ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 25 Мф.
25.1 «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху». В ст.1-13 сообщается о Царстве Небесном. Некоторые притчи Христа (гл.13) уже показали нам, чему оно подобно в его нынешнем восприятии. Эта притча открывает нам, чему оно будет подобно в будущем, когда это Царство будет передано Отцу. Тогда люди, исповедующие христианскую веру, уподобятся этим десяти девам, между ними будет положено различие. Здесь Царство иллюстрируется картиной брачного торжества. На иудейских свадьбах иногда практиковался такой обычай: жених в сопровождении своих друзей приходил поздней ночью к дому невесты, которая ждала его со своими подругами. Подруги, по сигналу, возвещавшему о приближении жениха, выходили навстречу ему со светильниками в руке и освещали ему путь в дом. Их действия сопровождались другими обрядами. Всё это делало брачное торжество веселым и радостным. В образе жениха предстает Христос. Этот образ выражает Его горячую любовь к Его невесте – Церкви. А также верность и нерасторжимость Его завета с ней. Верующие сейчас обручены с Христом (Ос.2.19), но брачное торжество откладывается до дня суда, когда невеста Агнца совершенно приготовит себя (Отк.19.7,9). В образах дев предстают исповедующие веру во Христа, члены Церкви. Обязанность этих дев состоит в том, чтобы встретить жениха. А пока он не пришел, их задача – ожидать его. Как христиане мы, во-первых, служим Христу, во-вторых, ждем Его 2-го пришествия.
25.2 «Из них пять было мудрых и пять неразумных». Что касается этих десяти дев, можно отметить различие их характера. Верующие одной и той же деноминации могут сильно различаться с точки зрения Бога. Мудрые девы соответствуют искренним христианам, а девы неразумные – это лицемеры. Мудры те, кто заботится о своей душе, а неразумны те, кто не радеет о ней. Истинное благочестие есть истинная мудрость, грех же есть безумие. Некоторые толковники обращают внимание на то, какой щадящий этикет соблюдает Христос – равное соотношение мудрых и неразумных.
25.3 «Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла». Очевидность этого различия обнаружилась в том, что им надлежало делать. Масла у них было столько, чтобы поддержать горение в своих светильниках в данный момент, чтобы показать, что они намереваются встретить жениха. Но они не взяли запаса масла на случай, если жених замедлит. Таковы лицемеры. В руках у них горят светильники внешнего исповедания веры, но в их сердце нет твердых убеждений, необходимых для того, чтобы совершить свои христианские обязанности. Они руководствуются внешними побуждениями, но лишены духовной жизни. У них нет перспективы на будущее, и они не заботятся о нем. Это притворство – гибель для многих исповедующих веру. Они заботятся лишь о том, чтобы положительно показать себя перед людьми, но не о том, чтобы хорошо зарекомендовать себя перед Христом.
25.4 «Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих». В этом проявилась мудрость мудрых дев. У них был внутренний стержень, который поддерживал и сохранял их внешнее исповедание веры. «Взяли масла в сосудах своих». Этим «сосудом» является человеческое сердце. Наша мудрость заключается в том, что мы наполняем его. Ибо из доброй сокровищницы сердца должно выноситься доброе. «Маслом», которое нам следует иметь в этом сосуде, является благодать. Наш свет должен светить перед людьми посредством добрых дел, но этого света не будет или же он будет не долог, если в сердце не будет действовать принцип веры во Христа и любви к Богу и нашим братьям. На этом принципе должна основываться вся наша религиозная деятельность, нацеленная на будущее. Те, которые взяли масла в своих сосудах, сделали это с учетом того, что жених может и задержаться. Будем помнить, что это масло, поддерживающее горение наших светильников, подается Иисусом Христом. Об этом говорит ап. Иоанн: Ин.1.16 «И от полноты Его все приняли и благодать на благодать».
25.5 «И как жених замедлил, то задремали все и уснули». Обнаружился общий недостаток всех десяти дев, когда жених замедлил. Он пришел не так скоро, как того ожидали. Мы склонны считать близкими те события, которые, по-нашему, должны обязательно совершиться. Многие во времена апостолов представляли, что «день Господень близок», хотя это было не так. Многим кажется, что Христос замедлил. Есть веская причина, объясняющая, почему Он задерживается: должны прийти в исполнение и быть достигнуты многие вспомогательные планы и цели. В том числе, должны быть призваны все избранные, должно проявиться Божье долготерпение и быть испытано терпение верующих. Хотя бы Христос задержался дольше ожидаемого времени, Он всё же не задержится дольше положенного. Пока жених медлил, девы стали беспечными. «Задремали все и уснули», как если бы совершенно оставили всякое желание дождаться его. Вспомним слова Христа: Лк.18.8 «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на Земле?» Некоторые толковники проводят следующее различие между девами: мудрые задремали, а неразумные уснули. Однако несовершенными оказались и те и другие. Многие добрые христиане, давно уже исповедующие веру, становятся нерадивыми в приготовлениях к 2-му пришествию Христа: ослабевают в усердии, не практикуют данных им даров, дела их становятся несовершенными перед Богом. И хотя любовь совершенно не исчезает из их сердца, тем не менее, первая любовь оказывается ими оставленной. Читали, что девы задремали и затем уснули. Поэтому бойтесь начинающихся духовных упадков.
25.6 «Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите на встречу ему»». Прозвучал призыв встретить жениха. Хотя может показаться, что Христос медлит, тем не менее, ничто не может отменить Его приход. И первый раз Он пришел, кода исполнилась полнота времени. Его враги обнаружат, на беду себе, что промедление Христа не послужит к их оправданию. А Его друзья, к своему великому утешению, убедятся, что предсказание сбылось. Пришествие Христа произойдет в полночь, т.е. тогда, когда мы менее всего будем ожидать Его. И когда мы более всего будем расположены к тому, чтобы расслабиться. Христос не хочет, чтобы мы заранее знали о времени Его посещения, чтобы ожидание Его научило нас верно исполнять свой долг. Когда Он придет, мы должны будем «выйти на встречу Ему». Это призыв к тем, кто находится в состоянии постоянной готовности и теперь готов к встрече с Ним.
25.7 «Тогда встали все девы те и поправили светильники свои». Все девы очистили свои светильники от нагара, подлили в них масла и стали приводить себя в порядок, чтобы быть готовыми встретить жениха. Что касается мудрых дев, то это означает, что они действительно готовились к приходу жениха. Это будет день исследований и вопросов, поэтому нам нужно подумать о том, какими мы предстанем в тот день. Нам надо обновить свое покаяние.
25.8 «Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут»». Что касается неразумных дев, то эти слова обнаруживают их самообман относительно их готовности встретить жениха (переходу в мир иной). Здесь сказано о бедственном положении, в котором оказались неразумные девы из-за недостатка масла. Эти стихи говорят о том, что: 1) Некоторые люди только на смертном одре приходят к осознанию того, что жалким является их духовное состояние. Бог дает им увидеть то, что они сами погубили себя. 2) Их истинная духовная нищета обнаружится, когда они должны будут предстать перед судом. Из этого вышло, во-первых, что их светильники гасли. Т.е. они, начавшие духом, оканчивали плотью. Исповедание их лишилось силы, доброе имя потерялось, их надежды погибли. Во-вторых, им недоставало масла, чтобы поправить свои гаснущие светильники. Внешнее исповедание веры может далеко провести человека по жизни, но оно не доведет его до конца. Они с радостью поблагодарили бы мудрых дев, если бы те дали им масла из своих сосудов. Приближается день, в который те, кто сейчас с презрением смотрит на смиренных и сокрушенных сердцем верующих, будут высоко ценить их.
25.9 «А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим, и купите себе»». Неразумным было отказано в выделении им части масла. Отвержение добрыми людьми является прелюдией к отвержению Богом. Мудрые девы дают объяснение отказа. Они были готовы в беде помочь своим ближним, однако они говорят: «Мы не можем, мы не решаемся на это», «чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас». Для нашего собственного спасения необходимо наше собственное освящение. Поэтому пусть каждый человек испытывает свое собственное дело. Даже имеющие обилие благодати не имеют лишнего. Всего того, что мы имеем, хватает нам самим для того, чтобы явиться перед лицо Божье. Мудрость мудрых дев заключалась в том, что они понимали, что имеют масло в количестве, достаточном только для них самих. Заметим, что эти мудрые девы не укоряют неразумных за их беспечность и не хвалятся своей предусмотрительностью, не причиняют им боль намеками на безысходность их положения, а дают хороший совет относительно того, как им следует поступить. Те, кто действуют неразумно в вопросах, касающихся собственной души, достойны сострадания, а не оскорблений. Ибо кто сделал тебя отличным, лучшим от других? Бог.
25.10 «Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились». О тех, кто откладывает дело спасения своей души на последние дни, можно сказать, что тогда у них может не оказаться для этого времени. Дело покаяния остается не сделанным, бедный грешник погибает навеки. «Пришел жених». Христос придет на этот раз к Своему народу как Жених, придет в величии и богатом убранстве. Тогда Жених введет в дом Свою Невесту (Церковь), чтобы она была там, где Он. «Готовые вошли с Ним на брачный пир». Войти в вечную славу – значит войти с Христом на брачный пир, войти в Его непосредственное присутствие. Те и только те войдут потом в небо, кто на Земле приготовился к этому. «И двери затворились». Двери затворились, чтобы обезопасить находящихся внутри. Когда прославленные святые будут помещены в небесном раю, тогда его двери будут затворены за ними. Двери будут затворены и для того, чтобы не допустить туда оставшихся вне. Положение святых и грешников будут тогда зафиксированы навеки.
25.11 «После приходят и прочие девы и говорят: «Господи! Господи! Отвори нам»». Неразумные девы пришли тогда, когда уже было поздно. Эти настойчивые запоздалые просьбы не спасут обращающихся с ними грешников. Они приходят к небесным вратам и требуют впустить их, однако остаются вне.
25.12 «Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам, не знаю вас»». Мы обязаны искать Бога, когда можно найти Его. Было время, когда на обращение: «Господи! Господи! Отвори нам» был дан скорый ответ на основании обетования: «стучите и отворят вам». Но теперь уже поздно приходить с подобным обращением. Слова жениха говорят о его решительности.
25.13 «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». В этом стихе сказано о практическом применении притчи. Нас уже об этом предупреждали (гл.24.42), а здесь это предупреждение повторяется как имеющее особую в этом необходимость. Здесь под термином «бодрствование» следует понимать преследование со всяким старанием и осмотрительностью небесных интересов собственной души. То обстоятельство, что время пришествия Господа Иисуса неопределенно, является веской причиной для того, чтобы всегда бодрствовать. Поэтому мы должны быть готовы к встрече с Ним в любой день. Мы не должны терять бдительность.
25.14 «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое». В ст.14-30 мы находим притчу о талантах, доверенных трем рабам. Предыдущая притча показала, что мы должны находиться в состоянии ожидания, а эта притча показывает, что мы должны находиться в состоянии деятельном усердии в нашем нынешнем труде. В этой притче Господином является Христос. Рабами Его являются христиане. Они Им куплены, заняты на Его работах и посвящены на то, чтобы славить Его. Ап. Павел часто называет себя рабом Иисуса Христа. В притче представлены три момента. 1) Ответственность, возложенная на этих рабов. Господин поручил им имение свое, приказав им работать. 2) Всё, полученное от Христа, мы должны употребить для труда во имя Его. 3) Всё, что мы получаем для использования в интересах Христа, по-прежнему остается Его собственностью. Мы выступаем лишь арендаторами на Его земле. Почему господин поручил свое имение рабам? Он отправился «в чужую страну». Объяснение этому дается в Еф.4.8 «Восшел на высоту, … дал дары человекам». Когда Христос вознесся на небо, Он уподобился человеку, отправившемуся в чужую страну. Т.е. Он ушел с тем, чтобы не возвращаться долгое время. При этом Он позаботился обеспечить Свою Церковь на время Своего отсутствия всем необходимым. Уходя, Он доверил Своей Церкви истины, законы, обетования. И Он же послал Духа Святого, чтобы сделать Своих рабов способными исповедовать эти истины, соблюдать и внедрять эти законы, пользоваться этими обетованиями и применять их.
25.15 «И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился». Господин дал своим рабам таланты (вес серебра). Одним он дал больше, другим меньше, каждому по его способностям. Божественное провидение положило различие между человеческими способностями, наделив людей разным умом, положением в обществе, связями и влиянием. Божественная благодать также распределяет свои духовные дары различным образом, хотя сами способности даются Богом. Заметим, что каждый раб получил, по крайней мере, один талант. Долг каждого человека – быть благословением для окружающих, если это возможно. Или хотя бы для немногих, для самого близкого окружения. Каждый получил свое, ибо не все были наделены одинаковыми способностями и возможностями. Бог волен в Своих действиях. Одни созданы для одного служения, другие – для другого.
25.16,17 «Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов». «Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два». Двое из этих рабов проявили верность и усердие. Они пошли и употребили таланты в дело. Именно так действует истинный христианин в духовном труде. У нас нет своего собственного капитала, чтобы употребить его, но мы пускаем в оборот капитал нашего Бога как посредники. Наши дарования: силы, ум, способность приобретать знания – должны быть использованы для достижения духовных целей. Всё то, что мы приобрели в этом мире: репутация, общественное положение, влияние, власть, привилегии, богатство – должно быть употреблено во славу Христа. Два раба имели успех, они удвоили свой капитал. Прибыль их была пропорциональна полученным ими талантам. Это должно ободрить тех, чьи способности ограничены. Они заслужат одобрения, даже если достигнут не столь многого, как другие.
25.18 «Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего». Неверным рабом оказался получивший один талант. Христос желал сообщить нам следующее: если Он взыщет с имевшего только один талант за то, что тот закопал его в землю, то тем более Он взыщет с тех, кто имел больше талантов и закопал их в землю. Те, кому поручено меньшее дело для Бога, порой делают меньше того, что обязаны сделать. Некоторые извиняют свою лень тем, что не имеют тех возможностей для служения Богу, которые имеют другие. Они не желают делать то, что они точно могут сделать. И в итоге они ничего не делают. Он «закопал его в землю и скрыл серебро господина своего». Он опасался того, как бы его талант не украли. Он не потратил его зря, не присвоил себе, а просто скрыл. Есть сокровище, которое никому не приносит добра. Так точно обстоит дело и с духовными дарами: некоторые имеют их, но не используют их для того, для чего они были даны им. Его леность усугублялась тем, что его товарищи проявили усердие и имели успех в своем труде. Их рвение должно было бы вдохновить и этого раба к тому же.
25.19 «По долгом времени приходит господин рабов тех и требует от них отчета». Лишь по истечении долгого времени господин потребовал отчета. Не то, чтобы он пренебрегал своими обязанностями, но всему свое время и свой черед. Тем не менее, день, в который нужно было дать отчет, настал. Нам всем должно будет дать отчет – что доброго сделали мы для собственной нашей души и что доброго сделали мы для Бога и людей, пользуясь данными нам дарами.
25.20 «И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них»». 25.22 «Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! Два таланта ты дал мне; вот другие два я приобрел на них»». В ст.20,22 мы находим отчет верных рабов. Они признают, что от Него получили данные им дары. Взирая на наши достижения, мы никогда не должны забывать о Божьем благоволении к нам, о той благодати, которая является источником всего того доброго, что есть у нас или делается нами. Ибо чем больше мы трудимся для Бога, тем больше мы обязаны Ему за то, что Он делает нас пригодными для труда Своего и употребляет нас в нем. Они предъявили в доказательство своей верности то, что они сумели приобрести. Достоин внимания тот факт, что имевший только два таланта отчитывался за них так же радостно, как и тот, кто имел пять. Так и наша радость в день отчета будет определяться нашей верностью, а не степенью нашей полезности.
25.21 «Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Войди в радость господина твоего». 25.23 «Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Войди в радость господина Твоего». В этих стихах мы видим, как Господин принял и одобрил их отчет. Он их похвалил: «Хорошо, добрый и верный раб!» Те, кто проявляет верность сейчас, будут названы таковыми в тот день. Их труд тоже принят: «хорошо». Некоторые господа настолько суровы, что никогда не хвалят своих слуг, как бы хорошо они ни исполняли свои обязанности. Считается, что для них вполне достаточно того, что их не бранят. Но Христос хвалит Своих рабов, хорошо послуживших Ему. Он награждает их. Верные Его рабы не останутся с одной лишь похвалой. Все их дела веры и труд любви будут вознаграждены. О вознаграждении здесь говорится двояко. 1) В выражениях, соответствующих самой притче: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю». При царских дворах и в домах богатых людей принято было повышать в должности тех, кто показал себя верным на низшей должности. Обратим внимание на несоответствие здесь между трудом и наградой за нее. Святые лишь немногим могут послужить во славу Божью, но Бог прославит их многим. 2) Словами, которые переключают наше внимание с самой притчи на то, что она символизирует: «Войди в радость господина твоего». Состояние блаженных есть состояние радости. Где есть зримое присутствие Бога и общение с Ним, где есть совершенная святость, там полнота радости. Радость эта есть «радость их господина», которую он приобрел для них. Для верующих эта та радость, источником и средоточием которой является Сам Христос. Он принимает верно служащих Ему в Свою радость, чтобы они сделались сонаследниками Ему. Прославленные святые будут обладать ею во всей полноте, и будут вечно пребывать в ней, как в своей стихии.
25.24 «Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. 25.25 «И, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле, вот тебе твое»». Здесь мы находим отчет ленивого раба. Несмотря на то, что он получил всего один талант, он и за него должен был отчитаться. Ничтожность полученного нами дара не освобождает нас от необходимости отчитываться за него. Полагаясь на приготовленное им оправдание, этот раб является для отчета с некоторой уверенностью в том, что он имеет право заявить следующее. Смысл его слов: «Вот тебе твое. Хотя я и не приобрел ничего, как другие, тем не менее, я могу сказать, что я ничего не растратил». Он хотел доказать, что от него ничего больше нельзя было ожидать. Он признается в том, что закопал свой талант. Он говорит так, как если бы ничего плохого не сделал. Более того, он говорит так, как если бы, спрятав талант в безопасном месте, он заслужил тем самым награду за свое благоразумие. Он выказывается враждебно по отношению к своему господину. Т.о., в качестве средства защиты он выбрал нападение. Раб проявляет рабский дух: «И, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле». Ничто не принижает так достоинства Бога и не мешает нам исполнять свой долг перед Ним, как рабский страх. Он связывает и мучает нас, он противоположен Божьей любви. Худые мысли о Боге отвращают нас от служения Ему.
25.26 «Господин же сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. 25.27 «Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью»». Доводы этого раба были отвергнуты. Более того, они были обращены против него самого. Он обвиняется в двух вещах. 1) В лености. Ленивые рабы – не делающие труд, который Бог повелел им делать. Кто не радеет о деле Божьем, тот недалек от того, что служит дьяволу. Не выполнять христианские обязанности – значит навлекать на себя серьезное обвинение. Упущения – это грехи и, как таковые, они подлежат осуждению. 2) В противоречии самому себе. «Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. Посему надлежало тебе …». Здесь возможны 3 варианта истолкования. 1) В самом деле, господин был жестоким. В таком случае рабу надлежало проявить усердие и заботу, чтобы угодить ему. Если не из любви, то хотя бы из страха. 2) Если раб считал господина жестоким и потому не осмеливался сам пустить талант в оборот, боясь потерпеть убытки и быть привлеченным за это к ответственности, он мог бы отдать его торгующим. По-видимому, в то время приобретение выгоды было общепринятой практикой и не возбранялось нашим Спасителем. Если нам недостает мужества проявить себя в смелых предприятиях, мы должны находить в себе силы засвидетельствовать о своей готовности выполнять менее трудную работу. 3) Положим, что и в самом деле господин жал там, где не сеял, но это к рабу не относилось. Ибо в нем он посеял свои деньги, свой талант. Талант был доверен ему не для того, чтобы он сохранил его, но и получил с него прибыль. В день суда пустые оправдания будут отвергнуты, ленивые рабы останутся без всякого извинения.
25.28 «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов». 25.29 «Ибо всякому имеющему дается и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет». Господин сначала распорядился талантами как неограниченный в своих правах владелец, теперь – как судья. Смысл этой части отрывка раскрывается в причине приговора (ст.29): «всякому имеющему дается и приумножится…». Эти слова можно отнести: 1) К земным благам. Они даются нам для того, чтобы мы служили ими во славу Божию и к благу окружающих нас людей. Человеку, имеющему богатство и пользующемуся им в этих целях, оно приумножится. Возможно, приумножится само богатство, или же, таковые будут утешаться им. А «не имеющий», т.е. тот, кто имеет, будто и не имеет, не может ни самим богатством воспользоваться, ни послужить им во благо ближним. Мудрый царь Соломон объясняет это положение в Прит.11.24 «Иной сыплет щедро и ему еще прибавляется, а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет». Давать бедным – значит употреблять в дело то, что мы имеем и получать щедрые воздаяния. А корыстные и немилосердные обнаружат, что богатство их гибнет от несчастных случаев. Порой Бог удивительным образом отбирает богатство у тех, кто не использовал его для добрых дел и передает его тем, кто при помощи его творит добро. 2) К средствам благодати. Тем, кто усердно употребляет имеющиеся в их распоряжении возможности, Бог посылает новые. У тех, кто не имеет в своей душе животворящего принципа благодати, отнимутся общие дары благодати. 3) К общим дарам Духа Святого. Эти дары совершенствуются посредством упражнения и возрастают в силе при употреблении. Чем больше мы трудимся на духовной ниве, тем больше мы способны еще потрудиться на ней. У тех же, кто не прилагает усилий, соответствующих их возможностям, эти дары ослабевают. Подобно тому, как угасает оставленный без внимания огонь.
25.30 «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Сказав это, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» Оценка раба – «негодный раб». Негодные люди мало или ничего не делают для того, чтобы соответствовать целям своего рождения или крещения. Они не служат во славу Божью, к благу других людей или ради спасения собственной души. В некотором смысле мы все являемся рабами ничего не стоящими (Лк.17.10), мы не можем доставлять пользу Богу (Иов.22.2). Однако в отношении других людей и самих себя мы должны быть полезными. Если мы не таковы, то Христос нас не признает Своими рабами. Недостаточно только не делать вреда, но мы должны делать добро, приносить плод. И хотя пользы Богу мы при этом не приносим, тем не менее, Он через нас прославляется. Ин.15.8 «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками». Приговор господина – «выбросьте его во тьму внешнюю». Как и в случаях обращения к верным рабам, Спаситель наш переходит от притчи к тому, что подразумевает она, и что служит ключом к пониманию целого. «Тьма внешняя», где «будет плач и скрежет зубов», является в беседах Христа парафразом адских мук, ожидающих осужденных грешников. Их положение мрачно. Тьма состояние пугающее. В аду находятся «узы адского мрака» (2Пет.2.4). Там будет плач, что свидетельствует о сильных муках. И скрежет зубов, что говорит о сильной досаде и негодовании. Такова будет участь ленивого раба.
25.31 «»Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей». В ст.31-46 приводится описание процесса последнего суда в Судный день. Христос занимает место судьи. Бог посредством Его будет судить весь мир. Он назван Сыном Человеческим, потому что Ему надлежит судить сынов человеческих. То Его снисхождение, что Он принял на Себя нашу природу и стал Сыном Человеческим, должно быть компенсировано этим возвеличиванием в день суда, а человеческая природа – прославлена. Явление Христа для суда над миром будет славным. Тогда весь мир увидит то, во что святые сейчас только веруют, что Он есть сияние славы Отца. Он приведет с Собой Своих святых ангелов. Они придут с Ним как для придания пышности, так и для совершения служения. Тогда Он воссядет на престоле славы Своей, престоле суда (Дан.7.9).
25.32 «И соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». Тогда будет производиться разделение между драгоценным и ничтожным. Нечестивые и благочестивые люди сейчас обитают вместе – в одних и тех же государствах, городах, семьях. И не могут быть отделены друг от друга с полной уверенностью в силу несовершенства святых и лицемерия грешников. Но в тот день они будут разделены друг с другом навеки. Мал.3.18 «И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым». В этом мире они не могут сами себя отделить друг от друга. Не может отделить их друг от друга и кто-то другой из людей. Но Господь знает Своих. Этот процесс сравнивается здесь с отделением пастырем овец от козлов. Овцы (благочестивые) невинны, кротки, терпеливы. Нечестивые (козлы) непокорны.
25.33 «И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую». Христос окажет благочестивым (овцам) честь, подобно тому, как мы оказываем свое почтение тем, кого сажаем справа от себя. Нечестивые же (козлы) восстанут на вечное поругание. Все прочие деления и различия (богатый, бедный, образованный, необразованный и т.п.) будут тогда упразднены.
25.34 «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»». Происходит судебный процесс над каждой из этих двух категорий людей. Сначала видим суд над благочестивыми, стоящими по правую сторону. Их дело должно быть рассмотрено первым, так чтобы потом они имели возможность вместе с Христом судить нечестивых. Приговор Христа не только оправдает их, но и возвысит их перед другими и наградит их. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его». Тот, Кто раньше был их Пастырем, теперь становится их Царем. Святые признаются Господом благословенными. Более того, Он объявляет их «благословенные Отца Моего», т.е. Бог Отец благословляет их. Всякое духовное благословение изливается на нас от Него. Царь зовет их: «Придите ко Мне, чтобы всегда быть со Мной». Позволяется им войти в блаженство и Царство Отца: «наследуйте Царство». Те, кто наследуют Царство, обладают всеми удовольствиями царского дворца. Это Царство «уготованное от создания мира», т.к. оно является результатом божественных советов. Оно «уготованное вам». Слово «вам» свидетельствует о том, что оно во всех отношениях будет соответствовать природе души праведников, притом природе освященной души. Оно уготовано не просто для таких праведников, как они, но конкретно для них. Оно уготовано «от создания мира». С самого начала сотворения мира безграничная Мудрость (Бог) стремилась к прославлению святых в вечности. Они придут и унаследуют это владение. То, что достается нам по праву наследования, не приобретается никакими нашими личными усилиями. Мы становимся наследниками на основании нашего усыновления.
25.35 «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня». 25.36 «Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Христос говорит, на каком основании праведники удостоятся этой благой участи. Из этих слов нельзя заключать, что наши добрые дела заслуживают нам небесные блаженства. Ясно, что Иисус Христос будет судить этот мир по тем самым законам, по которым и управляет им. А потому Он наградит тех, кто исполнял эти законы. И упоминает об их послушании не в подтверждение их права, а в подтверждение их части во Христе и в Его приобретении. Это обетование будет присуждено послушным верующим на основании Божьего обетования, приобретенного Иисусом Христом. Что касается добрых дел, упомянутых здесь Христом, то это такие дела, которые мы обычно называем делами милосердия к бедным. Перечисленные здесь добрые дела подразумевают наличие трех качеств, которыми должен обладать каждый спасенный человек. Эти качества следующие: 1) самоотречение и презрение к этому миру; 2) Любовь к людям; 3) Почитание Иисуса Христа. «Алкал Я», т.е. алкали мои ученики и последователи. Итак, дела милосердия и благотворительности, творимые в меру наших способностей, должны будут стать доказательствами нашей любви и покорности исповедуемому нами Евангелию Христа. А те, кто не оказывают милости, будут судимы без милости.
25.37-39 «Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»» Праведники возражают не потому, что не хотят наследовать Царство, или стыдятся своих добрых дел, или не помнят их. Здесь применена метафора, которая призвана предварить и запечатлеть в нашем сердце великую истину о том, что Христос очень высоко ценит дела милосердия, особенно те из них, которые оказываются Его детям во имя Его. Либо возражения праведников говорят о том, что они преисполнятся святым восхищением, когда увидят, как высоко оценивается их скромное, ничего не стоящее в их глазах служение и как щедро оно вознаграждается. Благородные души склонны очень скромно думать о своих добрых делах. «Когда мы видели Тебя алчущим?» Христос оказывается среди нас чаще, чем мы думаем.
25.40 «И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»». Мы находим пояснения самого Судьи. Когда добрые дела праведников будут представлены в день суда, тогда все они до одного будут вспомянуты, и ни одно из них не будет упущено, даже чаша холодной воды. Они будут истолкованы максимально в их пользу. И им будет дано самое лучшее объяснение из возможных. Мы видим, какую награду приготовил Христос для тех, которые кормят голодных и одевают нагих. Но что будет с теми благочестивыми бедняками, которые не имели возможности делать то же? Он не отказывается от Своих бедных родственников.
25.41 «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его»». Христос выносит суд нечестивцам, стоящим в левую сторону. Мы находим и вынесенный им приговор. Каждое слово в этой фразе вселяет ужас. «Идите от Меня». В своей земной жизни они часто слышали призыв прийти к Христу, чтобы обрести жизнь вечную и покой, но были глухи к призывам. Поэтому тем, кто не захотел прийти к Нему, справедливо приказано отойти от Христа. Идите от источника всех благ, Спасителя и поэтому всякой надежды на спасение. Перефразируем слова Господа Иисуса: «Я больше не хочу иметь с вами дело». Те, кто не захотели прийти к Христу, чтобы наследовать благословение, должны теперь уйти от Него с бременем проклятия, проклятия Закона. Они сами себя подвергли проклятию. Они должны понести еще и физическое наказание, пойти «в огонь вечный». Этот огонь есть гнев предвечного Бога, огонь уготованный. Огонь гнева Божьего будет огнем вечным. Там не будет приятного общества, там будет дьявол и его ангелы, их заклятые враги, которые и помогли им попасть в это ужасное место. И которые будут праздновать там победу над ними. Они служили дьяволу во время своей земной жизни и поэтому справедливо осуждены на то, чтобы проводить вечность там, где будет проводить ее он. Так и служившие Христу будут взяты от Земли туда, где Он пребывает, чтобы вечно быть с Ним. Можем обратить внимание на то, что этот огонь не был изначально уготован для нечестивцев, подобно тому, как Царство было изначально уготовано для благочестивых. Он изначально предназначался для дьявола и его ангелов.
25.42 «Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня». 25.43 «Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Обратим внимание на содержание слов Христа. Он не говорит: «Я алкал и жаждал, ибо вы отняли у Меня еду и питие; был странником, ибо вы прогнали Меня; был наг, ибо вы раздели Меня; был в темнице, ибо вы посадили Меня туда». Но вместо этого Он говорит: «Когда Я переживал эти бедствия, вы были настолько эгоистичны, настолько озабочены собственным покоем и поглощены собственными удовольствиями, и так сильно не хотели расставаться со своими деньгами, что не послужили Мне. Вы не оказали Мне помощи и поддержки, которые могли бы оказать». Он не говорит: «Я был болен, и вы не вылечили Меня; был в темнице, и вы не освободили Меня» (возможно, это было выше их сил и возможностей.) Но вместо этого говорит: «Вы не посетили Меня, хотя и могли это сделать». Т.о., грех упущения губит тысячи людей. Немилосердное отношение к бедным – губительный грех. В день суда многие будут осуждены за то, что не сделали тех добрых дел, сделать которых им было по силам.
25.44 «Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Приговор вызвал возражения со стороны осужденных. Они предпринимают тщетные попытки оправдать себя. Суть их защиты себя свидетельствует об их прежней невнимательности к тому, о чем они могли бы знать. Но не хотели знать до нынешнего момента, когда стало слишком поздно. Те, кто презирал и преследовал христиан, не захотят потом признать тот факт, что они преследовали Христа. Они не думали оскорблять Его и совсем не ожидали, что всё это выльется в такую серьезную проблему. Они считали, что те, кем они пренебрегли, были всего лишь скопищем презренных христиан.
25.45 «Тогда скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». Христос объясняет, каким правилом Он руководствуется. То, что делается против верных последователей Христа, то воспринимается Им как то, что делается против Него Самого. В них поносят и преследуют Его, ибо их поносят и преследуют за Его имя. Во всей скорби их Он не оставляет их. Касающийся их касается Его.
25.46 «И пойдут эти в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Описано приведение в исполнение обоих вынесенных приговоров. «И пойдут эти в муку вечную». Первым упоминается исполнение приговора над нечестивцами, ибо сначала выбираются и сжигаются «плевелы». Нельзя допускать мысль, что грешники переменятся или что Бог даст им Свою благодать для того, чтобы они переменились. Они не получат такую возможность, т.к. в этом мире они пренебрегли и отвергали средства благодати, сопротивлялись Духу благодати. Нечестивцы будут вынуждены пойти «в муку вечную». «А праведники в жизнь вечную». Небеса – это жизнь вечная. Никакая смерть уже не прервет этой жизни. Итак, на Земле жизнь и смерть, добро и зло, благословение и проклятие предложены нам для того, чтобы мы сделали выбор. И от него целиком будет зависеть наше место пребывания в вечности.