ПРОПОВЕДИ
Не думайте о себе слишком высоко.
Рим.12.3 «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил».
Ап. Павел хочет, чтобы всё усердие христиан было направлено на исследование воли Божьей, т.к. она старается отвлечь нас от праздного любопытства. Прежде чем дать повеление, он упоминает о данной ему власти, чтобы люди внимали его словам не иначе как словам Божьим. «Благодатью» называет он апостольство, чтобы дать понять, что не по собственной дерзости присвоил он апостольство себе, но по призванию Божию. Утвердив свой авторитет, он налагает на римлян необходимость послушания. Если только не хотят они презреть Бога в лице Его служителя. Гордость – грех, присущий многим людям, поэтому каждый из нас нуждается в предупреждении и в вооружении против него. Затем в нашем эпиграфе следует заповедь. Мы должны остерегаться быть слишком высокого мнения о себе, превозноситься своими суждениями, способностями, личностью своей, достижениями. Апостол запрещает кому-либо брать на себя больше, чем это позволяют его призвание и способности. Он увещает думать и помышлять лишь о том, что может сделать нас скромными. Мы думаем более, нежели должно, если заботимся о том, о чем не надлежит заботиться. Фраза «думать же скромно» означает проявлять усердие к тому, что назидает и ведет тебя к скромности. Мы не должны напрягать себя, стараясь понять то, что для нас недосягаемо и слишком высоко. «По мере веры». Бог уделяет свои дары в определенной мере – «по мере веры». Меру духовных даров апостол называет мерой веры, ибо она является основной добродетелью. Всё то доброе, что мы имеем и делаем, настолько правильно и угодно в очах Божьих, насколько оно основывается на вере и проистекает от веры, и не более того. «Какую каждому Бог уделил». Здесь говорится о причине того трезвого разумения, о котором упомянул апостол. Поскольку распределение благодати многоразлично, каждый должен постановить для себя ту меру умствования, которая содержится в данной ему Богом благодати. Порой мы превышаем меру нашего разумения. Бог не оставляет безнаказанной дерзость эту. Можем увидеть, каким безумием объяты те, кто по глупому превозношению преступают пределы, положенные им. Разумная часть нашего поведения состоит в том, что каждый в духе скромности и покорности отдает себя Божьему руководству.
Рассмотрим сначала природу гордости, откуда она исходит. Читаем из Библии: Мк.7.21,22 «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, …, гордость». Ее описывают, как помышление человеческого сердца. Испорченность человеческой природы – всеобщая болезнь, поражает она не только сердце, волю, сознание, но и разум и память, лишая нас способности понимать духовные истины. Если вы хотите разбираться в духовных вопросах, вы должны молиться о том, чтобы Святой Дух научил вас. Без Него даже самый могущественный разум и железная логика не могут вам помочь. Люди редко вспоминают о первородной греховности и склонности человека ко злому. Если человек поступает плохо, его поведение объясняют влиянием плохих людей, искушением или происками дьявола. Мы часто забываем, что каждый человек имеет внутри себя источник нечестия. Нам не нужна плохая компания, чтобы научиться злому; нам не нужны искушения дьявола, чтобы впасть в грех. Всякий грех берет начало в нас самих. Гордость проявляется, когда мы замечаем, что отличаемся от других и поэтому чувствуем свое превосходство. Она - обманчивое ощущение собственной значимости. Вспомним из Библии разговор ап. Петра с Господом Иисусом. Мк.14.29 «Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я». Обратим внимание на то, как много невежественной самоуверенности можно иногда обнаружить в сердце христиан. Ап. Петр и представить себе не мог, что он когда-нибудь отречется от своего Господа. Он считал себя не только более сильным, чем все остальные, но сильным настолько, что сможет принять на себя натиск искушения и отразить его в полном одиночестве. Что сможет устоять даже тогда, когда никого не будет с ним рядом. Мы по природе своей склонны думать о себе хорошо и доверять своему сердцу. Петр говорил то, что думал. Но кто думает, что стоит, должен остерегаться, чтобы не упасть. Когда мы думаем о себе больше, нежели должно, мы теряем правильное положение перед Богом и ближними. Гордость – это чрезмерная любовь к себе, превознесение самого себя. Читаем из Библии стихи: Ис.14.11,13 «В преисподнюю низвержена гордыня твоя. … А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой». Парадокс этого отрицательного человеческого качества в том заключается, что гордятся люди в основном тем, что не их заслуга, что дано им от Бога: внешностью, своим положением, способностями, авторитетом, знакомство со знаменитыми людьми и т.д. В сердце может появиться гордость за духовные благословения. Вспомним слова ап. Павла: 2Кор.12.7 « И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть».
Мы все склонны к тому, чтобы принижать серьезность греха гордости. Чем больше мы знаем, и чем успешнее наши дела, тем больше вероятность того, что мы возгордимся. Такова природа человека. Мы должны знать серьезность этого греха и смиренно уповать на благость милосердного Бога. Когда приходится бороться с сорняками, можем вспомнить Эдемский сад. Он был совершенным, пока Адам и Ева не ослушались Бога. И тогда тернии и волчцы наполнили землю, омрачив и осложнив труд на ней. В Библии упоминается и Гефсиманский сад. В нем Спаситель умолял Отца найти другой способ избавления человеческого рода от греха, начало которому было положено в Эдеме. Там же, в Гефсиманском саду, Спаситель Иисус покорился Отцу, произнеся слова послушания перед поступком великого страдания: Мф.26.42 «Да будет воля Твоя». По этой причине сегодня нам открыто изобилие Божьей благодати. Покоримся и мы Его очищающему действию в своей жизни, чтобы были искоренены в нашей жизни сорняки греха.
Гордость свою человек выражает разнообразно: в нежелании прислушиваться к совету других, в презрении к другим, в самонадеянном планировании своего будущего, в излишней самоуверенности и т.д. Она видна в наших глазах. Читаем из Библии: Прит.6.17 «Глаза гордые, язык лживый». Гордость выражается в целях и претензиях. Гордец всегда хочет иметь всё больше и больше, чтобы было чем гордиться. Поэтому гордец вдобавок становится еще и жадным. Она выражается как в действиях, так и в ответной реакции. Гордый не радуется успеху других, он злится и готов совершать насилие. Гордость, универсальная черта даже многих народов. Как уже и говорили, именно она является причиной многих наших грехов. И она сама объявлена грехом: Прит.21.4 «Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых – грех». Во-первых, гордость заставляет нас грешить против Бога. Она лишает нас чувства долга перед Богом, мы забываем, что всё доброе, что мы имеем, Он дал нам. 1Кор.4.7 «Что ты имеешь, чего не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» Ап. Павел предостерегает коринфян против самодовольства и гордости. Все свои дары они получили и поэтому не могли хвалиться ими как своими собственными, не оскорбляя при этом Бога. Вместо того чтобы тщеславиться, они должны были бы чувствовать себя должниками Богу, обязанными Его щедрости и благодати. Но это относится и к нам, это общий принцип. Для хвастовства совершенно не остается места. Мы часто приписываем себе успех, который на самом деле обеспечил нам Бог. Мы отказываемся прислушиваться к словам Божьим и упрямо следуем за тем, к чему склонно наше сердце. Мы считаем, что можем быть независимым от Бога. Мы доверяем не Богу, а себе, верим в то, что сможем сами построить свою жизнь.
Во-вторых, гордость заставляет нас грешить против ближних. Мы игнорируем или презираем тех, кого считаем ниже себя. Ап. Павел пишет: Рим.12.16 «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе». Без смирения не может быть истинной любви. Любовь – это способность снисходить, унижаться. Высокомерие и любовь не гармонируют друг с другом. Мы не должны стремиться к почестям, смотреть на мирское величие и достоинство с уважением и желать обладания ими. Но должны испытывать к ним святое презрение. Вероятно, римляне, как жители столицы великой империи, склонны были высоко думать о себе. И христиане среди них были осквернены этим грехом. Поэтому ап. Павел несколько раз в этом послании предостерегает их от гордости.
В-третьих, мы должны бороться против проявления гордости в нас, должны осудить гордость. Мы должны осудить ее уже потому, что она – великий грех сатаны. Гордость характеризует противников Бога. Бог ненавидит гордость: Амос 6.8 «Клянется Господь Бог Самим Собою и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова». Он гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4.6). Заметим два момента: 1) Гордые лишаются благодати, впадают в немилость, Бог противится им. Точный перевод означает, что Бог выступает против них в боевом порядке, как в сражении. Что может быть страшнее Божьей немилости, когда Он объявляет человека мятежником, врагом, предателем Его славы и чести. 2) Смиренным Бог оказывает помощь.
В-четвертых, гордость неминуемо приведет к суду Божьему. Иер.13.15-17 «Слушайте и внимайте: не будьте горды, ибо Господь говорит. Воздайте славу Господу, Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе еще ноги ваши не спотыкаются на горах мрака; тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою. Если же вы не послушаете сего, то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу». Она не только приведет к суду Божьему, но Бог положит ей конец: Ис.2.12 «Ибо грядет день Господа Саваофа, на всё гордое и высокомерное и на всё превознесенное, и оно будет унижено».
От гордости можно и нужно исцеляться. Исцеление начинается с осознания того, что перед Богом мы не можем быть гордыми. 1Кор.1.29 «чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом». Исцеление продолжается по мере того, как мы осознаем себя грешниками. Оно приносит плод, когда мы отказываемся от всякой самоуверенности и начинаем ощущать зависимость от Иисуса Христа.
Приглашенный гость, у которого брал интервью сотрудник христианского журнала, вежливо отвечал на его вопросы. Но у журналиста было чувство: что-то не так. Мимолетный эпизод всё прояснил. Журналист сказал: «Вы вдохновляете тысячи людей». Гость процедил сквозь зубы: «Не тысячи, а миллионы». Словно сожалея о невежестве журналиста, гость стал перечислять свои заслуги: звания, которые носил; высоты, которые достиг; журнал, который издавал. Обратим внимание на то, как Бог, Создатель и Царь Вселенной, открыл Себя Моисею. Он не именовал Себя этими титулами, а сказал: Исх.34.6 «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, и многомилостивый и истинный». Подобно нашему гостью, мы можем строить свою значимость на достижениях. Но Господь показал пример того, что такое настоящий успех. Такой успех не отмечен на визитных карточках. Он проявляется в уподоблении Господу.
Некий пастор рассказывает: «Несколько лет назад мой врач провел со мной серьезную беседу относительно моего здоровья. Я принял его слова к сердцу, начал ходить в спортзал и пересмотрел рацион питания. Через некоторое время мой вес вместе с холестерином понизились, а самооценка соответственно повысилась. Но затем я стал обращать внимание на то, что едят другие люди и осуждать их. Разве не забавно, что как только мы находим для себя подходящую систему оценки, то тут же начинаем использовать ее для возвышения себя и осуждения других? Похоже, это врожденное человеческое свойство: оправдать себя и заглушать вину. Господь дает силу становиться больше похожими на Него.
Господь, дай нам разум не надеяться на себя и вступить в общение со Спасителем Христом, Который любит нас и отдал Себя за нас. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы бл-м Тебя за любовь к нам. Мы отказываемся от своих заслуг и попыток оправдаться. Это ненадежная опора. Помоги нам вступить в общения со Спасителем Иисусом Христом. Сделай нас долготерпеливыми, милосердными и любящими. Исполни нас такой любовью, чтобы мы прежде думали о том, что угодно Тебе, а не нам. Освободи нас от греховной гордости, ибо гордость – это безбожное состояние ума. Бл-м Тебя за великую цену, уплаченную. Спасителем ради нашего освобождения от греха. Пусть Его победа побудит нас отвергнуть все грехи, мешающие приносить плод во славу Твою. Аминь.