ПРОПОВЕДИ
Стук Христа в двери души грешника. (На Адвент 2)
Откр.3.20 «Се, стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною».
Свои послания Христос адресует Своей Церкви. Церковь может быть «теплой», едва похожей на истинную церковь, но она все же является Его Церковью. Есть в любой церкви лжехристиане. Некоторые думают, что в этом стихе изображен жалкий и беспомощный Спаситель, который стучится в дверь, символизирующую сердце грешника. Ручка у этой двери только с одной стороны – изнутри. На самом деле этот стих показывает славного, воскресшего Иисуса Христа, стоящего у двери лаодикийской церкви и обращающегося к ее членам. Можно сказать, что своим небрежением и высокомерием они «Его выставили вон». Он призывает их не быть самоуверенными, а стремиться к более тесным взаимоотношениям с Ним. Другими словами: тема этого стиха – более близкое общение с Христом. Он знает, что лучшее лекарство против временного отступления – обновленное общение с Ним. Поэтому Он стучится в дверь. Говоря о нашем общении с Господом, обратим внимание на следующее: оно реальное и духовное. Оно накладывает на нас определенные духовные обязательства. Слово «вечерять» не имеет ничего общего с современным быстрым питанием. В странах Востока ужин – главная трапеза в течение дня. Причем ужинают на Востоке неспешно и достаточно продолжительное время. Общение с Христом – взаимное. Он говорит: «войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Общение с Ним позволяет нам, живущим на Земле, почувствовать, что такое небеса.
Ниже рассмотрим способы, посредством которых Христос стучит в двери души грешника. Мы не можем в точности описать все шаги Святого Духа в работе Его над людскими душами. Но постараемся сказать о некоторых основных вещах.
Стук Христа в сердце грешника таинствен и незаметен для окружающих. Его не слышит никто из посторонних. Только душа, в двери которой он производится, воспринимает его. Многие люди слушают сегодня Слово Божье. Если Господь сегодня стучит посредством обличения в чье-либо сердце, никто, кроме этого человека, не услышит этот стук. Ибо этот звук бесшумный, духовный. Его слышит лишь тот, к кому он обращен. Это и было предсказано пророком Исаией: Ис.42.2: «Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах». Итак, Царство Божие не приходит в людские души заметным для других. Никто не знает, какое именно обличение посещает совесть другого человека, пока он сам об этом не расскажет. Немногое знаем мы о том, что Дух Христов, Дух Святой нашептывает в уши сидящего рядом с нами человека.
Стук Святого Духа в человеческие души сильно различается в разных людях по своему характеру. Одних он страшит, а других услаждает. Некоторые слышат его с ужасом и изумлением, а для других этот звук – нежен и приятен. Когда Господь стучал в совесть тюремщика (Деян.16.25-34), это был ужасный стук. В трепете и в изумлении он пал к ногам апостола, крича: Деян.16.29,30 «Государи мои, что мне делать, чтобы спастись?» Он молил: «скажите мне быстрее, ради Бога, есть ли какой-нибудь путь спасения для меня и где мне его искать? Ибо я погибший человек». Но когда Господь отворил сердце Лидии (Деяния), у нее не возникло подобных страхов. Он говорил с ней более спокойным тоном (Деян.16.14). Святой Дух применяет тот способ во время обращения, который наиболее подходит душе, с которой Он работает. Чтобы раздробить крепкие куски, требуются более острые клинья и более сильные удары. Поэтому, Бог с одним разговаривает сострадательно, а других спасает страхом. Он использует различные способы при обращении грешников.
В некоторых случаях стук Христа бывает успешным и достигает желаемого результата. Он стучит, а душа отворяется. Но в других случаях Его стук бывает тщетным. Он стучит снова и снова посредством обличений, которые немного пугают совесть этого человека, но не происходит действительного открытия сердца. Вспомним страшные для такого человека слова из Библии: Прит.1.24 «Я (Премудрость, т.е. Бог) звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего». Не на каждый призыв следует положительный ответ. И не на каждый стук отворяют. Это можно наблюдать часто, в особенности среди людей необращенных, живущих так, словно нет никакой проповеди Евангелия. Христос скорбел по этому поводу. Он сказал: Мф.11.16,17 «Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». Порой ни сладкие звуки Евангелия, ни угрозы Слова не открывают сердца человека.
Временами Христос стучит посредством целой серии обличений, несколько раз возобновляя одни и те же призывы. Некоторые люди за короткое время получили тысячи обличений. Об этом Господь говорит через стих в Исх.4.8 «Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого». Иногда ни первое, ни второе знамение ничего не достигает. Вспомним слова Господа Иисуса: Мф.23.37 «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не захотели». «Сколько раз» означает, что Христос много раз призывал Иерусалим прийти к Нему, и всё напрасно. Христос стучит и призывает некоторых упорных грешников с самого детства. Он из года в год ждал положительного ответа некоторых, давая тем самым понять, что Он не хочет оставлять вас. И всё же обычно частые повторы стуков в дверь сердца, т.е. обличений заканчиваются успешно. Когда одно обличение следует за другим, это добрый признак того, что Господь еще продолжает ожидать данную душу. Но будьте бдительны и не испытывайте Его терпение слишком долго. Чтобы не получилось, что вместо того, чтобы открыть ваше сердце, Его призыв убьет вашу надежду на небеса.
Иногда Христос стучит прерывисто, то стуча, то замолкая. И при этом между тем и другим проходит достаточный промежуток времени. Обличение, сказанное сегодня, быть может, не повторится в течение нескольких месяцев. Некоторые престарелые грешники испытали не более одного или двух пробуждений совести в течение пятидесяти-шестидесяти лет. Не думайте, что Дух Святой всегда будет пребывать с человеком. Читатель, исследуй себя, сколь давно испытывала твоя совесть пробуждения или угрозы. Кто-то скажет: семь или восемь лет назад я слышал речь, действующую на мою совесть. Бог тогда пробудил во мне страх и трепет. Но после этого всё продолжало оставаться, как прежде. Пусть же Бог даст вам второе пробуждение, чтобы вы не пробудились когда-нибудь в аду, в пламени Божьего гнева. Можем наблюдать такую картину: Бог, призывая какого-то человека в детстве, неустанно стучит в его сердце. Совесть этого человека пробуждается и начинает тревожиться. Но потом суета юности заглушает обличения и совесть вновь засыпает. Но обычно Господь достигает Своей цели.
Христос иногда стучит обеими руками сразу: и с помощью Слова Божьего и с помощью розги (наказания). Если какая-то душа склонна к тому, чтобы открыться, она откроется тогда, когда одновременно задействованы и Слово и наказание. Слово Божье поражает совесть обличениями. И примерно в это же самое время Провидение извне поражает человека несчастьями, чтобы сделать это Слово действенным. Или, наоборот, во время бедствия совести грешника адресуется подходящее этой ситуации Слово. Так что одно помогает другим, и все вместе производят желаемый результат. Так Бог работал с фессалоникийцами: 1Фес.1.6 «И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях». Порой приходят неприятности в то время, когда подготовлена совесть обличениями со стороны Слова. Или бедствия подготовили совесть к принятию Слова. Розги, бьющие по спине, помогают Слову трудиться в сердце.
Каждый стук Святого Духа нарушает греховный покой души. Он пробуждает в совести чувство вины, повергает внутреннего, т.е. духовного человека в печаль и в расстройство. Перед тем, как Христос стучит в двери сердца, душа спокойно спит с ощущением безопасности. Ее страхи не тревожат. Оружие, которое влагает сатана в руки грешников, чтобы защищаться от обличительных ударов Слова – это общая благодать Божия, внешние религиозные обязанности. Но когда приходит Он с действенным обличением, Он освобождает грешника от этого состояния, лишая его всех извинений. И когда грешник видит, что не на то надеялся, то вспоминает стих: Рим.7.9 «Когда пришла заповедь, то грех ожил». И погибли все надежды человека. Ухищрения сатаны больше не способны усыпить его совесть. Он видит, что находится в падшем состоянии и мечтает выбраться из него.
При всяком действенном призыве Христа посылается в ад сигнал тревоги. Это заставляет сатану прибегать к всевозможным уловкам обольщения, чтобы удержать у себя обличенного грешника. Когда что-то угрожает интересам сатаны, он приступает к активным действиям. Поэтому написано в Библии: Еф.6.12 «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Против вечной жизни человека будет бороться с душой сатана. Борьба происходит по принципу: жизнь или смерть, небеса или ад. Силы ада пытаются теперь свести на нет воздействие обличений и удержать душу от прихода к Христу. Пока Христос говорит посредством Святого Духа в одно ухо грешника, сатана шепчет в другое. Шепчет, чтобы заглушить обличения Христовы, примерно такие слова: «у тебя еще достаточно времени, зачем спешишь? Насладись еще немного обычными своими удовольствиями. Ведь ты можешь прийти к Христу и потом». Если человек послушает его слов, то его голос изменится. Тогда он скажет: «Зачем тебе идти к Христу? Уже слишком поздно, время благодати прошло». А если и это не успокоит душу, то он скажет: «твои грехи слишком велики, чтобы их можно было простить. Для такого грешника, как ты, нет больше надежды». Сатана может предложить душе посмотреть на то, какие несчастья и скорби придут к ней вместе с Христом. Они, безусловно, последуют за Его приходом, если грешник откроет Ему дверь своей души. Он ведь Сам говорил об этом. А сатана шепчет душе: «не безумен ли будешь ты, если лишишь себя всех удобств жизни и ввергнешь себя в море несчастий ради того, чего ты еще никогда не видел?» Душа может ответить: «лучше пострадать некоторое время плотью, чем подвергнуться вечному осуждению».
Всякий недейственный стук Христа имеет продолжение. Новые обличения приходят на смену старым. Господь не успокоится, пока дверь души не откроется Ему. Если сатане удалось залечить одну рану, нанесенную совести, то Богом будет нанесена другая еще более тяжкая рана. Когда Дух Святой запечатлевает в совести грешника обличение, то никто не сможет его стереть. В этом различие между особыми и общими обличениями. Общие обличения приходят и уходят. Они заставляют душу страшиться некоторое время, а потом не беспокоят ее. А особые обличения продолжаются долго. Потому что Христос не успокоится, пока не завладеет душой окончательно.
Всякий стук со стороны Христа прекращается, когда для грешника проходит пора благодати. Страшно думать об этом, но когда время Божьей милости прошло, не следует больше побуждений от Святого Духа. Христос говорит: «Я призвал тебя такими-то деяниями Провидения, а ты не послушался». Вспомним отрывок из псалма: Пс.80.12,13 «Народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне. Потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Т.е. Он говорит, что долго пытался обратить их, но теперь переговоры окончены. Он больше не приложит усилий, чтобы спасти и обратить их. Их сердце прилепилось к греху, поэтому Он оставит их.
Боже, просим, дай, чтобы обличения Святого Духа не оказались напрасными. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Господь Иисус обещает, что те, кто примет Его как «хлеб жизни», будут жить вовек. Его жертва удовлетворяет наши духовные потребности. Мы бл-м, Господь, что Ты отдал Свое тело и кровь, чтобы стать для нас пищей и питьем новой и бесконечной жизни. Иногда нам хочется думать, что мы ответственны за изменения сердца человека или за результаты наших усилий. Но мы не должны жить под этим изнурительным давлением. Ибо рост нашим семенам дает Бог по благодати. Наш Небесный Отец изменяет нас. Просим, помоги нам являть Твой характер миру, который изголодался по милости и справедливости. Божий свет указывает нам на Иисуса Христа, Свет миру, который выводит нас из темноты греха. Он указывает и на направляющий свет Твоей великой любви. Помоги нам ходить в свете Его любви Его путем. Сделай в нас и через нас то, что поможет другим увидеть, что мы всем обязаны Тебе. Аминь.