ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 22 Мф.
22.1 «Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:» Эта глава является продолжением беседы Христа в храме, имевшей место за два-три дня до Его смерти. Данная притча относится, во-первых, к иудеям, но не только. В ней есть над чем подумать каждому человеку, кто слышит проповедь Евангелия. Если мы имеем уши слышать, то эта притча рисует духовную картину и сегодняшнего дня.
22.2 «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего». Спасение, даруемое Евангелием, Христос сравнивает с брачным пиром. Господь говорит нам, что царь «сделал брачный пир для сына своего». Иными словами, в Евангелии есть всё, что нужно человеческой душе. Оно представляет всё для того, чтобы утолить духовный голод и духовную жажду. Прощение, мир с Богом, живая надежда в этом мире, слава в мире грядущем – всё нам дано в изобилии. Иисус Христос предлагает нам спасение, вернуться в Божью семью возлюбленными детьми, облечь нас в одежды праведности, дать нам мир в своем Царстве и представить беспорочными перед престолом Отца в последний день. Христос есть Жених, Церковь – Его Невеста, а евангельский день – день бракосочетания.
22.3 «И послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти». Евангельский призыв представлен в виде приглашения на брачный пир. Многие из тех, кому предлагают получить спасение, отвергают это предложение. Тысячи людей слушают Евангельский призыв, но всё равно это не приносит им пользы. Они не ощущают никакой нужды в спасении. Может быть, они не ненавидят Евангелие, не противостоят ему, не насмехаются над ним, но они не принимают его всем своим сердцем. Что-то другое им нравится больше: деньги, положение в обществе, удовольствия. Всё это интересует их больше, чем душа. В этом ужасном состоянии находится много людей.
22.4 «Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: «вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово. Приходите на брачный пир»». Гостей убеждают придти. Сердце Христа озабочено состоянием душ. Он не только приготовил всё для них, учитывая нужду их, но и посылает за ними, учитывая их слабость и забывчивость. Когда приглашенные гости медлили с приходом, царь «послал других рабов». Когда пророки Ветхого Завета не достигли цели, Бог прислал Иоанна Крестителя, Иисуса Христа и евангельских служителей. «Вот, я приготовил обед мой, тельцы …». Эти слова означают: Бог Отец готов принять нас, Сын готов ходатайствовать за нас, Святой Дух готов освящать нас. Все обстоятельства готовы содействовать нашему благу. Небо готово принять нас.
22.5 «Но они пренебрегли этим и ушли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою». Господь Иисус говорит нам, что те, кого рабы царя умоляли придти на свадебный пир, отнеслись к приглашению с пренебрежением и пошли своей дорогой. Это, прежде всего, относится к иудеям, которые отвергли Божий путь спасения во вред себе. Но это распространяется гораздо дальше: во все века множество людей пренебрегали Евангелием Христа и противодействовали ему. Отметим, что причина, почему грешники не приходят к Христу и не принимают спасения, не в том, что они не могут, но в том, что они не хотят. Сам Христос говорит: Ин.5.40 «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Они посчитали, что этот пир не заслуживает того, чтобы идти на него. Пренебрежение Христовым спасением – это пагубный грех мира. Множество людей гибнут по причине своей беспечности, потому, что проявляют безразличие к нему и не заботятся о своей душе. Причина, почему они пренебрегли приглашением на брачный пир, заключалась в том, что у них было нечто другое, о чем они больше заботились. Земные дела и выгоды для многих оказываются препятствием для сближения с Христом. Никто из приглашенных не дал прямого отказа идти на брачный пир, но у всех были благовидные предлоги. Т.о., законные дела губят нас, если мы не правильно управляем ими.
22.6 «Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их». Христос в притче указывает на грубое обращение виноградарей с посланниками. «Прочие же», т.е. те, которые не пошли ни на поле, ни на торговлю. Толковники считают, что Господь имеет в виду книжников, фарисеев, первосвященников и других. Они схватили рабов хозяина, оскорбили и убили их. В притче этот факт выглядит странным: никто не бывает так груб и жесток с слугами, пришедшими пригласить на праздник. Но в сфере ее применения это вполне реально. Многие пророки и Иоанн Креститель уже к тому времени претерпели эту участь. И такая же участь ждала апостолов и многих служителей Христа. Иудеи, прямо или косвенно, были главными зачинщиками большей части гонений, какие воздвигались на первых проповедников Евангелия.
22.7 «Услышав об этом, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег их город». В этом стихе отражено разорение, грядущее на иудейскую церковь и иудейский народ. Гнев царя излился на наглых бунтовщиков. Иудеи, некогда благословенный народ Божий, через свое отвержение Евангелия стал народом гнева и проклятия. Вопиющий грех этих людей заключался в том, что они были убийцами. Царь истребляет тех, кто убил его слуг. Преследование верных служителей Христовых наполняет меру вины более чем что-либо другое. Бог поднял и послал римские войска против народа гнева Своего. Бог есть Господин воинств как небесных, так и земных, и использует их, как Ему угодно, для служения Своим собственным целям. «Истребил убийц оных и сжег их город». Это явный намек на уничтожение иудеев и Иерусалима римскими войсками, имевшее место сорок лет спустя. Хотя Иерусалим был святым городом, тем не менее, когда этот город стал блудницей и в нем обитала не правда, а убийцы, то на него пришел суд Божий и гибель. Это урок для всех, противящихся Христу и Его Евангелию.
22.8 «Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны». В ст.8-10 описано наполнение брачного пира гостями, пополнение Церкви за счет приведения язычников. «Брачный пир готов», т.е. завет благодати готов, чтобы быть запечатленным. А «званные» – т.е. иудеи, которым завет принадлежал, «не были достойны», оказались недостойны в высшей степени. Т.к. они пренебрегли Христом, лишились всех принадлежащих им преимуществ. Когда грешники гибнут, в этом нет Божьей вины, это их собственная вина.
22.9 «Итак, пойдите на распутья и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». Через падение иудеев спасение перешло к язычникам. Предложение им спасения было таким же неожиданным, как приглашение на пир чужих.
22.10 «И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими». Здесь мы видим успех этого приглашения. Если одни не хотят, то другие захотят. «И рабы … собрали всех, кого только нашли». Апостолы Христа, хотя и были иудеями, предпочли служение Христу преклонению перед ошибочной религией. И ап. Павел, хотя и скорбел об иудеях, прославлял свое служение как апостола язычников. «Собрали всех» – задача Евангелия состоит в том, чтобы собрать всех чад Божьих. Апостолы «всех собрали» на брачный пир, чтобы они почтили Христа и могли принять участие в привилегиях Нового Завета. Итак, собранных гостей было так много, что «брачный пир наполнился». Это множество было смешанным: как «злые», так и «добрые» оказались в нем. Некоторые язычник до своего обращения вели порядочный образ жизни (напр., Корнилий и чтущие Бога эллины). Другие были необузданны (напр., коринфяне, 1Кор.6.11).
22.11 «Царь, войдя посмотреть на возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду». В церкви порой находятся лицемеры, не от Церкви Христа, которые будто духовно живы, но в действительности мертвы. Они представлены в притче в виде гостя, «одетого не в брачную одежду». Спасения через Христа не достигают не только те, кто отказывается исповедовать веру в Него, но и те, чье исповедание исходит не от чистого сердца. «Царь вошел посмотреть на возлежащих», чтобы приветствовать тех, кто пришел подготовленным и удалить пришедших неготовыми. Господь Иисус «ходит посреди семи золотых светильников и знает их дела» (Отк.2.1). Никто не обнаружил, что лицемер был не в брачной одежде, пока сам царь не вошел посмотреть на возлежащих. Это Божья прерогатива – знать, кто искренне исповедует веру во Христа, а кто нет. Мы можем ошибаться в людях, но Он не ошибается. Если Евангелие – это брачный пир, тогда брачная одежда – это состояние сердца и образ жизни, соответствующие нашему исповеданию. Только тот одет в брачную одежду, кто живет верой в Господа Иисуса.
22.12 «И говорит ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал». Обратим внимание на то, как человек не в брачной одежде был призван к ответу: «Друг! Как ты …». Слово «друг» в данном случае было резкое слово, означающее «мнимый, притворный друг». В церкви бывают фальшивые друзья Христа, которые говорят, что любят Его, в то время как их сердце не с Ним. Хозяин не выговаривает своим слугам за то, что они позволили ему войти без брачной одежды (брачная одежда – это нечто внутреннее, служители не должны руководствоваться тем, что не входит в их компетенцию). Он укоряет его самого, как тот дерзнул пробраться на пир, зная, что сердце его было неправым. Таковые бесчестят жениха и позорят самих себя. Поэтому хозяин задает ему вопрос: «Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Читаем слова Бога из книги пророка Исаии: Ис.1.12 «Кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?» Что побудило тебя садиться вместе с детьми Божьими, если твое сердце увлечено корыстью? Полезно тем, кто занимает место в Церкви, задаваться вопросом: «Имею ли я брачную одежду на себе?» Он был приведен к осознанию своей вины, но «он молчал». Он был обличаем и судим и своей собственной совестью.
22.13 «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Приказано его связать, как связывают злодеев. Связывание осуществляется и в этом мире, когда слуги, т.е. служители отлучают на время от церкви тех, кто живет беспорядочно, позорит свою веру. Таковых «связывают», чтобы они не участвовали в церковных обрядах и привилегиях церковного членства. Его приказано удалить с брачного пира: «возьмите его». Когда нечестие лицемеров обнаруживается, их надо вывести из общества верных. Тот, кто не живет достойно звания христианина, лишится того блаженства, которым христиане обладают. Его приказано бросить «во тьму внешнюю». Здесь наш Спаситель переходит к осуждению лицемеров в ином мире. Внешняя тьма – это ад. «Там будет плач и скрежет зубов». Наш Спаситель, описывая муки ада, часто использует эти слова. Они представляют не столько страдания грешников, сколько их негодование на эти страдания и на себя. Там будет «скрежет зубов». Это выражение ярости и возмущения. Прислушаемся к этим словам Христа и устрашимся.
22.14 «Ибо много званных, а мало избранных». Много званных на брачный пир, т.е. принять Евангелие, но мало избранных для брачной одежды, для спасения. Если из приглашенных на брачный пир отделить тех, которые легкомысленно отнеслись к приглашению и открыто предпочли ему что-то другое; затем отделить тех, кто исповедует веру, но нрав и поведение которых противоречат их исповеданию; то обнаружим, что избранных очень мало.
22.15 «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах». Не малую долю в страданиях Христа составили поругания от грешников, а также попытки уловить Его в словах. В стихах 15-22 мы читаем о том, как фарисеи и иродиане приступили к Христу с вопросом об уплате подати кесарю. Цель, какую они ставили перед собой, изложена в тексте стиха. Они «совещались». Это было предсказано о Нем: Пс.2.2 «князья совещаются вместе против Господа и Помазанника Его». Их намерение было «уловить Его в словах». Они заметили, что Он свободно и смело выражает Свои мысли. И надеялись, что им удастся, поставив Ему тонкий и щекотливый вопрос, захватить Его врасплох. Враги Христа могли избавиться от Него двумя путями: путем закона и путем насилия. Путем закона они не могли достичь этого иначе, как сделать Его виноватым перед гражданскими властями, ибо им не позволено было предавать смерти никого (Ин.18.31). А римские власти не желали заниматься их спорами об учении. Путем насилия они могли бы осуществить свои намерения лишь в том случае, если бы сумели настроить против Него народ. Но народ считал Христа Пророком, поэтому Его враги не могли поднять против Него толпу. Они вознамерились поставить Его перед дилеммой – оказаться неугодной либо иудейскому народу, иудейской толпе, либо римской власти. Пусть Сам выбирает, на чью сторону желает встать. Он Сам Себя загонит в ловушку, а они, таким образом, достигнут своей цели – погубить Его с помощью Его собственного языка.
22.16 «И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь на какое лицо». Слова врагов Господа были наполнены лестью. Им казалось, что лестными речами они притупят Его бдительность. К ним относятся слова из Библии: Пс.54.22 «уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи». Все христиане должны быть бдительны и не поддаваться лести. Сатана в качестве своего оружия использует не только гонения и грубое обращение. Он знает, как можно обмануть душу соблазнительной добротой. Враги не пошли сами для осуществления своего плана, чтобы Христос не заподозрил заговора и не стал бы более осторожным. Они послали своих учеников, менее похожих на искусителей. И более похожих на людей, желающих поучаться. Вместе с учениками своими они послали иродиан, представителей иудейской партии, которая выступала за подчинение римскому императору и Ироду как его ставленнику. Они ставили своей задачей примирить иудейский народ с римским правлением и принудить всех платить ему подать. Фарисеи, с другой стороны, были ревностными поборниками свободы иудейского народа и делали всё, чтобы сделать для него нетерпимым римское иго. Итак, если Христос выскажется одобрительно относительно уплаты подати кесарю, то фарисеи сумеют возбудить против Него народ. Если же Он не одобрит или не признает ее, то иродиане восстановят против Него римские власти. То, что они сказали о Христе, было совершенно верно. Он был праведный Учитель. Он был смелым Обличителем. Он не обращал внимания на недовольство или одобрение людей, ни перед кем Он не заискивал. Враги назвали Его «Учитель», тогда как замышляли поступать с Ним как с последним из злодеев. Они воображали, будто могут обмануть Его притворством этим. Они оскорбили Его мудрость как человека и, еще более, Его всеведение как Бога, которое Он так много раз доказал.
22.17 «Итак, скажи нам: как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Они как бы желали сказать: «Сколько голов, столько и мнений по данному вопросу. Поэтому позволь нам узнать Твое мнение». Из этого вопроса вытекал следующий вопрос: «Имеет ли кесарь право требовать подать?». Недавно до этого, около ста лет назад, иудейский народ был покорен римлянами, оказался под римским игом. Их государство стало провинцией Римской империи. В соответствии с этим от них требовалось уплата дани – налога, и подати, а иногда и подушного налога. Из всего этого явствовало, что «скипетр отошел от Иуды» (Быт.49.10).Они должны были понимать знамение времен и прийти к заключению, что «пришел Примиритель» (Мессия). И что либо Господь Иисус является этим Примирителем, либо они должны найти другого. Итак, вопрос заключался в следующем: «Не следует ли им настаивать на своей свободе и быть готовыми лучше пострадать, нежели лишиться ее?» Основанием для их сомнений служило то, что они были «семя Авраамово» и не должны были соглашаться быть «рабами». Бог дал им закон не ставить над собой царем иноземца. Не означает ли это, что они не должны подчиняться никакому властителю, если он не принадлежит к их народу и не исповедует их веру? Это была ошибка, происходящая от надменного духа. Пророк Иеремия в свое время не мог выбить из них этого высокомерия и заставить их покориться вавилонскому царю, хотя пророк говорил от имени Бога. Теперь они снова преткнулись на этом же камне. Они неправильно понимали смысл заповедей и их привилегий. И, прикрываясь Божьим Словом, спорили с Его провидением, тогда как должны были принимать наказание за свое беззаконие. Но их целью было поймать Христа на слове и, как бы Он ни ответил, подставить Его под огонь ярости либо ревнителей иудейской свободы, либо ревнителей римской власти. Если бы Он сказал, что давать подать непозволительно, они бы донесли римлянам, что Он подстрекает к мятежу, восстает против кесаря и отказывается платить налоги.
22.18 «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?» Господь Иисус обнаруживает своей мудростью эту сеть и разорвал ее. Раскрытое искушение наполовину уже побеждено. Он сказал: «что искушаете Меня, лицемеры?». Какую бы маску ни нацепил на себя лицемер, Бог насквозь видит его. Его нельзя обмануть, как часто обманывают нас лестью и благовидными предлогами. Лицемеры искушают Христа, испытывая Его ведение, Его святость. Осмеливающиеся искушать Христа непременно убедятся, что это невозможно для них. Наказанию повинен тот, кто искушает Его теперь, среди света Евангелия.
22.19 «Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий». Ответ Господа полностью сбил их с толку. Он попросил показать Ему «монету, которою платится подать». Разоблачение их лицемерия могло бы быть достаточным ответом на их вопрос. Каверзные вопросы заслуживают лишь обличения, а не ответа. Однако Господь дает ответ и приводит достаточный для его подтверждения аргумент. Он делает это ради того, чтобы дать правило для Своей церкви по этому вопросу и не дать повода для соблазна. Он заставляет их признать власть кесаря. Имея дело с коварными людьми, следует сначала привести свои аргументы, а потом уже высказывать свое мнение. Римляне требовали уплаты подати их собственными деньгами, которые были в обращении среди иудеев того времени. Которые назывались монетами для уплаты податей. Динарий была наиболее ходовая монета. На ней штамповались изображение императора и его подпись как гарантия стоимости. Признание монет как законной денежной единицы государства подразумевает покорность властям и признание их авторитета в денежных вопросах.
22.20 «И говорит им: чье это изображение и надпись?» Он затем спросил, кто на ней изображен? Они признали, что это изображение кесаря. Тем самым подтвердили слова, сказанные позже, когда Пилат судил Иисуса Христа: «Нет у нас другого царя, кроме кесаря».
22.21 «Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Из сказанного им Христос делает вывод о законности уплаты подати кесарю: «отдавайте кесарево кесарю». Не давайте (как они выражались, ст.17), но отдавайте, т.е. возвращайте их обратно. Теперь слишком поздно обсуждать вопрос об уплате подати кесарю, поскольку ваша страна стала провинцией Римской империи. Этим ответом Христос не вмешивался как Судья или Правитель в дела этого мира. Он оставлял всё в том виде, в каком было до Него. Он дает пример Своим служителям не вмешиваться в споры, не увлекаться полемикой о земных вопросах. Но предоставить решать их тем, чье это дело. Если служители уклоняются от своего пути, то могут лишить себя водительства Святого Духа и Божьего провидения. Христос не обсуждает вопрос о титулах императора, Он просто повелевает подчиняться существующим властям. Поэтому у власти не было никакого основания обижаться на Его высказывание. Но, наоборот, ибо Его слова укрепляли интересы кесаря в народе, почитавшем Его за Пророка. Христос дал наставление для учеников и правила для Церкви на все времена. Во-первых, что христианская религия – не враг, но друг гражданским властям. Царство Христа не входит в конфликт с земными властями и не вмешивается в дела, относящиеся к их юрисдикции. Во-вторых, обязанность каждого подданного – воздавать должное правителям, согласно законам их страны. Высшим властям доверено попечение о народном благосостоянии, о защите подданных и общественного спокойствия, поэтому они имеют право на определенную часть народного богатства. Красть у государства – это больший грех, чем обкрадывать частное лицо. В-третьих, отдавая кесарю кесаревы, мы должны помнить о том, что надо отдавать Богу Божье. Нам следует отдавать Богу принадлежащую Ему часть нашего времени и нашего состояния. Если требования кесаря входят в противоположность с требованиями Бога, то должно более повиноваться Богу, нежели людям.
22.22 «Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли». Они удивились той проницательности, с какой Христос обнаружил расставленную для Него сеть и избежал ее. Сеть, по их мнению, так искусно раскинутую ими. Существует много людей, для которых Христос удивителен. Они восхищаются Его мудростью, но не желают руководствоваться ею.
22.23 «В тот день притупили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:» В стихах 23-33 описан диспут Христа с саддукеями по вопросу воскресения. Саддукеи противостояли важной духовной истине – они говорили, что нет воскресения. Эти еретики назывались саддукеями по имени основателя саддукейской секты Садока, ученика Антигона Сохо, жившего в 3-ем веке до Р.Х. Их сурово осуждали иудейские духовные руководители как людей безнравственных, ведущих распутный образ жизни, к чему их привело их учение. Они были самой малочисленной сектой среди иудеев, но многие из них занимали высокие государственные посты. Они отрицали воскресение и говорили, что загробной жизни не существует, что в момент смерти тела душа умирает вместе с ним. Считали, что не будет ни воздаяния, ни наказания в ином мире, что нет ни ада, ни неба. Здесь в качестве возражения против истины они представили предположительный случай, когда одна женщина имела семь мужей, сменявших друг друга. Саддукеи считали само собой разумеющимся, что если существует воскресение мертвых, то всё должно возвратиться в такое же состояние, в каком мы находимся сейчас на Земле. В таком случае эта женщина окажется в очень затруднительном положении: либо быть женой одновременно семерых мужей, что абсурдно, либо решать, которому из них принадлежать.
22.24 «Учитель! Моисей сказал: «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему». Они приводят закон Моисея, согласно которому в том случае, если человек умирает бездетным, на вдове должен жениться его ближайший родственник (Втор.25.5). Это был государственный закон
22.25-27 «Было у нас семь братьев: первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему. Подобно и второй и третий, даже до седьмого». После же всех умерла и жена». Неважно, был это реальный случай или всего лишь спорный вопрос. Если он и не произошел в действительности, однако был вполне возможен. Мы видим покорность братьев закону, хотя они могли бы отказаться жениться на вдове, подпав под осуждение (Втор.25.7).
22.28 «Итак, в воскресении, которого из семи будет она женою, ибо все имели ее?» Саддукеи выражают свое сомнение в связи с этим случаем. Их слова можно понимать так: «Ты не можешь сказать, которого, из чего мы делаем вывод, что нет воскресения мертвых». Фарисеи, верившие в воскресение, имели грубые, плотские представления о нем и о загробной жизни, надеялись за гробом иметь чувственные наслаждения и удовольствия. Может быть, это и отталкивало саддукеев от самой идеи загробной жизни.
22.29 «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божьей». Незнание Библии является источником многих заблуждений. Христос упрекает саддукеев в невежестве и исправляет их заблуждения. Кто отрицает воскресение и загробную жизнь, тот, по мнению Христа, заблуждается. Он укоряет саддукеев с мудрой кротостью. Саддукеи не знали «силы Божьей», той силы, которая приводит людей к убеждению, что воскресение и загробная жизнь возможны. Неверующие не могут понять, как это может быть, но для верующих во всемогущество Бога все эти затруднения исчезают. Бог через Библию говорит ясно и неоднократно, что после этой жизни будет другая жизнь.
22.30 «Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах». Христос исправляет их представление о воскресении и будущей жизни. В нашем настоящем состоянии брак необходим. Все народы признают обязанность вступить в брак. Он необходим для удовлетворения желаний человеческой природы и для восполнения человеческого рода. Но в воскресении нет никаких причин вступать в брак. На небесах не будет уничтожения человеческого рода, не будет необходимости в деторождении.
22.31 «А о воскресении мертвых не читали ли вы сказанного вам Богом:» Христос приводит аргумент в подтверждении великой истины, касающейся воскресения и загробной жизни. Так как этот вопрос имеет очень большое значение, Он посчитал, что недостаточно лишь разоблачить заблуждения саддукеев, но необходимо обосновать истину твердыми аргументами. Свой аргумент Он берет из Священного Писания, из книги Моисея, потому что саддукеи только их (как считают некоторые) признавали каноническими. Что говорит Священное Писание, то говорит Сам Бог.
22.32 «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых». Принадлежность Богу предполагает некие особые привилегии и блаженства. Читаем в Библии слова: «Я буду тебе Богом», т.е. Благодетелем. Бог Израиля есть его духовный и земной Благодетель. Эти слова Бог часто говорил Аврааму, Исааку и Иакову, они были вознаграждением за их веру и послушание, проявленные в оставление ими своей страны и родства. Иудеи глубоко почитали этих трех патриархов и обычно до высшей степени расширяли обетования, которые дал им Бог. Они наслаждались в этой жизни гораздо меньше, чем их соседи, поэтому искали лучшего за пределами этой жизни. Если бы Бог не обеспечил их так хорошо в ином мире, учитывая их лишения в этом, то Ему стыдно было бы называть Себя их Богом. Бог сказал эти слова Моисею из тернового куста в то время, когда Авраам, Исаак и Иаков были уже давно умершими и погребенными. Невзирая на это Бог говорит: «Я есть Бог Авраама, …». Он не сказал «Я был», но «Я есть». Он не есть Бог мертвых, но живых. Он был Богом Авраама и в то время, когда Он разговаривал с Моисеем, следовательно, Авраам был тогда жив (душа его).
22.33 «И, услышав, народ дивился учению Его». Саддукеи были приведены в молчание (смотри ст.34). Они думали, что своими хитростями посрамят Христа, но опозорились сами. «Народ дивился учению Его», потому что оно было ново для них. Из этого можем сделать вывод, что неясно толковалось Священное Писание иудейскому народу, если он дивился правильному толкованию Христа.
22.34 «А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе». Фарисеи собрались вместе, но не для того, чтобы возблагодарить Христа от лица всей партии за Его эффективную защиту истины против саддукеев, врагов их религии, но чтобы искусить Его. Они надеялись приобрести репутацию людей, приведших в замешательство Того, Кто озадачил саддукеев. Они и в этом случае проявили фарисейский дух зависти и злобы.
22.35 «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:» Законники, как и книжники, исследовали и преподавали закон Моисея. Некоторые считают, что они расходились в том, что законники более чем книжники, занимались практическим вопросами. Как следует из описания этого события в Евангелии от Марка, Христос сказал ему: Мк.12.34 «Недалеко Ты от Царства Божия». Вероятно, он хотел лишь услышать, как Христос ответит на этот вопрос.
22.36 «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» Это излишний вопрос, поскольку в законе Божьем всё важно. Однако это правда, что существуют заповеди, являющиеся основными из всех изречений Божьих, более общими по характеру, чем другие. Намерением вопрошавшего было испытать Христа, или искусить. Испытать не столько Его познания, сколько Его суждения. Этот вопрос обсуждался среди знатоков Закона. Одни считали самой главной заповедью закон об обрезании, вторые – закон о субботе, третьи – о жертвоприношении. Итак, они желали узнать, а что же Христос скажет по этому вопросу, надеясь настроить против Него народ, если Его ответ не совпадет с народным мнением. Если Он возвеличит одну из заповедей, то это даст повод думать о Нем, что Он умаляет остальные. Вопрос этот был довольно безвреден. Среди законников было принято считать, что любовь к Богу и ближнему является наибольшей заповедью, включающей в себе все остальные. Христос подтверждает это.
22.37 «Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. 38 «Сия есть первая и наибольшая заповедь». Хорошо, что Христу был задан этот вопрос, ибо теперь мы знаем Его мнение. Весь Закон исполняется в одном слове, это – любовь. Всякое истинное послушание начинается с любви. Никакое дело не может быть праведным, если не исходит из нее. Она дает основание для всего остального, поэтому она должна, в первую очередь, охраняться для Бога. Любовь к Богу – это первейшая и наибольшая из всех заповедей, она суммирует в себе все заповеди первой скрижали. Любовь – это самое первое и наибольшее, чего требует Господь от нас. Она есть наибольшее, что мы можем посвятить Ему. Здесь нам указывается: (1). Любить Бога как нашего Бога. Нашим Богом должен быть Он. Сделавшие своими богами луну и солнце, их любили. Любить Бога как нашего Бога означает любить Его потому, что Он наш Бог, наш Творец, наш Господин, наш Правитель. И вести себя в отношении Его как нашего Бога, т.е. быть послушным Ему и зависимым от Него. «Любить Бога всем сердцем нашим, всей душой и всем разумением». Некоторые полагают, что под этим подразумевается одно и то же – любить Бога всеми нашими силами. Другие различают сердце, душу и разумение, понимая под ними волю, чувства и разум. Наша любовь к Богу должна быть искренней. Ничто другое мы не должны любить больше, чем Его. Эта первая и наибольшая заповедь, ибо повиновение ей является источником послушания.
22.39 «Вторая же, подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»». Эта заповедь включает в себя все предписания второй скрижали Закона. Так же как первая заповедь включает все предписания первой. Она подобна первой заповеди и вытекает из нее. Правильная любовь к нашим ближним является проявлением и доказательством нашей любви к Богу, Которого мы не видим (1Ин.4.20). Эта заповедь предполагает, что мы любим и должны любить себя. Существует порочное себялюбие, оно является корнем самых великих грехов. Его следует отвергать и умерщвлять. Но есть и законная, естественная любовь к себе, которая должна сохраняться и освящаться. Мы должны любить себя, т.е. заботиться о благополучии своей собственной души и своего тела. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Мы должны уважать и ценить всех людей, никому не причинять зла, ни с кем не обращаться несправедливо. Мы должны быть доброжелательными ко всем и творить добро всем, кому можем. Мы не только призваны любить ближнего своего как самого себя, но во многих случаях нам следует жертвовать собой ради блага нашего ближнего и способствовать благополучию других.
22.40 «На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Христос говорит о важности этих двух заповедей. Они были записаны в человеческих сердцах Богом, были оживлены Моисеем, подкреплены писаниями и пророками. Всё держится на законе любви. Эти две заповеди – корень и источник всех других обязанностей, они – краткое содержание Библии. В том числе и Евангелия, но при условии, что эта любовь является плодом веры, что мы любим Бога во Христе, а своих ближних – ради Него. Всё держится на этих двух заповедях, ибо «любовь есть исполнение закона» (Рим.13.10).
22.41 «Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:» Фарисеи задавали Христу много вопросов, которыми они, думая озадачить Его, лишь выставили не в лучшем свете самих себя. Теперь настало время Ему задавать им вопрос. Он это сделал, когда они собрались. Он не выбрал кого-то одного из них, а обращается ко всем присутствующим, чтобы посрамить их. И всех их поставил в тупик.
22.42 «Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов». Христос предлагает им вопрос, на который они легко могли ответить. Этот вопрос находился в их собственном катехизисе. Чьим Сыном, думаете вы, будет Мессия, обещанный вашим отцам? Они легко ответили на этот вопрос: «Сын Давидов». В Ветхом Завете в нескольких местах есть точное указание на это. Если Христос был Сыном Давидовым, Он был настоящим, истинным Человеком. «Что вы думаете о Христе?» Они задавали Ему вопросы по Закону, а Он ставит перед ними вопрос, основываясь на обетовании.
22.43 «Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:» 44 «Сказал Господь Господу моему: сядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». 45 «Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему?» Христос приводит фарисеев в замешательство, возразив на их ответ вопросом, который им трудно было разрешить. Обнаружили они свое невежество в познании истины и были постыжены. Задав им этот вопрос, Христос не имеет целью уловить их. Он желает наставить их в истине, в которую они не хотели верить – что ожидаемый ими Мессия есть Бог. Легко увидеть, что Давид называет Мессию Господом и делает это по вдохновению свыше и под влиянием духа пророчества. Чтобы доказать, что Давид Святым Духом называл Его Господом, Христос цитирует Пс.109.1. Этот псалом сами книжники считали пророчеством о Мессии. Он описан в нем как Пророк, Царь и Священник, как в Его уничижении, так и в Его вознесенном состоянии. Христос цитирует целиком стих, описывающий Мессию в Его превознесенном положении, как сидящего одесную Бога. То, что Он сидит по правую сторону (одесную) Бога, означает, что Ему дарована величайшая честь и неограниченная исполнительная власть. Он не Сам присвоил Себе эту честь. Он был удостоен ее согласно завету с Его Отцом и облечен ею по повелению Его Отца. Он описан в этом псалме и как покоряющий Своих врагов. Враги покоряются Ему, когда своевольные люди обращаются в христианскую веру и когда нераскаявшиеся враги приходят в замешательство. Они будут приведены к Его стопам. Здесь этот стих цитируется ради того, чтобы показать, что Давид называет Мессию своим Господом. Тем, кто не признает божественного происхождения Христа, нелегко понять этот стих. Он кажется им абсурдным, если Мессия есть только Сын Давидов. Нелепо звучит, когда отец называет своего сына Господом. Если Давид называет Его Господом, то это должно пониматься в согласии с истиной о Его власти и божественности.
22.46 «И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его». Христос Своим деликатным испытанием знаний фарисеев одержал двойной успех. Во-первых, они были приведены в замешательство: «никто не мог отвечать Ему ни слова». Они не могли ответить либо по причине своего невежества, либо по причине своего нечестия, не желая признавать, что Мессия есть Бог. На самом деле ответ прост: Христос, будучи Богом, является Господом Давида, а будучи Человеком, Он есть Сын Давида. Он не объясняет им этой причины теперь, но откладывает объяснение на будущее, когда она будет доказана Его воскресением. Если мы не держимся той истины, что Христос есть Господь Бог, то мы сталкиваемся с неразрешимыми трудностями. Во-вторых, Христос заставил умолкнуть не только фарисеев, но и всех остальных, которые искали повода уловить Его: «никто уже не смел …». Из этого стиха можем делать вывод: многих слово убеждает, но не обращает к Богу. Если бы эти люди обратились, то он задали бы Ему еще больше вопросов. В т.ч. такой важный вопрос: «Что нам делать, чтобы спастись?» Но они, не добившись своего, не захотели больше иметь с Ним дело.