ПРОПОВЕДИ
Преступления гордости.
Пс.51.3 «Что хвалишься злодейством, сильный? Милость Божия всегда со мной».
Автором псалма 51 является Давид. Наконец, он увидел, что для собственной безопасности ему необходимо покинуть царский дворец и бежать от царя Саула, т.к. царь вновь пытался убить его. Не имея оружия и провизии, он уловкой пришел в дом священника, чтобы обеспечить себя необходимым. В то время там оказался Доик идумеянин, один из главных слуг Саула. Доик отправился сразу же к Саулу, чтобы засвидетельствовать против первосвященника Ахимелеха и Давида. Эта информация послужила основанием чудовищного кровопролития, Саул приказал убить священников. Сам Доик был исполнителем этого поручения. Возможно, он считался мужественным, но легкая победа над безоружными священниками Господа славу ему не добавила. Тем не менее, он хвастался не только своей властью, ибо был поставлен над слугами Саула, но и содеянным злом. Плохо творить зло, но еще хуже – хвастаться и искать славы, совершив зло. Не только не стыдиться плохих поступков, но и оправдывать, возвеличивать их и самому возноситься. Тот, кто хвалится своим грехом, хвалится своим стыдом и от этого грех заслуживает еще большего осуждения. Со стороны Доика неразумно было хвалиться убийством беззащитных священников. Это не что иное, как позорная трусость, и уж не повод для похвальбы. «Милость Божия всегда со мной». Давид противопоставляет злобе человеческую и Божью милость. Даже ярость тиранов не может осушить неиссякаемый источник Божьей милости. Бог обратит на Доика все его беззакония, злодеяния. Это должно умерить пыл ликующих гордецов, ибо беззаконием не надо хвалиться.
Гордость заставляет людей грешить против Бога. В Библии она объявлена грехом. Прит.21.4 «Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых – грех». Этот стих показывает нам признаки нечестивого человека. Кто имеет «гордость очей и надменность сердца», кто ведет себя высокомерно и презрительно по отношению к Богу и человеку, кто постоянно плетет интриги и готовит их, намереваясь и изобретая способы причинить то или иное зло, тот является нечестивым человеком. Грех – это дела нечестивых, их гордость, слава, амбиции и радость. Этот стих показывает несчастное положение нечестивого человека. Его амбициозные надежды, грандиозные замыслы, детально разработанные планы и затеи – чаще всего грех для него. Он включает в них грех, и таком образом готовит для себя беду. Они делают всё, чтобы послужить своим прихотям, не принимают во внимание славу Божью. Поэтому большинство их дел – грех. Этот грех принимает столько различных форм, что до тех пор, пока Дух Святой не откроет человеку самого себя, тот и не понимает, что это про него. Более того, он гордится своей надменностью. Но беда такого человека не только в гордости очей и надменности сердца. Грех поразил даже его бытовую жизнь. Светильник нечестивых – грех. Как такая простая вещь может быть греховной? Побуждение определяет действие. Самые естественные действия оцениваются с точки зрения веры. Они имеют нравственную окраску в зависимости от мотива. Если в ваших действиях нет благочестивого мотива, вы согрешаете. Если нет священного намерения, то нет и правильного действия. Нам дан принцип: праздность – это грех (2Фес.3.10). Но и труд – это может быть грех, грех неверия, если он совершается без Бога. Порой видимый результат труда хорош, но мотив, цель портит все старания. Состояние нечестивого человека вызывает ужас. Если бы только он увидел это. Он не может не грешить, однако несет ответственность за свои грехи. Разве он не должен исполнять свои обязанности?
Гордость лишает нас чувства долга перед Богом. Мы забываем, что всё доброе, что мы имеем, Бог дал нам. Учитывая это, ап. Павел пишет: 1Кор.4.7 «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» Здесь апостол предупреждает коринфян о том, чтобы они остерегались гордости, самодовольства и превозношения. Он объясняет им, что всеми своими отличиями они обязаны Богу. Словами «кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего не получил?» апостол обращается уже к служителям, возглавлявшим различные группировки. Чем им хвалиться, если все свои дары получили от Бога? Они поэтому не имели право хвалиться ими как собственными, не оскорбляя при этом Бога. Вместо того чтобы тщеславиться ими, они должны были бы чувствовать себя должниками Богу, обязанными Его щедрости и благодати. Это относится и к нам, это общий принцип. У нас нет оснований гордиться своими достижениями. Всем, что есть в нас доброго, мы обязаны щедрой и богатой благодати Божьей. Для хвастовства совершенно не остается места. Если мы будем сознавать свой долг перед Божьей благодатью, то избежим высокомерия и самодовольства.
Порой мы присваиваем себе успех, который на самом дела обеспечил нам Бог. Об этом Бог говорит так: Судей 7.2 «И сказал Господь Гедеону: народа с тобой слишком много. Не могу Я предать мадианитян (врагов) в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказали: «моя рука спасла меня»». Часто мы отказываемся прислушиваться к словам Божьим и упрямо следуем за тем, к чему склонно наше сердце. Иер.13.9-11 «Так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима. Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им… Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моей славой, хвалой и украшением; но они не послушались». Итак, мы порой считаем, что можем быть независимыми от Бога.
Порой мы доверяем не Богу, а себе. Верим в то, что сможем сами построить свою жизнь, умея управлять собой. Таким Бог говорит: Пс.74.5,6 «Говорю безумствующим: не безумствуйте; и нечестивым: не поднимайте рога, не поднимайте высоко рога вашего, не говорите жестоковыйно». В этих стихах псалмопевец обуздывает тех, кто противился его восхождению на престол. Ибо Давид поставил своей целью подавить порочность и богохульство. Он говорил им приведенные здесь слова во время царя Саула. Когда у него не было силы обуздать их, у него была мудрость и благодать, чтобы обличить их и дать добрый совет. Хотя они гордо держали свою голову, благодаря благоволению царя Саула, Давид предупреждал их не быть слишком самоуверенными. Сейчас он говорит им написанные здесь слова. Придя к венцу, он обнародовал воззвание против безнравственности и богохульства, а далее излагается его содержание. Простым грешникам, безумцам в Израиле, которые растлили себя, он говорит: «не безумствуйте», не поступайте вопреки вашему разуму и вашим интересам, как вы делали это до сих пор. Тот, кто поставлен Богом для служения Ему и нам и говорит мудрость, умоляет нас быть мудрыми по отношению к себе и не делать из себя глупца. Гордым и дерзким грешникам, бросившим вызов Богу, Давид говорит: «не поднимайте рога», не хвалитесь своей силой и привилегиями. Не упорствуйте в своем неповиновении и презрении к начальству, поставленному над вами. «Не поднимайте высоко рога вашего», словно вы можете иметь всё, что хотите, и делать всё то, что хотите. Рог – это символ самонадеянной власти. Давид повторяет свое обличение дважды. «Не говорите жестоковыйно», словно ваша шея имеет железный стержень, который никогда не склонится по воле Божьей и Его господству. Ибо тот, кто не склонится, чья шея ожесточилась, будет истреблен. Всякая антихристианская сила будет сокрушена. Поистине безумцы те, кто осмеливается жестоковыйно говорить с Богом.
Псалмопевец обращается к Господу: Пс.93.3,4 «Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все, делающие беззаконие». В этих стихах мы находим смиренную жалобу Богу на гордость и жестокость угнетателей, а также увещание Бога. Дети Божьи как бы говорят Богу: неужели злу не будет конца? Неужели Ты Господь не положишь конец рабству, грабительству и тирании? Справедливый Бог облачен величием и всемогуществом, а значит, скоро всё зло искоренится. И непорочные страдальцы будут отомщены. Праведники во все века направляют Господу наболевший вопрос: «Доколе?» В нем звучит недоумение по поводу великой тайны божественного провидения, а именно тайны существования зла и его кажущегося триумфа. Наступит время, и Господь даст Свой исчерпывающий ответ. Но не здесь и не сейчас. Обратим внимание на характер врагов. Они нечестивцы, делают беззаконие. Они сами по себе очень плохие люди. И поэтому ненавидят и преследуют тех, чье благочестие стыдит и осуждает их. Тот, кто жесток по отношению к невинным людям и ненавидит праведников, совершает наихудшее беззаконие. Жалуются благочестивые на высокомерное поведение угнетателей. Они надменны и возвеличивают себя. Они торжествуют и хвалят сами себя, словно они никогда не должны отчитываться о своих словах и делах. Словно они, не сомневаясь, добивались своей цели, сражаясь против Бога и христианской религии. Те, кто высокомерен и хвалится собой, склонны плохо говорить о других. Но придет день, когда им воздастся за все их плохие слова, которыми они порочили людей и Бога: Его истину, Его пути и Его народ. «Они изрыгают дерзкие речи». Нечестивцам мало того, что они совершают свои беззакония, они добавляют к ним дерзкие речи, бахвальство, оскорбления и угрозы в адрес праведников. Может ли Господь стерпеть такое? Допустит ли Он, чтобы Его дети остались жертвой богоненавистников? Слова, как известно, ранят глубже, чем мечи. Они входят в сердце человека острым клином. Дерзкие слова извергаются из уст нечестивых постоянно – таково значение слова «изрыгают». Для них хула на праведников и Бога стала чем-то обыденным. Хвастовство – их характерная черта, так же как смирение – неотъемлемое качество праведников. Но не за горами час, когда Господь властно подвергнет их позору и бесчестию и исполнит Свое обещание. Ныне же все страждущие праведники взывают к Господу и ожидают от Него отмщения.
Гордость побуждает людей грешить против других людей. Порой мы благоволим одним людям больше, чем другим. Ап. Павел наставляет коринфян: 1Кор.4.6 «Это братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим». Апостол объясняет, почему он использовал в своем рассуждении свое собственное имя и имя Аполлоса. Он предпочел использовать свое имя и имя верного своего сотрудника, чтобы не вызвать среди них недовольство. Служители должны быть в высшей степени благоразумны, когда дают наставления. Но тогда особенно, когда за что-то укоряют других, чтобы не упустить свою цель. Их должно почитать не более чем людей, насаждающих и поливающих на ниве Божьей, как служителей Христа. Мы должны быть очень осторожны, чтобы честь и власть, принадлежащие Господу, не передавать Его служителям. Мы не должны думать о них более, чем написано. Слово Божье является наилучшим правилом для суждения о людях. Судить надо верно о людях, но не выше того, чем следует. Это есть средство для предотвращения споров и разногласий в церкви. Причиной подобных ссор обычно бывает гордость. Самомнение часто играет большую роль в неумеренных оценках наших учителей и нас самих. А когда мы думаем скромно и самих себе и о наших учителях, то мы на верном пути к предотвращению споров в церкви.
Гордые люди порой игнорируют или презирают тех, кого считают ниже себя. Поэтому ап. Павел пишет: Рим.12.16 «Будьте единомысленны между собой; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе». Т.е. старайтесь, насколько это возможно с вашей стороны, достигать согласия и взаимопонимания. Старайтесь быть мирны, избегайте стычек, противоречий друг с другом. Сохраняйте единство духа в союзе мира. Помните, что без смирения не может быть истинной любви. И надо помнить, что мы никогда не найдем в своем сердце снисходительности к другим людям, пока в нем живет самодовольство.
Боже наш, просим, помоги нам жить в соответствии с Твоими наставлениями, изложенными в Библии. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы сознаем свою нужду в прощении грехов. Мы также понимаем, что только Иисус Христос, благодаря Своей жертве на Кресте, может спасти нас. Мы возлагаем свою надежду на Него. Мы бл-м Тебя, Господь Иисус, за смерть на Кресте ради нашего спасения, за покрытие наших грехов, за свободу от грехов и вечную жизнь. Бл-м, что теперь мы имеем общение с Тобой. Просим, Господь, прости нас и стань нашим Спасителем, Господом нашей жизни. Помоги нам следовать за Тобой. Помоги нам с открытым сердцем обращаться к людям и рассказывать им о том, что Ты сделал для них. Господь, Ты изумляешь нас Своими дарами. Мы хотим отдать Тебе наше сердце, лучшее, что имеем. Просим, покажи нам, что Ты ожидаешь от нас. Научи нас любить Тебя так, чтобы прославить явленную нам любовь. Аминь.