ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 26 Мф.
26.1 «Когда Иисус окончил все слова эти, то сказал ученикам Своим». В стихах 1-5 Христос предупредил Своих учеников о предстоящих Ему страданиях. Он готовил Себя и Своих последователей к тому, чтобы принять на Себя это зло. Время, когда Он поднял эту тревогу: «Когда Иисус окончил все слова сии». Он сделал это после того, как сказал слова, предшествующие началу этой главы. До этого Он призвал учеников к тому, чтобы они готовились к трудным временам.
26.2 «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын человеческий предан будет на распятие». В прошлом Он уже предупреждал их о Своих страданиях. Теперь Он говорит о них, как о приблизившихся к Нему вплотную: «через два дня Пасха». «Сын Человеческий предан будет на распятие». Этим Он хочет сказать, что это событие было совершенно неизбежно.
26.3 «Тогда собирались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы». Много совещаний было проведено с целью выработать план физического уничтожения Христа. Но этот заговор был самым сильным из всех, ибо в нем участвовали все важные персоны иудейского народа. Участвовали первосвященники, решавшие духовные дела; старейшины, разбиравшие гражданские вопросы, и книжники, направлявшие и тех и других как законоучители. Из них состоял синедрион, или верховный совет, управлявший жизнью нации. Двор первосвященника Каиафы стал центром их объединения
26.4 «И положили в совете взять Иисуса хитростью и убить». Ничто меньшее, чем Кровь Христа, не могло удовлетворить их. И всё это потому, что по Божьему плану должна была пролиться Кровь Спасителя.
26.5 «Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущение в народе». Обратим внимание на то, почему не в праздник. «Чтобы не сделалось возмущение в народе». Они знали, что Христос имеет большую популярность в народе. И если бы они решили силой взять Христа, Которого многие почитали за пророка, то возникла бы опасность спровоцировать этим восстание против них. Они были в страхе, но они беспокоились только о собственной безопасности, и никак не о чести Божьей.
26.6 «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, (26.7), приступила к Нему женщина с алебастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову». Отрывок, состоящий из стихов 6-13, описывает, во-первых, милосердие, проявленное одной доброй женщиной к Христу. Вероятно, Симон прокаженный был одним из тех, кого Господь очистил от болезни проказы. И теперь, в знак благодарности, он пригласил Его с учениками в свой дом. Несмотря на то, что он очистился от проказы (иначе ему нельзя было контачить с другими людьми), его по-прежнему именовали Симоном прокаженным. Женщиной, помазавшей Христа, как полагают, была Мария, сестра Марфы и Лазаря. В то время возлить кому-либо миро на голову считалось проявлением высочайшего уважения. Ибо распространяемый этой мастью аромат был приятным, а само миро освежало голову. Этот поступок женщины можно рассматривать, как акт веры и как проявление любви и уважения к Нему.
26.8 «Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: «К чему такая трата?»». Некоторых учеников охватило чувство возмущения, увидев, что это миро, которое, по их мнению, заслуживало лучшего применения, было потрачено таким образом. Из описания этого события в Евангелии от Иоанна следует, что их завел Иуда Искариот. Ее доброту и любовь они истолковали как расточительство. Это верно, что можно перестараться и в добром деле. Однако это должно научить нас самим проявлять осторожность, чтобы не впадать в крайности, а не судить строго о поступках других. То, что мы склонны приписывать недостатку благоразумия, Бог принимает как проявление любви.
26.9 «Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим». Нет ничего нового в том, когда под благовидными предлогами укрываются дурные наклонности. Порой люди отказываются от дел благочестия, прикрываясь делами милосердия.
26.10 «Но Иисус, уразумев это, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня». 26.11 «Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете». Здесь мы видим упрек, сделанный Христом Своим ученикам за их выпад против этой женщины. Он встал на сторону имеющей благие намерения женщины. Причина, которую Он выдвигает: «ибо нищих всегда …». В жизни часто возникают те или иные возможности творить добро, требующие того, чтобы мы ими воспользовались. Те, у кого есть доброе сердце, никогда не будут жаловаться на недостаток возможностей. Мы должны замечать в этом мире тех, кто ожидает от нас оказания помощи. «Меня не всегда имеете», пользуйтесь возможностью, пока Я с вами. Мы должны делать добро всем, но «наипаче своим по вере».
26.12 «Возлив миро это на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению». Христос высказывает похвалу в адрес этой доброй женщины за проявленное ей милосердие. Он называет это «добрым делом» (ст.10). И говорит, что это дело заключало в себе таинственный смысл. Некоторые полагают, что именно это она имела в виду. И что эта женщина уразумела часто повторявшиеся предсказания Христа о предстоящих Ему страданиях и смерти. Он всегда воспринимает в наилучшем свете благие слова и поступки Своего народа, но при этом сохраняет истину. Его слова можно понимать так: «По обычаю нашей страны много мира возливается на мертвое тело. Вам не следует считать это тратой, т.к. Мое Тело скоро станет мертвым. Ее милосердие оказалось очень своевременным».
26.13 «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие это в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала». Этот акт веры и любви был настолько замечательным, что проповедники Христа и летописцы Его страданий не могли оставить без внимания это событие. И не свидетельствовать и не хранить память о нем.
26.14 «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам». Что могло быть более подлым, чем то соглашение, которое Иуда заключил с первосвященниками, чтобы предать Христа. Он был одним из двенадцати – это факт, усугубляющий его злодеяние. Эти двенадцать были избранными апостолами Христа, пользовавшимися привилегией Его особого благоволения. У них имелись все основания любить Его и быть преданными Ему. И, тем не менее, один из них предал Его. В нем пребывал дьявол.
26.15 «и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников». Первосвященники не посылали за Иудой. Они не могли и подумать, что один из ближайших Его учеников окажется изменником. Иуда пообещал: «я вам предам Его». Я беру на себя ответственность привести вас к Нему в такое удобное время и место, чтобы вы имели возможность схватить Его без шума и без опасности мятежа. Это было то, чего они так боялись, составляя заговор против Христа (ст.4,5). Они не осмеливались брать Его при народе, и не знали, где Его найти в уединении. Эта трудность казалась неразрешимой до тех пор, пока не пришел Иуда и не предложил им свои услуги. Он не предложил им себя в качестве свидетеля против Христа. Это является доказательством Его невиновности. Его собственный ученик, который так хорошо знал Его учение и образ жизни, не мог обвинить Его ни в каком преступлении. «Что вы дадите мне?» Он надеялся получить за свое предательство деньги. Сделка, заключенная первосвященниками с Иудой: «они предложили ему тридцать серебренников». Как видно, Иуда был готов получить от них то, что они были готовы дать ему. Вспомним пророчество из Ветхого Завета: Зах.11.13 «И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать серебренников и бросил их в дом Господень для горшечника».
26.16 «И с того времени он искал удобного случая предать Его». Голова Иуды была занята мыслями о том, как бы получше осуществить свой замысел. После того, как он заключил эту сделку, он еще имел время покаяться и аннулировать ее. Но дьявол внушает ему, что он должен сдержать свое слово.
26.17 «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?» В ст.17-25 содержится описание того, как Христос совершил последнюю Пасху. Он подчинился постановлениям Закона и среди прочих и постановлению о праздновании Пасхи. Она совершалась в память об освобождении Израиля из египетского рабства. Христос умер на следующий день после Пасхи – день, ставший началом исхода. Время, когда Он ел пасху, было определено Богом и соблюдалось иудеями: «в первый же день опресночный», который в тот год выпал на пятый день недели, каковым является наш четверг. Место для вкушения пасхи было выбрано Самим Иисусом. Они были уверены в том, что их Учитель будет есть пасху, несмотря на то, что в это время Его жизнь была в опасности.
26.18 «Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит: время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими». Ученики не хотели выбирать место без Его указания. Он послал их к человеку, который, вероятно, был Его последователем. И приглашал Его вместе с учениками в свой дом. «Время Мое близко» – Он имеет в виду время Своей смерти. Это время и этот час были определены Божьим советом. «Скажите ему: … у тебя совершу пасху». Он проявляет Свою власть как Учитель, которого этот человек признал. Он не попросил, а повелел использовать его дом для этой цели. Он рассчитывает на то, что всюду, где Его принимают, будут принимать и Его учеников.
26.19 «Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху». Они закололи агнца во дворе храма, испекли его, приготовили горькие травы. Они накрыли стол скатертью, разложили на нем хлеб и вино и всё приготовили так, как полагалось для этого праздника.
26.20 «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками». Они ели пасху (агнца) в соответствии с установлениями Закона. Он возлег, приняв обычную в таких случаях позу за столом. Не лежа на одном боку, ибо в такой позе трудно вкушать и невозможно пить, а сидя прямо. Он возлег с двенадцатью учениками, не исключая и Иуды. По Закону они обязаны были брать по агнцу на семейство, которое должно было состоять не менее чем из десяти и не более чем из двадцати членов. Ученики Христа были Его семьей.
26.21 «И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Обычной темой на Пасху была история исхода Израиля из Египта. Но уже очень скоро должна была совершиться великая Пасха, и беседа об этом событии вытеснила все прочие темы. Христос предупреждает учеников о предательстве, которое должно было иметь место среди них: «один из вас предаст Меня». Он заранее знал обо всем, что должно было случиться с Ним. Это доказывает Его всеведение и еще более возвеличивает Его подвиг. Он теперь говорит, что кто предаст Его.
26.22 «Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» Известие о том, что их Учитель будет предан, сильно встревожило их. Слух о том, что вскоре это произойдет с Ним, вызвал большие переживания в учениках. Их особенно опечалило то, что, как они услышали, это сделает один из них. Более же всего их обеспокоило то, что они не знали, кто именно из них окажется предателем, и каждый из них переживал за себя. «И начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?» Они не были склонны подозревать Иуду Искариота. Хотя он был вор (Ин.), тем не менее, ему, настолько хорошо удавалось внушать доверие, что никто из знавших его не считал его таковым. Каждый из них был склонен подозревать себя самого: «Не я ли, Господи?» Несмотря на то, что они не знали за собой наклонности к предательству, всё же они боялись самого худшего. И спрашивали Христа, Того, Кто знает нас лучше нас самих. Мы не знаем ни того, насколько сильному искушению мы можем подвергнуться, ни того, до какой степени Бог может предоставить нас самим себе. И поэтому у нас есть все основания для того, чтобы бояться.
26.23 «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня». Христос доводит до сведения то, что предателем является человек, приближенный к Иисусу: «опустивший со Мною руку в блюдо». Т.е. один из вас, находящийся сейчас со Мною за столом. Он указывает на это с целью сделать предательство еще более греховным.
26.24 «Впрочем, Сын Человеческий идет, как написано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается; лучше было бы этому человеку не родиться». Это случится во исполнение пророчеств Священного Писания. Об этом так сказано в псалме 40.10 «Даже человек, мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту». Чем больше мы видим исполнение Писания в наших скорбях, тем легче мы способны переносить их. Это предательство очень дорого обойдется самому предателю: «но горе тому …предается». Он сказал эти слова не только для того, чтобы пробудить совесть Иуды и привести его к покаянию и отмене этого поступка. Но и для того, чтобы предупредить остальных учеников не повторить греха Иуды. Хотя грехи людей и могут содействовать исполнению Божьих намерений, тем не менее, это обстоятельство нисколько не облегчает печального положения грешника: «лучше было бы этому человеку не родиться».
26.25 «При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». Иуда спросил: «не я ли, Равви?», не желая навести подозрение на себя своим молчанием. Он хотел сделать вид, что не причастен к заговору. Он не мог не знать того, что Христос всё знал. И, тем не менее, полагаясь на Его учтивость (ведь Он до сих пор не выдал его), имел наглость задать этот вопрос. Эти слова не звучат так же прямолинейно, как слова пророка Нафана царю Давиду: «Ты тот человек». Однако сказанного было вполне достаточно для того, чтобы привести его к осознанию своего греха.
26.26 «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, едите: сие есть Тело Мое». В стихах 26-30 описано учреждение вечери Господней. Время, когда она была совершена – в самом конце пасхальной трапезы. Этот обряд является для нас пасхальной трапезой, совершаемой в память о более великом освобождении – освобождении людей Христом от власти сатаны, от власти и вины греха. В ней хлеб символизирует и представляет Тело Христа. Он еще прежде говорил: «Я есмь хлеб жизни» (Ин.6. 35). Как жизнь тела поддерживается хлебом, который поэтому предлагается для всякого телесного подкрепления, так и жизнь души поддерживается посредничеством Христа. Он «взял хлеб», тот хлеб, который ели. Хлеб, лежавший на столе, бывший под рукой, пригодный для этой цели. Это был, вероятно, пресный хлеб. Однако поскольку эта деталь не уточняется, мы не привязываемся к этому, как некоторые греческие церкви. Он благословил его, т.е. освятил его для назначенной ему цели посредством молитвы и благодарения. Господь Иисус мог властно изрекать это благословение, а мы имеем дерзновение просить этого же самого благословения во имя Его. Он преломил его, что указывает на то, что: 1) Тело Христа преломляется за нас, чтобы принести нам пользу. Он был мучим за беззакония наши (Ис.28.28). 2) Тело Христа преломляется для нас, подобно тому, как отцом семейства преломляется хлеб для детей. Он раздал его ученикам, как Глава семьи и как Распорядитель этого ужина. Притом только те будут иметь от него пользу, кто на самом деле является Его учеником. Он сказал: «примите, едите». Примите Его искупление, одобрите его, согласитесь с ним, согласитесь на те условия, на которых вам предложены его преимущества, покоритесь его благодати и единоначалию. Уверование во Христа выражается у ап. Иоанна словами «принять Христа» (Ин.1.12). Принятие Христа верой делает Его смерть действенной для нашей души. «Сие есть Тело Мое» в духовном и священном смысле. Этот хлеб символизирует и представляет Мое Тело. Он употребляет здесь сакраментальный язык, подобно тому, как он был употреблен в Исх12.11 «… это Пасха Господня».
26.27 «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все». Вино символизирует Кровь Христа. Предлагается не только хлеб, который дает силу, но и вино, которое веселит сердце. Он взял чашу и сделал ее священной чашей, чем совершенно изменил ее внутреннее свойство. Ее назначение было отражено в самом названии – чаша благословения (так называли ее иудеи). И потому ап. Павел проводил последовательное различие между той чашей благословения, которую мы благословляем, и той чашей благословения, которую благословляют они (иудеи). Он возблагодарил, уча нас тем самым обращать взор к Богу не только в каждом случае совершения этого обряда, но и в каждой части этого обряда. Он дал чашу ученикам с повелением: «пейте из нее все». Таким образом Он приглашает Своих гостей к Своему столу, обязывая всех их пить из Своей чаши. Почему Он так нарочито повелевает пить из нее всем? Конечно, потому, что Он предвидел, что в последующие века этот обряд будет расчленен на части строгим запретом подносить чашу мирянам – вопреки этому повелению.
26.28 «Ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Христос дал эту чашу ученикам с пояснением «Ибо сие есть кровь Моя нового завета». Поэтому пейте ее с наслаждением, ведь в ней – такой целебный напиток. До сих пор Кровь Христа представлялась кровью жертвенных животных, т.е. реальной кровью. Но после того как она на самом деле была пролита, Кровь Христа стала представляться символической кровью. Так названо вино в ветхозаветном пророчестве о Христе: Быт.49.10-11 «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей. Моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое». Теперь обратим внимание на то, что говорит Христос о Своей Крови, представленной в этом таинстве. «Сие есть кровь Моя нового завета». Ветхий Завет был утвержден кровью тельцов и козлов. А Новый Завет утвержден Кровью Христа: «сие есть кровь Моя нового завета». И сам Завет, который Богу угодно было заключить с нами, и все связанные с ним блага и привилегии основаны на заслугах отдавшего Свою жизнь Христа. «За многих изливаемая во оставление грехов». Она излилась на Кресте только на следующий день, однако сейчас она как бы уже готова была излиться. Христос уже готов был стать жертвой. Ветхозаветная кровь изливалась за немногих, а Иисус Христос является жертвой умилостивления за грехи всего мира (1Ин.2.2). Она изливается в оставление грехов, т.е. чтобы приобрести нам прощение грехов. Новый Завет, основанный и утвержденный Кровью Христа, является манифестом о прощении, актом об освобождении от наказания, назначение которого – примирить человека с Богом.
26.29 «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего». Хорошо было им на этом празднике. Но он не мог длиться вечно. Он прощается с общением: «отныне не буду пить …», т.е. «Я уже не в мире». Учеников Он уверяет в том, что они снова разделят с Ним общение, они расстаются не навечно.
26.30 «И, воспевши, пошли на гору Елеонскую». Неизвестно, воспели они гимн или псалом, были ли это те самые псалмы, которые иудеи пели обыкновенно при завершении пасхальной трапезы (Пс.112 и следующие пять, называемые великой хвалой). Закончив пение, они пошли на гору Елеонскую. Он не пожелал остаться в доме, чтобы не быть схваченным в нем и таким образом не навести беды на хозяина этого дома. Не пожелал Он остаться и в городе, чтобы Его арест в нем не послужил поводом для народных волнений.
26.31 «Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: «поражу пастыря и рассеются овцы стада»». Стихи 31-35 содержат предсказание об испытании, которое предстояло как Ему, так и Его ученикам. Все они соблазнятся о Христе в эту ночь. Т.е. страдания так сильно испугают всех их, что у них не окажется мужества остаться верными Ему. Они все позорно оставят Его. «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь», т.е. из-за того, что произойдет со Мной этой ночью. Даже те, чье сердце право перед Богом, могут иногда поддаваться соблазнам. Существуют такие искушения и соблазны, которые оказывают влияние на учеников Христа: «все вы соблазнитесь». Хотя предателем окажется только один из них (Иуда Искариот), тем не менее, все они будут дезертирами. Нам необходимо быть готовыми к неожиданным испытаниям, которые за короткое время могут набирать большую силу. Последовавшее за арестом Христа бегство учеников есть рассеяние овец.
26.32 «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее». Он открывает им утешительную перспективу того, что они вновь соберутся вместе. Перефразируем слова Господа Иисуса: «Хотя вы и оставите Меня, Я всё же не оставлю вас. Хотя вы и совершите падение, Я всё же позабочусь о том, чтобы вы не пали окончательно. Мы опять соберемся в Галилее, и Я пойду впереди вас, как пастырь идет впереди овец».
26.33 «Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Мы видим самонадеянность ап. Петра, которая проявилась в его излишней уверенности в том, что он останется верным, что бы ни случилось. Он вообразил, как будто он лучше всех остальных вооружен против искушения.
26.34 «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Он дал Петру предупреждение. Но Петр воображал, что в час искушения поведет себя лучше всех остальных. А Христос сказал ему, что он поведет себя хуже. Это предупреждение предваряет торжественное заявление Господа: «истинно говорю тебе, поверь мне, ибо я знаю тебя лучше, нежели ты сам себя знаешь. Христос говорит ему, что он отречется от Него. Далее видим, что же случится в эту ночь. Как не знаем мы того, насколько близко к нам испытание, так не знаем мы и того, насколько близки мы к падению. Когда Бог предоставляет нас самим себе, мы всегда оказываемся в опасности. «Трижды отречешься от Меня». Он думал, что не сделает этого однажды, а Христос говорит ему, что он снова и снова будет отрекаться от Него.
26.35 «Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало бы мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики». Мы видим повторные заверения ап. Петра в своей верности Христу. Он допускал, что искушение будет сильным, когда сказал: «хотя бы надлежало бы мне умереть с Тобою». Он знал, что ему следует делать – скорее умереть с Христом, нежели отречься от Него. И Петр думал, что он сможет это сделать. Однако на деле оказалось, что он Ему изменил. Легко рассуждать о смерти без страха и тревоги, пока она далека от нас. «Я скорее умру, чем это сделаю». Однако сказанное не так-то легко осуществить на практике, когда смерть вступает с нами в поединок. «Подобное говорили и все ученики». Добродетельные люди склонны переоценивать свои силы. Мы думаем о себе, что мы готовы бороться с сильнейшими искушениями, переносить величайшие несчастья за Христа. А всё это только потому, что мы не знаем самих себя. Менее всего защищен тот человек, кто более всего уверен в собственной безопасности. Сатана активнее всего обольщает именно таковых. Они уже не бодрствуют. И Бог предоставляет их самим себе, чтобы смирить их.
26.36 «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там». Стихи 36-46 описывают борение Христа в Гефсиманском саду. Он Сам вступил в это борение, прежде чем враги успели Его побеспокоить. Чтобы показать тем самым, что Он был Жертвой добровольной, что Его жизнь не отнята у Него силой, но что Он Сам отдал ее. Название сада «Гефсимания» означает «мельница для олив», т.е. давильный пресс для олив. Господь Иисус взял с Собой в сад всех Своих учеников, за исключением Иуды Искариота, который уже пошел предать Его.
26.37 «И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать». В уголок сада, в котором Ему надлежало претерпеть мучительную борьбу, Он взял с Собой только Петра, Иакова и Иоанна. Он взял с Собой этих троих потому, что они были свидетелями Его славы, открывшейся в момент Его преображения. Лучше всего приготовлены страдать с Христом те, кто верой созерцал Его славу. Христос отправился молиться один, хотя незадолго до этого Он молился вместе с учениками (Ин.17.1). Наши молитвы, совершаемые в кругу семьи, не освобождают нас от обязанности творить наши тайные молитвы. «Начал скорбеть и тосковать». Лука называет это состояние борением (Лк.22.44). Он испытывал не какую-то телесную боль или мучение, ибо ничто извне не причинило Ему такой боли. Но это были внутренние терзания. Ныне исполнились многие отрывки Библии «Я пролился, как вода … сердце мое сделалось как воск, растаяло …» (Пс.21). Что привело Его к такому борению? Это был вовсе не приступ отчаяния или недоверия Своему Отцу. Тем более не конфликт или борьба с Ним. Т.к. Отец возлюбил Его за то, что Он полагал душу Свою за овец (падших людей), то и Он всецело покорился в этом воле Отца Своего. Но Он вступил в схватку с властями тьмы, на что указывают сказанные Им слова: «но теперь – ваше время и власть тьмы» (Лк.22.53). Ему надлежало выиграть сражение. Христа, совершающего наше спасение, пророк Исаия описывает как героя, одерживающего победу в сражении (Ис.59.16-18). Он покорился, смирился и согласился исполнить то, что Ему было поручено. Страдания, в которые Он теперь входил, были страданиями за наши грехи. Над крестом мучеников провозглашается благословение, делающее их способными с радостью переносить эти страдания. А над крестом Христа тяготело Божье проклятие, заставлявшее Его скорбеть и тосковать в страданиях.
26.38 «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Он извещает учеников о Своем состоянии: «душа Моя скорбит смертельно». Это доказывает, что у Христа была настоящая человеческая душа, ибо Он страдал не только телом, но и душой. Мы согрешили и против нашего собственного тела, и против нашей души. И поэтому Христос страдал душой так же, как и телом. То была крайняя, наивысшая степень страдания – смертельная скорбь, убивающая скорбь. Такая скорбь, какую простой человек не мог бы перенести и остаться в живых. Теперь Он только начал скорбеть и не перестал до тех пор, пока, наконец, не воскликнул: «Совершилось». Он обращается к сопровождающим Его с просьбой: «побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Он на самом деле нуждался в помощи. Он таким образом желал научить нас видеть преимущество общения святых. Когда мы находимся в борении, хорошо получать помощь от наших по вере.
26.39 «И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, а как Ты». Этот стих показывает нам, что происходило между Ним и Его Отцом. Он отошел немного от них, чтобы исполнилось место в Библии: «Я топтал точило один». Скорбящая душа находит наибольшее утешение тогда, когда оказывается наедине с Богом. Вот благочестивое замечание Кальвина по этому вопросу: «Полезно молиться наедине, ибо тогда верная душа раскрывает себя более естественно и с большей простотой изливает свои мольбы, вздохи, заботы, страхи, надежды и радости у груди Божьей». Этим Своим примером Христос научил нас тому, что личная молитва должна совершаться в тайне. Некоторые считают, что даже ученики, которых Он оставил у входа в сад, невольно услышали Его, ибо сказано (Евр.5.7), что это был сильный вопль. Обратим внимание на молитвенную позу Христа: «пал на лицо Свое». Это положение указывает на состояние борьбы и невыносимой скорби, а также на Его смирение в молитве. Эта поза выражала Его благоговейный страх, с которым Он возносил эти молитвы. И это было в состоянии Его уничижения. В Его молитве можно выделить три момента: 1. Он обращается к Богу Отцу «Отче Мой». Хотя над Ним нависла тяжелая туча, Он, тем не менее, видел сквозь нее Бога как Отца. Во всех наших обращениях к Богу мы должны в Нем видеть нашего Отца. Куда еще идти ребенку, когда что-то печалит его, как к отцу своему. 2. Он просит Бога Отца о следующем благоволении: «Если возможно, да минует Меня чаша сия». Он называет Свои страдания чашей, дно которой скоро можно будет увидеть. Когда нам случится переживать скорби, не будем тогда преувеличивать их. Но, напротив, будем извлекать из них драгоценное. Он просит о том, чтобы эта чаша миновала Его, т.е. о том, чтобы Ему можно было избежать предстоящих страданий. Или, чтобы они были уменьшены. Как Человек, Он не мог не отвращаться от мук и страданий. Поэтому Христос и допустил в Себе и выразил в мольбе нежелание страдать. Оговоркой «если возможно» Он хочет сказать следующее: «Если Бог может быть прославлен, а человек – спасен, и если цель Его миссии может быть достигнута без того, чтобы Ему пить эту горькую чашу». Мы можем делать то, что мы можем делать на законных основаниях. «Впрочем, не как Я хочу, а как Ты». Это всецелая покорность воле Отца и согласие с ней. Хотя Господь Иисус имел ясное сознание того, какие горькие страдания Ему предстоит перенести, тем не менее, Он был готов добровольно принять их ради нашего искупления и спасения. Причина готовности Христа принять на Себя эти страдания заключалась в том, что на то была воля Его Отца. И совершает порученное Ему дело по Его воле. Сообразуясь с Его примером, мы тоже должны пить из той чаши, которую Бог подаст нам в руки, какой бы горькой она ни была.
26.40 «И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» Ученики виновными оказались в том, что в то время, когда Он находился в борении, они мало сочувствовали Ему, не могли бодрствовать. Христос попросил их бодрствовать с Ним, как бы ожидая от них некоторой поддержки в эту трудную для Него минуту. А они всё же уснули. Если людям кажется, что ими пренебрегают, они принимают это близко к сердцу. Но Христос и в борении остается таким же кротким, каким был всегда. И проявляет терпение в отношениях со Своими учениками. Он пришел к ним, как бы ожидая получить от них некоторое утешение. «И говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» Он нежно укорил их, ибо Он, кого любит, тех укоряет. Укор Свой Он адресовал Петру, который обычно говорил от лица всех остальных, пусть же теперь он и выслушивает за всех. Не бодрствовать с вашим Учителем, Который так долго охранял вас во благо вам, значит пренебрегать чувством долга. Немного Он ожидал от них: только бодрствовать с Ним. Однако они не смогли сделать даже самое малое, о чем Он их попросил.
26.41 «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение; дух бодр, плоть же немощна». Господь дал ученикам такой добрый совет. Приближался час искушения. Страдания Христа представляли для Его последователей большое искушение: они могли разувериться и разочароваться в Нем. Могли отречься и оставить Его, порвать с Ним всякие отношения. Поэтому Он призывает их бодрствовать и молиться. Бодрствуйте и молитесь против нынешнего искушения к дремоте и беспечности. Молитесь о том, чтобы могли бодрствовать. Если мы в поклонении Богу дремлем, то нам в таком случае следует молиться так же, как помолился однажды некий христианин: «Господи! Освободи меня от этого духа сонливости. Животвори меня на пути Твоем». Когда мы замечаем, что перестаем бодрствовать, нам необходимо молиться. Христос проявил к ученикам милость, оправдывая их немощи: «дух бодр, дух же немощна».
26.42 «Еще, отойдя и другой раз, молился, говоря: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». Хотя мы и можем молиться Богу о предотвращении страдания и избавлении от него, тем не менее, нашей главной просьбой, которую мы особенно настойчиво должны повторять, должна быть просьба о том, чтобы Бог дал нам силы перенести его. Мы должны более заботиться о том, чтобы наши скорби были освящены, нежели добиваться того, чтобы они были удалены от нас. Господь Иисус молился словами «да будет воля Твоя». Молитва есть приношение Богу, притом не только наших желаний, но и нашей покорности Ему.
26.43 «И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели». Хотя они и продолжали спать дальше, Он уже больше не укорял их. Ибо, хотя мы и огорчаем Его каждый день, Он не бранит нас постоянно. Придя к ним вторично, Он не сказал им ни слова. Казалось бы, вполне достаточно было того, что Он предупредил их о том, чтобы они бодрствовали, но избавиться от духа дремоты трудно. Слова «у них глаза отяжелели» доказывают, что они боролись со сном.
26.44 «И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово». В третий раз Он сказал тот же аргумент. Его последняя молитва имела тот же смысл, что и первые два. У нас имеются основания полагать, что то, что здесь написано как Его слова, были не все, что Он в действительности сказал. Ибо, как следует из стиха 40, Он провел около одного часа в борении и молитве. Но, что бы Он ни говорил еще, смысл этих Его слов был один: сопротивляясь приближающимся страданиям, Он, тем не менее, покорялся воле Божьей. Можно со всей определенностью сказать, что Его молитва не была напрасной. Бог Отец, Кто слышал Его всегда, и теперь не оставил Его без ответа. Чаша не миновала Его, ибо Он отозвал это Свое прошение, и не настаивал на нем. В ответ на Его молитву Бог Отец гарантировал Ему, что Он не потерпит поражения и не падет духом.
26.45 «Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников». Придя к ученикам в третий раз, Он подал им тревожный сигнал о приближающейся опасности. В Его словах слышится ирония: «Теперь спите, если сможете, спите, если отважитесь. Я не побеспокою вас более, если только того не сделает Иуда со своим сборищем». Христос предупредил учеников о скором приближении врагов. Для Него Его страдания не были неожиданными.
26.46 «Встаньте, пойдем. Вот, приблизился предающий Меня». Он пригласил учеников подняться и идти. Он не говорит им: «Встаньте, побежим от опасности». Прежде Он молился, Он страшился, а к этому времени Он уже преодолел Свой страх.
26.47 «И когда еще говорил Он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных». В стихах 47-56 мы видим, как чаша страданий Христа начинает наполняться. Он был предан одним из Своих учеников, другие ученики оставили Его. Всякий раз, читая о Его страданиях в Библии, нам следует напоминать себе, что наши грехи были причиной этих страданий. Христос был «предан за грехи наши» (Рим.4.25). Это событие произошло сразу же после Его борения в саду «когда еще говорил Он «. До сих пор Он переносил лишь внутренние страдания, но теперь происходящее приняло иной оборот. В этом деле участвовал «Иуда, один из двенадцати», возглавивший этот бесславный конвой. Он был вождем тех, которые взяли Господа Иисуса. Без его помощи они не смогли бы найти Его в месте Его уединения в саду. С ним было множество народа, да исполнится Писание: «Господи! Как умножились враги Мои» (Пс.3.2). Это множество состояло частично из отряда войск римской гвардии, остальные же были служителями первосвященников и старейшин. Даже если бы их было в десять раз больше, они всё равно не смогли бы взять Его силой, если бы Он Сам не сдался им. Римский правитель Пилат не отдавал им приказа искать и найти Его, он не завидовал Ему. В этом деле проявили активность люди, претендовавшие на особую религиозность. Они и были Его злейшим врагами. Пилат с укором сказал Ему об этом: Ин.18.35 «Твой народ и первосвященники предали Тебя мне».
26.48 «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его». Иуда Искариот выполнил свою задачу успешно. «Кого я поцелую, Тот и есть». Этот знак должен был помочь в сумерках отличить Христа от Его учеников. Сколько предусмотрительности было проявлено здесь для того, чтобы не упустить Его. В то время как иудеи, часто посещавшие храм, не могли не знать Его в лицо, римские воины, возможно, никогда и не видели Его. И потому этот знак был сделан для них.
26.49 «И тотчас, подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его». Этот факт свидетельствует о теплых отношениях между Учителем и учениками. На востоке есть обычай приветствовать друзей целованием. Поэтому, когда Иуда поцеловал Христа, он сделал то, что все ученики считали обычным. «Радуйся, Равви! И поцеловал Его». Предполагают, что Господь Иисус имел обыкновение дозволять Своим ученикам такую фамильярность в обращении с Ним, которую злодейски употребил Иуда.
26.50 «»Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли, и возложили руки на Иисуса, и взяли Его». Отношение и поведение Христа должны послужить утешением для нашей души. Господь – снисходительный и нежный Спаситель. Он не отгоняет грешников и не сторонится их. Христос называет Иуду «другом». Если бы Он назвал его негодяем и предателем, сыном дьявола, то Он не назвал бы его неправильно. Но Он желал научить нас в минуты сильнейшей провокации сносить колкости и злословие и являть всю кротость. Он называет Иуду другом, потому что тот содействовал выполнению Его миссии. Он спрашивает Иуду: «для чего ты пришел?» Какое зло сделал Я тебе? Неужели не осталось в тебе стыда, чтобы избегать встречи со Мной? Ведь ты мог бы и из укрытия указать, где я нахожусь. Тогда служители и воины арестовали Его. Они не смогли бы взять Его, если бы Он Сам не предал Себя и если бы не было на то совета и плана Божия. Бог Отец Сына Своего помазанного не пощадил, но предал Его за всех нас.
26.51 «И вот, один из тех, кто был с Иисусом, протянув руки, выхватил свой меч и, ударив раба первосвященника, отсек ему ухо». Петр вступился за Христа и был остановлен в своих стараниях. У всех них было с собой всего два меча (Лк.22. 38) и один из них достался Петру. Теперь же он решил, что настало время извлечь его из ножен. Но всё, что ему удалось сделать, было то, что он отсек ухо рабу первосвященника. Он намеревался, наверно, разрубить ему голову. Он прежде говорил о том, что намеревался даже жизнь свою положить за Христа. И теперь хотел сдержать свое слово. Но он действовал, не обладая для этого никакими полномочиями. На самом деле, некоторые из учеников спросили: «не ударить ли нам мечом?» (Лк.22.49). Прежде чем извлечь меч, мы должны показать, кто дал нам эту власть. Ап. Петр безрассудно подверг себя и своих товарищей опасности со стороны разъяренной толпы.
26.52 «Тогда Иисус говорит ему: Возврати свой меч на место, ибо все те, кто возьмет меч, от меча погибнут». Этот стих содержит упрек, высказанный Христом. Он повелел Петру убрать его меч. Христос не укоряет его за соделанное им, потому что Петр сделал это из добрых побуждений. Миссией Христа в этом мире было умиротворить. Закон Христов не запрещает вставать на защиту своих гражданских прав и свобод и на защиту своей религии. Но он обеспечивает сохранение общественного спокойствия и порядка. Также Христос не желает, чтобы Его служители распространяли Его религию силой оружия. Христос указывает Петру на три причины Своего запрета. 1) Извлечение меча грозило опасностью ему самому и его товарищам: «все те, кто возьмет меч, от меча погибнут». Люди сами ускоряют свою собственную погибель, когда идут путем пролития крови в целях самозащиты. Бог призывает нас не мстить за себя, страдать с верой и с терпением, что гонителя будет оплачено той же монетой.
26.53 «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» 2) Христос говорит ап. Петру о второй причине запрета пользоваться мечом. Не было никакой необходимости в том, чтобы он извлек меч в защиту своего Учителя, Который, если бы пожелал, мог бы призвать на защиту Себе воинства небесные. Бог не нуждается в нашей помощи. Это доказывает только наше недоверие Ему. Хотя Христос и был распят в немощи, эта немощь была добровольной. Он уступил перед смертью, но не потому, что не мог, а потому, что не хотел с ней бороться.
26.54 «Как же сбудутся писания, что так должно быть?» 3) Христос указывает ап. Петру и на третью причину Своего запрета пользоваться мечом: не время было сейчас для какой-либо защиты. В Писании (Ис.53.7) сказано, что, «как овца веден» будет Христос «на заклание». Если бы Он позволил Своим ученикам сражаться, то не был бы, как овца, веден без сопротивления. Во всех случаях Слово Божье должно быть конечной инстанцией. Так Христос остановил ап. Петра, когда тот взял на себя роль Его защитника.
26.55 «В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня». Нам сообщается о том, как Христос дискутировал с пришедшими взять Его. Проявление нами христианского терпения в страданиях не противоречит спокойному увещанию наших врагов и преследователей. Слова Христа: «Вышли вы с враждебным настроением, как будто Я разбойник. Вы вышли так, как если бы существовала опасность того, что вам будет оказано сопротивление». Если бы Он был настроен сопротивляться, то в таком случае посчитал бы их мечи и колья как солому. Затем Он говорит о Своем выходе на общественное служение и об их согласии в присутствии общественности. «И вы не брали Меня». Они поступали крайне неразумно, обращаясь с Ним таким образом. Он никакого повода не давал им к тому, чтобы они смотрели на Него, как на разбойника, ибо Он учил в храме. Также никакого повода не подавал Он им к тому, чтобы они смотрели на Него, как на человека, скрывающегося от правосудия. Настигать Его в месте Его уединения было низко и трусливо.
26.56 «Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали». Христос всё же подчинился, чтобы исполнились писания пророков, на которые Он Сам только перед этим сослался. И все те места Писания, которые говорят о Мессии, исполнились в Иисусе Христе.
26.57 «А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Книжники и старейшины заседали, хотя было уже далеко за полночь – время, когда остальные люди давно уже спали. Они заседали целую ночь, набросились на жертву. Заседавшие были книжники, т.е. главные учители иудейской церкви, и старейшины, т.е. главные начальники. Он были самыми ярыми врагами Христа. Ему завидовали они как Человеку, затмившему их. Ныне исполнились места Библии: «скопище злых обступило меня» (Пс.21.17). Первосвященника они называли «отцом дома суда», однако теперь он выступает покровителем беззакония. Узника Христа подводят к скамье подсудимых. Несомненно, они вели Его как трофей победы своей.
26.58 «Петр же следовал за Ним издали, до дворца первосвященника; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец». Этот стих говорит о трусости и малодушии ап. Петра. Этот факт упоминается здесь как предисловие к последующей истории его отречения от Христа. Когда Его схватили, он оставил Его, как и все остальные. То обстоятельство, что он следовал за Христом теперь, не противоречит тому, что он оставил Его тогда. Он следовал за Ним, но «издали». В его груди теплились искорки любви и сострадания к его Учителю, но страх и забота о собственной безопасности превозмогали. И потому он следовал издали. Отречение Петра от Христа началось уже здесь. Ибо следовать за Ним издали означает мало-помалу отступать от Него. Опасно не только отступать, но даже оглядываться назад. Он следовал за Ним, однако, «войдя внутрь, сел со служителями». Ему следовало бы пойти в зал суда и послужить Господину своему – выступить в Его защиту. Он сел со служителями не для того, чтобы заставить замолчать злые языки, а для того, чтобы скрыться. Подвергая себя искушению, Петр проявил самонадеянность. А тот, кто так поступает, лишается Божьей защиты. Христос говорил Петру, что он не может теперь за Ним идти. И особенно предупреждал его об опасности, подстерегающей его в эту ночь. И, тем не менее, он позволил себе оказаться в этой нечестивой компании. Ходить в своей непорочности Давиду помогло то, что он ненавидел сборище злых людей, не сидел с нечестивыми. Петр последовал за Господом, но только для того, чтобы видеть «конец». Он побуждаем был больше любопытством, нежели велением совести. Он вел себя скорее как праздный наблюдатель, чем как ученик, которого происходящее касается непосредственно. Ему следовало бы войти во двор для того, чтобы оказать Христу какую-нибудь услугу. Или же приобрести мудрость и благодать для себя, наблюдая тем, как ведет Себя Христос в Своих страданиях. Вероятно, что ап. Петр вошел во двор, ожидая, что Христос чудесным образом избавит Себя. Но если это даже так, то неразумно было с его стороны надеяться увидеть иной конец, кроме предсказанного Христом.
26.59 «Первосвященники и старейшины и весь синедрион (верховное судилище) искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти». Первыми стали допрашивать свидетелей, выступавших против Него, хотя осудить Его было решено заранее. Будет ли это решение справедливым. И, тем не менее, желая выставить всё в лучшем свете, они решили представить улики. Преступлениями, подлежащими рассмотрению в их суде, были лжеучения и богохульство. Именно в этих преступлениях они и пытались обвинить Христа. Обратим внимание на ход суда. «Искали лжесвидетельства против Иисуса», но уже Его схватили, связали, унизили до того, как нашли. Искали свидетельства, т.к. ничем нельзя было оправдать Его арест. Стали расспрашивать друг друга, может ли кто-нибудь из них предъявить какую-либо улику против Него, известную им самим. И начали предлагать одну клевету за другой, которая бы в случае, если бы она оказалась достоверной, могла посягать на Его жизнь.
26.60 «И не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но, наконец, пришли два лжесвидетеля» Они объявили, что если кто может дать на суде какие-нибудь показания против этого узника, то они готовы принять их, и вскоре нашлось немало лжесвидетелей против Него. Это зло часто встречается под солнцем. Когда Навуфея нужно было царю Ахаву уничтожить (3Цар.21), нашлись сыны дьявола, которые готовы были дать свои показания под присягой. Они и сами искали лжесвидетельства против Христа, и другие приходили им на помощь, однако ими так ничего и не было найдено. Они не могли собрать и представить доказательства в сколько-нибудь правдивом или логически выстроенном виде. Предъявляемые улики были очевидной ложью, поскольку содержали в себе опровержение на самих себя. Теперь, когда Христа пытались бесчестить, это делало Ему немалую честь. «Но, наконец, пришли два свидетеля», которые, казалось, были согласны в своих показаниях.
26.61 «И сказали: Он говорил: «могу разрушить храм Божий и в три дня создать его»». Казалось, что теперь-то желанная цель будет достигнута. Они поклялись в том, что Он якобы говорил: «могу разрушить …». При помощи этих показаний они намеревались обвинить Его, во-первых, как врага храма, желающего его разрушения. Об этом они даже слушать не могли, ибо они гордились храмом. Во-вторых, как повинного в колдовстве или каких-нибудь иных противозаконных действиях, при помощи которых Он мог бы воздвигнуть такое сооружение за три дня. Толковники показывают, что Он другими словами сказал: «Я возвращу его к жизни». Они же приходят и клянутся в том, что Он говорил: «Могу создать его». Они неправильно истолковали Его слова. Ин.2.21 «Он говорил о храме тела Своего». Возможно, произнеся слова «этот храм», Он указал и возложил руку на Свое тело. Если бы то, в чем Его обвиняли эти, было уголовным преступлением, то в таком случае Он был бы привлечен к ответственности сразу же после того, как Он произнес эти слова в одном публичном выступлении несколько лет тому назад. Более того, эти слова можно было бы тогда истолковать очень даже похвальным образом, а именно как пожелание блага храму. Если бы храм и в самом деле был разрушен, то Он со Своей стороны приложил бы все возможные усилия для того, чтобы восстановить его. Ныне исполнилось место в Библии, в котором написано: «восстали на меня свидетели лживые» (Пс.26.12). Христос был обвинен, чтобы нам не быть осужденными. Мы не можем ожидать лучшего отношения к себе, нежели то, какого удостоился Он.
26.62 «И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют?» Молчание Христа на все обвинения эти привело суд в изумление. Первосвященник, будучи главным судьей этого верховного судилища, поднялся в гневе и сказал: «что же ничего не отвечаешь?» Ты слышишь, что они против Тебя свидетельствуют, что Ты имеешь теперь сказать в Свое оправдание?
26.63 «Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Но Иисус молчал, впрочем, не так, как молчит человек, замкнувшийся в себе, или осуждающий сам себя. Молчал не потому, что Ему нечего было сказать, или Он не знал, как выразиться. Он молчал потому, чтобы таким образом исполнилось место Писания Ис.53.7 «как агнец перед стригущим его безгласен» и как безгласен он перед мясником, «так Он не отверзал уст Своих». Он молчал, потому что пришел час Его. Он не хотел опровергать возводимые на Него обвинения, потому что добровольно подчинялся приговору. В противном случае Он мог бы и теперь с легкостью подвергнуть их в молчание, как неоднократно делал это и прежде. Т.о., допрос свидетелей ни к чему не привел. Следовало прибегнуть к помощи какого-то иного средства для достижения цели. Поскольку им не удалось обвинить Его, они, в нарушение права справедливости, пытаются заставить Его Самого обвинить Себя. Первосвященник торжественно обращается к Господу Иисусу: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам». Не то, чтобы он так чтил живого Бога, нет, но он употребил Его имя напрасно, рассчитывая таким путем добиться своей цели в отношении Господа. В случае если бы Он отказался отвечать на этот вопрос после того, как Его так закляли, Его обвинили бы в пренебрежении благословенным именем Божьим. Вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Божий?» перескажем своими словами: «Претендуешь ли Ты на звание Сына Божьего?» Они даже не рассуждают о том, действительно ли Он Сын Божий или нет. Они были до того одурманены ревностью ко всему, что угрожало их непомерной власти и величию, что ни за что не соглашались поднимать вопрос о том, Мессия ли Иисус или нет. Никогда не допускали даже мысли о том, что Он может быть Мессией. Они хотели лишь одного – чтобы Он исповедал устами, что Он называет Себя Сыном Божьим. Чтобы на основании этого признания они имели возможность осудить Его как самозванца.
26.64 «Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Господь Иисус признает Себя Христом. «Ты сказал», т.е. как ты сказал, так оно и есть. До сих пор Он редко с такой же определенностью исповедовал Себя Христом, Сыном Божьим. Общее направление Его учения свидетельствовало об этом, и Его чудеса доказывали это. Но теперь Он не стал уклоняться от такого исповедания, потому что, во-первых, подобное уклонение выглядело бы как отвержение той самой истины, свидетельствовать о которой Он пришел в этот мир. Во-вторых, подобное уклонение выглядело бы как уклонение от Его страданий. А Он знал, что признание Им этого факта даст Его врагам все те преимущества в их борьбе против Него, которые они так желали получить. Он исповедал Себя Сыном Божьим в пример для подражания последователям Своим, чтобы и они, когда их призовут к ответу, исповедали Его перед людьми, чем бы им это ни грозило. И, следуя этому примеру, многие мученики охотно исповедовали себя христианами, хотя и знали, что поплатятся за это жизнью. В доказательство истинности этого утверждения Он ссылается на Свое второе пришествие, когда Он воистину будет превознесен. Вероятно, они посмотрели на Него с презрительной улыбкой, т.к. они думали, что Мессия должен прийти с великой пышностью и властью. Ответом на эту презрительную усмешку и было сказано Им слово «даже». «Хотя Я сейчас и предстою перед вами униженным и жалким, тем не менее, настанет день, когда Я явлюсь в совершенно ином виде». «Отныне», т.е. вскоре, ибо Его возвеличение началось спустя всего несколько дней после этого. Кого они узрят: Сына Человеческого. Признав Себя Сыном Божьим, даже в нынешнем состоянии унижения, Он говорит о Себе даже в состоянии прославления как о Сына Человеческом. Ибо Он совмещал в Себе эти две противоположные природы. Они увидят Его «сидящего одесную силы», согласно пророчеству о Мессии: Пс.109.1 «Сядь одесную Меня», что указывает на владычество и на звание. Слова «грядущего на облаках небесных» отсылают нас к другому пророчеству, в котором говорится о «Сыне человеческом» (Дан.7.13,14). Это пророчество применяется по отношению к Христу (Лк.1.33), когда Он приходил разрушить Иерусалим. Таким ужасным был суд и такими ужасными были знаки гнева Агнца. Сказанное выше относится к всеобщему суду. Он оповещает их о том, что они должны будут явиться на этот суд с тем, чтобы ответить там и тогда за всё, что они делают сейчас.
26.65 «Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! На что еще нам свидетелей? Вот теперь вы слышали богохульство Его!» По иудейскому обычаю так полагалось поступать в тех случаях, когда они слышали или видели что-нибудь такое, что, по их мнению, бесславило Бога. Каиафа хотел выглядеть в глазах окружающих так, как если бы он с великим усердием ревновал о том, чтобы слава принадлежала одному только Богу. Но, хотя он и претендовал на то, что ненавидит богохульство, он сам был великим богохульником. Он теперь же «позабыл» закон, запрещающий первосвященнику при каких бы то ни было обстоятельствах разрывать одежду. Преступление, в котором Он был признан виновным – богохульство. Иными словами, Он оскорбительно высказывается в адрес Бога живого. Перескажем слова первосвященника своими словами: «Зачем нам утруждать себя допросами свидетелей. Он Сам признал, что исповедует Себя Сыном Божьим».
26.66 «Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти». В этом стихе сказано о вынесении Христу приговора на основании оглашенного судом вердикта о признании Его виновным. Каиафа обращается к судебным заседателям: «Как вам кажется?» Обратим внимание на его подлое лицемерие и пристрастие. Несмотря на то, что он уже предрешил дело и объявил Христа виновным в богохульстве, он сейчас обращается к своим братьям и спрашивает их мнения, как бы желая получить у них совет. Но злоба, даже так ловко скрываемая под мантией правосудия, так или иначе, откроется. Если бы он вел слушание честно, то он собрал бы голоса судебных заседателей по порядку, начиная с младших. А свое мнение высказал бы последним. Т.к. занимая такое высокое общественное положение, он может повлиять на мнение остальных. Но он высказывает свое суждение, полагая, что он может повлиять на мнение остальных. И все с ним согласятся. Судебные заседатели соглашаются с ним. Так Господин жизни был приговорен к смерти.
26.67 «Тогда плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам». В стихах 67 и 68 описаны оскорбления и унижения, причиненные Христу после вынесения Ему приговора. «Тогда», т.е. после того, как признали Его виновным, они плевали Ему в лицо. Они не имели власти предавать Его смерти. И не могли гарантировать, что им удается убедить римского правителя Пилата стать их судебным исполнителем. Поэтому они и постарались причинить Ему всё то зло, какое только позволяло им их положение. Осужденные узники находятся под особой защитой закона. И все цивилизованные народы всегда обращались с ними милосердно: довольно для них того, что они наказаны. Когда же был вынесен приговор Господу Иисусу, с Ним стали обращаться так, как будто целый ад был спущен на Него. Как будто Он недостоин сострадания, оказываемого наихудшим преступникам. Так «Он сделался за нас клятвою» (проклятием). Но кто же были те, проявившие такую жестокость? Полагают, что это были те самые люди, которые до того вынесли Ему приговор. Начало этим издевательствам положили священники. И не удивительно, что после этого и служители их готовы были заискивать перед своими нечестивыми учителями. Рассмотрим, как они унижали Его. Они «плевали Ему в лицо». Так исполнилось место Писания: Ис.50.6 «лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». Христос принял на Себя этот позор. Лицо Того, Кого чтят ангелы, было так непристойно поругано подлейшими из сынов человеческих. Такое поругание претерпел Он над Своим лицом, чтобы наши лица не покрылись вечным позором и презрением. Они «заушали Его» и «ударяли Его по ланитам». Кроме позора эти их действия причиняли Ему еще и боль. В этом тоже исполнились места Писания: Ис.50.6 «Я предал … ланиты Мои поражающим» и др.
26.68 «И говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» Предварительно завязав Ему глаза, они заставляли Его отгадывать, кто ударил Его. Они стали забавляться Им. Людей, оказавшихся в бедственном положении, огорчает уже то, что другие вокруг них шутят и веселятся. Но еще больше их огорчает то, когда подшучивают над ними и их бедой. Здесь был показан пример величайшего упадка человеческой природы. Этот пример показывает, что необходима вера, способная возвратить людям утраченное человеколюбие. Они стали высмеивать Его пророческое служение. Они слышали, что Его называли пророком и что Он славился Своими удивительными откровениями. Они делали вид, что хотят испытать Его как пророка. Как будто божественное всеведение обязано было снизойти до уровня детской игры.
26.69 «Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом галилеянином». В стихах 69-75 содержится история отречения ап. Петра от своего Учителя. Она записана здесь как часть страданий Христа. Господь Иисус находился сейчас в доме первосвященника, куда Его привели не для того, чтобы Его допросить, а, скорее, для того, чтобы над Ним поиздеваться. В этих обстоятельствах, в которых Он теперь оказался, видеть Своих друзей или учеников было бы для Него некоторым утешением. Однако мы не находим здесь ни одного из них, за исключением ап. Петра. Да и то лучше было бы, если бы он подальше держался от этого места. В этих стихах мы читаем о том, как произошло его падение и как он вновь был восстановлен через покаяние. Поводом к согрешению его послужило то, что он сел на внешнем дворе вместе со служителями первосвященника.
26.70 «Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь». Искушение к греху приступило к нему тогда, когда к нему обратились, как к приверженцу Иисуса из Галилеи. Сначала одна служанка, потом другая, затем уже многие остальные служители стали изобличать его в этом. Они ни в чем другом не могли обвинить его, кроме того, что он был с Иисусом. Чего, по их мнению, было достаточно, чтобы представить его подозрительной личностью. Грехом ап. Петра было то, что, когда его уличили в том, что он является одним из учеников Христа, он начал это отрицать. И делал всё для того, чтобы поверили ему, что он не знает Его. В первый раз он сказал: «Не знаю, что ты говоришь». Это был уклончивый ответ. Он сделал вид, что не понял, в чем его обвиняют, что не знает, кого она имеет в виду. Мы совершаем большую ошибку, когда стыдимся Христа, скрываем от других то, что мы Его знаем. И отказываемся исповедать Его тогда, когда нас к этому призывают. Поступать так означает на деле то же самое, что и отречься от Него.
26.71 «Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом назарянином». Как презрительно отзываются они о Петре: «этот». Как бы показывая тем самым, что они считают позором для себя находиться в обществе такого человека.
26.72 «И он опять отрекся с клятвою, что не знает этого Человека». Это было равносильно тому, как если бы он сказал: «Я не признаю Его, я не ученик Его». Разве он не оставил всё и не последовал за Ним? И разве он не был одним из Его людей? Неужели он забыл всё то хорошее, что имел с Ним? Может ли он посмотреть Ему в глаза и сказать, что не знает Его?
26.73 «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя». Диалект и произношение галилеян отличались от выговора иудеев. Две слабые женщины заметили, что он был с Иисусом, а стоящие рядом подтвердили: «точно и ты из них». В этих словах не было угрозы, похоже, никто не пытался применить насилие по отношению к Петру. Но их было достаточно, чтобы поколебать его веру.
26.74 «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает этого Человека. И вдруг запел петух». Он отрекся перед всеми. И, делая это, он клялся и божился, чтобы подтвердить уже сказанное им и приобрести доверие к своим словам. Однако сказанное им было ложью. Эта история учит нас тому, что даже лучшие из святых – всего лишь люди. «И вдруг запел петух». Это было обычное явление, но в данном случае пение его послужило Петру средством для отрезвления. Там, где в душе действует благодать, бывает достаточно легкого намека, посланного от Бога в напоминание, чтобы вернуть ее с окольных путей.
26.75 «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И, выйдя вон, плакал горько». То, что Петр услышал, привело его в себя и вызвало у него печали ради Бога. Теперь он осознал свою неблагодарность Христу и то, что пренебрег милостивым предостережением, данным ему Христом. Его покаяние выражено словами: «и, выйдя вон, плакал горько». Теперь он понял, в какую западню он попал, войдя во двор первосвященника. Его печаль была серьезной.
Текст до сих пор проверен.