ПРОПОВЕДИ
Природа и формы гордости.
Мк.7.21-23 «Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все эти пороки исходят изнутри и оскверняют человека».
Гордость, о которой мы говорим, это завышенное самомнение человека. Она считается грехом, потому что заставляет нас думать, что можно быть от Бога независимым, и ощущать превосходство над ближними, а часто и безразличие к ним. Бывает, что человек, который понимает всё, что касается мирского, порой с трудом улавливает суть простейших христианских истин. Для него Евангелие – пустой звук или тайна за семью печатями. Поэтому написано в Библии: 1Кор.1.21 «Мир своей мудростью не познал Бога». Если вы хотите разобраться в духовных вопросах, вы должны молиться о том, чтобы Дух Святой научил вас. Гордыня лишает нас возможности быть полезными Богу. Для того чтобы Он мог нас использовать, необходимо сначала осознать свою зависимость от Бога.
Некий проповедник прожил 21 год в неверии, но затем Господь спас его и призвал на свою службу. Его проповеди помогли многим людям в США и Англии прийти к Иисусу Христу. Но в Канаде его проповеди окончились неудачей. Он упорно молился, пытаясь понять, в чем дело и просил Господа открыть ему причину неудач. Гуляя в столице Канады, он увидел афишу, возвещающую: «Приглашаем вас на выступление … самого знаменитого проповедника наших дней». Проповедник воскликнул: «Так вот в чем дело!» Он направился в комитет по проведению проповеднической кампании и попросил изменить текст рекламы. Он сказал: «Не удивительно, что Святой Дух не помогает нам. Да и как может Он помочь, когда вы даже словом не упоминаете в афише имя Иисуса Христа». Афиши были немедленно сняты, и Бог обратил многих людей здесь тоже к Христу. Будем помнить слова из: Прит.16.5 «Мерзость перед Богом всякий надменный сердцем».
Из нашего эпиграфа мы видим, что в глазах Бога сердце главный источник нечистоты человека. В этих словах содержится истина, о которых часто забывают. Люди редко вспоминают о первородной греховности и склонности человека к злому. Если человек поступает плохо, его поведение объясняют влиянием плохих друзей или искушением, или происками дьявола. Мы не хотим помнить, что каждый человек имеет внутри себя источник нечестия. Нам не нужна плохая компания, чтобы научиться злому. Нам не нужны искушения дьявола, чтобы впасть в грех. Всякий грех берет начало в нас самих. Конечно, плохая компания – это большое зло, ее нужно избегать. Но никакая плохая компания не научит человека и половине того, чему может научить его собственное сердце, не обновленное Святым Духом.
Господь говорит Своим ученикам о том, что гордость плохое качество. Лк.9.46-47 «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его перед Собою». Мы читаем, что ученики начали рассуждать, кто из них больше. Даже в этой небольшой группе рыбаков и мытарей жил дух соперничества. Ожидая установления царства Господа, они начали спорить, кто из них какое место в нем займет. И это происходило тогда, когда Христос был рядом, когда в ушах учеников еще звучали Его слова. В этом событии и для нас много поучительного. Гордость глубоко пустила корни в сердце человека. Она может скрываться как в сердце ничем не примечательных людей, так и в сердце одаренных и богатых. Будем же каждый день молиться о смирении. Из всех людей самыми смиренными должны быть христиане. Смирите свой разум и цените других больше, чем себя.
Гордость описывают в Библии, как помышление сердца человека. Лк.1.51 «Явил силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их». В этих словах Девы Марии проявилось ее подлинное смирение. Избранная Богом к великой почести быть матерью Мессии, она говорит о своем смирении и выражает нужду в Спасителе. В ее словах нет и намека на то, что она считает себя безгрешной и непорочной. Она просит о Спасителе для своей души и совсем не собирается спасать других. С уверенностью можно сказать, что нельзя отрицать почести, воздаваемые деве Марии лучше, чем она сама. Пусть она станет примером святого смирения для нас, но не будем считать ее посредницей между Богом и человеком или молиться ей. Подобно Марии, не думайте о себе много и будьте о себе невысокого мнения. Смирение украшает христиан.
Гордость проявляется, когда мы замечаем, что отличаемся от других людей, и чувствуем свое превосходство. 1Кор.4.7 «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» Здесь апостол обращается уже к служителям. Чем им хвалиться, если все свои дары они получили от Бога? Они их получили и поэтому не могли хвалиться ими как своими собственными, не оскорбляя при этом Бога. Вместо того чтобы тщеславиться ими, они должны были чувствовать себя должниками Богу. Это относится и к нам. У нас тоже нет оснований гордиться достижениями своими. Всем, что мы имеем или делаем, всем, что есть в нас доброго, мы обязаны благодати Божьей. Для хвастовства совершенно не остается места.
Гордость – обманчивое ощущение собственной значимости. Мк.14.29 «Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я». Обратим внимание на то, как много невежественной самоуверенности можно иногда обнаружить в сердце христиан. Ап. Петр и представить себе не мог, что он когда-нибудь отречется от своего Господа. Но не он один был самоуверен. Такого мнения были и другие ученики: «то же и все говорили». К чему же привело это самоуверенное хвастовство? Не прошло и двенадцати часов, как все ученики, оставив Господа, разбежались. Они забыли о своих словах. Перед лицом опасности все их клятвы верности Господу быстро забылись. И мы не знаем, как поведем себя в той или иной ситуации, пока не окажемся в ней. Молитесь о смирении. Вспомним предостережение: Прит.16. 18 «Погибели предшествует гордость, и падению надменность». В нашем сердце намного больше зла, чем мы думаем. Мы не сможем предугадать, как низко мы можем пасть, оказавшись в искушении. Нет такого греха, в который не мог бы впасть даже великий святой. Только благодать Божья и молитва могут удержать его. Молитесь: «Господь, поддержи меня, и я буду в безопасности».
Гордость – это превознесение самого себя. Когда мы думаем о себе больше, нежели должно, мы теряем правильное положение перед Богом и людьми. Ап. Павел предостерегает: Рим. 12.3 «По данной мне благодати всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому из вас Бог уделил». Апостол хочет, чтобы всё наше усердие было направлено на исследование воли Божьей. Благодатью называет он апостольство, чтобы в нем восхвалить благость Божью. И дать понять, что не по своей дерзости присвоил он себе этот титул, но по призванию Бога. Утвердив свой авторитет, он налагает на римлян необходимость послушания, если только не хотят они презреть Бога в лице Его служителя. Затем апостол запрещает кому-либо брать на себя больше, чем это позволяют его призвание и способности. Он увещает думать лишь о том, что может сделать нас скромными. Фраза «нежели должно думать» говорит о том, что апостол имел в виду «не думать более». Мы думаем более, нежели должно, если заботимся о том, о чем не надлежит нам заботиться. Думать трезво означает проявлять усердие к тому, что назидает и ведет тебя к скромности. «Какую каждому из вас Бог уделил». Поскольку распределение благодати многоразлично, каждый должен постановить для себя ту меру умствований, которая содержится в данной ему Богом благодати. Так происходит, если мы не смотрим на то, что нам даровано, а необдуманно и дерзновенно превышаем меру нашего разумения. Каждый в духе скромности и покорности должен отдать себя божественному руководству.
Гордость может проявляться в различных формах. 1. Верующие люди должны заботиться о том, чтобы их внешний вид и поведение соответствовали их христианскому исповеданию. 1Пет.3.3-4 «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде. Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом». Внешнее украшение тела часто бывает чувственным и чрезмерным. Это когда вы гордитесь им и возноситесь; когда вы одеваетесь с намерением очаровать и соблазнять кого-то; когда ваша одежда слишком богата; когда ваша одежда неприлична и экстравагантна. 2. Мы можем гордиться своим положением и авторитетом. Вспомним слова ап. Иоанна: 1Ин.2. 16 «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». Здесь дается представление о нашем мире, согласно которому он должен быть для нас распят и отвергнут. Рассматриваемый с его физической стороны мир прекрасен. Им следует восхищаться, как Божьим творением. Но на мир следует смотреть и в свете взаимоотношений с нами, имеющими развращенную природу. Учитывая то, что он действует на наши слабости, возбуждает наши страсти. 3. Власть, которой мы обладаем, может стать предметом нашей гордости. Деян.8.18,19 «Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть эту, чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого». Волхв Симон протянул руку Христу, но внутри остался таким же. Бог срывает с него эту маску, чтобы он больше не обманывал ни себя, ни других, исповедуя имя Христово. Его первый порок выдал себя тогда, когда он хотел сравняться с апостолами. Второй же состоит в том, что, считая благодать Божью продающейся за деньги, он хотел осквернить ее с целью наживы. Подобно тому, как раньше он для наживы использовал магию, так и теперь он думает получить прибыль от дарований Духа. В этом случае он обрел бы богатство и славу в глазах мира. Но одновременно тяжко оскорбил бы Бога, думая, что небесная сила ничем не отличается от магических заклинаний. Теперь подытожим, в чем согрешил Симон. В дарах Святого Духа он не почитает и не признает силу Христову. Он не признает, что апостолы наделены небесной силой для прославления своим служением Христа. Самомнение толкает его к первенству в мире. Он хочет купить Духа Святого, словно Тот подлежит продаже. 4. Человек может гордиться своими успехами. 2Пар.26.15,16 «И сделал он (царь Озия) в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтобы они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней. И пронеслось имя его далеко, потому что он дивно оградил себя, и сделался силен. Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником перед Господом, Богом своим; ибо он вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном». 5. Человек может гордиться своим имуществом. 4Цар.20.13,16,17 «Езекия, выслушав посланных, показал им кладовые свои, серебро и золото, и ароматы, и масти дорогие, и весь оружейный дом свой и всё, что находилось в сокровищницах его … И сказал Исаия (пророк) Езекии: выслушай слово Господне: Вот, придут дни, и взято будет всё, что в доме твоем … в Вавилон». 6. Некоторые люди испытывают гордость за свои знания или интеллект. 1Кор.8.1 «но знание надмевает, а любовь назидает». Любовь предпочтительнее надменного знания. Любовь лучше, потому что она способна делать больше добра. Знание порой делает человека напыщенным, чванливым, надменным. Но истинная любовь, чуткое отношение к другим людям побуждают нас считаться с их интересами и содействовать их назиданию. 7. Можно гордиться знакомством с людьми. 1Кор.3.21 «Итак, никто не хвались человеками, ибо всё ваше». В этом отрывке ап. Павел увещает коринфян не переоценивать своих учителей, а также хочет, чтобы они были одинаково заинтересованы во всех служителях. Раскроем более широко его слова: не забывайте, что служители – это люди. Не оказывайте им того почтения, какое подобает только Богу. Не хвалите их и не восхищайтесь ими без меры. Не следуйте безоговорочно их указаниям, особенно, если они противоречат Божьему учению. 8. В сердце верующего может появиться гордость за духовные благословения. Ап. Павел пишет: 2Кор.12.7 «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился».
Господь, просим, даруй нам смиренное сердце, чтобы мы не превозносились теми дарами, которые Ты даешь нам. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, сохрани нас от гордости, ибо она лишает нас возможности быть полезными Богу, использовать нас Богом. Дай нам осознать свою зависимость от Бога. Бл-м Тебя за любовь к нам. Мы отказываемся от своих заслуг и попыток оправдаться, мы надеемся на Твою помощь и защиту. Просим, сделай нас долготерпеливыми, милосердными и искренне любящими. Так легко перевести взгляд с Твоего Сына на себя. Но пусть этого не случится с нами. Господь Дух Святой, просим, научи нас. Утверди наше стремление жить согласно мудрости, исходящей от Тебя. Помоги нам поступать так, как угодно Тебе, и получать благословения от жизни, прожитой с Твоей мудростью. Даруй нам смиренное сердце. Просим, исполни нас такой любовью, чтобы мы, прежде всего, думали о том, что угодно Тебе, а не нам. Защити нас от греха гордости, помоги нам побеждать гордость. Аминь.