ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 23 Мф.
23.1 «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим». Мы приступаем к изучению главы, которая является самой необычной во всех четырех евангелиях. В ней содержатся слова Христа, сказанные Им в храме. В этих словах Он сурово осуждает книжников и фарисеев, их учение и поведение. Потому что ничто так не противоречит духу Евангелия, как нравы и образ жизни этого рода людей. Они скрывали под маской благочестия свою гордость, любовь к миру и к господству над другими. Несмотря на это, они были кумирами народа. И вот Христос здесь обращается к народу и ученикам, чтобы исправить их ложные представления об этих книжниках и фарисеях. И таким образом удалить из сердца некоторых предубеждение против Христа и Его учения. Того учения, которое они составили в себе в силу противодействия Ему со стороны этих представителей церкви. Зная, что Он скоро оставит Своих учеников одних, как овец среди волков, Он говорит им, что их окружают лжеучители. 12 первых стихов могут нас многому научить.
23.2 «И сказал им: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи». В этой беседе Христос признает их учение как толкователей Закона. Ввиду того, что Закон Моисея был государственным законом, они выступали и как судьи или как судебная коллегия. Они сидели на Моисеевом седалище, названном так не потому, что Моисей был посредником между Богом и Израилем, а лишь потому, что он был верховным судьей. Их служение было законным и необходимым. Итак, сидящие на седалище Моисеевом дегенерировали.
23.3 «Итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают». Из сказанного выше Христос делает следующий вывод: «Итак, всё, что они …». Т.к. они сидят на Моисеевом седалище, т.е. читают и проповедуют Закон, данный Богом через Моисея, и судят на основании этого Закона, вы должны подчиняться их словам. Христос хотел, чтобы люди пользовались их помощью в вопросах толкования Писания, и поступали согласно их поучениям. Они должны были соблюдать заповедь Божью, но с благоразумной осторожностью. Не следует плохо думать о добрых истинах лишь потому, что они преподаются нам плохими служителями. Также как и не следует пренебрегать добрыми законами из-за того, что они приводятся в исполнение плохими правителями. Христос повелел народу так поступать, как они учили, но далее Он произносит предостережение не поступать так, как они поступали. Не следует подражать дурным примерам ради здравых учений, подающих эти примеры. То, что фарисеи и книжники в себе так ценили, было мерзостью в глазах Божьих. Здесь и в последующих стихах наш Спаситель перечисляет ряд конкретных их дел, которым не следует подражать. Говоря в общем, Он обвиняет их в лицемерии. Оно не может быть исследовано человеческим судом, ибо мы можем судить только по наружности. Но Бог, испытующий сердца, может признать человека виновным в лицемерии. Для Него нет ничего более отвратительного, чем лицемерие, ибо Он желает истины. В стихах 3-7 Он выдвигает против них четыре обвинения: 1) Их дела расходились с их словами (ст.3); 2) они со всей строгостью возлагали на других тяжелые бремена, которые сами нести не хотели (ст.4); 3) они стремились иметь только вид благочестия, но не его сущность (ст.5); 4) они имели страсть первенства и старшинства перед другими и чрезвычайно этим гордились. Рассмотрим по порядку эти обвинения. 1) их дела расходились с их словами. Их практическая жизнь не соответствовала ни их проповедям, ни их исповеданию: «ибо они говорят и не делают». Они учили доброму из Закона, но своим поведением опровергали его. Ап. Павел осуждает таковых, говоря в отрывке Рим.2.17-24, что самыми неизвинительными из всех являются грешники, позволяющие себе те грехи, которые осуждают в других, или даже хуже. Таковые «от слов своих осудятся». Это относится ко всем тем, кто говорит, но не делает; кто хорошо исповедует свою веру устами, но не живет достойно своего исповедания; кто обещает, но не исполняет свои обещания.
23.4 «И они связывают ноши, тяжелые и неподъемные и взваливают их на плечи людей, а сами и пальцем не хотят их двинуть». Рассмотрим обвинение Христа против них: 2) они со всей строгостью возлагали на других тяжелые бремена, которые сами нести не хотели. Они не только настаивали на каждой букве Закона, который назван в стихе Деян.15.10 «игом», но требовали его соблюдения с большей строгостью, чем потребовал того Сам Бог. Они прибавляли к Его словам и насаждали собственные правила и предания, несоблюдение которых вело к строгим наказаниям. Они любили показывать свою власть и упражнять свои деспотические способности, господствуя над наследием Божьим. Христос указывает на их лицемерие: «а сами и пальцем не хотят их двинуть». Они сами не хотели исполнять то, к чему обязывали других. Они тайно нарушали свои собственные традиции, которые публично отстаивали. Видя, как иные изнемогают под бременем их законов, они не хотели помочь народу, чтобы облегчить это бремя. Они не хотели отказываться от детально разработанных собственных установлений. Они не допускали никаких послаблений для облегчения суровости их неписанного закона. Противоположна была этому жизнь апостолов Христа, позволявших другим те христианские свободы, в которых они отказывали себе самим ради созидания Церкви. Они не возлагали на других никакого иного бремени, кроме необходимого. Можем убедиться, как заботливо щадит ап. Павел тех, кому пишет свои послания.
23.5 «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих». Они стремились иметь только вид благочестия, но не его сущность. Мы должны делать добрые дела с тем, чтобы видящие их прославляли за них Бога. Но мы не должны провозглашать о наших добрых делах с тем, чтобы люди видели их и прославляли за них нас. Здесь именно в этом обвиняет наш Спаситель в общем фарисеев. У них была одна цель – заслужить похвалу у людей. И поэтому все их старания были направлены на то, чтобы люди видели их. Никто не упражнял себя в делах благочестия, видимых для постороннего глаза, с таким усердием, с каким делали это они. Но от тех обязанностей, которые они должны были исполнять лично перед Богом, уединившись в своих комнатах, в глубине души, они себя освобождали. Видом благочестия они приобретали себе имя, и это было всё, к чему они стремились. Христос указывает на два конкретных дела, которые они делали с тем, чтобы люди видели их. Они «расширили хранилища свои». Это были маленькие свитки из папируса или пергамента, на которые были переписаны четыре отрывка из Закона. Эти свитки были зашиты в кожаные коробочки, которые носили на лбу и на левой руке. Таково было предание старцев, основанное на стихе Исх.13.9. Где, вероятно, авторы в образных выражениях хотели сказать только то, что мы должны так бережно хранить Божьи установления в своей душе, как если бы они были повязаны у нас между глазами. Фарисеи расширяли эти хранилища, чтобы казаться людям более святыми, более строгими и ревностными в исполнении Закона, чем другие. Жаждать того, чтобы быть поистине более святыми, чем другие люди – благородное стремление. Но жаждать того, чтобы только казаться таковыми – тщеславные амбиции. Это есть не что иное, как лицемерие. Они «увеличивали воскрилия одежд своих». Бог повелел иудеям делать кисти на краях одежд своих (Чис.15.38), которые должны были отличать их от других народов. Однако фарисеи не довольствовались такими кистями, какие были у других и какие соответствовали Божьим требованиям. Они удлиняли их, чтобы они соответствовали их собственной цели – обратить на себя внимание, как если бы они были благочестивее других. Те, кто поступают так, чтобы им обманывать других людей, в конце концов, обманут самих себя.
23.6 «Также любят почетное место на пиршествах и главное место в синагогах». Они имели страсть первенства перед другими и этим гордились. Гордость была господствующим грехом фарисеев. Господь описывает их гордость в стихах 6 и 7. Они домогались почетных и высоких мест во всех общественных собраниях, на пиршествах и в синагогах. Им отдавалось предпочтение перед другими людьми и признавалось их более высокое положение, т.к. они считались заслуженными людьми. Они осуждаются здесь не за то, что первенствовали, ведь кто-то должен занимать и первые места, а за то, что они любили это. Дорожить такими незначительными формальностями, как сидеть на первом месте и т.д., и еще этим гордиться, значит то же самое, что и делать из самих себя идолов. Это наихудшее из всех святотатств. Это мерзко на всяком месте, но особенно в синагогах. Искать себе славы там, куда мы приходим для воздаяния славы Богу и для смирения самих себя перед Ним. Давид был готов находиться у порога дома Божьего (Пс.83.11).
23.7 «И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! Учитель!». Они домогались почетных титулов и знаков уважения. Им нравилось, когда люди снимали перед ними шляпы и выказывали им свое почтение при встрече на улицах. И слышать, как их одаривают высоким и почетным титулом «учитель». Когда поучаемый Слову почтительно относится к поучающему его, это достойно похвалы. Но когда поучающий требует себе этого уважения, когда он превозносится, если ему оказывают его, это является грехом. Такому учителю нужно самому усвоить первый урок в школе Христа – урок смирения.
23.8 «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья». Христос предостерегает Своих учеников против подражания в этом фарисеям. Они не должны были поступать по их делам. Во-первых, им здесь запрещается присваивать себе почетные титулы и власть. Он дважды повторяет: «не называйтесь учителями» и « не называйтесь наставниками». Это не означает, что является неправильным оказывать в обществе уважение тем, кто выше нас в Господе. Наш долг – почитать и ценить их. Однако служители Христа не должны предпочитать имена «учитель или наставник» как знаки отличия от других людей. Ибо стремление к почестям или принятие почестей противоречат евангельской простоте. Служители Христа не должны присваивать себе авторитет и власть, которые несут в себе эти имена. Они не должны господствовать над наследием Божьим, как если бы они имели власть над верой христиан. То, что они приняли от Господа, должны принять от них все остальные. Но они не должны навязывать верующим свои личные мнения и желания в качестве правила и образца, требующих безоговорочного принятия.
«Ибо один у вас Учитель – Христос». (стихи 8 и 10) Христос является нашим Учителем и Наставником. Только Он является нашим Учителем, служители же суть только младшие учителя в Его школе. Только Он является Наставником, Которого мы должны слушать и Которому мы должны подчиняться. Его слова должны быть для нас непреложной истиной и законом. В таком случае Его служители, ведущие себя как диктаторы и претендующие на верховную власть и непогрешимость, дерзко узурпируют славу Христа, которую Он не отдаст никому.
«Все же вы – братья». Служители суть браться не только друг другу, но и всем верующим. И потому им не пристало быть учителями, когда кроме их же братьев нет никого, над кем они могли бы властвовать. Больше того, все мы являемся наименьшими братьями, т.к. в противном случае самый старший брат мог бы заявить о своих правах на власть. Мы братья, т.к. являемся детьми одного и того же Небесного Отца и учениками одного и того же Учителя. Как братья, должны помогать друг другу в усвоении преподаваемых уроков.
23.9 «И отцом себе не называйте никого на Земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Никого не делайте отцом вашей веры, т.е. ее основателем, создателем. Только Бога можно признавать за Отца нашего духа. Наша вера не должна иметь своим началом человека или зависеть от человека. Человеческое желание не является причиной возникновения нашей веры. Правда, ап. Павел, один из смиреннейших святых, называл себя отцом тех, обращению кого он содействовал (1Кор.4.15, Флп.10), однако он не претендовал на господство над ними. И называл себя их отцом не с той целью, чтобы заявить о своей власти над ними, а с той, чтобы выразить свою любовь к ним. Поэтому он называл их возлюбленными детьми своими, а не детьми, ему обязанными. Т.о., христиане никогда не должны давать людям имена, которые принадлежат только Богу. Чтобы правильно понять слова «отцом не называйте никого на земле», надо разобрать их в контексте всей Библии. Тогда придем к выводу, что мы не должны почитать служителей как Христа. Самых лучших служителей отделяет от простых людей высокое и святое звание. Но они всё равно остаются людьми. Никогда не забывайте об этом, потому что человеческая природа склонна больше полагаться на видимого служителя, чем на невидимого Бога.
23.10 «И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Смотри толкование на стих 8!
23.11 «Больший из вас да будет вам слуга». Христос призывает к смирению и взаимной покорности. Больший из вас да будет вам слуга на деле. Эти слова можно истолковать и как обетование: «Самый покорный и услужливый будет признан наибольшим и заслужит наивысшую оценку у Бога».
23.12 «Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится». Во-первых, сказано о наказании, ожидающем гордых: «кто …». Если Бог даст им покаяние, то они будут питать к себе отвращение за то, что возвышали самих себя. Если же они не покаются, то рано или поздно они будут унижены перед всем миром. Но если гордецов и не постигают унижения в этом мире, то всё равно придет день, когда они «пробудятся на вечное поругание и посрамление» (Дан.12.2). Во-вторых, сказано о возвышении, ожидающем смиренных. Смирение драгоценно перед Богом, Он смиренным дает благодать.
23.13 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». В стихах 13-33 восемь раз встречается слово «горе», которое Господь Иисус сказал прямо в лицо книжникам и фарисеям. Если гнев Его так возгорелся, на то должна быть своя причина. Лицемерие было главной чертой характера книжников и фарисеев. Господь сказал, что лицемеры находятся в жалком состоянии. Пока они живут, их вера остается тщетной, когда же они умирают, их гибель оказывается ужасной. К каждому из этих проклятий, адресованных книжникам и фарисеям, добавляется причина, доказывающая их конкретное преступление, их лицемерие. Они были заклятыми врагами Евангелия Христа и, как следствие, спасения души людей. Они затворили Царство Небесное людям, т.е. делали всё возможное со своей стороны, чтобы не дать людям уверовать во Христа. И таким образом войти в Его Царство. Книжники и фарисеи как духовные руководители должны были открыть истинное и верное значение тех мест Ветхого Завета, которые указывали на Мессию и Его Царство. Они должны были разъяснить народу, что седьмины пророка Даниила (Дан.9.25) уже подошли к концу и другие пророчества о приходе Мессии исполнились. Поэтому пришло время явиться Мессии. Они могли бы помочь тысячам людей попасть на небо. Но вместо этого они затворяли Царство Небесное, ратовали за обрядовый закон, замалчивали пророчества, ныне исполняющиеся. И внедряли в умы людей предубеждения против Христа и Его учения. Они сами не хотели принять Божий план спасения. Они были слишком горды, чтобы принять спасение из рук Христа, и слишком официальны, чтобы примириться с его простотой. Им не по душе была религия, которая такое большое значение придавала смирению, самоотречению, презрению к миру и духовному поклонению. Дверью, открывающей вход в это Царство, было покаяние. А для фарисеев, которые оправдывали самих себя и любовались самими собой, не было нечего более неприятного, чем каяться. Поэтому они сами не входили. Но это еще не всё. Они «хотящих войти не допускали». Плохо, когда мы сами не идем к Христу. Но еще хуже, когда мы удерживаем от него других. Их нежелание войти в это Царство было препятствием для многих, ибо их влияние на народ было большим. Многие люди отвергали Евангелие только потому, что это делали их вожди. Кроме того, они противились тому, чтобы Христос принимал грешников, и грешники принимали Христа. Они извращали Его учение и его представляли народу в самом лживом виде. Они угрожали отлучением от Церкви тем, кто Его исповедовал (Ин.9.22). И использовали все имеющиеся у них знания и силы для того, чтобы укрепить свою ненависть к Нему. Так они затворяли Царство Небесное людям. Как хорошо, что наше спасение не доверено никакому человеку и никакой человеческой организации на Земле.
23.14 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что пожираете дома вдов и лицемерно долго молитесь; за то примете тем большее осуждение». Они сделали религию ширмой и вид благочестия маской для прикрытия своей алчности и любостяжания. Их нечестие заключалось в том, что они «пожирали дома вдов». Т.е. либо останавливались в их доме вместе с сопровождавшими их лицами и жили на их содержание; либо втирались к ним в доверие и добивались положения опекунов над их имуществом, чтобы впоследствии завладеть им. Ибо кто осмелится привлечь их за это к ответственности? Они стремились лишь к собственному обогащению, и поскольку это являлось их главной целью, то всякие соображения о честности и справедливости отметались в сторону. Вдовы среди представительниц слабого пола были самые беззащитные, поэтому они делали их своей добычей. Они поедали тех, кого по Закону Божьему должны были особым образом защищать и опекать. Они лицемерно долго молились, под этой маской они скрывали свое нечестие. Если верить некоторым иудейским авторам, они проводили в молитвах и размышлениях по три часа подряд и делали это трижды в день. Таким хитрым путем они сколачивали себе богатство и поддерживали свое величие. Богословы считают, что маловероятно, чтобы такие длинные молитвы были импровизацией. Скорее всего, они бессчетное число раз произносили раз и навсегда установленные молитвы. Христос не осуждает здесь длинные молитвы как лицемерные сами по себе. Более того, если бы они и в самом деле не казались положительными, то точно не служили бы фарисеям в качестве прикрытия. Христос Сам «пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк.6.12). Когда надо исповедаться во многих грехах, или помолиться о восполнении многих нужд, или за многие милости вознести благодарение Богу, тогда длинные молитвы необходимы. Но длинные молитвы фарисеев совершались ими только для вида, что и было их целью. Приговор Христа, вынесенный за это фарисеям: «за это примете тем большее осуждение». Притворство, при помощи которого лицемеры скрывают или оправдывают свои нынешние грехи, отягчит их вину и осуждение в будущем.
23.15 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя бы одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас». Являясь ярыми врагами обращения душ в христианство, фарисеи в то же время усердно старались обратить их в свою иудейскую веру. Обратим внимание на их похвальное усердие в деле обращения язычников в иудейскую веру. Ради одного прозелита они прибегали к различным хитростям, устраивали многочисленные заговоры, скакали верхом и ходили пешком, посылали и писали. Но при этом они не искали славы Божьей и блага для души людей. А стремились обеспечить себе репутацию спасителей тех, кого они делали прозелитами. И нажиться за счет тех, кого они делали своей добычей, когда те становились прозелитами. Многие плотские люди обычно не считаются с усилиями, затрачиваемыми для достижения их плотских целей. Они готовы для достижения своих интересов на всё. Христос говорит о крайнем нечестии фарисеев, развращающих тех, кого они делали прозелитами. Они отдавали его в ученичество к фарисею, и он впитывал в себе все фарисейские понятия. Таким образом они делали его «сыном геенны». Таковые часто воображают себя наследниками неба, но, с точки зрения Христа, они являются сынами геенны. Несмотря на то, что все злобствующие противники Евангелия являются сынами геенны, одни из них оказываются вдвое худшими, нежели другие. Являются более злобными и нетерпимыми, чем другие. Развращаемые прозелиты обычно становились фанатиками, учениками, которые превзошли своих учителей. Они их превзошли в приверженности обрядам. Фарисеи сами сознавали неразумность своих установлений и в глубине души насмехались над угодничеством тех, кто их соблюдал. А прозелиты были в этом чрезвычайно прилежны. Они отличались яростной оппозицией христианству и становились страстными противниками истины. Самыми яростными врагами, каких в разных местах встречали апостолы Христа, были прозелиты.
23.16,17 «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен». Безумные и слепые! Что больше: золото или храм, освящающий золото?» 18,19 «Также: «если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен». Безумные и слепые! Что больше: дар или жертвенник, освящающий дар?» Искание собственной мирской выгоды и славы вместо славы Божьей побудило фарисеев изобрести ложное и ничем не оправданное разграничение, введшее народ в опасные заблуждения. В частности относительно клятв, которые, будучи проявлением общего всем религиозного чувства, всеми народами признавались священными. «Горе вам, вожди слепые». Печально сознавать, как много людей находятся под водительством тех, кто сам духовно слеп, а берется показывать другим путь, которого сам не знает. Хотя положение тех, чьи вожди слепы, очень печально, но положение самих слепых вождей является еще более горестным. Христос слепым вождям объявляет «горе», т.к. им придется отвечать за кровь множества людей. Чтобы доказать слепоту фарисеев, Христос рассматривает вопрос о клятвах. И показывает им, какими испорченными казуистами они были. Клятва есть обращение к Богу, к Его всемогуществу и справедливости. Обращаться к какому нибудь творению равносильно тому, что ставить творение на место Бога. Они позволили класться храмом и жертвенником (ст.18), несмотря на то, что они были творениями человеческих рук. И по замыслу должны были служить во славу Божью, а не разделять ее с Ним. Они делали различие между клятвой храмом и клятвой золотом храма, между клятвой жертвенником и клятвой тем даром, который на жертвеннике. Исполнять первые клятвы было необязательно, тогда как вторые – обязательно. Во-первых, они считали, что есть клятвы, которыми можно пренебрегать и к которым можно относиться, как не налагающим на человека обязанности говорить правду и исполнять обещанное. Это учение не может исходить от Бога истины. Во-вторых, они предпочитали золото храму и дар жертвеннику потому, чтобы таким образом побуждать людей приносить дары на жертвенник и золото в храмовую сокровищницу. За счет этого они рассчитывали поживиться. Нечестивые церковные вожди большее значение прилагают к тому, что касается их личной выгоды, нежели тому, что служит к славе Божьей и во благо душ человеческих. Христос показывает абсурдность и абсурдность такого рачения. Назвав их безумными, Он тем самым обличил их с необходимостью, а не упрекнул их с гневом. Чтобы помочь фарисеям увидеть собственное безумие, Христос взывает к их здравому смыслу: «Что больше: золото (золотые сосуды и украшения или же золото в сокровищнице) или храм, освящающий золото; дар или жертвенник, освящающий дар?» Любой здравомыслящий человек согласится с тем, что то, что придает ценность чему-либо, само по себе должно быть тем более ценным. Что делало золото святыней, как не святость храма? Т.о., храм не может быть менее святым, чем золото.
23.20 «Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем. 21 «И клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем. 22. «И клянущийся небом клянется престолом Божьим и Сидящим на нем». Христос исправляет неверные понятия фарисеев, приводит все придуманные им клятвы к истинному их назначению, состоящему в призвании Бога. Т.к. приносимое на жертвеннике приносилось в жертву Богу, то клясться жертвенником и тем, что на нем, означало призывать Самого Бога в свидетели. Ибо приходящий к жертвеннику приходил к Богу. Клянущийся храмом не может не сознавать того, что такое уважение к храму объясняется не красотой здания, а тем, что он является домом, посвященным на служение Ему. Искренние христиане суть храмы Божьи, и Дух Божий живет в них. Поэтому Бог сделанное им воспринимает так, как если бы то было сделано Ему Самому. Кто оскорбляет такую душу, тот оскорбляет и живущего в ней Святого Духа. Если человек клянется небом, то он грешит (стих 5.34). Но это не означает, что поэтому он свободен от взятого им на себя обязательства. Бог, Кто негодует по поводу оскорбления, нанесенного Ему посредством клятвы, отомстит за еще большее оскорбление, нанесенное Ему вследствие неисполнения этой клятвы. Бог не одобряет уклонения от исполнения торжественной клятвы, под каким бы благовидным предлогом это уклонение ни совершалось.
23.23 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; Это надлежало делать, и того не оставлять». Фарисеи были скрупулезны и точны в соблюдении некоторых незначительных деталей закона, но беспечны и небрежны в некоторых более важных его вопросах. Они лицеприятствовали в делах Закона, выбирали для себя обязанности в соответствии с интересами и наклонностями своими. Лицемеры, делающие всё в религии ради себя, а не ради Бога, исполняют только то в ней, что могут обратить себе на пользу. Пристрастное отношение книжников и фарисеев к Закону иллюстрируется здесь двумя примерами. 1. Они исполняли незначительные обязанности, зато важнейшие упускали. Они были точны в уплате десятин «с мяты, аниса и тмина». Эта точность обходилась им недорого, но кричали они о ней много. И, т.о., дешево покупали себе хорошую репутацию. Выплата десятин было их обязанностью, и предписывалась Законом. Христос говорит им, то они не должны оставлять ее. Неуплата десятины равносильно обкрадыванию Бога (Мал.3.8-10). Христос осуждает их здесь за то, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру». В Божьем Законе всё важно, однако самым важным в нем является то, что более всего выражает святость сердца: проявления самоотречения, презрения к миру и покорности Богу. Это то, что требует от нас Бог. Честно платить десятину и при этом обманывать и притеснять остальных – значит насмехаться над Богом и обманывать самих себя. Бога следует почитать не только послушанием Его законам, но и принятием Его истин.
23.24 «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие». Они избегали меньших грехов, зато совершали большие. «Вожди слепые» – так Он до этого уже назвал их в стихе 16 за их извращенное учение. А здесь Он так называет их за их неправедную жизнь, ибо их жизненный пример был авторитетен, как и их учение. На деле тоже, как и на словах, они были духовно слепы и пристрастны. В своем учении они оцеживали комаров, предупреждали людей о малейшем нарушении предания старцев. В своей жизни они также оцеживали комаров, как бы испытывали сильное отвращение к греху и страшились допустить его в самой незначительной ситуации. Но они не останавливались перед теми грехами, которые, по сравнению с первыми, были словно верблюд по сравнению с комаром. Христос упрекает их не за щепетильное отношение к какому-то малому греху (грех, даже самый маленький, надо «оцеживать»), а за поглощение верблюда, за совершение больших.
23.25 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды». Они заботились лишь о внешней стороне благочестия и не обращали внимания на его внутреннюю сущность. Т.е. они в большей мере желали и стремились показаться благочестивыми перед людьми, нежели старались явиться таковыми перед Богом. Они сравниваются с чашей (ст.25-26) и с окрашенными гробами (ст.27-28). Они сравниваются с чашей, начисто вымытой снаружи, но внутри наполненной нечистотой. Они заботились о том, чтобы есть из чистой посуды, но не стыдились добывать себе пищу вымогательством и быть неумеренными в ее потреблении. Некоторые избегают грубых грехов, могущих испортить их репутацию перед людьми, но допускают внутри себя нечестие, делающее их отвратительными в глазах святого Бога. Люди считали фарисеев добродетельными. Но в глубине своего сердца они были полны хищения и неправды, т.е. несправедливости и несдержанности. Каковы мы внутри, таковы мы в действительности.
23.26 «Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». Христос предлагает правило, противоположное практике фарисеев. Они считали себя «провидцами Земли», а Господь называет их слепыми. По Его мнению, слепыми являются те, кто не подозревает о нечестии своего сердца, кто не видит своего тайного греха, в нем живущего. Незнание себя самого – опасное неведение. Главное занятие христианина заключается в том, чтобы очищать себя от «скверны духа». Порочные привязанности и наклонности, тайные вожделения – всё это должно быть подавлено в первую очередь. Мы должны сознательно воздерживаться от тех грехов, свидетелем которых является только Бог, испытующий сердца. «Очисти прежде внутренность». Если приложить всё старание к очищению внутренности, то и внешность тоже будет очищена. Если обновятся сердце и дух, то обновится и сама жизнь.
23.27 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь гробам окрашенным, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». Они были хорошими внешне, подобно гробам, «которые снаружи …». Некоторые относят эти слова к иудейскому обычаю белить гробницы с целью пометить их, особенно если они находились не в обычных для них местах, т.к. прикосновение к гробам оскверняло. Вследствие этого гробницы было легко распознать. Формализм лицемеров, с помощью которого они старались завоевать добрую репутацию, должен побуждать всех добрых и мудрых людей лишь с большей тщательностью избегать их из страха перед осквернением. Праведность книжников и фарисеев была чисто показной. Пределом их стремлений было снискать одобрение и восхищение людей.
23.28 «Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония». Лицемерие есть наихудшее из всех беззаконий. Те люди, чье сердце исполнено греха, могут вести порядочную жизнь и производить хорошее впечатление. Но какая нам польза от того, если только люди считают нас праведными. Ибо в тот день Бог будет судить не внешнее, а внутреннее людей.
23.29 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников». Они делали вид, что чтят память об умерших пророках, а в то же время они ненавидели и преследовали своих современников. Эта черта их характера была самой скверной. Бог часто показывал ревность о том, чтобы чтили Его служителей и пророков, и больше всего негодует, когда их обижают и преследуют. Почитание умерших пророков, на которое претендовали книжники и фарисеи, было их маскировкой, при помощи которой они могли внешне казаться людям праведными. Они почитали мощи пророков, строили на их могилах надгробия, украшали их гробницы. Мертвые пророки люди могут переносить, потому что те не мучают их своими обличениями в их грехах. Но они не могут переносить живых пророков, которые открывают им, каковы они есть.
23.30 «И говорите: «Если бы мы были в дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков». Они не соглашались с их убийствами, не стали бы смеяться над посланниками Божьими. Но в то же самое время они замышляли убить Христа, о Котором все пророки свидетельствовали. Они считали, что если бы они жили в дни пророков, то с радостью слушали бы их и подчинялись бы им. Но они восстали против того света, который принес в этот мир Иисус Христос.
23.31 «Таким образом, вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков». По собственному признанию фарисеев, их отцы совершили великое беззаконие, убив пророков, так что они понимали неправоту такого дела. Но, несмотря на это, они сами были повинны в том же самом. Такое противоречие самим себе в настоящее время будет равнозначно осуждению самих себя в день суда. Христос дает Свое, отличное от их, истолкование факта строительства гробниц пророкам: они построили великолепные гробницы пророкам и украсили памятники, однако своей жизнью они доказывали, что разделяют действия тех, кто убил пророков. По собственному признанию фарисеев, эти гонители пророков являются их предками. Они имели в виду только то, что они являются их детьми по плоти и крови, а Христос утверждал, что они являются их детьми по духу. Вы походите на ваших отцов, этот грех течет и в ваших жилах. Как поступали отцы ваши, так поступаете и вы. Злоба, зависть и кровожадность были у них в крови.
23.32 «Дополняйте же меру отцов ваших». Господь передает их греху, как неисправимых. Он знал, что они сейчас замышляют убить Его и через несколько дней осуществят свой замысел. Во-первых, существует определенная мера греха, которая должна наполниться, прежде чем окончательное уничтожение постигнет человека, семью, церковь и народ. Бог долготерпит, но наступает время, когда Он уже не хочет более терпеть. Во-вторых, дети дополняют меру грехов своих умерших отцов, если они упорствуют в тех же самых или подобных им грехах. В-третьих, преследование Христа и Его последователей является грехом, наполняющим меру общенациональной вины быстрее, чем любой другой грех.
23.33 «Змеи, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?» Христос передает гибели их душу за гробом. Он дает им верную характеристику – «змеи». Он безошибочно знал, что в человеке, что они хитры, как змеи, что у них под языком находился яд. Он предсказывает их осуждение, представляет их положение как очень тяжелое и, в некотором смысле, безнадежное. Существует путь, позволяющий избежать этого осуждения. Намек на него содержится в словах Христа: «убежите вы от осуждения». Тем из грешников, которые одного духа с книжниками и фарисеями, избежать этого осуждения труднее всего, ибо для этого необходимы покаяние и вера.
23.34 «Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город». Христос всё еще намерен испытать их средствами благодати. Казалось бы, за словами «порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну», должны были бы следовать слова: «Поэтому к вам никогда уже не будет послан ни один пророк». Вместо этого Господь говорит (перефразируем Его слова): «Я пошлю к вам пророков, чтобы узнать, не исправитесь вы, в конце концов. И чтобы, в случае, если вы не исправитесь, оставить вас без всякого извинения и оправдать Бога в вашей погибели». Поэтому эти слова начинаются возгласом «вот» (обратите внимание). Их посылает Сам Христос. Тем самым, Он открыто признает Себя Богом, имеющим власть назначать пророков и наделять их дарами. Это есть проявление царственного служения. После воскресения Своего Он сдержал данное Им слово: Ин.20.21 «Я посылаю вас». Хотя в то время Его наружность не выдавала в Нем кого-то великого, Он был наделен большой властью. Он посылает Своих служителей прежде всего к иудеям: «Я посылаю к вам». Служение свое они начали с Иерусалима и, куда бы ни приходили, везде придерживались правила – в первую очередь предлагать Евангелие благодати иудеям. Те, кого Он посылает, названы «пророками, мудрыми и книжниками». Новозаветным служителям даются ветхозаветные наименования, что должно было показать, что служители, посылаемые к ним теперь, не хуже ветхозаветных. Под «пророками и мудрыми» можно понимать апостолов и евангелистов, а под «книжниками», наученными Царству небесному (гл.13.52) – пастырей. Он предвидит и предсказывает, какое злое обращение встретят среди них Его посланные: « вы иных убьете и распнете, …». И все-таки, Я пошлю их к вам. То, что Он подвергает их таким испытаниям, не означает, что Он любит их меньше. Он намерен прославить Себя через их страдания, а после, по окончании их, и их самих. Мы узнаем о жестокости их гонителей. Она может удовлетворяться только их кровью. Они убили их главу – Христа, так же поступили и с ними. Христиане должны рассчитывать на то, что им придется сражаться до конца. Христос говорит о неутомимом усердии врагов Его служителей: «а иных будете … гнать из города в город». Когда апостолы обходили один город за другим с проповедью Евангелия, иудеи убеждали народ отстать от них, и преследовали их, и гонения воздвигали на них. Иудеи были более жестокими врагами Евангелия, чем все остальные неверующие. Господь говорит об их притязании на благочестие. Они били служителей Христа в своих синагогах, в местах поклонения Богу. Так что для них это было частью церковного служения.
23.35 «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». Христос вменяет им грех отцов их, потому что они повторяли его. Хотя Бог и долго терпит род гонителей, тем не менее, Он не будет терпеть всегда. Терпение, которым злоупотребляют, рано или поздно обернется великим гневом. Вменяемая им вина: «кровь праведная, пролитая на земле», т.е. кровь, пролитая за правду. Бог ведет счет, начиная с «крови праведного Авеля», с него начинается эра мучеников. Авель назван праведным, т.к. он получил свидетельство с небес, что он праведен. Итак, мученичество рано вошло в мир. Первый умерший человек умер за свое благочестие. Его кровь не только тогда вопияла против Каина, но и теперь еще вопиет против всех ходящих путем Каиновым, и ненавидящих, и преследовавших своих братьев за то, что дела их праведны. Слова «которого вы убили» означают: «которого убили вы, из того же народа происходящие, хотя и не принадлежащие к тому же самому поколению людей». Есть несколько мнений относительно того, о котором Захарии идет речь. Некоторые высказывают предположение, что эти слова несут в себе некий оттенок пророчества, ибо был один Захария, сын Варуха, праведный и добродетельный человек, которого, по свидетельству Иосифа Флавия, убили в храме незадолго до его разрушения римлянами.
23.36 «Истинно говорю вам, что всё это придет на род этот». Итог такого отношения к служителям Христа: «всё это придет на род этот». Бедствия и разрушения, которые идут на них, будут такими великими, что создастся впечатление, будто им предъявлен счет за все злодеяния их прародителей, и особенно за воздвигнутые ими гонения. Именно гонениями Бог особо связывал предсказанное Им разрушение города. Оно будет настолько ужасным, что им покажется, будто Бог решил сразу посчитаться с ними за всю праведную кровь, пролитую на Земле. «Придет на род этот». Эти слова означают, что живущие в то время должны были увидеть ожидающую их пагубу.
23.37 «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, а вы не захотели». Он оплакивает нечестие города и со справедливым укором напоминает о многих добрых предложениях, которые Он делал им. Повторение «Иерусалим, Иерусалим» говорит о глубине и силе сострадания. За день или за два до этого Христос плакал об Иерусалиме, а теперь Он вздыхает и сокрушается о нем. Иерусалим или Видение мира (таково значение этого названия) должен был вскоре стать местом войны и смятения. Он, который был «радостью всей Земли», должен был стать вскоре «посмеянием, ужасом и притчей во языцех». Он будет разрушен и погублен. Христос говорит о том, за что Бог сделает всё это Иерусалиму. 1. Он преследовал посланников Божьих. Этот грех особо вменялся в вину Иерусалиму, потому что здесь заседал синедрион, т.е. верховное судилище, который решал все церковные вопросы. Поэтому пророки погибали в пределах Иерусалима (Лк.13.33). Правда, теперь Иерусалим не имел права предавать смерти кого бы то ни было, но пророков всё же убивали. Это происходило во время народных мятежей, а также тогда, когда на них натравливали толпу. Напр., как в случае с первым мучеником Христа Стефаном или когда их предавали римским властям для вынесения смертного приговора. Именно в Иерусалиме, где впервые было проповедано Евангелие, были воздвигнуты первые гонения на христиан (Деян.8). Здесь находилась штаб-квартира гонителей Евангелия, отсюда рассылались приказы в другие города и сюда приводили связанных христиан (Деян.9.2). «Камнями побивающих посланных к тебе». Избиение камнями было высшей мерой наказания, принятой только у иудеев. По закону Моисея лжепророки должны были побиваться камнями (Втор.13.10). Под этим видом они убивали и истинных пророков. Сатана часто прибегает к такой уловке – обращает против Церкви то оружие, которое изначально предназначалось для ее защиты. Христос говорит здесь в настоящем времени – избивающий и побивающий. Ибо всё, что они уже сделали и что еще только собирались сделать, было в Его глазах как делаемое в настоящее время. 2. Город отверг Христа и Его Евангелие. Этот их грех был грехом против спасения. Обратим внимание на удивительную благодать и благоволение Христа, явленные им: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов под свои крылья». Благоволение Его заключалось в том, что Он желал собрать их. Он хотел собрать их с тех путей, на которых они блуждали, собрать их к Себе. Он хотел собрать их с такой же нежностью, с какой это делает птица, которая в силу заложенного в ней инстинкта нежно заботится о своих птенцах. Он собирает души потому, что любит их. Здесь сказано о готовности Христа явить это благоволение. Он желает принять и спасти те души, которые приходят к Нему. Его предложение было многократным: «сколько раз». Он часто восходил в Иерусалим, где проповедовал и совершал чудеса. Он делал это с единственной целью – собрать их к Себе. Он получил отказ от Его благодати и благоволения: «вы не захотели». Их упорство противопоставляется милости Христа. Грешники не собираются под крылья Господа Иисуса исключительно по собственной злой воле. Они любят свои грехи. Они не хотят подчиниться благодати Христа и Его правлению.
23.38 «Вот, оставляется вам дом ваш пуст». Христос выносит приговор Иерусалиму. Город и храм, дом Божий и их собственный – всё будет опустошено. Но особенно это относится к храму, которым они хвалились и на который надеялись, к той святой горе, из-за которой они надмевались. «Оставляется вам дом ваш». Христос сейчас выходил из храма и уже больше никогда не приходил в него вновь. Но этим Своим словом предал его на разрушение. Они любили храм и хотели, чтобы он был только для них. Христу они не хотели дать в нем места. Он говорит им (суть Его слов): «Храм вам и оставляется; берите его, пользуйтесь им так, как сочтете лучшим». Когда Христос ушел из храма, тогда наступило бесславие. Их город также был лишен Божьего присутствия и благодати. Когда Христос уходит, самые красивые, самые оживленные места превращаются в пустыню, даже если это и храм. Ибо, какое утешение и какая радость может быть там, где нет Христа. Если там нет духовного присутствия Христа, та душа или то место становится пустыней. Это происходит в результате того, что люди отвергают Христа и удаляют Его от себя. Немного времени спустя Иерусалим был разрушен, в храме не оставалось камня на камне. Вспомним пророчество Исаии: Ис.25.2 «Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины». Когда Бог уходит из храма, после этого в него вторгаются враги.
23.39 «Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: «благословен грядущий во имя Господне»». Христос прощается с ними и с их храмом. Приближалось время, когда Он должен был оставить мир и идти к Отцу, когда они уже больше не увидят Его. После Его воскресения Его видели лишь немногие избранные свидетели. Но и они видели Его недолго. Люди не увидят Христа до тех пор, пока Он не грядет с облаками. Тогда даже те, кто в свое время отверг Его, были бы рады присоединиться к Его поклонникам. Тогда перед Ним преклонится всякое колено. И признают, что блаженны уповающие на Него. Хотим ли мы в тот день иметь одну и ту же часть с теми, кто восклицает: «благословен грядущий во имя Господне». Если да, то в таком случае давайте и сейчас не разлучаться с теми, кто поклоняется Иисусу Христу в истине и кто истинно принимает Его. Читали об их продолжительном ослеплении и упорстве: «не увидите Меня отныне», т.е. не увидите, что Я Мессия (ибо они после этого увидели Его на Кресте). Не увидите того, что служит к миру вашему. Они не уверуют до тех самых пор, пока второе пришествие Христа не заставит их уверовать. Но тогда будет уже слишком поздно и уже ничего не останется, кроме страшного ожидания суда. Этими словами Он заканчивает Свою публичную проповедь. Когда придет Господь со тьмами святых (ангелов) Своих, Он заставит самых гордых Своих врагов признать тот факт, что Он Мессия. Те, кто сейчас не пожелал откликнуться на Его призыв, потом будут вынуждены уйти прочь с Его проклятием. Те, кто в настоящее время укоряет и высмеивает последователей Христа, тогда вынуждены будут изменить свое мнение. Поэтому было бы лучше переменить свои мысли уже сейчас.
Текст до сих пор проверен.