ПРОПОВЕДИ
Узок ведущий к вечной жизни путь.
Лк.13.24 «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата».
Рассмотрим ответ Иисуса Христа на вопрос относительно числа спасаемых. Кто задал Ему этот вопрос – друг или враг, не сказано. Ибо Господь Иисус большую свободу давал всем, желающим задать Ему вопрос. Вопрос состоял в следующем: ст.23 «неужели мало спасающихся?» Возможно, это был лукавый вопрос, поставленный с целью искусить Его и уменьшить Его авторитет. Если бы Он ответил, что многие спасутся, то Его могли бы обвинить в том, что Он делает спасение слишком легким. А если бы Он ответил, что спасутся немногие, то Его обвинили бы в излишней требовательности и строгости. Книжники, духовно образованные люди утверждали, что весь Израиль будет иметь место в Царстве Божьем. Возможно, этот вопрос был задан из простой любознательности. Многих больше интересует, кто спасется и кто не спасется, чем то, что сами должны делать, чтобы спастись. Этот человек мог заметить, каким строгим был Закон Христа и каким плохим был мир. И восклицает: «неужели мало спасающихся?» У нас есть основания удивляться тому, как много людей слышат слово о спасении, но как мало тех, для кого оно действительно стало спасающим словом. Может быть, этот вопрос исходил от пытливого ума: «Если так мало спасающихся, как это отразится на мне?» Истина о малом количестве спасаемых касается всех нас, мы должны серьезно отнестись к ней.
Спаситель не дает прямого ответа на вопрос. Ибо Он пришел, чтобы руководить совестью человека, а не удовлетворить его любопытство. Много ли, мало ли будет спасаемых, спроси себя: «Буду ли я среди них?» В ответе Христа мы можем заметить следующее: а) призыв и повеление; б) пробуждающие рассуждения для усиления этого увещания. Эти факты рассмотрим более подробно.
Господь обращается к слушателям следующим Своим призывом и повелением: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата». Это повелевается не только тому человеку, кто задавал вопрос, но всем, и нам в том числе. Все, кто хочет быть спасенным, должны войти в небо сквозь тесные врата, пережить перемену всего своего существа. Попасть на небо нелегко, без больших стараний и усилий не достигнешь неба. Мы должны подвизаться в каждом религиозном долге, бороться с собственным сердцем. В Евангелии от Матфея звучит тот же призыв Господа Иисуса: Мф.7.13-14 «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Господь так описывает злой путь греха и добрый путь святости. Существуют лишь два пути в вечность: добрый и злой, путь в небо и путь в ад. Мы все идем по одному из двух путей. Как нет никакого среднего места в мире потустороннем, так и этом мире нет среднего пути туда. К пути греха и грешников многих привлекают широкие врата и пространный путь. И то, что большое количество людей идут по нему. Во-первых, человек будет иметь на этом пути полную свободу – врата широкие. Они широко распахнуты, чтобы искушать тех, кто идет правильным путем. Человек может пройти чрез эти врата со всеми своими прихотями. Здесь никто не будет препятствовать его желаниям и страстям. Имеется большой выбор греховных дорог, между которыми есть расхождения, противоречия, но все они пролегают по этому широкому пути. Во-вторых, на этом пути у человека будет много попутчиков. Для нас легче идти с потоком и поступать так, как поступает большинство. Но в этом случае надо согласиться быть осужденными за компанию с другими. И вместе с ними пойти в ад потому, что они не захотели идти с нами в небо. Если многие погибают, то мы должны быть тем более осторожны. Нас отпугивать от этого пути должно то, что смерть, вечная смерть – вот его конец. Это вечное удаление от лица Господа. Он приведет нас к погибели.
Мы должны знать и то, что отпугивает многих от пути святости. Господь Иисус честен с нами и прямо говорит нам: во-первых, что ворота тесные. Покаяние, обращение и возрождение – вот те ворота, через которые мы вступаем на этот путь. С этих поступков мы начинаем жизнь веры и благочестия. Мы должны перейти из греховного состояния в состояние благодати посредством рождения свыше. Это тесные врата, через них не только трудно пройти, но их трудно и найти. Они подобны узкому проходу между скалами. У человека должно быть новое сердце и новый дух, древнее всё должно пройти. Наклонности души должны перемениться, порочные привычки и обычаи должны быть уничтожены. То, что мы делали всю прежнюю жизнь, более не должны делать. Мы должны плыть против течения, преодолевать большое сопротивление как извне, так и изнутри. Фактически легче восстать против целого мира, чем против себя самого. И, тем не менее, именно этого требует обращение. Мы должны стать как дети, отбросить всякое высокомерие. Больше того, мы должны бичевать, осуждать себя, отречься себя, отречься от окружающего нас мира. Мы должны быть готовы к тому, чтобы оставить всё ради превосходства познания Христа. Врата эти тесны для всех, но для одних они теснее, чем для других. Напр., для богатых людей и для тех, кто долгое время был глухим к Евангелии. Однако эти тесные врата не закрыты и не заграждены ничем.
Во-вторых, Господь Иисус прямо говорит, что этот путь узкий. Пройдя через тесные врата, мы не попадем тотчас на небо. Мы должны пройти через пустыню этого мира, пройти по узкому пути, огражденному божественным Законом. Этот Закон очень требовательный, что делает путь узким. Прихоти человеческого тела надо умерщвлять, надо противостать искушениям, исполнять противные нашим наклонностям обязанности. Мы должны переносить трудности, сражаться со злом. Мы должны бодрствовать и поступать осторожно и осмотрительно. Нам надлежит пройти через многие скорби. Это – путь страданий, но страдания не заграждают его. Греховные наши тела и пороки, оставшиеся в нас, делают этот путь послушания долгу трудным путем. Но, по мере того, как наше разумение всё более возрастает и воля наша всё более укрепляется, путь этот становится всё более свободным и пространным. А также всё более и более приятным.
Мы рассмотрели слова Христа о том, что врата в небо такие тесные и путь такой узкий. Он говорит и о том, что лишь немногие находят и избирают их. Многие проходят мимо них по беспечности, они не хотят поисками утруждать себя. Они довольствуются тем, что есть, и не испытывают нужды в перемене пути. Другие смотрят на него, но держатся в стороне – ограниченность и узость этого пути пугают их. Поэтому тех, кто идет в небо, немного по сравнению с теми, кто идет в ад. Древнеримский философ Сенека пишет: «На путях зла люди побуждают друг друга идти вперед; как может кто-нибудь возвратиться на безопасный путь, когда множество людей подгоняют его вперед и нет никакого противоборствующего влияния?» Этот путь многих обескураживает, они не любят уединения. Только немногих людей побуждает идти этим путем то, что он ведет к вечной жизни. На нем нас утешает благоволение Божье, которое есть жизнь для души. И надежда на это должна примирить нас со всеми трудностями и неудобствами этого пути.
Ввиду вышеизложенного факта на людей возлагается большая ответственность и обязанность – входить в Царство Божье тесными вратами. Вопрос поставлен прямо и честно: нам предлагаются жизнь и смерть, добро и зло, два пути и два конца, два результата. Решение вопроса содержится в словах Христа и не допускает никакого обсуждения. Никакой человек, находящийся в своем уме, не предпочтет отправиться на виселицу только потому, что путь, ведущий к ней, ровный и приятный. И не откажется от предлагаемых ему дворца и престола по той причине, что путь к ним тяжелый, ухабистый. Но в вопросах, касающихся души человека, многих людей можно уличить в безрассудстве. Путь веры совсем не таков, каким его представляют некоторые. Не достаточно поступать так, как поступают многие. Христианину не к лицу следовать обычаям, плыть по течению.
Есть еще одна особенность христианской жизни, жизни, дающей спасение – мы должны посвящать себя Богу каждый день, а не один раз в жизни. Один будущий миссионер еще мальчиком был, но хорошо запомнил слова одного старого верующего: «Главная проблема христианской жизни в том, что она должна быть христианской каждый день». Жить с Господом мы учимся на опыте ежедневной жизни. Самое главное решается каждый день. Христианин не может жить вчерашними успехами, прошлогодними молитвами или библейскими историями, которые он слышал в детстве. Каждый новый день перед ним открываются новые опасности и новые возможности. Наша вера подвергается испытаниям, и мы можем использовать их как возможность стать еще ближе к Богу. Христос Сам сказал, что тот, кто хочет стать Его учеником, должен постоянно отрекаться от себя и послушно следовать за Ним: Лк.9.23 «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Далее приведем из пробуждающих рассуждений Христа, изложенных в нашем тексте. Лк.13. 24-25 «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут. Когда Хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». Но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы»». Хозяин дома – это Христос. Он замечает всех, кто часто посещает Его дом. Сейчас, кажется, Он всё допускает. Но придет день, когда Он затворит двери. Что это за двери? А) Это двери разделения. Сейчас в храме существуют плотские и духовные верующие. Двери между ними сейчас открыты. Но для плотских людей дверь закроется. Б) Это двери отвержения и исключения, а также двери благодати и прощения. Они стояли долго открытыми для всех. Но многие не пожелали в них войти. Многие люди надеялись достичь неба своими собственными заслугами. Поэтому Хозяин справедливо затворит двери перед ними. Прочитанный нами отрывок (ст.24-25) говорит о том, что отверженные тоже были уверены в том, что их впустят. Они стучат, как будто имеют право на это. И говорят: ««Господи! …». Прими нас в число спасенных, ибо мы причисляем себя к ним». Они взывают к Господу, как если бы принадлежали Ему. Более того, они проявляют настойчивость: «Господи, Господи!» Но на эти двери раньше они смотрели легкомысленно. Их уверенность основана на следующих фактах: они ели и пили за столом Христа. И они были Его слушателями, получали от Него наставления. Но все их доводы отвергнуты как пустые. Господь дает им определение, послужащее причиной их погибели: «вы делатели неправды».
Два альпиниста-любителя решили совершить восхождение на вершину горы Маттерхорн в Альпах. Они наняли трех проводников и начали трудный подъем по трудному и опасному склону. Все шли в одной связке: проводник – альпинист-любитель – проводник – альпинист-любитель – проводник. Они прошли немного, когда шедший последним в связке сорвался. Его удержали остальные четверо. Но потом сорвался еще один и потянул за собой тех двух, которые шли перед ним. Стоять продолжал только первый проводник, который загнал свой ледоруб глубоко в лед. И благодаря этому все спаслись, все снова нашли опору для ног. Христианин, который рассказал об этом случае, увидел в нем себя и сказал: «Я тоже один из тех, кто падал, но, слава Богу, я в живой связке со Христом. Он устоит всегда, поэтому не пропаду и я». Мы все снова и снова спотыкаемся на христианском пути. Но нас твердо держит Господь Иисус. И мы после каждого падения можем опять стать ближе и ближе к Нему, если исповедуем грехи наши (1Ин.1.9). Мы можем быть уверены в спасении только тогда, если нас держит Бог.
В журнале приводились слова судьи, которые тот произнес в университете на занятиях по этике со студентами-юристами. Судья предупредил студентов: «Я вам гарантирую, что вам когда–нибудь предложат поступить нечестно. И вот в этот момент будет решаться ваше будущее. И даже если у вас будут дети и большие долги, ответ может быть только один: Нет!» У всех у нас в жизни будет такой решающий момент, когда надо будет нам выбирать или узкий или широкий путь.
Боже! Просим, направь нас на Твой узкий путь и храни нас на этом пути. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Бл-м Тебя за Твои наставления, данные через Библию. Дай нам осознать, что нас должен интересовать не то, кто спасется и кто не спасется, а то, что сами должны делать, чтобы спастись. У нас есть все основания удивляться тому, как много людей слышат Слово о спасении, но как мало тех, для кого оно действительно стало спасающим Словом. Дай нам понять, что все, кто хочет быть спасаемым, должны войти в Божье Царство сквозь тесные врата, должны пережить перемену всего существа своего. Без больших стараний и усилий неба не достигнешь. Мы должны бороться с собственным сердцем. Дай нам осознать, что существуют только два пути в вечность: добрый и злой, путь греха и путь святости. И мы все идем по одному из двух путей. На широком пути, ведущему в погибель, у человека будет много попутчиков. Просим, помоги нам исполнить свой долг: передавать другим ту доброту, которую кто-то проявил к нам. И не думать, что если мы не в силах воздать Богу за наше спасение, то мы Ему ничего не должны. Вечная слава и хвала нашему Богу и Спасителю. Аминь.