ПРОПОВЕДИ
Борьба с завистью.
1Кор.3.3 «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете?»
По словарю русского языка Ожегова зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого человека. Зависть – это болезнь воли, вызванная преимуществами в положении других. Зависть греховна, т.к. она свидетельствует о неудовлетворенности провидением Божьим. И противоречит принципу любви к другому человеку, т.к. христианская любовь радуется благам других.
В стихах 1Кор.1-4 апостол упрекает коринфян за их духовную незрелость. Верующие души являются только отчасти освященными, им надо возрастать как в благодати, так и в познании Божьих истин. Ап. Петр наставляет: 2Пет.3.18 «Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа». Апостол указывает, что мы должны делать, чтобы избежать отпадения. Надо стараться познавать Иисуса Христа более ясно и более полно. Больше узнавать о Нем и с более высокой целью, чтобы больше уподобиться Ему и больше любить Его. Такое познание Христа делает Его более дорогим для нас. Поэтому оно сохранит нас от падения во время всеобщего отступления. Через наш эпиграф ап. упрекает коринфян за их плотское состояние, приводя в качестве доказательства их споры и разногласия из-за служителей церкви. Споры и разногласия по религиозным вопросам являются печальным доказательством плотского состояния души. Истинная христианская религия делает людей миролюбивыми. В высшей степени прискорбно, что некоторые люди, которые должны жить по-христиански, по принципам более высоким, чем общепринятые человеческие нормы, следуют человеческим обычаям. Живут и поступают так же, как все прочие люди.
Есть рассказ о двух конкурирующих предпринимателях, чьи магазины стояли один против другого. Каждый ревностно следил за успехами соперника. Однажды во сне к одному из них явился ангел и сказал: «Я дам тебе всё, чего ни пожелаешь, но с одним условием: твой соперник получит то же в двойном размере. Чего ты хочешь?» Предприниматель нахмурился, но быстро нашелся. Он попросил: «Выколи мне один глаз!». Такова зависть в ее худшем проявлении. Это разрушительное чувство разрывало церковь в Коринфе. Верующие приняли Евангелие Христово, но при этом еще не позволяли Святому Духу преобразить их сердце. В результате они завидовали и ссорились друг с другом, что вело к разделениям. Ап. Павел усматривал в их зависти признак незрелости и мирского образа мыслей (1Кор.3.3). Они не поступали как люди, преображенные Святым Духом. Одно из лучших проявления действия Святого Духа в нашей жизни – благодарность и удовлетворенность тем, что имеем. Т.о., вместо того, чтобы предаваться иссушающей зависти, мы сможем щедро делиться своими благословениями с окружающими.
Зависть стала причиной грехопадения Евы и Адама, потому что, вызвав зависть, сатана сделал так, чтобы человек потерял радость от чистосердечного общения с Богом. Вспомним отрывок из этой истории: Быт.3.6 «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи. И что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание. И взяла плодов его, и ела. И дала также мужу своему, и он ел». Также зависть вызвала первое в истории человечества кровопролитие. Читаем отрывок из истории этого события: Быт.4.5,8 «А на Каина и на дар его (Бог) не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. … И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его». Зависть – это грех, который очень ярко характеризует состояние сердца человеческого и указывает на Его испорченность. Господь Иисус говорит: Мк.7.21-22 «Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, любодеяния, прелюбодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». Из этого отрывка мы видим, что в глазах Бога сердце человека– главный источник его нечистоты. Нравственная чистота не зависит от того, умыт человек или нет, прикоснулся он к какому-то предмету или нет, ел какую-то пищу или нет, как этому учили фарисеи и книжники. В словах нашего стиха содержится истина, о которой часто забывают. Мы часто забываем, что каждый человек имеет внутри себя источник нечестия. Нам не нужна плохая компания, чтобы научиться злому поступку, нам не нужны искушения дьявола, чтобы впасть в грех. Из этого отрывка мы узнаем также, что в человеческом сердце содержится много зла. Обратим внимание на то, что Господь Иисус говорит о сердце каждого человека, а не о сердце какого-то закоренелого преступника. Он говорит обо всем человечестве. Как же должны мы быть благодарны за Евангелие, когда читаем эти стихи! Еще вспомним наставление из Послания Иакова: Иак.3.14 «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину». Уничтожается похвала тех, кто имеет плохой характер. Разоблачается тщеславие их, и показываются результаты поведения плохого человека. Каковы бы ни были ваши претензии, как бы вы ни думали о себе, но если вы убиваете в себе христианскую любовь и разрушаете мир, давая место горькой зависти и сварливости, то у вас есть множество причин, чтобы перестать хвалиться. Ваша ревность об истине, ваше хвастовство хорошими знаниями позорят ваше христианское исповедание. И совершенно противоречат ему.
Часто зависть становится причиной, по которой люди прилагают все свои силы, чтобы достичь успеха: они работают, потому что завидуют своим ближним и хотят превзойти их. Автор книги Екклесиаст (Проповедник) пишет: Еккл.4.4 «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа». В этом стихе сказано о том, что если человек способный, сообразительный и успешный в бизнесе или в другом виде трудовой деятельности, то он вызывает зависть у своих ближних. Полагаем, что он прилагает много усилий и проходит через многие трудности. Его состояние ему нелегко достается, а стоит большого труда. Он также не добывает его нечестными способами, не причиняет вреда и не обманывает людей. А трудится честно, занимается достойным делом и управляет бизнесом по всем правилам справедливых и открытых отношений. Но, несмотря на это, его «успех в делах производит взаимную между людьми зависть» у большинства людей. И это происходит особенно из-за его хорошей репутации, благодаря своей честности. Это демонстрирует, как мало совести у большинства людей. Они будут завидовать своему ближнему, злословить о нем и отвечать на добро злом лишь потому, что он более изобретателен и трудолюбив, чем они сами. Завидовать ему будут за то, что небеса его больше благословляют, чем их. В Библии много таких примеров. Каин завидовал Авелю, Исав – Иакову, Саул – Давиду. И всё, несмотря на то, что те честно поступали. Эта явно дьявольская черта характера. Наш стих показывает также, как мало надежды у мудрых и полезных людей получить утешение в этом мире. Они не смогут избежать зависти. Кто превосходит других в добродетели, тот всегда будет соринкой в глазу тех, кто чрезмерно порочен. Но это не должно разубеждать нас честно трудиться. Мы должны надеяться получить похвалу не от людей, но от Бога. Каждое правое дело будет принято Богом. Поэтому человек не должен беспокоиться, если это вызовет зависть его ближних. Она может лишь побудить его меньше любить этот мир.
Вместе с другими грехами зависть может войти в жизнь человека. Рим.1.28,29 «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства. Так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, …». Язычникам было дано знание о Боге, но они не сочли достойным сохранить его и следовать ему. Но, наоборот, они подавляли его неправдой. Бог ниспослал на них наказание и осуждение. Бог предал их такому уму, который не способен делать правильные выводы. Обратим внимание на данный здесь намек, говорящий о справедливой связи между наказанием и грехом. Поскольку они не позаботились пребыть в познании Божьем, единственно направляющем наш ум к правильному разумению, Бог дал им ум превратный. Ум, уже не могущий многое понять и разуметь. Итак, апостол хочет сказать, что они по неправому выбору предпочли Богу свои суетные мысли. И так впали в добровольное заблуждение. И это сильно проявилось в языческих безумствах. «Исполнены зависти», т.е. появился дух тьмы в человеке. Он вовсе не любил своего ближнего, как самого себя. Напротив, страдал от успехов или благополучия других людей.
В псалме 72 псалмопевец Асаф признается: Пс.72. 3 «Я позавидовал безумным, видя благополучие нечестивых». Обратим внимание на процесс его искушения: чем он искушался и к чему. Он обратил внимание на то, что нечестивые люди иногда заметно процветают. Он со скорбью увидел их благоденствие. Нечестивцы действительно являются безумцами, т.к. поступают против разума и своих истинных ценностей. Но в то же время всякий человек видит их процветание. Порой они меньше других в этой жизни подвергаются бедам и трудностям. Они не бедствуют, как даже мудрые и хорошие люди. Кажется, что благодаря какой-то особой привилегии они освобождены от общего печального жребия. Похоже, что в этой жизни им выпадает больше утешений и удовольствий. Обратим внимание на то, к чему приводят их чрезмерные удовольствия: глаза их пресыщаются чувственными наслаждениями, готовы выкатиться из головы. Они имеют больше, чем может пожелать смиренное сердце. Но в их сердце нет ничего, что принадлежит вечной жизни. На них смотрят, как на преуспевающих людей. К тому, что они имеют, они прилагают еще больше почестей, власти, удовольствий. Но они неправильно использовали внешнее процветание и ожесточились в своем нечестии. Процветание сделало их гордыми. Они демонстративно кичились своим процветанием, как люди, показывающие свои украшения. Нет ничего плохого в ношении ожерелья, но если к нему привязывается гордость, оно перестает быть украшением. Они превозносят себя и презирают бедных. Главное для них – обогащение и собственное возвеличение. Порой даже искренние христиане увлекаются успехами неверующих. И ищут удовлетворения в ничтожных земных благах, а не в совершенном Боге. Что поможет нам справиться с искушениями? То, что Бог непрестанно хранит нас и руководит нами. Он – твердыня сердца нашего.
Наши земные мечты могут так и не осуществиться. И всё же мы можем иметь мир в сердце, если сосредоточим внимание на многочисленных проявлениях Божьей щедрости к нам. Независимо от того, что мы хотим и чего не имеем, мы можем иметь живительный Божий мир. Бог дарит нам Свой мир и много других благословений.
Трудности, отчаяние, опасности и последствия прошлых ошибок – всё это порой истощает нас. Мы выгораем. Обстоятельства вытесняют из сердца радость и мир. К кому мы обращаемся в трудные времена за помощью, за надеждой? Ап. Павел, чья жизнь была наполнена тяжелыми испытаниями, писал: 2Кор.4.8-9 «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем». Как такое может быть? Когда мы пребываем во Христе, Он, добрый Пастырь, подкрепляет нашу душу. И дает силу для следующего шага веры. Он обещает проходить вместе с нами весь наш жизненный путь, каждый шаг на этом пути.
Боже наш! Просим во имя Иисуса Христа, помоги нам перенести трудности нашего жизненного пути. Укрепи нашу надежду во Христе на обещанное Тобой вечное будущее. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы бл-м, что через Библию Ты учишь нас, как мы можем предотвратить проявление в себе зависти. Ибо зависть греховна, т.к. она свидетельствует о неудовлетворенности провидением Божьим. Просим, вместо соревновательного духа этого мира дай нам Свое любящее присутствие и покой. Дай нам помнить, что Царство Иисуса Христа важнее наших земных успехов. Бл-м, что когда мы пребываем во Христе, Он подкрепляет нашу душу. И дает силу для следующего шага на пути веры. Просим, направь наше внимание от талантов и благословений других людей к Тебе, истинному милостивому и щедрому Богу. Помоги нам верить, что Ты даешь нам именно то, что нужно. Помоги довериться Тебе во всем. Аминь.