ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 24 Мф.
24.1 «И выйдя, Иисус шел от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма». Он покидает храм и оставляет Свое общественное служение в нем. В конце предыдущей главы Он сказал: «Вот, оставляется вам дом ваш пуст». А здесь Он сдержал Свое слово. Он не просто вышел из храма, а отделился от него, распрощался с ним. Дом, который оставляет Христос, действительно остается пустым духовно. Спустя три дня завеса в храме разодралась, всё в нем сделалось скверным. Христос не отвергал их до тех пор, пока они прежде не отвергли Его. Когда Он покинул храм, Его ученики также покинули его и подошли к Нему, чтобы показать здания храма. Храм представлял собой величественный архитектурный ансамбль и был одним из чудес света. При строительстве ради его великолепия не пожалели никаких средств. Храм был богато украшен дарами и приношениями, которые постоянно пополнялись. Ученики показали всё это Ему, желая, чтобы Он обратил на это внимание. Возможно, они желали вызвать у Него то же чувство восхищения храмом, которое испытывали сами. И хотели, чтобы Он отвлекся от Своей печали, которая, как они видели, едва не овладела Им.
24.2 «Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне»; всё будет разрушено». Он предсказывает полное разрушение, грядущее на это место. Нам не стоит устремлять наши взоры к тому, что скоро не будет. Вместо того чтобы отменить этот приговор, Христос утверждает его: «Истинно говорю …». Храм будет не только разграблен, лишен своей славы и обесчещен, но совершенно уничтожен. История свидетельствует об исполнении этих слов. Хотя римский полководец Тит после взятия города и приложил все старания для того, чтобы сохранить храм, тем не менее, он не смог удержать разъяренных воинов от его полного разрушения. Разрушение храма было настолько основательным, что впоследствии даже распахали землю, на которой он когда-то стоял. Так исполнилось пророчество: Мих.3.12 «Посему за вас Сион распахан будет, как поле». Позже, при Юлиане Отступнике, побуждавшем иудеев восстановить свой храм для противодействия христианству, оставшиеся руины разобрали, чтобы разровнять место для нового основания. Однако эта попытка не удалась из-за чудесного извержения вышедшего из земли огня, который уничтожил заложенное основание и до смерти напугал строителей.
24.3 «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Ученики не обсуждали справедливости этого приговора, и не сомневались в его исполнении. Они пытаются уточнить время совершения этих событий и точнее узнать о признаках его приближения. Они задали свой вопрос, «когда же сидел Он на горе Елеонской». Он, вероятно, теперь возвращался в Вифанию и по пути присел отдохнуть. Елеонская гора располагалась прямо напротив храма, он прекрасно просматривался с нее весь целиком. Одни полагают, что вопросы учеников относятся к одному и тому же событию – к разрушению храма и завершению истории иудейской церкви. Или же они считали, что с разрушением храма непременно наступит кончина века. Если этот дом придет в запустение, то мир не сможет устоять. Поскольку раввины учили, что дом святилища является одной из семи причин, почему был сотворен этот мир. А если это так, думали они, то мир не сможет существовать без храма. Другие считают, что вопрос учеников: «когда это будет?» относится к разрушению Иерусалима, а другие два вопроса – к кончине века, ко дню Суда. Есть мнение, что их вопросы не шли дальше того события, которое предсказывал сейчас Христос. Судя по другим эпизодам, ученики имели путаные представления о будущих событиях. Христос не исправляет явно ошибок Своих учеников. Это должно было совершиться вследствие излияния Святого Духа. Он дает Своей Церкви наставления. Христос не отвечает на их вопросы, ибо «не наше дело знать времена и сроки» (Деян.1.7). Но они также спросили: «а какой признак …?» На этот вопрос Он дает им развернутый ответ, ибо нам следует «различать знамения времен» (гл.16.3). Итак, это пророчество относилось, прежде всего, к событиям недалекого будущего – к разрушению Иерусалима, завершению периода существования иудейской церкви и государства, призванию язычников. Но оно, хотя и говорит о разрушении Иерусалима, простирается ко времени последнего суда над миром. Следует отметить, что, говоря об этом Своим ученикам, Христос более стремится предостеречь их, нежели удовлетворить их любопытство. Он более желает приготовить их ко всем грядущим событиям, чем дать им ясную картину самих событий. Это пророчество применимо к Церкви и будет применяться к ней до конца времени
24.4 «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Ученики спросили о времени: «когда это будет?» Здесь Христос предсказывает появление обольстителей и начинает с предупреждения: «берегитесь, чтобы никто не прельстил вас». Они надеялись, что Он скажет им, когда всё это будет, и посвятит их в эту тайну. Однако Господь хочет, чтобы они больше переживали об исполнении своего долга, следовании за Ним и береглись, чтобы кто не соблазнил их, и они не отошли от Него. Те, кто больше всего стремится проникнуть в сокрытое, которое им не принадлежит, легче всего поддаются обману обольстителей. Когда ученики услышали, что иудейская церковь будет уничтожена, ими могло овладеть опасное чувство собственной безопасности. Христос как бы говорит: «Вы подвергаетесь еще большей опасности. Обольстители – это более опасные враги Церкви, нежели ее гонители». Т.о., Христос предупреждает о том, что нас будут обманывать.
24.5 «Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос, и многих прельстят». Появятся лжехристы, которые придут под именем Христа и будут присваивать себе имя, принадлежащее только Ему. И будут говорить: «Я Христос». В то время все ждали прихода Мессии. О Нем говорили, что Ему должно прийти. Однако когда Он пришел, народ в большинстве своем отверг Его. Этим воспользовались желающие сделать себе имя, и потому они выдавали себя за Христа. Иосиф Флавий (признанный историк того времени) повествует о нескольких таких самозванцах, появившихся между этим временем и временем разрушения Иерусалима. И в последующие века были такие обманщики. Папство фактически выдвигает лжехриста. Папа римский выступает от имени Христа как Его викарий, но при этом посягает на Его права и узурпирует Его власть. И, т.о., становится Его соперником. Успех, которого они достигнут: «многих прельстят». Сатана со своими слугами может много преуспеть в обольщении бедных душ. Ни чудеса, ни многочисленность прихода не являются верными признаками церкви истинной. Вспомним стих Откр.13.3 «дивилась вся Земля, следя за зверем».
24.6 «Также услышите о войнах и военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец». Этот стих и несколько последующих стихов учат нас, что не следует питать радужных надежд на то, что перед концом света произойдет что-то хорошее. Эти предостережения важны. И Церковь не должна ими пренебрегать. Сохраните всё это в своем сердце. Эти истины актуальны для нас. «Смотрите, не ужасайтесь». Сердце, утвержденное в Боге и уповающее на Него, пребывает в совершенном мире и не страшится. Не причиняйте себе невыносимых болей. Необходимо всегда заботиться о том, чтобы сохранять сердечный покой даже тогда, когда повсюду идут войны. Христос хочет, чтобы даже в смутные времена сердце Его народа не смущалось ни от какого страха. Мы не должны ужасаться по двум причинам: 1) Потому что нам повелевается ожидать всего этого. Это слово вышло из уст Божьих, и потому в своё время должно исполниться. Чрезмерные переживания с нашей стороны интерпретируются Богом как несогласие с Его определением. 2) Потому что это еще не конец. «Но это еще не конец». Это еще не конец времени. Или эти слова можно понимать и так: «Это еще не конец нынешних скорбей». Ободритесь духом, чтобы встретить то, что ждет вас впереди.
24.7 «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам». Христос предсказывает и другие суды, посылаемые непосредственно от Бога. Не следует ожидать, что перед концом света будет царствовать полный мир, счастье и благополучие. Если вы так думаете, вы глубоко ошибаетесь. Господь Иисус предсказывает нам войны, моры, глады и гонения. Не стоит надеяться на мир, пока не вернется Христос. Только тогда и не раньше люди перестанут воевать. Голод часто оказывается следствием войны, а мор – следствием голода. Одно из этих трех наказаний должен был выбрать Давид. Он не знал, какое из них самое худшее. Ужасное опустошение произведут они на Земле, когда все вместе изольются на людей.
24.8 «Всё же это начало болезней». Не стоит надеяться, что придет время абсолютной чистоты в учении и богослужебной практике. Спешите распространять Евангелие по всему миру, ибо время коротко.
24.9 «Тогда будут предавать вас на мучения, и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое». Он предсказывает преследование Своего народа, а также всеобщее отступление и духовный упадок среди верующих. Господь конкретизирует страдания: будут предавать вас на мучения, … Некоторые толковники считают, что когда наступят глады и моры, в них обвинят христиан и будут их преследовать. Их не будут избивать до смерти, их будут бить так, чтобы они почувствовали себя позорищем для мира. Враги Церкви настолько кровожадны, что их может удовлетворить только кровь христиан. «Вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое». Этот мир в целом пропитан злобой и враждой по отношению к христианам. Хотя иудеи и были ненавистны для язычников, тем не менее, они никогда не были гонимы так, как христиане. Их ненавидели и иудеи, рассеянные по всему миру, и язычники. Гонителей настроил против них сатана, видя, что они нанесли сокрушительный удар по Его царству.
24.10 «И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга». Сатана будет добиваться своего силой оружия. Но в итоге Христос прославит Себя именно страданиями Своего народа. «И тогда соблазнятся многие». Когда исповедание христианства станет стоить людям дорого, тогда соблазнятся многие. Сначала они не будут соглашаться со своим исповеданием, а после станут отпадать от него, постепенно начнут терять к своей вере интерес. Ап. Павел часто жалуется на перебежчиков, которые хорошо начали, но что-то им помешало. Он говорит: «Они были с нами, но вышли от нас, потому что никогда не были нашими» (1Ин.2.19). Некоторые до тех пор любят христианскую религию, пока она им дешево обходится. А как только она начинает им чего-то стоить, они тут же оставляют ее. «друг друга будут предавать». Когда преследование христиан окажется в моде, тогда в человеческие души проникают вражда и злоба. Тогда те, кто вероломно отступил от своей веры, будут предавать и ненавидеть тех, кто останется ей верным. В истории христианства отступники от веры обычно проявляли себя самыми жестокими и яростными гонителями. Тогда волки в овечьей шкуре сбрасывают ее с себя, и перед всеми обнаруживается их волчья сущность. Ужасное это будет время, когда на Земле восторжествуют предательство и ненависть, потому что они противостоят лучшему, что может быть на Земле – истине и любви.
24.11 «И многие лжепророки восстанут и прельстят многих». Смотри ст.5!
24.12 «И, по причине беззакония, во многих охладеет любовь». Господь Иисус предсказывает, что умножится беззаконие и во многих охладеет любовь. До тех пор, пока не вернется Христос – великий Глава церкви, и сатана не будет связан, христиане не познают истину до конца и святость не станет принципом жизни всего мира. Итак, в эти дни будет иметь умножение беззакония. Хотя мир лежит и всегда лежал во зле, тем не менее, бывают времена, о которых можно сказать, что в них беззаконие действует особенно активно, когда больше обычного распространено беззаконие. Тогда, кажется, что сама преисподняя вырвалась на свободу. Охлаждение любви будет следствием первого. Верующие часто охладевают в своей вере, когда нечестивые распаляются в своем нечестии. Эти слова можно понять более узко как относящиеся к братолюбию. Когда беззаконие умножается, умножаются преследования за веру, тогда она обычно охладевает. Христиане начинают бояться и подозревать друг друга и, т.о., любовь охладеет во многих. Обратим внимание на следующее: во-первых, сказано об охлаждении любви во многих, но не во всех. Во-вторых, эта любовь охладевает, но не умирает вовсе, не исчезает полностью.
24.13 «Претерпевший же до конца спасется». Этими словами Господь утешает Свой народ. (1) То обстоятельство, что некоторые всё же останутся верными до конца, несмотря на то, что многие соблазнятся, является утешением для всех, желающих успеха делу Христа на Земле. Когда мы видим столько отступников, у нас появляются опасения, что дело Христа погибнет из-за недостатка Его приверженцев. И имя Его будет забыто из-за недостатка Его исповедников. Но даже в это время, по избранию благодати, сохранится остаток. Это сказано о том же самом времени, к которому это пророчество относится. Остаток состоит из тех, кто стоит в вере к спасению души. Они претерпят всё до конца своей земной жизни или же до конца этих испытующих страданиями времен, даже если им придется сражаться до крови. (2) То обстоятельство, что они будут спасены, является утешением для всех переносящих трудности до конца и страдающих за свою верность. Таковые спасутся. Претерпевшие до конца своих дней или до конца их земного испытания достигнут тогда цели своей веры и надежды – спасения душ. Воздаянием за всё будет венец славы. И вера в это сильна помочь нам предпочесть смерть у земного позорного столба и страдания земные, лишь по получить спасение по ничем не заслуженной благодати Божьей.
24.14 «И проповедано будет это Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Евангелие проповедано будет, но не следует ожидать, что весь мир обратится к Богу перед концом света. Евангелие проповедуется в свидетельство всем народам, но не стоит думать, что все уверуют. Сказанное означает, что даже во время испытаний, скорбей, гонений Евангелие Царствия будет распространяться. Оно будет проповедоваться, несмотря на усиливающуюся ярость врагов Церкви и охлаждение многих. Верные христиане будут усиливаться и действовать, совершая подвиги в пример многим. Главным в этом предсказании является то, что конец света наступит не раньше, чем когда Евангелие совершит свой труд на Земле. Т.о., все народы будут иметь возможность принять либо отвергнуть его. Когда Евангелие либо обратит и спасет народы, либо осудит их, «тогда придет конец». Мир будет продолжать стоять до тех пор, пока не будет призван последний из Божьих избранников.
24.15 «Итак, когда увидите мерзость опустошения, о которой было сказано через пророка Даниила, стоящую на святом месте (читающий да разумеет)». Христос делает более подробное предсказание о бедствии, грядущем на иудеев, на их город, храм и государство (ст.15 и далее). Здесь он вплотную приблизился к ответу на их вопросы относительно разрушения храма. И всё сказанное Им здесь должно было послужить на пользу Его ученикам как в плане наставления касательно их поведения, так и в смысле утешения в связи с этим событием. Он описывает несколько этапов бедствия. Изображение Юпитера Олимпийского (названо мерзостью запустения), которое Антиох заставил поставить на Божьем жертвеннике, чрезвычайно оскорбило иудеев и подвигло их к мятежу. И, т.о., привело их к гибели. Со времен вавилонского пленения для иудеев ничего не было более отвратительного, чем истукан, стоящий на святом месте. Некоторые объясняют эти слова в свете параллельного места: Лк.21.20 «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его». Римские войска расположились по всей местности, окружающей город, что было мерзостью, производящей запустение. Пророк Даниил предсказал о Мессии и Его Царстве яснее всех ветхозаветных пророков. Он говорит о мерзости, производящей запустение, которая должна быть поставлена Антиохом (Дан.11. 31, 12.11). Но о той мерзости запустения, которую имеет в виду наш Спаситель, пророку возвестил ангел (Дан.9.27), когда говорил о том, что должно произойти в течение семидесяти седмин. Христос ссылается на это пророчество Даниила, чтобы показать ученикам, что гибель их города и храма была предсказана еще в Ветхом Завете. На основании этого пророчества они также могли сделать вывод о времени этого события – вскоре после убийства Христа Владыки. Поскольку здесь делается ссылка на пророчество, трудное для понимания, Христос добавляет: «читающий да разумеет». Тот, кто читает пророчество Даниила, должен понять, что оно должно вскоре исполниться в разрушении Иерусалима. Ангел, передавший это пророчество Даниилу, побуждал его знать и разуметь (Дан.9.25).
24.16 «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». В стихах 16 и 20 Христос приводит средства защиты, к которым должны прибегнуть разумные люди. Тогда нужно будет сделать вывод о том, что нет иного пути спастись, как только бежать. Эти слова можно рассматривать: 1) Как предсказание о самом разрушении. 2) Как наставление последователям Христа относительно того, что они должны будут делать. Разрушение города будет неминуемым. Даже самые смелые люди не смогут тогда оказать сопротивление или предотвратить его. Но должны будут уступить перед неизбежностью. Последователи Христа должны были покориться вынесенному определению и поспешно покинуть город и страну. Когда над нами нависает опасность, мы не только имеем законное право, но и обязаны искать сохранения собственной жизни всеми честными и разумными путями. И когда Бог открывает нам дверь избавления, мы должны бежать, в противном случае мы будем искушать Бога, а не проявлять своей веры в Него.
24.17 «И кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего». В стихах 17 и 18 сказано о том, как поспешно должны будут они бежать. Их жизнь находится в близкой опасности. Т.о., кто окажется на кровле дома в тот момент, когда настигнет его беда, тот не должен сходить в дом, чтобы позаботиться о своем имуществе, а должен спуститься и уйти из дома кратчайшим путем, чтобы избежать опасности.
24.18 «И кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои». Также и тот, кто окажется тогда на поле, увидит, что самое разумное в его ситуации – бежать немедленно, а не возвращаться домой, чтобы взять свою одежду или имущество. Потому что: во-первых, время, которое займет упаковка вещей, замедлит его бегство. Во-вторых, взятые им вещи, одежда и другое движимое имущество, которое можно унести с собой, будут лишь обременять его в пути и препятствовать его бегству. В стихе 4Цар.7.15 читаем, что сирийцы при побеге побросали одежду. Никто из тех, кому Христос говорил эти слова, не дожил до того мрачного дня, о котором Он говорит. Однако они оставили это наставление своим последователям в вере, которые следовали ему, что принесло им пользу. Это предупреждение не держалось в тайне. Когда христиане Иерусалима и Иудеи заметили надвигающуюся опасность, все они убежали в небольшой город Пелла, расположенный по ту сторону Иордана. Там они пребывали в безопасности. Среди многих тысяч погибших при разрушении Иерусалима не оказалось ни одного христианина. (См. Евсений. История церкви.)
24.19 «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» Здесь сказано о том, кому будет труднее всего в это время. Счастливы будут те, у кого нет детей и кто не будет видеть, как их убивают. Но несчастнее всех остальных – женщины, которые беременны будут в то время и которые будут кормить грудью своих детей. Во-первых, у таковых из-за голода не будут достаточно молока. Во-вторых, свирепые завоеватели рассекают беременных женщин. В-третьих, для таковых и само бегство будет тяжелым.
24.20 «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу». Христианам прилично во времена общенародной скорби молиться. Если ты не можешь молиться о том, чтобы тебе избавиться от необходимости бежать, то молись о том, чтобы условия твоего бегства были благоприятными. И чтобы тебе избежать жестоких страданий. Бог располагает обстоятельствами всех событий и может изменять их тем или иным образом. Поэтому во всех обстоятельствах жизни мы должны взирать только на Бога. Тот факт, что Христос убеждает их молиться об этой милости, указывает на то, что Он намерен оказать им ее. Мы должны уметь заметить благоприятного стечения обстоятельств и оценить его. Христос повелевает Своим ученикам молиться не только о себе и о своих друзьях. Хотя мы должны принимать от Бога всё, что Он посылает и тогда, когда посылает, но мы всё же можем молиться об устранении неудобств в нашей жизни.
24.21 «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Скорбь была на самом деле великая. В городе свирепствовали инфекция и голод. И, что еще хуже, разногласия так, что меч одного обращался против другого. Женщины ели собственных детей. А за стенами города стояли римские войска, обуреваемы свирепой яростью против них. Потому что они были не просто иудеями, но мятежными иудеями. Это было опустошение, не имеющее себе равных. Упрямство и упорство иудеев в значительной мере содействовали умножению их скорбей. Не удивительно, что Иерусалим подвергся такому беспрецедентному в истории мира разрушению. Ибо в нем был совершен беспрецедентный по своим масштабам грех: там был распят Сын Божий.
24.22 «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». Христос не сказал: «Не спаслась бы никакая душа». Ибо измождение плоти может послужить тому, чтобы дух был спасен в день Господа. Земная жизнь людей будет принесена в жертву в большом количестве. Если бы это бедствие продлилось еще недолго, то оно привело бы к полному уничтожению человеческого рода. Посреди ужаса звучит утешение: «но ради избранных сократятся те дни». Бог, использующий их ради достижения Своей цели, положил предел их ярости. Во время мировых бедствий Бог являет Свое благоволение к избранному остатку. Сокращение времени бедствий – это благость, которую Бог являет людям ради избранных. Поэтому вместо того, чтобы жаловаться на то, что наши скорби длятся так долго, мы должны, учитывая свои пороки, благодарить Его за то, что они не будут длиться вечно.
24.23 «Тогда, если кто скажет вам: «вот здесь Христос» или «там» – не верьте». Повторяется предупреждение остерегаться лжехристов и лжепророков. Времена великой скоби – это времена великого искушения, поэтому тогда нам нужно будет удвоить нашу бдительность. У лжехристов и лжепророков будут свои посредники и посланники. Они будут действовать повсюду тем, чтобы увлечь за ними людей. Когда страдания и беды народа велики, когда люди готовы ухватиться за всё, что, как им кажется, несет им избавление, именно тогда сатана пользуется благоприятной возможностью обмануть их. «Тогда, если кто …». Не верьте, ибо истинный Христос не вопиял, о Нем не говорили «вот здесь Христос» или «там». Поэтому, если кто-нибудь станет говорить о Нем так, рассматривайте это как искушение. Христос есть всё во всем, Он не здесь и не там. Он встречает свой народ словами благословения. Не верьте тем, кто желал бы увлечь вас от Христа. У истинной веры нет большего врага, чем глупая доверчивость.
24.24 «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Доказательства, которые они представят для подтверждения своих притязаний: они «дадут великие знамения и чудеса». Дадут не те истинные чудеса, которые являются божественной печатью и подтверждают Христово учение. Поэтому если кто хочет посредством знамений и чудес увести нас от учения Христа, то мы должны вспомнить закон Моисея. Втор.13.1-3 «Если восстанет среди тебя пророк …, и представит тебе знамение или чудо, …и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе», то вы всё же не следуйте за тем, кто хочет увести вас, чтобы служить богам иным. «Ибо через это искушает вас Господь». Т.о., то были чудеса ложны, совершаемые сатаной, с позволения Бога. Некоторые богословы обращают внимание на следующее: не сказано, что они будут творить чудеса, но что они «дадут великие знамения». Это будут лишь кажущиеся чудеса, т.е. они будут обманывать людей (показывать им фокусы или действия ворожбы). «Чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Эти слова свидетельствуют, во-первых, о силе обольщения. Она так велика, что многие будут преодолены ей. Тогда не помогут никакие человеческие знания, дары и ученость. Только Божья благодать, действующая в соответствии с Его предвечной целью, способна будет защитить людей от этой силы. Эти слова свидетельствуют, во-вторых, о сохранении избранных, оказавшихся в этой опасности. Это подразумевается во вставке «если возможно». Эти же слова указывают на то, что это невозможно. Если бы избранных Богом можно было прельстить, то в таком случае избрание было бы аннулировано, что невозможно. Ибо «кого Он предопределил, тех и призвал , и оправдал …, и прославил» (Рим.8.30). Они были даны Христу, а из всех данных Ему Он не потеряет ни одного (Ин.10.28).
24.25 «Вот, Я наперед сказал вам». Наш Спаситель повторно предупреждает Своих учеников о необходимости стоять на страже против обольстителей. Он предупреждает их для того, чтобы они бодрствовали. Человек, заранее предупрежденный об опасности, может уберечь себя. Хотя избранные будут сохранены от заблуждений, тем не менее, они будут сохранены в силу внимательного отношения к предупреждениям Слова Божьего.
24.26 «Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне» – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах» – не верьте». Мы не должны следовать за теми, кто говорит слова этого стиха. Мы не должны слушать каждого самозванца. Не должны следовать за всяким показывающим пальцем на нового Христа. Пустое любопытство уже не одного человека увлекло на путь отступничества и погибели. Наша сила – укреплять сердце благодатью.
24.27 «Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого». Эти слова опровергают яд обольстителей, которые говорили: «Вот здесь Христос или там». Христос приходит не с духом боязни, а с духом силы. Не слушайте лжехристов, ибо второе пришествие Сына Человеческого будет подобно молнии, когда бы ни произошло. Об этом мы всегда должны помнить. Т.к. мы не знаем ни дня, ни часа Его второго пришествия, поэтому мы всегда должны быть готовы к этому. Будем же ходить верой, а не видением.
24.28 «Ибо, где будет труп, там соберутся орлы». В конце этого века антихрист станет причиной великой скорби. Его необходимо будет судить и уничтожить. В Адаме все люди мертвы. Поэтому злой антихрист в глазах Господа является смердящим трупом, излюбленной пищей стервятников. Стервятниками здесь, будучи родственными орлам хищными птицами, обозначают Христа и Его войско. Они стремительно выйдут воевать с антихристом и его войском и уничтожат их при Армагеддоне, тем самым исполнив Божий суд над ними. Т.о., Христос не только явится там, где Его главный враг, но явится стремительно.
24.29 «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются». Некоторые полагают, что эти слова имеют отношение к разрушению Иерусалима и падению иудейского государства. Помрачение солнца, луны и звезд рассматриваются как символы заката славы израильского государства, как символы общественных потрясений. Именно так представляются великие кровопролития и опустошения в Ветхом Завете. (Ис.13.10 «Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим». Иез.32.7 «И когда ты угаснешь, закрою небеса, и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим».) Есть мнение, что эти слова относятся к 2-му пришествию Христа, т.к. здесь Он отвечает на вопрос касательно Своего прихода в конце веков. То, что произойдет в день суда, можно описать при помощи метафоры в виде обозначенных выше природных катаклизмов. Бедствия того времени включают в себя не только разрушение Иерусалима, но и все другие скорби, которые предстоит пережить Церкви. Народы раздираются на части войнами, а Церковь – расколами, преследованиями и ересью. Нельзя сказать, что скорби тех дней прекратились. Нормальное состояние Церкви в этом мире – это воинствующее состояние, и мы должны принимать это во внимание. Произойдут великие изменения во вселенной. Произойдут великие перемены, которые обновят облик Земли. Будут такие перемены, которые не сможет не заметить весь мир. Дни пребывания солнца и луны обычно представляются как символы постоянства и незыблемости (Пс.88.30), но и они будут поколеблены.
24.30 «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут плакать все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». Под «знамением Сына Человеческого» понимается выдающееся проявление Его власти и правосудия. В Своем втором пришествии Он вернется в мир во славе и величии. Перед Ним и солнце, и луна, и звезды померкнут, и «силы небесные поколеблются». Это Его пришествие будет отличаться от первого во всем. Первый раз Он пришел как «муж скорбей». Он был рожден в вифлеемских яслях, принял на Себя образ раба. Он был осужден неправедным судом и распяли Его между двумя разбойниками на кресте. Во второй раз Христос придет как Царь всей вселенной. Перед Ним закроются всякие уста, преклонится всякое колено. Что бы ни делали сейчас нечестивцы, в последний день уже никто не будет насмехаться над Христом. «Тогда будут плакать все племена земные». Представители каждого племени и народа будут плакать в тот день, ибо большая их часть будут трепетать при Его приближении; увидят, что Он Тот Самый, Которым они пренебрегли. Тогда как избранный остаток с радостью поднимет голову. В момент Его пришествия люди увидят Его плотскими глазами.
24.31 «И пошлет ангелов Своих с трубой громогласной, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их». Христа в Его 2-е пришествие будут сопровождать ангелы. Они названы Его ангелами, что доказывает, что Он Бог и Господь ангелов. Эти сопровождающие Христа ангелы будут взяты Им в качестве судебных исполнителей. об их служении будет громогласно возвещать труба. Во время передачи Закона на горе Синай звук трубы был устрашающий, но еще ужаснее он будет в день суда. «И соберут избранных Его …». Этот стих учит, что Христос позаботится о верующих в Него людях. Когда Он придет во славе и начнется суд, истинные христиане будут в полной безопасности. Ною был дан ковчег, чтобы там скрыться от всемирно потопа; Лоту был дан город Сигор перед наказанием Содома и Гоморры. Когда гнев Божий изольется на мир, у всех верующих будет убежище. День второго пришествия Христа будет ужасен только для нечестивцев. Истинно верующие всех народов будут собраны вместе. Мы идем к тому дню, когда встретимся, чтобы больше не расставаться.
24.32 «От смоковницы возьмите подобие; когда ветки ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето». В стихах 32-51 мы имеем практическое применение предсказаний Христа. Говоря в общем, мы должны ожидать предсказанные здесь события и готовиться к ним. Мы должны научиться извлекать для себя пользу из услышанного, наблюдать и понимать знамения времен и сравнивать их с предсказаниями Библии, чтобы предвидеть, что должно произойти вскоре. И действовать соответственно этому. Пример со смоковницей учит нас, в сущности, одному: появление на ней почек и листьев свидетельствует о приближении лета. Начало действия вторичных причин является залогом продолжения и завершения всего дела. Так и Бог, начавший исполнять пророчества, доведет их исполнение до конца. Есть определенная последовательность как в действиях природы, так и в действиях Провидения (Бога). То, что ветвь становится мягкой, означает, что жизнь вернулась. То, что ветвь пускает листья, обозначает внешнюю деятельность. Зима обозначает время высыхания, время скорби (ст.7-21), лето – век Царства, который начнется при втором пришествии Господа.
24.33 «Так, когда вы увидите всё это, знайте, что близко, при дверях». Всё должно исполниться в свое время в установленном порядке. Под «всем этим» понимается всё, что было предсказано в ст.7-32. «Знайте, что близко». Он не говорит здесь, что именно близко, но это было то самое, чем были заняты мысли Его учеников. Т.е. о чем они хотели узнать, к чему стремились. Об этом написано в параллельном месте: Лк.21.31 «Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие». Когда на деревьях праведности начинают появляться почки и распускаться листья, когда народ Божий начинает проявлять признаки верности, это предвещает наступление добрых времен. Так работает Бог: сначала Он приготавливает сердце людей, и потом действует.
24.34 «Истинно говорю вам, что еще не уйдет это поколение, как всё это произойдет». Под «поколением» здесь понимается не то поколение, которое определяется в соответствии с каким-либо веком или какой-либо личностью, а то поколение, которое определяется нравственным состоянием людей (смотри отрывки: 11.16, 12.39,41-42 и Прит.30.11-14). Что касается выражения «всё это», то оно предсказывает войны, обольщения, гонения и особенно конец иудейского государства. Что касается иудейского государства, живущие тогда увидели разрушение Иерусалима и конец государства.
24.35 «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Господь хорошо знал, что человеческой природе свойственно неверие и что будут «наглые ругатели …, говорящие: «где обетование пришествия Его?»» (2Пет.3.4). Он знал, что когда Он вернется, веру редко можно будет встретить на Земле. Он предвидел, что многие отвергнут эти Его предсказания, посчитают их неправдоподобными. Поэтому Он предостерегает людей. Верьте Моему слову, «всё это близко, при дверях». Будем же остерегаться этого неверия.
24.36 «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один». Определены точно день и час грядущего суда, этот день назван «днем Господним». Дата и время его установлены раз и навсегда. Эти день и час содержатся в тайне. О них «никто не знает». Ни самые мудрые из людей не могут проникнуть в эту тайну своей проницательностью, ни самые лучшие из них не могут получить о ней божественное откровение. Мы верующие знаем, что такой день придет, но, когда именно он придет, не знает никто, кроме Бога Отца. Несмотря на то, что ангелы будут задействованы в мероприятиях того дня, их не поставили в известность относительно времени совершения этих событий.
24.37 «Но как было в дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого». Этот день придет внезапно и произведет великое разделение. Он будет таким же неожиданным, каким был день потопа для древнего мира. В стихах 37-39 Христос описывает состояние мира в момент Его прихода. Свой первый приход Он совершил ради спасения людей. Теперь Он придет судить мир, ибо весь суд отдан Ему. Хотя о Божьем суде говорил еще Енох, тем не менее, для большинства людей он будет неожиданным. В дни, непосредственно предваряющие день суда, явятся насмешники, которые будут говорить: «Где обетование пришествия Его?» (2Пет.3.3-4; Лк.18.8).
24.38 «Ибо, как в дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег». Христос показывает здесь, каково было моральное состояние древнего мира перед потопом. Люди: «ели, пили, женились и выходили замуж». Не сказано, что они убивали и воровали, богохульствовали и распутничали. Но все они, за исключением Ноя, с головой погрузились в мирские дела и пренебрегали Богом. Это их погубило. Есть и пить необходимо для поддержания человеческой жизни, жениться и выходить замуж необходимо для сохранения человеческого рода. Эти законные по своей природе вещи губят нас, когда мы неправильно пользуемся ими. Во-первых, они безрассудно отдавались чувственным удовольствиям и приобретению мирских выгод. Они полностью были этим увлечены. Во-вторых, они целиком посвятили себя интересам плоти и мира. В то время как погибель, о которой они получили ясное предупреждение через Ноя, была при дверях. Всё это они делали тогда, когда надо было каяться. Этот грех совершался ими с пренебрежением к тем предостережениям Ноя, которые должны были бы их отрезвить.
24.39 «И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех. Так будет в пришествие Сына Человеческого». Они не могли не знать о потопе. Бог через Ноя предупреждал их об этом. Однако они не думали, т.е. не верили, что он будет. Во-первых, они «не думали», потому что все их мысли были о земном, они были беззаботны. Причина, по которой многие люди так стремятся насладиться прелестями этого мира и погрязают в его удовольствиях, заключается в том, что они не хотят знать того, что стоят на пороге вечности. Не думают об этом и не верят в это. Во-вторых, они были настолько поглощены земной жизнью, что не имели ни времени, ни желания поразмыслить о незнакомом им явлении, хотя и были о нем предупреждены. Они «не думали, пока не пришел потоп». 1 Потоп действительно пришел, хотя они и не предвидели его. Те, кто не желает истину познавать верой, будут вынуждены познать ее с помощью чувств. Никакие попытки людей отдалить от себя день злой не помогут им это сделать. 2. Они не думали о нем до тех пор, пока не стало слишком поздно что-либо предпринимать для его предотвращения. Суды оказываются особенно неожиданными и страшными для людей беспечных, а также для тех, кто смеется над ними. Далее Христос соотносит это событие из истории древнего мира с будущим: «так будет и в пришествие Сына Человеческого». Т.е., состояние людей будет таким же: они будут есть и пить и не будут ожидать Его. Он придет к ним с такой же силой и с такой же целью. Беспечные грешники будут сметены и лица земли.
24.40 «Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется». 24.41 «Две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется». Эти два стиха можно понять двояко: 1. Их можно отнести к успеху Евангелия; 2. Их также можно отнести ко второму пришествию Христа. Рассмотрим эти варианты отдельно. 1. Их можно отнести к успеху Евангелия, имевшему место как раз тогда, когда впервые оно было проповедано. Оно разделило мир: одни убеждались его словами и были приняты Христом; другие не верили и были оставлены погибать в своем неверии. Из одних и тех же категорий людей, живущих в одно и то же время, занимающихся одним и тем же делом, одни откликались на призыв, в то время как другие оставались глухи к нему. Ничем не заслуженная благодать производит это разделение. Когда Иерусалим постигла беда, почти все христиане были избавлены от этого бедствия, благодаря особой заботе о них неба. Если в поле работали вместе два человека, и один из них был христианином, то его уводили в место убежища. В то время как другого человека оставляли на истребление вражеским мечом. Если две женщины мололи в жерновах и одна из них была христианка, хотя она была раба, ее уводили в безопасное место. В то время как другую женщину оставляли. Об этом сказано в стихе Соф.2.3 «смиренные Земли укрываются в день гнева Господня». 2. Эти стихи можно также отнести ко 2-му пришествию Иисуса Христа и к тому разделению, которое будет произведено в тот день. Через стих 31 Христос говорит, что избранные будут «собраны», будут взяты во славу, а здесь Он говорит, что остальные будут оставлены на вечную погибель. Эти слова применяются к тем, кто на этот момент будет еще жив. В этих словах заключено большое утешение для чад Божьих. Они не будут забыты в тот день. Кого Христос однажды предузнал и приобрел себе, тех Он уже никогда не выпустит из Своих рук.
24.42 «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». Общее наставление нам: бодрствуйте и будьте готовы встретить этот день. Это долг, который ученики Христа обязаны выполнять. Как греховное состояние и греховный путь сравниваются со сном, состоянием бесчувственным и пассивным (1Фес.5.6), так и праведное состояние и праведный путь сравниваются с бодрствованием. Бодрствовать – не только верить в пришествие Господа, но и желать и всегда ожидать его как события близкого и неизменного. Бодрствовать в ожидании пришествия Христа – значит сохранять то расположение сердца и настроение ума, в котором мы желали бы, чтобы Господь нашел нас, когда Он придет. Это значит узнавать первые признаки Его приближения, чтобы приступить к исполнению нашей обязанности встречать Его. Бодрствование предполагает бдение в ночное время, когда другие спят. До тех пор, пока мы находимся в этом мире, нас окружает ночь. И поэтому мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы не заснуть.
24.43 «Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего». Люди, когда узнают о приближающейся опасности, становятся на стражу, ожидая ее. У каждого из нас есть дом – это наша душа. Христос предпочитает придти тогда, когда Его меньше всего ждут, чтобы торжество Его врагов обратилось в большой позор. А страх Его детей – в большую радость. Если Христос в момент Своего прихода найдет нас спящими и неготовыми, то дом наш разрушится. Есть несколько причин, которые могут побудить нас так бодрствовать и тщательно готовиться к этому дню. Время пришествия Господа неизвестно. Эта причина иллюстрируется сравнением в этом стихе. Посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Мы не можем знать того, как долго мы проживем. Жизнь наша может оказаться короче, чем мы думаем. Еще меньше мы знаем время второго пришествия. И то и другое держится от нас в секрете, чтобы мы каждый день ожидали того, что может произойти в любой день. Под хозяином дома понимается верующий, а под домом – поведение верующего и его дело, которое построил за свою христианскую жизнь. Вор приходит в неизвестное время, чтобы украсть драгоценности. К тем, кто любит Господа, Он придет тоже тайно, и унесет их, как Свои сокровища. Поэтому мы должны бодрствовать.
24.44 «Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий». «Потому и вы будьте готовы». Тщетно бодрствование наше, если при этом мы так и не подготовимся к встрече. Тогда мы будем Господа сопровождать, и тогда наше дело будет испытано. Уже сейчас мы должны привести в порядок наши счета. Тогда будет раздаваться наследство, в которое мы надеемся вступить. А потому уже сейчас мы должны подготовить себя. «В который час не думаете, придет Сын Человеческий». В отношении времени существует неопределенность, но в отношении события неопределенности нет. Хотя мы не знаем того, когда Он придет, но мы не сомневаемся в том, что придет. Прощаясь, Он сказал: «Ей, гряду скоро». Слово «ей» обязывает нас ожидать Его, а слово «скоро» обязывает нас постоянно ожидать Его.Он сказал: «в который час не думаете», т.е. в тот час, в который не думают неготовые люди. В тот самый час, который посчитали бы наименее вероятным верующие, Его прихода ожидавшие. Живя в теле, мы должны руководствоваться требованиями о нашем постоянном бодрствованиями, а не отдельными предсказаниями и прогнозами.
24.45 «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?» Пришествие Господа принесет блаженство и утешение тем, кого Он найдет готовыми, и горе и ужас тем, кого Он не найдет таковыми (ст.45 и далее). Эта истина иллюстрируется различными состояниями двух рабов – доброго и злого, в которых застал их господин в тот момент, когда пришел. Некоторые богословы считают, что наше положение в вечности будет хорошим или плохим в зависимости от того, в каком состоянии мы окажемся в тот день, в состоянии готовности или неготовности. Итак, эта притча применима ко всем христианам, которые по исповеданию и по долгу являются рабами Божьими. Но создается впечатление, что она помещена здесь в предостережение служителям, ибо о рабе сказано, что его господин поставил его над слугами своими. Христос показывает здесь, что добрый раб, как управитель, должен быть верным и благоразумным. Здесь указываются его положение и служение: «господин поставил его над слугами своими». Рабы Христа назначены управителями в доме (в Церкви), или другими служителями. Он поставил их не открывать новые пути, а показывать путь, указанный Им, вести по нему народ. Они должны не придумывать себе новые дела, а руководить и управлять тем делом, которое повелел им исполнять Христос. Они те, «которого господин его поставил над слугами своими». Их задача – давать пищу, т.е. преподавать церкви истины Евангелия. Они должны давать ее во время.
24.46 «Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так». Обратим внимание на то, что говорит Христос о добром рабе. В этих словах заключаются доброе наставление и ободрение для служителей Христа. Они назначены управителями, наставниками в Церкви. Они должны не придумывать себе нового дела, а руководить и управлять тем делом, которое повелел им исполнять Христос. Служителей ставит Христос. Верный служитель Иисуса Христа – это такой служитель, который искренне заботится о чести своего Господина, а не о своей собственной. Такой служитель, который возвещает всю волю Божию, а не свои собственные фантазии и мнения. Он следует установлениям Христа и остается верным им. Он не взирает на лица. Он знает свои обязанности и время их выполнения. Он будет блажен: «Блажен тот раб». Блаженным его делает то, что Христос объявляет его таковым. Это особое блаженство, сберегаемое для тех, кто показал себя верным управителем и был найден поступающим так. Когда Господин его придет, Он его «найдет поступающим так». Это указывает на постоянство, проявляемое им в труде. В какой бы час ни пришел его Господин, Он всегда найдет его занятым своей повседневной работой. Эти слова указывают на стойкость и упорство, проявляемые им в труде.
24.47 «Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его». Здесь делается намек на вельмож, которые, в случае если управляющие их домами хорошо показали себя на своих должностях, имели обыкновение ставить их управляющими над всеми своими имениями. Так Иосиф был возвышен в доме Потифара (Быт.39.4,6). Но самая великая честь, какую когда-либо оказывал самый добрый господин своим самым испытанным слугам в этом мире, есть ничто в сравнении с той славой, которой наградит Господь Иисус Своих верных рабов в загробном мире.
24.48 «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой»». Здесь и далее Христос говорит о злом рабе. Его портрет представляет нам негодяя в его настоящем виде. Причина его нечестия было вызвано неверием в скорое пришествие хозяина. Злой раб склоняется к мысли, что его хозяин вообще никогда не придет. (Христос вообще никогда не придет, Он забыл Свою Церковь. Нечестивцы сильно злоупотребляют тем, что пришествие Христа откладывается.) Если мы не готовы свою веру в любой момент обратить в видение, мы должны усомниться в истинности своей веры.
24.49 «И начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами». Здесь видим конкретные проявления нечестия злого раба. Он предстает перед нами рабом своих страстей и вожделений. Он преследует своих товарищей. Даже домоправители должны рассматривать всех служащих в доме как своих товарищей, и поэтому им запрещается господствовать над ними. Злой раб бьет своих товарищей либо потому, что они обличают его, либо потому, что они не желают преклоняться перед ним и оказывать ему почтение. Он ведет себя безнравственно и распущенно: «ест и пьет с пьяницами». Пьянство – это дверь для всевозможных грехов.
24.50 «То придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает». Читаем вынесенный злому рабу приговор. Наружность и репутация служителя не только не спасут его от осуждения, но, напротив, усугубят его. «Придет господин раба того». Когда мы отбрасываем от себя мысли о пришествии Христа, это не отбрасывает от нас Его пришествие. Человеческое неверие не способно сделать недействительным это великое обетование (или грозное предостережение). Пришествие Христа будет ужасным сюрпризом для беспечных грешников. Те, кто пренебрег предостережениями Слова или своей совести, не могут рассчитывать на другие предупреждения о грядущем суде. Уже звучавшие предупреждения будут признаны достаточными и законными уведомлениями независимо от того, были ли они приняты или нет. Тогда, если Христос придет неожиданно, без каких-либо дополнительных сообщений, Его нельзя будет обвинять в несправедливости. Он наперед сказал нам об этом.
24.51 «И рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов». Здесь сказано о суровости приговора злому рабу. Он будет столько же суровым, сколько и справедливым. Его господин «рассечет его». В дословном переводе – «отторгнет его от земли живых». Т.е. отделит его от общества праведных, отделит его на погибель. Отторгает от этого мира, к которому он так прилепился сердцем. Возможно, здесь имеется ссылка на часто повторяемый в Законе приговор: «истребится душа та из народа своего». Или же, как некоторые понимают этот текст: он «рассечет его», т.е. отделит тело от души. Тело отправит в могилу, а душу – в ад. Точно так рассекается и грешник. Душа и тело благочестивого человека в момент смерти безболезненно разделяются: душа возносится к Богу, а тело возвращается в прах. Читаем и об осуждении злого раба: «подвергнет его одной участи с лицемерами». Эта участь будет ужасная, ибо «там будет плач и скрежет зубов». В загробном мире существует состояние и место вечных мучений. Души испытывают на себе негодование и гнев Бога. Божий приговор определит это место и состояние для осужденных. Тот, Кто сейчас является Спасителем, тогда будет Судьей. Состояние людей в вечности будет зависеть от Его определения. Когда Христос пожелал выразить самое суровое наказание в загробном мире, Он назвал «участь лицемеров». Нечестивые служители в загробном мире разделят участь с наихудшими из грешников, с лицемерами. Кровь Христа, которую они своим нечестием попирали, больно отзовется им в месте мучений.
Текст до сих пор проверен.