ПРОПОВЕДИ
Гордость приводит к губительным результатам.
Пс.9.25 «В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет; во всех помыслах его, нет Бога»».
Грешник с гордостью отбрасывает мысли о Боге, отказывается зависеть от Него и поклоняться Ему. «В надмении своем нечестивый», чья гордость проявляется внешне, и не размышляет о Господе. Сущность не благочестия и не религиозности заключается в том, что человек «пренебрегает Господом» Он не задает о Нем вопросов, не стремится к Нему и к общению с Ним. В нем живет лишь тайное желание не зависеть от Господа и не быть у Него на виду. Нечестивцы не ищут Бога, т.е. не призывают Его. Они живут без молитвы, а, следовательно, без Бога. У них есть много мыслей, проектов, изобретений, но ни один из них не взирает на Господа, не подчиняется Его воле и не стремится воздать Ему славу. Причина этого не благочестия и не религиозности – гордость. Люди не ищут Бога, потому что считают, что Он им не нужен. И что им достаточно их собственных рук. Они полагают, что быть религиозными ниже их достоинства. А также, что они убоги и презираемы, поэтому среди них религиозных мало. А ограничения, налагаемые религией, будут для них унижением. Нечестивец с гордостью пренебрегает Божьими заповедями и судами. Гордое его сердце порождает надменный вид, нежелание молиться. А лицо человека всегда отражает состояние его сердца. Надменное лицо несовместимо с сокрушенным сердцем. Древние афиняне поступали не очень мудро, выслушивая показания подсудимых в полной темноте из-за опасения, что выражение их лица может повлиять на решение судей. Ведь порой по выражению лица человека можно понять больше, чем из его слов. Смотрите, к чему приводит гордыня: она удерживает человека от поисков Бога. Помыслов у такого человека может быть много, однако о Боге он не помышляет совсем. Это поистине страшное обвинение. Там, где нет Бога, Царя вселенной, пребывает безжалостный властелин ада. Если в наших мыслях нет Бога, то, в конце концов, они ввергнут нас в погибель. Пророк Осия пишет по этому вопросу так: Ос.7.10 «И гордость Израиля унижена в глазах их. И при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взывали к Нему». Наша гордость делает нас безумцами, нашептывая нам, что мы ни от кого не зависим, даже от Бога.
Гордость поощряет надменность. Прит.21.24 «Надменный злодей, кощунник имя ему, действует в пылу гордости». Обратим внимание на то, какое зло представляют собой гордость и надменность. Они подводят человека к греху. Они делают людей вспыльчивыми. Гордые люди постоянно пребывают в пылу гнева. И самое главное для них – обмениваться другими страстями и горькими словами. Гнев, воспламеняющий дух и общества людей, и есть пыл гордости. Гордые не могут вынести малейшего пренебрежения, препятствий или противоречий. И моментально выходят из себя и раздражаются. Подобным образом эти качества делают их насмешниками, когда они гневаются. Их язык становится оскорбительным и высокомерным в адрес их обидчиков. И становится властным по отношению ко всем окружающим. Всё это из-за гордости. Гордость портит репутацию таких людей, их называют гордыми и надменными кощунниками, избегают иметь дело с ними.
Гордость приводит к самомнению: 1Кор.4.6 «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим». Апостол объясняет причину, почему он использовал в этом стихе свое имя и имя Аполлоса. Это он приложил к себе и к Аполлосу ради них. Он предпочел упоминать свое имя и имя верного служителя Христа, а не кого-то из возглавлявших христианскую группу. Служители должны быть благоразумны, когда дают советы и наставления. Но особенно тогда, когда за что-то укоряют кого-то, чтобы не упустить свою цель. Проповедников должны почитать не более как насаждающих и поливающих на ниве Божьей, как строителей христианской церкви, и как служителей Христа. Простые верующие должны быть осторожны, чтобы честь, принадлежащую Христу, не передавать Его служителям. Мы не должны думать о них более, чем написано. Слово Божье является наилучшим правилом для суждения о людях. Судить о людях, не выше того, чем следует, есть средство для предотвращения споров и разногласий в церкви. Причиной подобных споров бывает гордость. Она играет большую роль в неумеренных оценках наших учителей и нас самих. Но когда мы думаем скромно о самих себе и о наших учителях, то мы на верном пути к предотвращению споров и разногласий в церкви.
Гордость приводит также к ложному ощущению своей значимости: 1Тим.3.1,6 «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. … Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом». Два послания Тимофею и послание Титу содержат план управления церковью, указания служителям. Мы предполагаем, что Тимофей был служителем, оставленным в Эфесе для того, чтобы позаботиться о тех, кого Дух Святой поставил епископами, т.е. пресвитерами. (В Библии, Деян20.28 пресвитеры названы епископами.) Епископ (пресвитер) не должен быть из новообращенных, из тех, кто только лишь поверхностно знаком с христианством. Ибо таковые склонны к гордости. Чем невежественнее человек, тем больше он гордится. Мы должны остерегаться гордости, потому что сатана пал через гордость. Именно этот грех превратил ангелов в демонов.
Гордость ведет к раздорам: Прит.13.10 «От высокомерия происходит раздор». Гордость является возмутителем ярости. Вражды и распри исходят из этого горького корня. Какую бы долю прихоти не внесли в раздор (страсть, зависть, алчность), гордость прикладывает к этому сильную руку. Она сеет разногласие, и в этом ей не нужна никакая помощь. Гордость делает людей нетерпимыми к чужим мнениям или желаниям, нетерпимыми к конкуренции и соперничеству, ко всему, что не совпадает с ее мнением, нетерпимыми к уступкам. Т.к. она считает, что на ее стороне истина. Отсюда возникают ссоры среди людей, раздоры в государствах и царствах и в христианских сообществах. Люди хотят мстить и не желают прощать, т.к. они горды. Смиренные и мирные люди мудры и с охотой советуются. И еще один отрывок из Библии: Прит.28.25 «Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать». Кто высокомерен и разжигает ссоры, тот сделает себя постоянно беспокойным человеком, т.к. его характер противоположен характеру тех, кто будет благоденствовать. Кто имеет надменное сердце, т.е. кто высокого мнения о себе и с презрением смотрит на других, тот не может выносить, когда ему противоречат или с ним соперничают. Он разжигает ссоры, причиняет зло, создает беспокойство себе и окружающим. А надеющийся на Господа, который, вместо того, чтобы бороться за себя, вверяет свое дело Богу, будет благоденствовать, пребывать в покое. Он сохранит деньги, которые другие тратят на раздоры. Никто не живет так спокойно, как он.
Гордость рождает ложное ощущение безопасности. Бог говорит гражданам царства Едом через пророка: Авдий 1.3,4 «Гордость сердца твоего обольстила тебя. Ты живешь в расселинах скал на возвышенном месте… Но хотя бы ты, как орел поднялся высоко и среди звезд устроил бы гнездо твое, то и оттуда я низрину тебя». Она заставляет неуважительно относиться к Слову Божьему и даже отвергать его: Иер.43.2 «Тогда сказал Азария … и все дерзкие люди сказали Иеремии: «неправду ты говоришь, не посылал тебя Господь, Бог наш сказать: не ходите в Египет, чтобы жить там»». Она ведет к самообману. Такой пример найдем в книге пророка Иеремии. Бог говорит аммонитянам: Иер.49.16 «Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но, хотя бы ты как орел, высоко свил гнездо твое, Я оттуда низрину тебя, говорит Господь». Нас обманывает гордость нашего сердца: Прит.26.12 «Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него». Здесь представлена, во-первых, духовная болезнь – самомнение. Мы видим многих людей, мудрых в своих глазах, которые имеют мало разума, но гордятся им и считают, что его больше, чем на самом деле. Считают, что больше, чем у близких, и поэтому они думают, что имеют достаточно разума, и им не нужно больше. Они уверены в своих возможностях, становятся самоуверенными, категоричными и придирчивыми. Свои знания они используют лишь для того, чтобы важничать. Или, если под словом «мудрый» мы подразумеваем религиозного человека, то здесь описан характер тех, кто, демонстрируя свою религиозность, приходят к выводу, что их духовное состояние в порядке. Когда на самом деле оно очень плохое. Во-вторых, здесь представлена опасность, которую несут эти духовные болезни. В этих словах звучит отчаяние: «На глупого», который признает себя таковым, «больше надежды, нежели на него». Царь Соломон был не только мудрым человеком, но и учил мудрости. И, наблюдая за учениками, пришел к выводу, что сложнее и менее успешно работать с теми, которые имеют о себе высокое мнение. И не понимают, что сами нуждаются в наставлениях. В Библии больше надежд подает мытарь (сборщик налогов), чем фарисей. Многие не могут стать воистину мудрыми и религиозными из-за ложного мнения о себе.
Мы должны обратить внимание на то различие, которое делает Бог между гордостью и смирением. Иак.4.6 «поэтому сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»». Об этом апостол говорит словами Ветхого Завета. В книге псалмов записано: Пс.17.28 «Ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь». В книге притч читаем: Прит.3.34 «Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать». Здесь следует заметить два момента: во-первых, гордые люди лишаются благодати, впадают в немилость, Бог противится им. В оригинале слово, переведенное как «посмеивается», означает, что Бог выступает против них в боевом порядке, как в сражении. Что может быть страшнее немилости Божьей, когда Он объявляет человека мятежником, врагом, предателем Его славы и чести и противится Ему? Разум гордого человека противится истинам Божьим. Его воля противится Законам Божьим. Его страсти противятся промыслу Божьему. Поэтому неудивительно, что Бог противится им. Пусть гордые духом прислушаются и вострепещут. Кто может описать жалкое состояние тех людей, которые сделали Бога своим врагом? И описать лица тех людей, чье сердце исполнено гордостью. Рано или поздно Бог покроет такого человека позором. Поэтому мы должны противиться гордости в своем сердце, если не хотим, чтобы Бог противился нам. Во-вторых, смиренным людям Бог оказывает честь, дарует им помощь. Благодать, в противоположность немилости, есть честь. Смиренному, кому Бог дарует благодать, тому Он даст и все другие добродетели. Ибо тому, кто имеет и правильно использует то, что имеет, будет дано еще больше. Он особенно хочет дать больше благодати смиренным, потому что они чувствуют свою нужду в ней, просят о ней и благодарят за нее. Таковые и будут иметь ее. По этой причине мы должны полностью покориться Богу.
Гордость лишает нас общения с Богом, потому что она – результат духовной нашей испорченности. Она приводит человека к духовному падению. Прит.16.18 «погибели предшествует гордость, и падению надменность». Гордость упадет. Тот, кем владеет дух высокомерия, кто считает себя выше других и с презрением к ним относится, кто своей гордостью оскорбляет Бога и беспокоит других, будет сокрушен. Он сокрушен будет либо покаянием, либо гибелью. Справедливость требует, чтобы тот, кто возносит себя, был свергнут. Гордые люди чаще всего достигают наивысшей степени гордости перед своим падением. Поэтому это качество является признаком того, что они находятся на краю гибели. Если мы не прислушаемся к этому предупреждению, если глубоко не прочувствуем своего бедственного положения, мы окажемся в страшной опасности.
Боже, просим, помоги нам избегать гордости и всего, что напоминает гордость и ведет к ней. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Евангелие призывает нас не надеяться на себя и вступать в общение со Спасителем Иисусом Христом, Который любит нас и отдал Себя за нас. Только Он дает силу становиться больше похожими на Него. И не требуется никаких заслуг. Бл-м Тебя за любовь к нам. Мы отказываемся от своих заслуг и попыток оправдаться, ибо эта ненадежная опора. Боже, просим, сделай нас долготерпеливыми, милосердными и любящими, быть похожими на Иисуса Христа. Исполни нас такой любовью, чтобы мы, прежде всего, думали о том, что угодно Тебе, а не нам. Освободи нас от греховной гордости. Помоги перевести взгляд с нашего Спасителя на себя, даруй нам смиренное сердце. Старые привычки трудно сломать, новым трудно научиться. Порой и желания такого нет. Бл-м Тебя за настойчивость и верность в научении нас Твоим путям. Поскольку Ты всемогущ, перемены возможны. Просим, сделай нас угодными Тебе. Аминь.