ПРОПОВЕДИ
Бог предопределяет время плача и смеха.
Еккл.3.4 «время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать».
Цель ст.1-10 гл.3 Книги Екклесиаста (Проповедника) из Библии – показать, что мы живем в мире перемен. И различные во времени события, условия жизни человеческой отличаются друг от друга. Тем не менее, время от времени они происходят. И мы постоянно сталкиваемся с ними. Есть время, когда провидения Божьи призывают нас плакать и сетовать, есть также время, когда человеческая мудрость и благодать откликнутся на призыв, и люди будут плакать и сетовать. Но, с другой стороны, есть время, когда Бог призывает веселиться – «время смеяться и плясать». Тогда Он ожидает, что мы будем «служить Господу с веселием и радостью сердца». Время для сетования и плача стоит раньше времени, определенного для смеха и плясок. Ибо, в соответствии с Библией, вначале мы должны «сеять со слезами», а затем «пожинать с радостью».
Кто-то сказал: «Пессимист видит тоннель, оптимист видит свет в конце тоннеля; но реалист видит и тоннель, и свет в конце тоннеля, и следующий тоннель за ним». Автор Книги Екклесиаст мудрый царь Соломон был реалистом. Он хотел показать жизнь такой, какая она есть на самом деле, и помочь нам мудро прожить ее. Путь к мудрости – это реалистическое отношение к жизни и принятие факта, что человеку не дано найти ответа на многие вопросы. Он не должен требовать объяснения, но смиренно просить у Бога указать, что Он хочет от нас. А затем верой и правдой выполнять Его указания.
Спокойствие, радость в Господе, удовлетворение ниспослал нам Бог на день сегодняшний, а не обиды за то, чего мы не имеем. Всё это обретается только в нашем святом, мудром и любящем Боге. Который предопределил все события, происходящие в нашей жизни, во имя Своей славы и во благо Своих детей. Об этом в Библии написано: Еккл.3.11 «Всё соделал Он прекрасным в своё время. И положил мир в сердце их; хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца». Мудрый царь Соломон показывает, что во всех переменах, происходящих в мире, участвует рука Божья. Именно Бог заставляет каждое творение относиться к людям определенным образом. И поэтому мы всегда должны взирать на Него. Верить, что это обстоятельство наилучшее для нас в настоящее время, и приспосабливаться к этому условию. Т.к. всё соделал Он прекрасным в своё время, мы должны примириться с обстоятельствами. Всё остается таким, каким Бог предопределил ему быть, а не таким, как нам кажется. То, что в настоящее время нам кажется неприятным, в нужное время может стать привлекательным. Во всех проявлениях провидения присутствует некая чудесная гармония. Так что если поразмыслить, то они окажутся очень красивыми к славе Бога. И для утешения тех, кто уповает на Него. Хотя мы не видим во всем объеме красоту провидения, но мы увидим ее во славе, когда исполнится тайна Божья. Мы должны с терпением ожидать, пока полностью не откроется то, что сейчас кажется запутанным и сложным. Мы ни о чем не можем судить преждевременно. Мы должны верить, что Бог всё соделал прекрасным. Всё сделано очень хорошо и при сотворении и в провидении. И мы увидим это, когда настанет конец. Но до того времени мы являемся некомпетентными судьями. Когда картина рисуется, когда дом строится, мы не видим красоту ни того, ни другого. Но когда мастер делает последний мазок, тогда она может казаться очень хорошей. Мы видим лишь часть Божьих дел, и не можем требовать у Бога ответа за Его действия и не пытаться их судить. «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему», а не нам. Слова «Он вложил мир в сердце их» некоторый богослов понимает так: «Бог не оставил нас без свидетельства о Своей праведности, справедливости и прекрасном порядке вещей, а явил их».
Еврейское слово, переведенное в нашем эпиграфе как «сетовать» обозначает горе, от которого человек не просто плачет, но громко стонет. А еврейское слово, переведенное как «плясать», выражает радость, от которой человек может не только плясать, но и весело скакать.
1. Сначала будем размышлять о времени плача и сетования. Бывает время, когда мы законно должны плакать и сетовать. Во-первых, мы должны законно оплакивать наши собственные и чужие грехи. Господь Иисус учил нас: Мф.5.4 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Здесь говорится о том случае, когда своим грехом мы обидели нашего святого и милостивого Бога. Грехи, которые мы совершили как до, так и после раскаяния (неважно, насколько тяжкими мы их считаем) – это те самые грехи, из-за которых наш Спаситель распят на Кресте. Если наша душа не болит от того, что Христос понес мучения и смерть за наши грехи, тогда неизвестно, от чего она вообще способна болеть. Если мы не будем оплакивать грехи, то не сможем познать радости от прощения грехов. Мы должны оплакивать не только свои грехи, но и чужие (включая грехи, которые другие люди совершают против нас). Оплакивать должны, а не замышлять месть. Сожалеть, а не лелеять обиду. Между нами и другими не будет примирения, если мы сядем за общий стол, отягощённые собственной гордыней, горечью и жаждой мести против тех, кто согрешил против нас.
Бог ниспосылает нам не только времена плача и сетования. Бог ниспосылает еще времена всеобщей молитвы, поста и смирения перед Богом. Это в тех случаях, если церковь искажает любовь и учение Христа, если народ забыл о клятвах, которые соединили его с Богом и т.д. Об этом читаем в книге пророка Иоиль 2.12,13 «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии». Мы должны законно оплакивать несчастья, пришедшие в мир из-за греха. К ним относятся: смерть, война, голод, болезнь, природные катаклизмы, разводы, бедность и т.д. Иногда мы бываем черствыми к беде других. Не будем забывать, что если не Божья милость, эти страдания могли бы быть нашими.
Есть времена противозаконного плача и сетования, которые были извечно установлены Богом. Эти случаи грешны по своей природе, они совершаются согласно свободной воле человека. Наш мудрый Бог использует эти уродливые примеры греха для исправления Своего народа. Первая разновидность противозаконного плача и сетования – это сожаление о событиях, которые вызвали плохие последствия. Сожаление в миру обычно означает: «Я сожалею, что мои действия имели такие плохие последствия». Но если сожаление ограничивается лишь этим, то это ведет нас к осуждению. Угодное Богу раскаяние оплакивает обиду, которую мы нанесли своему ближнему. Оно стремится обрести прощение тех, кого мы обидели своим грехом. Вторую разновидность противозаконного плача и сетования можно назвать манией недовольства и сожаления. В нас не может проявиться радость в Господе, если мы всё время проводим в хныканье и жалобах. Как же радость перед Господом может стать подкреплением для нас, если мы не допускаем этой радости, ибо поглощены сетованием? Вспомним слова Христа из Мф.5.4 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Только оплакивая грехи и их последствия, мы можем познать утешение в Боге. Надо помнить, что оплакивание греха всегда должно привести к спокойствию и утешению, происходящим от знания того, что прощение придет от Бога. Рим.5.20 «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать». Постоянное недовольство свидетельствует о слабой вере во Христа и подверженности эгоистическим устремлениям. Господь никогда не обещал Своим последователям одни лишь ясные, радостные дни. Если постоянно сетовать на судьбу, то дух ваш может изнемочь. Третья разновидность противозаконного плача и сетования – это то, которое целиком поглощает оплакивающих свой грех и не оставляет никакой надежды. Такой поступок усугубляет безнадежность и отчаяние. Наше оплакивание грехов не должно быть беспросветным, в нем всегда должна жить надежда на Бога. Если мы позволяем, чтобы сожаление охватывало нас целиком, мы действуем так, как будто Христос всё еще в могиле. Нам может казаться, что больше угодим Богу, если будем сетовать, нежели радоваться. Нам может казаться, что нет причин, чтобы благодарить и радоваться. На самом деле Бог способен и желает осчастливить всех, у кого сегодня на сердце печаль. Христос сказал: Лк.4.18 «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем».
2. Далее размыслим о Богом назначенных временах радости, в т.ч. смеха и плясок. Они ниспосылаются нам согласно святому и мудрому плану Бога. Они приносят здоровье нашему телу и благотворно влияют на нашу душу. Бог раскрыл это в Своем Слове: Пр.15.13,15 «Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает. Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, и того всегда пир». И еще стих: Пр.17.22 «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». Лицо – хороший барометр для определения погоды в сердце.
Взглянем на законные поводы смеяться и плясать. Во-первых, Бог назначает время так, чтобы мы радовались множеству даров, которые мы получили и получаем от Него (как материальные, так и духовные блага). В истории Израиля Бог назначал не только времена поста за совершённые грехи, но также и времена радости и благодарения за дары, которые Он ниспослал Израилю. Об этом читаем в стихе Втор.16.11 «И веселись перед Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и раба твоя». Воскресенье, день Божьего покоя, надо соблюдать со всей надлежащей строгостью. Но эта строгость вовсе не исключает радость в Господе, наслаждение нашей христианской дружбой и веселье сердца от множества даров Божьих. Даже Вечеря Господня не должна омрачать сожалением и горем. Хотя христианин и должен оплакивать грех, основной чертой христианской жизни пусть будет радость в Господе. Некоторые из христиан хорошо умеют оплакивать грехи, но совсем не умеют радоваться доброте нашего Бога. Во-вторых, Бог назначает времена законного смеха в ответ на тщетные попытки нечестивых людей низвергнуть Бога, победить Его Сына Иисуса Христа, изменить Его планы или уничтожить Его народ. В Библии находим ответ на это: Пс.2.4 « Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им». Такой смех – это подтверждение нашей веры в мудрость и силу нашего Бога. Этим смехом мы говорим: «Глуп тот, кто считает, что может пересилить нашего Бога».
Смех также может что-то сказать о нас. Покажите то, что веселит вас, и нетрудно угадать ваш характер. Если вам весело от скользких анекдотов, вы изобличаете себя. Если вы глумитесь над добродетелью, вы в объятиях порока. Если вы смеетесь над недостатками или несчастьями других, у вас в душе есть нечто жестокое. Спросим себя: «Над чем я смеюсь?»
Есть времена противозаконного смеха и плясок, но и они назначаются нашим святым, мудрым и добрым Богом. Во-первых, бывают времена противозаконного смеха, когда люди смеются над чем-то святым или страшным. Он происходит от презрения и издевательства: над святостью, над Самим Богом, над днем Божьего покоя, богослужением, Церковью Христа, отдельными христианами, Божьими заповедями и учением Христа. Во-вторых, бывают времена противозаконного смеха, обращенного против чего-то злого, извращенного и порочного. Безбожный смех над грехами других людей – тоже неправилен. Публичное порицание не всегда будет самым мудрым способом высказать свое несогласие. Возможно, мудрее будет сначала отвернуться и уйти, а затем найти подходящий момент, чтобы наедине поговорить с этим человеком. Екклесиаст царь Соломон сказал, что как треск тернового хвороста в огне является признаком разрушения, так и веселье грешника отражает его недалекость (Еккл.1-6). Ему не известна ни святость жизни, ни неизбежность суда Божия над злыми делами. Вывод из сказанного: мы познаем из печали больше, чем из смеха.
Господь, просим, дай нам поверить, что Ты назначил нам время плакать и сетовать. Но также не забывать, что Ты же назначаешь и время смеяться и плясать. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Дай нам всегда помнить, что Ты назначаешь различные времена событий в нашей жизни. Ты предопределяешь всё происходящее в нашей жизни во имя Своей славы и нам во благо. И дай не забывать, что мы всегда имеем надежду на Иисуса Христа, что бы мы сейчас не испытывали. Только, полагаясь на нашего всесильного и премудрого Бога, мы обретем в этой жизни истинную радость и счастье. Помоги нам с верой прильнуть к нашему Богу, как в горе, так и в радости. Помоги избавиться от драматических жизненных обстоятельств. Ибо любая тьма рассеивается от света Божьего присутствия. Помоги нам больше смотреть на Тебя и меньше на свои проблемы. Аминь.