ПРОПОВЕДИ
Младенец Иисус на руках праведника Симеона.
Лк.2.22,28,30 «А когда исполнились дни очищения их по Закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы предстать перед Господа. … Он (Симеон) взял Его на руки, благословил Бога и сказал: … Видели очи мои спасение Твое». В главе 2 Лк. мы видим послушание иудейскому закону, которое проявил Господь Иисус, будучи еще Младенцем. Лука написал, что Он был обрезан на восьмой день. Многие размышляют, почему Господь был подвергнут обрезанию. Мы знаем, что в Нем нет ни первородного, ни совершенного греха. Его обрезание не означает, что Его сердце было хоть немного испорчено. Оно не означает склонности Его природы к греху и нужды в благодати. Обрезание Его было свидетельством для Израиля, что Он подчинился Закону. Без обрезания Он не был бы Сыном Давида и семенем Авраама. Более того, обрезание было необходимо, чтобы Его в Израиле приняли как учителя. Необрезанный, Он бы считался отступником от веры отцов. В стихах Лк.2.25-35 рассказывается о человеке Симеоне. Имя его больше нигде не упоминается в Новом Завете. Сказано, что он был мужем благочестивым и праведным. На примере Симеона мы видим, что у Бога есть Свои люди даже в самых ужасных местах, даже в самые темные времена. Когда родился Христос, религия Израиля пришла в упадок. Но даже в это время среди Израиля нашелся человек «праведный и благочестивый», на котором был Дух Святой.
Представим себе Иосифа и Марию, направляющихся в Иерусалим со своим Младенцем Иисусом. Путь их лежал мимо могилы Рахили, любимой жены Иакова. Вскоре вдали показались два величественных здания: иерусалимский храм и дворец царя Ирода. Оба блестели на солнце золотом своих крыш и стен. Стены храма сооружали из белого мрамора, его фасад и крыша покрыты золотом. Храм был прекрасен и в дни царя Соломона, но еще более прекрасным был он в дни земной жизни Христа. Какие торжественные богослужения совершались в нем в дни больших праздников! Далеко были слышны звуки серебряных труб, которыми начинались богослужения. Как величественно пел хор, состоящий из нескольких сот лучших голосов. Особенно торжественно звучал отрывок из Пс.135 «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его». Кроме богослужений в иерусалимском храме приносились Богу ежедневные жертвы. Этими жертвами были тельцы, агнцы и горлицы, т.е. голуби, а также бескровные жертвы, так называемые хлебные приношения. Огонь на жертвеннике, который находился во дворе храма, не угасал никогда. Как и повелел Господь через Моисея: Лев.6.13 «Огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике».
Кроме богослужений и жертвоприношений в этом храме совершались еще посвящения Господу первородных сыновей. Повеление Бога в Ветхом Завете гласило: Исх.22.29 «Отдавай Мне первенца из сынов Твоих» Посвящение первородного сына Господу совершалось через 40 дней после его рождения. Родители должны были принести за первенца жертву за грех и во всесожжение однолетнего агнца и голубя. А если они были бедные и не в состоянии были заплатить цену за агнца, то дух горлиц. Одну во всесожжение, вторую – в жертву за грех. Младенец Иисус, будучи Первенцем, «был представлен перед Господа» в одном из дворов храма. Родители Господа были бедны, и поэтому во дворе храма отдали священникам свою жертву – двух горлиц. Иудеи так говорили об этом жертвоприношении: «Если такую жертву принесет богатый, он не исполнит своего долга». Отдав священнику двух горлиц, они подошли к другому священнику и отдали ему на руки Младенца своего. Священник задает вопрос Марии: «Это твой первородный сын?» Мария отвечает: «Да, это мой первородный сын». Священник продолжает: «Всё первородное принадлежит Господу». Затем священник напоминает им закон о выкупе первенцев из Библии: Лев. 18.15-16 «Первенец из людей должен быть выкуплен. А выкуп за них: начиная с одного месяца, по оценке твоей, бери выкуп пять сиклей серебра». Иосиф дает стоящему рядом со священником левиту положенных пять сиклей серебра, и выкупленный Младенец Иисус лежит снова на руках матери.
Если бы знали священники и левиты, служившие в этот день в храме, Кто этот Младенец, то они устроили бы Ему торжественное хоровое пение со словами из книги Ис.9.6 «Младенец родился нам, Сын дан нам, владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Если священнослужители не знали, Кого посвятили Господу в этот день, то две души воздали Младенцу славу, которую Он был достоин. Это Анна и Симеон. О них в Библии мы узнаем только от Луки. Мудрость Божия определила, чтобы и женщина и мужчина засвидетельствовали о рождении Мессии. Два свидетеля подтвердили, что посланник Бога явился в храме иерусалимском. На их примере мы видим, что у Бога есть Свои люди всегда. Когда родился Христос, религия Израиля пришла в упадок. Вера Авраама была испорчена учениями фарисеев и саддукеев. Но даже в это время среди израильтян нашлись люди праведные и благочестивые. Нас должна приободрить мысль о том, что свидетельство о Боге никогда не прекращается. Будем учиться надеяться и верить, что Божья благодать может жить и процветать даже в самых неблагоприятных условиях. На самом деле, таких людей, как Анна и Симеон в мире больше, чем мы думаем.
Некоторые ученые-библеисты утверждают, что в то время жил некий Симеон, широко известный в Иерусалиме. Он был первый, кому было присвоено звание «равви», т.е. великий господин. Это было почетное звание, которое давалось законникам во времена Христа. Это самое высокое звание, какое давалось ученым. Его удостаивались всегда не более семи человек. Симеон унаследовал от своего отца Гиллеля пост президента коллегии, основанной отцом, и председателя великого Синедриона. Он был наделен духом пророчества. И был уволен со своего поста за то, что выступил против общепринятого среди иудеев мнения о временном характере царства Мессии. Ученые отмечают, что он не упоминается в Мишне, в книге преданий. А это указывает на то, что Симеон не покровительствовал этим глупостям. Против Симеона выдвигаются возражения, что он жил еще много лет после описываемых здесь событий. Но относительно этого возражения можно сказать, что в Библии не говорится, что он был стар. А его слова Лк.2.29 «Ныне отпускаешь раба Твоего Владыка» свидетельствуют лишь о том, что он готов был умереть сейчас. Другое возражение заключается в том, что сыном Симеона был Гамалиил, фарисей и враг христианства. Однако в этом не было ничего удивительного, что сын верного поклонника Христа был фарисеем. О Симеоне сказано следующее: 1) он был праведный и благочестивый. Праведный перед людьми и благочестивый перед Богом. 2) Он ожидал «утешение Израилева», т.е. прихода Мессии. Симеон знал из книг, напр., из книги пророка Даниила, что время близко и поэтому был полон ожидания Его. 3) Святой Дух был на нем не только как Дух святости, но и как Дух пророчества. 4) Ему было обещано, что он увидит Мессию прежде своей смерти.
Святой Дух, подкрепляющий Симеона в его уповании увидеть Мессию, теперь приносит ему великую радость. В его голове прозвучало: «Иди в храм и увидишь то, что ты так желал видеть». Симеон испытал огромное удовлетворение увиденным им и ст.28 «он взял Его на руки». Симеону было обещано, что он увидит Христа, но исполнение обещанного превзошло обещание – он держал Его на руках. Вспомним содержание стихов 28 и 29: «благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром». Отрывок этот нам говорит о многом, в том числе здесь имеется: 1) признание того, что Бог верен Своему слову; 2) благодарение за это – он благословил Господа за то, что видел в своих руках Спасителя, Которого желали видеть многие верные дети Божии; 3) исповедание веры Симеона, что Младенец, находящийся в его руках, есть Спаситель человеческого рода; 4) вознесение Симеона над любовью к жизни и страхом перед смертью.
Ст.30 «ибо видели очи мои спасение Твое». Эти слова Симеона свидетельствуют о том, что он надеялся на блаженное состояние по ту сторону жизни посредством спасения, которое совершит родившийся Младенец. Он совершит спасение, которое не только уничтожает страх смерти, но приобретением делает ее. Ап. Павел пишет: Флп.1.21 «для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение». Слова Симеона открывают нам и то, что некоторые верующие иудеи имели очень ясное представление о служении Христа еще до того, как было проповедано Евангелие. Этот благословенный человек говорит об Иисусе как о Спасителе, Которого Бог приготовил, как о свете к просвещению язычников и славе Израиля. Христос на самом деле был светом «к просвещению язычников». Без Него они погрузились в непроглядную тьму суеверий. Они поклонялись творениям рук человеческих, не знали путь к спасению. Евангелие Христа было подобно восходу Солнца для Греции, Рима и всего остального языческого мира. Свет воссиял в человеческом разуме, открыв, что значит вера. Христос на самом деле был и есть славой Израиля. Происхождение Христа по плоти от Авраама. Родился, жил и умер Он в Израиле. Мать Его была иудейкой. Придет день, когда иудеи увидят славу Израиля (Господа Иисуса) в полной мере. Воззрят на Того, Кого пронзили, покаются и обратятся.
Симеон открывает Марии и Иосифу, что они имеют причину радоваться. Потому что они удостоились чести стать родственниками этому Младенцу и им доверено воспитывать Его. В пророческих словах Симеона говорится о замечательных последствиях прихода Мессии и Его Евангелия в мир. Каждое его слово об этом заслуживает отдельного рассмотрения. Все вместе они составляют пророчества, которые ежедневно выполняются. Христос предназначен для восстания многих в Израиле, т.е. для обращения многих к Богу и для утешения многих в Боге, погрузившихся в бездну отчаяния. Он стал «предметом пререканий», мишенью для огненных стрел лукавого. Христу предстояло стать причиной «падения» многих в Израиле. Падения тех, испорченная природа которых будет раздражена, видя успех Его служения. И тех, которые будут предубеждены и разъярены против Него. Тех также, чьи грехи и гибель усугубятся откровением Иисуса Христа. Он должен был стать «камнем преткновения и соблазна» для многих гордых и самоуверенных иудеев, которые отвергнут Его и погибнут в своих грехах. Христу предстояло «открыть помышления многих сердец». Его Евангелие должно было показать людям их истинный характер: враждебность к Богу у одних, духовный голод у других. Поистине, Христос будет утешением для матери, но Он будет страдающим Спасителем. Сочувствуя Ему, ей придется страдать вместе с Ним. Можно легко представить себе ее горе, когда она стояла у подножия Его Креста и видела Его умирающим. Это было такое горе, что поистине можно сказать: оружие прошло ее душу, поразило ее в самое сердце.
Но вот перед нами другая душа, прославившая Младенца Иисуса во дворе храма – это престарелая Анна. Она была пророчицей. Вероятно, что под этим подразумевается только то, что она понимала священные Писания лучше, чем другие. И приняла на себя служение наставлять других в Законе Божьем. Она была родом из колена Асирова, из Галилеи. Некоторые считают, что это отмечается в Библии для того, чтобы опровергнуть говорящих, будто из Галилеи не приходит пророк. Она не только соблюдала часы молитвы, но молилась день и ночь, т.е. всегда была в молитвенном настроении, жила молитвенной жизнью. Целью ее постов и молитв была слава Божия. Здесь она присоединила свою хвалу к хвале и славословию Симеона. Ст.38 «Она славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». Будучи пророчицей, она говорила о Нем всем, верившим в пришествие Мессии. Анна, вероятно, была знакома с многими, вместе с нею ожидавшими Мессию. Она знала, где найти этих людей. И она сообщала им всем благую весть о том, что она видела Младенца-Мессию. Урок для нас: те, которые сами знакомы с Христом, должны сделать всё возможное, чтобы ознакомить с Ним других.
Боже! Вечная благодарность Тебе за то, что дал людям Спасителя от грехов, Своего единородного Сына. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Бл-м, что Иисус Христос отдал за нас Свое тело и кровь, чтобы стать для нас пищей и питьем в бесконечной жизни в Нем. Его жертва удовлетворяет наши духовные потребности. Бл-м Тебя за Твоего Сына, чья сила и нежность в полноте открывают Твое сердце нашему потерянному миру. Бл-м, что Ты изменяешь нас, что мы можем явить Твой характер окружающему нас миру. Спасибо, что благодаря Святому Духу верующие соединены со Христом и имеют доступ к неограниченной силе, надежде и радости в Боге. Бл-м, что Святой Дух живет внутри верующих, освежая и обновляя нас Божьей благодатью. Просим, трудись в нас, чтобы наша жизнь указывала всем на Тебя. Помоги нам поверить в то, что Ты сделал для нас всё, чтобы быть принятым Тобой. Просим, помоги нам поделиться Твоим даром спасения с теми, кто предназначен для вечной жизни. Бл-м, что жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа обеспечивают наше будущее с Богом и освобождают нас для радостного служения людям. Помоги рассказать другим людям, как Иисус Христос сделал нас здоровыми. Аминь.