ПРОПОВЕДИ
Причины появления зависти и ее характерные особенности.
Прит.14.30 «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей».
Зависть – это болезнь воли, вызванная преимуществами в положении других. Она греховна, потому что свидетельствует о неудовлетворенности провидением Божьим. И противоречит принципу любви к ближнему, т.к. любовь радуется благам других. Вскоре после воскресения Христос открыл ап. Петру, что тот пострадает за свою веру. Тогда Петр повернулся к Иоанну и спросил: Ин.21.21-22: «Господи! А он что?» Господь ответил: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока Я приду, что тебе до того? Ты иди за Мною». Господь указал Петру на прекрасное средство от нездоровых сравнений. Когда наше сердце сосредоточено на Боге и на том, что Он сделал для нас, эгоистичные мысли уходят, и мы хотим следовать за Богом. Вместо соревновательного духа этого мира Господь дарит нам Свое любящее присутствие и покой. Ничто не может сравниться с этим.
Вернемся к нашему эпиграфу. Этот стих показывает, насколько наше здоровье зависит от правильного управления своими страстями и умения владеть собой. Исцеляющий дух, состоящий из любви, кротости, сердечности, дружелюбия и радостного расположения – жизнь для тела. Он вносит свой вклад в хорошее состояние тела. Раздражительный, завистливый, беспокойный дух является наказанием. Он губит плоть (появляются болезни), оказывает пагубное влияние на жизнерадостность. Да помнит об этом тот, кто при виде процветания других огорчается. Многие согласятся, что вера в Бога необходима для души. Но им невдомек, что она важна и для тела. Несомненно, кроткое сердце, в котором не бушуют разрушительные страсти и которое руководствуется христианскими привычками, укрепляет здоровье. Такое сердце свободно от эгоизма и радуется успеху других. С другой стороны, если благоденствие ближнего вызывает нашу зависть, а его проблемы доставляют удовольствие, это – зло, самый ядовитый плод эгоизма. Оно подобно гнили в костях. Этот порок палач самому себе. Завистливый человек носит в сердце преисподнюю.
Вспомним из Библии случай, когда выбирали апостола вместо отпавшего Иуды Искариота. Одним из двух кандидатов был Иосиф. Ученики помолились: Деян.1. 24 «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из этих двух одного, которого Ты избрал». Деян.1.26 «выпал жребий Матфию». Несомненно, Матфий радовался. А что Иосиф? Как он воспринял случившееся? В Библии ничего больше не сказано об Иосифе. Мы не знаем, как он себя повел. Намного важнее, как ведем себя мы, когда выбирают не нас. Будем помнить, что Царство Христа важнее наших земных успехов. И будем с радостью служить там, где определил нам Бог. Наши земные мечты могут так и не осуществиться. И всё же мы можем иметь мир в сердце, если сосредоточим внимание на многочисленных проявлениях Божьей щедрости к нам. Независимо от того, что мы хотим и чего не имеем, мы можем иметь живительный Божий мир.
Зависть возникает из-за того, что нас прельщают достоинства других людей. Успех других людей рождает зависть. Вспомним историю из Книги пророка Даниила: Дан.6.3,4 «Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух (Дух Святой), и царь помышлял уже поставить его над всем царством. Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказалось в нем». Тем не менее, его бросили в львиный ров, откуда Бог спас его. Гордость часто рождает зависть. 1Тим.6.3,4 «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заряжен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения». Ап. Павел предупреждает Тимофея, чтобы он удалялся тех, кто искажает учение Христа и делает его предметом словопрений, состязаний и распрей. «Кто учит иному…», т.е. не проповедует практического учения, не учит и не наставляет тому, что содействует серьезному благочестию. О них сказано, что они «не следуют здравым словам Иисуса Христа». Под словом «здравым» здесь подразумеваются слова, дающие духовное здоровье. Те, которые произносил Господь Иисус, когда Он нес служение на Земле. В Новом Завете мы видим всё здравое христианское учение в целом. К словам Господа «и учению о благочестии» мы должны относиться с непритворным уважением и следовать им. Учение Господа Иисуса есть учение о благочестии. Оно имеет своей непосредственной целью сделать людей благочестивыми. Но, кто не следует словам Христа, «тот горд», склонен к спорам. Эти люди делают вид, что обладают неким сверхзнанием, но на самом деле это не так. Причиняют много вреда церкви. Порой больше всего гордится тот, кто знает меньше всего. Ибо при всех своих знаниях он не знает самого себя. Тот заражен страстью к «состязаниям и словопрениям». Слово «заражен», которое здесь используется, подразумевает, что такие люди больны. Они больны духовно. Те, кто отпадают от ясного практического учения христианства, впадают в споры, поглощающие жизнь и силу религии. Их словопрения приносят много вреда церкви, служа поводом для «распрей, злоречия и лукавых подозрений». В этом случае они сеют в церкви всякое зло. Поскольку всё, о чем говорят эти люди, не является учением Библии, они не могут учить истине. Как результат, их учение приводит к зависти, распрям.
Зависть появляется и из-за того, что в сердце человека живет злоба. Вспомним стих из послания ап. Павла к Титу. Тит 3.3 «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга». Ап. Павел напоминает обращенным из их прошлой жизни. Познание своего природного состояния является хорошим основанием для снисходительности в отношении тех, кто еще находится в подобном состоянии. Познание содействует уменьшению гордости, производит сострадание к необращенным и дает надежду на их обращение. Мы не должны быть нетерпимыми и суровыми к тем, которые всего лишь такие, какими мы были некогда. Мы должны обращаться с ними человеколюбиво. Их прошлое состояние описано подробно. «Ибо и мы были некогда несмысленны», т.е. без истинного духовного разумения и познания, невежественны в небесном. Кто помнит, как много глупостей было в его собственной жизни, тот должен терпеливо сносить чужие. Надо проявлять мягкость и терпение к другим, если мы сами в прошлом нуждались в этом. «Непокорные», упрямые, противящиеся слову, восстающие даже против естественных законов Бога и человеческого общества. «Несмысленны, непокорны» - эти два определения хорошо сочетаются друг с другом. Ибо что может быть несмысленнее непокорности Богу и Его законам. Это противоречит здравому смыслу и истинным интересам людей. Заблудшие, т.е. сбившиеся с путей истины и святости. «Были рабы похотей и различных удовольствий». Неверующие легко улавливаются и запутываются в сетях греха. Они считают, что они наслаждаются своими удовольствиями, а Слово Божие называет это рабством. Они являются жалкими рабами этих удовольствий, являются их пленниками. «Жили в злобе» Это одна из порабощавших их похотей. Злоба желает другому человеку вреда и радуется ему. «В зависти». Неверующий завидует благу другого человека, раздражается на его благополучие и успех. «Были гнусны», т.е. отвратительны. «Ненавидели друг друга», Неверующие, живущие в грехе и соглашающиеся с ним, ненавистны как для Бога, так и для всех добрых людей. Это относится к их характеру и образу жизни. И еще один стих: Иак.3.14 «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину». Похвала уничтожает тех, кто обладает характером, противоположным описанному выше. Разоблачается их тщеславие, показываются результаты, данные таким человеком. Какими бы ни были ваши претензии, как бы вы ни думали о себе, но, если вы разрушаете любовь и мир, давая место зависти и сварливости, то у вас есть много причин для того, чтобы перестать хвалиться. Зависть и сварливость противопоставляются мудрости и кротости. Сердце может вмещать и то и другое, но одновременно в одном и том же сердце не может обитать и зависть и мудрость.
Теперь рассмотрим характерные особенности зависти. Зависть хочет иметь почести и преимущества, которыми наслаждаются другие. Быт.26.14 «У него (у Исаака) были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей. И филистимляне стали завидовать ему». Добавим, что у Исаака было и множество рабов, труд которых он использовал и которых содержал. Вспомним отрывок из Еккл.5.10: «Умножается имущество, умножаются и потребляющие его». Ему стали филистимляне завидовать. Чем больше люди имеют, тем сильнее им завидуют, отчего они подвергаются осуждениям и риску понести убытки. Как будто бы мне плохо оттого, что у ближнего хорошо.
Неверующие не способны понять, что Бог распоряжается дарами, почестями и способностями людей. Вспомним предостережение Моисея: Втор.8.17,18 «И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство это». Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнять, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим». Помни, что именно Бог дал тебе богатство, Он дает силу и возможность приобретать богатство. Это применяется и для духовного здоровья. Наш долг – приобретать мудрость, разумение. И именно Божья благодать дает всё это. Он дает человеку силу не для того, чтобы потакать ему и сделать его беспечным, а чтобы утвердить Свой завет. Все Божьи дары способствуют Его обетованиям.
Зависть делает нас врагами тех, кто ни разу не причинил нам вреда. Быт 37.3,4 «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его». Иосиф был самым большим утешением для Израиля в старости. Возможно, он был более внимательным к нему, чем остальные сыновья. Т.е., будучи ребенком, он был серьезным и рассудительным. Иаков продемонстрировал свою привязанность к нему, одевая его лучше, чем других детей. Хотя особое проявление родительской любви приносит детям радость, необходимо проявлять рассудительность и благоразумие, чтобы не выделять одного ребенка перед другими. Родительское воспитание должно быть беспристрастным. Когда родители по-разному относятся к детям, это зачастую приводит к вражде в семьях.
Завистливый человек часто желает другим не счастья, а горя. Мф.27.17,18 «Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом. Ибо знал, что предали Его из зависти». Пилат предоставил первосвященникам и старейшинам возможность изменить свое отношение к происходящему. Он не желал осуждать Христа, дал врагам Иисуса время еще раз хорошо обо всем подумать. Но они отвергли предложенный Пилатом компромисс. Они завидовали успехам Спасителя. Они готовы были на всё, чтобы уничтожить Его, кому сильно завидовали.
Христианская писательница Кристина Фокс говорит, что зависть прорастает даже в сердце верующих потому, что их «сердце отвернулось от истинной любви». По ее словам, «мы гоняемся за низкими удовольствиями этого мира, вместо того, чтобы смотреть на Иисуса Христа. Мы забываем, кому мы принадлежим». Выход предлагает ап. Павел: Рим.6.13 «Представьте себя Богу». Особенно представьте Богу свою жизнь и труд. В другом из своих посланий апостол писал: Гал.6.4 «Каждый да испытывает свое дело и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом».
Боже! Просим, помоги нам не забывать ценить духовные дары и благословения, полученные от Тебя. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, направь наше внимание от благословений и талантов других людей к Тебе, истинному и щедрому Богу. Видя то, что Ты дал нам, мы вновь обретаем удовлетворение. Когда наше сердце сосредоточено на Боге, и на том, что Он сделал для нас, эгоистичные мысли уходят, и мы хотим следовать за Богом. Иногда мы не чувствуем уверенности, особенно в ситуациях, когда трудности большие. Просим, помоги нам верить, что Ты дал нам именно то, что нужно. Ты создал план нашей жизни. Бл-м, что независимо от того, что мы хотим и чего не имеем, мы можем иметь живительный Божий мир. Мы можем иметь мир Божий в сердце, если сосредоточим внимание на многочисленных проявлениях Божьей щедрости к нам. Бог дарит нам Свой мир и много других благословений. Просим, дай нам помнить, что Царство Христа важнее наших успехов. Помоги нам служить там, где определил нам Бог. Аминь.