни к географическим местам, ни к какой-либо расе людей. Дух Святой может приводить людей к Христу, даже если внешние обстоятельства не благоприятствуют этому. В самых отдаленных уголках Земли люди могут обрести спасение, как его обрели волхвы. Рассмотренный нами отрывок свидетельствует, что не всегда те, кому была оказана честь родиться в христианском окружении, воздают достойную хвалу Христу. Если бы это было не так, то книжники и фарисеи первыми устремились бы в Вифлеем. Но первыми (за исключением пастухов) были чужеземцы. Подобное случается и сегодня. Люди, живущие в непосредственной близости от благодати, отвергают ее. Многие из тех, которые по своему положению должны первыми прийти и поклониться Богу, приходят последними, в то время как далеко стоящие приходят первыми.
Данные стихи говорят, что знание Библии не гарантирует присутствие благодати в сердце. Царь Ирод, «собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них, где должно родиться Христу?» Библия сообщает нам, что спрошенные люди дали точный ответ, показав знание Писаний. Однако они сами не пошли взыскать Младенца Христа. Позже, когда Он служил им, не поверили Ему. Их разум оказался лучше их сердца. Пусть убережет нас от самодовольства Бог, связанного с интеллектуальным знанием Библии. Знание прекрасно, но лишь только, если оно применяется в сочетании с благодатью. Малая благодать лучше больших знаний.
Рассматриваемая история являет пример духовного прилежания. Как нелегко было волхвам преодолеть расстояние от их дома до места рождения Христа. Сколько километров они должны были проехать. Священник Ездра из Вавилона в Иерусалим ехал 4 месяца. И опасности подстерегали их на каждом шагу. Но ничто не могло удержать волхвов, потому что сердце их устремилось к родившемуся Царю иудейскому. И они не успокоились, пока не увидели Его. Подтвердив тем самым слова старой пословицы: «Где желание, там и путь». Для христиан было бы полезно последовать примеру этих добрых, благочестивых людей. Готовы ли мы к самоотречению? Готовы ли мы претерпеть неудобства и страдания ради благодати? Это серьезные вопросы.
Из этого повествования мы видим удивительный пример веры. Из Иерусалима волхвы пошли в Вифлеем. Но очень странно то, что пошли они одни. Не было никого, ни из дворца, ни из церкви или города, кто сопровождал бы их. Если не из побуждений совести, то хотя бы из уважения к гостям или из любопытства увидеть Младенца Царя. Не только царица Южная, но и мудрецы восточные восстанут на суд с родом сим и осудят его. Они приходили от пределов Земли, чтобы поклониться Младенцу Иисусу. В то время как иудеи, соотечественники Его, не захотели сделать и шага. Не пожелали пойти в соседний город (примерно 12км), чтобы приветствовать Его. Это могло разочаровать мудрецов в их поисках: сможем ли мы найти Того, Кем так пренебрегают на родине? Мы идем так далеко, чтобы почтить Царя иудейского, а сами иудеи проявляют такое пренебрежение и к Нему и к нам. Однако они были тверды в своем намерении, в своей вере. Они верили тогда, когда не верили ни фарисеи, ни книжники. Но и это не всё. Мы можем представить себе, что они ожидали найти царственного Младенца, хотя и пренебреженного Своим народом, но окруженного почетом в Его собственной семье. Каким разочарованием было для них увидеть скромный дом вместо дворца и Его бедную мать, составляющую всю Его свиту. Однако они верили в Него. Эти мудрецы были настолько просвещены Божьим светом, что видели сквозь эту завесу. И различили в униженном Младенце Иисусе «славу единородного от Отца». Они не думали, что ошиблись, что их поиски завели их в тупик. Найдя Того, Кого искали, они, во-первых, представили Ему самих себя, а потом – свои дары. Ст.11 «пав, поклонились Ему». Мы не находим в Библии свидетельства о том, что они оказали такую же почесть царю Ироду. Но этому Младенцу воздали честь не только как царю, в таком случае они поклонились бы и Ироду, но и как Богу.
Один служитель церкви часто посещал городские трущобы, чтобы засвидетельствовать там о Христе. Однажды он разговаривал с пожилой женщиной, которая вдруг сказала: «Легко вам приходить сюда каждый день и рассказывать о Иисусе Христе, ведь после этого вы возвратитесь в свой уютный дом. А вот смоли бы вы переехать сюда жить и тогда беседовать? … Проповедник задумался на минуту и честно признался: «Нет, я не мог бы пойти на такой шаг». А Господь Иисус, Сын Божий, оставил рай, чтобы провести 33 года на нашей планете и жить рядом с людьми, жить в унижении.
Они представили Ему свои дары. У восточных народов принято выражать свое почтение царям посредством подношения даров. Некоторые считают, что эти дары имели определенное значение: они принесли Ему золото как Царю, уплачивая свою подать; ладан – как Богу, ибо Бога чтили благовонным курением; и смирну, как Человеку, Который должен был умереть, для бальзамирования.
Боже, дай нам не стыдиться Спасителя Иисуса Христа и свидетельства о Нем. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы бл-м Тебя за то, что Ты любишь нас и милости Твоей нет предела. Как часто мы жалуемся на мелкие неудобства. Просим, помоги нам никогда не терять из виду Твою доброту. Наполни наше сердце благодарностью. Просим, помоги нам встать на путь веры, не стыдиться веры в Иисуса Христа и свидетельства о Нем. Даже если все люди вокруг нас отвернутся от Него, и мы останемся в одиночестве. Если Божий Сын должен был прийти на нашу Землю, то справедливо было ожидать, что Его примут со всей возможной торжественностью. Но ничего такого мы не находим в Библии. Дай нам помнить, что недопустимо говорить о каком-либо месте как о языческом. Благодать Божья не привязана ни к географическим местам, ни к какой-либо расе людей. Бл-м, что в самых отдаленных уголках Земли люди могут обрести спасение. Просим, убереги нас от самодовольства, связанного с интеллектуальным знанием Библии. Любящий Отец наш Небесный, Ты – источник всех благословений в нашей жизни. Прости, что мы порой думаем иначе. Бл-м Тебя за все Твои дары. Аминь.