ПРОПОВЕДИ
У которых Бог века сего ослепил умы.
2Кор.4.3,4 «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих. У которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».
В этой главе цель ап. Павла в том, чтобы защитить свое служение. Его враги пытались настроить против него и его помощников умы людей на том основании, что они подверглись страданиям. Ап. предотвращает возражение, которое можно сформулировать следующим образом: «Почему Евангелие остается закрытым и оказывается бездейственным для некоторых из слушающих его?» Он доказывает, что причина заключается не в Евангелии и не в проповедующих его. Истинными причинами являются следующие: 1) Если Евангелие и закрыто, то за то, что оно закрыто для погибающих. Если же оно не всех достигает и не спасает, то они обречены на погибель. Они не могут надеяться спастись каким-то другим путем, ибо нет иного способа спасения. Поэтому если Евангелие закрыто для конкретной души, это является как признаком, так и причиной ее гибели. 2) «Бог века сего ослепил умы» их. Они находятся под властью и влиянием сатаны, названного здесь «богом века сего». В других местах Библии он называется «князем мира сего», по причине его огромного влияния на множество людей. А также по причине той власти, с какой управляет он, по допущению Божьему, миром и сердцем людей, своих рабов. И поскольку он является правителем тьмы века сего, то человеческие умы ослепляет, держит разум людей в слепоте посредством невежества, заблуждений и предубеждений, чтобы «для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого». Цель сатаны – держать людей в неведении. Он не может изгнать из мира свет Евангелия, но старается не дать проникнуть ему в сердце людей.
«Если же и закрыто благовествование наше …». Сказанное ап. Павлом об искренности своей проповеди подвергалось сильной клевете, ибо у него было много противников. Ап. Павел опровергает эту клевету своим авторитетом. Он удивляется всем, кто не признает силу его Евангелия, и утверждает, что это знак отвержения и погибели данного человека. Апостол как бы говорит: «если кто-то отрицает состоятельность возвещаемого мною явления Христа, то этим самым показывает себя отверженным. Всем, имеющим глаза, очевидно, сколь искренне мое учение. Тем, для кого оно сокрыто, надлежит быть слепым и лишенным всякого разума. Но слепота неверных никак не мешает ясности Евангелия. Ибо солнце не становится менее светлым от того, что слепцы не воспринимают его света». Это свидетельство великой уверенности апостола, что он считает отверженным любого человека, отвергающего Евангелие. Такой же уверенностью подобает обладать всем христианам, кто хочет считаться Божьим служителем. Имея спокойную совесть, они не должны сомневаться: противники их учения предстанут перед божественным судом, чтобы понести осуждение за их заблуждение.
«У которых бог века сего ослепил умы». Ап. Павел говорит неверующим, что их упорное противление Богу губит их. Он говорит, что даже в полдень они не видят солнца, ибо их чувства ослепил сатана. Сатана зовется некоторыми людьми богом, потому что почитается ими вместо Бога. Сатана «бог века сего» не потому, что он сам дал себе господство, по праву владеет этим господством или использует его по своему усмотрению. Он имеет лишь столько власти, сколько ему позволяет иметь Господь. Т.о., ап. Павел утверждает, что сатана обладает всеми теми людьми, кто не признает его, Павла учение твердой божественной истиной. Кроме того, он добавляет, что эти люди гибнут лишь потому, что по вине неверия сами навлекают на себя эту погибель.
«Чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, …». Ап. Павел подтверждает сказанное им ранее. Отвергающим Евангелие мешает их собственная слепота. Ибо в Евангелии виден один только Христос. Причем не смутно, но вполне ясно. Поэтому Сам Господь Иисус говорит: Ин.14.7: « не знающий Меня, не знает и Отца Моего». Вот причина, почему ап. Павел вынес столь суровый приговор сомневающимся в его апостольстве. Ведь эти люди не различали в его проповедях Христа, Которого должны были ясно видеть. Т.к. Христос зовется образом невидимого Бога, мы понимаем это не столько в отношении сущности, ибо Он единосущен Отцу. Но к тому, что Христос явил нам Отца. Отец зовется невидимым, поскольку Сам по Себе не постигается чувством человеческим. Но Он являет Себя нам через Сына, делая Себя неким образом видимым. Сын являет нам то, что иначе было бы сокрытым в Боге.
Бог ожидает от человека, чтобы мысли его о Нем были первыми мыслями, когда он начинает день и последними, когда он засыпает ночью. Бог желает также, чтобы такие мысли возникали у него и во время сна. Мало людей могут сказать, что сладок их сон, как написано в Книге екклесиаста: Еккл.5.11 «Сладок сон трудящегося, много ли он ест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть». Чем больше человек имеет, тем больше беспокоится об имуществе своем, что смущает и лишает его отдыха. Освежающий сон является в такой же степени поддержкой и утешением в этой жизни, что и пища. Лучше всего спят те, кто тяжело трудится и имеет лишь то, для чего работает. «Сладок сон трудящегося» потому, что он устал от работы, что делает его сон желанным и крепким. И еще потому, что беспокойные мысли не одолевают его голову и не нарушают его сон. Сон усердного христианина тоже сладок, т.к., растратив себя и свое время на служение Богу, он может радостно вернуться к Нему и обрести покой. Бог дает Своим детям спать. Автор псалма 138 с восхищением и благодарностью признает, что Господь заботился о нем во все дни его жизни. Пс.138.17,18 «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их. Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я всё еще с Тобою». Бог, знающий Давида, думал о нем, думал с любовью. Бог в Своем всеведении был бы прав, если бы присматривал за нами, чтобы наказать нас, однако Он подвизался наблюдать за Своими, чтобы делать им добро. Иер.31.28 «так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь». Это Божьи помышления о Своих. Божье провидение в отношении нас достойно благоговейного восхищения. Его провидение в отношении нас не имеет границ и обращает нам во благо многие события так, как мы даже не помышляли. Нам дороги Божьи помышления, и думать о них нам надлежит с благоговением, с радостью и благодарностью. Мысли о Боге должны быть нам приятнее всего на свете. Божья забота о нас должна поражать нас своим множеством: «и как велико число их». Нам трудно представить, как часто Господь замышлял для нас добро, как часто обращал во благо разные события и как много милостей мы от Него получили. Стали бы мы «исчислять их, но они многочисленнее песка». И значительна каждая Его милость. Нам трудно постичь глубину Божьего милосердия, оно обновляется каждое утро. Божьи помышления о Своих детях постоянны. Давид говорит: «когда я пробуждаюсь, я всё еще с Тобою» в мыслях. Расширим эти слова: «Я под Твоим взором и попечением. Я чувствую себя спокойно и уверенно, ибо Ты защищаешь меня». Это свидетельствует о благоговении, которое испытывал Давид перед Божьим оком. Если мы пробуждаемся утром и первые наши мысли будут о Боге, то и потом Он будет перед нами. А это помогает сохранить нам страх Господень на протяжении всего дня. Давид делает из данного учения вывод о неизбежном конце грешников. Господь знает всё их нечестие, поэтому Давид пишет в псалме: Пс.138.19 «О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого!» Другими словами: «Всякое нечестие открыто перед Тобой, как бы искусно его ни маскировали, приукрашали и скрывали от всего мира. И хотя Ты терпишь преуспевание злодеев до поры до времени, в конечном счете, Ты поразишь их».
Обратите внимание, разве не претендует мир на ваше драгоценное время, которое должно быть посвящено Богу? Не отвлекает ли он часто ваше сердце именно тогда, когда вы находитесь на богослужении в церкви? Это плохой признак. Обратите внимание, разве не претендует мир более и более явно на то, что является преимущественным правом Бога, Который желает, чтобы человек делал Божьи дела, делал свои обязанности. Но человек порой не спешит отдать должное Богу, утомляясь от Его требований и никогда не утомляясь от себя самого. Посмотрите, не ради ли мирских дел ваше сердце готово отвернуться от Бога и согрешать против Него? Это прискорбный знак. Обратите свое внимание, разве не заявляет мир о своем ложном праве возбуждать вашу душу? А если это так, то он является вашим богом. Но разве имеет он возможность, чтобы вдохновлять вас, если он сам в высшей степени печален и нездоров? Это плохой признак. Но что, если ваши рассуждения обо всем, что Бог сказал относительно превосходства духовной жизни человека, не могут этого достичь. И не имеют власти и влияния над вашим духом, чтобы вдохновлять, лелеять и возвышать его. Это плохой признак. Более того, вы являетесь духовным человеком в той мере, в которой вы чувствуете свою вину в этом отношении. И в которой мере вы знаете, что слишком увлечены миром.
Давид, автор многих библейских псалмов, во многих псалмах использует слова для выражения своего покоя и удовлетворенности в Боге. Пс.4.7-8 «Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились». Даже среди друзей Давида было немало тех, кто предпочитал вере видение. Эта склонность присуща даже многим христианам. Даже возрожденные христиане порой одержимы желанием видеть благополучие в своей жизни, они стенают, когда тьма скрывает от них всякое благо. Что касается неверующих, то они жаждут постоянно осязаемого счастья. «Кто покажет нам благо?» Их рты ненасытны и постоянно раскрываются в поиске пищи, а пустые сердца готовы проглотить любую ложь из уст самозванцев. Не получив желаемого, они отчаиваются и заявляют, что нет блага ни на небе, ни на Земле. Однако истинный верующий совсем другой. Глаза его не обращены вниз, как глаза зверей, а вверх направлены, как глаза ангелов. Он не пьет из отравленных источников, а черпает воду из небесных источников. Ему достаточно света лица Божьего. В этом его слава, богатство, здоровье, предназначение и покой. Некий богослов сказал: «Лучше один час ощущать благоволение Божье в покаянном сердце, чем целый век греться в лучах грешного мира». Христос в сердце лучше, чем хлеб в житнице и вино в погребе. Хлеб и вино не более чем плоды этого мира, а свет лица Господня – зрелый плод небес. Если Христос со мной – я богат. Если же я имею весь мир, но не имею Его, то я беден и нищ. Давайте же следить за нашими словами и взвешивать их, чтобы нам не отпасть от благословенного народа Божьего. «Кто покажет нам благо?», говорят неверующие. Под «благом» они подразумевают хлеб и вино, т.е. богатство. Они желают наслаждаться изобилием и чувственным удовольствиями. В общем смысле они спрашивают: «кто сделает нас счастливыми?» Но при этом не обращаются к Богу, единственному, кто в силах сделать это. Они свидетельствуют, что их не интересуют блага, которые нельзя видеть. И которые являются лишь объектами веры. Они не хотят признать, что глаз веры видит дальше глаза человеческого. Всё, что они желают, внешнего благополучия и благ в настоящее время. Но для чего всё это без милостивого Бога? Мудрый выбор, который совершают благочестивые люди: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» Псалмопевец выбрал благоволение Бога как вершину своего счастья. По его мнению, это важнее жизни и всех жизненных утешений.
Великий английский проповедник Чарльз Сперджен основал Пасторский колледж, готовивший христианских служителей. Герб этого заведения венчает надпись на латыни, что значит: «Держусь и поддержан». В своей биографии Сперджен писал: «это девиз нашего колледжа. Мы держимся за Крест Христов дерзновенной рукой …, потому что Крест влечет нас непреодолимой силой. Мы желаем, чтобы каждый человек держался истины и был поддерживаем ею, особенно истиной о Христе распятом.» Мы, последователи Христа, распространяем весть о Кресте, а Он Сам поддерживает нас Своей силой и благодатью, Своей любовью.
Господь Иисус, Твой Крест – центр истории и поворотная точка нашей жизни. Просим, держи нас крепко у Твоего Креста и распространи через нас любовь Свою в окружающем мире. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы просим, дай нам понять, что если Евангелие не спасает некоторых, то это потому, что они обречены на погибель. Они находятся под властью и влиянием сатаны. А он держит разум людей в невежестве. Он не может изгнать из мира свет Евангелия, но старается не дать ему проникнуть в сердце людей. Бл-м, что Бог через Библию говорит неверующим, что их упорное сопротивление Богу погубит их. Помоги нам иметь детскую веру, чтобы жить с ожиданием, всегда глядя вперед на то, что Ты приготовил для нас. Бл-м, что наш Спаситель Иисус Христос заплатил за наши грехи Своей смертью и воскресением и дает нам новую жизнь. Мы приходим к Тебе за поддержкой в наших немощах и верой в наших сомнениях. Помоги нам прославлять Твое святое имя и любить других людей, как Ты возлюбил нас. Помоги нам вспомнить свою жизнь шаг за шагом и прославлять Тебя, являвшего нам Свою верную, заветную любовь. Просим во имя Иисуса Христа. Аминь.