ПРОПОВЕДИ
Иисус Христос уникальная личность в истории. (На Адвент 1)
Кол.1.15,2.9 Иисус Христос «есть образ Бога невидимого; в Нем обитает вся полнота Божества телесно».
Относительно личности Искупителя Иисуса Христа много славного сказано в Библии. Пророки, авторы книг Библии, были переполнены Им и пользовались всяким случаем, чтобы отозваться о Нем с почтением. В нашем эпиграфе ап. Павел говорит о Нем: Он «есть образ Бога невидимого». Не так, как человек, сотворенный «по образу Божьему» (Быт.1.27), в смысле его способностей и господства над творением. Христос есть образ «ипостаси Его» (Евр.1.3). Так что видевший Его видел Отца. «Он рожден прежде всякой твари». Это не означает, что Он тоже является творением. Ибо Он родился или произошел прежде всякой твари, т.е. прежде, чем было создано какое-либо творение, что на языке Библии означает вечность. Так нам дается представление о вечности Христа. Иудеи имели Шекину, т.е. особое присутствие Бога, называемое еще славою, залогом которого был видимый знак. Мы же имеем присутствие Бога во Христе: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Во время Закона слава Божия пребывала между херувимами в виде облака, покрывавшего крышку ковчега. Теперь она обитает в личности нашего Искупителя, Который стал причастником нашего естества и более ясно явил нам Отца. Полнота Божества обитает во Христе реально, а не прообразно, ибо Он есть одновременно и Бог и человек.
Тысячелетия с нетерпением ожидали пришествия на Землю Посланника Бога. И тысячелетия уже возвещают Его славу и распространяют могущественное Его владычество. Ангел сказал Иосифу, мужу девы Марии, что чудесный Младенец будет исполнением ветхозаветного пророчества: Ис.7.14 (Мф.1.23) «Се, дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит «с нами Бог». Господь Иисус – Эммануил, вечное Слово, ставшее плотью, истинный Бог и истинный Человек в неразделенном лице. Часто ли задумываемся мы о том, как бы нам жилось в чужой шкуре. Пятьдесят с небольшим лет тому назад один американский журналист сделал свою кожу темной, чтобы на собственной шкуре испытать, как живется негру в обществе белых. В увлекательной книге «Черный как я» он описывает свои путешествия по Соединенным Штатам. Рассказывает об ужасной дискриминации и предрассудках, с которыми ему пришлось столкнуться. Сын Божий не просто изменил Свой облик. Он оставил славу небес и принял нашу человеческую природу. Из любви к нам Он разделил наши скорби и Сам познал наши человеческие чувства. Вот почему, вспоминая всё, что Он, славный Божий Сын, претерпел за нас, мы любим Его. И хотим быть подобными Ему.
Для более полного исследования уникальности личности Господа в истории рассмотрим Его жизнь, как в общественном служении, так и в Его личной жизни.
1. Три года общественного служения Иисуса Христа заключают в себе больше, чем самая продолжительная жизнь самых замечательных людей. Потому что они наполнены глубочайшим смыслом божественного определения относительно человеческого рода. Как достопамятен контраст между кратковременностью и несоизмеримым значением общественного служения Христа. Люди нуждаются в длинном ряде лет, чтобы довести свой дух и характер до зрелости. Исключение составляют лишь единицы, напр., Александр Македонский. Он умер молодым человеком тридцати лет, завоевав восток до самых берегов Инда. Но кто может сравнивать этого тщеславного завоевателя с незапятнанным Другом грешников Иисусом Христом, триумф Которого с каждым годом делается славнее? Жизнь и дела Христа в абсолютном смысле составляют центр истории: наше исчисление времени идет до рождества Христа и после Р.Х. Это верный метод, т.к. жизнь и дела Христа стоят выше всякого сравнения с делами человека.
Величие Христово носит на себе печать особенной скромности и лишено притязаний на внешний блеск. Его общественная жизнь никогда не выражала притязаний на земную славу. Она вращалась в кругу общественной жизни и выражалась в простых отношениях сына, брата, учителя, гражданина и друга. Христос не искал благорасположения окружающего мира. Он Сам сказал: Ин.5.41 «Не принимаю славы от человеков». Здесь Он переходит к попрекам. Чтобы не заподозрили, будто Он защищает Самого Себя, Он говорит, что не интересуется славой от людей. Его не заботит и не огорчает то, что Его презирают. Он выше того, чтобы зависеть от людского суда, и злоба всего мира не способна умалить Его и даже на йоту уменьшить Его величие. Т.о., Он возвышает Себя над прочими людьми. Затем Он винит иудеев в пренебрежении в ненависти к Богу. Хотя мы сильно отстоим от Христа в отношении своего достоинства, нам также надлежит презирать превратные людские суждения. Надо остерегаться, чтобы презрение к нам не вызвало в нас гнева. Пусть мы гневаемся только тогда, когда Богу не воздается положенная Ему честь. Эта святая ревность жжет и мучает нас, когда мы видим, как мир неблагодарно отвергает Бога. Христос ни от одного человека не ожидал вознаграждения. Он не имел дружеских отношений ни с духовными, ни со светскими руководителями израильского народа. Которых Он на двенадцатом году Своей жизни привел в изумление Своими вопросами и ответами, когда общался с ними в иерусалимском храме. Учеников Он выбрал из малообразованных галилейских рыбаков и мытарей. И не обещал им никакого другого вознаграждения в этом мире, кроме участия в Своей чаше страданий. Вспомним Его слова ученикам: Ин.16.33 «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Благочестивые люди должны знать, что их жизнь подвержена многим скорбям. Поэтому им следует привыкнуть к терпению. Когда мир бурлит и волнуется вокруг нас, истинный мир можно найти лишь во Христе. Он говорит, что ученики будут иметь мир, если преуспеют в Его учении. Хотим ли мы иметь душевное спокойствие среди всех невзгод? Тогда внемлем Его словам, дающим обрести в Нем мир. Он учит, что Он победил мир не ради Себя, а ради нас. Так что, отчаявшись в самих себе, но взирая при этом на Его величественную славу, мы спокойно можем победить всякое выпадающее нам зло. Господь ел с грешниками, не опускаясь, однако, до их нравов и обычаев. Удовлетворение Его небольших потребностей зависело от добровольных подаяний некоторых благочестивых женщин. Но при этом Иисус, без денег и оружия, завоевал больше людей, чем Александр Македонский или Наполеон. Он распространил свет на человеческие дела более чем все философы и ученые Земли, взятые вместе. Он произносил такие слова жизни, какие никогда ни прежде, ни после не были высказаны: Ин.8.12 «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, то не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». История не знает другого примера такого полного успеха.
2. Главное впечатление, какое производит на нас жизнь Иисуса Христа – это Его совершенная невинность и безгрешность. Только Он один из людей сохранил в течение жизни беспорочную чистоту. Христос подвергался искушениям так же, как и мы, но Он не был побежден ими. Он никому не оказал несправедливости и ни одному человеку не причинил вреда. Самая утонченная злоба напрасно будет искать следов эгоизма в Его побуждениях. Для подтверждения Его безгрешности укажем на Его твердые слова: Ин.8.46 «Кто из вас обличит Меня в неправде?» Этот Его вопрос основан на уверенности в Себе. Ибо Он знал, что не заслуживает никакого попрека. Поэтому Он обрушивается на Своих врагов как победитель. Он понимал, что ни в чем не виновен. Единственное возражение против отсутствия у Христа человеческих недостатков опирается на известном факте Его негодования при изгнании торговцев из храма. Но уже одно впечатление, какое производит на нас упомянутый факт, показывает, что это явление не было следствием страстной вспыльчивости. Негодование Его было законным делом. Это было явление не слабости, но достоинства и величия, перед которым осквернители чистоты храма, несмотря на свое численное преимущество и физическую силу, тотчас замолчали и безропотно снесли заслуженное наказание. Не случайно после этого задали Ему вопрос: Мф.21.23 «И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть?» Еще менее можно воспользоваться как выражением против свободы Христа от человеческих недостатков проклятие бесплодной смоковницы. Потому что оно выражает состояние нераскаянных иудеев (бесплодие) и приговор их осуждения.
Совершенная невинность Христа основывается не только на отсутствии каких бы то ни было свидетельств о Его греховности и не только на абсолютной свободе от малейших признаков эгоизма и другого земного чувства. Но на единодушном свидетельстве Иоанна Крестителя и апостолов. Они в благоговении преклоняются перед Его величием. И объявляют Его праведным, святым и безгрешным. Об этом еще яснее свидетельствовали враги Христа. Языческий судья Пилат умывает руки, чтобы очиститься от невинной крови. И его жена называет Христа Праведником: Мф.27.19 «Между тем как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». Римский сотник, стоящий при кресте, исповедует: Мф.27. 54 «Воистину Он был Сын Божий». Даже Его предатель Иуда Искариот, свидетель жизни Христа, воскликнул в отчаянии: Мф.27.4 «согрешил я, предав невинную кровь». Конец жизни Иуды показывает нам, что все обвинения, выдвинутые против Христа, были ложными. Если бы и мог кто-то засвидетельствовать против Христа, так это был Иуда Искариот, избранный Христом апостол. На протяжении трех лет Иуда был постоянным спутником Христа во всех Его странствиях. Слушал он Его слова, наставления. Ему было бы хорошо известно, если бы Христос хоть в одном слове или деле поступил бы беззаконно. После того, как Иуда предал Его в руки врагов, доказательство вины Христа стало его личным интересом. Если бы он смог доказать, что его бывший Учитель преступник, он смог бы оправдать свой поступок. Он не предстал перед синедрионом и не высказал своих обвинений, потому что их у него не было. Он не мог доказать, что Христос – злодей. Иуда не выступил свидетелем, потому не мог ничего плохого сказать о своем Учителе. Несмотря на всю свою подлость, он не мог доказать вину Христа. Он знал, что его Учитель свят, неповинен, непорочен, чист и истинен. Отсутствие Иуды Искариота при обвинении Христа является доказательством того, что Агнец Божий (Христос) был без пятна и порока.
История представляет нам много замечательных людей, которые стали во главе своего времени и давали пищу для умственной работы целым поколениям. До тех пор, пока их самих не сменили другие великие люди, и не началась новая эпоха развития. Но все эти характеры представляются влияющими только на известную часть человечества, но не на весь человеческий род. Они принадлежат одному какому-нибудь народу и времени. И принимают участие в заблуждениях, предрассудках и погрешностях своего времени. Мы рассматриваем их как людей необыкновенных, но в то же время мы видим в них только людей. Только один Иисус Христос имеет полное право называться всеобщим. Только один Иисус Христос имеет полное право называться всеобщим образцом для человеческого подражания во всех отношениях.
3. Коротко сравним Иисуса Христа, основателя христианства, с основателями некоторых мировых религий: ислама, буддизма, индуизма. Главные различия: в личности Иисуса Христа исполнились многочисленные пророчества, у других основателей религии – никогда. Уже за 700лет до Его рождения было предсказано место Его рождения: Михей 5.2 «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Вся глава 53 книги пророка Исаии – пророчество подробностей земного служения Христа. Основатели других религий – люди, Господь Иисус Христос – истинный человек и истинный Бог. Основатели религий знали о себе, что они люди. Иисус Христос неоднократно заявлял, что Он – Сын Божий. Основатели других религий не были безгрешными, даже их последователи порой делали им замечания. Все они умерли. Христос воскрес и жив. Вера в Спасителя воскресшего дает духовный покой, ни одна другая религия не дает этого.
Во Христе к нам пришел Эммануил «с нами Бог». Пастор пришел к старушке, которая жила одна. Уходя от нее, он ей прочитал слова из Библии: Мф.28.20 «И се, Я с вами во все дни до скончания века». Пастор добавил: «великое обетование». Старушка улыбнулась и поправила служителя Божьего: «Это никакое не обетование. Это реальность». Ее от одиночества спасал Эммануил.
Боже, мы бл-м, что великая жертва Иисуса Христа удовлетворяет все наши духовные потребности. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы бл-м, что Иисус Христос отдал Свое тело и кровь, чтобы стать для нас пищей и питьем в новой бесконечной жизни в Нем. Бл-м Тебя за Твоего Сына Иисуса Христа, за Свет миру, Чья сила и нежность в полноте открывают Твое сердце нашему потерянному миру. И за направляющий свет Твоей великой любви. Просим, помоги нам помнить, что мы – важная часть тела Христова. Единственный путь к исцелению и доброте, единственный способ расти духовно – присоединиться к Иисусу Христу. Сделай сегодня в нас и через нас то, что поможет другим увидеть, что мы обязаны Тебе во всем. Боже, через Библию Ты учишь нас, что если мы хотим быть христианами, нам не следует отказываться нести свой крест. Дай нам понять: сражаясь под водительством Христовым, мы даже в жесточайшей битве находимся в полной безопасности. Аминь.