ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 27 Мф.
27.1 «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти». В этой главе записана история страданий и смерти Христа. Около двух лет до времени описываемых событий римляне лишили иудеев права присуждать смертную казнь, они никого не могли предавать смерти. Поэтому рано утром они вновь собрались на заседание, на этот раз для рассмотрения вопроса о том, что делать дальше. Здесь сообщается, какое решение было принято ими на этом утреннем совещании. Христа передают Пилату, чтобы Он исполнил приговор, вынесенный Ему ими. Около ста лет до времени описываемых событий Иудея была завоевана Помпеем, с тех пор она платила дань Риму, а недавно была сделана частью провинции Сирия. С этого времени она находилась под управлением правителя Сирии, в распоряжении которого было несколько прокураторов, ведавших, главным образом, вопросами государственных сборов. Но иногда, как это было в конкретном случае с Пилатом, прокураторы наделялись всей властью правителя. Было совершенно очевидно, что теперь «отошел скипетр от Иуды», и потому теперь «должен был прийти Примиритель», согласно пророчеству патриарха Иакова (Быт.49.10). Римские писатели и историки того времени характеризуют Пилата как человека грубого и высокомерного, своевольного и непримиримого. Иудеи питали к нему крайнюю неприязнь и очень тяготились его правлением. Но, несмотря на это, они решили использовать его как орудие для осуществления своих злобных намерений против Христа.
27.2 «И, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату». Они связали Иисуса еще во время ареста. Но Его либо развязали тогда, когда Он предстал перед синедрионом, либо связали теперь еще сильнее. Он уже был связан узами любви к человеку и узами взятого Им на Себя обязательства. В противном случае Он, подобно Самсону, быстро разорвал бы эти узы. Они повели Его как овцу на заклание. От дома Каиафы до места расположения Пилата было около одного километра. Он вели Его по улицам Иерусалима. Они «предали Его Понтию Пилату» в соответствии со словом Христа, которое Он часто говорил, что Он должен быть предан язычникам. Христу надлежало быть Спасителем, как иудеев, так и язычников. Поэтому и судим Он был, как иудеями, так и язычниками. И те, и другие приняли участие в Его убиении.
27.3 «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать серебренников первосвященникам и старейшинам». Иуда возвращает деньги, которые ему заплатили за то, чтобы он предал Христа. Обвиняя Христа, первосвященники и старейшины опирались и на то, что Его собственный ученик предал Его. Теперь эта их опора рухнула. Даже Иуда оказался для них свидетелем невиновности Христа. Это была одна из побед Христа над сатаной, вошедшим в Иуду. Обратим внимание на то, как покаялся Иуда, не так, как Петр. Петр покаялся и был прощен. Иуда покаялся, впал в отчаяние и погиб. Его привело к покаянию то обстоятельство, что он увидел, что Христос осужден. Вероятно, Иуда думал, что Христос либо избавится от их рук, либо так защитится в их суде, что сможет избежать осуждения. Христос снова будет в почете, а иудеи будут посрамлены. Никто никакого вреда от его предательства не понесет. Однако у него не было никаких оснований для таких надежд, т.к. он много раз слышал от Спасителя, что Он должен быть распят. Но когда он увидел, что стали развиваться события не так, как он представил себе, тогда он ужаснулся. Он «раскаялся», т.е. исполнился печалью и негодованием на самого себя, когда поразмыслил над тем, что сделал. Его покаяние выразилось в том, что он возвратил деньги. Добытое несправедливым путем не следует хранить у себя, ибо это означает оставаться в том же грехе, посредством которого оно было приобретено. Иуда возвратил деньги тем, от кого их получил, чтобы они знали, что он раскаялся в своей сделке с ними.
27.4 «Говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам». К славе Христа Иуда объявляет Его невинным. Если бы Он был повинен в каких-нибудь греховных действиях, то Иуда, как Его ученик, знал бы о том. А как Его предатель, открыл бы это. Но он добровольно и без всякого принуждения к тому, заявил о невиновности Христа перед лицом тех, кто перед этим объявил Его виновным. Он берет всю вину на себя. Так далеко дошел Иуда в своем покаянии и, тем не менее, оно не было к спасению. Он исповедал свой грех, но не перед Богом. Обратим внимание на то, как первосвященники и старейшины отнеслись к покаянному признанию Иуды. Они сказали: «что нам до того? смотри сам». Т.о., они более уподобляли себя служителями бесов, а не священниками святого живого Бога. Иуда сказал им, что кровь Христа была невинной, а она сказали: «что нам до того?» Это следует понимать так: «Какое нам дело до твоего греха, что ты говоришь нам о нем?» Они говорят Иуде, что если в этом деле была какая-то неправда, то пусть он сам несет за это вину. Но те, кто думает таким образом посмеяться над Богом, лишь обманывают и губят самих себя. Они предоставили Иуду собственным его мучениям.
27.5 «И бросив серебренников в храме, пошел и удавился». Иуду повергло в крайнее отчаяние такое их отношение к нему. Если бы первосвященники пообещали ему приостановить делопроизводство, то это было бы для него некоторым утешением. Но, не видя надежды на это, он всё больше отчаивался. Первосвященники не пожелали взять деньги из опасения взвалить таким образом всю вину на себя. Они хотели, чтобы бремя этой вины понес на себе Иуда. Иуда же больше не мог держать эти деньги у себя, они жгли ему руки, поэтому он бросил их в храме.
27.6 «Первосвященники, взяв серебренники, сказали: не позволено положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови». Здесь мы видим, как первосвященники распорядились деньгами, возвращенными Иудой.
27.7 «Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников». Употребили деньги для покупки поля с плохой землей, пригодной только для изготовления горшков. И это поле должно было стать местом для погребения странников. Не проявлением милости было то, что они сами выразили желание хоронить странников в каком-нибудь месте. Странники, как живые, так и мертвые, должны были соблюдать дистанцию. И этот принцип должен был снизойти до милости. Вспомним стих из книги пророка Исаии: Ис.65.5 «Остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Эта покупка земли горшечника состоялась не в день смерти Христа, а в некоторое время спустя, ибо Петр говорит об этом вскоре после вознесения Христа. Во-первых, этот факт упоминается здесь с тем, чтобы показать лицемерие старейшин и первосвященников. Они злобно преследовали Христа, и теперь они совестятся класть в сокровищницу храма деньги, на которые они нанимали предателя. Так они пытались сохранить доверие народа к себе. Во-вторых, они думают выразить то благоволение, которое несет в себе Кровь Христа, по отношению к странникам и грешникам из язычников. Ценой Его крови им обеспечивается место покоя после смерти. Так древние комментаторы объясняют этот отрывок.
27.8 «Посему и называется земля та «землей крови» до сего дня». В-третьих, увековечить бесчестье тех, кто покупал и продавал Кровь Христа. Некоторые толковники говорят, что эта земля прозвана так не первосвященниками, которые надеялись похоронить в этом месте погребения память о своем преступлении, а народом, который отметил признание Иуды. И не сомневался, что он предал Кровь невинную. У божественного провидения есть много способов, как покрыть бесчестьем нечестивые поступки даже великих людей. Которые, хотя и пытаются скрыть свой позор, предаются вечному сраму.
27.9 «Тогда сбылось сказанное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать серебренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля». Приведенные здесь слова записаны в Зах.11.12. Трудно ответить на вопрос, почему они приписаны здесь пророку Иеремии. В древнем арамейском варианте говорится только: «Тогда сбылось сказанное через пророка». При этом имя самого пророка не указывается. По этому вопросу предположений много, мы на них останавливаться не будем.
27.10 «И дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь». То обстоятельство, что сумма денег, в которую они оценили Его, были отданы не за Него, а за землю горшечника, говорит о том, что: 1) Цена была уплачена, но не за Него. Его невозможно оценить деньгами, Он – неизреченный дар Божий. 2) Цена, в которую Его оценили, была низкой, раз оказалась достаточной лишь для покупки земли горшечника. Жалкого кусочка земли, не стоящего и внимания. У Захарии сказано: «брось это горшечнику», ремесленнику, но не торгующему ценными вещами. Так была попрана та Кровь, ценой которой было куплено для нас Царство Небесное.
27.11 «Иисус же стал перед правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь». В стихах 11-25 содержится описание того, что происходило в судебном зале Пилата, когда рано утром туда приведен был Иисус Христос. Он стал перед правителем, как подсудимый перед судьей. Мы не смогли бы предстать перед Богом по причине наших грехов, если бы Христос не сделался грехом за нас. Он был привлечен к суду для того, чтобы мы были освобождены от суда. Обвиняя Христа как противника кесаря (императора, они не могли предъявить никакие другие доказательства, кроме того, что Он Сам признал Себя Христом. Они считали, что тот, кто на самом деле является Христом, должен быть царем иудейским. Их царем, который поэтому должен освободить их от римского владычества, возвратить им независимость. Следуя этой выдумке, они обвиняли Его в том, что Он делал Себя Царем иудейским, противопоставляя себя римскому господству. И правитель не разумел под этим, что Он намерен поднять народ на мятеж. «Ты Царь иудейский?» Понятно, что Он фактически не был царем, поэтому вопрос Пилата следует понимать так: «Претендуешь ли на право управлять иудеями?» «Иисус сказал ему: ты говоришь». Эти слова следует понимать так: «Я Царь, но не такой, каким Меня тебе представляют». Можем не сомневаться в том, что Пилат знал о Христе очень многое, т.к. система слежки в Римской империи в это время была хорошая.
27.12 «И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал». Ничто из сказанного Пилату первосвященниками не было доказано, поэтому они старались возместить этот недостаток доказательств криком, и Его осыпали теми же обвинениями, которые предъявляли прежде. Они надеялись повторением обвинений принудить Пилата поверить в их справедливость. Но Господь ничего не отвечал, потому что: 1) В этом не было нужды: всё, что они ни говорили, в самом себе содержало опровержение. 2) Он был настолько занят выполнением Своей земной миссии, что не обращал внимания на то, что они свидетельствовали против Него. 3) Пришел Его час и Он подчинился воле Отца Своего. Он знал, в чем заключалась воля Его Отца: дать Спасителя людям.
27.13 «Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?» Не злобясь на Него, Пилат желал, чтобы Он Сам сказал за Себя. Он побуждает Его к этому и верит, что Христос мог бы сделать это. Он удивлялся Его молчанию, которое истолковывалось им как презрение к Самому Себе.
27.14 «И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился». Пилат удивился молчанию Христа, которое истолковывалось им не столько как неуважение к суду, сколько как презрение к Самому Себе. И поэтому не сказано, что Пилата это рассердило, но что он «весьма дивился». Он верил в невиновность Христа. Ему казалось странным, что Он не сказал ни слова в Свое оправдание.
27.15 «На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели». В стихах 15-25 мы видим ожесточение народа, принуждающего правителя распять Христа. Первосвященники имели большое влияние на людей, называвших их: учитель. Они воспользовались этим, чтобы возбудить народ против Христа. И с помощью толпы добились того, чего не смогли бы добиться никаким иным путем. Ожесточение народа выразилось в двух требованиях: в предпочтении Христу Вараввы и в настойчивом требовании распять Христа. По-видимому, у римских правителей вошло в обычай в угоду иудеям украшать торжество праздника Пасхи освобождением одного из узников. Они думали, что этим они чествуют праздник. Однако это было их собственное изобретение, а не Божье установление. Но это был плохой обычай, он создавал препятствия для правосудия и поощрял беззаконие.
27.16 «Был тогда у них известный узник, называемый Варавва». Варавва – это кличка человека, состоящая из двух слов: «bar» и «abba», т.е. сын отца. Он был осужденный на смерть разбойник, содержался в тюрьме за возмущение и убийство. Пилат назвал его имя, считая, что народ пожелает освобождения кого угодно, только не его. Его преступления были тяжкими.
27.17 «Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом». Здесь мы находим предложение, сделанное правителем Пилатом. Он выставил двух кандидатов на освобождение, одного из которых и должен был избрать народ. Он предложил им отпустить Иисуса. Он был убежден в Его невиновности, а также в том, что в основании этого судебного преследования лежали злые намерения. Однако у него не хватило мужества освободить Его силой собственной власти. Он захотел освободить Его как народного избранника. Тогда как, не найдя в Нем никакой вины, не следовало ни ставить Его кандидатуру на голосование, ни подвергать Его жизнь опасности. Он напоминает народу, что этого Иисуса некоторые из них считают Мессией. И что Он представил более чем достаточные доказательства того, что это действительно так и есть. Тогда его слова можно понимать так: «Не отвергайте того, с Чьей личностью ваш народ связал такие надежды».
27.18 «Ибо знал, что предали Его из зависти». Причина, по которой Пилат так старался освободить Господа Иисуса, заключалась в том, что он «знал, что предали Его из зависти». Знал, что не вина Его, а Его служение вызвала в них озлобление. Поэтому он полагал, что народ выскажется за Его освобождение. Пилат знал, что всего несколько дней тому назад Христа встречали криками осанна. И он решил, что Христос любимец народа, и что он смело может положиться на общественное мнение. Тем более, что в качестве Его конкурента, претендующего на всеобщее одобрение, был выдвинут такой отъявленный преступник. Но на деле всё оказалось иначе.
27.19 «Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». В то время как Пилат прилагал все старания, его нежелание осудить Христа было подтверждено предупреждением, посланным ему женой: «Не делай ничего Праведнику Тому». Прислушайся к голосу разума. Полагают, что это послание было вручено Пилату публично и прочитано вслух в присутствии всех находящихся в зале суда. Ибо оно должно было стать предостережением не только ему, но и обвинителям Христа. И она послала мужу это предостережение: «Не делай ничего …». Во-первых, это было славное свидетельство о Господе Иисусе, о том, что Он Праведник. Даже когда Его судили как наихудшего из злодеев, когда Его ученики побоялись выступить в Его защиту, Бог чужих людей заставил говорить в Его пользу. Во-вторых, это было ясное предупреждение Пилату: «Не делай ничего Ему». Жена Пилата послала ему это предупреждение из любви, она хотела его предостеречь.
27.20 «Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить». Первосвященники и старейшины всё это время старались повлиять на народ, вызвать в нем расположение к Варавве. Они «возбудили народ» как своим личным участием, так и с помощью посланных им слуг. При этом они внушали народу, что этот Иисус был обманщиком, находящимся в союзе с сатаной. Был врагом их церкви и храма. Что если оставить Его в покое, то придут римляне и овладеют и этим местом, и самим народом. Что Варавва, хотя и негодный человек, всё же не может причинить столько вреда, поскольку он не имеет такого влияния на людей, какое имеет Иисус. Так они овладели толпой, которая, если бы не они, и дальше оставалась бы расположенной к Иисусу. В данном случае они злоупотребляли той властью, которая была сосредоточена в их руках – вводили его в заблуждение.
27.21 «Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву». Испытывая на себе такое давление священников, люди сделали свой выбор. Пилат надеялся на то, что ему удалось достичь своей цели и что Иисус будет сейчас отпущен. Но народ назвал имя Вараввы. Возгласы в пользу Вараввы были такими всеобщими, что невозможно было их не принять.
27.22 «Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят». Мы видим требование присутствующих распять Иисуса. Пилату, изумленному их выбором Вараввы, хотелось надеяться на то, что они поступили так в силу своей расположенности к Варавве. А не в силу своего враждебного отношения к Христу. И поэтому он обращается с вопросом к ним: «Что же я сделаю Иисусу, …». Отпустить ли мне и Его ради большей славы вашего праздника? Нет, говорят ему люди: «да будет распят». Они желали Ему именно такой смерти потому, что она считалась наиболее постыдной и позорной. Хотя выкрикивавшие это, возможно, не были теми же самыми людьми, которые на днях кричали «осанна», тем не менее, быстро переменились мысли и настроение простого народа. Когда Он торжественно въезжал в Иерусалим, восклицания радости были всеобщими. Можно было подумать, что у Него нет врагов. Теперь же, когда Его привели в судилище Пилата, крики врагов были настолько всеобщими, что можно было бы подумать, что у Него нет друзей.
27.23 «Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят!» Относительно требования распять Его сообщается, как Пилат возражал против него: «Правитель сказал: какое же зло сделал Он?» Уместный вопрос, который следует задать прежде, чем мы осудим кого-либо. К великой чести Господа Иисуса служит то, что, хотя Он и пострадал как злодей, ни Его судья, ни Его обвинители не могли показать, что Он сделал какое-нибудь зло. Всё это ясно указывает на то, что Он умер ради того, чтобы искупить грехи других людей. Но народ настаивал на Его распятии: «Но они еще сильнее кричали: да будет распят». Они и не собирались доказывать, какое зло сделал Он. Он просто должен был распят, не важно, виновен Он или не виновен.
27.24 «Пилат, видя, что ничто не поможет, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего, смотрите вы». Пилат принял несправедливое решение. Т.о., желаемый исход этого дела был достигнут исключительно криком. Но Пилат пытается снять вину с себя и переложить ее на других. Они не хотели принять его доводы в том, что с его стороны несправедливо будет осуждать Человека, Которого он считает невиновным и вину Которого они не могли доказать. Их часто повторяющиеся мятежи спровоцировали римлян на уничтожение их. Пилат оказался между двух огней: желанием иметь мир в собственной душе и желанием иметь мир в городе. Если бы он твердо держался законов правосудия, не было бы этого.
27.25 «И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших». Священники и народ полагали, что эта вина не причинит никакого вреда ни им самим, ни их детям. Желая не дать Пилату возможности испытывать колебания, они согласились на это, лишь бы не упустить добычи из своих рук. Они хотели освободить Пилата от ответственности. На самом деле они навлекли на себя и на своих потомков Божий гнев и Божье возмездие. Брать на себя такое проклятие было безумием, но навлекать его на свое потомство было верхом жестокости.
27.26 «Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». Если бы Варавва не был конкурентом Христа за расположение народа, то, вероятно, он умер бы за свои преступления. Однако это самое обстоятельство послужило средством к его освобождению. Господа Иисуса бичевали. Это было жестокое наказание, особенно когда его совершали римляне, которые не соблюдали ограничение иудейского закона, запрещающего наносить больше сорока ударов. Это наказание было наложено на Того, Кто уже был приговорен к смерти. Но так исполнились места Писания: Пс.128.3 «На хребте Моем орали (пахали)…» Ис.50.6 «Я предал хребет Мой бьющим …». Ис.53.5 «ранами Его мы исцелились». Одного бичевания было недостаточно, но Он должен был быть еще и распят. Этот вид казни применялся только римлянами. На земле устанавливался крест, к которому гвоздями прибивали руки и ноги. На этих гвоздях держалась вся тяжесть тела человека до тех пор, пока он не умер. На такую смерть и был осужден Христос, чтобы уподобиться медному змею, выставленному на знамя (по пустыне) во время выхода Израиля из Египта. Эта смерть была настолько ужасной, что милостивые государи распоряжались прежде задушить тех, кто был осужден законом на эту казнь. И только потом уже распинать на кресте. Так Юлий Цезарь поступил с некоторыми пиратами. Константин, первый христианский император, отменил эту казнь.
27.27 «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк». В этих стихах описано варварское обращение воинов с Ним в то время, пока готовилось необходимое для Его казни. Хотя Пилат и объявил Его невиновным, тем не менее, его воины принялись оскорблять Его. Они поддались более настроению народа против Него, нежели свидетельству в Его пользу своего начальника. Это происходило в претории, доме правителя. В этом принимал участие весь полк (примерно пять сотен солдат, но называют 12-15 сотен).
27.28 «И, раздев Его, они надели на Него багряное одеяние». Надели на Него какой-нибудь старый плащ красного цвета, какой носили римские воины, чтобы изобразить некое подобие тех багряниц, в которые облачались императоры и цари. Этим одеянием они создали видимость величия, чтобы только выставить Его перед присутствующими в наиболее смешном виде. Тот факт, что Христос был одет в багряницу, знаменовал то, что Он на позор Себе принял на Себя наши грехи и вознес их на Крест.
27.29 «И, сплетя венок из терновника, положили Ему на голову, и вложили Ему в правую руку трость, и падали перед Ним на колени, и издевались над Ним, говоря: Радуйся, Царь иудейский». Это должно было стать продолжением их игры в шутовского царя. Однако если бы они хотели таким образом только посмеяться над Ним, то тогда могли бы сплести венец из соломы, но они хотели причинить Ему боль. Однако в этом была тайна. Терние вошло в мир вместе с грехом, и стало частью того проклятия, которое явилось следствием греха (Быт. 3.18). Поэтому Христос, сделавшись за нас проклятием и умирая для того, чтобы снять с нас это проклятие, перенес страдание и жгучую боль, причиняемые терниями. Более того, Он носил терние как венец, ибо Его страдания за нас были Его славой. Так Он изменил для Своих избранных сущность страданий, тем самым дав им возможность хвалиться скорбями и умножать посредством их будущую славу. Христос был увенчан терниями, что должно было показать, что Его Царство не от этого мира. И здесь на Земле оно сопряжено с узами и скорбями. У некоторых языческих народов существовал обычай приводить к алтарям свои жертвы, увенчанные венками. Терновый венок Христа был тем самым венком, которым был увенчан самая великая жертва Богу. Этот терновый венок, наверно, вызвал кровь с Его головы, пролитую за нас. «Вложили Ему в правую руку трость», которая по замыслу должна была представлять собой шутовской скипетр. Скипетр был еще одним символом царского достоинства, предложен был Ему в насмешку. Однако такие представления были ошибочными, ибо в Библии написано: престол Его утвержден (Пс.44.7) «вовеки жезл царства Его – жезл правоты». «Падали перед Ним на колени …». Пытаясь сделать из Него шутовского царя, они теперь по-шутовски и поклоняются Ему. Преклоняли в насмешку колени перед тем, Кто уже скоро после этого будет вознесен к Богу.
27.30 «И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове». Так точно Его унижали в доме первосвященника. Удивительно, до какого злодейства снизошли люди, и какое бесчестье должен был претерпеть Сын Божий. «Взяв трость, били Его по голове». Что вначале они сделали шутовским символом Его величия, то теперь они делают реальным орудием своей жестокости. Полагают, что они наносили удары по терновому венцу и еще глубже вонзались колючки Ему в голову. Его мучения доставляли им великое наслаждение. Все эти страдания и позор Он претерпел для того, чтобы обрести нам вечную жизнь, радость и славу.
27.31 «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие». Насмеявшись над Ним и нанеся Ему оскорбления, они сняли с Него багряницу. Что означало то, что они лишали Его всей полноты царской власти, которой облекли Его, надев на Него багряницу. И одели Его в собственные одежды, потому что одежда распинаемых получили воины, совершающие казнь. Они сняли с Него багряницу, но не написано нигде, что они сняли с Его головы терновый венец. Поэтому принято считать, что Он был распят с венцом на голове. И на Кресте Он выступал в роли Царя. «Повели Его на распятие». Он был веден, «как агнец на заклание», как жертва к жертвеннику. Они вывели Его за город. Христос должен был пострадать вне врат (Евр.13.12).
27.32 «Выходя, они встретили одного киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его». По-видимому, вначале Христос Сам нес Свой Крест. Но спустя некоторое время они сняли с Него Крест, т.к. увидели, что эта ноша была слишком тяжела для Него (Скорее всего, ночью Он не спал, а с момента задержания ничего не ел). В фильме «Бен Гур» показывают, что, неся Крест, Он многократно падал. Возможно, они боялись, что Он ослабеет под тяжестью Креста и умрет по дороге. Они передали Крест некоему Симону, принуждая его к этому властью правителя или священников. Это было позорное дело, и никто без принуждения не согласился бы исполнить его. Некоторые предполагают, что этот Симон был учеником Христа или, по крайней мере, Его доброжелателем. И что воины знали об этом и потому возложили на него Крест.
27.33 «И, придя на место, называемое Голгофа, что значит «лобное место», В этом и в последующих стихах описано распятие Иисуса Христа. Они пришли на место, называемое Голгофа и находящееся вблизи Иерусалима, где, вероятно, обыкновенно совершались казни. Здесь был Господь принесен в жертву Божьему правосудию. По мнению некоторых, это лобное место называлось так потому, что оно представляло собой общее кладбище, где складывались кости мертвецов, чтобы люди не прикасались к ним. И не осквернялись таким образом.
27.34 «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить». Здесь и далее видим оскорбительное обращение с Ним распинавших Его. Как если бы такая ужасная смерть не была достаточной. И они замыслили сделать ее еще более горькой и ужасной. Согласно указанию царя Соломона (Прит.31.6) обычно приговоренным к смерти предлагалась чаша приправленного специями вина. Но в чаше, которую предложили выпить Христу, они смешали виноградный уксус и желчь, чтобы сделать ее кислой и горькой. Он не дал горькой чаше миновать Его неизведанной, когда совершал искупление за всё наше греховное вкушение (Адамом и Евой) запретного плода. Но Он не хотел пить, потому что не хотел принимать наркотическое действие чаши для уменьшения болевых ощущений. Он хотел умереть в полном сознании.
27.35 «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий». Они распяли Его, пригвоздили Его руки и ноги к Кресту. При этом они сняли с Него одежду, по крайней мере, верхнюю. После чего подняли Крест с висящим на нем Господом. Ибо таков был римский закон распинать. Христа распинали четыре воина, и каждый из них должен был получить свою долю из одежды.
27.36 «И, сидя, стерегли Его там». Первосвященники, ставя эту стражу, несомненно, были озабочены тем, как бы народ, которого они по-прежнему боялись, не восстал и не освободил Его. Но Провидение распорядилось так, что те, кого назначили стеречь Его, оказались невольными свидетелями воскресения Его. То, что они видели и слышали, вынудило их произнести об Иисусе: ст.54 «Воистину, Он был Сын Божий».
27.37 «И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь иудейский». В целях укрепления общественного правосудия и придания казненных преступников большему позору обычно об их преступлениях возвещал не только крик глашатая, но также надпись над их головами. Надпись указывала, за какое преступление они страдают. Поэтому и над головой Христа была поставлена надпись, делающая известной суть предъявленного Ему обвинения: «Сей есть …». Они намеревались посредством этой надписи унизить Его. Но Бог употребил это обстоятельство таким образом, что даже Его обвинение способствовало Его славе. Ибо: 1) Эта надпись не ставила Ему в вину никакого преступления. В ней было сказано не то, что Он претендовал на титул Царя. 2) Эта надпись утверждала ту славную истину, что Он «есть Иисус, Царь иудейский». Он есть тот самый Царь, Которого ждали иудеи и Которому им следовало бы покориться. Так что надпись (Его обвинение) была равносильна тому, что Он есть истинный Мессия и Спаситель мира. Пилат, вместо того, чтобы обвинить Христа как Преступника, провозгласил Его Царем, даже на трех языках. Так заставляет Бог людей служить Своим целям, которые совершенно не совпадают с их собственными целями.
27.38 «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую». Вероятно, этот день был установленным днем казни. И поэтому они торопились закончить делопроизводство еще утром, чтобы подготовить всё необходимое для Его казни вместе с другими преступниками. Одни полагают, что так распорядился Пилат, чтобы казнь над этими преступниками искупила его несправедливое решение, осудившее Христа. Некоторые считают, что так задумали иудеи, чтобы сделать страдания Христа еще более позорными. Как бы то ни было, в этом также исполнилось Писание: Ис.53.12 «и к злодеям причтен был». Унижением для Него было то, что Он был распят вместе с разбойниками. Он должен был принять одну и ту же горькую участь со злодеями, как если бы Он участвовал в их грехах. Ибо Он сделался для нас жертвой за грех и принял на Себя подобие плоти греховной. Но для того Он и был в Своей смерти причтен к злодеям, чтобы мы после нашей смерти были причислены к святым. Еще одно унижение состояло в том, что Он был распят посредине, между ними, как если бы Он был наихудшим из трех, главным злодеем. Ибо центральное место из трех мест всегда занимает главный.
27.39 «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими» Можно было бы подумать, что пригвоздив Его к кресту, они уже сделали худшее из всех зол, и сама злоба уже исчерпала себя. К умирающему человеку обычно проявляют сострадание. Но в довершение уничижения Господа Иисуса и чтобы показать, что, умирая, Он понес на Себе грехи, Он был и на кресте обременен поношением. Они злословили (хулили) Его. Это было богохульство в самом прямом смысле этого слова. Его злословили путники, шедшие по дороге, а это была большая дорога, ведущая из Иерусалима в Гаваон. Эти люди были против Него настроены криками и рассказами первосвященнических ставленников. Человек склонен говорить то, что говорит большинство. В знак своего презрения к Нему они «кивали головами своими». Этим они выражали свою насмешку над Ним. Об этом самом месте было предсказано: Пс.21.8 «ругаются надо мною, … кивая головою».
27.40 «И говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Во-первых, они насмехались над Его предсказанием о разрушении храма. Хотя судьи сами понимали, что смысл сказанных Им слов искажается (смотри Мк.14.59), тем не менее, они усердно распространяли в народе слух о том, что Он якобы имел намерение разрушить храм. Тем самым они имели намерение вызвать ненависть к Нему со стороны народа. Расширим их слова: «Если у Тебя есть та сила, которой Ты хвалился, то вот теперь самое время проявить ее и доказать наличие ее у Тебя делом. Ибо известно, что всякий человек сделает всё от него зависящее для того, чтобы спасти себя самого». Во-вторых, они насмехались над Его заявлением о том, что Он Сын Божий. Они считают, что теперь или никогда Он должен доказать, что является Сыном Божьим. Они забывали при этом, что Он уже доказал это Своими чудесами, особенно воскрешением мертвых.
27.41 «Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:» Церковные вожди и государственные чиновники сами насмехались над Ним. Сами лично развлекались Им или укоряли Его. Им следовало бы сейчас находиться в храме и исполнять свои служебные обязанности. Ибо теперь был первый день праздника опресноков, когда должно было собраться священное собрание. А они были здесь на месте казни, и изрыгали свой яд на Господа Иисуса. Это не соответствовало тем требованиям, к которым их обязывало их положение. Можно было бы догадаться, что тем, кто сыграл такую большую роль в предании Христа смерти, лучше оставаться вне поля зрения. Но нет ничего более низменного, чем непрестанная злоба.
27.42 «Других спасал, а Себя самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Священники и старейшины делали Христу два упрека: что Он не может спасти Себя самого и что Бог Его Отец не хочет спасать Его. До этого уже были высмеяны Его пророческое и царское служение, теперь насмешкам подвергается Его священническое служение (как Спасителя). Во-первых, они считают, что Он не мог спасти Себя самого и поэтому не имел той власти, на которую претендовал. Тогда как в действительности Он не хотел спасать Себя самого, потому что хотел умереть, чтобы спасти нас. Во-вторых, они хотели внушить другим, что поскольку Он сейчас не спасает Себя самого, то все Его претензии на то, что Он может спасать других, лживы и обманчивы. И никогда не имели реального подтверждения. И это несмотря на то, что подлинность Его чудес была неопровержимо доказана. В-третьих, они упрекают Его за титул Царя Израилева. В их представлении крест никак не соответствовал облику Царя Израилева. И противоречил их понятиям о Нем. В-четвертых, они бросили Ему вызов, потребовав, чтобы Он сошел с креста.
27.43 «Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо сказал: Я Божий Сын». Священники и старейшины делали Христу упрек, что Бог, Его Отец, не хочет спасать Его. Он уповал, или делал вид, что уповает на Бога, ибо Он сказал: «Я Божий Сын». Итак, они высказывают суждение о том, что Он лишь обманывал Себя и других, когда выдавал Себя за Сына Божьего. Ибо если бы Он на самом деле был Сыном Божьим, то Он не был бы предан на все эти страдания. Сказанное в Его адрес было нацелено на то, чтобы, во-первых, очернить Его и заставить стоящих здесь считать Его обманщиком. Во-вторых, устрашить Его и заставить Его отчаяться и потерять упование на силу и любовь Своего Отца.
27.44 «Также и разбойники, распятые с ним, поносили Его». Разбойники, хотя и страдали вместе с Ним, присоединились к Его гонителям и поносили Его. Точнее, поносил только один из них, тот самый, который сказал: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Товарищи по несчастью обычно сочувствуют друг другу. Господь Иисус принял бесчестие от людей. При этом Он понес такое поругание, какого удостоиться могли бы только наихудшие из людей. Он сделался не только грехом за нас, но и проклятием за нас.
27.45 «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого». Далее следует описание того, как среди всех этих унижений и оскорблений, исходивших от людей, померкли небеса над Господом Иисусом. Гнев небес был отмечен необычайным затмением солнца. Некоторые из писателей древности ссылаются на народные летописи, описывающее это необычайное затмение солнца, имевшее место перед смертью Христа. Это было хорошо известное событие, сообщившее тем частям Земли о наступлении чего-то великого. Эта тьма была послана для того, чтобы заградить уста тех богохульников, которые глумились над Христом тогда, когда Он висел на Кресте. И, по-видимому, тьма нагнала на них ужас. Они умолкли и пришли в недоумение, стараясь понять, что бы это явление означало. Но главное, что подразумевала собой эта тьма, заключалось в следующем: Христос вступил сейчас в открытое сражение с властями тьмы, и Ему недоставало сейчас небесных утешений.
27.46 «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Когда небо начало проясняться, возопил Иисус громким голосом. Эти слова переданы на арамейском языке, на котором они и были произнесены. Ее Он позаимствовал из Пс.21.2. Он взял из псалмов Давида (хотя мог бы выразиться и собственными словами), чтобы научить нас тому, насколько полезно для нас Слово Божье. И чтобы рекомендовать нам использовать в наших молитвах выражения из Библии. То, что Он произнес эти слова громким голосом, свидетельствует о том, что Он испытывал мучительную боль и страдания. Его жалоба была: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Странно слышать такую жалобу из уст Иисуса Христа, в Котором всегда пребывало благоволение Бога Отца. Отец и теперь любил Его. И всё же Он оставил Его, притом среди таких страданий. Он позволил силам тьмы выступить против Него. Бог Отец излил на Его душу горечь Своего гнева на человека за грех. Христос сделался грехом и проклятием за нас. Христос покорился и этой части Своего великого подвига, как прежде Он покорился всем остальным его частям. То обстоятельство, что Он был оставлен Отцом, больше всего усугубляло Его страдания и вызывало в Нем наибольшие жалобы. Он теперь называет Отца Своим Богом, ибо Он теперь исполнял волю Его.
27.47 «Некоторые из стоящих там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». Его враги заменили слово «Или» на «Илию». Одни полагают, что это была ошибка римских воинов, слышавших разговоров об Илии, и об ожидании иудеями Его пришествия. Но они не знали значения еврейского слова «или». Потому неверно истолковали эти слова Христа. Возможно, что они не услышали окончания сказанного Христом из-за шума народа. Другие же считают, что это было умышленное искажение Его слов какими-то иудеями, очень хорошо понявшими, что Он говорит. Но хотели посмеяться над Ним и представить Его в ложном свете.
27.48 «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить». Предложили Христу утешение, которое мало чем отличалось от всех предшествующих утешений. Вместо того чтобы предложить Ему какой-нибудь стимулирующий напиток, который бы освежил и обновил Его силы, они дразнили Его. Один из них побежал за уксусом, желая показаться услужливым. В действительности он радовался возможности унизить и оскорбить Его. И он побежал, т.к. боялся, как бы кто-то не опередил его.
27.49 «А другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Другие, также с целью оскорбления и глумления над Ним, отправляют Его к Илии. Суть их слов: «Оставим Его одного. Его положение безнадежно, ни небеса, ни Земля не в силах помочь Ему. Не будем ничего делать для того, чтобы либо ускорить Его смерть, либо задержать ее наступление».
27.50 «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух». В стихах 50-56 мы находим описание смерти Христа и несколько замечательных эпизодов, ей сопутствовавших. Его пригвоздили к Кресту между третьим и шестым часом, т.е. между девятью и двенадцатью часами по нашему времяисчислению. Он умер после девятого часа, т.е. между тремя и четырьмя часами пополудни. Это было время приношения вечерней жертвы, а также время, когда закалывали агнца пасхального. Поэтому и Христос, Пасха наша, был заклан за нас и принес Себя в жертву Богу в это время. Здесь сообщаются две детали, характеризующие смерть Христа: Он опять возопил громким голосом и этот громкий голос указывал на то, что Он атаковал наших духовных врагов. Первое, что теряет умирающий человек – это голос. Но Христос, перед тем, как испустить дух, воскликнул так, как восклицает человек в полноте своих сил. Этим самым Он показал, что у Него не отнимали жизнь силой, а Он Сам добровольно отдавал ее. Этот громкий голос указывает на то, что Он атаковал наших духовных врагов с решимостью и смелостью. Его громкий предсмертный вопль означал, что Его смерть должна быть возвещена по всему миру. Она затрагивает интересы всего человечества, и потому всё человечество обязано обратить на нее свое внимание. После этого Он испустил дух. Этот факт свидетельствует о наступлении смерти. Это действие должно было показать, что Сын Божий действительно умер на Кресте. Нельзя усомниться в той истине, что Он умер действительно, ибо Он должен был умереть. Поскольку смерть была наказанием за грех, за непослушание Адама и Евы, Ходатай Нового Завета должен был совершить дело искупления посредством смерти. То, что Он испустил дух, свидетельствует о наступлении смерти.
27.51 «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись». Поскольку при жизни Христом было совершено такое большое количество чудес, естественно было ожидать, что и при Его смерти произойдут какие-нибудь чудеса. Было необходимо, чтобы Его унижение сопровождалось какими-то выдающимися излучениями славы Божьей. «И вот, завеса в храме раздралась надвое». Этот отрывок начинается словом «вот». Т.е. «посмотрите на это удивительное зрелище, и подивитесь». Разодралась завеса в храме, отделявшая святилище от святого святых, как раз в тот момент, когда Иисус Христос испустил дух. Разодралась невидимой силой. Это было во время вечернего жертвоприношения, в праздничный день, когда священники находились при исполнении своих служебных обязанностей в храме. И могли быть очевидцами произошедшего события. Они осудили Его за слова: «Разрушу храм этот». Теперь, явив таким образом Свою силу, Он показал им, что Он, если бы захотел, мог бы подтвердить Свои слова делом. Это раздирание завесы возвещало откровение и раскрытие тайн Ветхого Завета. Завеса в храме служила для сокрытия, ибо было строго запрещено всем людям, за исключением первосвященника, смотреть на то, что находилось в святом святых. Да и первосвященнику разрешалось один раз в год. Но теперь, со смертью Спасителя Христа, всё стало явным. Теперь мы понимаем, что в храме ковчег указывал на Христа как на великую искупительную Жертву. А сосуд с манной указывал на Христа как на Хлеб жизни. Это раздирание завесы обозначало устранение преграды, лежавшей между иудеями и язычниками. Христос умер для того, чтобы разодрать все разделяющие завесы и чтобы всех соединить в одно. Это раздирание завесы возвещало освящение и открытие нового и живого пути к Богу. Как поясняет это ап. Павел в Евр.10.19,20: мы имеем «дерзновение входить во святилище путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу». Он умер, чтобы привести нас к Богу, для чего необходимо было разодрать эту завесу вины и греха, находившуюся между нами и Богом. Теперь через Христа мы имеем свободный доступ к престолу благодати. «И земля потряслась». Потряслась не только гора Голгофа, но и прилегающие места. Это землетрясение знаменовало собой две вещи. Во-первых, как ужасно было злодеяние распинавших Христа. Во-вторых, как славны были достижения Креста Христова. «И камни расселись». Этой мощной тряски не выдержали даже твердые породы Земли.
27.52 «И гробы отверзались; и многие тела усопших святых воскресли». Это событие описано не настолько полно, насколько желало бы того любопытство наше. Ибо Библия дана нам не для того, чтобы удовлетворять его. По-видимому гробы отверзлись в результате того же самого землетрясения, которое вызвало расхождение скал. Можно задать много вопросов, относящихся к данному событию, на которые нельзя дать определенного ответа. Такой вопрос, как, напр., кто были эти святые, которые воскресли. Одни полагают, что это были патриархи древности. Другие считают, что это были современные Христу святые, которые видели Его по плоти, но умерли прежде Него. Неясно, воскресли ли они в момент смерти Христа, но не входили в город до Его воскресения. Иные считают, что они воскресли ради того, чтобы засвидетельствовать о воскресении Христа тем, кому являлись. И, окончив свое свидетельство, вновь возвратились в свои гробы. Есть мнение, что они воскресли с Христом и вознеслись с Ним во славе.
27.53 «И, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый город и явились многим». Они были пробуждены силой Господа Иисуса и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый город. Не сказано, кому они явились, что говорили и делали и как исчезли из виду. Повествование, описывающее это событие, очень кратко. Это ясно указывает нам на то, что нам не следует искать в нем средства для укрепления нашей веры. Несмотря на это, из данного события всё же можно почерпнуть много полезных уроков: 1) Те, кто жил и умер до смерти и воскресения Христа, пережили Его спасающую силу точно так же, как и те, кто жил после Его смерти и воскресения. 2) Иисус Христос Своей смертью победил, обезоружил смерть и лишил ее силы. Эти воскресшие святые были нынешними трофеями победы Креста Христова над силами смерти. 3) Тела всех святых по достижении полноты времени воскреснут силой воскресения Христова. Описанное здесь воскресение было начатком всеобщего воскресения в последний день, когда все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божия. Возможно, потому Иерусалим и назван здесь святым городом, что святые в день всеобщего воскресения войдут в новый Иерусалим, который будет святым городом. 4) Все святые, испытывая на себе действие голгофского подвига Христа, восстают от «смерти греха к жизни праведности.
27.54 «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий». Здесь читаем об убеждении, к которому пришли Его враги, участвовавшие в этой казни. К такому убеждению пришли те, которые были поставлены на стражу. Это были воины, чья профессия обычно делает человеческий характер суровым. И чье сердце обычно не испытывает чувства страха или жалости. Это были римляне, т.е. язычники, которые не знали Писаний, ныне исполнявшихся. Однако пришли к такому убеждению. Это были гонители Христа, которые незадолго до этого ругались над Ним (смотри Лк.23.36). Они ощутили землетрясение под ногами, которое их устрашило и увидели всё бывшее. Все эти катаклизмы были нацелены на то, чтобы отстоять честь Христа в Его страданиях. Они возымели свое действие на этих воинов. Их убеждение выразилось в двух вещах. 1) В страхе, который напал на них. Бог легко может устрашить даже самых дерзких из Своих противников и дать им понять, что они только люди. Чувство вины вселяет в людей страх. 2) В свидетельстве, которое было высказано ими. Иудеи смотрели на происходящее как на определенное показание против Христа в том, что Он не является Сыном Божьим, т.к. Он не сошел с Креста. Лучшие из Его учеников не могли бы сказать лучше того, что сказал сотник.
27.55 «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему». Там были не апостолы (лишь в другом месте находим у Креста ап. Иоанна, Ин.19.26). Они не осмеливались показаться у Креста, страшась подпасть под такое же осуждение. Но здесь была группа женщин, смело сохранявших верность Христу. Об этих женщинах сказано, что они следовали за Иисусом из Галилеи, движимые большой любовью к Нему и желанием слушать Его проповеди. Восходить в Иерусалим для поклонения на праздник Пасхи входило в обязанность только мужчин. Женщины служили Ему своим имением для удовлетворения Его повседневных потребностей.
27.56 «Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых». Будем прославлять Бога за то, что Он открыл Свою любовь к нам.
27.57 «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса». В стихах 57-66 содержится описание способа и обстоятельств погребения Христа. Здесь можем заметить милосердие и доброжелательность Его последователей. Они позаботились о Его достойном погребении. Его погребли для большей очевидности Его смерти и для большей славы Его воскресения. Пилат не отдавал Его Тела для погребения до тех пор, пока не удостоверился, что Он действительно мертв. Время погребения – когда настал вечер. Откладывать погребение на следующий день не стали, т.к. этим следующим днем была суббота. Ибо погребение умерших – неподходящее дело для дня покоя или веселья, каковым является суббота. Человеком, взявшим на себя хлопоты, связанные с похоронами Господа, был Иосиф из Аримафеи. Из апостолов никто не явился, чтобы воздать последние почести своему Учителю. Большинство учеников Христа были бедными людьми. Женщины, которые пришли с Ним из Галилеи, не решились на такое дело. И тогда Бог побудил к нему этого добродетельного человека. Бог всегда находит Себе орудия, необходимые для осуществления Его намерений. Иосиф был подходящим для этого дела человеком. Он был богатым, он мог иметь всё нужное для погребения. Он сам был учеником Христа.
27.58 «Он пришел к Пилату, просил Тело Иисуса. Тогда Пилат приказал отдать Тело». Иосиф пришел к Пилату, к которому и следовало обращаться по данному вопросу. В вопросах, на которые распространяется гражданская власть, надо оказывать должное почтение этой власти. И не делать ничего противозаконного. Пилат готов был отдать Тело тому, кто мог достойно похоронить его, чтобы как-то искупить вину, какую его совесть возложила на него за осуждение невинного Христа. Этим прошением Иосифа и готовностью Пилата удовлетворить его была оказана честь Христу. И было дано свидетельство и Его невинности.
27.59 «И, взяв Тело, Иосиф обвил Его чистою плащаницею» (полотно из тонкого льна). Хотя Иосиф и был членом синедриона, он сам снял Тело, как видно из текста. Своими собственными руками снял Его с Креста. Где есть истинная любовь к Христу, там никакое служение Ему не выглядит слишком унизительным. Сняв Тело, Иосиф обвил Его «чистою плащаницею». Так погребать тела умерших было в то время обычной практикой, которой подчинился и Иосиф.
27.60 «И положил Его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился». Здесь не было и намека на ту пышность и торжественность, которой опускают в могилы вельмож этого мира. Его положили в позаимствованном гробе, принадлежавшем Иосифу. Т.к. Иисус Христос умер не за свой грех, Его погребли в позаимствованном гробе. Иудеи задумали похоронить Его вместе с разбойниками, с которыми Он был распят, но Бог распорядился иначе. Так Он был «погребен у богатого» (Ис.53.9). Его положили в новом гробе. Гроб был высечен в скале, земля вокруг Иерусалима была преимущественно скалистая. Бог распорядился так, что гроб Христа был устроен в твердой цельной скале. Не оставалось возможности для подозрений, будто Его ученики могли иметь доступ к гробу через какой-нибудь подземный ход. Или же могли взломать стену гроба, чтобы украсть Тело. Ибо никакого иного доступа, кроме двери, к гробу не было, а дверь охранялась. «Привалив большой камень к двери гроба». Это также было сделано по обычаю иудеев погребать умерших, как видно из описания гроба Лазаря (Ин.11.38). Этот обычай указывал на то, что мертвые отделены от живых. Поскольку гроб должен был стать для Христа темницей, темничная дверь была теперь заперта наглухо. Приваливание большого камня к входу в гроб означало для них тогда то же самое, что для нас сегодня означает засыпание могилы землей. Приваливанием камня церемония похорон закончилась. Самый печальный момент в погребении христиан наступает тогда, когда мы опустили их тела в могилу и направляемся домой, оставив их лежать в ней. В действительности всё происходит как раз наоборот. Не мы уходим домой, и оставляем их, а они перешли в лучший дом и оставили нас.
27.61 «Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба». Перечислены и лица, присутствовавшие при погребении. Присутствовавших было очень мало. Здесь не было родственников в трауре, было всего только несколько добродетельных женщин. Как они сопровождали Его до Креста, так они следовали за Ним и до гроба.
27.62 «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату». Его враги сделали всё возможное со своей стороны, чтобы предотвратить Его воскресение. Свои усилия для этого они приложили и «на другой день, который следует за пятницею». Это был седьмой день недели, иудейская суббота (день отдыха), которая вскоре должны была уступить место христианской субботе, которая началась на следующий день. Весь этот день Христос пролежал мертвый в гробе. В этот день первосвященникам и фарисеям следовало быть на служении. И просить прощение за грехи, совершенные за прошедшую неделю. Они пошли опять к Пилату. Они вели с ним переговоры об обеспечении охраны гробницы. Те, кто прежде так часто упрекал Христа за дела милосердия, совершенные в этот день, теперь сами были заняты, причем делом великого злодейства.
27.63 «И говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «после трех дней воскресну»». Они были раздосадованы тем, что Тело Христа было отдано Иосифу, человеку, желающему достойным образом похоронить Его. Но, коль это случилось, они высказывают желание, чтобы у гроба была поставлена стража. В их прошении значится, что «обманщик тот» (так они называли в Нем Того, Кто есть сама Истина) «сказал: после трех дней воскресну». Он действительно говорил эти слова, чтобы укрепить учеников в вере. А гонители Его припоминают эти слова для того, чтобы возбудить в себе ярость и злобу.
27.64 «Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мертвых»; и будет последний обман хуже первого». В их прошении обнаруживаются их опасения. Чего они действительно боялись, так это Его воскресения. То, что было славой для Христа и радостью для Его народа, для Его врагов было самым большим ужасом. Священники и фарисеи делали всё возможное для того, чтобы воспрепятствовать осуществлению предсказаний Христа о Своем воскресении. Если Он воскреснет, все их расчеты рухнут. Враги Христа добиваются своей цели. Они боятся потерять то, над чем трудились. Возможно, эти священники были удивлены, узнав, что Иосиф и Никодим, два члена синедриона оказали Телу умершего Христа такую честь. И видели в этом дурное предзнаменование. Не забудут они и того, что Он воскресил из мертвых Лазаря, что также привело их в большое смущение. Они притворялись, будто боятся того, как бы «ученики Его, придя ночью, не украли Его». Но это было невероятно. 1. Ученики не имели мужества постоять за Него тогда, когда Он был еще жив и когда они могли бы сослужить Ему и себе истинную службу. И Его смерть не могла внушить мужества таким малодушным людям. 2. Да и чего бы достигли, если бы и в самом деле украли Его Тело, а затем внушили людям, что Он воскрес? Священники понимали, что если учение о воскресении Христа будет однажды проповедано и принято верой, то «будет последний обман хуже первого». Смысл этого вошедшего в поговорку выражения таков, что все мы будем наголову разгромлены, все мы погибнем. Они считают своей ошибкой, что они так долго смотрели сквозь пальцы на Его проповеди и чудеса. И они надеялись, что исправили эту ошибку, предав Его смерти. Но если бы народ убедился в Его воскресении, то это снова бы всё испортило. Его влияние вместе с Ним воскресло бы, а влияние тех, кто так жестоко расправился с Ним, сошло бы на нет. Обсудив всё, они пришли к выводу, о необходимости поставить стражу у гроба и держать ее там «до третьего дня». Гражданская власть и военная сила Пилата всё еще должны были находиться на службе их злобе.
27.65 «Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете». Пилат с готовностью удовлетворил просьбу последователей Христа, разрешив им взять Тело и похоронить. А врагам Его позволил поставить у гроба стражу, желая угодить и тем и другим. «Имеете стражу». Он имеет в виду регулярную стражу, из числа которой он разрешает им отрядить столько воинов, сколько требовалось для этой цели. Есть толковники, которые считают, что его слова «пойдите, охраняйте, как знаете» выглядят как некое подшучивание либо над их опасениями, либо над их надеждами. Тогда его слова можно перефразировать так: «Сделайте всё, что можете, употребите все ваши знания и силу. Но, если Он от Бога, Он всё равно воскреснет, несмотря на вас и на вашу стражу». Полагают, что к этому времени Пилат имел беседу с сотником, своим офицером, от которого он мог узнать, как умер Христос. И Пилат, скорее готов был поверить ему, чем тысяче этих злобных священников. Тертуллиан говорит о Пилате: «В душе он уже был христианином».
27.66 «Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать». Удивительное усердие, показанное врагами Христа в целях обеспечения охраны гроба. «Приложили к камню печать». Полагают, что эта была большая печать синедриона, посредством которой они подтверждали свою власть. Ибо кто осмелился бы взломать государственную печать? Но, не слишком надеясь на нее, они вдобавок к этому поставили стражу. Стражу, которая должна была не дать Его ученикам прийти и украсть Его. И, если возможно, помешать Ему выйти из гроба. Таковы были их намерения, но Бог обратил их во благо. Он предоставил сраже возможность наблюдать Его воскресение и рассказать первосвященникам о том, что они видели.