ПРОПОВЕДИ
Явление воскресшего Христа при Тивериадском озере.
Ин.21.7 «Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь».
Словно на крыльях вернулись одиннадцать апостолов назад из Иерусалима в Капернаум. К тому времени от богомольцев уже многие знали о казни Иисуса Христа. Однако всех приводили в недоумение Его ученики. Они совсем не были удручены, напротив, в них ощущалась просветленная радость. Что могло на них так подействовать? Над этой загадкой ломали голову знавшие их люди. Тогда то, быть может, апостолы и поняли, для чего Учитель велел им оставить Иерусалим. Ангел Божий сказал женщинам, пришедшим к гробу Христа: Мк.16.7 «идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее, там Его увидите, как Он сказал вам». В Иерусалиме их ежедневно подстерегала опасность, а дома, вдали от врагов, они могли вновь собрать рассеявшихся последователей Господа и сообщить им о дивном событии: «Он воскрес». Жизнь апостолов постепенно вошла в прежнее русло. Рыбаки взялись за свой обычный труд, но мысли их постоянно полны были Господом. О Нем напоминала каждая тропинка, каждый уединенный уголок на берегу. Здесь Он учил их притчами, сидя на холме. Там говорил с толпой. На этой улице рыбачьего поселка исцелил больного. Апостолы как бы заново переживали чудеса тех трех лет, которые, благодаря Христу, открыли им небо. Однако Сам Господь еще не появлялся им. Ученики ждали, веря Его обещанию.
До этого дня Господь Иисус являлся Своим ученикам тогда, когда они встречались в Иерусалиме на торжественном собрании в день Господень. Теперь Он явился только некоторым из них, причем в будний день, когда они занимались ловлей рыбы. И мало помышляли о Его появлении среди них. На этот раз Он явился только семерым из них. Среди них упоминается Нафанаил, с которым мы встречались в гл.1. Некоторые полагают, что он и Варфоломей были одним и тем же лицом. Два других, не названных по имени, предположительно были Филипп из Вифсаиды и Андрей, брат Петра из Капернаума. Хорошо, когда ученики Господа часто бывают вместе. Проводят вместе время не только в торжественных религиозных собраниях, но и в обычных общениях, в занятиях обычными делами. Этим самым добрые христиане свидетельствуют о своей любви друг к другу и возрастают в ней, назидают друг друга беседами и личным опытом. Господу Иисусу угодно было явить Себя им в то время, кода они были вместе. Не только потому, что Он желал поощрить христианские общения, но и для того, чтобы все они одновременно стали свидетелями одного и того же события. И могли подтвердить свидетельства друг друга. Здесь оказалось семь свидетелей одновременно. По поводу чего некоторые отмечают, что римский закон требовал присутствия семи свидетелей для того, чтобы завещание могло вступить в силу. Фома был одним из них, и его имя упоминается вслед за именем Петра.
Ст.3 «Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою». Некоторые комментаторы этого события считают, что они поступили плохо, вернувшись к своим некогда оставленным лодкам и сетям. Но в таком случае Господь не поддержал бы их Своим посещением. Они, скорее, заслуживают похвалы, ибо поступили так, чтобы не терять времени и не быть праздными. Они еще не были поставлены проповедовать о воскресении Господа. Вероятно, Господь повелел им ничего не сказывать о Его воскресении раньше Его вознесения. И даже более того, раньше изливания на них Святого Духа. И тогда они должны будут начать свою проповедь с Иерусалима. Причиной того, что они пошли ловить рыбу, служило наверно и то, что хотели сами содержать себя и никого не обременять. Пока их Учитель был с ними, служившие Ему проявляли заботу и о них. Но теперь, когда отнялся у них Господь Иисус, они должны были заботиться о своих нуждах. Поэтому-то Господь и спросил их: «Дети (ребята) есть ли у вас какая пища?» Они ничего не поймали, хотя, вероятно, трудились всю ночь. Обратим внимание на то, как суетен этот мир: рука трудолюбивых людей порой остается пустой. Даже добрые люди могут не иметь желаемого успеха в своих честных предприятиях. Можно идти путем долга и при этом не преуспевать. Человек действительно «владычествует над рыбами морскими», они однако не всегда оказываются всецело в его распоряжении. Только Бог знает морские стези и управляет теми, кто ими проходит.
В ст.1 сказано: «явился же так». После воскресения тело Христа, хотя и было истинным и реальным, стало телом прославленным. Такими станут и наши тела после воскресения. Поэтому оно было видимо для глаз людей только тогда, когда Он Сам желал этого. Он явился им своевременно, «когда уже настало утро» (ст.4), после их бесплодных ночных трудов. «Иисус стоял на берегу». Время явления Христа Своим детям наступает тогда, когда они терпят большие трудности. Когда они чувствуют себя совершенно потерянными, Он дает им понять, что они не потеряли Его. Пс.29.6 «вечером водворяется плач, а на утро радость». Господь открывался ученикам постепенно. Хотя ученики и были хорошо знакомы с Ним, тем не менее, они не узнали сразу же, что это Господь. Они не рассчитывали увидеть Его здесь, и не всматривались в Него пристально. Они приняли Его за обычного человека, ждущего прибытия их лодки с целью купить у них рыбы. Господь Иисус часто бывает ближе к нам, чем мы думаем, о чем в последствии узнаем к нашему утешению. Он открылся им через Свое сострадание: «Дети! Есть ли у вас какая пища?» Эта форма обращения Господа была им хорошо знакома. Он разговаривал с ними как со своими сыновьями, с отеческой заботой и нежностью. Хотя они не были детьми по годам, но были Его детьми, которых дал Ему Бог Отец. Он спрашивает их как заботливый отец, интересующийся, обеспечены ли его дети всем необходимым. Чтобы позаботиться о них в случае нужды. Господь Иисус знает земные нужды Своих детей. И Он пообещал им не только достаточную благодать, но и необходимую пищу. Он призывает Своих детей к тому, чтобы они поведали Ему о своем материальном состоянии и в молитве веры открыли перед Ним свои желания. И тогда Он заботится вместо них. В этом Господь показал нам пример сострадательного отношения к своим братьям. Богатые должны спрашивать (по их усмотрению) нуждающихся братьев: «Есть ли у вас какая пища?» Ибо те, кто больше всего нуждается, обыкновенно меньше всего кричат об этом.
Вокруг нас много бедных и несчастных людей. А кто-то беден и несчастен уже тем, что не знает Господа. И хотя мы не можем решить все проблемы других людей, мы можем им показать, что нам до них есть дело. Может, мы не можем помочь им материально, но зато мы можем им отдать себя. Мы можем сделать так, чтобы бедные и несчастные знали, что мы о них думаем. Мы можем выслушивать их рассказы. Мы можем относиться к ним с уважением. Мы можем за них молиться. Мы можем писать им письма. Мы можем рассказывать им о Христе. Подумайте о тех, кто живет только для себя, кто ищет чего-то очередного, что должно принести ему счастье. И сравните их с теми, кто себя раздает другим. У второго из этих двух есть душевный покой, сила духа и радость.
Ученики ответили на вопрос Господа коротко и, как считают некоторые, в духе недовольства. Он спросил их об этом не потому, что не знал их нужды. А потому, что хотел услышать о них из их уст. Желающие получить помощь от Бога должны признать себя нуждающимися. Он открылся им через Свое всемогущество. Ведь когда-то подобное уже было: была пустая сеть и неожиданный богатый улов (в начале земного служения Господа). И теперь, собравшиеся идти домой с пустыми руками, стали обладателями великого улова рыбы. Божественное провидение простирается до самых незначительных вещей. И блаженны те, кто понимает, что следует делать и за всё благодарит Бога.
Один проповедник рассказывает: «Отдыхая после напряженного дня, включил телевизор. Предавали матч по регби. Во время матча один из спортсменов получил травму. Камера показала пострадавшего крупным планом. Я увидел на его майке надпись: Аввакум 3.19: «Господь Бог – сила моя; Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои выведет меня»». Мы все нуждаемся в силе Божьей. Он один может сделать наш труд успешным.
Иоанн был самым смышленым и проницательным учеником Христа. Он шепнул Петру: «Это Господь». Он знал, что Петр обрадуется встрече с Господом больше, чем все остальные. Хотя Петр и отрекся от своего Учителя, однако он раскаялся и вновь был допущен в среду учеников. Они общались с ним так же, как и прежде. Петр был самым ревностным учеником. Как скоро он услышал, что это Господь, лодка не в состоянии была удержать его. И он не мог ждать, когда она пристанет к берегу, но тут же бросился в озеро, чтобы первым прийти к Христу. Здесь заметим следующее: как многообразно раздает Бог Свои дары. Одни выделяются среди братьев, как Петр и Иоанн, своими дарами и способностями. Другие ничем не выделяются, а просто исполняют свои обязанности. Тем не менее, как те, так и другие, воссядут с Господом во славе. Петра не следует осуждать за то, что он бросился в воду. Напротив, его следует похвалить за его ревность и силу его чувств. Следует похвалить также и тех, кто из любви к Господу пренебрегает этим миром. Некоторые больше служат Господу в земных делах. Они остаются в лодке, тянут сеть и вытаскивают рыбы на берег, подобно остальным ученикам в этой истории. Таковых тоже не следует осуждать, называя их мирскими верующими. Ибо они, находясь на своем месте, также верно служат Господу. Если бы все ученики поступили так, как Петр, то что стало бы с их рыбой и сетями? И в то же самое время если бы Петр сделал то, что сделали они, то нам в таком случае недоставало бы этого примера святой ревности.
Незнакомец, казалось, ждал их. Среди камней был разложен костер, на углах пеклась рыба. Нам не следует заниматься выяснением того, откуда взялись этот огонь, рыба и хлеб. Так же как и того, откуда бралось то мясо, которое приносили вороны пророку Илии. Тот, кто мог умножить ячменные хлебы и рыбок, мог и сотворить новые хлебы и рыбу по Своему желанию. Или послать за ними Своих ангелов туда, где, как Он знал, можно было их добыть. Рыбаки, ученики Христа в смущении остановились. Кто мог бы предположить в этих загорелых полуобнаженных людях будущих покорителей мира?
«Принесите и тех рыб, что вы поймали сейчас», сказал Незнакомец. Это не значит, что Ему нужна была эта рыба или что Он не мог приготовить без них обед для них. Но Он хотел, чтобы они ели от трудов своих рук. Что добывается нашим личным усердием и честным трудом при посредстве Божьего благословения, то приносит особую сладость. О ленивом человеке сказано: Прит.12.27 «Ленивый не жарит своей дичи», а эти апостолы не были ленивыми. Они пошли к сетям, и скоро трапеза была готова. Над озером поднималось солнце. В тишине звучали голоса птиц, слышался плеск волн. Ни один из учеников не осмеливался спросить: «Кто Ты?», но в душе их пела неземная радость. Каждый с неоспоримой уверенностью знал, что это Господь Иисус преломляет с ними хлеб, хотя облик Его был иным. Кончив, все встали. Господь подозвал Петра и отвел его в сторону.
Они сосчитали пойманных рыб. Возможно, это было сделано ими с целью раздела рыбы. Здесь мы видим еще один пример попечения о них Господа. При таком множестве, и притом больших рыб, сеть не прорвалась. Так что они не потеряли ни одной рыбы. Обратим внимание на то, как почтительно держались ученики с Господом. Они в какой-то мере боялись воспользоваться той свободой в отношениях с Ним, к которой Он побуждал их. Ему пришлось приглашать их принять пищу. Господь Сам обслужил учеников. Приметив, что они все еще остаются робким и нерешительными, Он Сам берет хлеб и рыбу и дает им. Вне всякого сомнения, Он благословил пищу и воздал благодарение. Господь ел и Сам. Он желал показать, что у Него было самое настоящее тело, способное вкушать пищу. Позже апостолы приводили в качестве одного из доказательств Его воскресения тот факт, что они с Ним ели и пили.
Боже, просим, дай нам видеть Иисуса Христа духовными глазами в Евангелии, как если бы Он предстоял перед нами телесно. И обладать тем блаженством, о котором говорит Сам Господь. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дайнам осознать, что Господь Иисус часто бывает к нам ближе, чем мы думаем. Бл-м, что Ты знаешь земные и духовные нужды Своих детей. И Ты даешь им не только достаточную благодать, но и необходимое для земной жизни. Бл-м, что Ты предлагаешь Своим детям в молитве веры открыть свои желания. И тогда Ты заботишься о них. Бл-м, что в этой истории Господь Иисус показал нам пример сострадательно отношения к Своим. Эта история тоже призывает всех верующих помочь другим людям. И мы должны относиться ко всем с уважением. Мы можем за них молиться, рассказывать им о Христе Иисусе. И таким образом мы можем обрести душевный покой и радость. Просим, дай нам осознать, что желающие получить помощь от Бога должны признать себя нуждающимися. Бл-м, что божественное провидение простирается до самых незначительных вещей. Дай нам понять, что следует делать и за всё благодарить Бога. Аминь.