ПРОПОВЕДИ
И родила Сына своего Первенца.
Лк.2.7 «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
В стихах Лк.2.1-7 изложена история рождения воплотившегося Сына Божьего, Господа Иисуса Христа. Со времени сотворения мира еще не было такого важного события, как Его рождение: 1Тим.3.16 «беспрекословно – великая благочестивая тайна: Бог явился в плоти». Невозможно описать словами, какое благословение принесло миру это рождение: оно открыло человеку дверь в вечную жизнь.
Он родился в то время, когда четвертая мировая империя (см. истолкование пророком Даниилом сна царя Навуходоносора об истукане, Дан.2.31-44) достигла своего рассвета. Он родился тогда, когда она стала в большей мере, чем любая из трех предыдущих империй, всемирной монархией. Христос родился в дни 1-го римского кесаря Августа, когда Римская империя простиралась на значительно большей территории, чем когда-либо раньше или позже. Более конкретно: она простиралась от Парфии до Британии. Когда Август, т.е. Октавиан победил Антония и Клеопатру у мыса Акций, и начал единолично править Римской империей. Именно в этот период Римская империя стала называться Terrarium Orbis – империя всей земли. В империи был один государственный язык – греческий. На дорогах можно было безопасно перемещаться евангелистам, они практически были очищены от разбойников. И от пиратов расчистили моря. Т.о., открылся путь для распространения Евангелия. И евангелист Лука называет ее «вся Земля», т.к. едва ли существовала в цивилизованном мире того времени местность, которая бы не находилась в зависимости от Римской империи. Итак, это было время, когда по пророчеству Даниила должен был родиться Мессия. Дан.2.44 «И в дни тех царств Бог Небесный воздвигнет Царство, которое во веки не разрушится, и Царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно». В книге пророка Даниила имеется и более точное указание о времени прихода Мессии: Дан.9.25 «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины».
Христос родился в то время, когда Иудея стала провинцией Римской империи и ее данником. Это явствует из того, что Иудея, наравне со всеми остальными провинциями Рима, подлежала переписи. Иерусалим был завоеван Римским полководцем Помпеем приблизительно за 60 лет до рождения Христа. Овладев Иерусалимом, он отдал первосвященнику Иудеи Гиркану управление церковью, но не страной. Постепенно власть Гиркана уменьшалась, пока совсем не ослабела во время правления Квириния, правителя Сирии и Иудеи. Именно при таком положении дел должен был родиться Мессия. Ибо таково было пророчество умирающего патриарха Иакова, что Примиритель придет, когда Быт.49.10 «отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его». Это была первая перепись, проведенная в Иудее римлянами, первый признак ее рабства. Поэтому именно сейчас должен был прийти Примиритель. Юлиан Отступник отвергал Христа, потому что считал себя подданным кесаря. Он не подозревал, насколько точно в этом исполнилось пророчество Иакова: Христос родится тогда, когда отнимется скипетр от Иуды.
Наступил самый подходящий момент, чтобы представить миру Евангелие Христа. Весь культурный мир попал под господство одного человека. Уже ничего не мешало проповеднику нового учения ходить из города в город, из страны в страну. Языческие князья и священники были «взвешены и найдены легкими». Египет и Ассирия, Вавилон и Персия, Греция и Рим – все показывали, что 1Кор.1. 21 «мир своей мудростью не познал Бога». Ни могущественные завоеватели, ни философы, ни историки не смогли помешать тому, что царства мира объяла тьма идолопоклонства. Настало время вмешаться Богу и послать людям Спасителя.
Обратим внимание на то, где родился Господь Иисус. Он родился не в Назарете, где жила Его мать дева Мария. Он родился в Вифлееме иудейском. Читаем об этом из Библии Лк.2.1,3,4,5 «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. … И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова. Записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна». Она тоже была из рода Давида. На территории Палестины имеются два Вифлеема: на территории колена Иуды и колена Завулона. Современный иудейский Вифлеем расположен на месте библейского, примерно на 7,5км южнее Иерусалима. В наше время израильтяне заняли его в ходе войны 1967г., и с тех пор находится под израильским управлением. То, что Мессия родится в Вифлееме иудейском, было предсказано еще пророком Михеем. Читаем слова Бога, записанные пророком: Михей 5.2 «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Так толковали и книжники царю Ироду, когда пришли к нему волхвы спрашивать, где родился Мессия: Мф.2.4,5 «И собрав всех первосвященников и книжников народных спрашивал (Ирод) у них: где должно родиться Христу? Они же ответили ему: в Вифлееме иудейском». Так понимали и простые люди: Ин.7.42 «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид». Название этого города символично, ибо «Вифлеем» означает «дом хлеба». Город с таким названием очень подходящее место для рождения Того, Кто есть хлеб жизни, хлеб сошедший с небес.
Управляющее миром провидение Божье проявилось и в этом простом событии. Господь Бог предопределяет всё на небе и на Земле. Он направляет сердце царей туда, куда Он хочет: Пр.21.1 «Сердце царей в руке Господа, … куда захочет, Он направляет его». Бог определил время, когда император Август должен был провести перепись и сделал так, чтобы Мария пришла в Вифлеем именно тогда, когда «наступило время родить ей». И надменный римский император, и его наместник Квириний даже не могли себе представить, что они были всего лишь инструментом в руках Бога израильского, и что исполнили задуманное Им. Они и не подумали, что помогали положить основание Царства, перед которым все империи мира падут однажды. Предполагают, что народ должен был исповедать свою покорность Римской империи либо посредством присяги определенной формы, либо уплатой незначительной дани в знак своего верноподданничества. Т.о., иудеи были зачислены вассалами. Кесарем руководило либо желание удовлетворить свое тщеславие – узнать численность своих подданных и сообщить об этом всему миру. Либо политические соображения – усилить свое влияние и придать более грозный вид своему правлению. Но Бог имел другие цели в этом событии. Огромные массы людей были приведены в движение этой переписью только ради того, чтобы Иосиф и Мария могли принять участие в ней. Поскольку и Иосиф и Мария были «из дома и рода Давидова», им пришлось выйти из Назарета галилейского и отправиться в Вифлеем.
Путешествие Марии и Иосифа из Назарета в Вифлеем послужило нескольким целям Божьего провидения. 1) Дева Мария, имевшая во чреве божественного Младенца, была приведена в Вифлеем, чтобы родить Его там, согласно пророчеству. Хотя она собиралась рожать в Назарете. Человек предполагает, а Бог располагает. Провидение Божье устраивает всё таким образом, чтобы исполнилось Священное Писание. И заставляет планы людей, которые они строили для достижения своих целей, служить Его целям, которые люди совсем не имели в виду. 2) Т.о. выявилось, что Христос был от семени Давидова. Его принадлежность к дому Давидова была важным фактором, который надлежало доказать. И который требовал именно такого достоверного доказательства, как это. Иустин Мученик и Тертуллиан, самые первые защитники христианской веры, доказывая происхождение Христа из дома Давидова, апеллировали к регистрационным записям Римской империи. 3) Т.о. было засвидетельствовано, что Христос подчинился властелинам. Ибо сразу же, как только Он родился, стал подданным Римской империи, рабом властелинов. Это было предсказано еще пророком Исаией: Ис.49.7 «Так говорит Господь, Искупитель Израиля, святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: князя поклонятся ради Бога, … Который избрал Тебя». Многие предполагают, что поскольку Господь Иисус родился во время переписи, то и Он был записан вместе с Его родителями. Сердце верующего должно радоваться при мысли о том, что Бог Своим провидением управляет миром. Настоящему христианину не надо тревожиться из-за поведения властей этого мира. Верующий должен видеть глазами веры руку Бога, направляющую все деяния властей к Божьей славе. Творение может сделать только то, что позволит Бог.
Путь из Назарета в Вифлеем был не только дальний, но и трудный. Два раза нужно было Марии и Иосифу переходить горы: во-первых, самарийские горы, во-вторых, иудейские. Да и Вифлеем находился на вершине горы. После долгого и трудного пути Иосиф и Мария прибыли в Вифлеем. Но их ожидало затруднение. Вифлеем был полон пришельцев. Для Марии наступило время родить, а места в гостинице не оказалось. Был только один выход из положения: разместиться в пещере, где помещался скот. Ст.7 «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в яслях, потому что не было им места в гостинице». Так родился на Земле Спаситель мира. И мы вспоминаем, смотря на божественного Младенца в яслях, слова из 2Кор.8.9 «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы вы обогатились Его нищетой». Эти слова относятся не только к Его рождению в Вифлееме, но и ко всей земной жизни нашего Спасителя. Для Него часто не находилось места. Его слова: Мф.8.20 «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову".
Обстоятельства рождения Христа несли на себе все признаки Его унижения. Унижение было уже в самом Его рождении. Он подвергся унижению до положения обыкновенного младенца. И люди говорили о Нем, происхождение Которого от вечности: Ин.7.27 «Но мы не знаем Его, откуда Он». Слово, которое у нас переведено как пеленки, некоторые считают производным от слова разрывать или раздирать. И из этого заключают, что Он не только не имел комплекта хорошего детского белья, но даже Его пеленки представляли собой разорванные лоскуты ткани. В том, что Господь Иисус появился в этом мире не под крышей дома своих родителей, проявилась Его благодать и сострадание, чтобы мы не презирали людей за их нищету. Их положение освятил и прославил Сын Божий, добровольно согласившись оказаться в нем. Бог не лицеприятен. Он смотрит на сердце человека, а не на его материальное состояние. Мы не должны стыдиться креста бедности, если Бог посчитал такое состояние достойным Себя. Стыдно быть нечестивым и жадным, а не бедным. Именно такую участь выбрал для Себя Христос с момента появления на Земле. Богатство уничтожает больше душ, чем бедность. Когда любовь к деньгам начинает овладевать нами, подумаем о вифлеемских яслях и о Господе, Кто лежал в них. «Не было им места в гостинице». Задумаемся о последствиях появления Младенца на территории гостиницы. Богу было угодно, чтобы свидетелей рождения Христа было как можно больше. Рождение Его произошло на территории гостиницы в то время, когда она была переполнена людьми. О рождении Младенца некоторые узнали от пастухов.. Обман в такой ситуации был невозможен, невозможно было его отрицать. Если бы Он родился в Назарете или в каком-либо менее людном месте, то через несколько лет многие не поверили бы, что Мессия пришел на Землю.
Боже, просим, помоги нам запомнить историю рождения нашего Спасителя, ибо размышления об этом могут удержать нас от большого зла. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы бл-м, что Ты Своим провидением управляешь миром,
что направляешь все деяния властей к Твоей славе. Бл-м, что Иисус Христос
оставил небеса, чтобы стать человеком Спасителем людей. Господь Иисус, бл-м,
что Ты оставил Отца, чтобы родиться в скромных условиях. Просим, помоги нам
никогда не терять из виду смысл Твоего дарения: удивительное благоволение
Бога к Его творению, явившееся в даре Его Сына для спасения людей от грехов.
Бл-м Тебя за Иисуса Христа – величайший из всех подарков. Помоги нам снова и
снова говорить «да» в ответ на Твой постоянный труд в нашей жизни. Господь
Иисус, бл-м Тебя за утверждение мира в нашей душе через Твою смерть и
воскресение. Помоги нам поделиться с Твоим даром спасения с другими
людьми. Просим, помоги никогда не принимать Твое присутствие в своей жизни
как должное. Аминь.