ПРОПОВЕДИ
Христиане призваны к освящению.
1Фес.4.7,8 «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак, непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого».
Грех нечистоты противоречит природе и цели нашего христианского призвания. Закон Божий запрещает всякую нечистоту, Евангелие требует чистоты, оно нас призывает от нечистоты к святости. Неуважение к Божьему Закону и Евангелию – это неуважение к Самому Богу. Непокорный человек непокорен не человеку, но Богу. Некоторые могут легкомысленно относиться к требованиям чистоты и святости, потому что они слышали о них от подобных им людей. Но ап. Павел хочет, чтобы они знали, что это заповеди Божьи. И что нарушать их равносильно тому, чтобы презирать Бога. Он добавляет: «Который и дал нам Духа Своего Святого». Он подразумевает, что всякая нечистота особенно оскорбляет Духа Святого и провоцирует Его удаляться от нас. А также, что Святой Дух дан нам для того, чтобы вооружить нас против этих грехов, помочь нам умерщвлять дела плоти, чтобы жить духовной жизнью. Рим.8.13 «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» Здесь ап. Павел совершенно прямо провозглашает приговор над всеми людьми, живущими по плоти. Тем самым он хочет пробудить к осознанию тех людей, которые после обретения евангельской свободы хотят следовать похотям плоти. Он хочет их избавить от ложного представления. Чтобы они вместо вечной жизни и благодати не оставались в вечной смерти. Он хочет сказать: если вы, спасенные от греха и вечной смерти, хотите продолжать свою прежнюю плотскую жизнь, это совсем неприемлемо. Вы должны будете остаться в вечной смерти. Заслуга Христа не послужит тем людям, которые хотят оставаться в своих грехах. Смерть Христа дана, чтобы послужить лишь тем людям, которые очень хотят освободиться от своих грехов. Но не могут сами освободиться от них.
Коротко рассмотрим, что подразумевается здесь под «жизнью по плоти». Под «плотью» подразумевается вся наша испорченная природа, какова она от нашего рождения от отца и матери. Быть беззаботным и уступать плоти опасно, но это еще не то же самое, что «жить по плоти». «Жить по плоти» обозначает не просто совершение случайного проступка, но образ жизни, соответствующий плоти, т.е. падшей природе человека. Лютер говорит: «жить по плоти» – это жить в самоуверенности, идолопоклонстве, неверии, презрении к Слову Божию, самодовольстве и т.д., а затем в словах и делах следовать за своими пороками и желаниями». «То умрете» – это выражение указывает не на умирание духовной жизни, но на саму плату за грех, на вечную смерть. Апостол вечной смертью отпугивает от греха. Люди, в покаянии и вере живущие во Христе, имеют вечную жизнь. Они всегда имеют Ходатая перед Богом Отцом. И к тому же, у них всегда есть какое-то умерщвление плоти. Они не могут «делать грех», т.е. самовольно грешить до тех пор, пока в них живет Святой Дух. Из этого текста все верные должны заметить, что не следует жить легкомысленно и беззаботно или считать, что грех не опасен из-за великой благодати. Лютер говорит: «Тому, кто является христианином, не следует говорить: «Отныне я свободен от Закона, поэтому я могу делать всё». «Ибо призвал нас Бог». Это предложение похоже предыдущему: воля Божья есть освящение наше. Однако оно от него несколько отличается. Ведь там, где ап. Павел рассуждал об исправлении плотских пороков, он доказывал волю Божью, исходя из цели призвания: Бог отделил нас для Себя как бы в Собственное стадо. И наоборот, то, что Бог призывает нас к святости, ап. Павел доказывает из противоположной идеи, поскольку Он отзывает нас из нечистоты. Отсюда апостол заключает: всякий человек, отвергающий это учение, отвергает не людей, но Бога, Автора призвания. Ведь всегда найдутся неразумные люди, которые, спокойно презирая Бога, смеются над всеми угрозами Его суда. И одновременно издеваются над всеми заповедями святой и благочестивой жизни. Таких людей следует не учить, но поражать суровыми обличениями.
«Который и дал нам Духа Своего Святого». Чтобы более действенно отучить фессалоникийцев от презрения к Богу и Его учению, апостол учит о даровании им божественного Духа – Святого Духа. Чтобы они, во-первых, различали то, что исходит от Бога, а, во-вторых, должным образом отличали святость от нечистоты. Ведь как ни учи нечестивых людей святой жизни и страху Божию, они всё равно будут насмехаться. А те, кто наделен Духом Святым, имеют в сердце своем твердое запечатленное свидетельство. Надо быть настороже, чтобы не изгладить или не стереть эту печать.
В Первом послании к коринфянам ап. Павел усиливает данные им советы двумя доводами: 1. Время уже коротко. 1Кор.7.29 «Я вам сказываю, братия, время уже коротко». Мы живем в этом мире совершенно недолго. Очень короткое время мы пользуемся и наслаждаемся этим миром. Он для нас скоро пройдет. Поэтому не прилепляйтесь своим сердцем к удовольствиям мирским. Не отягощайте себя земными заботами и волнениями. Не допускайте, чтобы они овладели вами. 2. Ибо проходит образ мира сего. 1Кор.7.31 «И пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего». Внешность мира проходит. Это постоянно изменяющийся образ. Он находится в непрерывном движении. Всё, что мы имеем, это только видимость, без чего-либо твердого. И эта видимость неустойчива, она быстро проходит. Неразумно увлекаться этими ускользающими, быстро проходящими образами. В другом места Библии об этом сказано: Пс.38.7 «Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется». Т.о., не стоит привязываться к этому миру, или слишком скорбеть о том, что короткое время живем в нем.
Учения о слепом доверии и о безотчетном повиновении – это не библейские учения. Каждый христианин имеет и должен иметь собственное суждение и чувства, должен уметь различать добро и зло, истину и фальши. Всё испытывать надо с той целью, чтобы твердо держаться хорошего. 1Фес.5.21,22 «Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла». Эти предупреждения необходимо хорошо запомнить. Надо исследовать Библию. Однако не следует всегда оставаться неутвержденными, в конце концов, мы должны определиться и держаться хорошего. Когда мы убедимся в чем-то, что оно является правильным, истинным и добрым, то должны твердо держаться его и не уклоняться и не отступать под влиянием оппозиции или преследований, могущих постигнуть нас за приверженность истине. Наивернейший путь избежать обольщения лжеучением или колебания в вере состоит в том, чтобы удерживаться от зла. Порочные наклонности, каким дозволяем гнездиться в нашем сердце, злые поступки, допускаемые в жизни, сильно содействуют пагубным заблуждениям разума. В то время как чистота сердца и непорочность жизни располагают человека любить и принимать истину. Поэтому мы должны удерживаться от всякого зла, от греха и всего, что выглядит греховным, что ведет к греху или граничит с ним. Кого не пугает вид греха, кто не отстраняется от того, что может послужить поводом к греху, кто не избегает искушений, тот недолго удержится от совершения самого греха.
Здесь возможны две ошибки. Одни повсеместно отвергают любое учение, потому что, либо сами были однажды обмануты ложной ссылкой на Библию, либо знают, что подобным образом обманывают многих. Другие же по глупой доверчивости без разбора принимают всё, высказанное от имени Бога. И то и другое порочно. Ибо первые закрывают себе путь к преуспеванию. Вторые же необдуманно открывают себя для всех заблуждений. Ап. Павел хочет защитить от этих крайностей, призывая к золотой середине. Он запрещает осуждать что-либо без предварительной проверки. С другой стороны, увещает судить о сказанном, прежде чем принять что-либо как несомненное. Христианам не подобает легковесность, когда без разбора хватаются и за правду и за ложь. Если мы чувствуем, что лишены дара различения, то должны просить его у Духа Святого.
Господь Иисус излагает общий принцип взаимоотношений между людьми. Мф.7.12 «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними: ибо в этом Закон и пророки». Господь не говорит здесь о том, чтобы мы поступали с окружающими так, как они поступают с нами. Потому что в основу такого поведения положен эгоизм, и язычество служит его идеологией. Нам надлежит поступать с людьми так, как бы мы хотели, чтобы они поступали с нами. Это – христианство. Это правило не просто запрещает всякую мелочную злобу и раздражительность, обман и хитрость – оно намного шире. Этот общий принцип делает ненужным множество мелких правил поведения в той или иной ситуации. С его помощью каждый человек может узнать, что он обязан делать. Если мне не нравится, как ко мне относится мой ближний, тогда мне следует запомнить, как он ко мне относится, чтобы я не относился так же к другому человеку. А есть ли в его отношении ко мне что-либо приятное? Если да, то и мне поступать с другими так же. Сколько запутанных ситуаций удалось бы избежать, если бы все свято придерживались этого принципа!
Господь предупреждает, что путь веры совсем не таков, каким себе его многие представляют. Он излагает общий принцип взаимоотношений между людьми. Мф.7.13,14 «Входите тесными вратами: потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Не достаточно думать так, как думают другие, и поступать так, как они поступают. Христианам не к лицу следовать обычаям людей и плыть по течению. Господь говорит, что путь, который ведет к жизни, «узок и немногие находят его». Однако путь, который ведет к вечной погибели, пространен и многие идут по нему. Это страшная истина! И слова, которые доносят ее к нам, должны заставить многих задуматься: «По какому пути иду я?» И если вдруг я обнаружу, что моя вера – это вера большинства, то мне следует задуматься. Если я говорю, что мой путь, как путь многих, а Богу я поклоняюсь, как многие поклоняются, то произношу себе смертный приговор. А как иначе, ведь это путь в погибель. То, что мы исповедуем веру непопулярную, и то, что многие не соглашаются с ней, не должно являться причиной для уныния. Нам следует помнить слова Господа о том, что врата на небеса тесны. Покаяние, вера в Иисуса Христа и святая жизнь никогда не были у людей популярны. Истинное стадо Христово никогда не было многочисленным. Подумайте, насколько лучше войти с несколькими людьми в жизнь, чем с тысячами в вечную смерть.
Дух Святой помогает христианам одержать победу над грехом. 2Тим.1.7 «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия». Лукавый раб, который закопал свой талант (Мф.25.25, притча Христа) и не пустил его в оборот, действовал от духа боязни. Бог вооружает нас против духа боязни, часто напоминает нам, чтобы мы не боялись. Он дал нам духа силы или мужества, чтобы мы могли противостоять всем трудностям. Дал также духа любви к Богу, чтобы мы могли перенести все трудности ради Бога. И духа целомудрия (здравомыслия), т.е. уравновешенности, внутреннего покоя. Нас обескураживают на нашем жизненном пути мысли, являющиеся плодами нашего собственного воображения. Тогда как здравый и рассудительный ум отвергает их и легко находит ответы на них. Дух, Который Бог дает верующим – это Дух Святой.
Исполнение Духом Святым, искреннее и духовное общение с другими христианами, желание всегда и везде благодарить Бога за Его Дары – всё это сохраняет правильное отношение к христианской жизни. Учитывайте то, что написано в конце 4-ой главы Послания к ефесянам: Еф.4.30-32 «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Рассматривая предыдущие и последующие стихи, мы можем понять, что оскорбляет Святого Духа. В стихах перед ст.30 подразумевается, что Его оскорбляет всякое распутство и нечистота, ложь и гнилые слова, возбуждающие нечистые страсти. Из последующих стихов следует, что всякое раздражение, ярость, гнев, крик и злоречие, злоба также оскорбляют этого благого Духа. Мы не должны делать ничего, что противоречит Его святой воле и Его природе. Не должны отвращать своего уха от его советов, восставать против Его водительства. Т.к. это заставляет Его удалиться от нас, предоставлять нас воле наших врагов. Мы погибнем без помощи Духа Святого.
Боже, просим, дай нам не вынуждать благословенного Святого Духа лишить нас Своего присутствия. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, питай нас Своей мудростью. Научи нас так счислять дни наши, чтобы мы приобрели сердце мудрое. Привлеки нас, чтобы мы пребывали в Тебе. Бл-м, что всё в нашей жизни происходит под Твоим контролем. Помоги нам полагаться на Тебя и радоваться жизни, которую Ты дал нам. Направь наши мысли, и позаботься о нашем сердце и нашей жизни. Помоги нам во всем следовать за Тобой. Бл-м Тебя за безмерное терпение к нам, грешникам. Тебе пусть будет слава и честь во веки веков. Любящий наш Спаситель Иисус Христос, Ты добровольно умер, чтобы спасти нас от наших грехов. Благодаря Тебе мы стали новым творением. Когда мы вспоминаем об этом, просим, дай нам глубокие чувства благодарности за Твой удивительный дар. Помоги нам сохранить связь с Тобой. Помоги нам верить, что Ты можешь нас освободить, избавить от власти греха и сатаны Своей смертью и воскресением. Аминь.