ПРОПОВЕДИ
Человеку требуется мудрость.
3Цар.3.9 «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы … различать, что добро и что зло».
Двухлетний мальчик потерялся. Но всего через три минуты после того, как его мама позвонила в службу спасения, сотрудник службы нашел мальчика. Он был в двух кварталах от дома, на ярмарке. Утром мама пообещала, что он пойдет туда с дедушкой. Но мальчик не стал дожидаться деда, сел на свой детский трактор с электродвигателем и доехал до ярмарки. Когда мальчика доставили домой, папа благоразумно вытащил из трактора аккумулятор. Мальчик был достаточно умен, чтобы добраться, куда ему хотелось. Однако двухлетним малышам не хватает важного качества – мудрости. Впрочем, у нас, взрослых, с этим тоже бывают проблемы. Соломон, которого поставил царем себе на смену его отец Давид, признавался, что чувствует себя ребенком. Бог явился Соломону во сне и сказал: ст.5 «Проси, что дать тебе». Он ответил: 3Цар.3.7-9 «Я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа… Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло». Тогда Бог дал Соломону «обширный ум, как песок на берегу моря» (3Цар.4.29). А где нам получить мудрость? Соломон говорил, что «начало мудрости – страх Господень» (Пр.9.10) или благоговение перед Богом. Поэтому можно начать с того, что попросить Бога открыть нам Себя и дать мудрость, превосходящую нашу собственную.
В Библии можно найти много рекомендаций, как можно стать мудрым. Самая главная из них: Прит.9.10 «Начало мудрости – страх Господень, и познание святого – разум». Люди должны знать, в чем заключается истинная мудрость. Сердцем человека должен двигать страх Божий, который есть начало мудрости. Это есть благоговение перед Его величием и страх перед Его гневом. Они являются первым шагом к истинной мудрости, откуда начинаются остальные ступени. Дитя Божье должен бояться обидеть своего Небесного Отца; иметь желание угождать Ему и радоваться в Нем. В начале этот страх может иметь мучение, но любовь постепенно изгонит из него мучение. Голова человека должна быть наполнена знанием о Боге. Имеются в виду истины, касающиеся служения Богу и нашего личного освящения. Подразумевается, что разумом являются духовные знания, которыми обладают верующие. Это наилучший и самый полезный разум. Как наиболее приемлемый способ прославления Бога автор притчи рекомендует страх Божий, сознательное послушание Его заповедям. Пересмотрите, что Он явил о Себе в Своем Слове и в Своих делах, и вы скажете, что Бог велик и Его надо бояться. Т.к. Его имя свято, перед Ним надо благоговеть, думать и упоминать Его с трепетом. Всё то, что свято, заслуживает почтения. У нас есть повод славить Бога за то, что всё в творении так хорошо продумано. И наше благоговение перед Ним, как и послушание, являются нашим благом и нашим долгом. Бояться Бога разумно не только на том основании, что Его имя страшно и Его природа святая. Это мудро: это направляет нас говорить и действовать как должно. Но человек никогда не станет мудрым, пока не начнет бояться Бога. Это главная, основная мудрость, самая превосходная. Там, где мудрость руководит сердцем человека, будет присутствовать постоянное сознательное беспокойство, чтобы исполнились Его заповеди.
В псалме106 автор описывает многообразие событий, постигших народы и семьи, в которых Его народ должен видеть руку Божью. И с радостью признавать Его милость. Если мы находимся в подобных ситуациях, то можем обрести утешение. В Библии написано: Пс.106.43 «Кто мудр, тот заметит это и уразумеет милость Господню». Под «милостью Господней» понимаем здесь различные проявления божественного провидения. Если мы будем уверены в Его милости, то это будет полезно для нас. Кто замечает милости Божьи, тому Он вскоре пошлет еще более замечательную милость. Наблюдать за делами Господа мудро, совет Его поистине чуден. Он дал нам глаза, чтобы видеть и неразумно закрывать их, когда вокруг столько непостижимого. Вместе с тем, наблюдения наши должны быть мудрыми, чтобы своими выводами о путях Божьих не ввести самих себя и других в заблуждение. Милость Господня видна во всем. И если мы будем искать ее с мудрым сердцем, то поймем ее гораздо лучше. Понимание милости Божьей – полезное и приятное приобретение. Благоразумные наблюдения за проявлениями воли божественной несут положительный вклад для завершения формирования доброго христианина.
В Книге притчей находим предостережение, какими будут последствия выбора или отказа от предложения жить мудро. Последствия нашего поведения, добрые или худые, возвращаются к нам. Прит.9.12 «Если ты мудр, то мудр для себя». Благодаря этому ты получишь выгоду, а не Бог. Бог не получает никакой пользы от того, что мы делаем. И ничто не может нанести Ему какой-то урон. Кто мудр для своей души, тот мудр для себя; лишь тот человек содействует своему благу, кто является истинно религиозным. Это качество положительно представляет нас Богу, и исцеляет от глупости и вырождения. Это вовлекает нас в то дело, которое является самым выгодным в этом мире. Дает право на владение тем, что намного превосходит всё земное. Позор и бесчестие тем, кто пренебрег мудростью. Это приведет человека к собственной погибели, его кровь будет на его голове. Если он не принял это предложение, он выбрал смерть.
В Библии читаем, что кто хочет стать хорошим человеком, тот должен держаться хорошего общества. Прит.13.20 «Обращающийся с мудрыми будет мудр; а кто дружит с глупыми, развратится». Если он будет держаться хорошего общества, это свидетельствует о том, что он мудрый и будет благочестивым. Это общество будет средством, делающим его хорошим. Оно покажет ему путь, оживит и ободрит его на нем. Кто хочет быть мудрым, тот должен выбирать мудрых для личного общения. Он должен спрашивать и принимать от них наставления, с ними поддерживать благочестивый и полезный разговор. Порой человек хочет влиять на своих товарищей, многие из нас находятся под чьим-то влиянием. Общение с мудрыми людьми, жизнь под влиянием их наставлений и жизненного примера, делает нас мудрым. Люди ответственны за то, каких друзей выбирают себе. Но мы должны искать мудрости Божьей, принять решение общаться с мудрыми людьми. Кто дружит с глупцом, будет таким как он и погибнет. Новообращенным апостолы и евангелисты первым делом советовали спасаться от рода этого развращенного.
Жена может быть как благословением, так и проклятием для своей семьи, дома. Благодаря своей мудрости она сумеет исправить многие недостатки. И, напротив, своей глупостью она может свести на нет всё благополучие семьи. Благочестивая женщина – душа своего дома. Прит.14.1 «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». Она наставляет детей своим примером не меньше, чем словами. Она воспитает их для Бога и вечности. Далее взглянем на глупую женщину, на ее леность, расточительность, любовь к удовольствиям. Она не предусмотрительна, не умеет заботиться о семье. Она позволяет своим детям делать то, что им заблагорассудится, она пренебрегает их душой и лишает их истинного счастья. Ее дом постепенно рушится. И виноваты в этом не враги, она сама виновата своими действиями, а вернее, своим бездействием. Она приносит вред своей семье. Происхождение, богатство, мирской успех жены – ничто не сравнимо с ее благочестивой мудростью.
Глава 27 Книги притчей увещает даже детей быть мудрыми и благочестивыми, чтобы они могли быть утешением для своих родителей и порадовать их сердце. Прит.27.11 «Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня». Дети должны быть утешением для родителей своих, чтобы порадовать их сердце. Прит.23.15 «Сын мой! Если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце». Так дети воздадут родителям за их заботу, будут их хорошей репутацией: «и я буду иметь, что отвечать злословящему меня» за чрезмерную строгость и суровость в воспитании своих детей. А также за методы воспитания, которые имели дети. Будь мудр, и тогда в результате окажется, что ты пошел мудрым, нужным путем, воспитывая своих детей. Тот, кто был благословлен религиозным воспитанием, должен всегда вести себя так, чтобы вызывать уважение к своему воспитанию.
В Послании Иакова автор осуждает грехи, возникающие от желания показать себя более мудрым, чем другие. И наделенными большими познаниями, чем они. В стихах гл.3.13-18 апостол показывает разницу между притязаниями людей на мудрость и их действительным состоянием. Апостол дает описание истинной мудрости, ее отличительных признаков и плодов. Иак.3.13 «Мудр ли и разумен кто из вас? Докажи это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью». Истинно мудрый человек чаще всего является и знающим. Он не будет претендовать на мудрость, не имея хорошего запаса знаний. И не будет гордиться своими знаниями, если у него не хватает мудрости правильно их использовать. Мудрость сочетает в себе то и другое. Если в ком сочетается это, то обнаружится в следующем: 1) В добром поведении. Если мы мудрее других людей, то должны доказать это своим разумным поведением, а не грубостью или тщеславием. Признаками мудрости являются поучительные, целительные дела, творение добра, а не кажущиеся значительными слова. Но слова, не приносящие вред и не служащие поводом к злу либо для самого говорящего, либо для других. Под «поведением» здесь подразумеваются как слова, так и практическая жизнь человека. Поэтому сказано: «Докажи это на самом деле добрым поведением». Истинная мудрость заключается не столько в хороших умствованиях, сколько в хороших и полезных делах. Кто хорошо думает или хорошо говорит, но не живет и не поступает хорошо, тот, с точки зрения Библии, не может считаться мудрым. 2) Истинная мудрость узнается по кротости духа и нрава. Мудрость проявляется в том, чтобы благоразумно обуздывать свой гнев и терпеливо сносить гнев другого человека. Как мудрость обнаруживается в кротости, так кротость – в мудрости. Ничто так не вредит правильному, здравому мышлению и восприятию, как гнев. Когда мы спокойны и кротки, мы лучше всего способны выслушивать доводы других, так и говорить.
В Книге притчей мы находим ценное наставление относительно мудрости: Пр.3.7 «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа, и удаляйся от зла». Человек, считающий себя мудрецом в глазах своих, это тот, кто полагается на свой разум. Подобная мудрость – скорее глупость и самообман. Даже человек, не считающий себя христианином (Сенека), посмел заявить: «Полагаю, многие бы достигли мудрости, не думай они, что уже ее достигли». Отбросьте такую мудрость и обретите подлинную. Страх перед Богом и боязнь согрешить взаимосвязаны. Мы должны жить со смиренным и покорным подчинением Богу и Его руководству. Нет большего врага для силы религии и страха Божьего в сердце, чем тщеславие собственной мудрости. Мы должны жить в покорном подчинении Богу: «бойся Бога и удаляйся от зла». Остерегайся делать то, что обидит Его и лишит тебя Его опеки. Бояться Бога означает удаляться от зла, это и есть истинная премудрость. Кто имеет ее, тот человек является воистину мудрым.
Пс.89.12 «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое». Научи нас, Господи, так относиться ко времени, чтобы мы оплакивали прошлое, потраченное на угождение плоти, прилежно использовали настоящее, которое есть время благоприятное и день спасения. А также не откладывали ни одного важного дела (такого как молитва) на будущее. Понимая, что оно может для нас не наступить. Чтобы сосчитать верно свои дни, лучшие люди нуждаются в наставлении Самого Бога. «Чтобы нам приобрести сердце мудрое» - размышляя над быстротечностью жизни, человек начинает больше задумываться над вечностью, чаще всего он смиряется духом. Перед лицом вечности он предает себя в руки премудрого Бога. Это возможно лишь тогда, когда Сам Господь учит человека через Слово. Только Бог один может умудрить человека в спасение.
Боже! Дай нам понять, что даже самые суровые испытания не сломают человека, укорененного в Боге. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! В Библии сказано, что мудрость подобна вкусу меда на языке. Просим, помоги нам искать и найти ее, т.к. она дороже серебра и золота. Ибо благословение приходит от искания мудрости и жизни по ней. Утверди наше стремление жить согласно мудрости, исходящей от Тебя. Помоги нам поступать так, как угодно Тебе, и получать благословения от жизни, прожитой с мудростью. Просим, открой нам Себя и дай нам мудрость, превосходящую нашу собственную. Нам всегда нужна мудрость. Мы хотим следовать Твоими путями, покажи нам их. Иисус Христос – источник вечных сил, Он – радость и жизнь наша. Когда бы нас Он не хранил, без Него мы бы не устояли. Нам с Ним не нужно ничего, с Ним мы горя не боимся. Помоги нам жить верой в Господа Иисуса и стремиться к вечной родине. Когда мы взываем к Тебе в заботах и скорби, в нуждах и борьбе, даруй нам терпения, чтобы верить и ждать, пока ниспошлешь с небес Ты благодать. Аминь.