ПРОПОВЕДИ
Жизнь верующего как нового человека во Христе.
Еф.4.17,21-23. «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего. Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились … отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом ума вашего».
Сказав об управлении, установленном Христом для созидания Церкви, ап. Павел учит, какие плоды Его учение должно приносить в жизни отдельных христиан для созидания Церкви. Он начинает подробно рассказывать, какое именно назидание должно проистекать из Его учения. Прежде всего, апостол хочет отучить ефесян от суетности неверующих, приводя аргумент от противного. Он хочет, чтобы они не жили, не поступали так, как невежественные, необращенные язычники, водимые своим суетным умом. Кто научен в школе Христа и просвещен спасительным учением, тем абсурдно следовать суете и ничем не отличаться от неверующих, которым никогда не блистал свет истины. Апостол делает вывод: христиане должны показать своей жизнью, что они не напрасно учатся у Христа. И чтобы увещание его звучало еще сильнее, он заклинает ефесян именем Божьим, намекая, что в случае небрежения им в будущем предстоит дать отчет. «Как поступают прочие народы». Ап. Павел имеет в виду тех, кто к Христу еще не обратился. Он увещает ефесян, сколь необходимо для них вразумление. Ведь по природе люди подобны погибшим и осужденным людям. Апостол как бы говорит: несчастное, вызывающее ужас положение прочих народов призывает вас изменить свое мышление. Апостол хочет, чтобы верующие отличались от неверующих, и приводит на это причину. Он говорит обо всех, не возрожденных Христом. «По суетности ума своего». Апостол говорит, что у языческих народов ум суетен. Он не оставляет их уму ничего, кроме суеты. Он ничуть не лучше отзывается об их способности мыслить. Некоторые могут сказать, что этому мнению противоречит сама жизнь. Ведь люди не настолько слепы, чтобы ничего не различать; не настолько суетны, чтобы ни о чем не судить. Ответ на это: что касается Царства Божия и духовной жизни, свет человеческого разума подобен мраку. Он тут же гаснет, как только покажется правильный путь. Порочность природы человека подавляет правильные мысли прежде, чем их начнут они использовать. Напр., многие, знающие, что есть Бог, по причине царящего в них порока и невежества устремляются к идолопоклонству. В культе Божьем еще и теперь царят самые худшие заблуждения. Итак, некоторые люди наделены таким разумением и пониманием, что становятся неизвинительными перед Богом.
Апостол пользуется случаем, чтобы описать греховное состояние языческого мира, откуда возрожденные души были выхвачены. Они были помрачены в разуме. Они были лишены всякого спасительного знания. Более того, они не знали о Боге даже того, что открывает человеку сама природа, что знают многие язычники. Они любили духовную тьму более, нежели духовный свет. И из-за своего невежества были отчуждены от жизни Божьей. Причиной этого было их упрямое невежество. Они невежественны были, потому что хотели быть такими. Они отвергли все средства просвещения и познания. Здесь жизнью Божьей называется возрождение, духовное изменение верующих. Ведь Бог тогда живет в человеке в собственном смысле, и мы тогда наслаждаемся Его жизнью. А Он управляет нами Своим Духом, Святым Духом.
Апостол исключает из Божьей жизни всех людей, не ставших во Христе новыми творениями. Отсюда явствует, сколь ничтожно положение человека, пока он не уверовал в Христа. Чтобы от нас начало происходить какое-то благо, необходимо вначале обновиться Христовой благодатью. Это и будет началом новой жизни. Укажем на причину всего вышесказанного: невежество. Как познание Бога есть истинная жизнь души, так и неведение Его является ее смертью. Апостол учит, что корень невежества – ослепление сердца. Это означает, что невежество гнездится в самой природе человека. Т.о., первичная слепота, которой охвачены людские умы, есть кара за первородный грех. Это причина того, что Адам и Ева после грехопадения лишились истинного света Божия.
Далее апостол описывает противоположность христианской жизни, т.е. жизнь неверующего человека, чтобы показать, сколь недостойно благочестивого человека с безразличием осквернить себя языческой нечистотой. Ведь язычники (неверующие) ходят в потемках, они не различают между жизнью приличной и позорной. Те же, кому сияет истина Божия, не должны быть на них похожи. Надо помнить, что познание Христа нельзя отделить от умерщвления плоти. Чтобы больше привлечь внимание ефесян, апостол говорит не только о том, что они слышали это учение, но и о том, что они научены этому учению. Он как бы говорит: «учение это было преподано вам не поверхностно, но надлежащим и тщательным образом». «Т.к. истина в Иисусе». Эта фраза отмечает бесплодное знание Евангелия, которым многие напрасно надмеваются, никак не обновляя при этом свою жизнь. Они думают, будто мудрствуют возвышенно, но апостол учит, что такие люди нахватались лишь ложных и выдуманных мнений. Т.о., он устанавливает два вида познания Христа. Первый истинный и подлинный, второй притворный, ложный. Многие ложно уверены в познании Христа, но помышляют только о плотском, о греховном, человеческом. В другом послании апостол говорит: 2Кор.5.17 «Кто во Христе, тот новая тварь». В этом послании, как и в нашем, он отрицает истинность познания Христа, не связанного с умерщвлением плоти. Итак, кто познал Христа, тот свободен от тьмы и растления, в которых утопают неверующие. Имея познание, человек обязан и жить соответствующим образом. «Познать Христа». Значение этих слов: «Вы христианское учение и указанные в нем правила жизни не так познали». Христос есть Учитель, и мы должны учиться у Него.
«(Научились) отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях». Ап. Павел требует от христианина покаяния и обновления жизни, в т.ч. отречения от своих греховных желаний. Необходимо также, чтобы он был возрожден Святым Духом. Что он разумеет под ветхим человеком, можем узнать из шестой главы Послания к римлянам, а также из других мест Библии. А именно: разумение, унаследованное от материнского чрева. В лице Адама и Христа апостол описывает нам две природы человека. То, что прежде рождается от Адама, наследуемая от него природная порочность, называется ветхим человеком. То, что затем возрождается во Христе, исправление порочной природы, называется новым, возрожденным человеком. Кто хочет отложить ветхого человека, должен отречься от своей природы, которую получил при рождении. Здесь апостол прибегает к сравнению с одеждой. Надо переменить принципы, привычки и склонности, прежде чем может иметь место спасительная перемена в жизни. Старая природа во всех верующих увядает и ослабевает и готова исчезнуть совсем. «Ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях». Апостол характеризует ветхого человека его плодами, превратными похотями, завлекающими его в погибель. Говоря «истлевающего», намекает на его ветхость. Ведь ветхость близка к истлению. Должны остерегаться разуметь под словом «истлевающего» только грубые и чувственные похоти, постыдность которых для людей очевидна. Разумей здесь также и такие, как самомнение, лукавство и все, проистекающие из любви к себе или малодушия. Ибо эти похоти обещают человеку счастье, но делают его еще несчастнее. И если их не подавлять и не умерщвлять, то они приведут человека к вечной погибели. Их следует отложить, как старую одежду, в которой мы стыдимся показаться людям. «А обновиться духом ума вашего». Второе положение в правиле святой и благочестивой жизни: мы должны жить не своим духом, а Духом Христа, Духом Святым. Но что означает здесь «дух ума»? Мы понимаем так, как если бы было сказано: обновитесь не только в отношении низменных желаний или явно порочных похотей. Но и той части души, которую зовут благородной. Апостол противопоставляет здесь дух нашего ума Святому Духу, порождающему в нас новый ум.
«И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Ап. Павел повелевает: «облекитесь в нового человека». Это значит обновиться духом, т.е. внутренне. Причем обновиться полностью, начиная с разума, который, кажется, меньше всего затронут порчей. То, что касается слов «созданного по Богу», можно отнести как к первому сотворению человека, так и к преображению его по Христовой благодати. И то и другое толкование будет верным. Ведь в начале Адам был сотворен по образу Божию, чтобы представлять как в зеркале Божью праведность. Но поскольку образ этот был разрушен грехом, теперь его надо восстанавливать. И возрождение верующих есть не что иное, как восстановление в них образа Божия. Об этом сказано во 2Кор.3.18 «Мы же все, открытым лицеем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня духа». Хотя во втором творении благодать Божия намного могущественнее и обильнее, чем была в первом. Адам, будучи сотворенным по этому образу, впоследствии его утратил. Необходимо, чтобы он был восстановлен в нас через Христа. Поэтому ап. Павел учит: возрождение направлено на то, чтобы увести нас от заблуждения и привести к той цели, ради которой мы и были сотворены. «В праведности и святости истины». Если разуметь праведность как вообще всякую правоту, то святость будет чем-то большим, будет чистотой, в которой мы посвящаем себя Богу. Однако вполне уместно различать и так: святость относится к первой скрижали Закона (Десятисловия), а праведность – ко второй. Как сказано в молитве Захарии (отца Иоанна Крестителя): Лк.1.75 будем «служить Ему в святости и праведности перед Ним во все дни нашей». И Платон учит тому, что святость заключается в богопочитании, а праведность относится к людям. Родительный падеж слова «истина» играет здесь роль прилагательного и подходит как к святости, так и к праведности. И та, и другая, по словам ап. Павла, должна быть искренней. Ибо дело мы имеем с Самим Богом, Которого нельзя обмануть притворством. Итак, этот новый человек тоже создан или восстановлен всемогущей силой Божьей. Является Его превосходным и прекрасным творением. «По Богу», т.е. по образу Его, в соответствии с Его величайшим образцом. Утрата Божьего образа в душе была одновременно грехом и несчастьем человека в его падшем состоянии. Тогда как сходство с Богом составляет красоту и славу нового творения. «В праведности и святости истины», т.е. в истинной праведности и святости, в противоположность формальной, обрядовой. И та, и другая должна быть искренней, ибо дело мы имеем с Самим Богом, Которого нельзя обмануть притворством. Нам повелевается стремиться к этой божественной природе.
Пастор спросил знакомую, собиравшуюся выйти на пенсию, чего она больше всего боится на этом новом этапе своей жизни. Она ответила: «Хочу быть уверенной, что не останусь без денег». На следующий день финансовый консультант пастора поделился несколькими советами, как ему самому обеспечить свое будущее. Всем нам хочется чувствовать себя в материальной безопасности, зная, что у нас есть что-то на черный день. Но фактически никакой финансовый план не может гарантировать безопасное будущее в земной жизни. Есть план, простирающийся за пределы земного существования, устремленный в бесконечное будущее. Ап. Петр говорит о нем так: 1Пет.1.3-4 «Благословен Бог … по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах». Принимая верой спасение в Иисусе Христе, мы обретаем небесное наследство. По этой причине мы будем жить вечно и никогда не останемся «ни с чем». Позаботиться о жизни в пенсионном возрасте – это мудрая мысль. Но намного важнее получить вечное, нетленное наследие, которое доступно только через веру в Иисуса Христа.
Боже, просим, даруй нам уверенность в вечной жизни и небесном наследстве. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам уповать только на подвиг Иисуса Христа, ради Которого Ты простил наши грехи и сделал нас Своими чадами. Бл-м Тебя за наше спасение и место для нас в Твоем вечном Царстве. Благодаря жертве Иисуса Христа мы освобождены от греховного плена и наделены свободой, которую может дать только прощение наших грехов. Помоги нам являть другим людям Твою любовь. Помоги нам смотреть на людей Твоими глазами и с любовью принимать всех, кого Ты направишь нам на встречу. Господь Иисус! Бл-м Тебя за любовь, которую Ты явил нам и за цену, которую Ты уплатил за наше прощение. Помоги нам всей нашей жизнью благодарить Тебя, потому что не мы, а Ты – величайшее сокровище, цена Которого неизмерима. Бл-м, что теперь имеем общение с Тобой. Ты изумляешь нас Своими дарами. Помоги нам отдать Тебе лучшее, что мы имеем. Покажи, что Ты ожидаешь от нас. Помоги нам возлагать всю свою надежду на Тебя. Аминь.