ПРОПОВЕДИ
Мы ожидаем наступления лучших дней.
Иов 14.14 «Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена (пока наступит перемена)».
Эта проповедь имеет отношение к истории о страданиях праведника Иова. Он был благочестивым человеком, но, несмотря на это, он оказался в долине слез и страданий. Т.о., религия не избавляет людей от бед. Иов потерял всё, что имел, в том числе и детей. Но веру сохранил. Испытания Иова были настолько суровы, что он стал тяготиться жизнью и хотел умереть. Он постепенно привык к мысли, что ему лучше покинуть этот мир. Он просил Бога: Иов 14.13 «О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня». Бог по достоинству оценил его поступок и позже дал ему всё, что он потерял, в двойном размере. В стихе нашего эпиграфа можно выделить три основные части, заслуживающие особого внимания: 1) Краткое описание жизни человека. 2) Определение рубежей жизни. 3) Святое решение: Иов будет ожидать, пока не наступит перемена.
Иов измерил свою жизнь не годами, а днями. Это следует из стиха Иов 14.6 «Ты уклонись от него, пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего». Жизнь человека имеет очень большое сходство с днем в четырех отношениях. Жизнь подобна дню своей краткостью. Бл. Августин сказал: «Люди мечтают о длинной жизни». Они мечтают о вечности на Земле, а жизнь, образно говоря, всего лишь день. Почему же мы тогда теряем время, а не живем? Жизнь, как и день, полна перемен. Даже погода в течение дня часто меняется. В первую половину дня может быть спокойно и тихо, во вторую – может штормить или наоборот. Такова и наша жизнь. Какие перемены случаются в жизни человека! Какие внезапные изменения происходят! Человек был здоров, сейчас в болезни; благоденствовал, а сейчас в нужде. Так переменчива его жизнь, как погода. Жизнь – это день для труда. День – это время для работы. Встает солнце, человек должен выйти на свою работу. Пс.103.23 «Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера». Как только наступает утро, человек покидает постель и домашний очаг и отправляется на свою работу. А дикие звери отправляются на покой. Это является великой милостью для людей. О них проявляется забота, чтобы они не стали добычей диких зверей. Работа не позволяет ему заниматься сомнительными делами. Он выходит на работу не ради забав, не ради пустого времяпрепровождения, а ради хлеба насущного. Такова участь лучшей части человечества. Люди были созданы для труда, поэтому мы должны трудиться и не роптать. Вместе с тем рабочий день не должен быть слишком долгим. Если человек работает на воздухе, то достаточно работать в течение светового дня. Работать ночью нежелательно, и мы должны избегать этого. Ночь существует для отдыха и сна. Время от времени ночью раздаются какие-то звуки. Ночной мрак делает их страшными и порой даже зловещими. Ночь будит воображение. Те, кто бродили в ночные часы по лесу, знают, что в это время здесь бодрствуют духи разнообразные. И человек не может не ощущать их присутствия. У христиан нет времени, чтобы, как поле, оставаться под паром. Но есть дела, которые можно делать и в темное время суток, напр., умерщвлять грех или упражняться в благодати. Вспомним случай с Христом, произошедший во время Его земного служения. Читаем Его слова, стих Ин.9.4 «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день». Он свидетельствует, что послан для того, чтобы явить благодать Божию в озарении повседневной жизни. С восходом солнца человек приступает к труду, а ночь предназначена для покоя, как сказано в Пс.103.23 «Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера». Итак, днем псалом зовет время, данное человеку Богом, чтобы исполнить поручение, возложенное на него. Отсюда можно вывести общее правило: для каждого человека его жизнь должна быть как бы одним днем. Работника краткость дня побуждает к усердию и к труду, чтобы ночь не застала его с неоконченными делами. Так же, зная, что время отпущенной нам жизни кратко, мы должны стыдиться жить в праздности. Поэтому, когда Бог являет нам наше призвание, не следует медлить и упускать благоприятную возможность. Вывод из сказанного: если день закончится, мы никогда не сможем повторить его снова. Так же и этот день, т.е. жизнь, пройдет и исчезнет, и мы не сможем вернуть его назад.
Мысль, что наша земная жизнь всего лишь день, может охладить непомерный любовный пыл наш к земным благам. Нам не следует сильно увлекаться, обладая ими, и не стоит слишком печалиться, не имея их. Эти мирские блага не будут с нами долго. Даже, будут всего лишь день. Стоит ли нам тогда терять из-за них голову? Осознание скоротечности нашей жизни, состоящей из нескольких летящих минут, должно сильно ослабить нашу привязанность ко всему земному. Итак, жизнь наша всего лишь день. Это всё, что хотел сказать Иов в первой части нашего эпиграфа, где описывается жизнь человека.
Вторая часть в нашем эпиграфе – определение рубежей жизни человека – заключена в следующих словах: «определенного мне времени» или «дни определенного мне времени». Они подразумевают продолжительность нашей борьбы, нашего воинствования. Жизнь христианина здесь на Земле есть борьба. На это указывает ап. Павел своему духовному сыну Тимофею: 1Тим. 1.18 «Чтобы ты воинствовал, как добрый воин». Апостол делает ему наставление, чтобы он мужественно продолжал свое служение. Служение – это добрая война против греха и сатаны. Это не легкая жизнь, не жизнь праздности и наслаждения, это борьба. Жизнь христианина является войной в трех отношениях: в отношении трудностей, бодрствования и борьбы. Воин переносит много лишений. Такова и жизнь христиан. Ап. Павел пишет: 2Тим.2.3 «переноси страдания как добрый воин Иисуса Христа». Тертуллиан тоже сказал, что мы не должны быть нежными христианами, но должны быть готовы к борьбе с трудностями. (Тертуллиан – (ок.160-после 200) богослов, писатель и один из виднейших апологетов). Жизнь христиан является воинствованием и в отношении бодрствования. Мы должны стоять на страже и всегда находиться на своем посту. Христианская жизнь является воинствованием и из-за борьбы. Все христиане живут в этом мире, как на поле битвы. Мы сражаемся для того, чтобы одержать победу в нашей святой брани. Мы должны держать наготове наше духовное оружие (Слово). И, взяв это оружие и щит веры, мы должны вступить в бой с нашими духовными врагами. Ап. Павел пишет: 2Тим.4.7 «Подвигом добрым я подвизался». Кроме того, мы ведем постоянно борьбу с нашей плотью и против нашего врага, сатаны.
Чтобы ободрить себя в этой борьбе, рассмотрим следующие обстоятельства. У нас есть хороший военачальник – Иисус Христос. Он назван вождем спасения нашего (Евр.2.10). Он не только ведет нас в поход и наделяет способностью сражаться, но и дает нам силы для этого. Военачальник-человек может дать солдатам оружие, но он не сможет дать им силы для борьбы. А Христос может. Ис.41.10 «Я укреплю тебя, Я помогу тебе». В этой битве с грехом и сатаной нас может ободрить то, что, победив, мы получим славную награду. Ап. Павел пишет: 2Тим.4.8 «А теперь готовится мне венец правды». После нашего сражения с грехом и сатаной Бог выведет нас с поля брани, где так близко летали пули искушения, и дарует нам венец победителя. Разве не заслуживают порицания те, кто не побеждает своих духовных врагов? Они проводят свои дни в веселье, как будто живут для этого, а не для борьбы. Бог записывает в книгу жизни только тех, кто побеждает в этой святой борьбе, кто отличился добрым подвигом веры. Ап. Павел пишет так: 1Тим.6.12 «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями».
Далее рассмотрим слова текста «дни определенного мне времени» в другом значении. Бог предопределил точное время и срок жизни каждого человека. Иов 14.5 «Дни ему определены, Ты положил ему предел, которого он не перейдет». Поэтому не говорите: «О, если бы не произошел этот несчастный случай». Но кто-то может возразить, вспоминая стих из Книги екклесиаста: Еккл.7.17: «Не предавайся греху, зачем тебе умирать не в своё время?» Здесь сказано о том, что следует рассматривать среднюю продолжительность жизни человека в данный период времени. Есть среднее время жизни человека, а есть и фактическое, установленное Богом время. Человек, умирающий молодым или насильственной смертью, умирает раньше своего времени, раньше относительно среднего возраста. Но не раньше того времени, которое определил ему Бог. Всё сказанное здесь должно предостеречь нас и убедить не откладывать наше покаяние. Наши дни определены Богом, но они неизвестны нам. Жизнь человека может угаснуть в одно мгновение. В Библии написано, почему Иисус Христос был таким бесстрашным: Ин.8.20 «Еще не пришел час Его». Он очень хорошо знал, что Его враги не смогут отнять у Него жизни, пока не наступит время, которое определил Его Отец.
Для грешников смерть обозначает ужасную перемену. Нечестивцы, многие из которых жили в роскоши, обнаружат большую перемену. Смерть свергнет их с вершины славы. Основываемся на стихе из Книги откровения: Отк.18.22 «И голоса играющих на гуслях и поющих … в тебе уже не слышно будет». Но не только свою усладу потеряют они. Их беда в том, что душа их будет погружена в огонь ада. Божий гнев разгорится таким пламенем, который не смогут погасить ни слезы, ни время. Т.о., смерть будет ужасной переменой для грешников. Но она будет славной переменой для праведников. Они сбросят оковы греха и будут пить из потока сладостей. Давид излагает это так: Пс.35.9 «Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты насыщаешь их». Их утомительное путешествие к благословенному раю изменится на вечный отдых, на вечную радость. Они войдут в дом их Небесного Отца. Будьте готовы к положенному вам концу. Старайтесь приобрести святое сердце. Посмотрите на себя в зеркале Слова Божьего, нет ли на вас пятен. И если вы заметите их, смойте эти пятна слезами покаяния. Украшайте сердце свое любовью, кротостью, святостью и облекитесь в Господа Иисуса: Рим.13.14 «Но облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечение о плоти не превращайте в похоти». Живите в постоянном ожидании этой великой перемены.
Вспомним последний раз слова Иова: «Я буду ожидать, пока не наступит перемена». Во-первых, живите в надежде, пока придет эта перемена; во-вторых, будьте терпеливы, пока она совершится. Мы должны надеяться, пока не наступит перемена. Земледелец, посадив зерно, надеется на урожай. Засеяв семена истинного покаяния, верующий надеется на истинный урожай славы. Трудности, которые праведники испытывают здесь на Земле и те огромные преимущества, которые они будут иметь на небе, могут послужить причиной нежелания оставаться здесь на Земле. Но примем во внимание, что мы не можем быть хозяевами самим себе. Бог знает лучше, когда послать за Своими детьми, чтобы взять их домой. Поэтому мы должны подождать. И тогда осуществится наше желание: мы будем на небе.
Создатель Вселенной является и Создателем людей. И каждый человек является предметом Его особого внимания и заботы. Бог явил эту заботу лично на холмах Израиля, а затем на голгофском Кресте. Когда у нас случаются приливы жалости к себе, мы можем обращаться к библейским повествованиям о Божьем Сыне. Если нам кажется, что наше существование на Земле ничего не значит для Бога, то это противоречит важнейшей причине, по которой Бог пришел на Землю.
Порой большинство людей разговаривает сам с собой. Псалмопевцы часто обращались к себе в своих псалмах. Автор псалма 114 в ст.7 пишет: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя». Напоминая себе о Божьей благости и верности в прошлом, автор псалма в настоящем обретал утешение. Подобные «беседы» мы встречаем во многих псалмах. В Пс.102.1,2 Давид говорит: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его». А в Пс.61.6 восклицает: «Только в Боге успокаивайся, душа моя! Ибо на Него надежда моя». Нам также полезно напоминать себе о Божьей верности и надежде, которую мы имеем в Нем. Мы можем по примеру псалмопевцев проводить время, перечисляя многие проявления Божьей доброты к нам. Через это мы получим ободрение. Тот же Бог, Который был верен в прошлом, будет любить нас в настоящем и будущем.
Господь, просим, помоги нам поддерживать связь с Тобой, напоминая себе о Твоей верности и любви. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Когда нас посещают мысли о своей никчемности и одиночестве, нам некуда бежать, как только к Тебе. Твой Сын показал, как много мы значим для Тебя. И мы бл-м Тебя. Крест Иисуса Христа – поворотная точка нашей жизни. Мы приходим к Тебе за поддержкой и помощью в своих немощах, за силой в нашей усталости и верой в наших сомнениях. Просим, держи нас крепко у Твоего Креста и распространи через нас Свою любовь в окружающем мире. Помоги нам прославлять Твое святое имя и любить других, как возлюбил нас Ты. Помоги нам верно представлять Тебя в этом мире. Пусть мир увидит нашу любовь друг к другу. Помоги нам увидеть людей так, как тех, за кого умер Христос. Помоги нам поддерживать связь с Тобой, напоминая себе о Твоей верности и любви. Даруй нам осознать свою истинную сущность. Просим, помоги нам лучше узнать Твое величие, и пусть это приведет к глубокому посвящению Тебе. Аминь.