ПРОПОВЕДИ
Бог определил нас не на гнев.
1Фес.5.9-10 «Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли или спим, жили вместе с Ним».
Гнев – это выражение нашего негодования или недовольства, вызванное поступками, словами или намерениями людей. Гнев не всегда греховен, т.к. иногда он является справедливым ответом на зло. Он часто является грехом из-за того, что он вызван нашим эгоизмом. Или из-за того, что хотя он и оправдан, но выходит из-под контроля и приводит к неправедным словам или действиям.
Вернемся к нашему эпиграфу. Ранее сказав о надежде спасения, ап. Павел продолжает теперь развивать эту мысль. И говорит, что Бог определил нас к обретению спасения через Иисуса Христа. Бог хочет не нашей погибели, но, скорее, нашего избавления. Однако он идет дальше. Поскольку день Христов, как правило, внушает нам боязливость, апостол говорит, что мы предназначены к спасению. Он не хочет сказать, будто мы призваны Богом, чтобы сами себя спасти. Но, чтобы получить спасение, обретенное для нас Христом. В наших заслугах нет никакого основания для истинной надежды. Наши надежды должны основываться на Божьем определении («Бог определил нас») и на заслугах Христа. Т.к. спасение, на которое надеются христиане, состоит в том, чтобы всегда быть с Господом Иисусом, то единственным основанием для их надежды в настоящее время является жизнь в постоянном союзе с Ним. Христос умер за нас, чтобы здесь на Земле мы жили для Него, а, придя на небо, жили с Ним. Этими словами он хочет устранить боязнь, рождающуюся от неверия. Но уверенность в спасении нельзя вывести лучше, чем из вечного установления Божия. Гнев в этом месте («Бог определил нас не на гнев») означает суд и мщение Божье, грозящие отверженным. Апостол подтверждает сказанное им, ссылаясь на цель Христовой смерти. Ведь если Христос умер для того, чтобы сделать нас причастниками Своей жизни, у нас нет причины сомневаться в своем спасении. Итог таков: Христос умер для того, чтобы одарить нас вечной жизнью.
Гнев и злоба приносят вред и легко приводят к грехам. Когда в гневе мы теряем над собой контроль, грех стучит в двери. Вспомним слова Бога Каину: Быт.4.7 «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Бог рассуждает с Каином, чтобы обличить его в грехе, в безрассудстве его гнева и недовольства. Бог хочет вновь привести его в хорошее расположение духа и предотвратить дальнейшее зло. То, что Бог так чутко обращается с плохим человеком в такой плохой ситуации, является примером Божьего терпения и снисходительной милости. Бог не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Бог обращает внимание на все наши недовольства и греховные страсти. Ни один злой, завистливый или раздражительный взгляд не укроется от Его внимания. Бог представил перед Каином жизнь и благословение: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» Безусловно, поднимаешь, и ты хорошо знаешь об этом. Если Бог отказывается принимать нас, то за это мы должны винить самих себя. Расширим слова Бога: «Если с этого момента ты будешь делать доброе, изменишь свое сердце и жизнь, то будешь принят». Бог представил перед Каином смерть и проклятие: «А если не делаешь доброго», т.е. Я вижу, что ты не хочешь делать доброго. Ты принес мне жертву без веры и неправильно. А это значит, что «у дверей грех лежит». Я недоволен тобой и отказал тебе как грешнику. У Каина не было повода гневаться на Бога, а лишь на себя самого. У него не было повода гневаться на своего брата Авеля.
Мы должны гневаться, когда о добре забывают, а злое превозносят. Библия приводит примеры праведного и святого гнева. Когда израильтяне сделали золотого тельца, Моисей разгневался на них за недоверие Богу и отступничество. Исх.32.1,19 «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань, и сделай нам бога, который бы шел перед нами. Ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли египетской, не знаем, что сделалось. Когда же он (Моисей) приблизился к стану, и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом …». Пока Моисей находился на горе, у израильтян пришел в действие замысел о восстании против Господа. Люди утомились ждать возвращения Моисея. Мы находим бунтарское заявление народа, обращенное к Аарону: «встань и делай нам бога». Мы не видим, чтобы Аарон произнес хотя бы одно слово неодобрения в адрес их просьбы. Он не спорил с ними, чтобы убедить их в греховности и безумии таково поступка. Моисею он сказал: Исх.32.22 «да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный». Он выполнил их просьбу. Далее мы видим сильное и справедливое недовольство, гнев Моисея Израилем за его идолопоклонство. Он теперь увидел, какими радостными они могут быть в его отсутствии, как скоро о нем забыли. И как мало значения они придают ему и его возвращению. Но печалился он не об этом. Негодовал он по поводу оскорбления, нанесенного Господу.
Неемия рассердился, когда узнал о злоупотреблениях богатых жителей Израиля. Вспомним отрывок из книги: Неем.5.5,6 «а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в наших руках; и поля наши и виноградники наши у других. Когда я услышал ропот их и такие слова, я очень рассердился». Ап. Павел возмутился духом при виде Афин, полных идолов. Деян.17.16 «В ожидании их в Афинах, Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов». Хотя ап. Павел везде, куда бы ни приходил, усердно исполнял вверенное ему служение, Лука пишет, что в Афинах он проявил еще больший пыл. Ибо он видел, что идолопоклонство процветало в этом городе больше, чем в других местах. Люди в Афинах с еще большим сумасшествием предавались нечестивым обрядам, чем в других местах. Город, бывший центром человеческой мудрости, источником искусств, превосходил остальных мест своей духовной слепотой и безумием. Он считал варварами всех, кого не удалось ему перевоспитать. Мы видим, что значит в Божьих делах человеческая мудрость. Бог позволил афинянам впасть в сумасшествие, чтобы сделать их свидетельством для всех веков. Лука пишет, что апостол, увидев город, столь приверженным идолопоклонству, возмутился духом. Лука приписывает апостолу не просто негодование, не говорит, что апостол лишь оскорбился подобным зрелищем. Лука имеет в виду особую пламенность благочестивого и святого гнева. Те, кого не затрагивают оскорбления в адрес Бога, кто не только спокойно их выносит, но и не замечает, не заслуживают числиться среди детей Божьих.
Очевидно и то, что Бог возбуждает праведный гнев в Своем народе с благими целями. Рим.10.19,20 «Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: «Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом непонятливым. И Исаия очень смело говорит (слова Бога из книги пророка): «Я был найден теми, кто не искал Меня; Я явил Себя тем, кто не спрашивал обо Мне». Ап. Павел рассуждает так: язычники не исключены из познания Божия, ибо Бог с самого начала явил им Себя. Хоть неясно и как бы потаенно, но, по крайней мере, дал неким образом вкусить Свою истину. Что же тогда сказать об Израиле, который был просвещен более ярким светом Божьего учения. Почему произошло так, что мирские люди прибегли к Божьему свету, явленному им издалека, а святой род Авраама отверг то, что было показано ему вблизи? «Первый Моисей говорит». Апостол доказывает свидетельством Моисея, что если Бог предпочтет язычников иудеям, в этом не будет ничего абсурдного. Слова эти взяты из того места, где Бог, попрекая иудеев в вероломстве, возвещает, что отомстит им следующим образом: Он возбудит в них ревность, приняв в завет новые народы, ибо иудеи уклонились к ложным богам. Он как бы говорит: «Вы, отвергнув Меня, перенесли прилежащую Мне честь и славу на идолы. Я же отмщая за это беззаконие, восставлю на место вас языческие народы. И то, что до этого давал вам, отпущу им». Это не могло произойти без отвержения иудейского народа. Они отреклись от Бога Отца, явленного во Христе, Его единородном Сыне, что есть крайняя степень нечестия. Ап. Павел зовет создание верных делом Божьим, ибо они возрождены Его Духом и преображены по Его образу.
«И Исаия смело говорит». Апостол говорит, что пророчество исполнено упования. Т.е. как если бы было сказано: «Пророк говорит здесь не запутанно и не иносказательно, но ясными словами утверждает призвание язычников» (гл.65.1). В качестве причины упоминает о том, сколь надоела Богу надменность Израиля, ставшая совершенно невыносимой. Слова Бога: «Те, кто не искал Меня, сверх надежды и желания нашли Меня». Все люди без исключения избавляются из глубочайшей пучины смерти по Божьему незаслуженному благоволению.
Господь Иисус Христос гневался, когда смотрел на безразличие людей к нуждам ближних. Мк.3.5 «И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердца их, говорит тому человеку: протяни руку твою…». Его гнев показывает гнев Божий. Бог медлен на гнев. Божий гнев праведен. Бог полностью владеет Своим гневом.
Записано, что в 75г. до Р.Х. молодого благородного римлянина по имени Юлий Цезарь похитили пираты, чтобы потребовать за него выкуп. Узнав, что они хотят за его голову 20 талантов серебра (примерно 600000 долларов), он заявил, что они, видимо, не понимают, кто перед ними. После этого потребовал, чтобы сумму выкупа подняли до 50 талантов. Деньги эти немалые, но какими ничтожными кажутся амбиции молодого Цезаря в сравнении с тем, как Бог оценил каждого из нас. Выкупил Он нас смертью Своего единородного Сына.1Пет.1.18,19 «Не тленным серебром или золотом искуплены вы … но драгоценной Кровью Христа как непорочного и чистого Агнца». Бог так возлюбил нас, что послал Своего Сына умереть на Кресте и воскреснуть из мертвых, чтобы искупить и избавить нас от вечной погибели. Мы – ничтожные грешники, но в глазах Бога мы, благодаря Христу, стали величайшим приобретением.
Христос задолго до собственных страданий, а также последовавших гонений на верующих сказал: Мф.5.10 «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Он имел в виду тех, кого преследуют за религию, над кем надсмехаются и о ком рассказывают всевозможные небылицы только потому, что они истинные христиане. Блаженны таковые! Теперь они исповедуют Христа перед людьми. Он же в последний день исповедует их перед Богом Отцом и Его ангелами: «Велика награда ваша на небесах». Если мы живем с Богом, то какими бы ни были обстоятельства, мы сможем ощущать Его мир с нами. Восемь заповедей положил Христос в основание Нагорной проповеди. Восемь истин, с помощью которых мы можем проверить себя, находятся перед нами. Мудрость их нам необходимо впитать в себя. Обратим внимание на то, насколько отличается учение Христа от того, что практикуют некоторые, даже христиане. Можно ли сегодня среди людей, пришедших в храм или в церковь, найти желающего жить по заповедям блаженства? К сожалению, наши опасения в том, что многие верующие не знают учения Нового Завета, не беспочвенны. Итак, христиане не должны ни в коем случае опускать планку моральных требований ниже заповедей блаженства. Христианство – религия практики.
Боже, дай нам помнить, кого Иисус Христос называет блаженными, и стремиться к святости, чтобы приносить плоды Святого Духа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за любовь, которую Ты явил нам. И за цену, которую уплатил за наше прощение. Мы – ничтожные грешники, но в глазах Бога мы стали великим приобретением. Мы сознаем свою нужду в прощении грехов. А также понимаем, что только Иисус Христос, благодаря Своей жертве на Кресте, может спасти нас. Мы возлагаем свою надежду на Него. Просим, прости нас и стань Господом нашей жизни. Всей своей жизнью мы хотим благодарить Тебя, потому что не мы, а Ты – величайшее сокровище, цена Которого неизмерима. Ты любишь нас слишком сильно, чтобы попустительствовать нашим грехам. Твое исправление нашей личности не бывает во вред, а напротив, исцеляет. Ты – Бог всякого утешения. Бл-м, что теперь мы имеем общение с Тобой. Бл-м Тебя за бесконечную любовь. Мы облечены ею, благодаря Святому Духу, живущему в нас. Аминь.