ПРОПОВЕДИ
Осуждение зависти.
Гал.5.26 «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».
Эту главу ап. Павел завершает предостережением против гордости и зависти. Выше он призывал галат: «любовью служите друг другу» (ст.13). Напоминал им о том, каковы будут последствия, если вместо этого они будут друг друга угрызать и съедать (ст.15). Прежде он осудил всю человеческую природу, поскольку та производит на свет лишь порочные и негодные плоды. Апостол учит теперь, что все добродетели, честные и благонравные чувствования, происходят от духа. Т.е. они происходят от благодати Божьей. Теперь он предлагает им содействующее добру средство и предотвращающее зло. А именно: избегать тщеславия, т.е. недостойного домогательства похвалы и одобрения от людей. Потому что если эти страсти овладеют ими, то обязательно приведет их к взаимной зависти друг к другу и к взаимному раздражению. Когда эти тщеславные амбиции преобладают среди христиан, они склонны унижать и презирать тех, кого считают ниже себя. И раздражаться, если им отказывают в уважении, на которое они претендуют. И завидовать тем, кто затмевает их славу. Таким образом, закладывается основание для разногласий и ссор, несовместимых с той любовью, какую христиане должны сохранять между собой. И наносящих вред интересам и чести Евангелия. Поэтому апостол хотел бы, чтобы христиане всячески остерегались этого. Слава, приходящая от человека, есть тщета, пустая слава. И мы должны умереть для этой славы, а не стремиться к ней. А чрезмерная забота о человеческом одобрении – хорошая почва для раздоров и распрей, порой существующих среди христиан. Светские философы осуждали не всякое желание славы. Но среди христиан любой человек, алчущий почестей от людей, отходит от истинной славы и заслуженно осуждается в пустом и порочном самомнении.
Зависть присуща этому миру, потому что он хочет жить без Бога. 1Кор.3.3 «Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?» Апостол упрекает коринфян за их духовную незрелость. Верующие души являются таковыми только отчасти, им необходимо возрастать как в благодати, так и в познании духовных истин. Те, кого благодать возродила к духовной жизни, во многих отношениях могут оставаться еще далекими от совершенства. Коринфяне в значительной степени находились еще во власти плотской природы человека. Приняв некоторые из основных принципов христианства, они еще не достигли зрелости в их понимании, в вере и в святости. И в то же время, как видно из нескольких отрывков послания, они были горды своими знаниями. Однако как нормальный и здоровый ребенок растет, пока не достигнет зрелости, так и младенцы во Христе должны стремиться возрастать до полного возраста Христова. Христиане, не стремящиеся возрастать в благодати и познании, заслуживают серьезного порицания. Ап. Павел, упрекая коринфян за их плотское состояние, приводит в качестве доказательства их споры и разногласия из-за служителей. Ст.4: «Когда одни говорят: «я Павлов», а другие: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?» Христианская религия делает людей миролюбивыми, а не воинственными. В высшей степени прискорбно, что многие люди, которые должны жить по-христиански, в действительности следуют человеческим обычаям. Живут и поступают так же, как все прочие люди.
В Послании к Титу ап. Павел пишет об обязанностях, касающихся всех христиан. Познание своего природного состояния является хорошим основанием для беспристрастия, снисходительности и для всякой кротости в отношении тех, кто еще находится в плотском состоянии. Оно содействует уменьшению гордости, производит сострадание к необращенным людям и надежду на их обращение. Тит 3.3 «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга». Мы сами были некогда духовно слабыми и грешниками, поэтому не должны быть нетерпимыми, суровыми и жестокими к тем, которые всего лишь такие же, какими мы были некогда. Мы должны обращаться с ними человеколюбиво, согласно правилу справедливости. Здесь описано их прошлое состояние. Рассмотрим более подробно наш стих. «И мы были некогда несмысленны», т.е. без истинного духовного разумения и познания. Кто помнит, как много глупостей было в его собственной жизни, тот должен терпеливо сносить чужие глупости. «Непокорны», т.е. упрямые, противящиеся Слову Божию, восстающие даже против Законов Бога. «Заблудшие», т.е. сбившиеся с путей истины и святости. «Были рабы похотей и различных удовольствий». Плотские люди считают, что они наслаждаются своими удовольствиями. А Слово Божье называет это рабством. Они являются рабами этих удовольствий, они далеки от свободы и наслаждения ими. «Жили в злобе». Злоба – это одна из порабощавших их похотей. «И зависти». Завидовали благу другого человека и раздражались на его благополучие. «Были гнусны», отвратительны, заслуживающие ненависти. «Ненавидели друг друга». В этом состоит несчастье грешников, что они ненавидят друг друга. В то время как блаженство и долг святых, истинно верующих, любить друг друга. Сознание того, что и мы были некогда такими же, должно смягчить наше сердце.
В борьбе света и тьмы зависть выступает на стороне тьмы. Рим.13.12-13 «Ночь прошла, а день приблизился. Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти». Хотя верные еще не приняты в полноту света, однако апостол заслуженно сравнивает их знание с рассветом о будущей жизни, воссиявшей нам через Евангелие. Слово «день» означает здесь блаженную светлость небесной жизни. Апостол говорит, что «ночь прошла», потому что мы не объяты густым туманом духовного неведения, как неверующе. Перед нашими очами Евангелие просветило надежду на воскресение и жизнь вечную. Апостол хочет разными путями побудить нас к помышлениям о будущей жизни. В ст.13 он говорит о трех родах порока, в каждом из которых выделяет два вида: неумеренность в еде и питии; половую похоть и все сопутствующие ей гнусности; зависть и ссоры. Всё это настолько мерзко, что даже плотские люди стыдятся совершать это перед людьми. Нам, которые ходим во свете Божьем, подобает от этого воздерживаться, даже не находясь перед взором других людей. Что касается третьей пары порока, то апостол хочет нас научить: из этого источника, из ссор и зависти проистекают распри и разногласия. Когда какой-то человек хочет выделяться, ему начинают завидовать. Причина этого зла есть амбициозность.
Зависть – доказательство испорченности духа человека. Рим.1.28,32 «И как они не позаботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства. Так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, …Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти. Однако не только их делают, но и делающих одобряют». Им было дано знание о Боге, но они не сочли достойным сохранить его и следовать ему, но, наоборот, подавляли его неправдой. Это всегда является причиной осуждения. Безрассудным называется такой ум, который не способен делать здравые выводы, не может судить поступки и различать предметы. И это сильно проявилось в языческих безумствах. Отрывок «то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» означает, что те многочисленные грехи и пороки, которые здесь перечисляются, властвовали над ними без противодействия или без сопротивления. Здесь нет ничего кроме греха и неправедности. Ими наполнено их сердце, так и жизнь. «Исполнены зависти». Зависть есть дух тьмы в человеке. Он не любит своего ближнего, как самого себя. Напротив, страдает от успехов или благополучия других людей. В ст.32 апостол приводит обстоятельства, часто упоминаемые в Библии, из-за которых суд Божий справедлив даже по отношению к язычникам: «они знают праведный суд Божий». Они имеют естественный свет, освещающий качества Бога, у них есть Закон, записанный в их сердце (гл.2:15). Они знают, что совершающие такие грехи, которые перечислены здесь, «достойны смерти». Это их представление о Боге является первым аспектом, на который ап. ссылается. Второй аспект заключается в том, что они всё же делают то, что, как им известно, противоречит Закону Божию, «и делающих одобряют». Они одобряют зло. Именно это является отличительной чертой нечестия. Они страдают не только от закона греха, который есть в их членах, от силы греха в природе, но они соглашаются и объединяются между собой для того, чтобы совершать эти грехи. Более того, они соглашаются с тем, что другие люди совершают эти грехи. Это является признаком предания язычников превратному, безрассудному уму. Когда человек не полностью предан греху, хотя и сам совершает этот грех, он всё же склонен порицать его в своем разуме и порицать его всеобщее совершение людьми. Но когда дело доходит до того, что он берет под защиту совершение серьезных грехов, это является признаком полного восстания против Бога и Его божественного величия. Это является поистине ожесточением, которое повлечет за собой ужасающее наказание: предание безрассудному уму. Совершенно противоположным образом обстоит дело среди богобоязненных людей, которые порицают, поистине проклинают свой грех. Это зло причиняет им тяжкое мучение и тревогу. И тогда становится ясным учение этой части Библии: гнев Божий откроется с небес на всякое нечестие и неправедность людей, которые знают Бога, но не прославляют Его как Бога. И не считают достойным иметь Бога в своем разуме, но подавляют истину неправдой. Эти люди знают праведный суд Божий, но не только делают зло, но и соглашаются с ним. Поэтому осуждение таких людей совершенно справедливо. И гнев Божий пребывает на них до тех пор, пока они не вошли в город убежища, не обрели спасение.
В Библии представлено необходимое предостережение против завистливых мыслей о процветании нечестивцев. Прит.23.17,18 «Да не завидует сердце твое грешникам; но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем. Потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна». Не завидуй свободе, с которой они грешат, а их успеху скорее нужно посочувствовать, а не завидовать. Их процветание – это их часть, более того, оно погубит их. Мы не должны в своем сердце давать приют какому-либо тайному недовольству провидением Божьим, хотя кажется, что оно улыбается им. Как и не должны желать быть на их месте. Не поступайте так, как они, не ходите их путями. Не исполняйте методы, которыми они обогащаются, хотя благодаря им они процветают. Это хорошее средство, чтобы сохранить высокие мысли о Боге в нашем разуме во все времена: «да пребудет оно (сердце) в страхе Господнем» каждый день и целый день. Мы должны пребывать в страхе Господнем на протяжении всех дней нашей жизни. Мы должны подчиняться Его заповедям, покоряться Его провидению и постоянно стараться угодить Ему. Мы должны стараться наслаждаться созерцанием Божьей славы и осуществлять Его волю. Мы должны управляться страхом Божьим, как основным повелевающим принципом во всем, что говорим и делаем. Хорошее основание для всего этого: «потому что есть будущность и надежда». Придет конец процветанию нечестивца, поэтому не завидуй ему. И придет конец твоим страданиям, поэтому не изнывай от них. А твоя надежда на награду совершится. Размышления о будущем помогут нам примириться со всеми трудностями и огорчениями, с которыми мы сталкиваемся.
Просим, дари нам Свой мир и много других Твоих благословений. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты та благ. Ты восполняешь все наши нужды и даешь сверх того. Через Библию Ты говоришь, что одно из лучших проявлений действия Святого Духа в нашей жизни – благодарность и удовлетворенность имеющимися благами. Таким образом, вместо того, чтобы предаваться иссушающей зависти, мы можем щедро делиться своими благословениями с окружающими. Помоги нам быть довольными тем, что есть у нас, зная, что без Тебя у нас не было бы ни жизни, ни дыхания. Когда наше сердце сосредоточено на Боге, и на том, что Он сделал для нас, эгоистичные мысли наши уходят, и мы хотим следовать за Ним. Бл-м, что вместо соревновательного духа этого мира Ты даришь нам Свое любящее присутствие и покой. Ничто не может сравниться с этим. Просим, дай нам помнить, что Царство Христа намного важнее всех наших успехов. И помоги нам служить там, где определил нам Ты. Аминь.