ТОЛКОВАНИЕ
на Евангелие от Матфея
Глава 28 Мф.
28.1 «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб». В стихах 1-10 содержатся свидетельства ангела, а также Самого Христа, доказывающие истинность Его воскресения. Бог, безграничная мудрость распорядилась так, чтобы свидетели воскресения видели Его воскресшим, но не видели, как Он воскрес. «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Христос представил такие доказательства Своего воскресения, которые подтверждены Писаниями и словом, которое Он говорил (Лк.24.7-44, Мк.16.7). Ст.1 дает отправную точку для определения времени Его воскресения. Он воскрес в то время, которое Он неоднократно предсказывал и которое Он в точности соблюл. Погребен Он был вечером шестого дня недели, а воскрес утром первого дня следующей недели. Он воскрес на третий день, чтобы подтвердить знамение пророка Ионы (гл.12.40) и исполнить предсказание: Ос.6.2 «Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицом Его». Он воскрес по истечении иудейской субботы, то была суббота пасхальная. Итак, никто да не осуждает нас за несоблюдение иудейских суббот, которые в действительности были лишь тенью будущего, но их сущностью был Христос. Он воскрес в первый день недели, названный днем Господним. С этого времени никакой другой день не упоминается во всем Новом Завете как день покоя. А этот день часто упоминается в нем как день, который христиане благоговейно соблюдали в торжественных собраниях в честь Христа (Ин.20.19,26; Деян.20.7; 1Кор.16.2). Спасение, совершенное Христом, затмевает славу прежних дел Божьих. Он воскрес на рассвете дня, т.е. как только можно было сказать, что наступил третий день Его пребывания в гробе. Пришла к гробу Мария Магдалина и другая Мария, те женщины, которые сидели против гроба, когда Его хоронили. Они пришли, чтобы выразить свою любовь к Христу. Другие евангелисты пишут, что они пришли помазать Тело. Возможно, они пришли не без мыслей о Его воскресении. Ибо они не могли забыть всё то, что Он говорил им об этом.
28.2 «И вот, сделалось великое землетрясение: ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». Когда Он умер, земля, принимавшая Его, содрогнулась от ужаса. Теперь, когда Он воскрес, земля прыгала от радости, видя, как Он возвеличился. Это был сигнал Его победы. Ангелы служили Господу Иисусу во время Его рождения, в Его искушении в пустыне, в Его предсмертном борении. Но, когда Он оказался на Кресте, когда Отец оставил Его, мы не находим того, чтобы ангел служил Ему. Они от Него тоже удалились. Теперь, когда Он воскрес во славе, которую имел прежде основания мира, ангелы Божьи поклоняются Ему. «Ангел Господень … отвалил камень». Господь Иисус мог бы отвалить камень и Сам, Своей собственной силой. Но Бог пожелал, чтобы это сделал ангел. Показать, что Он получил честное и законное освобождение от небес, совершив полное искупление человеческого рода. Чтобы показать, что Божье правосудие удовлетворено, ангелу было поручено отвалить этот камень. Не то, чтобы ангел воскресил Его из мертвых, но он таким образом сообщил о согласии Неба на Его освобождение. И о радости Неба в связи с этим. Враги Христа приложили к этому камню печать, приняв решение не отпускать Иисуса Христа. Но ангел с небес имел власть сорвать эту печать. Так, по воле Божьей, отнимаются у сильного пленники. Тот факт, что ангел сидел на камне, свидетельствует об уверенной победе над всеми препятствиями и врагами.
28.3 «Вид его был как молния, и одежда его бела как снег». Это был образ славы невидимого мира, которой не присущи оттенки. Его взгляд на охранников был подобен вспышке молнии. Некоторые толковники считают, что в Псалме 143 описано это событие. Пс.143.6 «Блесни молнией, и рассей их; пусти стрелы Твои, и расстрой их». Белизна одежды ангела была символом не только чистоты, но и радости и торжества. Слава этого ангела представляла славу Христа, принять которую Он теперь и воскрес.
28.4 «Устрашившись его, стражники пришли в трепет и стали как мертвые». То были воины, думающие о себе, что они ничего не боятся. Однако один только вид ангела привел их в ужас. Воскресение Христа в такой же мере является радостью для Его последователей, в какой оно является ужасом и смятением для Его врагов. Охранники стали как мертвые, когда ожил Тот, Кого они охраняли. Когда они поняли, что понесли полное поражение в том деле, на которое они были поставлены, это привело их в ужас. Они были поставлены здесь для того, чтобы стеречь мертвого человека в его гробу – самая легкая задача из всех, какие когда-либо ставили перед ними. Им было сказано, что следует ожидать нападения группы трусливых и слабых учеников. Которые, устрашившись их, сразу же придут в трепет и станут как мертвые. Но они сами пришли в трепет, когда увидели, что им противостоит сильный ангел, на которого они не отважились даже посмотреть. Так Бог наводит страх на Своих врагов. Вспомним стих из Библии: Пс.9.21 «Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они».
28.5»Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого». Ангел одобряет женщин и развеивает их страхи. Что-то ужасное таит в себе приближение к гробам и могилам. Но еще ужаснее было для этих женщин увидеть у гроба ангела. Но он тут же успокаивает их, говоря: «не бойтесь, ибо …». Охранники пришли в трепет и стали как мертвые, но вы не бойтесь. Пусть боятся грешники, ибо у них есть основание для страха. Для чего детям Божьим, которые делают добро, бояться? Пусть нисколько не удивляет вас та весть, которую я вам принес, т.к. вам заранее было сказано, что Учитель ваш воскреснет. Пусть это вас не пугает, ибо Его воскресение несет в себе утешение для вас. Я знаю, что вы защитники этого дела. Я пришел не устрашить, а ободрить вас. Ангел напоминает им о том, что Он был распят, чтобы еще более подчеркнуть их любовь к Нему. Его слова можно понимать так: «Вы ищете Его, хотя Он был распят. И, несмотря на это, вы продолжаете любить Его».
28.6 «Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь». Ангел заверяет женщин в том, что Иисус Христос воскрес. И этого было достаточно для того, чтобы их страхи развеялись. Если бы женщинам было сказано только то, что «Его нет здесь», то это не было бы приятной новостью для ищущих Его. Но ангел добавил и то, что «Он воскрес». Пусть и наши сердца воскреснут, и станут искать небесного. Ангел указывает женщинам на два факта, могущие укрепить их веру в воскресение Христа. 1) На то, что Он сказал, что воскреснет. А Он есть сама истина. 2) На то, что гроб, в который они могли заглянуть, был теперь пуст. Расширим слова ангела: «Сопоставьте то, что вы слышали, с тем, что вы видите и, собрав вместе то и другое, вы уверуете. Вы видите, что Его здесь нет. Если вы вспомните слова, сказанные Им прежде, вы сможете удостовериться в том, что Он воскрес».
28.7 «И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее: там Его увидите; вот, я сказал вам». Им, вероятно, было приятно осматривать гроб и беседовать с ангелами. Но их ожидало другое поручение. Они не должны были удерживать при себе великую новость о воскресении Спасителя. Они должны были пойти и сказать ученикам. Служению обществу должно отдаваться предпочтение перед нашим личным общением с Богом. Ученикам Христа надлежало первыми услышать эту весть. Ангел не сказал: «Пойдите, скажите первосвященникам и старейшинам, чтобы они пришли в трепет». Бог предвкушает радость Своих детей более, нежели позор Своих врагов. Скажите ученикам, угнетенным нынешними печалями, чтобы ободрились они. Во-вторых, чтобы они сами еще глубже принялись расследовать это дело. Чтобы их пробудить от этого странного оцепенения и воскресить их надежды. Полученное известие должно было побудить их искать Христа и приготовиться к Его явлению. Сейчас они услышат о Нем, но уже очень скоро увидят Его. Т.о., эти женщины становятся как бы апостолами для апостолов. Для них это была честь и вознаграждение за преданность Христу. А для учеников – укор за то, что они оставили Его. Им было велено «пойти скорее» с этим поручением. Зачем нужна была спешка? Теперь ученики были преисполнены печалью, а Иисус Христос хотел поскорее утешить их. Им было дано указание сказать ученикам, чтобы они встречали Его в Галилее. Были и другие явления прежде того значимого явления в Галилее Христа. Но Он пожелал, чтобы Его одно явление было торжественным и публичным. И эта встреча была назначена в Галилее: 1) ради тех из Его учеников, которые оставались в Галилее и не восходили в Иерусалим. 2) Из сочувствия к немощи Своих учеников, которые находились сейчас в Иерусалиме, но боялись иудеев и не осмеливались показываться при народе. Ангел подтверждает истинность своих слов: «Вот, я сказал вам». Можете не сомневаться в истинности моих слов и доверять им. Это сказал вам я, тот, который не смеет говорить ложь. Словами «вот, я сказал вам» ангел как бы снимает с себя ответственность за их неверие в том случае, если они не примут сказанного им слова. Он как бы говорит: «Я исполнил данное мне поручение».
28.8 «И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великой побежали возвещать ученикам Его». Женщины отправляются от гроба, чтобы возвестить о случившемся ученикам. Они испытали странное смешение страха и радости в одно и то же время. Слышать о том, что Христос воскрес, было радостно. Но входить в гроб, видеть ангела и беседовать с ним – всё это не могло не вызвать страха. Они боялись того, что эта весть слишком хороша для того, чтобы быть правдой. Только совершенная любовь и совершенная радость изгоняют всякий страх. Страх и радость вместе ускорили их шаг и дали им крылья для движения. Те, кого Бог посылает с поручением, не должны медлить и терять время. Они «побежали возвещать ученикам Его». Не было никакого сомнения в том, что эта весть обрадует учеников. Поэтому они бежали, чтобы утешить их теми же самыми утешениями от Бога, которыми утешились сами. Ученики Христа должны быть готовы поделиться друг с другом своим опытом общения с Господом. Они должны рассказывать другим о том, что Бог сотворил с ними.
28.9 «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и вот, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему». Явление Христа женщинам подтвердило свидетельства ангела. Эти ревностные женщины не только первыми услышали весть о воскресении Спасителя, но и первыми увидели Его воскресшего. Здесь читали о неожиданном явлении Христа женщинам. Они не рассчитывали на эту встречу с Ним. Христос всегда ближе к Своему народу, чем он думает. Приветствие, с которым Он обратился к ним: «радуйтесь!» Это приветствие соответствует еврейской форме приветствия: «мир вам». Слово «радуйтесь» имело целью прибавить им радости и успокоить их страхи. Христос хочет, чтобы Его народ был радостен. Далее мы видим благоговейное почтение женщин к Нему. Они поклонились Ему как Сыну Божьему, ныне прославленному.
28.10 «Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Здесь мы находим ободряющие слова, сказанные женщинам Христом. Он не сказал им ничего больше того, что уже сказал ангел. Он всегда утверждает слово Своих посланников. Он укоряет их за их страх: «не бойтесь». Они не должны бояться быть обманутыми извещениями о Его воскресении. Они не должны бояться также от явления кого-либо из мертвых. А эта весть, хотя и могла показаться странной, была всё же истинной и благой. Христос воскрес из мертвых, чтобы успокоить страхи Своего народа. Он повторяет данное им ангелом поручение: «пойдите, возвестите …». Иерусалим лишил себя чести принимать Его, поэтому Он переносит эту встречу в Галилею. Особо следует здесь отметить то, что Он называет учеников «братьями». Он никогда не называл их так, как здесь и в Ин.20.17 до того времени, как Он воскрес. Благодаря тому, что вследствие воскресения Он был объявлен Сыном Божьим в силе, и все дети Божьи были объявлены Его братьями. Теперь Христос уже не имел такого постоянного, такого близкого общения со Своими учениками, какое имел с ними до Своей смерти. Но, чтобы они не подумали, что Он стал им чуждаться, Он дает им это внушающее любовь звание братьев. Они позорно оставили Его в страданиях. Но, чтобы показать, что Он смог простить и забыть, Он не только не оставляет Своих намерений встретиться с ними, но и называет их братьями.
28.11 «Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам обо всём бывшем». В целях дальнейшего доказательства факта воскресения Христа здесь приводится признание Его противников, которые стерегли гроб. Их свидетельство усиливается двумя обстоятельствами: они были очевидцами, и сами видели то, что никто другой не видел. И они были врагами, поставленными там для того, противостать и препятствовать Его воскресению. Когда женщины шли, чтобы возвестить ученикам эту весть, пошли также и воины, чтобы возвестить первосвященникам ту же самую весть. Весть, которая должна была покрыть их лица бесчестием. «Некоторые из стражи» (Возможно, то были старшие по званию) пошли к тем, кто поставил их у гроба. И сообщили о своей неудаче. Скорее всего, они рассказали им о землетрясении, о сошествии ангела и т.д. И о выходе из гроба Тела ожившего Христа. Первосвященники получили самые совершенные доказательства. Нетрудно представить себе, какое горькое чувство наполнило их в тот момент. И как они упали в своих глазах. Можно было бы ожидать, что теперь они уверуют во Христа и покаются в том, что предали Его смерти. Однако они упорствовали в своем неверии, поэтому ожесточились. Они решили отразить это свидетельство и замять это дело. Они собрали совет, чтобы решить, что им делать.
28.12 «И эти, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам». Лично они решили не верить, что Господь воскрес. Но они заботились о том, чтобы других удержать от веры в это дело. А себя защитить от посрамления за неверие. Т.к. они предали Его смерти, то для них не существовало иного пути оправдать свой поступок, как только противостать очевидности Его воскресения. Так, предавшие себя на дела беззаконные, обнаруживают, что один грех влечет за собой другой. И что они погрузились в жалкую необходимость прилагать беззаконие к беззаконию. Они пришли к выводу, что этих воинов надо любой ценой подкупить и заставить их не рассказывать народу истинную историю. Они «довольно денег дали воинам». Какое только зло не совершают люди из-за любви к деньгам? Как и большинство людей, эти первосвященники любили деньги. И точно так же не хотели с ними расставаться, как и другие. Однако ради осуществления своих злобных замыслов они вынуждены были жертвовать. По всей вероятности они дали воинам столько денег, сколько те запросили. «Довольно денег» было дано на распространение того, о чем они заведомо знали, что это ложь.
28.13 «И сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда вы спали». Они вложили в уста стражи ложь. Жалкая уловка всё же лучше, чем ничто. Но обман был смехотворным, и сам в себе нес опровержение. Если они спали, то как могли они узнать о случившемся или сказать, кто приходил к гробу? Если бы кто-нибудь из них и пробудился, и таким образом стал свидетелем происходящего, то, несомненно, он разбудил бы других охранников, чтобы вместе оказать сопротивление. С другой стороны, было совершенно невероятно, чтобы группа бедных, слабых с военной точки зрения и удрученных людей отважилась на такой немыслимый шаг, каким было похищение мертвого Тела Христа. Это была настолько очевидная ложь, что ее всякий мог увидеть. Что касается первосвященников, нечестием было с их стороны нанимать воинов для того, чтобы они говорили преднамеренную ложь вопреки собственному убеждению. Учитывая, что этот грех имел целью ниспровергнуть учение о воскресении Христа, это была хула на Святого Духа.
28.14 «И если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим». Чтобы избавить воинов от не бодрствования на посту, наказание за которое по римским законам было очень суровым, они пообещали вступиться за них перед правителем. Мы употребим всё наше влияние и заставим его ничего не заметить. Если бы они действительно заснули и таким образом предоставили ученикам возможность украсть Тело, в чем они хотели убедить мир, то священники и старейшины первыми бы стали упрашивать правителя наказать их за проявленную неверность. Так что их забота о безопасности воинов ясно показывает, что вся эта история была замешана на лжи. Они взяли на себя обязательство защитить их от меча правосудия Пилата, но они не смогли их защитить от меча Божьего правосудия.
28.15 «Они, взяв деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово это между иудеями до сего дня». Их мало интересовали Христос и Его религия. Они взяли деньги, а им этого только и нужно было. Воскресение Иисуса Христа является великим доказательством того, что Он Сын Божий. И никто другой не имел в своем распоряжении более убедительных свидетельств об этой истине, чем то, которым располагали эти воины. Они видели ангела, сошедшего с небес, видели отваленный камень, видели Христа, вышедшего из могилы. И всё же они оказались далекими от того, чтобы самим убедиться в истинности факта воскресения, что согласились за плату говорить о Нем ложь. И препятствовать другим людям поверить в Него. Очередной раз видим, что даже самые разумные доводы не способны убедить людей без содействия Святого Духа поверить во Христа. Уловка первосвященников достигла своей цели. Иустин Мученик пишет о том, что великий синедрион разослал повествование всем иудеям рассеяния, побуждая их к решительному противостоянию христианству. Смысл его заключается в том, что «когда Его распяли и погребли, ученики Его пришли ночью и украли Его из гроба». Цель этого послания заключалась в том, чтобы не только ниспровергнуть истину о воскресении Христа, но и сделать ненавистными для мира Его учеников. И представить их как великих злодеев.
28.16 «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею». Евангелист Матфей выпускает из рассмотрения несколько других явлений Христа, описанных евангелистами Лукой и Иоанном. И спешит описать самое торжественное из них – то, которое было обещано и неоднократно подтверждено словесно как перед Его смертью, так и после Его воскресения. Ученики, согласно Его повелению, «пошли в Галилею». Они уже видели Его несколько раз в Иерусалиме, но всё-таки пошли в Галилею. 1. Потому что Он повелел им идти туда. Казалось бы, не было особой нужды идти в Галилею, преодолеть большой путь, чтобы увидеть Того, Кого могли они видеть и в Иерусалиме. Тем более что вскоре, прежде Его вознесения, им вновь предстояло вернуться в Иерусалим. Однако они уже научились повиноваться повелениям Христа и не возражать против них. Желающие поддерживать общение с Христом должны сопровождать Его туда, куда Он определил. 2. Потому что эта встреча должна была быть открытой и общенародной. Они беседовали с Ним наедине, однако это не освобождало их от обязанности присутствовать в торжественном собрании, на которое многие должны были собраться вместе для того, чтобы увидеть Его. Это было то время, когда Он явился более, нежели пятистам братьям в одно время (1Кор.15.6). Наше общение с Богом наедине не должно заменять собой наше присутствие на общем богослужении. «Господь любит врата Сиона», поэтому и мы должны любить их.
28.17 «И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились». Некоторые полагают, что они увидели Его вначале в воздухе, что давало повод некоторым сомневаться до тех пор, пока Он не приблизился к ним. Только тогда они убедились в том, что это Он. Нам сказано, что они поклонились Ему. Они воздали Ему честь как Богу, что выразили при помощи некоторых видимых знаков поклонения. А некоторые из присутствовавших людей усомнились. Даже у чистосердечных людей может быть слабая и колеблющаяся вера. Некоторые пребывали в состоянии неопределенности. Эти сомнения впоследствии рассеялись. И их вера переросла в полную уверенность. Поэтому нельзя сказать, что они были легковерны и готовы поддаться обманчивому чувству. Ибо они сначала исследовали и испытали всё, а потом уже держались истинного.
28.18 «И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на Земле». Хотя среди собравшихся нашлись сомневающиеся, Он не отверг их из-за этого. Ибо Он «трости надломленной не переломит» (Ис.42.3). Он представил им такие убедительные доказательства Своего воскресения, какие заставили их веру восторжествовать над сомнениями. Христос теперь вручил Своим последователям великую хартию Своего Царства в этом мире. Раскрывая эту хартию, можно заметить две вещи: 1. Те полномочия, которые Господь Иисус Сам принял от Отца. 2. То поручение, которое Он дает тем, кого послал в мир. Собираясь уполномочить Своих последователей, он предваряет вопрос кого-либо о том, какой властью Он это делает и кто дал Ему эту власть. И говорит нам здесь: «дана Мне всякая власть на небе и на Земле». Такое не мог сказать никто, кроме Него. Он, как Посредник между Богом и людьми, утверждает Свое вселенское владычество, являющееся основанием христианской веры. Он не присвоил или не узурпировал эту власть Себе, но она была дана Ему Богом Отцом. Как Богу, равному Отцу в Своей сущности, вся власть изначально и полноправно принадлежала Ему. Но как Посреднику, как Богочеловеку всякая власть была дана Ему. Отчасти в вознаграждение за Его труд и отчасти за исполнение Божьего замысла. Ему была дана «власть над всякой плотью» для того, чтобы всему, что Отец дал Ему, дать жизнь вечную (Ин.17.2). Т.е. для действенного осуществления и завершения нашего спасения. После Своего воскресения Он был облечен этой властью еще более знаменательным образом. До этого Он имел власть прощать грехи (Мф.9.6), а теперь Ему дана всякая власть. И теперь Ему ничего не остается, как вступить во владение. Он имеет эту власть на небе и на Земле, т.е. во всей Вселенной. Христос – единственный вселенский Правитель, Он есть Господь всех (Деян.10.36). Он имеет всякую «власть на небе», владычествует над ангелами. Он ходатайствует не как проситель, а как истец: «Отче, Я хочу …». Он есть поистине Правитель над всеми людьми. Им цари царствуют. Эти слова Господь Иисус сказал не только затем, чтобы убедить учеников в том, что в Его власти давать им поручения и содействовать их исполнению. Но и затем, чтобы устранить соблазн Креста. У них не было причины стыдиться Христа распятого, когда они видели Его прославленным.
28.19 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Это поручение было дано первоначально апостолам, затем перешло к их преемникам. Им было сказано: «идите». Это было не только слово повеления, но и слово ободрения: «Иди и не бойся, не Я ли послал тебя?» Они не должны были не превозноситься и призывать народы служить им, а идти и нести им Евангелие в их дома. До сих пор они сконцентрировались на телесном присутствии Христа, и зависели от него. Теперь Господь Иисус освобождает их от обязанности и дальше следовать за Ним так, как это было до сих пор. И посылает их трудиться самостоятельно. Он вызывает Своих учеников рассеяться по всему миру. Это поручение дано и их преемникам, служителям Евангелия, чья задача – передавать Евангелие из поколения в поколение. И так до скончания века. Их дело было передавать его от народа к народу, и так до края Земли. Служение евангельское относится и к потомкам, иначе как мог бы Христос быть с нами всегда до скончания века. Обратим внимание на следующие факты: 1) Как далеко простирается сфера служения учеников Христа. 2) Что является главной задачей их миссии. 3) Наставления, данные апостолам для выполнения этой задачи.
Рассмотрим более подробно эти факты. 1) Как далеко простирается сфера их служения: до всех народов. Не то, чтобы они должны были идти вместе во всякое место. Но они должны были разойтись таким образом, какой позволил бы им наилучшим способом распространять Евангелие. Это ясно открывает волю Христа в том, что, во-первых, завет, заключенный с иудеями как с особенным народом, должен был быть теперь отменен. Этот завет долго разделил язычников и видимую Церковь. Если раньше (при земном служении Христа) апостолам, когда они посылались на миссионерское служение, было запрещено идти к язычникам, то теперь они посылались ко всем народам. Во-вторых, спасение во Христе предлагается всем, и оно не исключает никого, кроме тех, кто сам себя исключает своим неверием и нежеланием раскаяться. Во Христе Иисусе нет различия между людьми. В-третьих, христианство должно было переплестись с национальными институтами, царства этого мира должны были стать попечителями Церкви. 2) Что является главной задачей их миссии: научить все народы. Он не говорит: «Идите к народам и предрекайте Божьи суды над ними, а идите и научите их». Он основывает школу, пусть все народы сделаются Его учениками. Он набирает армию для ведения войны с силами тьмы, поэтому пусть народы Земли встанут под Его знамена. Т.о., апостолы всюду должны были насаждать христианскую веру. 3) Наставления, данные апостолам для выполнения этой задачи. Они должны принимать учеников через крещение. Либо погружая их в воду либо поливая или окропляя их водой. Это крещение должно совершиться во имя Отца и Сына и Святого Духа, т.е. властью с небес, а не от людей. Мы крестимся не в имена, а во имя, что ясно показывает, что эти три суть едино и имя у Них одно.
28.20 «Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века». Тех, кто таким образом будет крещен, нужно будет учить. Слова эти содержат в себе 2 важных момента: обязанность учеников и всех крещенных христиан и обязанность апостолов Христовых и Его служителей. Они должны соблюдать всё, что Христос повелел. Для этого они должны покоряться учению Христа. Мы вступаем в члены видимой Церкви с перспективой дальнейшего роста. Т.о., на всех крестившихся возлагаются обязанности: сделать это повеление Христа своим правилом и соблюдать то, что Он повелел, без исключения. Наше послушание законам Христа неискреннее, если оно не всеобще. Апостолы Христа и Его служители должны учить повелениям Христа, разъяснять их Его ученикам, убеждать их в необходимости послушания им. И помогать им применять общие повеления Христа в конкретных обстоятельствах. Служители должны учить их повелениям Христа, а не собственным своим измышлениям. Их они должны твердо держаться в своем служении. Христос посылает их заложить основания Царства Его в этом мире, а затем Он обещает им Свое присутствие. Он заверяет Своих учеников в Его духовном присутствии с ними во время исполнения этого поручения. Он дает драгоценное обетование: «И вот, Я с вами во все дни до скончания века». Его телесное присутствие должно было быть отнято у них. Но Он заверяет их в Своем духовном присутствии, которое было для них лучше, чем Его телесное. Он обещает им Свое присутствие, чтобы проводить их через трудности и содействовать этому великому делу. Продолжительность обещанного благоволения: «во все дни до скончания века». Христос будет находиться среди Своих служителей непрерывно. Когда же наступит конец, тогда уже не будет нужды ни в служителях, ни в их служении. Пусть все верные служители Христа ободряются тем, что сказанное апостолам сказано и им.
Текст до сих пор проверен.