ПРОПОВЕДИ
Как выражается гордость.
Авдий 1.3 «Гордость сердце твоего обольстила тебя».
Гордость часто духовно ослепляет. Она ослепляет иногда целые народы, не говоря уже об отдельных людях. Они начинают переоценивать свои силы и забывают, что источник благополучия человека в Боге. Вспомним об эпиграфе нашем. Пророк Авдий пишет про землю Едомскую, которая находилась к югу от Мертвого моря. Народ, поселявший ее, считал, что их страна неприступна для врагов. Горы, разделенные лишь узкими проходами, создавали идеальную естественную крепость. Столица страны была окружена неприступными скалами, достигшими высоты 300м. Всё это ставило возможных посягателей в невыгодное положение. Люди земли Едомской считали себя застрахованными от любых неприятностей. Они не приняли во внимание лишь одну деталь: «Бог гордым противится» (Иак.4.6). Люди, которые чересчур полагаются на ощущение собственной независимости и силы, неизбежно рано или поздно будут повергнуты на колени перед Богом. Мудрый царь Соломон писал: Пр.16.18 «Погибели предшествует гордость и падению надменность». Тот, кем владеет дух гордости, кто считает себя выше других и с презрением относится к другим, кто своей гордостью оскорбляет Бога, будет сокрушен либо покаянием, либо гибелью. Справедливость требует, что тот, кто возносит себя, был свергнут. Люди не могут наказать гордость, поэтому Бог взял в Свои руки ее наказание. Гордые люди часто достигают наивысшей степени гордости перед своим падением. Поэтому это свойство является надежным признаком того, что они находятся на краю гибели. Библия учит нас смириться под рукой Господа, чтобы в свое время быть вознесенными (1Пет.5.6). Памятуя, что Бог является источником всего, что у нас есть, мы можем избегнуть опасности быть ослепленными гордыней. Познание Бога учит смирению, а самопознание усиливает его.
Гордость выражается в отношении к людям. Библейский проповедник царь Соломон наставляет: Еккл.7.8-9 «(человек) терпеливый лучше высокомерного. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев в сердце глупых». Мы должны облечься смирением. Гордыми можно назвать тех, кто раздражается, оказавшись в затруднительном положении. Сердце высокомерного человека сокрушится от того, что не нарушит даже сон человека смиренного. Поэтому умерщвляйте гордость, а смиренный дух легко примирится со стесненными условиями. Мы должны облечься смирением, быть терпеливыми, в страданиях подчиниться воле Божьей. И с терпением ожидать исхода, когда настанет Богом определенное время. Терпеливый в духе противопоставляется высокомерному, ибо, где есть смирение, там присутствует и терпение. Счастлив тот, кто признает, что ничего не заслуживает из руки Бога. Терпеливый лучше высокомерного, т.к. он более снисходителен к себе, более приятен для других и с большей вероятностью увидит добрый конец своих бедствий. «Не будь духом твоим поспешен на гнев». Кто торопится в своих ожиданиях и не терпит отлагательства, тот гневается, если его желание мгновенно не удовлетворяется. Христианин не должен быть скор на гнев и поспешен на оскорбления и негодование. Не должен торопиться выразить свое возмущение по этому поводу. Гнев может войти и в душу мудрого человека, но гнездится он только в сердце глупых людей. Поэтому тот, кто хочет считаться мудрым, не должен давать место дьяволу и позволять, чтобы солнце зашло в его гневе. (Еф.4.26,27).
Гордость выражается также в излишней самоуверенности. Вспомним ответ ап. Петра Господу: Мф.26.33-35 «Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя». Здесь мы видим самоуверенность Петра в том, что он останется верным, что бы ни случилось. Петр был очень самоуверенным человеком. И по всякому поводу спешил сказать слово, особенно тогда, когда дело касалось его. Иногда это было ему во благо, а иногда, как и в этот раз, только вредило ему.
Гордость выражается и в нежелании прислушаться к совету. Прит.13.10 «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость». Безрассудная гордость является великим возмутителем ярости. Какую бы долю прихоти ни внесли в раздор (страсть, зависть, алчность), гордость прикладывает к этому большую руку. Именно гордость сеет разногласия, и в этом ей не нужна никакая помощь. Гордость делает людей нетерпимыми к чужим мнениям или желаниям. Нетерпимыми к конкуренции и соперничеству, т.к. считает, что на ее стороне правда и истина. Отсюда возникают споры и раздоры. Люди хотят мстить и не хотят прощать, т.к. они горды. Смиренные и мирные люди мудры и с охотой советуются. Они советуются со своей совестью, с Библией, с другими людьми.
Гордость выражается и в презренном отношении к другим. Поэтому народ Божий обращается к Богу. Пс.122.3,4 «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением. Довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых». Народ просит Бога о милости, не указывая при этом, что Ему надлежит сделать и не ссылается на свои заслуги. Нам служит утешением то, что у Бога милость. Какие бы ни постигли церковь или нас беды, Божья милость дает великое избавление. Кто Господу принадлежит, зачастую презираем и попираем миром. «Надменные и гордые». Есть мнение, что эти слова служат для обозначения неверующих. Верующие миролюбивы, но их унижают. Они лучшие люди на Земле, но их не ценят. Гордые идут вслед собственным прихотям, они открыто противятся Богу, возомнив о себе высоко. Они думают, что возвеличиваются тем, что поносят верующих. Мы переполнены поступками своих врагов. Но народ Божий не может не принять это близко к сердцу. Страдая от глумления и презрения со стороны людей, мы утешаемся тем, что милость к нашему доброму имени у Господа.
Выражается гордость и в самонадеянном планировании будущего. Иак.4.14,15 «Вы, которые не знаете, что (случится) завтра, ибо, что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое». Земное счастье состоит порой в перспективах, которыми люди преждевременно обнадеживают себя. Их головы полны представлений о том, что они сделают и кем они будут. Тогда как они не могут быть уверены ни во времени, ни в прибылях, какие они себе обещают. Премудрый Бог оставил нас в неведении относительно будущих событий самой жизни. Мы можем знать, что мы намерены делать и кем мы намерены быть. Но тысячи препятствий могут возникнуть и помешать нам. Наша жизнь является на малое время, а потом исчезает для этого мира. Но продолжается в ином мире. Поскольку наша земная жизнь так неопределенна, то позаботимся о том, чтобы всё приготовить для грядущей жизни. Мы должны научиться сохранять сознание зависимости нашей жизни от Божьей воли. Поэтому все наши намерения, так и их осуществление должны быть полностью преданы Богу.
Гордость выражается в претензиях. Гордый всегда хочет иметь больше и больше, чтобы было чем гордиться. Читаем из Библии: Авв.2.5 «Надменный человек, как бродящее вино не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы и захватывает себе все племена». Гордый человек вдобавок становится еще и жадным.
Гордость проявляется в словах: Лк.9.46 «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?» В этих словах содержится важное предупреждение. Направлено оно против гордости и самомнения. Во-первых, Господь Иисус предупреждает Своих учеников о том, что гордость и самомнение – плохие качества. В этой небольшой группе учеников, т.е. рыбаков и мытарей жил дух самомнения и соперничества. Ожидая немедленного установления царства Божьего, они начали спорить, кто из них какое место в нем займет. Каждый думал, что он самый лучший и что именно он заслуживает почести. Каждый хотел, чтобы досталось ему самое почетное место. Всё это происходило тогда, когда Христос был рядом, когда в их ушах еще звучали Его слова. Такое сердце человеческое. В этом событии много поучительного и для нас. Слова в Библии «бодрствуйте и молитесь» относятся в первую очередь к гордости. Она глубоко пустила корни в сердце человека. Гордость – самый коварный грех. Она может носить маску смирения. Она может скрываться и в сердце ничем не примечательных людей, так и в сердце одаренных, гениальных и богатых. Будем каждый день молиться о смирении. Из всех творений у человека меньше всего прав гордиться собой, а из всех людей самыми смиренными должны быть христиане. Они должны осознать, что они все больше и больше обязаны милости и благодати Божьей. Будьте готовы при любых обстоятельствах занять самое низкое положение в обществе. Не забывайте слов Спасителя: «кто из вас меньше всех, тот будет велик».
Гордость особенно проявляется в хвастовстве. О хвастовстве ассирийского царя и об ответе Бога в Библии написано так: Ис.10.12,13,15 «И будет, когда Господь совершит всё Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Он (царь) говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен; и переставлю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин. … Величается ли секира перед тем, кто рубит ею? Пила гордится ли перед тем, кто двигает ею? …»
Гордость выражается и в преувеличении и в любви поспорить. 2Пет.2.18 «Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении». Служители Христа побуждают человека к самоотречению и умерщвлению плотских похотей. А у лжеучителей есть отработанный прием в борьбе за овладение человеком – они улавливают его с помощью его же плотских похотей. Их гордыне льстит, что они овладели человеком, уловили его красивым и правдоподобным обманом. 2Тим.2.23-25 «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры. Рабу же Господню не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым. С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяние к познанию истины». Ап. Павел предостерегает Тимофея против ссор. Затевающие их воображают себя мудрыми и учеными, а апостол называет их глупыми и невежественными. Вред от этих состязаний в том, что они порождают среди христиан распри и разногласия. Примечательно то, как часто и с какой серьезностью апостол предостерегает Тимофея против религиозных диспутов. Несомненно, он хотел этим показать, что христианская религия заключается в вере и в практическом исполнении Божьих требований, а не в искусном дискуссировании. Нет ничего, более неподобающего рабу Господню, как состязания и ссоры, т.к. его Господь не прекословил и не возвысил голоса (Мф.12.19). Он со всеми всегда был снисходителен и терпелив. Раб Господа должен быть приветлив со всеми, показывая, что и сам подчиняется правилам христианского учения, которое сам проповедует, распространяет среди других. Тот, кто склонен к спорам, не склонен учить. Христиане должны быть терпеливы к злу и с кротостью наставлять других. Не только покоряющихся, но и противящихся. Того, кто противится истинам Библии, надо особенно терпеливо наставлять. С помощью такого метода скорее убедить заблуждающихся в том, что они не знают истину. Это означает побеждать зло добром. Наставляя противящихся, христиане должны стараться привести их к покаянию: «не даст ли им Бог покаяния к познанию истины». Таким образом, грешники освобождаются от сетей дьявола.
Боже, просим, дай всем здесь присутствующим, еще не уверовавшим в Иисуса Христа, перейти в славную свободу детей Божьих. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодаря нашему Спасителю мы можем выйти из тьмы греховной жизни и радоваться хождению во свете и красоте Его Царства. Бл-м, что Ты вывел нас из тьмы в чудный Твой свет. Просим, помоги нам избегать мрака и ходить в Твоем свете до самой вечности. Помоги нам жить с ясным осознанием того, что мы – Твои дети. Дай нам свободу поступать по духу, чтобы делиться с другими Твоей любовью и надеждой. Мы так склонны надеяться на собственные усилия, чтобы произвести впечатление на Тебя и на людей. Помоги нам быть искренними во всех взаимоотношениях и больше всего ценить Твое прощение и благодать. Пусть придет Царство Твое и пусть оно утвердится в нас. Помоги нам освещать мир вокруг нас, отражая свет Христа. Порой нам кажется, что Ты где-то очень далеко от нас. Просим, помоги нам верить истине, что Ты всегда рядом, с нами, независимо от того, ощущаем мы Твое присутствие или нет. Во имя Иисуса Христа просим, научи нас сохранять сознание зависимости нашей жизни от Божьей воли. Аминь.