ПРОПОВЕДИ
Открывается гнев Божий на нечестие и неправду людей.
Рим.1.18 «ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков».
В этом месте послания ап. Павел хочет доказать, что все люди пребывают под грехом и в соответствии с божественной справедливостью осуждены на погибель. Он стремится сделать благодать Божью поистине нужной и необходимой для человека. Слово «откровение» в греческом тексте, в тексте оригинала таково, что оно всегда обозначает, с одной стороны, чисто божественное откровение, а с другой стороны, редкое откровение. Поэтому оно, несомненно, указывает на откровение гнева Божия. Ниже, при рассмотрении темы, апостол ясно говорит об этом дне как о том, в который будет явлен гнев и суд Божий. Он говорит: Рим.2.5 «Ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога». «Гнев Божий» в Библии обозначает, во-первых, Его святое и ужасающее недовольство грехом, Его серьезное усердие и решительность в наказании греха. Во-вторых, сами суды, которыми Господь посещает грешников. Этот гнев Божий часто открывается на Земле. Далее апостол говорит, что гнев Божий откроется на всякое нечестие и неправду человеков. Бог, в самом деле, ненавидит всякий грех. Но гнев Божий откроется лишь на нечестие и неправедность. Всякий грех является отклонением от Закона и преступлением против святой воли Бога. Но «нечестие» является еще чем-то иным. Здесь оно указывает на то, что человек не воздает честь Богу, не почитает Его и не боится Его. Из такого источника затем вытекает всяческая неправедность, когда и в делах люди свободно преступают Божьи заповеди. Не делают того, что они должны делать по отношению к Богу, самим себе и своим ближним. Но для этого требуется подавлять истину неправдой, т.е. сдерживать известные требования истины к своему сердцу. Не допускать их в свой разум и в свои мысли, чтобы обрести свободу в грехе и неправедности. Это является подлинной причиной осуждения. Именно это провозглашает Сам Иисус Христос: Ин.3.19-20 «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его». Мы вновь видим, что ответственность человека и осуждение предполагает, что он знает что-то о Боге и Его воле, но порой намеренно поступает вопреки им.
Гнев Божий – непременный атрибут библейских свидетельств об отношении живого Бога. Естественное чувство Бога по отношению к Своему творению – любовь. Гнев Его порождается греховностью сотворенного Им мира. Тем самым гнев Божий – реакция на отвергнутую милость Божью. И всё-таки проявление гнева Божьего – это Его «необычайное дело». Ис.28.21 «Ибо восстанет Господь, …разгневается, … чтобы сделать дело Свое, необычайное дело». Каждый грех заслуживает гнева Бога и в этой жизни, и в грядущей. «А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою» (проклятием). Гал.3 10: Божий гнев есть не что иное, как приведение в исполнение проклятия Бога.
Гнев Божий проявляется не только в эмоциях и в интеллектуальном неприятии Богом греха и зла. Главным образом, гнев Божий проявляется в Божьей каре за грех в этой и в будущей жизни. Наказания Божьи включают: мор, смерть, разрушение безнравственных городов и народов, ожесточение сердца, извержение из народа Божьего. Самый страшный признак гнева Божьего, когда Он отдает человека во власть его собственных грехов. Господь говорит так: Пс.80. 13 «Я оставил их по упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам». Наказания есть и в будущей жизни, где грешникам уготованы геенна огненная, где «огонь не угасает». В день Суда нераскаявшиеся грешники подвергнутся вечному осуждению.
Однажды мама сделала сынишке какое-то замечание, на что он ответил: «Ты мне не даешь хорошо жить». Почему же, мягко говоря, Бог «не дает нам хорошо жить», наказывает нас, проявляет Свой гнев? Если Бог, Царь вселенной не будет наказывать зло и грех, то из этого выйдет не добро. Будет хаос, анархия и самоуничтожение цивилизаций во вселенной. Мы порой требуем чего-то у Бога, даем Ему указания и ожидаем немедленного исполнения, уподобляясь при этом капризным детям. Как это глупо! Бог вправе требовать от нас угодного Ему, а наша обязанность – повиноваться Ему, любить Его и довериться Ему. Мы можем быть уверены, что Он сделает то, что нужно, потому что «все дела Его истинны и пути праведны» (Дан.4.34). Наихудшее наказание Божьего гнева, это когда грешник лишен возможности видеть лицо Бога. Пс.15.11 «Полнота радостей перед лицом Твоим».
Рассмотрим некоторые характеристики Божьего гнева. 1) Божьему гневу невозможно противостоять. 1Кор.10.22 «Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» Вероятно, что некоторые из коринфян, став христианами, легко относились к своему участию в языческих празднествах и не видели в этом никакого вреда. Но ап. Павел призывает их быть осторожными. Во второй заповеди Закона находим ответ на причину этого: «Я Бог ревнитель». Он не может терпеть соперничества в вопросах поклонения. Он не даст славы Своей иному. Очень опасно возбуждать гнев Божий, т.к. мы не можем противостать Его силе. Об этом должны думать все, кто продолжает любить грех, кто живет в нем. И в то же время исповедует, что имеет общение с Христом. Сознание могущества силы Божьей должно удерживать нас от делания того, что не угодно Ему. 2) Гнев Божий ужасен. Евр.12.29 «Бог наш есть огонь поедающий». Ранее апостол ласково предлагал нам благодать Божию. Теперь он грозно возвещает нам Его суровость. Мы видим, что Бог не пропускает ничего, чем мог бы привлечь нас к Себе. Он начинает с приятности, чтобы мы охотнее за Ним следовали, а затем устрашает, если приятность мало способствует нашему привлечению. Нам полезно, что к предлагаемой нам благодати Божьей одновременно всегда примешаны угрозы. Бог, будучи милостивым и добрым к боящимся Его до тысячи родов, для Своих презрителей ревнивый и праведный мститель до третьего и четвертого поколения. Этот стих подчеркивает Божью святость и подразумевает неотвратимость проявления Его гнева. 3) Гнев Божий не оставит на грешнике живого места. Кроме того, гнев Божий пронзит и душу нечестивца. Обычный огонь не может коснуться души. Когда сжигали тела мучеников, их душа в пламени торжествовала. Однако гнев Божий действует и на душу. Память человека будет мучиться при мысли о средствах благодати, которыми он пренебрег. Совесть его будет страдать от самообвинений. Грешник будет винить себя за умышленные грехи, за противление Святому Духу. 4) Божий гнев непрерывен. В этой жизни боль может пройти. Муки же обреченных на проклятия в аду непрерывны. Пребывающий под Божьим гневом человек никогда не скажет: «Мне уже легче». 5) В подавляющем случае страданиям в скорбях этой жизни придет конец. Или они не продлятся долго. Умрет или мученик или мучитель. А гнев Божий будет терзать нечестивца всегда. Огонь в природе опасен тем, что он истребляет всё, что является горючим материалом. Огонь Божьего гнева ужасен, ибо он не истребляет того, что пылает в его пламени. При этом заблудшие находятся в огне, оставаясь при этом живыми. В книге пророка Исаии читаем страшное предостережение Бога: Ис.66.24 «и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угасает; и будут они мерзостью дл всякой плоти». 6) Божий гнев справедлив. Справедливым является восстановление Божьей чести. Нарушающий Божьи законы заслуживает возмездия. Может возникнуть вопрос: «Как согласуется с справедливостью Божьей тот факт, что грех, совершенный, возможно, в мгновение, будет наказываться вечным огнем?» Обратим внимание на то, какой Личности нанесено оскорбление. Грех совершен против вечного Бога, следовательно – не имеет конца и наказание. Пребывая в печали, мы испытываем некоторое облегчение, когда нам соболезнуют. Но никто не будет посочувствовать нечестивцам, пребывающим под гневом Божьим. Бог их жалеть не станет, т.к. они пренебрегали Его милостью. А святые возрадуются, увидев, как над нечестивцами торжествует Божья справедливость. В Библии сказано: Пс.57.11 «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение». Когда согрешает верующий, у него есть Ходатай. 1Ин.2.1 «Мы имеем Ходатая перед Отцом – Иисуса Христа, праведника». У грешников есть только Обвинитель, но заступника нет. Они пренебрегли Христом и отказались подчиниться Его правлению, поэтому Кровь Его возопит против них. В книге пророка Исаии содержится обличение в адрес неразумных грешников, которые не придают значения нависшему над ними проклятию и гневу Божию. Ис.44.19 «И не возьмет он этого к своему сердцу». Животным присущ страх. Напр., они боятся огня. Грешники глупее животных – они не боятся адского огня, пока в него не попадут.
Будем восхищаться терпением Бога, Который не навел на нас пока проклятия и гнева Своего. Мы заслужили всё это, но Бог не воздал нам по заслугам. Мы все можем подписаться под стихами: Пс102.8-10 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив; не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам». Бог придерживает Свой гнев и дает нам возможность покаяться. Он не уподобляется нетерпеливому кредитору, который требует немедленного возвращения долга. 2Пет.3.9 Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб». Однако надо знать, что долготерпение – это не прощение. Наказание не отменено, только отодвинуто. Так проявим же старание, чтобы избежать вечного Божьего гнева, чтобы он был не просто отсрочен, но устранен. Мы должны помнить, что наше дело – покоряться Божьим повелениям. Иначе не избежать Его гнева.
Далее дадим ответ на вопрос: «Что нам делать, чтобы избежать грядущего гнева Божьего?» В Новом Завете содержится призыв к вере, покаянию, крещению. Только Иисус Христос спасает нас от грядущего гнева. 1Фес.1.10 «И ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева». Если мы обрели примирение через Его смерть, мы будем спасены от гнева Божьего. Рим.5.9 «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева».
Преступник был казнен за мучение и убийство подростков. Большинство людей радовались, что он уже не будет больше терроризировать население той местности. Может возникнуть вопрос: «Какова должна быть позиция верующих, когда наказывают зло?» Следует ли нам радоваться, если жестокосердные люди получают возмездие за причиненное зло? Частично ответ содержится в псалме 57, в котором Давид молился, чтобы Бог покарал нечестивцев, ополчившихся против него. Пс.57.7 «Боже! Сокруши зубы их в устах их». Далее он умоляет: ст.9 «да не видят солнца, как выкидыш женщины». Какие сильные слова! Но главное внимание надо уделить вот чему. Давид молится, чтобы возмездие Божье было направлено против тех, которые подобны глухим змеям, ст.3-5. Которые неисправимы и игнорируют все попытки обратить их от зла. Поэтому в подобных случаях и мы можем возрадоваться , когда Бог проявляет Свой гнев к не желающим исправиться преступникам.
Девочке было 13 лет, когда ее арестовали, надели ей наручники и повезли на участок а то, что она украла в магазине пуговицу ценой в 49 рублей. Одна мысль о том, что надо будет разговаривать по телефону с родителями, приводила ее в ужас. Но разговор состоялся. Она, с трудом выдавливая из себя слова, рассказал, что случилось. А потом уже совсем чуть слышно добавила: «Простите меня». Мать ответила: «Сказать простите мало, я в тебе разочаровалась». Родители приехали и забрали ее домой. Всем сердцем раскаиваясь в том, что она причинила такую боль своим родителям, девочка приготовилась к самым суровым словам и самому жестокому наказанию. Но не было ни того, ни другого. Отец сказал: «Я тебя наказывать не собираюсь. Натворила ты такого, что страшно подумать, но мне кажется, ты уже сама себя достаточно наказала». О Боге в Библии сказано: Пс.29.6 «Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его; вечером водворяется плач, а на утро радость».
Господь, мы бл-м, что Ты ждешь, что мы вновь пришли к Тебе, и Ты с радостью примешь нас. Бл-м, что Ты не оттолкнешь нас, потому что мы Твои возлюбленные дети. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы бл-м, что Твое естественное чувство по отношению к Своему творению – любовь. А гнев Твой порождается нашей греховностью. Просим, не отдай нас во власть наших собственных грехов. Дай нам осознать, что если Бог не будет наказывать зло и грех, из этого выйдет не добро. Дай нам понять, что Твоя любовь – безопасная гавань, к которой мы должны стремиться. Бог всегда будет нашим прибежищем. Просим, помоги нам искать Твоего света, проходя через бури жизни. Однажды всем нашим страданиям придет конец. Наши слезы навсегда высохнут, и мы вечно пребудем в Твоих добрых руках. А пока помоги нам не забыть, что ничто не отлучит нас от Твоей любви. Силой Духа Святого укрепи нашу веру в Твою заботу и любовь. Аминь.